Дадашев а з налоговая политика государства цели структура и перспективы

Обновлено: 25.04.2024

1. Развитие государственной экономики, разрешение проблем социального порядка требуют от правительства использования всех возможных инструментов влияния на экономику страны.

Важнейший инструмент государства в осуществлении поставленной цели заключается в налоговой политике.

Налоговая политика оказывает влияние на деятельность почти всех социально-экономических сфер государства и плотно взаимосвязана с большим количеством элементов государственного управления: с кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др.

Налоговая политика - это комплекс государственных мер экономического, финансового и правового характера по созданию налоговой системы государства с целью обеспечить его финансовые потребности, потребности различных слоев населения, а также развивать экономику страны, перераспределяя финансовые ресурсы. В данной деятельности государство основывается на налоговых функциях и применяет их для того, чтобы проводить активную налоговую политику.

2.При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:

1) фискальную — мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;

2) экономическую — целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;

3) социальную — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

4) экологическую — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

5) контрольную — за счет проведения выездных проверок, соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий и страны в целом;

6) международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений но устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

В зависимости от продолжительности сроков осуществления и поставленных перед ней задач налоговая политика обладает стратегическим или тактическим характером.

Налоговая стратегия нацелена на то, чтобы решать крупномасштабные задачи, связанные с выработкой концепций и тенденций формирования налоговой системы государства. Налоговая стратегия является долгосрочной.

целью налоговой тактики является решение задач определенной стадии экономического развития.

Анализируя налоговую политику, важно отличать понятия субъектов, принципов формирования, инструментов, целей и методов налоговой политики.

В нашей стране субъекты налоговой политики представлены Федерацией, республиками, областями, краями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, Севастополем, а также местным самоуправлением - городами, районами, городскими округами, поселениями, районами в городах.

У каждого субъекта налоговой политики есть налоговый суверенитет в рамках его полномочий, оговоренных в налоговом законодательстве. Обычно у субъектов Федерации и муниципалитетов есть право на введение или отмену налогов в рамках реестра налогов регионального и местного уровней, оговоренного в федеральном налоговом законодательстве.Они обладают широкими полномочиями по определению налоговой ставки, льгот и иных преференций, а также по установлению налоговых баз.

На эффективность проведения налоговой политики влияют принципы, заложенные государством в основу такой политики.

Приведем главные принципы создания построения налоговой системы:

- соотношение прямого и косвенного налога;

- использование прогрессивной ставки в налогообложении и степень ее прогрессии или преобладание пропорциональной ставки;

- непрерывность или дискретность в налогообложении;

- широта использования налоговых льгот, их характер и цели;

- применение системы, предусматривающей вычеты, скидки и изъятия, и их нацеленность.

С применением указанных принципов государство при условии стабильного экономического развития способствует расширению объема производства продукции, работ и услуг, инвестиционной активности, качественному экономическому росту. Во время кризиса налоговая политика, пользуясь указанными принципами, помогает решить некоторые задачи, направленные на то, чтобы страна вышла из этого кризиса.

Налоговую политику проводят (осуществляют) при помощи методов:

1. Метод управления. финансовые и налоговые органы реализуют организующую и распорядительную деятельность, нацеленную на то, чтобы создать совершенную систему обложения налогом.

2. Метод информирования (пропаганды). Он основан на том, что финансовые и налоговые органы занимаются деятельностью, нацеленной на то, чтобы довести до плательщиков информацию, необходимую для соответствующего выполнения налоговых обязательств.

3. Метод воспитания. Этот метод нацелен на то, чтобы привить плательщикам налога осознанную необходимость добросовестно исполнять свои налоговые обязанности, и подразумевает просветительскую работу в сфере разъяснения необходимости обложения налогом для страны и социума.

4. Метод консультирования. финансовые и налоговые органы разъясняют субъектам, на которых возложены обязательства по уплате налогов, положения законодательства о налогах и сборах, с применением которых на практике а налогоплательщиков могут возникнуть сложности.

5. Метод льготирования. финансовые органы предоставляют некоторым категориям плательщиков возможность невыплаты налогов и сборов.

6. Метод контролирования. налоговые органы используют специальные методы и формы по определению нарушителей налогового законодательства. Результатом применения этого метода должно стать повышение уровня налоговой культуры среди плательщиков и налоговых агентов.

7. Метод принуждения. Данный метод подразумевает, что налоговые органы занимаются деятельностью по принудительному выполнению налоговых обязательств, применяя по отношению к недобросовестным налогоплательщикам меры взыскания и другие санкции.

В зависимости от того, в каком состоянии находится экономика страны, от того, какие цели рассматриваются государством в качестве приоритетных на данной стадии экономического развития, могут применяться саамы разные методы реализации налоговой политики. Как составная часть финансовой и экономической политики, на налоговую политику влияют также формы и методы проводимой государством финансовой и экономической политики.

Налоговая политика каждым государством строится по определенному типу, отвечающему его потребностям в определенный период времени.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Минусы сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие.

Второй яв политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика". Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и исторических предпосылок формирования и реализации налоговой политики, анализ реализации налоговой политики РФ на современном этапе и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Работа содержит 1 файл

куурсовик (Автосохраненный).docx

Формирования доходов бюджета происходит преимущественно за счет налоговых доходов. Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций субъектам, нуждающимся в финансовой поддержке.

Налоги являются наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Они собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.

Учитывая первостепенную роль налогов как основного источника формирования доходной части государственного бюджета, важно отметить, что налоговая политика оказывает непосредственное влияние на государственный бюджет. Ведь, прежде всего, она направлена на обеспечение финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развитие экономики страны за счёт перераспределения финансовых ресурсов.

Таким образом, сложно переоценить роль налоговой политики в формировании государственного бюджета Российской Федерации, ведь она является определяющей.

Список использованных источников

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч.I и II): официальный

текст. – М.: Изд-во ЭЛИТ, 2008. – 600 с.

3 Барулин С. В. Теория и история налогообложения: учебник / С. В. Барулин – М.: Экономистъ, 2008. – 319 с.

4 Брынкова Н. В. Налоги: учеб. / Н. В. Брынкова – М.: Academia, 2011. – 264 с.

5 Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства: учебник/ Е. Н. Ведута – М.: Академический проспект, 2009. – 456 с.

6 Дадашев А. З. Налоговая политика государства: цели, структура и перспективы / А. З. Дадашев // Налоговая политика и практика. – 2009. – № 3. – С.4-7.

7 Девятых Н. В. Налоговое администрирование как элемент налоговой политики / Н. В. Девятых // Вопросы экономики. – 2011. – № 8. – С.11-14.

8 Дуканич Л. В. Налоги и налообложение: учеб. / Л. В. Дуканич– Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 325 с.

9 Дуканич Л. В. Налоговое регулирование: принципы и модели. / Под ред. В. Н. Овчинникова, О. С. Белокрыловой – Ростов на Дону: Тодикс Папир, 2007. – 436 с.

10 Евстигнеева Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: учеб./

Е. Н. Евстигнеева – М.: Инфра-М, 2009. – 356 c.

11 Ефимова С. А. Краткий курс по налогообложению: учеб. / С. А. Ефимова – М.: Окей – Книга, 2011. – 159 с.

12 Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. / Е. Ю. Жидкова. – М.: Эсмо, 2009. – 453 с.

13Журавлев А.Н. Эффективность бюджетно-налогового администрирования / А. Н. Журавлев // Налоговая политика и практика. – 2011. – №7. ˗ С.9-14.

14 Иванова Н. В. Налоги и налогообложение: учеб. / Н. В. Иванова – М.: Academia, 2009. – 192 с.

15 Глухо В. В. Налоги: теория и практика: учебник / В. В. Глухо, И. В. Дольдэ – СПб: Специальная Литература, 2010. – 658с.

16 Евстигнеев Е. Н., Основы налогообложения и налогового законодательства: учеб./ Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова – СПб: Питер,

17 Карюхина Ю. А. Налоговое право России: учеб. / Ю. А. Карюхина ˗ М.: ИНФРА, 2003. – 347с.

18 Качур О. В. Налоги и налогообложение: учеб. / О. В. Качур – М.: Кнорус, 2011. – 384 с.

19 Кашина В. А. Налоги и налогообложение: учеб./ В. А.Кашина – М.: ЮНИТИ, 2009. – 495с.

20 Кашин В. А. Налоговая политика: сущность, цели и задачи / В. А. Кашин // Все о финансах. – 2011. – №10. – С.17-21.

21 Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. / Аронов А. Н, Кашин В. А. – М.: Экономистъ, 2010. – 591 с.

22 Каширина М. В., Каширин В. А. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: учеб./ М. В Каширина, В. А Каширин – М.: БЕК, 2009.

23 Ковалева Т. М. Бюджет и бюджетная политика Российской Федерации: Учебное пособие. - 2-е изд./ Т. М. Ковалева - М.: КНОРУС, 2009. – 128 с.

24 Кучеров И. И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления / И. И. Кучеров // Финансовое право. – 2009. – №4. – С.39-43.

26 Лазарева Н. В. Налоги и налогообложение: учеб./ Н. В. Лазарева – М.: Феникс, 2009. – 310 с.

27 Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: учеб./ И. А. Майбуров – М.: Издат. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с.

28 Майбуров И. А. Налоги и налогообложение: учеб. / И.А. Майбуров – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 655с.

29 Майбуров И. А. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. / И. А. Майбуров – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 436 с.

30 Малис Н. И. О перспективах налоговой реформы / Н. И. Малис // Налоговый вестник. – 2009. – № 6. – С.3-7.

31 Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: учеб./ О. И. Мамрукова - М.: Омега - Л, – 2010. – 310 с.

32 Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: учеб./ Н. В. Миляков – М.: ИНФРА-М, 2010. – 509с.

33 Мирзоян Е. Л. Налоги и налогообложение: краткий курс: учеб. / Е.Л. Мирзоян, В. В. Лесняк – М.: Феникс, – 2011. – 220 с.

34 Никулкина И. В. Общая теория налогообложения: учеб. / И. В. Никулина – М.: Эксмо, – 2011. - 208 с.

35 Осетрова Н. И. Налоговое право / Н. И. Осетрова // Налоговый вестник. – 2010. – № 4. – С. 7-10.

36 Павлова, Л.П. Налоги и налогообложение: учеб. / Под ред. Д.Г. Черника, Л.П. Павловой. – М.: Инфра-М, 2008. – 345 с.

37 Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб./ В. Г. Пансков – М.: Книжный Мир, 2009. – 698с.

38 Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX-XX вв.: учеб./ Н. Е. Петухова – М.: Вузовский учебник, 2009. – 416с.

39 Пономарев А. И. Актуальные проблемы налогового администрирования: учеб. / А. И.Пономарев, С. В. Никулина, К. К. Гойгереев - М.: Мини Тайп, 2011. – 304 с.

40 Попова Л. А. Налоги и налогообложение: учеб./ Л. А. Попова – М.: Дело и сервис, 2008. – 368с.

42 Пряхина Т. М. Проблемы конституционного прогнозирования / Т. М. Пряхина // Закон и право. – 2004. – № 8. – С. 17.

43 Рашин А. Г. Налоговая политика. Основные направления на 2010—2013 годы / А. Г. Рашин // Российский налоговый курьер. – 2009. – № 7. – С. 92-95.

44 Рыманов А. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. / А. В Рыманов – М.: ИНФРА-М, 2009. – 456 с.

46 Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение: учеб./ В. А. Скрипниченко – Спб.: Бинфа, 2010. – 364 с.

47 Соколов М. М. Основные направления налоговых реформ России и их результаты / М. М. Соколов // Все о налогах. – 2010. – № 11. – С.11-24.

48 Сомоев Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения: учеб / Р. Г. Сомоев. – М: Инфра, 2006 – 452 с.

49 Староверова О. В. Налоговое право: учеб./ О. В. Староверова– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 417с.

50 Титов, А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговой политики РФ / А.С. Титов // Российский следователь. – 2005. – №6.- С.12.

51 Толкушкин А. В. История налогов в России: учеб./ А. В.Толкушкин – М.: Юристъ, 2009. – 432с.

52 Цапков В. Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе / В. Е. Цапков // Финансовое право. –

2009. – № 6. – С. 7-15

53 Ченинов М. В. О российской налоговой системе / М. В. Ченинов // Все о налогах. – 2007. –№1. – С.3-13.

54 Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: учеб. / Д. Г. Черник– М.: ИНФРА-М, 2009. – 273с.

55 Черник Д. Г. Основы налоговой системы: учеб. / Д. Г. Черник – М.: ЮНИТИ, 2008. – 511с.

56 Черник, Д.Г. Технология налогового контроля / Черник, Д.Г., Морозов В.П. // Налоговый вестник. – 2005. - №6. – С.5.

57 Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учеб. / Т. Ф. Юткина– М.: ИНФРА-М, 2008. – 575с.

58 Ядрихинский Я. Е. Правовые проблемы защиты законных интересов налогоплательщика / Я. Е. Ядрихинский // Хозяйство и право. – 2010. – № 2. – С. 97-105.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.

Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что, то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений.

Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.

При оценке фискальной политики с точки зрения государства возможны два аспекта анализа: оценка эффективности фискальной политики, влияющей на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две оценки вступают в противоречие, и фискальная политика, эффективная с точки зрения второго критерия, может быть совершенно неэффективной с точки зрения первого. Кроме того, даже в рамках каждого из этих критериев фискальная политика может иметь неоднозначный результат, т. е. в развитии исследуемых процессов имеются точки перегиба.

Именно нелинейная зависимость объемов производства и налоговых поступлений от налогового бремени и есть предмет изучения, когда оценивается эффективность фискальной системы. Как правило, все конкретные расчеты параметров эффективности ведутся в рамках так называемой кривой А. Лаффера, в соответствии с которой функциональная зависимость налоговых доходов государства от уровня налогового бремени описывается параболой с точкой максимума (рисунок 1).


Рисунок 1. Схематический вид производственной и фискальной кривой

Концепция кривой Лаффера занимает центральное место в современной теории фискального регулирования. При этом конкретные исследования в этой области идут, как правило, по двум направлениям. Первое (теоретическое) предполагает моделирование экономистами производственных и фискальных процессов и теоретическое выведение из построенных моделей параболической зависимости Лаффера.

Анализ, проведенный Е.В. Балацким[30], позволил сделать ряд интересных выводов и проследить эволюцию фискальных отношений в России:

I. Фискальная система российской экономики в течение всего периода становления налоговой системы в РФ испытывала постоянные встряски. Это выразилось, по крайней мере, в двух обстоятельствах.

Во-первых, наблюдался значительный разброс значений фактического налогового бремени: от 21,5% в 1996 г. до 27,4% в 1993 г.; такая разница составляет 27% от базы 1996 г., что весьма чувствительно для любой экономики.

Во-вторых, отсутствовала единая тенденция динамики показателя уровня фактического налогового бремени, который совершал постоянные колебания вверх-вниз. Такое положение дезориентировало экономических агентов и предопределило противоречивость результатов всех последующих расчетов, в которых лишь отразилась общая неопределенность экономической ситуации в стране.

II. Из 10 лет до принятия Налогового кодекса, только в 1990 г., 1993-1995 гг. и 1997 г. были зафиксированы точки Лаффера обоих типов, не выходящие за область допустимых значений; в остальные годы стационарные точки являлись точками локального минимума и, следовательно, не подпадают под определение лафферовых точек. Это означает, что фискальная и производственная макроэкономические кривые постоянно выгибались то вверх, формируя тем самым точки локального максимума, то вниз, образуя точки локального минимума. Данный факт лишний раз свидетельствует о крайней неустойчивости процессов в фискальной сфере.

III. Сопоставляя между собой фискальные точки, полученные в ходе расчетов, можно утверждать, что на протяжении почти всего переходного периода уровень фактического налогового бремени в России перекрывал обе точки Лаффера.

Это означает следующее: налоговая система страны была построена таким образом, что стимулировала спад производства с одновременным сокращением налоговых доходов государства.

Любое повышение фискального гнета только усугубляло и без того тяжелое положение в реальном секторе экономики. Несколько улучшилась ситуация лишь в 1997 г., который был одним из самых благоприятных лет периода экономических реформ. В этом году сложилась весьма своеобразная ситуация: уровень фактического налогового бремени оказался выше точки Лаффера первого рода и ниже точки Лаффера второго рода.

Это означает следующее: в 1997 г. налоговое бремя было установлено достаточно высоко, чтобы сдерживать экономический рост, но на вполне приемлемом уровне, чтобы не приводить к дальнейшему коллапсу бюджета. Иными словами, в этот момент фискальные интересы государства вступили в противоречие с целями поддержания долгосрочного экономического роста, причем превалировала фискальная составляющая макроэкономической политики. Чтобы перевести экономическую систему из режима рецессии в режим роста, необходимо было снизить налоговое бремя всего лишь на 3%, однако при этом соответствующим образом пострадала бы доходная часть консолидированного бюджета.

В целом результаты расчетов показывают: фактическое налоговое бремя в российской экономике переходного периода было чрезмерным; незначительные фискальные послабления в отдельные годы не меняли общей пессимистической картины.

Налоговое бремя после принятия Налогового кодекса, который завершил становление налоговой системы РФ и перевод ее на кодификацию, вначале 21 века имело некоторое послабление, но с введением НДС для предпринимателей и малых предприятий (если выручка за квартал составляет больше 2 млн. руб.) усилило налоговое бремя и не только в виде увеличения числа налогов, но и в виде увеличения количества часов на оформление различных деклараций (с 2007 года) – декларации по НДС, ЕСН.

В отличие от многих других стран у России есть фундаментальный источник доходов, который сегодня, по существу, остается незадействованным, - это рента с природных ресурсов. На ее долю приходится 75% общего прироста совокупного дохода России. Вклад труда меньше в 15 раз, а капитала - примерно в 4 раза. Иначе говоря, почти все, чем располагает страна, - это рента от использования ее природно-ресурсного потенциала, ее земли. И несмотря на это основной упор в действующей системе налогообложения сделан на труд, а точнее, - на фонд оплаты труда, на который прямо или косвенно приходится до 70% общего объема налоговых поступлении, на долю капитала и ренты от использования природных ресурсов - около 30%.

К сожалению, усилия властей по совершенствованию налоговой системы направлены не на устранение указанного противоречия, а на перекладывание нагрузки с одних налогов на другие. До сих пор они не понимают тот определяющий факт, что налоги на заработную плату вообще должны быть отменены, а основная нагрузка должна быть перенесена на ренту. Это - принципиальный вопрос не только действенности реформ, но и самого существования России[31].

На современном этапе заработная плата является не источником доходов, а лишь условным параметром перераспределения налоговой нагрузки.

Целесообразно поступить иначе. Снять все налоги и начисления с фонда оплаты труда, ликвидировать НДС и перенести тяжесть налогообложения на прибыль, заранее зафиксировав ту ее долю, которая должна перечисляться в бюджет. Понятно, что эта доля не должна зависеть от фактического объема производства. Первоначально ее можно было бы учитывать по базе с последующей корректировкой.

Давно и хорошо известны преимущества - экономические и социальные - взимания налогов в первую очередь с той части богатства, которая дарована нам свыше, а не является результатом рук человеческих. На них впервые обратил внимание еще в конце XIX в. известный американский общественный деятель Г. Джордж. Его идеи и аргументы в пользу введения единого земельного налога были в свое время поддержаны Л. Толстым. Описание же экономических преимуществ природно-ресурсного налогообложения можно найти сегодня едва ли не в каждом серьезном учебнике по рыночной экономике. Однако примеры практического использования такого налогообложения во всем мире можно пересчитать буквально по пальцам. И дело здесь не в организационно-технических трудностях перехода к природно-ресурсному налогообложению (хотя они и существуют). Низкие налоги на богатство (а земля и другие природные ресурсы - важнейший элемент богатства) - это отражение господствующих интересов всех тех, кто получил доступ к его приватизации[32].

Осознание необходимости новой налоговой политики, в конечном счете для каждого означает чувство самосохранения и должно объединить россиян, противопоставить их общую волю разбазариванию природных богатств России, положить конец коррупции и лихоимству. Решающую роль в борьбе с этим злом призвана сыграть рентная система формирования бюджетных доходов страны. Надо подчеркнуть при этом, что только рентная система согласуется с долгосрочной стратегией социально-экономического развития. В современном (особенно завтрашнем) мире уже не нефть, алмазы или плодородные земли становятся главным природным богатством. Но при этом мы должны понимать, что шоковый переход к рентной системе недопустим. Необходимо поэтапное проведение мер по переводу нашей экономики на рентную систему.

Заключение

Проблема экономического роста и развития всегда была и остается центральной в экономической науке и обусловлена в первую очередь тем, что экономика должна обеспечивать всевозрастающие потребности населения.

Трансформация национальной экономики на режим устойчивого развития нуждается в соответствующем хозяйственном механизме, включающем и систему налогообложения.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития цель налоговой политики государства не коррелирует с общественной целью - социальной ориентацией системы. Попытки учесть одновременно текущие интересы всех субъектов общества делают принимаемые меры малоэффективными.

Переходный период становления налоговой системы России закончился, и на данном этапе необходимы качественные сдвиги в теории налогов и ориентация налоговой системы не только на обеспечение наполняемости бюджета, но и на встречные потребности налогоплательщиков, защиту их прав.

Социально ориентированная налоговая система - совокупность социализированных налогов (сборов) и механизм взаимодействия равноправных участников налоговых отношений, обеспечивающих социальное развитие и защищенность общества в целом и каждого отдельного гражданина РФ на основе регулирующей функции налогов.

Элементы теории налогообложения, представленные в НК РФ, в полной мере не учитывают положительного опыта зарубежных стран, национальных особенностей России, не адаптированы крыночным механизмам хозяйствования, не создают предпосылок для социального развития общества.

Основной целевой установкой на современном этапе развития национальной экономики и ее трансформации на режим устойчиво-воспроизводственного развития должно стать построение социально ориентированной налоговой системы на основе полностью сформированной теории налогов.

Гарантией стабильности и предсказуемости действий государства в налоговой сфере выступают исключительные полномочия федерального законодателя по установлению налогов, направленные на формирование исчерпывающего перечня налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. Конкретный налог в налоговой системе устанавливается федеральным законом, в котором не только дается ему название, но прежде всего, раскрывается полноценная, наделенная работоспособностью структурная модель налога с одновременным закреплением экономико-правового содержания всех ее конструктивных элементов.

Для определения оптимальной налоговой нагрузки плательщиков в теории налогов для социально ориентированной налоговой системы необходимо идентифицировать абсолютный и относительный показатели налоговой нагрузки, при этом абсолютный показатель - это общая сумма налогового изъятия или совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком как эквивалент его обязательств перед государством, а относительный показатель - частное отделения налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия, уровень его обременения государством.

Критерий оптимальной величины налоговой нагрузки должен быть двусторонним: с позиции плательщика и с позиции государства, т.е. усредненным.

Список литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и II.– М.: Первая Образцовая типография, 2008.

2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс, 2007.

3. Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12.

4. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – М.: «Волтерс Клувер», 2008.

5. Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 11.

7. Гордеева О.Н. Система показателей эффективности действующего налогового механизма// Актуальные вопросы экономики. Налоги и финансовое право, 2007.

8. Горский И.В. О понятии налога//Налоговая политика России: Проблемы и перспективы/Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2007.

9. Дадашев А.З. Налоговая политика государства: цели, структура и перспективы// Все для бухгалтера, № 16, 2006.

10. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2004.

11. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. – 2006. – № 7.

12. Кашин В.А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? // «Финансы», № 10, 2008.

13. Колчина Т. Несложная арифметика. Фискальные службы Татарстана доказали, что лишних денег не бывает // Российская газета. – 2008.

14. Комарова Н.Н. Экономический анализ в налоговых расчетах и планировании. - М.: Учебный центр МФЦ, 2006.

16. Николаев М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. – 2006. – № 4. Придачук М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. – 2005. – № 1. Пронина Л. Налоговые доходы местных бюджетов// Налоги. 2008. Вып. 5. с. 49.

17. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов //Финансы. 1999. № 6

18. Смирнов К. Владимир Путин велел надавить на нефтяников // Коммерсант. – 2005.

19. Фокин В.М. Налоговое регулирование. - М.: Статут, 2006.

20. Шакиров Н.Ш. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными бюджетами – Казань, Академии управления «ТИСБИ», № 4, 2005.

[1] Кашин В.А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? // «Финансы», № 10, 2008.

[2] Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2004. с. 29.

[4] Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – М.: «Волтерс Клувер», 2008.

[5] Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов //Финансы. 1999. № 6, с. 33.

[7] Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 11. - с. 12.

[8]Горский И.В. О понятии налога//Налоговая политика России: Проблемы и перспективы/Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2007, с. 11.

[9] Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 11. - с. 13.

[10] Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и II.– М.: Первая Образцовая типография, 2008. – с. 130.

[11] Шакиров Н.Ш. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными бюджетами – Казань, Академии управления «ТИСБИ», № 4, 2005. Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 11. - с. 13.

[12] Шакиров Н.Ш. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными бюджетами – Казань, Академии управления «ТИСБИ», № 4, 2005.

[13] Горский И.В. О понятии налога//Налоговая политика России: Проблемы и перспективы/Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2007, с. 17.

[14] Пронина Л. Налоговые доходы местных бюджетов// Налоги. 2008. Вып. 5. с. 49.

[15] Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 11. - с. 13.

[16] Колчина Т. Несложная арифметика. Фискальные службы Татарстана доказали, что лишних денег не бывает // Российская газета. – 2008. Николаев М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. – 2006. – № 4. – с. 49-52. Придачук М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. – 2005. – № 1. – с. 24. Смирнов К. Владимир Путин велел надавить на нефтяников // Коммерсант. – 2005.

[17] Шакиров Н.Ш. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными бюджетами – Казань, Академии управления «ТИСБИ», № 4, 2005.

[18] Фокин В.М. Налоговое регулирование. - М.: Статут, 2006. с. 73.

[19] Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и II.– М.: Первая Образцовая типография, 2008

[20] Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – М.: «Волтерс Клувер», 2008.

[21] Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. – 2006. – № 7. – С. 21.

[22] Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 11. - с. 14.

[23]Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – М.: «Волтерс Клувер», 2008.

[24] Дадашев А.З. Налоговая политика государства: цели, структура и перспективы// Все для бухгалтера, № 16, 2006.

[25] Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс, 2007.

[26]Дадашев А.З. Налоговая политика государства: цели, структура и перспективы// Все для бухгалтера, № 16, 2006.

[27] Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – М.: «Волтерс Клувер», 2008.

[28] Гордеева О.Н. Система показателей эффективности действующего налогового механизма// Актуальные вопросы экономики. Налоги и финансовое право, 2007.

[29] Гордеева О.Н. Система показателей эффективности действующего налогового механизма// Актуальные вопросы экономики. Налоги и финансовое право, 2007.

[30]Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12.

[31] Комарова Н.Н. Экономический анализ в налоговых расчетах и планировании. - М.: Учебный центр МФЦ, 2006.

[32] Комарова Н.Н. Экономический анализ в налоговых расчетах и планировании. - М.: Учебный центр МФЦ, 2006.

Бюджетно-налоговая политика государства [16.03.09]

Актуальность данной темы курсового исследования обусловлена тем, что основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние которого может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Вопросы выстраивания эффективной бюджетной политики без существенных потрясений для экономики сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, волнуют многие страны. Разобраться в данных проблемах, претворить результаты их анализа в жизнь может помочь макроэкономическая теория бюджетно-налоговой политики государства.

Решение стратегической задачи обеспечения ускоренного экономического роста и удвоения к 2010 г. ВВП невозможно без повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени социальной защищенности наиболее нуждающихся слоев населения и повышения результативности бюджетных расходов. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений.

Согласование функционирования различных частей экономики достигается перераспределением ресурсов, что приводит к изменению темпов роста. В регулировании участвуют все сферы финансовой системы государства. Выделяют следующие методы: саморегулирование и государственное регулирование и вмешательство (государство устанавливает правила; вмешательство используется при решении задач, связанных с благополучием общества).

Во всех странах используется государственное вмешательство. Среди инструментов регулирования выделяют:

1) бюджетное (бюджетная политика);

2) налоговое (налоговая политика);

3) денежно-кредитное (денежно-кредитная политика).

Основные направления бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с положением ст. 170 БК РФ определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Объектом исследования является бюджетно-налоговая политика государства.

Предметом исследования являются бюджетно-налоговые отношения в Российской Федерации.

Целью курсовой работы является исследование содержания, направлений и путей совершенствования бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации.

Исходя из указанной цели, поставлены следующие основные задачи:

1) охарактеризовать сущность и функции бюджетной системы;

2) проанализировать основные теоретические концепции бюджетной политики государства;

3) сравнить модели и изучить задачи налоговой политики государства;

4) рассмотреть этапы развития бюджетной политики в России;

5) рассмотреть основные направления бюджетной политики Российской Федерации в ближайшей перспективе;

6) изучить роль налоговой политики государства в макроэкономическом регулировании;

7) рассмотреть основные направления реформирования бюджетно-налоговой политики;

8) определить задачи совершенствования бюджетно-налоговой политики в социальной сфере.

При выполнении работы использованы метод анализа научной литературы, а также такие методы научного познания, как абстрактно-логическое мышление, системный анализ, классификация.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Список использованной литературы

Нормативные источник

Литература

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: