Для чего единое государство борется с духовными запросами своих граждан

Обновлено: 25.04.2024

I. Учитель: Это отрывок из дневника человека будущего, того, кто, по замыслу Е. И. Замятина, пришел бы на смену ныне живущим в том случае, если бы развитие страны пошло по тем законам, которые уже активно действовали в 20 – е годы нашего века. Именно в эти годы развивается жанр антиутопия как свидетельство нарастающей тревоги писателей за будущее, как их протест против утопических настроений. Чтобы разобраться в антиутопии, надо вспомнить, что такое утопия.

На протяжении 16–19 вв. было создано немало ярких утопий, выражающих веру авторов в возможность построения счастливого общества на началах социального равенства и справедливости. Вспомним, с чего все началось.

(Прослушиваются рассказы учеников о "родоначальниках" утопии и их произведениях):

– "Утопия" Томаса Мора

– "Город Солнца" Т. Кампанеллы

– 4-й сон Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского "Что делать".

Учитель: В начале XX века на смену утопии как жанру приходит антиутопия. В чем же разница между этими жанрами? Взгляните на таблицу. (Открывается таблица, сравнивающая 2 жанра.)

– Почему в большинстве антиутопий трагичный финал?

– Как вы думаете, какова причина появления жанра антиутопии?

Учитель: Так же, как и предыдущие утопии, не оправдала надежд даже самых активных своих участников социалистическая революция 1917 г., и реакцией на крушение надежд стал ряд произведений передовых писателей, одним из которых являлся Е. И. Замятин. Послушаем историю создания романа "Мы".

(Ученик зачитывает историю создания романа.)

– Роман написан в 1920 г., к печати в России не допущен. В 1925 г. публикуется за границей на английском, чешском и французском языках. В 1927 г. без ведома автора отрывки из романа на русском языке появляются в пражском журнале "Воля России". В 1929 г. Замятину запрещают печататься. В 1931 г. писатель обращается к И. В. Сталину (зачитывается письмо).

В этом же, 1931 г., Е. Замятин уезжает за границу, в деловую поездку, откуда ему не разрешат вернуться в Россию. Умер Евгений Иванович в 1937 г., а роман "Мы" был напечатан в России лишь в 1988 г.

II. Учитель: Обратимся к содержанию романа и узнаем, за что же так пострадали писатель и его произведение.

– Каким предстает мир будущего в романе?

– Какие ассоциации вызывает у вас этот хрустально – алюминиевый рай?

– Что знают жители Единого Государства о древнем мире, в том числе и о нас?

– Как Единое Государство решило материальные проблемы?

– А как решены духовные запросы?

– Какой поучительный рассказ знаком всем нумерам с детства?

– Счастливы ли люди (нумера) в Едином Государстве?

– Какая книга признана в Едином Государстве величайшим памятником древней литературы?

– Какова заветная мечта Д-503?

– Что пугает героя больше всего?

– Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1?

– Рассмотрим эпизод лекции о "музыке древних" (зап.4). Сравните реакцию нумеров на игру И-330 (музыка Скрябина) и игру музыкальных аппаратов. Какова задача искусства Единого Государства? Как воспринимает музыку Скрябина Д-503?

– Какую роль в жизни Д-503 сыграла И – 330, которая исполнила музыку древних?

– Какой диагноз поставили главному герою, когда он решил, что заболел?

– Для чего Единое Государство борется с духовными запросами своих граждан? Почему слово "душа" приравнивается к слову "эпидемия"?

III. Учитель: -Итак, мы видим в романе "идеал разумного общества" на пути ко всеобщему сравнительному счастью. Какими средствами достигается этот идеал?

– Зачитаем отрывок – рассуждение Д-503 о грамме и тонне. Кого пытается убедить главный герой и верит ли он сам в свои доказательства?

– Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия. Удалось ли Единому Государству через более чем 200 лет со дня своего основания добиться своих целей?

– Какую роль в доказательстве того, что Единое Государство не справилось с задачей, играет портретная характеристика героев?

– Как язык произведения служит цели, поставленной автором? Назовите оксюмороны, которые употреблены в романе? ("благодетельное иго разума", "дикое состояние свободы", "наш долг заставить их быть счастливыми", "приковать к счастью на цепь").

– Почему автор выбрал форму дневника для своего произведения? В чем различие, противоречие между формой и названием романа?

– Почему роман назван "Мы"? (Слушаем историко-литературный комментарий ).

IV. Учитель: Итак, эпоха, породившая роман Замятина – это время торжества безымянности, принципиальной безликости. Строители социализма видели будущее в слиянии миллионов в единое целое. На первый взгляд роман Замятина – о том же. А все-таки: кто главный герой романа – "я" или "мы"?

– Что такое "мы" в романе Замятина – соединение разных индивидуальностей, неповторимых "я" или нечто безликое, однородное?

Е.И. Замятин (1884-1937) и его роман-антиутопия - «Мы» (1921)Жанр, проблемат.

«Я человек негнущийся и своевольный.
Таким и останусь…»
как главная черта личности Замятина, человека и писателя.

Мэтр «Серапионовых братьев»
«Не будь в то время в Петербурге Замятина, его пришлось бы выдумать» (Н. Оцуп)

«Революция была огнеглазой любовницей, и Я был влюблён в революцию» (Е.Замятин)

Роман – предупреждение о…. Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей чело.

Роман – предупреждение о…
. Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — все равно какого. Дж. Оруэлл
«Мы» - ужас перед реализующимся социализмом. Замятинство – опасное явление
Ф. Фурманов

В чем суть философской проблемы, положенной в основу романа?

Евгений Иванович Замятин

Евгений Иванович Замятин

Из биографии:Организатор группы молодых писателей «Серапионовы братья». Члены.

Из биографии:
Организатор группы молодых писателей «Серапионовы братья». Члены группы: Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др.
В 1920—1921 годах Замятин работает над романом «Мы». (Этот роман повлиял на вышедшие позже романы-антиутопии Джорджа Оруэлла («1984»), Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту») и О. Хаксли («О дивный новый мир»). Опубликован в России только в 1988г.
Последующие произведения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к печати. В 1931 году Евгению Ивановичу разрешается (помог Горький) выехать за границу. Жил в Париже и продолжал работать над рассказами и киносценариями. Умер там же.

Замятин писал:«Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, чт.

Замятин писал:
«Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию»

Роман-антиутопия Замятина «МЫ»Утопияou – нет, topos – место Неприятие дейст.

Роман-антиутопия Замятина «МЫ»
Утопия
ou – нет, topos – место
Неприятие действительности и построение идеального общества
Подробная регламентация деяний и помыслов людей
Прогресс науки, знания, техники, подчинение природы человеческому разуму, как шаг вперед на пути человечества
Антиутопия
Пародирование утопии, доведение до абсурда её постулатов, полемика с нею
Опровержение утопии
Рассматривая прогресс разума, авторы утверждают его враждебность перспективам развития человеческой природы.
Главное внимание уделяется взаимоотношениям личности и государства, индивидуальности и коллектива

Жанр романаАнтиутопия – это спор с утопией или её принципиальное отрицание? П.

Жанр романа
Антиутопия – это спор с утопией или её принципиальное отрицание?
Почему автор выбрал форму дневника для своего произведения? В чем различие, противоречие между формой и названием романа?
Можно ли заставить человека быть счастливым?!

В чем суть философской проблемы, положенной в основу романа? Предметом изобра.

В чем суть философской проблемы, положенной в основу романа?
Предметом изображения в романе «Мы» является далёкое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». Так ли это?

Группа 1 Устройство Единого ГосударстваНазовите принципы разных государств.

Группа 1
Устройство Единого Государства
Назовите принципы разных государств: тоталитарного, демократического.

Жизнь какого государства показана в романе «Мы»? Докажите.
Какие законы действуют в государстве?
Бюро хранителей ( какова полицейская система, правосудие?).

Группа 1. Устройство Единого ГосударстваЧто представляло собой государство? К.

Группа 1. Устройство Единого Государства
Что представляло собой государство?
Как назывались институты государственной власти, государственные структуры?
На чем основывались взаимоотношения личности и государства?
Что знают жители Единого Государства о древнем мире, в том числе и о нас?
Как Единое Государство решило материальные проблемы?

Механизм Единого ГосударстваПрокомментируйте. Колокол (место казни) Операция.

Механизм Единого Государства
Прокомментируйте.
Колокол (место казни)
Операция
Пиджак (верхняя одежда)
Скрижаль (законы, которые не обсуждаются)
Часовая
Зелёная стена (ограждение)
Благодетель (глава государства)
Материнская норма

Механизмы управленияДвойственная функция Благодетеля.

Механизмы управления
Двойственная функция Благодетеля:
радетель и палач

Группа 2. Понятие счастья. Искусство Единого Государства (люди, музыка, литер.

Группа 2. Понятие счастья.
Искусство Единого Государства (люди, музыка, литература, журналистика).
Как решены духовные запросы?
Какой поучительный рассказ знаком всем нумерам с детства?
Какая книга признана в Едином Государстве величайшим памятником древней литературы?
Рассмотрите эпизод лекции о "музыке древних" (зап.4). Сравните реакцию нумеров на игру И-330 (музыка Скрябина) и игру музыкальных аппаратов. Какова задача искусства? Какова задача искусства Единого Государства?

Группа 2. Понятие счастья. Искусство Единого Государства (люди, музыка, литер.

Группа 2. Понятие счастья.
Искусство Единого Государства (люди, музыка, литература,журналистика).
Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия. Удалось ли Единому Государству через более чем 200 лет со дня своего основания добиться своих целей?
Счастливы ли люди (нумера) в Едином Государстве?

Группа 2. Понятие счастья. Искусство Единого Государства (люди, музыка, литер.

Группа 2. Понятие счастья.
Искусство Единого Государства (люди, музыка, литература, журналистика).
Какую роль в доказательстве того, что Единое Государство не справилось с задачей, играет портретная характеристика героев?
Как язык произведения служит цели, поставленной автором? Прокомментируйте оксюмороны, которые употреблены в романе? ("благодетельное иго разума", "дикое состояние свободы", "наш долг заставить их быть счастливыми", "приковать к счастью на цепь"). Найдите другие примеры оксюморонов.

Группа 3 Главный герой.Какова заветная мечта Д-503? Что пугает героя больше в.

Группа 3 Главный герой.
Какова заветная мечта Д-503?
Что пугает героя больше всего?
Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1?
Какую роль в жизни Д-503 сыграла И - 330, которая исполнила музыку древних? Как воспринимает музыку Скрябина Д-503?
Какой диагноз поставили главному герою, когда он решил, что заболел?
Для чего Единое Государство борется с духовными запросами своих граждан? Почему слово «душа» приравнивается к слову «эпидемия»?
Почему любовь – смертный враг Единого Государства?

Ключевые вопросы классу:Общество создало культ Благодетеля или…жестокая власт.

Ключевые вопросы классу:
Общество создало культ Благодетеля или…жестокая власть обезличила общество?
Личность и общество: что для чего?
Разум должен победить?

Условия жизни в Едином Государстве: Сделайте выводы Технический прогресс (гл.

Условия жизни в Едином Государстве:

Сделайте выводы
Технический прогресс (главное условие счастья?)

А нравственность?
Что самое важное для человека?

Смысл заглавия.- Что такое "мы" в романе Замятина - соединение разных индивид.

Смысл заглавия.
- Что такое "мы" в романе Замятина - соединение разных индивидуальностей, неповторимых "я" или нечто безликое, однородное?

Образовательные – дать основные сведения по роману (обсудить особенности жанра, композиции, сюжета, определить тему, проблему, основную мысль), проанализировать роман с точки зрения средств выразительности и индивидуально-авторских приемов.

Воспитательные – на материале романа воспитать такие качества личности как ответственность, великодушие, чувство художественного вкуса, показать ценность свободы выбора; связать роман с историей родной страны и других стран мира.

Развивающие – развить навыки анализа произведения, выразительного чтения.

Методы и приемы : беседа, лекция учителя, анализ, выразительное чтение учителя и учеников, индивидуальная работа по карточкам и на доске, работа с текстом произведения.

Материалы : карточки для индивидуальной работы, текст романа

Тема: Роман Е. Замятина «Мы». «Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда»

Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы - ежеминутно проводишь по ним языком - и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно). Это несколько мешает логически мыслить.

Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупотолкущиеся кучи пара). Я люблю -- уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное небо.

(Е. Замятин)

1 этап Проверка д/з, закрепление пройденного на прошлом уроке

Вопрос к классу

Работа по карточкам (см. приложение) – 6 человек (4 мин).

Работа с доской – 1 человек (7 мин). На доске отрывок из текста. Нужно обозначить смысловой центр и найти средства выразительности.

См. пред.урок. Сравните героинь романа Замятина и рассказов Шолохова

Перед детьми цитаты с описанием героинь романа «Мы» и рассказов Шолохова. Выразительное чтение учениками цитат, выделение главного смысла отрывка, определение его значения для всего романа. Изучаем средства выразительности.

Сводим все в таблицу :

Тонкая, нежная, волнующая

Резкая, будоражащая, волнующая

Русская, казачка, молодая женщина, волнующая

Милая, кругло обточенная, розовая, круглые, сине-хрустальные глаза, смешная

Тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, улыбка-укус, белые плечи и грудь

Неуклюжая, разлапистая, чернявые глаза, смущена, диковата; статная, грудастая, словно весенний ветер; смеющиеся глаза и щеки.

Расскажите, какой предстает перед нами в романе О-90 (на основе материала прошлого урока, лекции учителя и самостоятельной работы дома)

Ее внешний портрет «повторяет» ее имя:

Вопрос к классу

Какой представляется И-330? : Совсем другая и по внешнему облику, и по характеру.

  • Латинское I (не русское «и») в зрительном плане представляет эту элегантность, угловатость, стойкость (стойкий, сильный характер), резкость I-330, что усиливается и такой деталью, как «острые белые зубы». В то же время при произнесении гласный звук [i] звучит по-женски мягко и нежно, как бы нейтрализуя графическую резкость буквы I (к цифровой символике в «имени» обратимся позднее).
  • В терминологии Е. Замятина героиня — еретичка, бунтарка, революционерка. Она находится среди заговорщиков, цель которых — захватить строящийся космический корабль «Интеграл». Под ее влиянием и Д-503 перестает быть добросовестным винтиком государственной машины.
  • Вызов Единому Государству — установленному порядку, стандарту, унифицированному миру. Ее фантазии в одежде воспринимаются как своеволие, как вызов, свидетельствуют об осознании личностного начала. Героиня будоражит воображение Д-503, пробуждает в нем способность любить, думать, сомневаться. Переодевания I-330 играют важную роль в романе
  • Имя и нумер I-330, возможно, указывает на возрастХриста в момент его жертвенного подвига, умноженный на 10. В этом факте, видимо, содержится указание на удесятеренные страдания, которые приходится перенести ей — женщине, также приносящей себя в жертву в искупление грехов других нумеров Единого Государства (х как крест).
  • вывод: «По Замятину, еретический дух — это божественный дух. Он знает, видит и говорит сегодня о том, что будет завтра. I-330 — больше, чем революционерка. Она — Мессия, Мировая душа, призванная спасти земной мир и духовно обновить человечество. Ее образ близок к образу Иисуса Христа. Имя I означает “Иисус”, цифра “33” — указывает на возраст Христа, “перечеркнутое крестом лицо” — символизирует обреченность и готовность нести свой крест всю жизнь».

Выводы о том, какими представляются героини, какую роль играет каждая в романе, чем похожи и отличны. Сравните с описанием героинь современника Замятина М. Шолохова и сделайте вывод об индивидуально-авторских особенностях писателей.

2 этап. Освоение нового материала.

  1. Жанр. 5 мин
  2. Особенности сюжета и композиции. 10 мин
  3. Образ главного героя. 10 мин
  4. Проблематика. Идея. 10 мин
  5. Мир Единого Государства. Счастье. 10 мин
  6. Деталь в романе. 10 мин
  7. Христианская и числовая символика. 10 мин

Вопрос к классу

Литературовед. справка учителя

В чем, по-вашему, отличие антиутопии от утопии? Приведите примеры произведений.

На прошлом уроке начали говорить о жанре.

- К какому жанру принадлежит роман?

- Что такое утопия и антиутопия?

Антиутопия — жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.

Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Скорее можно согласиться с теми, кто признает за автором умение не только демонстрировать смысл идей и показывать их столкновение, но и умение увлечь читателя человеческими характерами, психологией героев, то есть с теми, кто расценивает замятинский роман не только как роман идей (что в общем-то является свойством жанра, к которому обратился писатель), но и роман людей. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.

О сложности романа, его многогранности, о том, что его содержание не исчерпывается одной антиутопической идеей, свидетельствуют трудности, которые мы испытываем при определении жанра этого произведения. Л.В. Полякова в связи с этим справедливо пишет: «По своим, замятинским законам творчества написан и роман “Мы”, не то действительно “роман” с его тягой к изображению объемности и многогранности событий в центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то “записи”, как определяет их Д-503, давая им заглавие “Мы”. Сам автор чаще всего называл произведение романом, “самой моей шуточной и самой серьезной вещью”, “романом фантастическим”, “сатирическим романом”, “сатирой”, “утопией”. Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые каноны».

Впервые слово «антиутопист» как противоположность «утописта» употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии».

В середине 1960-х термин «антиутопия» появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике. Антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы.

Отличия антиутопии от утопии .

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора. Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило — в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

2. Сюжет и композиция

Определяем тему (беседа)

Говорим об особенностях композиции. Вспоминаем текст (с пояснением учителя)

Уже на первых страницах романа Евгений Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного. Главный герой Д-503, математик, строитель Интеграла, в дневниковых записях ведет диалог со своими предками. Он недоумевает перед невежеством далеких предков и восторгается правильной жизнью Единого Государства, где «дикое состояние свободы» заменено «математически безошибочным счастьем».

Давайте поиграем!

Я – Д-503; 1-й ряд – древние предки, 2-й ряд – «нумера» (I-330, О-90), «счастливейшее среднее арифметическое».

- В чем же ваше счастье, граждане Единого государства (древние предки)? В какие моменты жизни вы ощущаете себя наиболее счастливыми?

- Один из мудрецов сказал: «Любовь и голод правят миром». Согласны? Голод вы покорили нефтяной пищей, а любовь?

- Искусство прежде всего предполагает свободу творчества? Неужели в Едином Государстве нет творческих людей или нет инакомыслящих?

- «Единственное средство избавить человека от преступлений? избавить его от свободы». Как можно избавить человека от свободы?

Мы вжились в роли, посмотрели, о чем думают жители Единого Государства. Это нам поможет определить тему. Что такое тема?

То, о чем говорится в произведении. Причем не просто переложение реальной действительности, а изображение сквозь призму собственного восприятия.

— это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,

— это роман о бездуховном обществе,

— это роман о любви и предательстве,

— это роман о тоталитаризме,

— это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

Таким образом, тема - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для формирования единого целого. Но люди - это не просто винтики в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в винтик, он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение людей 8 совокупность винтиков ведет к преступлению перед человечеством. В романе “Мы” в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, в котором “сильные мира сего” мечтают о людях-роботах. Перед читателем разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье”, а “счастье” это заключается в отказе от своего “я” и растворении в безличном “мы”.

КОМПОЗИЦИЯ . Роман написан в форме дневниковых записей-конспектов (их число - 40). Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. Роман написан от первого лица единственного числа - «Я» Д-503, но его «Я» полностью растворено в общем «Мы», и вначале «душевный» мир главного героя романа - это «типовой» мир жителя ЕГ. Повествование от первого лица единственного числа (для которого характерна рефлексия, самонаблюдение, анализ собственных переживаний), в принципе, интимизирует повествование, позволяет полнее раскрыть образ изнутри. Но такой характер повествования обедняет другие образы, которые существуют только в восприятии, в оценках повествователя, и иная точка зрения не предусмотрена.

Финал возвращает нас к началу (кольцевая композиция), завершается картинами противостояния Единого Государства и дикого мира за Зеленой Стеной. Главный герой романа верит: «Мы победим!», которое, однако, звучит скорее как заклинание, желание победы. Но многое изменилось - мы знаем о существовании за Зеленой Стеной многоцветного полнокровного мира, куда ушла героиня романа - О-90, ожидающая ребенка. А значит, будущее не так однозначно, каким оно представляется в на чале романа.

Роман вызвал при своем появлении споры, которые не утихают и по сей день. Суть этого спора выражена в словах К. Федина о писательской манере Е. Замятина: «Он обладал такими совершенствами художника, которые возводили его высоко. Но инженерия его вещей просвечивалась сквозь замысел, как ребра человека на рентгеновском экране. Он оставался гроссмейстером литературы. Чтобы стать на высшую писательскую ступень, ему недоставало, может быть, только простоты»11. Замятинский роман - роман-эксперимент - непривычен, до сих пор вызывает споры, и это уже свидетельствует о его долголетии, значимости.

3. Образ главного героя

Изучаем в виде схемы на доске

Мир за Зеленой Стеной

4. Мир Единого государства. Счастье.

Вопрос к классу

Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества — голод, ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне. Жителям Единого Государства не знаком и еще один источник страданий, переживаний человечества — любовь, а вместе с ней — и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам по заявкам – розовым талонам. Причем ликвидированы неравенство и несправедливость и в этой области — в отношениях полов: каждый нумер имеет право на нумер другого пола как на сексуальный продукт. Создана новая практическая наука — «детоводство», и эта сфера также полностью находится в ведении Единого Государства. Дети воспитываются на Детско-Воспитательном заводе, где школьные предметы преподают роботы.

Искусство заменено Музыкальным Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное "Мы". Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансов о половой гигиене». Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку:

Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час — мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди — государственный нумер каждого и каждой. И я — мы, четверо, — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке.

Действие известных в мировой литературе утопий происходит, как правило, на острове либо в идеальном городе. Замятин выбирает город, что символично в контексте технической цивилизации ХХ века, когда сложилась антиномия город—деревня. В античную эпоху город еще не противостоял деревне, в новое же время город означает отрыв от природы, земли, отрыв от человеческой сути. В лекции «Современная русская литература» Е. Замятин одной из черт неореализма называл антиурбанизм, обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины», потому что «жизнь больших городов похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными».

Что же граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье? Как живется им под бдительным оком Благодетеля?

1) Человеку покорились силы природы, дикая стихия осталась за Зеленой Стеной. «Мы любим только… стерильное, безукоризненное небо».

2) «Скрижаль» определяет жизнь нумеров, превращает их в винтик единого, отлаженного раз навсегда механизма. Они одновременно встают утром, начинают и заканчивают работу. «В одну и ту же… секунду мы подносим ложки ко рту, — и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в Аудиториум, отходим ко сну».

3) Изобретена нефтяная пища. («Правда, выжило только 0,2 населения земного шара».) Но теперь нет проблем с едой.

4) «Подчинив себе Голод, Единое Государство повело наступление против другого владыки мира — против Любви. Наконец, и эта стихия была тоже побеждена». (5) Нет страданий из-за неразделенной любви. Любовь осуществляется по розовому талончику, за опущенными в стеклянном доме шторами, в строго определенное время, по предварительной записи на партнера.

5) Регулируется деторождение, и воспитание детей Государство взяло на себя: существует Детско-воспитательный Завод. (На нем работает Ю, которая считает, что «самая трудная и высокая любовь — это жестокость»).

6) Поэзия и музыка подчинены общему ритму жизни. «Наши поэты уже не витают более в эмпиреях: они спустились на землю; они с нами в ногу идут под строгий механический марш Музыкального Завода».

7) Чтобы нумеров не мучила необходимость самостоятельно оценивать происходящее, издается Единая Государственная Газета, которой безоговорочно верит даже талантливый Строитель «Интеграла».

8) Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель. «Мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего

Какова проблема и основная мысль романа?

Основная проблема — поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития. Мир, задуманный автором, казалось, дол жен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек — винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира — абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает, на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели несильного счастья. Второй проблемой романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля.

Бережная Ольга Николаевна

Конкурсное эссе для всероссийской олимпиады по обществознанию "Покори Воробьевы горы" (на заочный этап).

ВложениеРазмер
esse_olesi.docx 44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по теме: «…Государство есть организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками…»

Ильин И.А. – русский религиозный философ

Выполнила: Зайцева Олеся Андреевна,

ученица 11-2 класса БОУ г. Омска

«СОШ № 135 им. А.П.Дмитриева».

В своем высказывании Ильин поднимает важную проблему, каким должно быть государство и общество. Какое общество должно составлять основу государства, чтобы быть источником его силы.

Со времен древних цивилизаций философы и политики спорят о том, что такое государство и каким оно должно быть. Рассуждая о проблемах власти, философы задевали вопрос о справедливости правления, применяя понятие справедливость, прежде всего, к населению страны. Так постепенно к восемнадцатому веку сформировалось понимание правового государства. Сегодня ученые и политики всех уровней однозначно признают, что государство должно быть правовым, т.е. гуманным и справедливым по отношению к своим гражданам. Только право имеет наибольшую возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Но такое восприятие государства очень упрощенно, однообразно. Оно сводит понятие государства только к системе органов государственной власти. Более того, такое примитивное понимание вырабатывает у граждан исключительно потребительское отношение к своей стране. Но «государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад», - как верно заметил Николай Бердяев.

Действительно, государство должно заботиться о своих гражданах, их стабильности и безопасности, но государство – это не только и не столько органы государственной власти, это, в первую очередь, народ. Конечно, отношение людей к власти формируется на основе проводимой политики. Но отношение народа к своему государству выходит далеко за рамки отношения к власти как таковой.

Государство понимается людьми как родная страна, которая объединяет и связывает их не только общей территорией, но и общей культурой, традициями и исторической судьбой. Через обычаи, нравы, быт, религию люди ощущают свое единство, которое и проявляется в дни великих праздников или суровых испытаний. Это единство каждый чувствует душой и сердцем, считая себя частью своего народа и духовно общаясь с ним.

Так народ страны вместе переживает знаменательные и трагические события, составляющие историю их общей Родины. Именно отношение к истории государства и вырабатывает важнейшие качества народа, позволяющие ему ощущать себя единым целым. Великий Сервантес писал: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». В славной истории своей страны общество черпает силы для будущих свершений, извлекает уроки из допущенных ошибок, общаясь в масштабах страны на основе примеров духовно-нравственного и патриотического служения Отечеству своих предков.

Из поколения в поколение передаются рассказы о героях прошлого. История государства изучается в школах, начиная с младших классов. В масштабах страны отмечаются замечательные даты, связанные с героическими страницами, сохраняя в памяти народа великие события истории. Так осуществляется связь поколений, прошлого, настоящего и будущего. Именно такое духовное общение и воспитание является основой силы государства. Оно проходит не только через мозг людей, но и через душу, формируя чувство личной сопричастности к своему народу и стране.

Я согласна с философом, потому что понятие государства для людей гораздо шире, чем понятия государственные органы и право. Государство сильно, прежде всего, своим народом. Насколько люди понимают, в какой стране они живут, что она для них, настолько и крепкой будет эта страна. «Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов - неотменно от воспитания», - отмечал Николай Новиков. Чем выше уровень духовно-нравственного развития общества, уровень патриотизма в стране, тем больше народ участвует в жизни своего государства, его управлении и организации повседневной жизни общества. А это невозможно, если в обществе нет связи со своими корнями, своей историей. Уже в Древнем Риме Цицерон обращал внимание на то, что «для государства полезно, чтобы знатные люди были достойны своих предков». Это достоинство достигается не только воспитанием будущих поколений, но и организованным общением всей нации на основе духовности, любви к Родине, готовности жить и работать для ее блага и, если понадобится, отдать за нее жизнь. Такое общение и солидарность народа достигается только на основе знания истории. Общая судьба заставляет народ сплотиться в тяжелые времена и уберечь свое государство не только от внешних, но и от внутренних врагов.

Например, в августе 1991 года в России была совершена попытка государственного переворота с целью установления диктатуры ГКЧП. Недобросовестные политики в правительстве объединились, чтобы свергнуть законно избранного Президента и установить свою власть. Население страны сразу же оценило степень опасности сложившейся ситуации и поняло, что допустить подобное нельзя. Несмотря на то, что на столицу России были двинуты войска, народ, сплотившись в едином патриотическом порыве, окружив в несколько десятков колец здание правительства и не побоявшись армии, отстояли законную власть и свои демократические завоевания не только в столице, но и во всей стране. Так люди показали свою солидарность, понимание того, что это их страна, их власть, их общая судьба.

Духовно-нравственное единство, любовь к своей Родине, знание ее славной истории сплотили российское общество в поддержке населения Крыма и его желания «вернуться» в Россию. Мы все помним 2014 - й год, когда все мы единым фронтом поддержали нашего действующего Президента Владимира Владимировича Путина в его решении обеспечить условия населению Крыма для проведения всенародного референдума и решить, с кем дальше строить свое будущее: с Украиной или Россией.

Сейчас украинские политики обвиняют Россию в оккупации Крыма, указывая на важнейшее военно-стратегическое положение этого полуострова. Но, оценивая действия нашего правительства с этой стороны, они забывают о том огромном историческом значении, которое имеет Крым как неотъемлемая часть России. Они забыли, что русские солдаты и матросы проливали кровь на этой земле во время Крымской войны. Неувядающей славой покрыли себя защитники Севастополя и всего Крымского полуострова во время Великой Отечественной войны. И это наша общая история, наша общая судьба. И российский народ, и народ Крыма прекрасно сознает свое единство как этническое, так и историческое. Именно поэтому население России проявило невероятную солидарность с населением Крыма и поддержало свое правительство в его действиях.

Таким образом, только монолитное общество, сплоченное на основе духовности, нравственности, глубокой любви к своему Отечеству, готовое работать и жертвовать собой для его блага и процветания, является источником истинной силы и мощи государства. Для такого общества государство – не отвлеченное понятие, а своя страна, своя Родина, с которой оно связано единой судьбой: единым прошлым, настоящим и будущим.

Государство в романе «Мы» (Е.И. Замятин)

В фантастическом романе-антиутопии «Мы» Е.И. Замятин представляет общество образцовой несвободы – Единое Государство, где люди полностью лишены своей индивидуальности, свободы и права мыслить самостоятельно.

Роман был написан в 1920 году, однако впервые его опубликовали в СССР только через 68 лет. В нём отражены сложные и противоречивые события того времени. С одной стороны в произведении предсказывалась предстоящая революция, с другой – описывалось далёкое будущее, в основе которого лежал стремительный научно-технический прогресс. Повествование ведётся в форме дневника, который ведёт главный герой – инженер, первый строитель «Интеграла».

Жители Единого Государства живут, следуя чёткому регламенту – Часовой Скрижали. Им необходимо просыпаться в одно и то же время, ложиться в назначенный час, встречаться с кем-либо по полученным заранее талонам, жевать определённое количество раз во время приёма пищи. Все они полностью зависят от Бюро Хранилищ и воли Благодетеля. Особо примечательно, что все люди будущего обезличены, у них даже нет собственных имён. Их можно различить только по номерам-индексам. К примеру, номер главного героя – Д-503.

Главная черта Единого Государства – это отсутствие личной свободы, отсутствие собственного «Я». Умелыми руками был создан единый механизм, состоящий из множества «Я». Все «Я» стали одним целым – «Мы». Поэтому и личных желаний, стремлений и страхов ни у кого быть не должно. Чего стоит только отношение строителей «Интеграла» к погибшим людям. Они считают, что нет необходимости беречь кого-то одного, если он такой же, как все остальные и легко заменяется другим человеком. Обезличивание дошло до такой степени, что люди стали не просто похожими друг на друга, они даже думали одинаково.

Е.И. Замятин показал государство, в котором не было проблем. Здесь нет голодных, нищих, все работают, у каждого есть дом. Кроме того, в Едином Государстве нет природных катаклизмов, потому что люди научились управлять стихиями. Казалось бы, что ещё нужно для счастья? Однако на самом деле люди утратили больше, чем получили. Они потеряли самих себя, свою культуру, природу, возможность любить, радость материнства и отцовства, а главное – свободу, свободу мыслить и принимать решения. В этом государстве не считаются с мнением каждого, здесь всё решает Благодетель. А слежки, пытки и казни – всего лишь необходимые для «счастья» меры. Именно к таким мерам и прибегало правительство России после революции 1917 года, для того чтобы создать государство, где не будет ни бедных, ни богатых. Отсюда и возникла у автора идея, которая легла в основу романа «Мы». Вся разница заключается в том, что русский народ не захотел с этим мириться, а жители Единого государства радовались таким порядкам, они считали, что шпионы оберегают их от совершения непозволительных ошибок. Подчиняться безграничной воле Благодетеля было истинным счастьем для «номеров». Всеобщее равенство, жизнь по сигналу, прогулки рядами в установленное время и даже определённое количество жевательных движений во время приёма пищи – всё это является непреложной основой человеческого счастья. И люди действительно счастливы, потому что им никогда думать, им не с чем сравнивать, они полностью лишены способности анализировать и оценивать происходящее. Всё учтено в этом правильном мире, для того чтобы стереть различия между людьми, даже любовь стала всего лишь услугой по талончику. Причём каждый имел право на другой «номер» как на объект любви.

Архитектура Единого государства тоже представляет собой нечто совершенное, математически точное и рациональное. Дома изображены как прямоугольные стеклянные коробки. Необходимость прозрачных стен объяснялась тем, что людям нечего скрывать друг от друга, а на самом деле так было легче за ними наблюдать и выявлять нарушителей. Стекло делает мир Единого государства ещё более искусственным, безжизненным и холодным. В архитектуре нет никаких украшений, как и в жизни людей, которые живут чётко по расписанию.

Вся жизнь в Едином государстве основывается на чём-то математическом и рациональном: умножении, делении, сложении и вычитании. Творчество – невозможно, появление вдохновения приравнивается к страшной болезни. Никакой «номер» ничем не выделяется от остальных, поэтому не представляет собой ничего особенного. А тем «номерам», у которых выявляются задатки самостоятельного мышления, проводится Великая операция по удалению души. Страшнее всего то, что не только государство считает преступниками тех, кто хочет проявить свою индивидуальность. Сами люди перестали ощущать потребность быть личностями, развиваться и достигать целей.

Главный герой романа Д-503 рассказывал школьникам историю о «трёх отпущенниках», которых, ради эксперимента на три месяца освободили от работы. Эти подопытные каждый день приходили к своему прежнему рабочему месту и всё положенное время проделывали те же телодвижения, что и раньше. Они настолько привыкли делать изо дня в день одно и то же, что их организм оказался уже запрограммированным на выполнение определённой работы в конкретное время. На десятый день эксперимента эти люди взялись за руки и под звуки марша вошли воду. Они решили утонуть, чтобы окончить свои мучения.

Д-503 искренне не понимает, почему их предки жили не так рационально. Почему древние люди уделяли так много внимания философии, искусству, чувствам. Ведь именно эти увлечения и становились причиной всех их бед. Так рассуждает главный герой до тех пор, пока не встречает иррациональную I-330. До этого знакомства он жил строго по законам Единого государства, а влюбившись в I-330, нарушает основные правила, но быстро взяв себя в руки, исправляет эти ошибки. Ничто не способно изменить его рациональный образ жизни, даже преступные чувства. Произошедшие изменения он воспринимает как настоящую катастрофу, потому что с детства воспитывался в Едином государстве и не видел другой жизни. Доктор подтверждает опасения Д-503, диагностировав у него болезнь. По его словам, у главного героя образовалась душа.

Главная проблема романа «Мы» – это обезличивание людей. Здесь люди приравниваются к машинам, у которых нет души. Их личность ничего не значит, «Я» превратилось в «Мы». Каждый человек перестал быть «одним», а стал «одним из многих».

Замятин, описывая общество, в котором поклонение техническому прогрессу дошло до полнейшего абсурда, хотел предупредить людей о том, что любое развитие без соответствующих нравственных законов – губительно. В Едином Государстве, несмотря на высокий уровень развития цивилизации, искажены понятия о добре и зле, отрицается человеческая индивидуальность, значение личности человека. Автор изображает государство, которое представляет единый слаженный механизм, работающий по расписанию, но люди в нём всего лишь незначительные детали этого механизма, лишённые собственного «Я».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: