Как доказать дебиторскую задолженность в суде

Обновлено: 19.04.2024

Просроченная дебиторская задолженность - это серьезная проблема, которая мешает современному бизнесу развиваться, т.к. забирает денежные средства, которые можно было бы пустить в дело. Вопрос возврата дебиторской задолженности становится еще более серьезным и сложным, когда на р/с компании заканчиваются денежные средства.

Для возврата дебиторской задолженности можно попробовать использовать особую стратегию и тактику, а также некоторые методы влияния, которые будут усиливать желание достигнуть заданной цели.

Особенности истребования дебиторской задолженности

Проведение переговоров по возврату дебиторской задолженности характеризуется определенными особенностями. Сценарий разговора может быть в двух вариантах:

  • оформление некоторых договоренностей по постепенному или единовременному возврату дебиторской задолженности;
  • получение отказа без рассмотрения вопроса постепенного погашения дебиторской задолженности.

Внимание! При проведении переговоров всегда существует риск того, что дебитор откажется возмещать задолженность даже при условии, что с доводами кредитора он в принципе согласен.

В связи со сложностями при переговорах по возврату дебиторской задолженности необходимо постоянно проводить оценку эмоций и мнения оппонента. Эмоциональное состояние дебитора нужно постоянно накалять, но не перегревать, в противном случае он может просто ответить отказом по возврату задолженности.

Дебитору нужно всегда давать возможность сохранять свое лицо вне зависимости от того, есть у него деньги на оплату или нет. Однако нужно понимать, что зачастую у дебитора есть деньги, просто он предпочитает тратить их по своему усмотрению, выстраивая платежи по приоритетности. Если оппонент не платит вам по своим долгам, значит, в списке приоритетов вы находитесь в нижней части.

Однако бывают ситуации, когда дебитор не спешит возмещать задолженность, поскольку у его кредитора достаточно слабая позиция, нет серьезных аргументов, уверенности в себе и эмоциональных сил.

5 шагов по проведению эффективных переговоров

Чтобы не попасть в нижнюю часть списка дебитора по погашению своей задолженности, кредитору нужно четко понимать, как именно надо вести переговоры. Как правило, они включают пять основных шагов, которые, однако, вполне могут меняться в зависимости от конкретной ситуации и поведения дебитора.

Проведение переговоров можно проводить по методу, представленному ниже в качестве примера. На его основании получается проанализировать, что кредитор не затягивает начало разговора, сразу переходит к сути дела, делает акцент на собственных целях - возврат дебиторской задолженности.

1. Приветствие и представление

Здравствуйте, это Николай Попов из ООО "Технологии".

2. Определение проблемы

Павел Сергеевич, наша компания начала реструктуризацию системы экономической безопасности.

3. Уточнение ситуации

Вы проходили ранее подобную процедуру?

4. Постановка цели

Суть процедуры заключается в том, что мы решаем вопросы нашего с вами взаимодействия. Нам с вами нужно погасить задолженность за 4 недели - до 1 ноября 2020 г. в размере 300 тыс. руб.

5. Вопрос о дальнейших действиях

Как нам лучше это сделать, по вашему мнению?

Как вы считаете, что для этого необходимо сделать?

Диалог выстраивается таким образом, чтобы он был конструктивным, по делу, целенаправленным и оперативным. Кредитор имеет право вести переговоры таким образом, поскольку дебитор действительно провинился - не возмещает свою задолженность.

Чувство вины - это один из важных инструментов, благодаря которому появляется возможность быстро перейти к сути вопроса.

Рассмотрим подробнее этапы проведения переговоров:

Этап 1 - Приветствие и представление

На первом этапе обязательно нужно поприветствовать человека по имени, сохраняя при этом эмоциональный контакт. Без прохождения этого этапа кредитор покажет неуважение к дебитору, который может ответить вполне также.

Этап 2 - Определение проблемы

На втором этапе не нужно уточнять, если ли у оппонента время для разговора (только если этот человек не имеет особого статуса, значительно превосходящего наш собственный). Сразу нужно переходить к обозначению проблемы, которая существует - и это не только дебиторская задолженность, но и, например, реструктуризация системы.

Необходимо обозначить, что вопрос решается в системном порядке и касается серьезной, а не обычной темы. Сложные словосочетания зачастую создают эффект неизвестных последствий, которые могут коснуться и дебитора. И в этом случае у него придет мысль, что лучше заплатить долг, а то неизвестно, как дальше будут развиваться события.

Этап 3 - Уточнение ситуации

Уточнение делается для того, чтобы сохранить или усилить внимание оппонента к ситуации и словам, а также держать с ним контакт. При получении вопроса партнер сохраняет свой интеллектуальный тонус к словам, а, кроме того, ему не нужно переспрашивать информацию для уточнения.

Этап 4 - Постановка цели

На данном этапе для дебитора ставится определенная цель - имеется задолженность в конкретном размере, которую необходимо погасить до конкретной даты. На этом шаге обязательно должна быть четкость, краткость и ясность. При этом не имеет смысла запрашивать больше или меньше суммы, которая действительно имеется в задолженности - в первом случае дебитор может расценить это как наглость, а во втором случае посчитать, что вполне можно и дальше тянуть с возвратом долга.

Этап 5 - Вопрос о дальнейших действиях

На этом этапе дебитору дается возможность самостоятельно решить, как именно он будет закрывать свои долги. При этом показывается, что кредитор на стороне оппонента и против долга, а не против самого дебитора с долгом.

Управленческий учет предприятия любого масштаба, на базе 1С:Предприятие 8

БИТ.ФИНАНС/Управленческий учет

  • Контроль и согласование платежей
  • Отчетность для собственника или инвестора (МФСО)
  • Управленческий баланс
  • Бюджетирование

Практика применения метода проведения переговоров

Применение указанного метода проведения переговоров можно рассмотреть на практическом примере, и особенно нужно обратить внимание на пятый этап как самый важный.

- Павел Сергеевич, как вы считаете, что нужно сделать, чтобы закрыть долг в 300 тыс. руб. к 1 ноября?

- Это не получится. Сейчас нет денег, и неизвестно, когда они появятся.

Вполне обычный ответ. Нужно сделать вид, что он для кредитора ничего не значит.

- У вас денег нет вообще? Вы планируете провести банкротство?

Нужно показать абсурдность возражения оппоненту.

- Нет, банкротство не планируем, просто сейчас недостаток средств.

Нужно добиться понимания абсурдности возражения оппонентом по вопросу отсутствия средств.

- Павел Сергеевич, я понимаю - в бизнесе редко бывают свободные деньги. Однако нам все же нужно решить вопрос с вашей задолженностью, чтобы к 1 ноября закрывающие документы были подписаны обеими сторонами. Что вы предлагаете предпринять для этого?

Нужно выразить понимание для сохранения с дебитором эмоционального контакта.

Наблюдается небольшое продвижение в переговорах, клиент переключился на волну "как погасить долги", но пока еще слабо.

- Это, конечно, хорошо, Павел Сергеевич. Но все же этого недостаточно, поскольку до 1 ноября остался всего месяц. А такими темпами вы сможете погасить меньше половины долга.

Я напомню, что с 1 ноября будет полгода, как по законодательству произошло нарушение договорных обязательств. И вы уже полгода пользуетесь оборотными средствами.

Средний процент за пользование оборотными средствами сейчас составляет 10% в год. Сумма вашей задолженности может возрасти с учетом этого момента на 30 тыс. руб.

Именно поэтому нам нужно решить вопрос с погашением долга до 1 ноября в полном объеме.

Нужно повторно вернуться к цели переговоров - возврат дебиторской задолженности - и передать эту цель дебитору. Нужно поселись в голове оппонента мысль о необходимости возврата долга.

Этот метод сравним с методом "заезженной пластинки", когда одна и та же мысль повторяется несколько раз. И одновременно с этим задается вопрос о том, что делать в такой ситуации.

Иногда бывает бесполезно предлагать дебитору варианты действий, пока он сам не настроится, что это нужно сделать, и не начнет думать о возврате долга.

Также оппонента нужно похвалить - "Хорошо, Павел Сергеевич". Но в то же время надо показать, что решение, принятое дебитором, не полностью соответствует поставленной цели - возврат долга.

Нужно сформулировать необходимость оплатить в полном объеме и подчеркнуть увеличение обязательств с течением времени, а не уменьшение. При этом следует на конкретном примере показать, на сколько увеличатся обязательства, и пресечь попытку оплатить долг позже обозначенной даты.

И в качестве итога - еще раз повторить необходимость достижения обозначенной цели в указанный срок.

- А если не погасим долг, что вы сделаете?

Дебитор хочет оценить происходящую ситуацию и понять, что выгоднее - заплатить долг или еще подождать.

- В такой ситуации я лично уже ничего не смогу сделать для решения вопроса.
Вполне возможно, после 1 ноября ваш вопрос будет передан в службу безопасности компании или на аутсорсинг. При такой ситуации не понятно, какие методы будут применяться для взыскания долга.

Именно поэтому я предлагаю вам гасить задолженность равными частями по 75 тыс. руб. в неделю, чтобы к 1 ноября закрыть этот вопрос.

На этом шаге нельзя угрожать, но нужно обозначить, что угроза вполне возможна, и вы не сможете никак на нее повлиять.

Нужно внушить дебитору мысль, что лучше оплатить долг сейчас, чем ждать негативные последствия и разбираться с ними.

Также вполне уместно подсказать должнику, как именно можно решить вопрос. И, не дожидаясь ответа, вновь обозначить цель переговоров - погашение задолженности в полном объеме к установленной дате.

- Это очень большая сумма!

Сопротивление со стороны дебитора вполне допустимо.

- Есть и другой вариант решения вопроса. Можно погасить долг двумя равными платежами по 150 тыс. руб.

В этом случае происходит пресечение попыток дебитора сопротивляться предложенным вариантам с помощью повышения ставки с 70 до 150 тыс. руб.

При этом кредитор демонстрирует непоколебимость, но в то же время сохраняет эмоциональное расположение к партнеру.

- Такой вариант вообще нереальный!

Данный ответ соответствует задуманному плану переговоров.

- Тогда подскажите, какой вариант для вас реальный для погашения долга к 1 ноября?

Предоставляем должнику возможность предоставить свой вариант, проявив активность и волю при решении вопроса.

- У меня есть возможность платить по 50 тыс. руб.

Очень хорошо, поскольку планка поднялась с 30 до 50 тыс. руб.

- Однако к 1 ноября это только 200 тыс. рублей.

Нужно показать недовольство и несоответствие такого варианта конечной цели - уплата долга полностью.

- Это максимально, что я могу сделать.

Должник подтверждает, что, по всей вероятности, достигнут максимум, на который он может пойти без ущерба для себя.

- Полагаю, что такой вариант может отсрочить передачу вашего вопроса в службу безопасности.

Для нас главное - восстановление экономической безопасности компании и сохранение конструктивного взаимодействия с каждым партнером, даже если есть какие-то временные трудности.

Что касается второй части вашего долга, предлагаю обсудить этот вопрос в конце октября, например, числа 24-25, после погашения первой части долга.

Павел Сергеевич, еще раз уточним, когда для вас оптимально вносить еженедельные платежи в 50 тыс. руб. для погашения первой части долга?

Нужно показать, что дебитор предложил верный вариант, который помог отодвинуть нависшую над ним угрозу, однако не в полной мере.

Надо обозначить, что угроза все же сохраняется, и она целиком зависит от его действий. Только дебитор может ее устранить, закрыв долг полностью.

Обозначаем точную цифру - договоренность на еженедельную оплату 50 тыс. руб.

В дополнение нужно установить конкретную дату следующих переговоров для решения вопроса по погашению оставшейся части долга.

Естественно, лучше не допускать ситуации, при которых образуется просроченная дебиторская задолженность. Для пресечения такого момента целесообразно проводить первоначальные переговоры по договору таким образом, чтобы партнеру было выгодно платить авансом. К примеру, можно утвердить специальный документ "Система привилегированного ценообразования" или предоставлять клиенту более лояльные условия сотрудничества.

Управление взысканием дебиторской задолженности 2.0

Программный комплекс “БИТ.Управление задолженностью” разработан на базе “1С:предприятие 8” и предназначен для всех игроков рынка взыскания - банков, коллекторских агентств, МКК, РСО, ТКО и коммерческих организация с большой дебиторской задолженности.

Программа полностью соответствует ФЗ-230 и приказу ФССП №825. Позволяет вести учет всех должников в одной системе, записывает и сохраняет записи разговоров с должниками, позволяет проводить скоринг больших объемов информации, планировать мероприятия по должникам, ограничивать доступ к информации в зависимости от должности сотрудника и многое другое.

БИТ:Управление задолженностью

Программное решение для коллекторских агентств, банков, МФО, КПК и предприятий из сферы ЖКХ

  • Взыскание задолженности на стадии софт и хард коллекшн: звонки, выезды, отправка уведомлений и тд.;
  • Работа на стадии судебного и исполнительного производства: интеграция с порталом ФССП, Почтой РФ, расчет госпошлины, подготовка массово документов и тд.;
  • Управленческий учет: механизм настраиваемых бизнес-процессов;
  • Аналитика: отчеты и калькулятор.

Основные функциональные возможности программного продукта БИТ.Управление задолженностью:

Остались вопросы по взысканию дебиторской задолженности? Закажите консультацию наших специалистов в своём городе!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с проблемой взыскания просроченной дебиторской задолженности. Если у собственника нет постоянного юридического сопровождения, то обычно заботы по данной процедуре ложатся на плечи бухгалтеров компаний. Однако, чтобы правильно выстроить процесс взыскания задолженности, необходимо учитывать ряд правовых аспектов, которые помогут эффективно и быстро получить деньги. А от правильно построенного алгоритма взыскания может зависеть место компании на рынке, особенно если учесть текущее состояние экономики.

Содержание

Этапы работы с дебиторской задолженностью

Традиционно работа с дебиторской задолженность делится на два крупных этапа.

Досудебная работа — когда вы пытаетесь добиться от контрагента добровольной оплаты задолженности.

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 3 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 3 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Судебное взыскание — когда должник в разумные сроки не произвел оплаты, несмотря на все попытки найти компромисс.

Следует отметить, что от правильно выстроенной досудебной работы с должником зависит очень многое. Для бизнеса гораздо выгоднее найти компромисс с партнером, чем тратить время и деньги на длительные судебные разбирательства.

Поэтому необходимо провести работу с задолженностью и составить пошаговый план работы, который в дальнейшем поможет как в переговорах с должником, так и в ходе судебного разбирательства.

Собираем доказательства наличия задолженности

На этом этапе необходимо проанализировать все необходимые документы, которые подтвердят факт наличия дебиторской задолженности (договор, счета-фактуры, акты выполненных работ или услуг и иная документация).

Правильно функционирующая система документооборота компании сделает сбор доказательной базы для взыскания дебиторской задолженности простой задачей. В любом случае нельзя допускать бардак в документах или работать с контрагентами и клиентами на основе устных договоренностей. Даже если партнер, с которым вы планируете сотрудничать, – ваш родственник, друг или хороший знакомый, соблюдение всех необходимых формальностей только лишний раз продемонстрирует ваши профессионализм и ответственность.

Если же контрагент отказывается подписывать документы или постоянно переносит подписание, ссылаясь на занятость, следует задуматься о целесообразности сотрудничества.

Анализируем состояние должника

Провести анализ текущего состояния должника, его активов, показателей доходности и позиций на рынке необходимо для того, чтобы понимать — есть ли у него вообще активы для погашения задолженности.

Если анализ деятельности должника показал проблемы в бизнесе, то наилучшим выходом будет инициация процедуры банкротства с дальнейшим взысканием долга за счет реализации на торгах его имущества.

Кроме этого, понимание внутренних проблем компании-должника может сослужить хорошую службу при проведении переговоров с должником и поможет в поиске возможных выходов из сложившейся ситуации.

Проводим переговоры

Прежде чем направлять претензии и угрожать судебными разбирательствами, обязательно следует сесть с должником за стол переговоров.

Узнайте у должника о причинах просрочки платежей, предложите ему несколько вариантов решения проблемы. Рассрочка или отсрочка исполнения обязательств по договору — одни из самых оптимальных выходов из ситуации с просроченной «дебиторкой». Взыскание долга в судебном порядке, а тем более участие в процедуре банкротства сулят дебитору дополнительные затраты.

Решение пойти должнику навстречу и предоставить некоторые послабления в выплате задолженности может послужить опорой для дальнейшего плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества.

Закрепляем договоренности на бумаге

Переговоры прошли успешно, и вы договорились о новых условиях взаиморасчетов? Обязательно составьте необходимые дополнительные соглашения, которые в полной мере будут отражать достигнутые договоренности.

Эти документы необходимы не только должнику, но и кредитору на тот случай, если и по новым договоренностям оплата не будет поступать или будет поступать с нарушением оговоренных сроков.

Направляем должнику досудебную претензию

Обращаемся в суд

По общему правилу, установленному ст. 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по адресу или месту жительства ответчика. В силу ч. 4 ст. 36 АПК РФ иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.

Если в течение 30 дней ответа на претензию не поступило, смело обращайтесь в суд. Проведенный ранее анализ состояния должника поможет вам в принятии решения взыскивать долг в арбитражном суде или подавать заявление о банкротстве должника.

Длительность судебного разбирательства по взысканию дебиторской задолженности может составлять от четырех до восьми месяцев (в зависимости от того, будет ли должник затягивать процесс). Процесс банкротства длится значительно дольше и обычно занимает несколько лет.

Получаем исполнительный лист и передаем его в службу судебных приставов

После вынесения судом положительного решения относительно взыскания задолженности необходимо получить исполнительный лист и передать его в службу судебных приставов. Либо вы можете самостоятельно узнать об открытых расчетных счетах должника в налоговой инспекции и предъявить исполнительный лист непосредственно в банк.

Пристав возбудит исполнительное производство, и при наличии средств на счете должника весь долг будет списан в пользу дебитора.

Контролируем работу судебных приставов

Очень важно контролировать работу судебных приставов и проверять, проводятся ли своевременно все необходимые процедуры. Такой подход обеспечит наиболее скорое исполнение решения суда.

Самое главное — превентивная защита

Но все же самый главный момент в работе с дебиторской задолженностью — это недопущение просрочек как таковых. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору контрагентов. Своевременная проверка показателей компании и ее места на рынке поможет избежать необходимости взыскания, а при наличии проблем добросовестный контрагент сам оповестит вас о них и предложит начать поиск компромиссного решения.

Начиная работу с новым партнером или клиентом, обязательно проверьте данные о юридическом лице в одной из картотек для проверки контрагентов.

Четыре основных показателя, на которые стоит обратить внимание.

Дата регистрации компании.

В данном вопросе очень важно понимать, совпадает ли дата регистрации компании с заявлениями самого контрагента. Если нет, то необходимо уточнить информацию по юридическому лицу, от имени которого ваш предполагаемый контрагент действовал ранее.

Показатели доходности компании.

Если расходы компании серьезно превышают ее доходы, то вполне вероятно, что при выплате долгов могут возникнуть сложности.

Отсутствие задолженностей перед налоговыми органами.

Добросовестный контрагент, вероятнее всего, не будет допускать просрочек обязательных платежей по налогам и сборам.

Участие в судебных процессах.

Очень яркий показатель работы компании, который может дать гораздо больше информации, чем сотня отзывов клиентов и партнеров. Если к компании в разное время подавалось много однотипных исков, то это очень яркий показатель ее недобросовестности в работе.

Если контрагенты не платят, то появляется дебиторская задолженность. Многие думают, что долги можно вернуть только с помощью суда, но это не совсем так. Аналитик по дебиторской задолженности Алена Дивногорцева рассказывает порядок действий, который помогает добиться оплаты и без этого.

Какие виды дебиторской задолженности бывают?

Дебиторка бывает двух видов:

В рамках договора. Например, компания заключила с контрагентом соглашение об отсрочке платежа. В некоторых сферах такой срок доходит до 180 дней. Если сроки не вышли, то такую дебиторскую задолженность считают нормальной.

Просроченная. Если сроки вышли, а денег не заплатили, то дебиторка становится проблемой. У бизнес появляется угроза не заплатить по своим обязательствам.

Как не допустить просроченную дебиторскую задолженность?

В первую очередь внимательно выбирайте партнеров. Заранее посмотрите, стоит ли сотрудничать с компанией:

Проверка контрагента. Предприниматели могут использовать бесплатные сервисы для заказа ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Данные покажут, что фирма не однодневка и выполняет обязательства.

Алена Дивногорцева, аналитик по дебиторской задолженности:

«Если у вас небольшая компания без штата юристов и бухгалтеров, то проверить контрагентов можно и самостоятельно. Если появились сомнения, то отказывайтесь сотрудничать или заключайте договор о предоплате или частичной оплате. Так вы избежите рисков».

Что делать, если появилась просроченная дебиторка?

Не каждый предприниматель вовремя замечает, что у него появилась просрочка. В крупных компаниях работают аналитики по дебиторской задолженности, которые отслеживают каждого контрагента. В небольших компаниях это делает сам собственник.

Алена Дивногорцева, аналитик по дебиторской задолженности:

«Я использую разные сервисы и программы, чтобы отслеживать платежи контрагентов. Но для небольшого бизнеса хватит и Excel. В нем удобно отслеживать платежи со стороны контрагентов».

Если увидели, что компания задержала оплату, то не стоит сразу бить тревогу и обращаться в суд. Для начала нужно выполнить ряд действий.

Звонок в течение 3-5 дней

Выясните, почему контрагент не перевел деньги. Возможно, директор уехал в отпуск и не подписал документы, а без него оплатить не получится. В крупных компаниях большая цепочка согласований и бывает, что счет на оплату подписывают неделю. Сотрудники могли просто потерять документы. А государственные компании просто неповоротливые. То есть существует куча причин для задержки оплаты.

Но в этом случае необходимо попросить гарантийное письмо, что компания оплатит счет до определенного числа. Это не только ваше спокойствие, но и серьезное доказательство в суде, так как оно считается признанием долга. Обычно на этом этапе 75 % компаний переводят деньги. Если на той стороне отказываются дать гарантийное письмо, то можно сразу переходить к следующему этапу.

Претензионное письмо

Итак, вы не получили деньги, несмотря на гарантийное письмо. Приходит время для написания претензионного письма. По закону его отправляют, если оплата не поступила в течение 30 дней. Но в договоре можно прописать другие правила. Например, что претензию составят, если оплата не поступила через 10 дней.

Перед отправкой лучше позвонить директору, главбуху или сотруднику, который с вами работает. Нужно предупредить контрагента, что вы отправляете претензионное письмо. Если с той стороны нет движений, то письмо подписывает гендиректор и отправляет в суд Почтой России.

В претензионном письме можно указать не только сумму долга, но и добавить пени или работу адвоката. Пени рассчитывается с помощью калькулятора пеней по договору. На этом этапе оплату проводят еще 10-15 % контрагентов.

Алена Дивногорцева, аналитик по дебиторской задолженности:

«В некоторых компаниях действуют правила, что договор оплачивают после претензионного письма. В Москве и области это встречается часто. Поэтому важно предупредить, что вы обращаетесь в суд».

Исковое заявление в суд

Это самый крайний случай, но иногда приходится это делать. В исковом заявлении нужно указать суть претензии и приложить все доказательства долга. Это гарантийное письмо, акты, накладные, договор. Приготовьтесь, что на рассмотрение дела уйдет от 3 до 6 месяцев.

Что важно в работе с дебиторской задолженностью?

Практически каждый предприниматель встречается с этим, но не каждый правильно действует. Поэтому выполняйте эти правила, чтобы избежать проблем:

Проверяйте контрагентов. Старайтесь сотрудничать с компаниями, которые выполняют свои обязательства.

Ведите переговоры. Выясните причины, почему компания не платит долг. Может быть человеческий фактор или кризисные моменты. Всегда можно договориться, что оплату внесут частями или к определенному сроку.

Внимательно работайте с документами. Подписывайте договоры, акты, накладные, чтобы на руках были доказательства, что вам должны.

Ну и самое главное следите, чтобы просрочка не стала сюрпризом. Составьте алгоритм работы с дебиторкой, чтобы знать, когда вам должны заплатить, кого надо поторопить или узнать причины неуплаты.

Некоторое время назад между налогоплательщиками и налоговиками шли непростые споры о том, когда учитывать в расходах дебиторскую задолженность, по которой уже истек срок исковой давности.

Казалось, налогоплательщикам пришлось смириться с тем, что дата учет дебиторской задолженности в целях налога на прибыль строго регламентирована и не может быть выбрана произвольно.

Но теперь ситуация может измениться благодаря Определению ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988. Решение приняла Судебная коллегия по экономическим спорам.

Безнадежные долги всегда имеют определенную дату наступления.

В силу пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов.

Безнадежными (нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Кроме того, безнадежными признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Но наиболее распространенным основанием отнесения бухгалтерский учет дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов как долга, нереального к взысканию, является именно истечение срока исковой давности.

Порядок признания расходов при методе начисления предусматривает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом периоде), к которому относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому чиновники считают, что у налогоплательщика нет права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность (см., например, письма Минфина России от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54556, от 06.02.2015 № 03-03-06/1/4995).

Суды тоже рассуждали формально.

Существенный момент: до сих пор этой же позиции придерживались суды. Еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10 по делу № А56-4354/2009 был сделан тот же вывод. Судьи обратились также к законодательству о бухгалтерском учете. Правда, они ссылались на действовавший тогда Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В настоящее время вместо него применяется Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», но в нем сохранились те же положения, на которые ссылался ВАС, – принципиально они не изменились. Так, согласно ст. 11 данного закона активы и обязательства подлежат инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с указанным в регистрах бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяет экономический субъект, за исключением обязательной инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Согласно п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов инвентаризация обязательна:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или в других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Поэтому, по мнению ВАС, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму бухгалтерский учет дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание.

Решения судов трех низших инстанций, которые сочли, что НК РФ не возлагает на налогоплательщиков обязанность по включению безнадежных долгов, в отношении которых истек срок исковой давности, в состав внереализационных расходов налогового периода, в котором этот срок истек, Президиум ВАС назвал не основанными на положениях действующего законодательства.

Справедливость восторжествовала.

Но ВС РФ в Определении № 305-КГ17-14988 фактически пришел к противоположному выводу. Он привел новые аргументы и, в свою очередь, опроверг решения нижестоящих судов, согласно которым налогоплательщик обязан учесть суммы обязательств дебиторов в составе внереализационных расходов в определенный налоговый период – год истечения срока исковой давности.

Высшие арбитры указали, что по общему правилу, закрепленному в абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ, ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, исправляются за период, в котором они были совершены.

Наряду с этим правилом в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ установлено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки (искажения) были выявлены, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. В таком случае, как отметил ВС РФ, ошибка (искажение) в определении налоговой базы и суммы налога не приводит к нарушению интересов казны. Соответственно, исправление такой ошибки (искажения) не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а посредством отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации признается допустимым. При этом предполагается, что к моменту исправления ошибки (подачи налоговой декларации) не истек установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок возврата (зачета) переплаты. Ведь лишь в течение указанного срока налогоплательщик вправе распоряжаться излишне уплаченной в бюджет суммой налога.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Следовательно, результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах.

По своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных налогоплательщиком, что имеет целью обеспечить взимание налога исходя из реально сложившегося финансового результата деятельности. В связи с этим само по себе непринятие налогоплательщиком мер по взысканию задолженности не означает, что данные расходы не отвечают критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, равно как не свидетельствует о том, что действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой экономии.

То есть инспекция, установив факт несвоевременного признания расходов в виде учета списанния дебиторской задолженности, должна была учесть указанные расходы при проверке правильности исчисления налога на прибыль за соответствующий налоговый период, охваченный налоговой проверкой, а не отказывать в учете расходов как таковых.

По сути, ВС РФ разрешил налогоплательщикам списывать в расходы дебиторскую задолженность в более поздние периоды, чем возникло право на списание такой задолженности. Правда, арбитры отметили, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10 сделан аналогичный вывод – хотя это не так. Очевидно, за аналогичный вывод арбитры приняли имеющееся в указанном постановлении замечание, согласно которому необходимо учесть аргументы налогоплательщика о том, что срок течения исковой давности прерывался. Ведь в таком случае дата наступления срока исковой давности и списания в расходы наступает позже.

Но тогда суд не вынес принципиальное решение о том, что учесть дебиторскую задолженность можно позднее названной даты. Только когда она наступила, не раньше и не позже. Во всяком случае, именно так трактовали позицию суда чиновники (см., например, Письмо Минфина России от 06.04.2016 № 03-03-06/2/19410). И в результате прямо указывали, что налогоплательщик должен внести изменения в декларацию по налогу на прибыль того отчетного (налогового) периода, в котором возникла безнадежная задолженность, в момент, когда он получит все необходимые документы, подтверждающие, что такая задолженность может быть признана безнадежной в соответствии с положениями ст. 266 НК РФ.

Теперь налицо изменение позиции высших судей, причем их аргументы можно признать весьма убедительными. А значит, их могут безбоязненно использовать налогоплательщики – даже если спор дойдет до арбитражного суда, тот их наверняка поддержит.

Документы подтверждающие дебиторскую задолженность

Дебиторская задолженность нередко становится предметом судебных разбирательств. Длительное неисполнение контрагентами своих обязанностей может привести к взысканию дебиторской задолженности через суд.

Среди основных проблем, возникающих при взыскании дебиторской задолженности через суд — документальное подтверждение наличия дебиторской задолженности.

1. Договор

Оригинал или заверенные в установленном порядке копии договоров или иных правоустанавливающих документов. Но даже договор не может считаться документом, достаточным для подтверждения долга, поскольку он не является первичным документом, свидетельствующим о совершении хозяйственной операции, а значит, и о факте наличия задолженности. Таким образом, к договору должна прилагаться соответствующая «первичка».

2. Первичная документация

Достаточность первичных документов определяется их соответствию требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Среди наиболее распространённых в хозяйственной деятельности можно назвать следующие первичные документы:

  • платёжные поручения;
  • акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • накладная;
  • кассовый ордер;
  • справка.

3. Акт сверки расчетов

Сам по себе акт сверки расчётов не является первичным учётным документом и, соответственно не является бесспорным доказательством, подтверждающим размер задолженности одной стороны перед другой.

Но, если помимо акта к материалам о взыскании задолженности будут приложены и другие документы (договор, платёжные поручения, акты выполненных работ и т.п.), то в совокупности этот набор документов вполне может стать верным доказательством наличия задолженности.

Важные моменты

  • Нельзя забывать, что при оформлении документов могут быть допущены существенные ошибки, что делает взыскание долга проблематичным. Так, часто в документах имеются противоречия. Например, в договоре фигурирует одна стоимость, а в накладных или актах выполненных работ – другая. Если договор не содержит оговорки, что стороны вправе корректировать стоимость при подписании накладных, актов или иной, аналогичной по смыслу, то вероятность взыскания задолженности в объеме, указанном в первичке, становится спорной. Если же такая оговорка включена в текст договора, то возникает вопрос, кем подписана первичка и были ли у лица, подписавшего документы, необходимые полномочия.
  • Отдельные проблемы при взыскании долга возникают из-за специфики документооборота, когда, например, на договорах проставляется одна печать, а на первичке – другая. При отсутствии документов, объясняющих специфику документооборота, или хотя бы частичной оплаты по спорным документам высока вероятность получить заявление об отказе от факта приемки со всеми вытекающими.
  • Подчеркнем еще один важный аспект, связанный с наличием актов сверки. Как известно, общий срок исковой давности составляет три года. И если этот срок истек, то по заявлению одной из сторон суд может отказать в рассмотрении иска. Однако в соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается, если в этот период предъявлен иск в суд, а также если ваш должник совершил действия, свидетельствующие о признании долга. Подписание акта сверки, по мнению судей, как раз и является таким действием. После перерыва срок исковой давности определяется «с нуля», поскольку время, истекшее до перерыва, не засчитывается.

В случае утраты документов, подтверждающих возникновение задолженности, рекомендуем оценить возможность наличия договоров, счетов, платежных документов, актов сверки и какой-либо переписки с контрагентом относительной этой задолженности в смежных отделах или обособленных подразделениях.

Юридический центр «ЮРАКС» оказывает полную и всестороннюю помощь в решении задач по взысканию дебиторской задолженности, и имеют большой опыт работы в этой отрасли.

Предлагаем вам ознакомиться с информацией о центре "ЮРАКС":

Информацию о наших услугах для юридических лиц можно посмотреть на дополнительном сайте ЮРИСТ ДЛЯ БИЗНЕСА

Наши юристы полностью сохраняют конфиденциальность и действуют только в интересах своего клиента.

Цены на наши услуги разумны и фиксированы.


Бесплатно проанализируем Вашу ситуацию и предоставим варианты решения!


Юрист от центра "ЮРАКС" всегда готов Вам помочь!

Дежурный юрист юридической компании "ЮРАКС" всегда готов Вам помочь :

990 - 01- 85

Офис в г. Москва:

Ул. Нижегородская, д. 29-33, офис 423


8 (495) 988 46 63


8 (927) 686 81 41

Офис в г. Самара:

Ул. Карбышева, д. 61В, офис 205


8 (846) 990 01 85 ; 8 (927) 609 02 16


8 (927) 68 68 141 ; 8 (917) 126 14 32

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: