Цицерон считает что государство и право

Обновлено: 25.04.2024

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – это древнеримский оратор и видный государственный деятель.

Биография Цициреноа

Цицерон родился в городе Арпинум в 106 году до н.э. в семье из сословия всадников. Прозвище рода Cicero ("горох") возникло вследствие того, что один из предков Цицерона обладал широким, приплюснутым носом с бороздой на кончике, как на горошине; по другой версии, потому, что один из предков оратора был огородником и выращивал великолепный горох. В молодости Цицерон гордился родовым прозвищем, и когда его друзья в начале политической карьеры советовали сменить имя, он отказался. Цицерон получил хорошее образование и работал адвокатом. Вершиной его политической карьеры стало избрание консулом в 64 году до н.э. В 62 году до н.э. Цицерона провозгласили «отцом отечества» за то, что он раскрыл заговор, имевший целью государственный переворот, свержение республики и установление диктатуры. Однако после избрания Цезаря консулом в 59 году до н.э. Цицерон попал в опалу, его усадьбу разграбили, дом разрушили, имущество конфисковали. Он выпросил пощаду у властей и покинул столицу. Когда ситуация изменилась Цицерон вернулся в Рим и продолжил политическую карьеру.

После смерти Цезаря в 44 году до н.э. Цицерон стал фактическим главой Рима и смог провести через сенат решение о признании наследником Цезаря его внучатого племянника Гая Октавия, позднее ставшего первым императором Рима.

На 63 году жизни Цицерон стал жертвой политической интриги и был убит по приказу Антония.

Значительно литературное наследие оратора: до наших дней дошли 58 политических и судебных речей, 19 трактатов по политике, риторике, философии, письма. Наиболее полно политико-правовая проблематика представлена в диалогах, которые Цицерон назвал "О государстве" (сохранился во фрагментах) и "О законах" (не завершен).

Цицерон почитался знатоком греческой философии и был ее популяризатором. Он соединил разработки древнегреческих мыслителей в области права с правом римских юристов. Цицерон изложил доступным языком положения философских направлений, сформировал латинскую научную терминологию, привил римлянам интерес к философии.

Высокой оценки заслуживают последовательность и широта охвата проблем в попытке Цицерона дать цельное представление о греческой философии на основе отбора наиболее, по его мнению, приемлемого и «наилучшего».

Готовые работы на аналогичную тему

Взгляды Цицерона на государство

Цицерон сформулировал юридическое понятие государства:

«Государство - это народное достояние, а народ не произвольное соединение людей, собранных вместе, а соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов».

В такой трактовке право выдвигается основой и определяющим началом государства. В таком понимании оно оказывается не только моральным сообществом свободных граждан (как представлялось Платону и Аристотелю), но правовым сообществом.

Под воздействием греческой философии собственный политический идеал – аристократическую сенатскую республику Цицерон обосновал учением о смешанной форме правления.

Цицерон классифицировал формы правления по количеству правящих и целям управления, выделяя:

  • царскую власть;
  • власть оптиматов (аристократия);
  • власть народа.

Каждая из этих форм власти вырождается, что приводит к появлению таких порочных государственных состояний, как тирания, господство богатых (олигархия) и власть черни (охлократия). По мнению Цицерона порочные состояния не являются формами государства, поскольку в них царят насилие и произвол, и следовательно, само государство распадается.

Наиболее устойчивой и совершенной формой правления оратор полагал соединение трех элементов: монархического, аристократического и демократического. Цицерон не нуждался в поиске такой формы в фантазиях, как греческие мыслители, ибо она была представлена в устройстве Римской республики: у консулов была достаточная власть, сенат обладал влиянием, парод – свободой.

Взгляды Цицерона на право

Определяющим моментом философии права Цицерона была концепция «естественного закона»:

«Закон… есть заложенный природой высший разум, велящий совершать то, что следует совершать, и запрещающий любое противоположное».

Согласно взглядам Цицерона естественный закон является истинным законом, всегда справедливым, являющимся врожденным и вечным. Источником для естественного закона служат природа и божественный разум. Это мировоззрение близко к пантеизму – природа и бог сливаются. Естественный закон появился раньше, чем любой другой писаный закон, и раньше, чем было основано какое-либо государство. Закон распространен на всех, существует в неписаной форме и обладает приоритетом перед писанным законом. Естественный закон обладает верховным фундаментальным характером и существует в качестве нравственного ориентира, которому законодатель должен следовать.

Цицерон признает природное равенство людей и возможность постижения мудрости всеми, кто получит образование. Социальные и имущественные различия между людьми возникают в силу установившихся отношений.

Цицерон выделял четыре пути возникновения права частной собственности:

  • «давнишнее завладение»;
  • победа в войне;
  • закон (награда, наследство);
  • соглашение.

Полемизируя с Аристотелем, Цицерон заявлял, что «частная собственность» не может быть «от природы». Он защищал институт права собственности, отмечая изначальную связь собственности т государства и воспроизводя положение, что причиной появления государств стала охрана собственности. Нарушения неприкосновенности государственной и частной собственности Цицерон называл осквернением и нарушением справедливости и права.

Влияние учения Цицерона

Учение Цицерона о праве и государстве оказало влияние на современников, и на развитие суждений о государстве и праве. Его труды чрезвычайно высоко котировались в эпоху распространения христианства. Его много цитировали христианские авторы. В этом смысле можно утверждать, что его наследие стало звеном между античной, или языческой, и христианской культурами. Цицерона ценили мыслители Возрождения.

Интерес к взглядам Цицерона проявили французские просветители. С уважением к Цицерону относился Вольтер. Можно указать на влияние идей Цицерона на таких мыслителей, как Мабли и Монтескье. Увлекались Цицероном деятели Французской революции: Робеспьер и Мирабо.

Цицерон был видным идеологом римской аристократии в период республики. В отличие от греческих авторов он не был философом. Он происходил из всаднического рода (денежная аристократия) и жил в эпоху последнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату. Родился в Риме, был в Греции, изучал греческую философию. В своих социально-политических воззрениях синтезировал лучшие достижения древнегреческой философской мысли с римской историей и теорией права, стал как бы "мостиком" между ними и правовой мыслью Западной Европы.

Был квестором, претором, консулом в 63 -64 гг до н.э. Выступал против проектов земельных реформ (за частную собственность на землю). Считается человеком, раскрывшим заговор Катилины. За подавление этого заговора он был назван Спасителем Отечества.

Цицерон известный оратор по судебным делам. Его политические ориентиры: консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешанная республика. Он выступал против любой единоличной власти. Финал жизни трагичен: триумверат включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона), отсекли голову и правую руку. Основные социально-политические воззрения Цицерона изложены в его диалогах "О государстве" и "О законах" (54 -51 гг до н.э.), "Об обязанностях" и "О старости" (44 г до н.э.). В этом прослеживается аналогия с произведениями Платона "Государство", "Закон".

Происхождение государства

Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Он утверждает, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, то есть возникает общество.

Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.

Сущность, задачи и формы государственного устройства

Цицерон первым в античности предложил правовую трактовку сущности государства. По его определению государство (respublica) - дело, достояние народа. Но народ понимается не просто как общность, а как "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". Если для древних греков связь гражданина и государства строилась на этических началах, в первую очередь, то для древнеримского мыслителя преимущество в этой связи должно принадлежать правовым началам. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридической мысли, которая впоследствии имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи "правового государства".

Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:

- сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

- поддержание должного порядка;

- управление присоединенными к государству территориями;

- обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;

Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления на правильные и "извращенные". Рассуждая о простых правильных формах государственного правления (царская власть - монархия; власть оптиматов - аристократия и власть народа - демократия), он видел положительные моменты их в том, что "благовением своим нас привлекают цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы". Однако каждая из этих форм имеет и свои отрицательные стороны.

Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых и знатных, превращаясь тем самым в олигархию. Полновластие народа приводит к "безумию и произволу толпы" и приобретает форму охлократии. Ни тирания, ни олигархия и охлократия - это не государства, исходя из определения государства, т.к. нет согласия в вопросе права.

Предотвратить вырождение и цикличную замену одной простой формы другой, по убеждению Цицерона, можно при условии введения смешанной формы государственного правления. В смешанной форме государственного правления желательно, чтобы было "нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа". Каждая из трех простых форм в смешанной должны дополнять друг друга. Здесь монархия, представленная властью консулов органично сочеталось бы с аристократией в форме сената и демократией в форме народного собрания и власти трибунов. Полномочия всех трех ветвей власти должны быть равнозначны.

Правовая теория

Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное .

Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: "кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя". Он не писан, и имеет врожденный характер.

Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное, т.к. оно существовало до государства.

Под естественным правом он понимал:

- не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью;

- не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.

Цицерон вслед за софистами использовал различие позитивного и естественного права, для критики позитивного права с позиции естественного права. Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н.э., когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.

Вслед за Платоном, Цицерон уделяет внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: "Под действие закона должны попадать все". И государство - это общий для всех правопорядок.

Вывод: труды Цицерона изучили христиане, он сделал шаг в направлении теории правовой государственности, оказал большое влияние на всю последующую человеческую культуру.

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах "О государстве" и "О законах".

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, "общий правопорядок".

Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.

Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что "всем этим миром правит разум". Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены "семенами" разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права.

В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. "Благоволением своим, – пишет Цицерон, – нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы". Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в "неправильные" формы.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т.е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления.

Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных собраний и народных трибунов.

Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина.

Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как "общего правопорядка".

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и "владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив".

В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, должен "как диктатор установить в государстве порядок". Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики.

Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага. Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что "при защите свободы граждан нет частных лиц". Он отмечал также долг гражданина защищать отечество в качестве воина.

Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и для правовой теории Цицерона. В основе права лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, под "природой" как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь.

Цицерон различает естественное и позитивное право. Он дает следующее развернутое определение естественного права: "Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем". Этот "истинный закон" – один и тот же везде и всегда, и "на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей – бог, создатель, судья, автор закона".

Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.

Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само государство (как "общий правопорядок") с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т. д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.

Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.

Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости.

Трубка Войны

Трубка Войны

Трубка Войны запись закреплена

Политические взгляды Цицерона

Политические и правовые идеи Цицерона считаются ценным вкладом в теорию государства и права. При этом Цицерон — один из немногих политических мыслителей, преуспевших и в практической политической деятельности. Хотя в историографии распространена точка зрения о двуличности Цицерона, С. Л. Утченко считает, что трактаты Цицерона развивают и дают теоретическое обоснование тем же взглядам, которые он всегда высказывал в своих публичных выступлениях — в частности, используемым в выступлениях лозунгам «согласия сословий» (concordia ordinum) и «согласия всех благонамеренных» (consensus bonorum omnium). Оба лозунга, по-видимому, были придуманы самим Цицероном. Марк Туллий отстаивал идею о важности изучения философии для государственных деятелей, а занятия философией во время вынужденного удаления от политики считал альтернативой политической деятельности.

Как и вся философия Цицерона, его политические идеи в значительной степени опираются на греческую мысль. Тем не менее, автор рассматривает прежде всего римскую специфику государства и постоянно акцентирует внимание на опыте именно римской истории. Более того, он ставит перед собой вполне ясную задачу — обосновать особую миссию Римской республики. Цицерон стремится противопоставить Рим греческим полисам, что проявляется, например, в подчёркивании вслед за Катоном Старшим постепенного формирования римской конституции в противоположность грекам, чьи полисы получали основные законы от одного человека (Солон в Афинах, Ликург в Спарте и т. д.). Он также рассуждает о преимуществах основания города не на обычном у греков побережье, а на некотором удалении от моря, и отстаивает преимущества римской выборной монархии перед наследованием титула у спартанских царей.

В вопросе о происхождении государства и права важнейшее влияние на Цицерона оказали Платон, Аристотель, философы-стоики, а также Панетий и Полибий. Взгляды Цицерона на происхождение государства со временем менялись — от признания важности риторики в объединении первобытных людей против диких животных в ранних сочинениях до последующего принятия точки зрения Аристотеля об изначально заложенном стремлении людей к совместному проживанию. Марк Туллий различает несколько видов общностей, и самой тесной из них он признаёт объединение людей в рамках одной гражданской общины (civitas). Известное определение Цицероном государства (res publica) как «достояния народа» (res populi) отходит от образцов, принятых в греческой политической мысли: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов» (Цицерон. О государстве, I, XXV, 39).
Оригинальный текст (лат.)
Est igitur. res publica res populi, populus autem non omnis hominum coetus quoquo modo congregatus, sed coetus multitudinis iuris consensu et utilitatis communione sociatus.

Марк Туллий повторяет распространённую в античную эпоху трёхчастную классификацию форм государственного устройства (в греческой традиции — демократия, аристократия, монархия, у Цицерона — civitas popularis, civitas optimatium, regnum), заимствует идею о постепенном вырождении всех этих форм в свою противоположность и вслед за предшественниками признаёт отсутствие единственно правильной формы устройства из трёх перечисленных. Идеальной формой государственного устройства он, вновь следуя за греческой политической мыслью, считает смешанную конституцию, объединяющую достоинства трёх «чистых» форм, но не имеющую их недостатков. При этом Цицерон присоединяется к Полибию, который видел в Римской республике воплощение смешанного государственного устройства, и тем самым отказывается от следования Платону, описавшему вымышленное идеальное государство.

Предполагается, что отказ от создания утопических проектов и восхваления чужих обычаев при одновременной идеализации собственной древней истории хорошо соответствовал традиционному римскому мировоззрению. Римский автор идёт дальше Полибия и допускает, что Римское государство может существовать вечно. Цицерон приходит к выводу, что важнейшим достоинством смешанной конституции является не просто стабильность государственного устройства (таково мнение Полибия), но и возможность обеспечения «великого равенства», которое три классические формы правления предложить не могут. Недостатки трёх «чистых» форм, по Полибию, сводятся к их неустойчивости, но для Цицерона не менее важным их недостатком является невозможность обеспечить справедливость.

Во фрагментарно сохранившейся пятой книге трактата «О государстве» Цицерон развивает идею о потребности Римской республики в лидере, который сумел бы мирно разрешать возникшие противоречия. В этой идее нередко видят идейную подготовку принципата, хотя и отмечается, что построенная первым принцепсом Октавианом Августом система власти не соответствовала взглядам убеждённого республиканца Цицерона. Однако одно из базовых положений Цицерона — потребность в надклассовом лидере, стоящем выше интересов отдельных людей, политических обществ и социальных групп — было использовано Октавианом в обосновании своей власти. Политический смысл, который вкладывался Цицероном в понятие надклассового лидера (Цицерон называл его разными терминами — rector rei publicae, tutor et moderator rei publicae, princeps, и допускается существование некоторых различий между этими обозначениями), остаётся предметом дискуссий в историографии.
Осложняет решение данного вопроса фрагментарная сохранность последних двух книг трактата «О государстве»: до наших дней дошли лишь фрагменты, в которых участники диалога обсуждают качества, какими должен обладать rector, и его обязанности, но не его права и полномочия. В конце XIX — начале XX века распространилась версия, что своим сочинением Цицерон готовил теоретическое обоснование формы правления, близкой к конституционной монархии. С. Л. Утченко присоединяется к точке зрения Й. Фогта, критикующего монархическое толкование слов Цицерона, и видит в описанном им лидере аристократа, действующего в рамках республиканских установлений. Схожей точки зрения придерживается, например, П. Грималь, по мнению которого, Марк Туллий видел в описанном лидере не полноправного монарха, а прежде всего посредника в разрешении споров. Неясно, мог ли Цицерон иметь в виду конкретного человека, подходящего на роль идеального правителя (rector) — Гнея Помпея, самого себя, или же его размышления не претендовали на немедленную практическую реализацию. Г. Бенарио считает, что концепция Цицерона об идеальном правителе факультативно дополняет римскую смешанную конституцию и не является её неотъемлемой частью, хотя эта точка зрения не всегда разделяется.

В своей политической теории Цицерон исходит из известного в античную эпоху представления о циклах жизни и смерти отдельных государств. Вопрос о предопределённости упадка государств оставался нерешённым, но античные мыслители видели два наиболее очевидных ответа на этот вопрос — либо государства обречены на гибель, либо государство с идеальными законами может существовать вечно. Скептическое отношение Цицерона к судьбе и сверхъестественной предопределённости привело его к поиску идеальных законов.

В трактате «О законах» Цицерон развивает теорию естественного права (ius naturale в широком смысле, ratio naturale), согласно которой существует «естественный закон», общий для людей и богов. С его помощью люди отличают бесправие от права и зло от добра. Этот закон (в широком смысле) он определяет как «зало­жен­ный в при­ро­де выс­ший разум, веля­щий нам совер­шать то, что совер­шать сле­ду­ет, и запре­ща­ю­щий про­ти­во­по­лож­ное» (lex est ratio summa, insita in natura, quae iubet ea quae facienda sunt, prohibetque contraria). Происхождение же человеческих законов, которые он отличает от закона природного, римский автор считает результатом общественного договора. По Цицерону, несовершенство людей приводит к тому, что ими нередко принимаются несовершенные и несправедливые законы. Существует три основных взгляда на соотношение природных и человеческих законов у Цицерона.

Первый и наиболее традиционный подход предполагает, что связи между ними такие же, как между идеями Платона и их земными отражениями (вещами): законы людей могут лишь приблизиться к идеальным законам природы. Второй подход рассматривает высказанные Цицероном идеи как развитие абстрактных законов природы. Третий подход, предложенный в 1980-е годы К. Жирарде, утверждает тождественность обоих видов законов. Вслед за ранними римскими юристами Цицерон выделяет и ius gentium (право народов), которое он ставит выше ius civile (гражданского права, то есть права отдельных общин, в том числе и Рима)

К I веку до н. э. развитие римского права привело к накоплению многочисленных, никак не систематизированных источников права. Из-за сложности изучения права, досадовал Цицерон, даже некоторые судебные ораторы не разбираются в юридических вопросах. Решением этой проблемы он видел разработку введения в право с использованием философского аппарата для классификации базовых принципов гражданского права, которое позволило бы упорядочить разрозненные определения и превратить право в искусство. Е. М. Штаерман предполагает, что к эпохе Цицерона в Римской республике уже появились некоторые основы теории права, однако до наших дней сохранились только намёки на их существование. В книге III трактата «О законах» рассматриваются некоторые базовые положения устройства римских магистратур, которые К. Кейс сравнивает с конституциями современных государств, отмечая при этом уникальность подобного свода в античную эпоху.

Замечая, что справедливость не очень-то распространена на Земле, Цицерон описывает «сон Сципиона» в книге VI трактата «О государстве», выдвигая идею о посмертном воздаянии за справедливую жизнь. Марк Туллий предостерегал от слишком точного следования букве закона, поскольку это может привести к несправедливости. Основываясь на своих выводах о естественном праве и о справедливости, Цицерон требует справедливого обращения и с рабами, предлагая относиться к ним точно так же, как и к наёмным рабочим.


Высказывания Цицерона о государстве — это редкость в истории. Философски настроенный человек, обладающий политической властью. Он родился в Арпине в 106 г. до н. э. Его карьера состоялась во время сумерек «больной» Римской империи. Он был самопровозглашенным конституционалистом, но также преданным человеком, который хотел мира и гармонии превыше всего. Природные взгляды Цицерона о государстве оказывают влияние и по сей день. В отличие от многих своих современников, философ не делал карьеру с помощью войны, а вместо этого использовал ораторское искусство на судах своего времени. Он выступил против тирании Цезаря и впоследствии Марка Антония. В конце концов, Цицерон был убит после того как произнес крайне резкое осуждение последнего в рамках серии выступлений под названием «Филиппики».

Актуальность

учение о праве

Учение Цицерона о государстве дает ключевое представление как о развитии современных западных теорий естественного права, так и о структурировании политических сообществ вокруг этих принципов. Учитывая огромное влияние философа, обидно, что похвалы, оказанные ему, резко уменьшились за последние сто лет. Работы Цицерона неизменно оказываются полезными и актуальными, особенно с учетом их широких последствий для западной интеллектуальной и политической истории.

Закон

Рассуждая о государстве и праве, Цицерон настаивал на том, что гражданская отрасль должна формироваться в соответствии с естественным законом божественного разума. Для него справедливость была не вопросом мнения, а фактом. Мнение Цицерона о государстве, о законах было таковым:

Они распространяются по всему человеческому сообществу, неизменно и вечно, призывая людей к выполнению своих обязанностей по приказам и удерживая их от неправомерных действий своими запретами. Если гражданское право не соответствует заповедями природы (божественным законом).

Философ утверждал, что по определению первое нельзя по-настоящему считать нормой, поскольку истинное распоряжение является «правильной причиной в гармонии с природой». Поскольку человечество получает справедливость от сущности человека и его отношения к окружающей среде, все, что противоречит этому, не может считаться справедливым или законным. Учение Цицерона о государстве и праве пришло к выводу, что принципы справедливости имеют четыре аспекта:

  1. Не инициировать насилие без уважительной причины.
  2. Выполнять свои обещания.
  3. Уважать частную собственность и общее имущество людей.
  4. Быть благотворительным по отношению к другим по средствам.

Естество

учение о государстве

Согласно принципу Цицерона о государстве, оно существует, чтобы подсоблять законы, которые находятся в гармонии с универсальными принципами природы. Если страна не поддерживает правильную причину в согласии с естеством, это неполитическая организация. В высказываниях Цицерона о государстве, о законах говорится о том, что эти понятия носят нормативный характер, а не общепринятый. Он утверждал, что без воплощенного в праве ключевого элемента справедливости невозможно создать политическую организацию. И также философ отмечает, что «в человеческих сообществах принято много вредных и пагубных мер, которые не приближаются к законам больше, чем если бы банда преступников согласилась сделать некоторые правила».

В своих речах, осуждающих Марка Антония, Цицерон даже предположил, что законы, принятые им, не имели никакой силы, поскольку он приводил их в исполнение, применяя явное насилие, а не правильную причину. Для философа закон — это непросто мощь, это верное основание в согласии с природой. Точно также в отношении Цезаря писал Цицерон о происхождение государства. Он полагал, что царствование императора было политической организацией по форме, а не по этической сущности.

Три политические идеи Цицерона

о государстве и праве

Основа философии Цицерона состоит из трех взаимосвязанных элементов: вера в природное равенство и непринужденное для человека государство. Подлинное значение Цицерона в истории политической мысли заключается в том, что он дал доктрине стоиков естественного права заявление, в котором оно было широко известно во всей Западной Европе с его дня оглашения вплоть до XIX века.

Цицерон о государстве и праве говорил не первый. Так, например, в некоторых работах заметно, что он объединил платоновские принципы и справедливости вечного и стоического верховенства и универсальности права, как оно существует в природе. Разносторонний закон естества связывает всех людей вместе.

Естественные правила неизменны, и их можно найти во всех народах. Эта универсальность права составляет основу мира. Поскольку нормы природы являются высшими, никто не может его нарушать.

По словам Цицерона, истинный закон — это верный разум в согласии с природой. По его мнению, естество — высшее проявление правильного сознания. Это универсальное применение, неизменное и вечное. Он призывает к выполнению своих распоряжений и предотвращает неправильные действия своими воспрещениями.

Его команды и запреты всегда влияют на хороших людей, но никак не сказываются на плохих. Попытка изменить этот закон не является грехом, так же как нельзя пытаться отменить какую-либо его часть или полностью его.

Цицерон привел понятие абстрактного разума и естественного права в непосредственную связь с деятельностью человеческого сознания и законодательством государства. Если людское право соответствует рассудку, оно не может противоречить природе.

Это подразумевает, что, согласно Цицерону, человеческое законодательство, нарушающее закон естества, должно быть признано недействительным.

Понятие естественного равенства

Концепция паритетности Цицерона является еще одним аспектом его политической философии. Люди рождены для справедливости, и это право основано не на мнении человека, а на природе. Нет никакой разницы между людьми в глазах естественного закона. Все они равны. Что касается изучения и владения собственностью, то, несомненно, существует разница между одним человеком и другим.

Но обладая разумом, психологическим обликом и отношением к добру и злу, все люди равны. Человек рожден, чтобы добиться справедливости, и в этом отношении не должно быть никакой разницы.

Все люди и человеческие расы обладают одинаковой способностью к опыту и все они равно могут различать добро и зло.

Комментируя взгляд Цицерона на естественное равенство, Карлайл сказал, что никакие изменения в политической теории не столь поразительны в своей полноте, как переход от Аристотеля к понятию естественного равенства. Данный философ также думал о равноправии среди всех. Но он не был готов предоставить гражданство всем людям.

Это было ограничено только отобранным числом. Так что идея Аристотеля о равенстве не была всеобъемлющей. Лишь немногие были равны между собой. Цицерон рассматривал равенство в моральной перспективе. То есть все люди созданы Богом, и они рождены для справедливости. Поэтому искусственная дискриминация не только несправедлива, но и аморальна.

Долг любого политического общества — обеспечить определенное достоинство каждому человеку. Цицерон отказался от давней идеи рабства. Невольники не являются ни инструментом, ни собственностью, они люди. Таким образом, они имеют право на справедливое лечение и независимую личность.

Идея государства

учение цицерона о государстве и праве

Цель Цицерона в республике состоит в том, чтобы сформулировать концепцию идеального общества, как это сделал Платон в своем государстве. Он не делал никаких попыток скрыть свою основанность на Платоне.

Он принял ту же технику диалога. Но Цицерон о государстве говорил, что оно не является воображаемой организацией. Это ограничено только римским обществом, и он привел иллюстрации из истории империи.

Содружество — это собственность народа. Но люди — это не какая-то совокупность, собранных каким-либо образом, а множество, которые в большом количестве связаны между собой соглашением относительно справедливости и партнерства на общее благо.

Первопричиной таких ассоциаций является не столько слабость индивида, сколько некий социальный дух, который природа заложила в него. Ибо человек не одинокое и не общественное существо, но рожденный с такой природой, что даже в условиях большого процветания он не желает быть изолированным от своих собратьев.

Вышеупомянутое наблюдение раскрывает некоторые особенности высказываний Цицерона о государстве кратко. Он определил природу общества как дело, вещь или собственность людей. Этот термин вполне эквивалентен содружеству, и Цицерон использовал его. По мнению философа, общество как братство имеет этические цели, и если оно не сможет выполнить эту миссию, то оно «ничто».

Цицерон о государстве и праве (кратко)

учение цицерона о государстве

Общество основано на соглашении делиться общим благом. Еще одна особенность государства Цицерона — люди собрались вместе, руководствуясь не своей слабостью, а общительной природой. Человек — не одиночное животное. Он любит и привыкает к себе подобным. Это врожденная природа. Именно рациональное поведение людей отвечает за основание государства. Следовательно, можно назвать это необходимым объединением.

Это полезно для достижения общего блага. Цицерон сказал, что нет ничего, в чем человеческое превосходство могло бы более приблизиться к божественному, чем в основании новых государств или в сохранении уже созданных.

Желание делиться общим благом настолько горячо, что люди преодолевают все соблазны удовольствия и комфорта. Таким образом, Цицерон формулирует концепцию, которая в то же время является исключительно политической. Его идея государства и гражданства поразительно напоминает мысль Платона и Аристотеля.

Естественно, все участники общества должны заботиться о достоинствах и недостатках друг друга. Поскольку государство является корпоративным органом, его авторитет представляется коллективным, и происходит от людей.

Когда политическая власть будет должным образом и законно исполнена, она будет рассматриваться как воля народа. Наконец, государство и его закон подчиняются Богу. В теории государственной силы Цицерона не занимают очень важного места. Только ради справедливости и правильной силы можно пользоваться.

Как и Полибий, Цицерон предложил три типа правления:

  1. Королевская власть.
  2. Аристократия.
  3. Демократия.

Все формы государства Цицерона имели рост коррупции и нестабильности, и это приводит к падению власти.

Только смешанная конфигурация является надлежащей гарантией стабильности общества. Цицерон предпочел республиканскую форму правления как идеальный пример сдержек и противовесов для стабильности и пользы политической системы.

По мнению Даннинга, хотя Цицерон следовал Полибию в теории сдержек и противовесов, было бы неправильно предполагать, что он не обладал какой-либо оригинальностью мышления. Смешанная форма правления Цицерона менее механична.

Не может быть никаких сомнений в том, что в приграничном регионе, где встречаются этика, юриспруденция и дипломат, Цицерон выполнил работу, которая дает ему важное место в истории политической теории.

Закон как часть природы

Властные и культурные идеи, лежащие в основе римского права, стали более отчетливыми в последние столетия республиканского периода, особенно благодаря обширным работам юриста и философа Цицерона (106-43 гг. до н. э.), который пытался, но не смогли защитить республику против восстания такого диктатора, как Юлий Цезарь. Хотя Цицерон проиграл эту политическую битву, его идеи сильно повлияли на более позднюю западную мысль, включая прообраз основателей Америки. На протяжении девятнадцатого века философ считался образцом ораторского искусства и ведущим мыслителем по правовым и политическим вопросам. В частности, Цицерон известен тем, что изменил и передал греческую стоику традицию естественного права, т. е. идею о том, что существует универсальный закон, который является частью самой природы.

Естество не только наделило человека разумом, но и дало ему чувства наставника и посланника. А также неясные, недостаточно разъясненные представления о многих вещах как основу знания. Все это действительно предисловие и его цель состоит в том, чтобы упростить понимание того, что справедливость присуща природе. Мудрейшие из людей считали, что закон не является продуктом человеческой мысли и не представляется актом народов, а скорее вечным, которое управляет всей вселенной своей мудростью в команде. Таким образом, они привыкли говорить, что закон — это первичный и конечный разум Бога, чье сознание руководит всеми вещами либо принуждением, либо сдержанностью.

Человеческое равенство

учение цицерона о праве

Человек должен осознавать, что рожден для справедливости, и это право основано не на мнении людей, а на природе. Это уже станет очевидным, если изучить общение и связь людей между собой. Ибо нет ничего такого похожего, как один человек на другого. И, поэтому, как бы ни был определен один, установление будет применяться ко всем. Это является достаточным доказательством того, что между видами нет никакой разницы в природе. И действительно, разум, который один поднимает над уровнем зверей, безусловно, является общим для всех. Хотя он различается в том, что способен учиться. Именно это право является причиной происхождения государства.

Цицерон: правительство существует для защиты

учение цицерона

Должностное лицо должно в первую очередь заботится о том, чтобы каждый имел то, что ему принадлежит, и чтобы публичные действия не ущемляли частную собственность. Главной целью при создании городов и республик было то, что каждый человек мог иметь то, что ему принадлежит. Ибо хотя под руководством природы люди были объединены в общины, в надежде на защиту своего имущества они стремились отразить нападки на города.

Про формы государства Цицерон и Макиавелли говорили:

Каждая республика должна управляться каким-то совещательным органом, если он постоянный. Эта функция должна быть либо предоставлена одному человеку, либо определенным избранным гражданам, либо ее должен выполнять весь народ. Когда верховная власть находится в руках одного человека, его называют королем, а эту форму государства — царством. Когда выбранные граждане обладают властью, общество, как говорят, управляется аристократией. Но народное правительство (так оно и называется) существует, когда вся власть находится в руках людей. Если узы, которые первоначально объединили граждан в партнерстве с государством, сохраняются, любая из этих трех форм правления может быть терпимой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: