В правовом государстве действуют принципы верховенства права и разделения властей республики

Обновлено: 28.03.2024

Разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви.

Разделение единой государственной власти натри относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он обставляется системой «сдержек и противовесов», устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной властью и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовое начало государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет (в конечном счете) правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства и общественной жизни. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлении со стороны как законодательных, так и исполнительных органов власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей


Тип 11 № 47205

Школьники готовили презентацию о правовом государстве и гражданском обществе. Какие признаки правового государства могли быть названы в презентации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наличие публичной власти.

2) Перечисление в конституции прав и обязанностей граждан.

3) Незыблемость и гарантии прав человека.

4) Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

5) Определение правового статуса граждан.

6) Взаимная ответственность государства и личности.

1) Наличие публичной власти. Нет, неверно. Это признак любого государства.

2) Перечисление в конституции прав и обязанностей граждан. Нет, неверно. Перечисление не гарантирует реализацию прав и свобод граждан.

3) Незыблемость и гарантии прав человека. Да, верно. Это признак правового государства.

4) Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Да, верно. Это признак правового государства.

5) Определение правового статуса граждан. Нет, неверно. Не является обязательным признаком правового государства.

6) Взаимная ответственность государства и личности. Да, верно. Это признак правового государства.


Задания Д25 C1 № 12003

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «правовое государство»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию любом признаке правового государства;

− одно предложение, содержащее информацию о типе политического режима, при котором возможно построение правового государства.

В правильном ответе могут быть указаны:

1) смысл понятия, например: Правовое государство-государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основные права и свободы личности.

2) Важным признаком правового государства является верховенство права (равенство всех перед законом).

3) Построение правового государства возможно в условиях демократического режима.

Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.


Тип 18 № 43569

Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

17061. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
Б) назначение выборов Президента России
В) назначение на должность по представлению Президента России судей Верховного Суда Российской Федерации
Г) объявление амнистии
Д) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Государственная Дума
2) Совет Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 12212

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17061.

17086. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
Б) осуществление управления федеральной собственностью
В) объявление амнистии
Г) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории России
Д) освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Совет Федерации
2) Государственная Дума
3) Правительство Российской Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 13212

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17086.

17111. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) адвокатура, нотариат
Б) защита семьи, материнства, отцовства и детства
В) государственные награды и почётные звания Федерации Федерации
Г) координация вопросов здравоохранения
Д) судоустройство, прокуратура

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты Российской Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 22121

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17111.

17136. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) координация вопросов здравоохранения
Б) федеральный бюджет
В) кадры судебных и правоохранительных органов
Г) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Д) государственные награды и почётные звания Российской Федерации

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты Российской Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 21221

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17136.

17161. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) осуществление помилования
Б) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации
В) решение вопросов гражданства Российской Федерации
Г) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета
Д) обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

1) Конституционный Суд Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) Правительство Российской Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 21233

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17161.

17186. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую Федерации силу
Б) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
В) решение вопросов предоставления политического убежища
Г) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
Д) осуществление помилования

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

1) Президент Российской Федерации
2) Конституционный Суд Российской Федерации
3) Совет Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 22131

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17186.

17211. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
Б) решение вопросов гражданства и политического убежища
В) разработка и принятие законов
Г) осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности
Д) осуществление мер по обеспечению правопорядка

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Федеральное Собрание Российской Федерации
2) Правительство Российской Федерации
3) Президент Российской Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 13122

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17211.

17236. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения
Б) решение вопросов гражданства Российской Федерации
В) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Г) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета
Д) осуществление помилования

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

1) Конституционный Суд Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) Правительство Российской Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 32132

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17236.

17261. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) кадры судебных и правоохранительных органов
Б) социальная защита, включая социальное обеспечение
В) адвокатура, нотариат
Г) федеральная государственная собственность и управление ею
Д) оборона и безопасность

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты Российской обеспечение Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 22211

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17261.

17286. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) государственные награды и почётные звания Российской Федерации
Б) осуществление мер по борьбе с природными и техногенными катастрофами
В) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Г) вопросы войны и мира
Д) оборона и безопасность

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты Российской Федерации

Добавить в избранное

Верный ответ: 12211

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17286.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите верные суждения о характерных чертах правового государства.

  • Руководящая роль в правовом государстве принадлежит исполнительной власти.
  • Судебные органы в правовом государстве подчиняются законодательной власти.
  • В правовом государстве существует верховенство закона во всех сферах жизни.
  • Гражданское общество является социальной основой правового государства.
  • Правовое государство предполагает взаимную ответственность личности и государства.
Вопрос 2

Выберите верные суждения о правовом государстве.

  • В правовом государстве действуют принципы верховенства права и разделения властей.
  • Республики относятся к правовым государствам.
  • Принцип взаимной ответственности государства и личности реализуется в существовании естественных и неотчуждаемых прав человека.
  • Правовое государство существует во взаимодействии с гражданским обществом.
  • В соответствии с Конституцией РФ политика правового государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Вопрос 3

Конституция провозглашает государство Z правовым. Какие из перечисленных признаков присущи правовому государству и отличают его от иных социальных институутов?

  • наличие и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти
  • активное участие государства в международных отношениях
  • проведение выборов в высшие органы государственной власти
  • верховенство права
  • действие конституции
  • приоритет, гарантии и защита прав и свобод граждан
Вопрос 4

Выберите в приведенном списке положения, характеризующие РФ как правовое государство.


Объясним, что означает принцип верховенства права, сравним две его трактовки – формальную и содержательную. Расскажем, почему в современном мире такое внимание уделяется утверждению верховенства права. Выделим особенности организации власти в правовом государстве. Вспомним, что означает принцип разделения властей и какая «система сдержек и противовесов» создана в современной России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Верховенство закона. Разделение властей"

Верховенство закона и разделение властей – базовые принципы правового государства. Они не могут быть реализованы отдельно друг от друга.

Мы уже говорили о том, что означает принцип верховенства закона.

Во-первых, никто не может быть выше закона. Эти общеобязательные для всех нормы принимаются высшим законодательным органом (парламентом, конституционной ассамблеей, учредительным собранием и так далее). Некоторые, особенно важные – непосредственно гражданами, например, во время референдума. Отменить или изменить закон какие-либо иные нормативные акты не могут. Точнее, не должны. Правом толкования законов наделён конституционный или иной высший суд государства. У него также есть полномочия проверять соответствие законов конституции государства.


Во-вторых, верховенство закона означает также равенство всех перед законом. Граждане, организации, государство должны действовать в рамках закона и нести ответственность в случае его нарушения.

В-третьих, наказания могут назначаться только за деяния, прямо запрещённые законом. И только в порядке, установленном законом.

И в-четвёртых, законы, как, в принципе, и вся деятельность государственной власти, должны быть направлены на защиту прав и свобод человека, а не на их ограничение.

Познакомимся с двумя трактовками принципа верховенства закона. Английские правоведы называют их «тонкая» и «толстая». Но больше прижились другие названия – формальная и содержательная. Просто услышав или прочитав их, мы можем понять суть этих концепций.

Первая из них большее внимание уделяет форме – «букве» – закона. Законы должны быть публично объявлены, чтобы те, кто должен им следовать, могли с ними ознакомиться. Если они не захотели этого сделать, – что ж: «Незнание закона не освобождает от ответственности».


В формулировке закона должны быть прописаны возможные последствия его невыполнения, наказания для нарушителей. Законы должны быть согласованными (не противоречить друг другу) и понятными. Им должна быть присуща определённость. То есть чётко описана ситуация, в которой они будут применяться. Впрочем, о том, что собой представляют «хорошие» законы, у нас ещё будет повод поговорить.

В формальной концепции практически нет требований к содержанию законов, их справедливости. Если закон принят, форма его соблюдена, он должен исполняться: «Суров закон, но это закон». Или даже так: «Пусть погибнет мир, но свершится правосудие». Эту фразу часто ошибочно приписывают римским юристам. На самом деле она появилась в середине XVI века. Эти слова в качестве своего девиза использовал император Священной Римской империи Фердинанд I.

В соответствии с формальной концепцией существование верховенства закона можно признать в недемократических государствах.

Содержательная же концепция верховенства закона базируется на идее о том, что законы должны соответствовать неписанным принципам морали и справедливости.


Вспомним Цицерона: «Несправедливый закон не создаёт права». Или Августина Блаженного: «Несправедливый закон – это не закон». Широкое распространение такой подход получил в XX веке.

После окончания Первой мировой войны впервые в истории был поставлен вопрос о наказании виновных в преступлениях против человечества. Сам этот термин появился в международном праве в 1915 году. Страны Антанты 24 мая приняли декларацию, посвящённую геноциду армян. Действия османских властей характеризовались в ней как «преступление против человечества и цивилизации».


Статьи 227–230 Версальского мирного договора обвиняли кайзера Вильгельма II и многих других немцев в военных преступлениях и требовали организации международного суда над ними. Суд этот не состоялся, так как на тот момент не существовало правовой базы для его проведения.

Нюрнбергский трибунал над нацистскими военными преступниками проходил на основе специально разработанного представителями стран антигитлеровской коалиции Устава. Трибунал признал руководство гитлеровской Германии преступниками несмотря на то, что формально они действовали в рамках законов Третьего рейха.


Можно привести и другие примеры, когда правительства использовали закон как инструмент подавления свобод граждан. С формальной точки зрения преступниками можно считать Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга. Оба они были противниками насилия, но существующие на тот момент законы нарушали.


Английский закон о соляной монополии и законы о расовой сегрегации в южных штатах США.

Чтобы различать формальную и содержательную концепции, Парламентская ассамблея Совета Европы предложила использовать разные термины для их обозначения. Для первой – «верховенство закона», а для второй – «верховенство права».


Организация Объединённых Наций придаёт особое значение содействию осуществления принципа верховенства права. В 2012 году главы государств и правительств стран-членов ООН приняли Декларацию о верховенстве права на национальном и международном уровнях. Её седьмой пункт утверждает: «Мы убеждены в том, что верховенство права и развитие тесно взаимосвязаны и являются взаимоусиливающими, что утверждение принципов верховенства права имеет важнейшее значение для поступательного и всеохватного экономического роста, устойчивого развития, искоренения нищеты и голода и полного осуществления всех прав человека и основных свобод, включая право на развитие…»

С 2010 года эксперты международной неправительственной организации «Проект за мировую справедливость» определяют индекс верховенства закона в различных странах мира.


С методикой его определения вы при желании можете познакомиться самостоятельно. Сейчас скажем лишь, что баллами (от нуля до единицы) оценивается состояние дел в той или иной стране по восьми показателям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Согласно оценкам экспертов, на начало 2018 года наиболее высоким был индекс верховенства закона в Дании, Норвегии и Финляндии. США заняли 18 строчку, Россия – 89.

Большую роль в реализации принципа верховенства закона (как и верховенства права) играет государство. Именно от него зависит, насколько «хорошие» законы будут приняты, в какой степени они будут соответствовать представлениям о справедливости, и не останутся ли они только на бумаге.

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности. Выделим четыре основных.

Первое: идеологический и политический плюрализм. Не должно быть одной господствующей партии, обязательной для всех граждан идеологии. Даже если какое-то политическое движение на выборах поддерживает значительное большинство избирателей, это не должно вести к запрету деятельности других партий.


Оппозиция, независимые средства массовой информации должны иметь возможность свободно критиковать действия властей.

Второе: выборность органов власти и должностных лиц. Глава государства, депутаты парламента, руководители регионов и органы местного самоуправления должны избираться населением на определённый срок.


Очень важным является принцип сменяемости власти: ограничения пребывания одного лица на выборной должности определённым периодом. Это в значительной мере препятствует властному произволу и способствует защите прав и свобод граждан.

Третье: стабильность законности и обеспечение правопорядка. Поясним значение этих терминов. Законность – точное и неуклонное соблюдение правовых норм. А также последовательная борьба с преступностью и её профилактика.

Исторический опыт многих государств свидетельствует, что основным фактором, который способствует снижению преступности, является неотвратимость наказаний за правонарушения, а не их жестокость. Поэтому эффективная деятельность правоохранительных органов крайне важна для поддержания правопорядка. Этот термин означает степень воплощения законности в действительность, реальное положение дел в этой сфере.

И четвёртое: недопущение монополизма не только в политической (об этом мы уже говорили), но и в экономической сфере. Отсутствие реального политического плюрализма ограничивает право граждан иметь и отстаивать собственное мнение. А также исключает конкуренцию идей, возможность выбора лучшего из вариантов решения проблем, стоящих перед страной. Контроль государства над экономикой лишает людей возможности свободно выбирать вид трудовой деятельности, заниматься предпринимательством. А экономическая свобода – одна из основ политической независимости.

Гарантией от превращения государства в монополиста является реализация принципа разделения властей.

Впервые попытка разграничить полномочия ветвей власти была предпринята… Вы, вероятно, уже догадались? В Древней Греции. Легендарный законодатель Ликург в XVIII веке до нашей эры предложил спартанцам разделить властные полномочия между народом, царями и аристократией.

А наиболее основательно разработал принцип разделения властей уже в XVIII веке французский просветитель Шарль Луи Монтескьё. «Для того, чтобы предупредить злоупотребления властью, необходимо , чтобы одна власть сдерживала другую . Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе , не может быть свободы . С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной . И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган станет осуществлять все три вида власти».


Наиболее последовательно разделение властей было проведено Конституцией США 1787 года. Причём в двух её видах. Горизонтальное – разграничение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти. И вертикальное – между федеральной властью и властями штатов.

Россия – федеративное государство. Поэтому её Конституция также предусматривает горизонтальное и вертикальное разделение властей.

Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит парламенту страны – Федеральному Собранию. Исполнительная власть – Правительству России. Высшая инстанция судебной власти – Верховный Суд. Особые полномочия имеет Конституционный Суд Российской Федерации. Президент является главой государства. Конституция не относит его к какой-либо из ветвей власти, но Правительство подотчётно ему.

Конституция устанавливает «систему сдержек и противовесов». Она позволяет ветвям власти, не подменяя друг друга, не смешивая полномочия, контролировать деятельность друг друга.


Принятие законов происходит по довольно жёсткой юридической процедуре, которая призвана обеспечить максимальное качество правовых актов. Президент не может принимать законы, но обладает правом отлагательного вето. То есть может высказать своё несогласие с тем или иным законом, предложить свои поправки к нему, возвратить его на доработку парламентариям. Блокировать законы и иные правовые акты, не соответствующие Конституции, – одна из главных задач Конституционного Суда.

Президент имеет право при определённых условиях распустить Государственную Думу и назначить досрочные выборы. Парламент также может досрочно отстранить Президента от должности.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. В то же время оно подконтрольно Государственной Думе, должно регулярно отчитываться перед ней о результатах своей деятельности. Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства.

Разграничению полномочий между Российской Федерацией и её субъектами будет посвящён отдельный урок.

А пока подведём итог. Вспомним:

· чем отличаются значения терминов «верховенство закона» и «верховенство права»;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: