Что влияет на правовую систему государства

Обновлено: 01.05.2024

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 - 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа - справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы - правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права - документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое - совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение - личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 - 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права - это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Роль государства в обеспечении права. Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого ин­ституционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для до­стижения целей государственной политики. В то же время влия­ние государства на право не следует абсолютизировать и рассмат­ривать в духе этатистских воззрений, признающих право исклю­чительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает отно­сительной самостоятельностью, собственными, внутренне прису­щими ему закономерностями формирования и функционирова­ния, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право прояв­ляется в сфере правотворчества и правореализации. Право фор­мируется при непременном участии государства. Однако государ­ство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или админи­стративный прецедент и др.). В этом смысле государство не явля­ется его (права) начальной, глубинной причиной. Государство со­здает право на институциональном уровне. Причины же возник­новения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, ис­торических традициях народа и проч. Недооценка этого принци­пиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юри­дического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от госу­дарства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немысли­мо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном про­цессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмеши­вается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении обра­зования права заключается в следующем.

1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государст­во в соответствии с познанными законами общественного разви­тия, закономерностями стихийного правогенеза определяет по­требность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает об­щие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смыс­ле это означает, что государство устанавливает нормы права.

2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ производства права является пре­обладающим. Так, образование мусульманского права характери­зовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской док­триной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вслед­ствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

3. В признании юридически обязательными регуляторами по­ведения фактически сформировавшихся и существующих отно­шений и связей (соответствующих им видов деятельности), вслед­ствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.

4. В развитии системы нрава. При этом истинная роль совре­менного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества норма­тивно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; во-вторых, способствовать развитию иных источников права - нормативного договора, обычного права; в-тре­тьих, придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в оп­ределенной мере «управляет» правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует «присутствие» права в публично-правовой и частно-правовой сферах.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей сис­темы источников права. Сообразуясь с социально-экономически­ми потребностями, политической ситуацией в обществе, государ­ство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, ме­тодов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой обще­ства, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

5. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализация нрава. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использова­ние его ресурсов, осуществление правовых установлении было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз проявляет­ся в том, что оно своей деятельностью призвана создавать факти­ческие, организационные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных зако­ном возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Анемия исполнительных, надзорных и судебных структур государства, как об этом свидетельствует оте­чественный опыт, блокирует действие права. Активность государ­ства - необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является по­стоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама уг­роза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего бла­гоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

7. Наконец, государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Тем самым государство способствует восприятию права индивидуаль­ным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общест­венных отношений действовать по праву, исключать противоправ­ные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существуют пределы воздействия го­сударства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-эконо­мических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеа­лизации правовых средств, а в конечном счете снижает социаль­ную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая поли­тика государства, позволяющая наиболее рационально и в инте­ресах общества использовать правовой инструментарий.

Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и прак­тически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопас­ности, организации предупреждения и борьбы с правонарушения­ми, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законо­дательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен спе­циально подготовленный персонал, в том числе кадры правоо­хранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.

В специальной литературе проблеме влияния права на государство удалено
мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем
право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во
внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства,
как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру
государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном
механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством
права закрепляются форма государства, устройство государственного
аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право
создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из
ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными
структурами получают правовое регулирование, превращаются в
правоотношения.

С помощь права определяются место, роль, функции частей
государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и
населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право
позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют
государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым
право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех
звеньев государственной машины.

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою
19

волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и
цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового
инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым
демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое
государство не может вне права осуществлять свою деятельность.
Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной
деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как
обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными
факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству
в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь
правовой формой. Государство без ущерба для общества не может
манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую
роль права в отношении к государству:

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением,
отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в
границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на
государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом
тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное
и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки
зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь
в той мере, в какой само государство поставлено на службу.

Право легализует государственную деятельность, обеспечивает
дозволенность охранительных и принудительных мер государства.
Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки
юридических требований, приобретает юридическую форму.

Посредством права определяются границы деятельности государства,
обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым
20

воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и
народностями.

Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного
контроля над деятельностью государственного аппарата и тем самым создает
юридические гарантии ответственного поведения государства перед
населением.

Право выступает в современных условиях языком общения государства не
только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в
целом.

Право (и только оно) является основным средством легитимации
государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и
формы государственного принуждения.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и
функционировать вне права. Концепция господства права (правового
государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,
общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает
мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле
право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно
говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не
встало над обществом.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее
право отражает объективные потребности общественного развития, тем в
большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом
случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и
исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи

связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,
соответствует своему историческому предназначению.
21
Правовое государство: основные признаки

Идея правового государства основывается на необходимости достижения
гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного
правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их
реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства,
достичь оптимального соотношения интересов государства и личности.
Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями
как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и
др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в
России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др.
Реализация основных признаков правового государства является одним из
условий его формирования, и они отражают направление движения к
цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового
государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные
стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как
представляется, его сущностными характеристиками можно выделить
следующее:

-организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения
законодательной, исполнительной и судебных функций;

-обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных признаков правового государства.
Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е.
что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и
несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были

законы. Суть вопроса здесь стоит в том, чтобы закон соответствовал идее
справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом
22

соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и
соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли
большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение
общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной
практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким
образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю
народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не в
меньшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц,
а также требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов.
Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов,
исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны
соответствовать нормам международного права. Основной закон
(Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и
все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не
противоречить. Цивилизованное существование государственной власти может
быть только не принципе четкого разграничения законодательной,
исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и
противовесов между ними. Ни одна власть не должна присвоить
несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции
устанавливают систему разделения властей и осуществления полномочий
парламентом, правительствами, президентом и разграничивает полномочия
федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное
разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и
противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов,
депутатский контроль над деятельностью органов и должностных лиц
исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных
лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности
президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва
сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и
противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению

дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению

споров о компетенции между государственными организациями.
23
Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с
признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно
преувеличение роли государства является причиной того, что личность
вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством
прав и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовом
государстве как государство должно нести ответственность перед
личностью, так и личность должная нести ответственность перед
государством. Совершение преступлений, за которые виновные несут
ответственность и тем самым не реализуется должная защита прав граждан,
прав потерпевших. Государство должно гарантировать гражданам нормальные
условия существования и должно нести ответственность за выполнение
обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и
взаимные обязанности как государством , так и личностью.

Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить,
что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных
признаков в жизни отражает движение к правовому государству.

Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную
формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство
одновременно является категорией сущего и должного, идеалом,
преобразующим действительность.

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства
обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и
государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с
этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое
определение судеб права и государства будет удовлетворять научному
подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась
в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее
основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не
извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового
коммунистического общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного
строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных
теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство,
огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие
властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория
отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной
теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в
России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на
базе реального социализма открылась возможность формирования
неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом
движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него
исходящим, может иметь место только там, где законодательство и
государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя
распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи
вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле
25

стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих
обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие)
потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и
государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса.
Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей
(колесование), но куда в большей степени оно используется для
обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права
и государства должна моделировать прогрессивную роль
государственно-правового механизма.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М.
Юрист, 1996 – 472 с.

Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А.
Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.

Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред.
Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.

Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.

Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.

Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 1997 –
63с.. 1997 – 63с.

Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.-
320с.

См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.
1978г.

Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.

1 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.

1 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.
С.320.

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: