Что такое утопия какие принципы положены платоном в учение об идеальном обществе и государстве

Обновлено: 04.05.2024


Аннотация
Концепция идеального государства Платона является, на наш взгляд, и по сей день актуальной: в ней заложены принципы организации (и самоорганизации) социальной общности любой степени сложности – от малой группы до достаточно крупного сообщества людей.
Функционирование общества как единого организма, рассмотренного по аналогии с устройством души человека (разум – воля – чувства), природные различия людей, всеобщее образование, исходящее из идеи «специализации души», – всё это позволяет максимально осуществить идею справедливого устройства общества, где «каждый отдаёт своё и имеет своё» (Платон).

Возможно ли построить идеальное общество/государство? Платон в своём трактате «Государство» (диалог, созданный в период расцвета творчества Платона) [1] отвечает на этот вопрос утвердительно, рассматривая, в первую очередь, принципы идеального государства и, во-вторых, обозначает «практические» преграды на пути реализации идеи, рассматривая механизмы воплощения идеи.

Люди не одинаковы и изначально неравны по своей природе (возможностей), поэтому для сведения всех в единое целое государственного устройства необходимо исходить из этой предпосылки различия людей.

«На поверхности» идея сведения всех в единое целое находит своё выражение в специализации по роду занятий: мудрецы/правители (философы), управляющие и воины, земледельцы, ремесленники, торговцы.

Однако – это всего ишь внешнее положение дел. На самом деле «специализация» осуществляется на уровне идеальном – в «специализации» душ, отражающей фактическое знание добродетелей.

Будучи учеником Сократа, Платон также, как и учитель, полагал что добродетели можно научиться. Но существует «иерархия» добродетелей: одним научиться более сложно (требуются значительные интеллектуальные способности и другие характеристики человека: воля (дисциплина), способность к длительному обучению), другие – более доступны для познания.

И здесь дают о себе знать те самые различия, памятуя о которых необходимо выстраивать концепцию идеального общества. – Лишь немногие «избранные» способны достичь сложных в познании добродетелей. Поэтому, фактически, Платон говорит о необходимости построения общества экспертов, исходя из природной предрасположенности/данности людей как членов общества.

Иерархия добродетелей такова (от «простого» к «сложному»):

  1. мудрость;
  2. мужество;
  3. послушание и умеренность.

Зеркальным отражением «специализации» души является «внешняя» специализация слоёв общества (по роду занятий):

  1. правители;
  2. воины;
  3. земледельцы, ремесленники, торговцы.

Механизмом реализации слаженно-согласованной работы общества является система образования, охватывающая с детства всех членов общества.

Посредством этой системы служит «образование души» (здесь уместна аналогия с римской пайдейей): выявление способностей и развитие этих способностей (к добродетели и соответствующим занятиям одновременно).

Система образования у Платона – это единое целое как будущий слепок общества.

Образование получают абсолютно все и одинаковое (как стартовая площадка для выявления «природы человека»): от десяти до двадцати лет. Акцент делается на гармонии души и тела, на человеке как едином целом: музыка, религия, гимнастика – важнейшие предметы для познания в корпусе знаний.

В возрасте двадцати лет происходит отбор наиболее способных к обучению, которые начинают практиковаться ещё и в математике.

Следующий период отбора – тридцать лет: наилучшие продолжают обучение. К предметам обучения добавляется философия, которую изучают пять лет.

Последующие пятнадцать лет – это практика в области управления, и только после этого тщательнейшим образом подготовленная элита (фактически обладающая знанием добродетели мудрости) допускается к управлению государством.

Таким образом, три слоя государственной системы – тщательно подготовленные люди – специалисты в своей области знания добродетели и сферы деятельности.

Идеальное государство, таким образом, отражает структуру души человека: разум (мудрость – правители – правление); воля (мужество – управляющие (стражи) – управление (охрана); чувства (ремесленники, земледельцы, торговцы – производство «материальных благ» – умеренность и послушание).

Принцип гармоничного сочетания слоёв как частей человеческой души, «заточенных» под реализацию определённой – специальной – добродетели, даёт возможность построить идеальное, то есть – справедливое – государство [2, 3].

Таким образом, Платон формулирует «идеальную формулу справедливости» – справедливого общества: «каждый отдаёт своё и получает своё».

Косвенным выражением реализации становятся «частные» ощущения: каждый член общества чувствует себя счастливым, не желая перемещаться в другой (иной!) для него слой.

Современный читатель, читая Платона, однако, находит в принципе построения идеального общества иерархию (от низшего к высшему, от простого к сложному, следовательно, от худшего к лучшему), поскольку его взгляд исторически обременён, что в конечном счёте служит преградой для аутентичного понимания идей Платона.

Однако концепция Платона чужда идее социальной иерархии: специализация во всём, основанная на объективно-природных различиях людей, – единственная исходная предпосылка для построения идеального общества.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2022. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

Утопия – место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона это большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок считает своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы, войны и крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими качествами: философы – разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы); войны – благородством (служить государству и охранять его от внешних и внутренних врагов); крестьяне или ремесленники – обладают материальными потребностями. Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так как деньги развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом работы. Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все расписано в этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку писсимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы распевая веселые песни, славящие государство

Философия Аристотеля

Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Платон использовал устройство Спарты в качестве образца для подражания. По его мнению, в любом государстве должно присутствовать разделение труда, так как каждый человек обладает специальными знаниями и имеет компетенцию в области ремесла, или иного другого дела. Кроме того, люди не должны лезть в чужие дела. Поэтому, по его мнению, в государстве должны быть земледельцы, строители, ремесленники, воины, то есть каждый должен заниматься своим делом. При этом если человек имеет задатки к земледелию, то он должен заниматься им. Такой человек не способен стать воином, обучиться этому.

В государстве должны присутствовать три сословия:

  • мудрые правители,
  • мужественные воины- стражи,
  • трудолюбивые ремесленники и земледельцы.

Первое сословие – это самые мудрые люди, и все должны повиноваться им. Все люди братья, однако они не равны между собой. Это объясняется тем, что людей сотворили боги, и когда они лепили людей из земли, к одним они примешали золото, к другим – серебро, а к третьим – медь и железо. Поэтому некоторые из людей способны быть правителями. Отбор правителей представляет собой экзамен.

Люди не равны между собой, но неравенство это не наследственно. Некоторые дети способны переходить в высший класс, путешествуя по так называемым социальным лестницам, если для этого имеются соответствующие предпосылки.

При этом Платон критикует демократию, считает, что она не нужна людям. Люди, которые живут в демократии, наглые и разнузданные, нечестные. Идеальным государством, по его мнению, является аристократия. Государственным управлением должны заниматься именно философы, так как они являются самой умной категорией людей. Будущие философы получают прекрасное образование, занимают государственные должности и управляют не менее 15 лет. Все злодеи-тираны – это несостоявшиеся философы, которые хотели стать великими людьми, однако не состоялись в данной сфере, не способны были реализовать свои великие притязания. Воспитание философов зависит от их одарённости, однако при плохом воспитании даже самые одарённые способны стать "плохими".

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Идеальное государство Платона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Устройство государства по Платону

Платон выделял в каждом государстве три сословия:

  • Высшее сословие. Это мудрые люди, которые способны заботиться о правильной жизни всех граждан. Данная категория сословий должна состоять из философов, то есть «сословие воспитателей».
  • Сословие стражей. На данное сословие возложена задача заботиться о внутренней и внешней безопасности государства. Это «сословие воинов».
  • Сословие прочих граждан. Под ними Платон понимал ремесленников, дельцов, крестьян. К их задачам относилась необходимость обеспечения государства всем необходимым. Это «сословие кормильцев».

По мнению Платона, в государстве необходимо ввести общность имущества и запретить частную собственность. Даже детей и женщин необходимо сделать общими, так как деторождение должно регулироваться государством с целью отбора лучших людей из родившихся. При этом все люди должны трудиться, однако труд распределяется согласно способностям граждан.

Платон разработал систему и провел краткий анализ видов государственного устройства, разместив их в определённой иерархии. Данная иерархия типов государств от наилучшего к наихудшему выглядит следующим образом:

Принципы построения идеального государства

По мнению Платона, построение идеального государства связано с платоновской теорией «идей». Уже само по себе определение «идеальная» говорит о том, что Платон представлял собой «идеи» государства, однако высказал их в несколько искаженном смысле.

В основе идеального государства лежит принцип справедливости, который определяет место каждого гражданина в государстве, исходя из его возможностей. Кроме того, предусматривается сплочение всех частей государства в нечто «гармоническое целое». Государственная система должна обладать нравственными, экономическими и политическими чертами, которые все вместе были бы направлены на реализацию тех задач, которые стоят перед государством, а именно:

  • защита государственных границ;
  • обеспечение всех членов общества необходимыми материалами;
  • развитие творческой духовной деятельности на территории государства.

По мнению Платона в данном государстве должны быть минимизированы конфликты. Именно он выдвигает теорию о «спасении и воспитании души». По его мнению, правители как мудрецы и философы должны заботиться о своем народе, проявлять к нему своего рода любовь, показывать свое достоинство. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой народ больше других, исполнять свой долг перед государством с наибольшим усердием, познавать необходимые блага.

Неважно, кто и как реализует свою деятельность, важно, что все должны служить на благо государства, реализуя принципы добра и справедливости. Принципы добра и справедливости уже заложены внутри человека, и необходимо приложить лишь добродетельное воспитание, чтобы воспитать достойного члена общества.

Многие учёные полагают, что целью Платоновского государства было удовлетворение потребностей человека по максимуму при условии, что данные потребности не должны противоречить желаниям других людей. Однако для Платона желания и потребности не имеют особого интереса, так как направлены на «материальное». Он же считает главным «идеальное», то есть стремление к добру и справедливости. Для того чтобы постичь истину, необходимо освободиться от оков и выйти наружу, познать себя и свою душу, освободить душу от всех порочных зависимостей. Однако, по мнению философа, сделать полностью это все равно невозможно. Душа, так или иначе, тяготится к материальному, а потому все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках.

Основные взгляды на политическую философию древнегреческим философом Платоном изложены в его концепции идеального государства. Указанной теории посвящено два трактата мыслителя: «Государство» и «Законы».

Политическая тематика Платона По данной теме мы уже выполнили доклад Учения Платона подробнее близка его общефилософской позиции. По его мнению, управление государством – это искусство воспитания себя (концепт «заботы о себе»), своей души, стремление к спасению. Истинная философия должна включать в себя и истинную политику. Философ – это идеальный правитель. Идеальное государство основывается на принципах Блага.

Устройство идеального государства

С точки зрения Платона, государство в своем устройство должно повторять строение души. Так как душа в философии древнегреческого мыслителя трояка, из трех сословий состоит и идеальное государство.

  1. Разумная душа, наделенная мудростью. Ей соответствует правящая аристократия, которая присваивает себе характеристику мудрости. Обладателями мудрости являются философы, поэтому, как было уже отмечено, они и являются идеальными правителями. Получается так, что мы обнаруживаем пространство встречи и борьбы между нарождающимися сферами, с одной стороны, культурной – мудрости, с другой, общественной – политики. Платон разрабатывает концепцию воспитания философа.
  2. Чувствительная душа, главной характеристикой которой является мужество. Ему соответствует сословие воинов, главной добродетелью которых является мужественность и способность защищать. Платон подробно регламентирует жизнь и воспитание воинского сословия.
  3. Вожделеющая душа, отличающаяся умеренностью. Таковым же качеством обладает и сословие ремесленников, земледельцев и т.п. Устройство их жизни интересует Платона в меньшей степени.

Готовые работы на аналогичную тему

Каждое из выделенных сословий выполняют свою функцию, вместе образуя гармоничную целостность. В этой идеи Платона можно усмотреть позицию разделения труда. В основу разделения труда Платон кладет мысль о том, что каждый член общества в целом имеет одинаковые потребности, но при этом не каждый обладает совокупностью нужных для их удовлетворения способностей. Каждый, выполняя свою работу, исполняет долг перед обществом и приобретает возможность воспользоваться результатами других. В этом мыслитель видит гармонию государственного устройства.

Принципы идеального государства

По мнению Платона, идеальное государство должно строиться на основе категории справедливости. При этом нужно учитывать, что это понятие наделяется мыслителем не только этическим смыслом, но в большей степени экономическими, политическими и социальными коннотациями смысла. На основе справедливости общество может достичь гармоничного состояния, что должно отразиться в идеальности устройства государства.

При этом идеальное государство должно обладать:

  • хорошей внутренней организацией и способностью себя оберегать от вторжения извне;
  • возможностью периодически предоставлять своим гражданам необходимые материальные блага;
  • умением руководить и направлять творческое и духовное развитие общества.

Платон как основу идеального государства характеризует торговлю. Развитие торговлю предполагает формирование сообщества торговцев, наделенного своими обязанностями по отношению к обществу и государству. При этом Платон говорит не только о торговле между государствами, но и о внутренней торговле. Она играет консолидирующую общество функцию. Таким образом, мыслитель отстаивает прообраз рыночной экономики.

Значение воспитания

В рамках идеального государства Платона важную роль играет воспитание. Оно обеспечивает общество квалифицированными и физически подготовленными специалистами.

Образование в идеальном государстве дается исходя из принадлежности к определенному сословию. Для воинов достаточно знание музыки, гимнастики и математики, в то время как, философы занимаются изучением диалектики.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Оглавление
Файлы: 1 файл

философия.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Российской федерации

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (филиал)

Домашнее задание по курсу:

Особенности утопии в «Государстве» Платона

студента IV курса

заочной формы обучения гр 641-зк

1. Идеальное государство Платона …………………………………. 5

Библиографический список…………………………………. ……………..1 6

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат «Государство», диалоги «Критий», «Политик», «Законы». Все они написаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом и Кефалом. В своих воззрениях, как и в произведениях, Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию.

Первое непосредственное включение Платона в политическую жизнь относится к 404 - 403 гг. до н.э., когда аристократия пришла к власти, и двое его родственников – Хармид и Критий – оказались на первых ролях в олигархическом правительстве. Однако это был, без сомнения, опыт горький; разочарование вызвали методы интриг и насилия, пущенные в ход теми, к кому Платон всегда питал доверие.

Кульминационным событием, приведшим к полному разочарованию в практической политике Афин стало осуждение Сократа к смерти в 399 году до н.э., ответственность за которое легла на демократов, вновь пришедших к власти. Итак, Платон решает держаться подальше от политики воинствующих невежд.

Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции.

Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис. Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его социально-политических отношений. Выходом для него оказалась утопия.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.

Маркс показал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальное государство Платона представляло собой лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя.

1. Идеальное государство Платона

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. Конструируя идеальное общество, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Итак, Платон начинает с того, что решает разделить граждан на три класса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладать политической властью. Стражей должно быть значительно меньше, чем людей, принадлежащих к первым двум классам. По-видимому, в первый раз они должны избираться законодателем; после того их звание обычно переходит по наследству; но в исключительных случаях подающий надежды ребенок может выдвигаться из одного из низших классов, тогда как среди детей стражей ребенок или молодой человек, не отвечающий требованиям, может быть исключен из этого класса.

Основной проблемой, по мнению Платона, является обеспечение того, чтобы стражи осуществляли намерения законодателя. С этой целью он вносит разные Предложения, касающиеся образования, экономики, биологии и религии. Не всегда ясно, насколько эти предложения относятся к другим классам, кроме стражей; ясно, что некоторые из них относятся к воинам, но Платон в основном интересуется лишь стражами, которые должны являться обособленным классом.

Прежде всего, следует рассмотреть образование, которое делится на две части – музыку и гимнастику. И та, и другая имеют у Платона более широкий смысл, чем в настоящее время: «музыка» означает все, что входит в область муз, «гимнастика» означает все, что связано с физической тренировкой и подготовкой. «Музыка» почти так же широка, как то, что мы называем «культурой». А «гимнастика» представляет собой нечто более широкое, чем то, что мы называем «атлетикой».

Воспитание должно, по-видимому, прежде всего, развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Должна существовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы. Чтение Гомера и Гесиода не следует допускать в силу ряда причин. Во-первых, они изображают богов, которые время от времени себя плохо ведут, что непедагогично: молодежь следует учить, что зло, никогда не исходит от богов, так как Бог является творцом не всех вещей, но лишь хороших вещей. Во-вторых, у Гомера и Гесиода некоторые вещи рассчитаны на то, чтобы вызвать у читателей страх смерти, тогда как воспитание должно любой ценой заставить молодежь желать умереть в сражении.

В-третьих, соблюдение внешних приличий требует, чтобы никогда не было громкого смеха, однако Гомер говорит о «неистощимом смехе благословенных богов». Как школьный учитель будет эффективно порицать веселье, если юноши смогут цитировать этот отрывок? В-четвертых, у Гомера имеются отрывки, восхваляющие богатые пиры, а также отрывки, описывающие вожделения богов; такие отрывки отбивают охоту к умеренности. Не должно быть рассказов, в которых дурные люди счастливы, а хорошие несчастливы: моральное влияние таких рассказов могло бы оказаться самым гибельным для восприимчивых умов. В силу всего этого следует осудить поэтов.

Далее идет речь о цензуре музыки (в современном смысле). Лидийские и ионийские гармонии следует запретить, во-первых, потому, что они выражают печаль, во-вторых, потому, что они расслабляют. Следует допускать только дорийские (для мужества) и фригийские (для умеренности). Допускаемые ритмы должны быть простыми и выражать мужественную и гармоничную жизнь.

Тренировка тела должна быть очень суровой. Никто не должен есть рыбу или мясо иначе, как в жареном виде, и не должно быть ни соусов, ни кондитерских изделий. Люди, воспитанные согласно этим его правилам, говорит Платон, не будут нуждаться во врачах.

Что касается экономики, Платон предлагает ввести для воинов радикальный коммунизм. Они должны иметь небольшие дома, и есть простую пищу; они должны жить, как в лагере, обедая в общих столовых; они не должны иметь частной собственности, кроме совершенно необходимого. Золото и серебро должны быть запрещены. Хотя они не богаты, но ничто не препятствует им быть счастливыми; целью же города является счастье целого города, а не счастье одного класса. И богатство, и бедность вредны, и в городе Платона не будет ни того, ни другого. Имеется любопытный аргумент о войне: легко будет приобретать союзников, поскольку наш город не захочет брать никакой доли из военной добычи.

С притворной неохотой платоновский Сократ применяет свой коммунизм к семье. Друзья, говорит он, должны иметь все общее, включая женщин и детей. Он допускает, что это представляет трудности, но не считает их непреодолимыми. Во-первых, девушки должны получать точно такое же воспитание, как и юноши, изучая музыку, гимнастику и военное искусство вместе с юношами. Женщины должны обладать во всех отношениях полным равенством с мужчинами. Одинаковое воспитание, которое делает мужчин хорошими стражами, сделает и женщин хорошими стражами.

Законодатель, избрав в качестве стражей некоторых мужчин и женщин, прикажет, чтобы они жили в общих домах и питались за общим столом. Брак, как сказано выше, будет радикально преобразован. На некоторых празднествах невест и женихов будут соединять, как их учат верить, якобы по жребию в таком количестве, которое необходимо для сохранения постоянной численности населения; но на самом деле правители города будут производить манипуляцию со жребиями, исходя из евгенических принципов. Они будут устраивать так, чтобы лучшие производители имели больше всего детей. Все дети будут после рождения отбираться у своих родителей, и будут приняты серьезные меры предосторожности, чтобы родители не знали, которые дети являются их детьми, а дети не должны знать, кто их родители. Детей с физическими недостатками и детей худших родителей «станут скрывать, как следует в тайном и неизвестном месте». Детей, родившихся от союзов, не санкционированных государством, следует считать незаконными. Матери должны быть в возрасте от двадцати до сорока лет, отцы – от двадцати пяти до пятидесяти пяти. Вне этого возраста общение между полами должно быть свободным; но принудительными являются аборт или детоубийство. Против браков, устраиваемых государством, заинтересованные стороны не имеют права возражать; они должны руководствоваться мыслью о своем долге перед государством, а не какими-либо заурядными чувствами, которые обычно прославляли изгнанные поэты.

Поскольку ребенок не знает, кто его родители, он должен называть отцом каждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это также относится к матери, брату, сестре.

Предполагается, что чувства, связываемые в настоящее время со словами «отец», «мать», «сын» и «дочь», будут все еще связываться с ними и при новых порядках, устанавливаемых Платоном; например, молодой человек не будет бить старика, потому что этот старик мог бы оказаться его отцом.

Основная мысль состоит, конечно, в том, чтобы свести к минимуму частнособственнические чувства и таким образом устранить препятствия, стоящие на пути к господству духа общественности, так же, как и обеспечить молчаливое согласие с отсутствием частной собственности.

Рассматривая теологический аспект данной системы, Платон ясно говорит, что ложь должна быть исключительным правом правительства точно так же, как право давать лекарство является исключительным правом врача. Правительство, как мы уже видели, должно обманывать людей, делая вид, что оно устраивает браки по жребию, но это не является делом религии.

Должна быть «одна царская ложь», которая, как надеется Платон, может обманывать правителей, но остальных жителей города будет обманывать в любом случае. Эта «ложь» рассматривается далее с пространными подробностями. Наиболее важной частью ее является догмат, что Бог создал людей трех сортов; самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простая толпа – из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы быть стражами, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должны заниматься физическим трудом. Обычно, но ни в ком случае не всегда, дети будут принадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат их родители; когда они не принадлежат к этому сословию, их следует соответственно повышать или понижать. Считается едва ли возможным заставить настоящее поколение поверить в этот миф, но следующее и все следующие за ним поколения можно так воспитать, чтобы они не могли усомниться в этом мифе.

Определение справедливости, которое является формальной целью всего обсуждения, достигается в четвертой книге. Нам говорят, что справедливость состоит в том, что каждый выполняет свою собственную работу и не вмешивается в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и страж – каждый выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов.

Каким же образом Платон, создавая «идеальное» государство на основах разума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств, примеры которых мы видим слишком часто, которые описаны в современной литературе в жанре антиутопий?[1] Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, что понимал Платон под словами "идеальное государство". Во-первых, это государство, устроенное лучшим образом, во-вторых, (и это важнее) это идея государства. Рассмотрим, что мог понимать Платон под словами «лучшее государство».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: