Что такое правовое государство для детей

Обновлено: 01.05.2024

Цель: определить , что такое правовое государство, каковы его признаки.

Образовательные - раскрыть сущность понятия «правовое государство».

Создать условия выявления учащимися признаков правового государства.

Развивающие - Продолжать учить работе с письменными историческими

источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.)

Продолжать учить составлять кластер.

Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей.

Воспитательные - Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Развивать навыки совместной деятельности.

Планируемые результаты УУД

Личностные :

§ Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

§ Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные :

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные :

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коммуникативные :

Методы: частично-поисковый

Приемы работы: критического мышления (кластер), работа с документами, работа с понятиями, работа с текстом статьи, стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал», поисковый метод,

Формы работы: групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка

Основные понятия изучаемые на уроке: Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

Кластер - одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class -разряд) позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно

продемонстрировать признаки изучаемого понятия.

1.Органазационный блок

- распределение по группам

- выработка правил работы

Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно.

2. Актуализация знаний

Дать определение – государство – это…

(организация власти в стране)

«составь схему» ( данный вид работы является проверкой домашнего задания. На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д. Учащимся предлагается на доске составить кластеры:

1. Признаки государства

2. Функции государства

3. Формы государства

4. Политические режимы

(Стадия вызова)

- Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (ответы детей)

Люди, формируя свое обще­ ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог­ ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

Мы сегодня продолжим говорить о государстве, т.к. для того, чтобы человек чувствовал себя в государстве комфортно у него должны быть определённые права давайте вместе определим тему урока

Тема урока: «Правовое государство»

Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У»

«Мозговой штурм»

Давайте запишем на листе бумаги известные вам слова-ассоциации, которые связаны с понятием «правовое государство»

групповая работа.

Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.

Запишите все идеи, которые у вас появились

Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке

Это и будут наши цели урока

Фиксирую учебную задачу:

Цель: узнать что такое «правовое государство» и определить его характерные признаки.

Сегодня на уроке мы

- определим сущность правового государства как основного института политической системы, его особенности и признаки;

- продолжим развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео­ ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

- выясним, в чём заключаются трудности построения справедливого общества.

- Оценим уровень правовой культуры среди учащихся класса, предложив свои меры по повышению ее.

- Продолжим формирование умений анализировать текст, работать в группе, выполнять задания в формате ГИА.

Мы сегодня будем работать по следующему плану.

1. Понятие правового государства.

2. Власть в правовом государстве.

3. Принципы правового государства


Многие мыслители прошлого и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Подумаем и мы.

1. Понятие правового государства.

Первым употребил выражение «правомерное государ­ ство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Давайте обратимся к тексту параграфа стр стр 29 прочитать пункт 1.

- Дать определение правовое государство

- в групповом обсуждении создать обобщённый ответ на вопрос1 стр 36

Ораторы групп представляют продукт групповой работы.

Дают определение правовое государство

ответ на вопрос1 стр 36

Самостоятельная работа : чтение текста параграфа, заполнение графы «Узнал»,

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Выделите главное, существенное в этом определении.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.

Основы идеи правового государства возникли в древности как реакция на произвол и злоупотребления властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили еще античные философы.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

2. Власть в правовом государстве.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве.

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы?

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

ü На экран, с помощью мультимедийного оборудования, проецируется информация:

Послушайте притчу

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая- то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина . »

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?

«Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. Жестокая власть свирепее тигра».

3 а д а н и е 4 .

Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:

- в сфере государственного устройства: «Государство долж-
но быть правовым, с разделением властей»;

_ - в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и госу-
дарство обязаны подчиняться строго определенным и общепри-
нятым ограничениям - правовым законам, и это разумное огра-
ничение есть подлинная свобода»;

_- в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода тво-
их поступков была совместима со свободой каждого и со все-
общими законами».

1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное

определение и сохранение границ свободы?

2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел

3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ сво-

В ы в о д. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.

З а д а н и е 5.

Соотнесите понятия «свобода» и «ответственность», «правовое государство»

1) Составьте синквейн со словами «свобода» и «ответственность», «правовое гос-во»

У ч и т е ль. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или

иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы. платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.

Давайте снова обратимся к тексту параграфа стр 32

Задание: прочитать п.4 стр 32 и выделите основные признаки
правового государства и оформите работу в виде кластера.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор,

который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из

Работа по группам

На основе работы с документами каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое государство».

Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.

Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения.

Дополнительные вопросы (при необходимости)

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.

Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3. принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

4. принцип разделения властей.

5. создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

6. реальное обеспечение прав и свобод граждан.

Подобрать документы, которые характеризуют принципы правового государства (ответ представить в виде цитатного плана)

группа работает таким образом – читает и анализирует текст по предложенной форме. После прочтения текста и анализа на отдельном листе ватмана группа создает схему или тезисы ответа на вопрос «Почему не достигли (или достигли) цели?»

Работа с текстом Конституции

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации

(создает схему или тезисы ответа на вопрос)

- Каковы условия построения правового государства?

1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой культуры).

2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

3.Наличие в стране гражданского общества.

Мы выявили признаки правового государства, давайте вернёмся к определению

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

-Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов- власть или право вы

поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске).

- Могла ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку?

Что из того, о чем мы говорили на уроке, вам уже было известно? Что вы узнали нового?

Время урока подошло к концу. Но дома вы можете продолжить размышление о власти, праве и правах.

Стадия рефлексии.

Какие вопросы мы решали на уроке?

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Какие вопросы остались без ответа?

Где можно найти ответы на эти вопросы?

Что мешало работать?

Что помогло достичь цели?

Чему мы учились?

Что понравилось на уроке?

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?

Поблагодарите друг друга за хорошую работу

Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке.

«Стандартный минимум» - читать §4 «Правовое государство», выписать и знать термины

«Повышенный уровень» - «Стандартный минимум» + Таблица


Творческое задание ( по желанию, на отдельную оценку)

Ученые считают, что правовое государство – это, конечно, правовой идеал. Какие аргументы вы можете привести в доказательство того, что он способен обрести реальные черты.

Дополнительный материал.

Основные отличия правового государства от неправового.

Государственная власть не ограничивается никакими законами.

Разделение властей носит реальный характер.

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается.

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым.

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства».

v Социологи отмечают, что каждый год на россий­ ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной
на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между со­ бой приведенные факты и современное состояние россий­ ского государства ?

v В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как мо­ жет поступить президент правового государства? Аргумен­тируйте свой ответ.

v Приведем исторический факт. Сократу, находивше­ муся в тюрьме накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий философ отказался от этого пред­ ложения, пояснив: «Если бы, чуть только собрались мы от­сюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пыта­ешься совершить, погубить. Законы и все Государство?» Какие общественные явления могут быть проиллюстри­ рованы на основе приведенного факта? Ответ поясните.

v В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

Тема: Государство и права ребёнка.

Направление : правовое воспитание

Возраст детей: учащиеся 3 класса.

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с основными правами.

I. Организационный момент

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да)

Ну а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да)

Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права ребёнка.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.

III. Актуализация знаний.

Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте :

1. ( автор: Феодосий Савинов)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Как называется наша Родина? (Россия)

Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)

2. Назовите столицу России. (Москва)

3. Выбери изображения символов России: флага, герба.

Ключ к ребусу: флаг России – изображение 2, герб России – изображение 1.

4. Вспомним слова гимна России.

5. Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане (берёза)

6. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)

IV Права ребёнка.

Ребята, вот вы и вспомнили, в каком государстве живёте. Россия – это правовое государство.

Кто объяснит, что это значит?

Верно, наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.

Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?

Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.

Кто знает, какие права есть у детей?

Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве :

1. Право на жизнь.

2. Право на имя, отчество и фамилию.

Иванова Мария Ивановна

3. Право жить и воспитываться в семье.

4. Право на образование.

5. Право на медицинское обслуживание.

6. Право на защиту своих прав

7. Право на полноценное питание.

8. Право на отдых и досуг

9. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.

Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?

Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира.

Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране :

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральным законом "Об образовании".

У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети?

1. Э. Успенский "Разгром"

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?

- К нам заходил бегемот?

- Может быть, дом не наш?

- Может, не наш этаж?

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

- Значит это не обвал?

- Значит, слон не танцевал?

- Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

2. Лидия Огурцова «Драка»

Я без шишек и царапин

Не могу прожить и дня.

У меня характер папин –

Лезет драка из меня.

Пять минут сидел я тихо,

Рисовал людей, дома…

Только драка, свистнув лихо,

Снова вылезла сама!

3. Елена Стеквашова «Врунишка»

Было раз - разбил я чашку,

Все свалил на брата Сашку.

Только мама как-то сразу

Не поверила рассказу.

Мне досталось не за чашку -

За обиженного Сашку.

4. С. Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

Где твой дневник? - спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: "Очень плохо".

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: - Шалопай!

5. А. Барто «Любочка». Отрывок

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

Наш классный час подошёл к концу.

- С каким важным документом вы познакомились?

- Когда отмечается Всемирный день прав ребёнка?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.)

- Назовите свои права.

Как хорошо, что есть права! Как хорошо, что есть права!Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права,Они великой силой обладают – Чтоб нас никто не.

«В удивительном царстве – правовом государстве».

уточнить знания детей о гражданских правах;

- подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя, отчество, право на гражданство, на проживание в семье, право на медицинскую помощь, право на образование.

- учить полученные знания применять в повседневной жизни.

- развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;

- стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес,

- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы,

Воспитательные: - воспитывать чувство уверенности в себе, самоуважение и уважение к другим;

- способствовать росту самосознания, возможности и желанию использовать права.

способствовать проявлению форм дружеского общения

Виды деятельности :

Познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная.

Формы организации совместной деятельности :

Решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, игра.

Предварительная работа: чтение и рассматривание плаката «Права ребенка», русских народных и зарубежных сказок, с последующим обсуждением.

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска, диск с презентацией, магнитофон, диск с детскими песнями, мяч, мягкие строительные модули, краски, кисточки, альбомные листы по количеству детей, костюм Айболита.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Педагог входит в группу, у детей свободная игровая деятельность.

Оргмомент. Создание психологического комфорта.

Педагог: Ребята, я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, день, который мы проведём вместе, будет удачным. А вы хотите, сегодня узнать что-то новое, интересное?

Педагог: Посмотрите все вокруг - слева друг и справа друг. Давайте друг другу улыбнёмся и отправим лучики счастья друг другу (психологическая минутка).

Педагог: послушайте стихотворение:

«Пусть суровые ветры нам дуют в лицо.

Все пути нам, ребята, открыты,

Мы поднимемся к звездам,

Мы искатели, мы – следопыты»

Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься?

Дети: Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.

Педагог: Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие. Вы любите путешествовать? Где вам больше всего понравилось?

Педагог: А отправимся мы с вами в удивительное царство в правовое государство. Все жители этого государства живут по специальным законам и соблюдают свои права и обязанности. Точно так же мы все с момента рождения имеем права, и они не могут быть отняты у нас. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они по – вашему? Какие права детей вы знаете?

Педагог: Знать и соблюдать свои права очень важно и в этом мы сегодня убедимся. Как вы думаете, какое главное право имеет человек?

Педагог: Главное право, которое имеет человек – это право на жизнь. (слайд №1)

Дети, а кто вам подарил жизнь?

Ответы детей: мама, родители.

Педагог: Жизнь, подаренную мамой, никто не может у вас отнять. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми.

Затем педагог прислушивается к чему-то.

Слышите, кто-то пищит? Нет? А я слышу! А… так это наш компьютер. Пришло письмо по электронной почте. Хотите узнать от кого?

Ответы детей: да, хотим

К нам на землю он спустился,

Но без имени родился.

Детям маленький дружок.

Ответы детей: Лунтик

Педагог демонстрирует слайд с изображением Лунтика. (слайд №2)

Педагог: Правильно, ребята это Лунтик. Это сейчас мы с вами знаем, как его зовут. Но так было не всегда. Вспомните, пожалуйста, что произошло, когда он родился?

Ответы детей: вспоминают сюжеты из мультфильма

Педагог: Правильно, ребята, у него не было имени. Но так быть не должно. У каждого из нас есть имя. Имя - это наша история, наши предки, наши корни. Интерес к имени во все времена не случаен. «Как тебя зовут?» – с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком. Ребята, о каком праве мы сейчас вспомнили?

Педагог: Каждый ребенок имеет право на имя, отчество. Это ваше право.

Педагог загадывает детям загадку:

Всех по-разному зовут:

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Педагог: Когда родители дают своему ребенку имя, они вкладывают в него свои надежды, пожелания. Они думают, что вы будете хорошими людьми. А скажите мне, пожалуйста, о каком человеке говорят: «У него доброе имя».

Педагог: А как вы понимаете выражение: «Не губи свое имя».

Педагог: Это значит - не поступай плохо.

У каждого из вас есть имя и вас можно назвать ласково и нежно.

Проводится игра «Назови ласково друг друга» (дети встают в круг и передают друг другу под музыку мяч. Если музыка остановилась, тот ребёнок у которого мяч в руках, должен ласково назвать своих соседей справа и слева).

Педагог: Ребята, вы растёте, и вместе с вами растет и ваше имя. Когда вы станете взрослыми, ваше имя будет звучать по-другому. Как вы думаете, как вас будут звать?

Педагог: Правильно, по имени-отчеству.

Потому что, вы имеете право не только на имя, но и на отчество, которое присваивается по имени вашего отца. Скажите свое имя и отчество.

А скажите мне ребята, правильно ли поступают люди, давая другим обидные имена? В вашей жизни были такие случаи? (ответы детей)

Педагог: Ребята, а скажите Лунтику в какую страну, он приземлился?

Правильно, мы с вами граждане России. Когда человек рождается, его родители получают ваш первый документ. А вы знаете, как он называется?

Педагог: Этот документ называется свидетельство о рождении,

(слайд № 4, где указаны ваше имя, отчество, фамилия и гражданство.

Эта книжка – невеличка.

Нет рисунков на страничках,

Но в любое время дня, Все расскажет про тебя.

(рассматривание документа)

Посмотрите, на свидетельстве о рождении есть печать, изображение герба. А герб какой страны на вашем документе? Значит мы граждане какой страны?

Педагог: Каждый человек имеет право на гражданство (слайд № 5). Кому из вас родители показывали свидетельство о рождении? Если вы его ещё не видели, попросите родителей показать его вам.

Ребята, посмотрите, наш Лунтик загрустил (слайд № 6). И мне кажется, я знаю почему. А вы догадались?

Педагог: Конечно, у нашего Лунтика нет дома и нет семьи. А у вас есть свой дом, своя квартира?

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно,

Ответы детей: (жильё)

Педагог: Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. И у каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье. (слайд № 7).

Ребята, семья, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.

И никто не имеет право лишать вас жилья, и никто не имеет право без разрешения входить в ваш дом.

Чтобы нашему другу не было так грустно, давайте построим ему красивый дом. А из каких материалов строят дома? (ответы детей). Посмотрите, из чего мы можем сегодня здесь построить домик для Лунтика? (ответы детей)

Дети под музыку строят дом.

Педагог: Оказывается вы замечательные строители. А где вы этому всему учитесь?

Ответы детей: в детском саду

Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Мы использовать должны

Дети: (образование)

Каждый ребенок имеет право на образование (слайд№ 8)

Есть права у всех детишек.

Например, на чтенье книжек.

Лунтик тоже хочет учиться. Теперь он будет заниматься вместе с вами и станет умным, как вы.

Доктор Айболит: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!

Расскажите мне, друзья,

Ведь пришёл же я не зря где больной, ведите смело.

Быстро я примусь за дело. Всех излечит, исцелит добрый Доктор Айболит

Педагог: Добрый Доктор Айболит все здоровы мы на вид.

Зарядкой занимаемся и даже закаляемся.

В гости Лунтика позвали и права все рассказали.

Доктор Айболит: Мои милые друзья, давайте напомним нашему гостю, какие же права он получил, прибыв в нашу страну.

Доктор Айболит: Ой, а вы забыли, что имеете право на охрану здоровья и на медицинское обслуживание. Каждому человеку дается медицинский полис (слайд 9). Как вы думаете, зачем он нам нужен?

Доктор Айболит: Этот документ дает право бесплатно получать медицинскую помощь. Ребята, откуда берутся болезни? Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровыми?

Педагог: Сейчас мы с вами нарисуем ваши права и из рисунков создадим альбом, который подарим Лунтику и его друзьям. Чтобы и они

знали о своих правах (право на жилье; право на жизнь; право на семью; право на имя; право на медицинское обслуживание).

Звучит музыка, дети рисуют рисунки.

Педагог: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?

Как вы оцениваете своё участие в нашем занятии?

Если вы были активны возьмите красные смайлики, если нет, то жёлтые.

Дети подводят итог.

Права детей в символах.

Права детей в символах. Из опыта работы. Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита.

Презентация «Права ребенка» Газета презентация "Мы имеем право на всем белом свете. МЫ имеем право! мы дети!" цель: Познакомить в доступной форме детей и родителей.

Автор: Кашина Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат
Населённый пункт: город Свободный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ребенок в правовом государстве
Раздел: начальное образование

правовую культуру учащихся.

«обязанность», показать их единство.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Ход мероприятия

Приветствие.

Стихотворение:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем

Сегодня наш разговор мы посвятим теме “Права ребенка”.Эта тема выбрана

Международный день защиты прав ребенка.

Стихотворение:

День осенний в ноябре -

Праздник на календаре!

День подарков и цветов,

Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку

Немцу, русскому, якуту,

Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли

Люди в радости, любви,

Взрослые на всей планете

Нынче дарят праздник детям!

человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным

пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я

прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до

сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас?

На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.А что такое «право», «права»?

Как вы думаете? Давайте прочитаем в толковом словаре С. И. Ожегова.

Ребенок читает в словаре:

совокупность

устанавливаемых

государством норм

регулирующих

обществе (Толковый словарь)

Воспитатель:

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все

люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем,

как выполняются правила и нормы, как соблюдаются права людей.

прописаны права ребенка? Давайте разберемся.

Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет

человека. Что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. Со временем

люди поняли, что и дети нуждается в специальной охране и заботе. С самого

имеете свои права, которые защищает самая главная

авторитетная международная организация возникла после Второй мировой

войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право

на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира

объединились в Организацию Объединенных Наций. К сожалению, наш мир

дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со

отражены права ребенка. Называется он - Конвенция о правах ребенка. Это

Конвенция –это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая

из которых описывает определенное право.

Конвенции, которые вы должны знать.

человеческое

До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки

отвечаете вы сами.

Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на (щелчок) жизнь"

Это главное право каждого ребенка. Нужно заботиться о жизни не только

здоровых детей, но и о жизни детей-инвалидови других больных детях.

неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как

только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый

- пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со

скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти

сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым

художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо

лечить, слабому- помогать.

А.В.Суворов рос очень больным и хилым мальчиком. Большая сила воли,

физические тренировки позволили стать ему великим полководцем России.

записывают в специальный документ - свидетельство о рождении

Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители.

Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Когда исполняется

14 лет, выдается другой документ. Кто знает, как он называется? (Паспорт)

напечатать в газете или журнале.

Статья 24 «Право на медицинское обслуживание»

образование"

Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное

образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет

особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться

Вы обязаны уважать права других людей.

Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации"

Что означает слово "эксплуатация"?

(Из словаря С.И. Ожегова:"Эксплуатация - это присвоение результатов

Незаконное использование в собственных целях труда других людей.

работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы

с о г л а с и я

р о д и т е л е й

о п е к у н о в .

Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-

либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят

и с п ол ь зо ват ь

-Скажите, вы будете правы? Конечно - же, нет. Это не принудительный труд,

Статья 37 «Каждый ребенок имеет право она защиту от насилия»

ж е с т о к и м

о б р а щ е н и я

н а к а з а н и я .

одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права

нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой

р о ж д а е м с я

с в о б о д н ы м и

Для того чтобы узнать насколько хорошо вы знаете свои права поиграем в

интерактивную игру.

Игра «Ребенок в правовом государстве».

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно

не только знать, но и соблюдать.

Стихотворение:

Стихотворение:

Я – ребёнок, я – человек,

Я должен иметь права

На то, чтобы жить

В свободной стране,

А не там где идёт война.

Я имею права на то, чтобы любить

И на то, чтобы быть любимым.

Я имею права на то, чтобы жить

И на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле

Царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом

Всегда была тишина.

Много права имеет дитя.

Но я прошу об одном:

Чтобы в небе большом

На огромной Земле

Всегда были мир и покой.

взрослых. Такова цель.

Но оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей

права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и

Америки, крепостные крестьяне старой России.

Как это было, нам рассказывает писатель А.П.Чехов в рассказе «Ванька».

Просмотр мультипликационного фильма «На деревню дедушке».

Беседа по содержанию. Ответы на вопросы:

Какое чувство вызвал у вас этот сюжет?

Почему вам стало жалко Ваньку?

Какие права ребёнка были нарушены?

Возможна ли такая ситуация в наше время, почему?

Кто хочет прочитать эту повесть полностью, в школьной библиотеке

есть необходимая информация.

После всего сказанного мне бы хотелось провести небольшой тест-игру,

которая определит, на сколько хорошо вы знаете свои права.

– А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что

попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает

воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда.

Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали

мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро

побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на

тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул

свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя

свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье?

(Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)

– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На

душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет?(Ответ

детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)

– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни.

На душе у него светло, спокойно, радостно. Давайте же будем жить так,

чтобы нам в жизни всегда было спокойно и уютно…

Всего Вам самого хорошего и отличного настроения на весь день.

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
ст-цы Староминской Краснодарского края

Учитель: Капуста Светлана Леонидовна

апрель 2014г.
Интерактивная игра:
«Ребёнок в правовом государстве»

Краткое описание, методические рекомендации по использованию:

В данную интерактивную игру можно играть, разделившись на команды, а также индивидуально.
Для начала игры необходимо на слайде 3 нажать на кнопку «начать игру», появится игровое поле.
Задания разбиты на 5 категорий – номинации. В каждой категории настроены 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.
Игравший выбирает номинацию и стоимость вопроса, на который будет отвечать. Нажимает на выбранную цифру (10, 20, 30, 40 или 50 - тригер), появляется задание. Для проверки правильности ответа необходимо нажать на знак вопроса на слайде, появится правильный ответ. В слайдах с 25 по 28 в задании заложено два вопроса, сначала назвать сказку, а затем определить право ребёнка. Поэтому, для проверки правильности ответа первый раз нажимаете на вопрос – появляется иллюстрация сказки, второй раз нажимаете на знак вопроса – появляется ответ с правом ребёнка. Для продолжения игры необходимо нажать на кнопку «домик» (триггер) в правом нижнем углу.
Сыгравший вопрос после возвращения на игровое поле исчезает.

Выполнив все задания, нажмите на слайде 3 на перейдёте к слайду 30,

где участники игры смогут познакомиться со стихотворением под музыкальное сопровождение.
Удачи!

«Ребёнок в правовом государстве»

Номинация: помоги
Герою сказки

Номинация: УК
Номинация: права
Номинация: даты
Интерактивная игра

Мама
Первое слово,
главное слово
в каждой судьбе…
НОМИНАЦИЯ
10

… может, … может
всё, что угодно:
плавать брасом, спорить басом,
дрова рубить. О ком это?
НОМИНАЦИЯ
20

Предки
Те, кто жили задолго до настоящего времени.
НОМИНАЦИЯ
30

Родословная
Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
НОМИНАЦИЯ
40

Жизнь
Статья 6
Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на .

Имя
НОМИНАЦИЯ
20
Статья 7
Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на …

Образование
Статья 28
Государства-участники признают право ребенка на …
НОМИНАЦИЯ
30

здоровья
Статья 24
Закрепляет права детей на охрану их жизни и …
НОМИНАЦИЯ
40

Конвенция о правах ребёнка.
Какой основной международный документ закрепляет права детей?
НОМИНАЦИЯ
50

1 июня!
Назовите день, когда в нашей стране отмечают День защиты детей?
НОМИНАЦИЯ
10

1 сентября!
Назовите дату, когда в нашей стране отмечается День Знаний?
НОМИНАЦИЯ
20

В 14 лет.
В каком возрасте человек в нашей стране впервые получает паспорт?
НОМИНАЦИЯ
30
…Читайте, завидуйте,
Я гражданин …

С 18 лет
С какого возраста гражданин России начинает полностью осуществлять свои права?
НОМИНАЦИЯ
40

20 ноября
Назовите дату, когда отмечают Всемирный день прав ребёнка?
НОМИНАЦИЯ
50

Проступок
Ситуация.
Алексей ехал на автобусе, не купив билета.
Дайте определение действия с точки зрения УК.
…. – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
НОМИНАЦИЯ
10

Правонарушение.
Ситуация.
Гражданин, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.
Дайте определение действия с точки зрения УК.
… - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков с 16 лет.

Преступление
Ситуация.
Иван и Николай совершили кражу магнитофона.
Дайте оценку поведения с точки зрения УК.
… - это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
НОМИНАЦИЯ
30

Закон
… - документ, который регулирует права людей.
НОМИНАЦИЯ
40

Предотвратить новые нарушения закона.
В чём цель наказания?
НОМИНАЦИЯ
50

Право на отдых и досуг.
Угадай название сказки, определи право ребёнка, которое было нарушено.
Это девушка, ребята,
Разве в чём-то виновата?
Злая мачеха, сестрицы…
Шить они не мастерицы.
Сто часов сижу подряд,
Чтоб на бал им сшить наряд.
НОМИНАЦИЯ
10

Право на охрану здоровья
Назови сказку и определи, о каком праве ребёнка говорится в сказке:
«…Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок и паучок,
И медведица,
Всех излечит исцелит
Добрый доктор…»
НОМИНАЦИЯ
20

Право на безопасное существование
Назови сказку и определи, о каком праве ребёнка говорится в сказке:

НОМИНАЦИЯ
30
«Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца…»

Право на отдых и свободу передвижений.
Вспомните название сказки и определите, каким
правом воспользовалась героиня этой сказка:
«Мне очень хотелось посмотреть на тёплые края, где много мошек и комаров. Я такая умная и сообразительная! Я придумала способ передвижения: утки летели, а я ехала. Нужно только было, чтоб утки не крякали, а я не квакала».
НОМИНАЦИЯ
40

Право на жизнь
О каких правах ребёнка идёт речь в этом отрывке:
«… не ешь меня, косой зайчик,
Я тебе песенку спою:
«Я колобок, колобок,
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На окошке стужён,
Я от бабушки ушёл…»
НОМИНАЦИЯ
50

Я – ребёнок, я – человек,
Я должен иметь права
На то, чтобы жить
В свободной стране
А не там где идёт война.
Я имею права на то, чтобы любить
И на то, чтобы быть любимым.
Я имею права на то, чтобы жить
И на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле
Царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом
Всегда была тишина.
Много права имеет дитя.
Но я прошу об одном:
Чтобы в небе большом
На огромной Земле
Всегда были мир и покой.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: