Дайте общую характеристику теории государства и права как науки возникновение и развитие

Обновлено: 01.05.2024

Древние мыслители пытались познать окружающий мир благодаря единой общей науке – философии. Если сравнивать ее с такими науками как логика, этика, математика, медицина, физика, станет сразу понятно, что философия занималась исследованием проблем государственной и правовой жизни социума согласно присущему ей мироощущению. Правовая государственность рассматривалась, как наиболее справедливый механизм социума и первоначально сформировалась у древних греков в форме мысленного образа реального полиса, представленного объединением людей, которые должны были подчиняться единственному и справедливому закону.

Например, у древнегреческого мыслителя Демокрита (ок. 460—360 до н.э.) возникла мысль о том, что качество государственного управления прямо влияет на благополучие граждан государства, что благопристойность призывает послушания закона, власти и интеллектуального превосходства.

Проходят года, и система философских знаний выделяет философию права как обособленную науку. Предмет ее – изучение государственно-правовой стороны жизни социума. Философия права представляет собой методологическую базу юриспруденции.

Общую философию сравнивают с философией права как часть и целое. Так как философия права входит в состав философии, у нее нет отличий от целого ни в функциях, ни в методах. В сравнении с другими юридическими науками философия права находит решение тех же общенаучных проблем, что и философия в отношении всех областей человеческого знания. Большинство ученых и практиков сходятся во мнении, что общетеоретическая задача философии права содержится в изучении глобальных государственно-правовых категорий, которые являются основой юридических наук. Помимо этого, основная и высшая научная категория юриспруденции – это право.

Право – это явление социальной либо государственной жизни общества.

Именно по этой причине научную трактовку права возможно раскрыть только на фоне государства, предполагающего понятие о социуме.

У немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831) не возникало сомнений не только в том, что философия права — это наука, но и в том, что наука о праве — это философия. Антагонистичным было мнение русского юриста Н. М. Коркунова (1853—1904). Он не признавал сверхъюридическую правовую научность, но все-таки считал, что имеет место быть применение словосочетания «философия права», чтобы обозначить те высшие уровни теории права, на которых глобальные обобщения еще сохраняют осознанную связь с правовым материалом. Толкование философии права как методологии и гносеологии юриспруденции также довольно-таки популярно.

Вторая половина XIX в. отметила тенденцию акцентирования внимания под названием «философия права» на многообразные фрагменты философских взглядов и подходов, по различным мотивам импортируемых, а затем «легализуемых» в правоведении.

К примеру, утверждение немецкого юриста Густава Гуго (1764—1844) отражало мысль о том, что не наука о праве есть часть философии, а философия права — часть юридических теорий.

В России в 1970-1980-е года правоведы приобретают особо яркое философско-правовое самосознание: они были солидарны лишь с той философией права, которая «вырастает на фундаменте всего юридического знания».

Виды философии права

Согласно современной отечественной трактовке философии права выделяются два ее вида: юридический и интегративный. Первый вид предлагает разнообразные версии философии как юриспруденции и игнорирует тот факт, что сформированные на юридической территории философские мысли либо «мумифицируются», либо сами модифицируются в юриспруденцию, либо переделывают ее в философию, либо синтезируются в особый тип знания. Можно с уверенностью утверждать, что наиболее вероятной является интегративная двухуровневая модель, которую предложили в своих работах С. С. Алексеев и В. С. Нерсесянцев. Первый уровень представляет философию права как исконно философскую дисциплину, которая рассматривает право под углом зрения универсальной философской системы или историко-философских разработок. На втором уровне философия права рассматривается как интегрированная философско-правовая область знаний, «когда правовой материал научно прорабатывается, основываясь при этом на определенную сумму философских идей».

Таким образом, философия права — это специальная область, имеющая два направления движения к пункту конкретности истины о праве:

  • от философского всеобщего через правовое особенное;
  • от правового особенного через философское всеобщее.

Ранее российские ученые интерпретировали философию права как конституцию правопознания.

«Философия права – это интегрирование объединения всех принципов познания, которые были выработаны ею, общей философией и комплексом юридических наук».

Последнее время отечественная литература отражает перенос акцента с логики познания права на познание логики самого права. Философия права охарактеризована как наука о праве в гуманном обществе. Некоторые ученые считают, что она может трактовать право, его смысл и предназначение с точки зрения мировоззрения и ценностей. Помимо этого, происходит возвращение к классическому положению, в соответствии с которым «цель разума — истина, и философия права пытается найти истину о праве».

Таким образом, становится понятным современное понимание объекта философско-правовых изысканий.

Второй уровень трактует его как «действительность в тех пределах, в которых бытует право», а первый уровень поднимает нас еще на одну ступень — до того предела реальности, где существование права может стать понятным и обоснованным. В этот момент право возникает как укорененный в системе взаимоотношений «мир — человек» целый юридический универсум — широкое и сложное образование, которое содержит в себе всевозможные формы собственно права, правосознания, правовые идеалы, правоотношения и среду их функционирования, различные механизмы мотивации и регулирования деятельности. В самом юридическом универсуме содержится и то, что правом как таковым не является, но без чего его быть не может, — ценностная форма социального существования, определенные сущностные характеристики человека, «виртуальное право» (инфраправо, или так называемые непосредственные социальные притязания) и, скорее всего, многое другое, что еще ожидает открытий и осмыслений.

Гегелевская философия права и государства — это философское учение об объективном духе, т.е. о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства.

Право, по Гегелю – это есть наличное бытие свободной воли. Диалектика такой воли сходится с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли. Гегелевская философия права использует данное понятие в следующих основных значениях:

  • право как свобода (идея права);
  • право как установленная ступень и форма свободы (особое право);
  • право как закон (позитивное право).

Философ убежден, что государство – «есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как явная, самой себе ясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Государство – это разумное в себе и для себя.

Поэтому идеи Гегеля о государстве являются правовой действительностью, в иерархии которой государство, выступая наиболее конкретным правом, является правовым.

Существуют и другие воззрения согласно данной теме.

Например, немецкий философ Эммануил Канта (1724—1804) утверждает, что всякая личность имеет совершенное достоинство, абсолютную ценность; личность не является орудием исполнения каких-либо планов, даже если они благородные. Человек — субъект морального сознания, в корне отличный от окружающей природы, его поведение должно быть основано на веления нравственного закона. «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», — рекомендовал философ.

То есть, делай так, чтобы относиться к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели — и никогда только как к средству.

По мнению Канта, право – это единство условий, которые ограничивают произвол одного по отношению к другим, используя при этом объективный общий закон свободы. То есть определение наталкивает на мысль о том, что право обязано выполнять регулирование внешней формы поведенческих действий людей, которые, в свою очередь, выражаются вовне человеческих поступков. Если рассматривать само отношение к государству, то мудрец пытался установить связь между необходимостью государства — объединения большого количества людей, над которыми главенствуют правовые законы, — только лишь с категориями, совершенно относящимся к рассудочному, умопостигаемому миру. Благо государство по Канту – это состояние предельной согласованности конституции с принципами права.

Интерпретация философии права

Согласно российской юридической мысли, философия права вырабатывает общее мировоззрение, основываясь при этом на выводы отдельных наук. Однако, не смотря на то, что произошло современное развитие человеческого знания, философия не может подвергнуть исследованию закономерности всякой особой науки, в том числе бесчисленных юридических дисциплин, которыми охвачены почти все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере.

По этой причине функции философии права опираются на теорию права, внимание которой сконцентрировано на изучении важнейших всеобщих закономерностей предоставленной сферы социальной жизни.

Не секрет, что прогресс и совершенствование человека не стоит на месте. Общее оздоровление реальной социальной жизни поднимает актуальность изучения проблемы взаимной связи и взаимного обеспечения философии и наук, которые ставят перед собой задачи исследовать определенные стороны окружающего мира. Философия как «наука наук» — в суждениях Аристотеля, Канта, Гегеля — может являться такой, лишь имея под собой основу интеграции всех нынешних знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Обобщение некоторых научных знаний, в особенности науки о государстве и нраве является базой для выявления закономерностей мироздания. Она придает ему юридическую значимость. Как философия, так и любая другая наука обладает специализацией.

Специализация — это сравнительное обособление знаний установленной части дисциплины, которая располагает самостоятельной жизнью.

Не смотря на это, если отсутствуют системные связи с мировоззренческой основой, не может быть ни философа, ни другого специалиста в сфере человеческой деятельности.

Научный и практический смысл юриспруденции опирается на философские знания. Однако может ли философия права включить в себя весь спектр юридических знаний, всерьез проводить практическое исследование главных закономерностей государства и права, вырабатывать методологию неисчислимых отраслевых аспектов государственно-правовой науки? Современные условия дают такую возможность ли при наличии основы тесного научного сотрудничества с общей теорией права. Социальная жизнь нуждается в углублении, интегрировании, развитии, конкретизации философских основ общей теории государства и права. Пренебрегать теорией государства и права как общетеоретической наукой невозможно хотя бы из практических взглядов. Наряду с этим нынешняя российская философия права не имеет последовательности и противоречива, содержит в себе расходящиеся мнения почти по всем вопросам, охватывая предмет и природу данной дисциплины.

Таким образом, дисциплина «Философия права» во-первых, подробно изучает основные философские правовые учения великих мыслителей от Античности до сегодняшнего времени, и, во-вторых, анализирует основания юриспруденции как самостоятельной науки, её смысл, значение и центральные принципы.

Благодаря этому, данный курс занимает важное место в учебном процессе. Ведь являясь дополнением таких дисциплин как «Всеобщая история государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства», «История права в России», «Римское право», «Теории государства», он позволяет выработать единое представление о теоретической юриспруденции и развить у студентов осмысленную гражданскую позицию.

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону.

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества.

Шершеневич: «Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше».

ТГП прошла сложный, многоэтапный путь развития.

1. Исходные положения появились уже в древних культурах
(Индия, Китай, Греция, Рим).

Важнейший вклад в развитие теоретических исследования внесли Платон (работа “Государство”, ”Законы”), Аристотель (“Политика”), Цицерон (“О государстве”). Значительные результаты по выявлению тонкостей юр. отношений были достигнуты в Риме, наиболее общее выражение они получили в Кодексе Юстиниана. В этом отношение древнеримское право является величайшим образцом юр. культуры. Именно в тот период возникло профессиональное юр. образование, появились первые в истории человечества учебники по правоведению (институции). Среди них отличились Институции Гая, которыерые потом были положены в основу Институций Юстиниана и получили силу закона.

2. Следующий этап в становлении и развитии ТГП
относится к Средним векам.

Правовые исследования и преподавание были обусловлены как конкретно-исторической действительностью каждого государства, так и мировыми цивилизационными процессами на Востоке и Западе. Одним из крупных явлений той эпохи на Востоке стало Мусульманское право, возникшее на основе ислама и способствовавшее распространению и превращению его в одну из мировых религий. В Европе шло переосмысление римского права, формирование канонического и “общего права”. Например Представители французской школы гуманистов пытались изучать римское право в системном виде, сравнивая его положения с постулатами обычного и церковного права. В средневековой Руси размышления о государстве, законе носили патриархально- религиозный характер, подтверждение тому есть у Иллариона в “Слове о Законе и благодати”, а также в Повести временных лет и др. источниках.

3. Период перехода от Средневековья к Новому времени,
Эпоха Возрождения

Характеризуется революционным переворотом в умах людей, экономических, политических и юридических отношениях. Появляются уникальные труды – “Государь” Маккиавели, “Политический трактат” Спинозы, “Два трактата о правлении” Локка и др.

Они отражали сложность и противоречивость того времени. Несмотря на разные научные школы, диапазон подходов (от утопического до рационалистского, от теологического до антирелигиозного, сугубо светского) их объединяло одно – стремление усовершенствовать управление государством, полнее использовать потенциал закона, выявить соотношение политики и права.

Новое время (17-19в.)

Теоретические исследования о государстве и праве приобретают системный, постоянный характер. Именно в это время самой жизненной практикой, великими философами и просветителями были выработаны и получили закрепление в Декларациях и Конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как о форме гос-ва, естественном праве, неотъемлемых правах человека.

В 19 веке в правоведении в кач-ве самостоятельной дисциплины стала выделяться обобщающая юр. Наука – теория права. Ее появление связывается и изданием книги Остина “Чтения по юриспруденции” (1832 г.). В это же время издаются и обобщающие работы по государствоведению. В России также появляются различные труды, например “Общая теория права” Шершеневича, “Энциклопедия права” Трубецкова.

В современную эпоху

Обобщающие дисциплины по Г и П нередко связываются с отдельными философскими и иными научными течениями методологического характера (марксизм, нормативизм, религиозные концепции и др.) ТГП в настоящее время – обширная область человеческих знаний, выраженная в большом кол-ве книг и статей.

В познании окружающего мира особое место занимает наука – одна из сфер человеческой деятельности. Наука – это теоретическое отображение действительности; система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития.

Функции науки – выработка и теоретическая систематизация объективных данных о тех или иных сферах окружающей действительности.

Можно сказать так: наука – это система знаний о наиболее существенных признаках (свойствах) изучаемых явлений, закономерностях их существования и развития. Есть знания научные и знания ненаучные, обыденные, то есть обыкновенные, лишенные значимых общественных интересов.

Наука – это не любые знания, а знания о существенных, глубинных свойствах общественно значимых явлений, тенденциях их развития. Далее, речь идет о знаниях определенных образом систематизированных, организованных, приведенных в систему. Отметим еще одну особенность. Наука – это не только получение знаний определенного уровня но и деятельность по производству, приращению новых научных знаний, деятельность осуществляемая специалистами по теоретическому осмыслению основных тенденций развития общества, его совершенствования.

Государство и право – важнейшие факторы общественной жизни, непременные спутники современного общества. Сами по себе такие социальные явления, как государство и право, представляют собой объект повышенного интереса со стороны правоведения, т.е. юридической науки в целом. Правоведение – это отрасль социальных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическо-прикладное значение государственно-правовой действительности[1].

Правоведение – система юридических наук, включает:

- общетеоретические и исторические науки (теория и история государства и права, история политических и правовых учений);

- отраслевые юридические науки (науки конституционного права, административного права, гражданского права, трудового права, семейного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права и т.д.);

- специальные юридические науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (прокурорский надзор и т.д.);

- прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминология и т.д.);

- науки, изучающие международное публичное право, международное частное право, космическое право и т.д.

Существенно то, что к юридическим наукам относится не конституционное право, а наука конституционного права; не гражданское право, а наука гражданского права; не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические знания о государстве и праве.

Теория государства и права не ставит задач изучить все без исключения стороны, относящиеся к государству и праву. Такую задачу ставит правоведение – юридические науки. Следовательно, теория государства и права – составная часть правоведения, наука, изучающая государство и право в целом, т.е. не в отдельно взятой стране, не в конкретную историческую эпоху, а в общих чертах и в историческом развитии. Теория государства и права разрабатывает общетеоретические понятия, применяемые во всех отраслях юридических знаний, объясняет государство и право вообще. Соответственно, изучение теории государства и права является необходимым фундаментом, на котором в дальнейшем строится глубокое понимание юридических дисциплин и процессов. Этим объясняется то, что в юридических образовательных учреждениях в качестве вводного и основополагающего изучается основной курс по теории государства и права.

В научной литературе в теории государства и права нередко выделяют три элемента или составные части: философию права, социологию права и юридическую догматику.

Философия права рассматривается как идеальная первооснова права. Именно философия права позволяет сделать вывод о том, каково должно быть право, а не исследование права таким, каково оно есть на самом деле, показывает границы между сферой права и сферами морали, политики и экономики; философия должна способствовать более совершенному определению права, призвана выработать методологические основания правовой реальности.

Социология права - существенное направление в современной теории государства и права. Его представители выступают за то, чтобы юристы не ограничивались изучением «права в книгах» и обратились к анализу «права в действии». Соответственно, признается следующее: юридическая наука призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей.

Юридическая догматика позволяет сконцентрировать внимание на структуре государства и права, их формах, основных юридических категориях, толковании, применении права и т.п. По сути, речь идет о, так сказать «чистой теории», лишенной внешних по отношению к праву, неюридических факторов («примесей»).

Итак, теория государства и права в своем объяснительном подходе к государственно-правовым явлениям опирается на положения философии права, социологии права, раскрывающим смысл, сущность, назначение, ценность этих явлений. Она учитывает такие выводы юридической догматики, относящиеся к более конкретным аспектам познаваемых явлений.

Итак, философия – суть и идеал, социология - практика, а догматика – внутреннее содержание и соотношение правовых норм, и иных государственно-правовых явлений.

В целом можно отметить следующее: наука теории государства и права - это система знаний об основных признаках и свойствах изучаемых явлений, знания упорядоченные в определенную систему, знания взаимосвязанные и обоснованные.

Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.

Основные черты ТГП:

1) ТГП - это гуманитарная (общественная) наука.

2) Г и П - общественные явлени, являются определенными элементами общ-ва, они непосредственно связаны с человеческими общественными отношениями. По этому наука изучающая Г и П является гуманитарной, общ-ой наукой.

3) ТГП - политико-правовая наука. Политико-правовой характер определяется тем, что она изучает гос-во т.е политическое явление и право которое является правовым, юридическим явлением.

4) ТГП - это единая наука о гос-ве и праве. Хотя гос-во и право различные явления тем не менее они очень тесно связаны и находятся в определенном единстве друг с другом. ТГП изучает их в этом единстве и потому является единой наукой о гос-ве.

5) ТГП - это наиболее общая наука о гос-ве и праве.

6) ТГП - это фундаментальная юрид-ая наука, она не занимается изучением прикладных сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих глубоко теоретических фундаментальных знаний о Г и П-ве.

7) ТГП - это методологическая наука. К методологическим наукам относятся науки формирующие мировоззрение т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности.

Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. На философию права, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками.

Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов.

Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Отличия. Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ (вводного, общей теории государства и общей теории права.)

Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Теологическая теория происхождения, насилия, договорная, патриархальная.

Объект и предмет теории государства и права: понятие, общая характеристика и плюрализм понимания их соотношения.

Объект науки - те явления, которые она изучает. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки — то, на что направлена познавательная деятельность. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками.

Предмет - то, что интересует данную науку. В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Объект науки - те явления, которые она изучает.

Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет теории государства и права неоднороден. Основное деление внутри неё проходит между теорией государства и теорией права.

В своем учебнике Н.И. Матузов, А.В. Малько указывают, что предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. В качестве предмета теории государства и права выступают 2 блока объективной действительности: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки.

Особенность предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.

Методы и методология теории государства и права: различные подходы к классификации.

Методология - это совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов изучения государственно-правовых явлений.

Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.

Метод науки - это знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки.

Теория государства и права использует следующие методы:

1. Всеобщие (задаются используемым философским направлением):

а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует независимо от нашего сознания;

а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;

б) диалектика - учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания;

в) метафизика - явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.

2. Общенаучные (анализ (разделение целого на составные части), синтез (объед.целого из составных частей), индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному), аналогия, абстрагирование)

3. Специальные:

- системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;

- функциональный – позволяет познать сущность явления, посредством изучения его функций

- исторический – рассматривает явление в его эволюционном развитии

4. Частнонаучные. частноправовые -- используются только в юридических исследованиях:

- сравнительное правоведение и государствоведение (метод правовой компаративистики) суть – сравнение гос и правовых институтов различных стран

- правовой эксперимент – апробация каких-либо нововведений в ограниченном масштабе с целью выяснения эффективности их действия и применения в более широких масштабах

- формально-юридический – познание права в его чистом виде, вне связи с др. явлениями.


Учебное пособие призвано оказать помощь студентам бакалавриата, специалитета, магистратуры, изучающим теорию государства и права, проблемы теории государства и права при подготовке к практическим занятиям, зачету или экзамену по этим дисциплинам. Автор выражает благодарность авторам использованных монографий, научных статей, учебников и учебных пособий и рекомендует эти работы для более глубокого изучения курса теории государства и права. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Сущность государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Происхождение государства и права

Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе

Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

— специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;

— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;

— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит — новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:

— резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;

— переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);

— неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);

— рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;

— необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.

У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные — в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.

Закономерности и формы возникновения государства

Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.

Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.

В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.

1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.

2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.

3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.

Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями.

У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть.

Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.

Основные теории происхождения государства

Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.

Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.

Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.

Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.

Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.

Марксистская теория происхождения государства подвергается критике в современной литературе за то, что классиками марксизма не были учтены особенности возникновения государства на Востоке, а также в странах Африки и Латинской Америки. Справедливости ради следует оговориться, что на ранних этапах своего творчества Энгельс исторически первым типом государственности на Древнем Востоке считал «государство азиатского способа производства», все же признавая специфику Востока, но впоследствии отнес древневосточные государства к рабовладельческим.

В то же время, несмотря на игнорирование других факторов, следует признать, что экономический фактор является одним из важнейших в формировании и развитии государственности.

Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Аналогично древнекитайский мыслитель Конфуций уподоблял государство семье, считая императора отцом подданных.

Более поздними представителями патриархальной теории являлись Р. Фильмер и Н. Михайловский. Например, Р. Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам впоследствии передал по наследству своим детям. Таким образом, монарх здесь также является отцом подданных, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. С одной стороны, признается тот факт, что в некоторых странах государственные структуры формировались по аналогии с семейными (например, в некоторых государствах до сих пор существуют советы старейшин как государственные органы). Кроме того, теория способствовала воспитанию уважения к государственной власти, хотя в свое время в трактовке Р. Фильмера и обосновывала неограниченную власть английских королей. В то же время отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, функции государства отнюдь не совпадают с функциями семьи, а кардинально от них отличаются.

Теологические теории происхождения государства. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к Римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в Средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она положила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами. Тем самым утверждалась производность власти монархов от церковной власти.

В исламской доктрине получила распространение концепция халифата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства. Однако сторонники данной теории разграничивали саму власть как божественный институт и ее осуществление конкретными правителями и указывали на то, что плохие правители могут являться божественным наказанием народу за безнравственное поведение. Положительным моментом данной теории является воспитание уважения к государственной власти, обоснование общественного порядка.

Данная теория имеет и сторонников в современной науке (Ж. Маритен и др.). Закреплена эта теория и в законодательстве ряда мусульманских государств.

Психологическая теория происхождения государства. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л. И. Петражицкий, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Тард и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, а также либо к подчинению власти, либо к её приобретению.

2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.

3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.

Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.

Недостатком психологической теории происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости, т. е. заключили своеобразный договор, по которому передали часть своих прав представителям возникшего государства.

Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого «естественного состояния», предшествовавшего подписанию общественного договора. Трактовки «естественного состояния» различны у данных авторов, например, Гоббс рассматривал его как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условия.

Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и призывал к его пересмотру.

В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь.

Договорная теория происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора. Данная теория в свое время стала противовесом сословному неравенству и социальному произволу.

Несмотря на свою демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализмом. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт. Договорная теория преувеличивает роль субъективных факторов в возникновении государства и недооценивает роль объективных, например экономических. Кроме того, фактически неизвестны никакие дошедшие до нас памятники таких общественных договоров.

Теория насилия о происхождении государства. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX веке в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, некоторые софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного.

Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».

По мере развития общественной жизни племена перерождаются в касты, сословия и классы. Из орудия господствующего племени государство превращается в орудие господствующего класса.

Войны, завоевания рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Именно рабство, по мнению сторонников данной теории, и ведет к появлению частной собственности.

Сторонники теории насилия верно отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится лишь к принуждению. Кроме того, из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

В науке получил разработку и целый ряд других теорий происхождения государства: органическая, ирригационная, патримониальная и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: