К какому флоту относятся суда водолеи

Обновлено: 24.04.2024

Служебно-вспомогательные суда предназначены для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих его эксплуатацию. Эти суда проектируются как для обеспечения потребностей других судов, так и для выполнения самостоятельной работы. Они предназначены для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей.

Также Суда технического флота и специальные суда суда технического флота могут использоваться для промышленно-хозяйственных нужд.

Служебно-вспомогательный флот

Служебно-вспомогательные суда включают: линейные и портовые ледоколы, буксирные суда, суда-спасатели, пожарные суда, суда, обеспечивающие флот и береговые службы водой и топливом, поддерживающие лоцманскую и маячную службы, разъездные катера, портовые и рейдовые баржи, понтоны и т. п.

Главная роль служебно-вспомогательного флота – обеспечение нормального функционирования портов и создание благоприятных условий работы судов других флотов и береговых служб.

Ледоколы

Основное назначение ледоколов – обеспечение работы флота в ледовых условиях. Ледоколом, в современном понимании этого термина, является судно, предназначенное для разрушения ледового покрова и проводки судов во льдах – рис. 1.

Ледовая проводка

Рис. 1 Ледокол прокладывает судоходный канал через льды

Классификация судов и ледоколов Назначение ледокола для выполнения этих функций определили его следующие конструктивные черты, отличающие его от других судов:

  • специальные обводы корпуса;
  • высокая местная и общая прочность корпуса, особенно в оконечностях;
  • мощная и высокоманевренная энергетическая установка;
  • специальные устройства (буксирное, вертолетное и др.) и системы (креновая, дифферентная и т. п.);
  • специально спроектированные винты и рулевое устройство;
  • высокая автономность и живучесть.

Все эти признаки в основном присущи линейным ледоколам, обеспечивающим плавание судов Северным морским путем.

В их обязанность входит:

  • ледокольная проводка;
  • гидрографическое и научно-оперативное обслуживание, задачей которого является проведение комплекса гидрометеорологических и ледовых наблюдений;
  • обработка данных этих наблюдений;
  • разработка прогнозов погоды и ледовых прогнозов в районе следования судов с выработкой рекомендаций по маршруту движения.

Четкой классификации ледоколов нет, хотя попытки ее создания предпринимаются довольно часто. Норвежское Бюро Веритас все ледоколы делит на два класса: арктический ледокол и просто ледокол. Более удобной, хотя и условной, является классификация ледоколов по мощности энергетической установки.

Все ледоколы делятся на три класса:

  • класс I – линейный ледокол, мощность энергетической установки составляет 25 000 кВт и более;
  • класс II – средний ледокол, мощность энергетической установки составляет от 12 000 до 25 000 кВт;
  • класс III – малый или вспомогательный ледокол, мощность его энергетической установки менее 12 000 кВт.

Правила Классификации Российского Морского Регистра Судоходства все ледоколы классифицируют по категории ледовых усилений. Согласно этим Правилам, их четыре: от Icebreaker 6 до Icebreaker 9. Самыми крупными являются атомные ледоколы типа «Арктика» – рис. 2, у которых Энергетическая установка, системы и трубопроводы плавучей буровой установки мощность энергетической установки достигает 55 300 кВт.

Ледокол Россия

Рис. 2 Атомный ледокол «Россия» типа «Арктика»

Если ледоколы I и II классов служат для проводки караванов судов в арктических и неарктических морях, то ледоколы III класса выполняют роль ледоколов-буксиров, предназначенных для проводки судов в ледовых условиях портов и припортовой акватории, их околки, буксировки, кантовки и швартовки. К ним предъявляются высокие требования по маневренности, они имеют ограниченную осадку (рис. 3 и 4).

Самым мощным в мире ледокольным флотом располагает Россия. Ледоколы также есть в США, Канаде, Швеции, Финляндии и в некоторых других государствах.

Портофлот

Портофлот является подразделением порта, располагающим специализированными судами служебно-вспомогательного флота для обеспечения всех видов портовых работ на акватории и внешнем рейде порта.

Буксирные суда внутреннего плавания, отечественного и зарубежного производства Буксирные суда (русское слово «буксир» происходит от голландского boegseren – тянуть) – это обширная и разнообразная категория судов морского, рейдового и внутреннего плавания. Они служат для линейной и внутрипортовой транспортировки несамоходных судов и плавучих сооружений, для ввода и вывода в порт, перестановки в портах различных судов (рис. 5). для оказания им помощи в случае необходимости и т. п.

Швартовка танкера

Рис. 5 Швартовка танкера к нефтяному терминалу с помощью буксиров

Разнообразие выполняемой работы и различные условия плавания вызвали потребность в буксирных судах, имеющих соответствующие мореходные качества и технико-эксплуатационные характеристики, что привело к появлению большого количества типов (до тысячи) и их конструктивному и архитектурному решениям.

Особую группу буксирных судов составляют портовые буксиры транспортно-маневрового назначения. К ним относятся рейдовые и портовые буксиры – рис. 6, а также буксиры-кантовщики – рис. 7 и 8.

Рис. 6 Рейдовый буксир Рис. 7 Портовые буксиры, справа с винторулевыми колонками Рис. 8 Буксир-кантовщик

Тяговые характеристики буксирных судов Рейдовые буксиры выполняют буксировочные работы в прибрежных морских районах с удалением на 5-20 миль от порта-убежища. Эти суда имеют достаточно развитые судовые устройства, на них устанавливается буксирная лебедка, которая отсутствует у буксиров-кантовщиков. Последние существенно отличаются от других типов портовых буксиров.

Они, как правило, имеют гладкую палубу для удобной работы с буксирными концами, проходы по палубе вдоль бортов довольно широкие, не имеющие каких-либо выступающих конструкций.

Буксир-кантовщик

Рис. 9 Буксир-кантовщик с крыльчатым движителем

Для улучшения маневренных качеств на буксирах-кантовщиках часто используются крыльчатые движители, поворотные насадки, винторулевые колонки и т. п.

К спасательным (рис. 10, 11) относят суда, предназначенные для оказания помощи в море аварийным судам и другим плавучим средствам.

Спасательное судно

Рис. 10 Спасательное судно постройки 90-х гг. XX в.

Нередко в спасательных операциях принимают участие другие суда, вертолеты и т. п., однако наиболее сложные работы в неблагоприятных условиях могут эффективно выполнять лишь Судовые спасательные средства спасательные суда.

Дизель-электроход

Рис. 11 Современное спасательное судно (дизель-электроход)

К таким работам относятся: заделка повреждений, подводная резка металлов, откачка больших масс воды, буксировка аварийных судов, снятие с мели, тушение пожаров, спасательное обеспечение буровых работ и т. п.

Четкого определения «спасательное судно» нет. Под этим термином часто подразумевают все суда и плавучие средства, предназначенные для спасения людей и имущества на море.

В их число могут входить судоподъемные, водолазные и другие плавучие средства. В специальной литературе под «спасательным судном» понимают судно, способное самостоятельно оказывать помощь судам, терпящим бедствие на море.

В зависимости от региона, автономности и поставленных задач их условно делят на две категории:

  • специализированные спасательные суда;
  • комбинированные спасательные суда.

Суда первой категории способны оказать любую помощь судам, терпящим бедствие, и спасти людей.

Эти суда могут выполнить и буксировочные операции, однако эта функция для них не является первостепенной.

Комбинированные спасательные суда – это спасательные буксиры и буксиры со спасательным оборудованием. Спасательный буксир предназначен для морских спасательных операций, имеет мощную энергетическую установку (свыше 10 000 кВт) с повышенными тяговыми характеристиками, способными буксировать крупные суда, плавучие сооружения.

Буксиры со спасательным оборудованием – в основном прибрежного плавания и предназначены в основном для буксировочных операций.

К служебно-вспомогательным судам относятся пожарные суда и катера, которые бывают так же, как и спасательные, специализированными и комбинированными.

Первые из них имеют мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет их использовать по другому назначению – рис. 10-16.

Буксир Ясный

Рис. 12 Спасательное судно для обслуживания буровых установок

Комбинированные пожарные суда (рис. 12) – это в основном буксиры, имеющие противопожарное вооружение, не снижающее их эффективности как буксировочных средств.

Комбинированные пожарные суда

Рис. 13 Комбинированные пожарные суда:
вверху специализированное спасательное судно; внизу буксир-кантовщик

Суда технического флота и специальные суда Пожарные суда используются только в портовых и рейдовых акваториях. В открытом море для тушения пожаров используются спасательные суда, на которых имеется специальное противопожарное оборудование.

Пожарное судно

Рис. 14 Специализированное пожарное судно (общий вид и чертеж общего расположения)

Типы судов, обеспечивающих нормальную работу порта, довольно разнообразны и сильно зависит от назначения порта: рыбного, контейнерного, нефтяного и т. п. Этот флот включает в себя перечисленные выше типы судов.

Пожарный катер

Рис. 15 Современный специализированный пожарный катер

Кроме них, в состав портофлота входят портовые нефтемусоросборщики (рис. 17, 18), танкеры-заправщики (рис. 21), водолеи, суда экологического контроля (рис. 19, 20), суда для приема и обработки от ходов, катера и суда различного назначения.

Судно Шахтер

Рис. 16 Пожарное судно «Шахтер»

Суда-водолеи, танкеры раздатчики, входящие в состав портофлота, представляют небольшие суда, несущие свою службу в соответствии с их назначением.

Рис. 17 Портовый нефтемусоросборщик Рис. 18 Портовый мусоросборщик Рис. 19 Судно-катамаран экологического контроля Рис. 20 Судно экологического контроля «Петр Градов» (Севастополь) Рис. 21 Танкер-заправщик Рис. 22 Самоходный плашкоут

Другие типы судов, перечисленные в начале этого параграфа, не являются узкоспециализированными и имеют широкий спектр использования.

В группу судов портофлота входят и более мелкие плавучие средства:

  • разъездные катера;
  • лоцманские катера (рис. 24);
  • патрульные катера (рис. 23);
  • пассажирские катера.

Применяемые в портофлоте плашкоуты (рис. 22), баржи, понтоны, плавучие краны в основном служат как Судовые вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты вспомогательные средства для производства погрузочно-разгрузочных работ на рейдах, особенно в случае малых глубин у причалов, доставки особо тяжелых или крупногабаритных грузов с борта или на борт транспортных судов.

Рис. 23 Патрульный катер Рис. 24 Лоцманский катер

Особую группу судов вспомогательного флота составляют плавучие перегружатели (рис. 25), в том числе, плавучие краны (рис. 26) и плавучие зерноперегружатели (рис. 27).

Рис. 25 Плавучий перегружатель для работы в грейферном и крюковом режимах в портах и на открытых рейдах Рис. 26 Спаренная работа плавкранов при погрузке особо тяжелого груза Рис. 27 Использование плавучего зерноперегружателя при погрузке зерна

Суда технического флота

Упомянутые выше плавучие краны (рис. 25, 26), крановые суда (рис. 28) относятся уже к судам технического флота.

Крановое судно

Рис. 28 Крановое судно и виды грейферов

Эта группа судов предназначена для поддержания в эксплуатационном состоянии подходов к порту, промеру и контролю глубины у причалов и т. п.

Современные транспортные суда различного назначения Земснаряды используются для поддержания глубины подходов к порту, каналов и т. п.; проведения капитальных дноуглубительных работ (строительства портов, каналов и т. п.), а также добычи песка и гравия.

Саморазгружающаяся баржа

Рис. 35 Саморазгружающаяся грунтоотвозная шаланда

Конструкция земснарядов может быть различной как по технологии производства работ, так и по конструкции корпуса.

На рис. 33 представлены проектные разработки землесосов.

К судам технического флота относятся и постановщики специальных плавучих бочек для швартовки к ним судов на внутренних и внешних рейдах – киллекторы – рис. 36.

Для прокладки кабелей различного назначения по дну морей и океанов используются специальные суда – кабелеукладчики (рис. 37).

Судно кабелеукладчик

Рис. 37 Кабелеукладчики: с носовой (вверху) и кормовой схемой укладки (внизу)

На подходах к портам, каналам, проливам, несут свою службу плавучие маяки (рис. 38), конструктивное оформление которых отличается большим разнообразием.

Типы маяков

Рис. 38 Плавучие маяки

Особую группу плавсредств технического флота составляют плавучие доки (рис. 39). Они различаются по конструкции, материалу корпуса, автономности, назначению и т. п.

Крейсер Москва

Рис. 39 Крейсер «Москва» в плавучем доке

Всякое судно требует периодического осмотра подводной части, ремонта забортной арматуры, винторулевого устройства.

Все это возможно только в случае подъема судна из воды, что и осуществляется с помощью доков, в том числе, и плавучих.

Для строительства берегоукрепительных сооружений используются специальные плавучие средства. Примером этого служит специализированный плавучий кран Ostrea (рис. 40). предназначений для укладки особых бетонных блоков при строительстве дамб в Голландии.

В Севастопольском КБ «Коралл» спроектирован специализированный плавучий кран для строительства мостов через реку Днепр – рис. 41. Его отличает особая конструкция корпуса (практически тримаран) и очень малая, всего 1 м, осадка, связанные с его назначением.

Кран для строительства мостов

Рис. 41 Специальный плавучий кран для строительства мостов в бассейне реки Днепр

В этой статье приведены далеко не все типы корабельного состава вспомогательного и технического флотов, поскольку специфика решаемых этими флотами задач приводит иногда к созданию судов в единичном исполнении.



Основным признаком отечественной классификации судов является его назначение. Все гражданские суда, в зависимости от их назначения, подразделяют на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА


Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные транспортные суда.

типы грузовых судов


Грузовые суда разделяют на два основных класса - сухогрузные и наливные, к которым, в свою очередь, относятся суда различных типов и назначений.

ТИПЫ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ


Класс сухогрузных судов включает сухогрузные суда общего назначения и специализированные суда - для перевозки определенных грузов.


СУХОГРУЗНЫЕ СУДА общего назначения предназначены для перевозки генеральных грузов и являются наиболее распространенным типом судов.




Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, большие - двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм - для удобства погрузочно-разгрузочных работ.


К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СУХОГРУЗНЫМ СУДАМ относятся рефрижераторные, контейнерные, трейлерные суда, суда для перевозки навалочных грузов, лесовозы, суда для перевозки автомашин, скота и др.




РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СУДА предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С.


Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов.


Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.


КОНТЕЙНЕРНЫЕ СУДА (контейнеровозы) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов.


Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах.


Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами - портальными кранами.


ТРЕЙЛЕРНЫЕ СУДА служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа Ро-Ро). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени - за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.


СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т. п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.




Суда для навалочных грузов (балкеры) подразделяют на рудовозы, суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого груза и универсальные. Некоторые из этих судов могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят навалочный груз, а в обратном - автомобили, или туда - руду, а обратно - нефть (нефтерудовозы).


Суда данного типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. От других сухогрузных судов они отличаются большой грузоподъемностью до 150000 тонн и относительно невысокой скоростью хода около 14-16 узлов.


Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней частях наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) как в продольном, так и в поперечном направлении. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. Некоторые суда имеют в грузовых трюмах продольные переборки, уменьшающие крен при смещении груза на борт, а второе дно имеет утолщенный настил и подкрепления, позволяющие производить грузовые операции грейфером.


Подавляющее число судов для навалочных грузов не имеет грузовых устройств и их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда оборудуют ленточными транспортерами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).


ЛЕСОВОЗЫ предназначены для перевозки лесных грузов - круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием - независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.


Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости.


Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).

ТИПЫ НАЛИВНЫХ СУДОВ

Тип наливных судов разделяют на: танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива, керосина и тому подобное), суда для перевозки сжиженных газов (газовозы), химикалиев (кислоты, расплавленной серы и прочее) - химовозы, а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, цементовозы).


Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота.




Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе.


Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами.


Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами.


Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.


Газовозы предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных, т.е. выделяющихся при добыче нефти газов - метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением.


В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют элементы конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные грузовые цистерны - цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа метана, который перевозятся в охлажденном состоянии (до -161,5° С), имеют только прямоугольные цистерны с надежной изоляцией.


Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам).


Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция и компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.


В настоящее время быстро развивается класс комбинированных судов, то есть судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных родов груза, что очень выгодно при встречных морских перевозках, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому классу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и тому подобные.

типы пассажирских и грузопассажирских судов


Класс пассажирских судов включает суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским.



типы судов для обслуживания регулярных пассажирских линий


Это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют трансокеанские пассажирские лайнеры, рассчитанные на 2000-3000 пассажиров водоизмещением до 100000 тонн и скоростью хода 30 узлов.

суда для туристских путешествий


Речные пассажирские суда обслуживающие регулярные линии или используемые для речных прогулок размещают на борту до 600 пассажиров и имеют скорость хода около 27 км/час.


На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, трех-, четырехместные каюты или пентхаусы со всеми удобствами. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортивные залы, плавательные бассейны, рестораны, кафе, тематические клубы и прочее.


Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания - спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.

типы специальных транспортных судов




МОРСКИЕ ПАРОМЫ бывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, широкое распространение получили автомобильно-пассажирские паромы - для морских путешествий.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПАРОМЫ имеют одну грузовую палубу, а автомобильные паромы - одну-две. Но так как погрузка автомобилей на палубу осуществляется обычно с берега на уровне одной из палуб, то для перевода их на другую палубу используют лифт или наклонные съезды - пандусы.


Грузоподъемность современных паромов колеблется от 200 до 60000 тонн. Средний АВТОМОБИЛЬНО-ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОМ вмещает около 200 автомашин и 1000 пассажиров, железнодорожный - до 50 вагонов.




ТРАНСПОРТНЫЕ БУКСИРЫ И БУКСИРЫ-ТОЛКАЧИ служат движущим средством для самоходных и несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где грузы перевозят на баржах, лихтерах, секционных составах и прочее.


В отличие от транспортных буксиров буксиры-толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания и буксировки.



Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории.

вспомогательные суда


К вспомогательным судам относят: буксиры, перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят плавучие пристани и дебаркадеры.




Буксиры, относящиеся к классу вспомогательных судов не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров. Их разделяют на морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов.
Буксиры, особенно портовые, отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и большой остойчивостью.

служебные суда


Служебные суда подразделяются на суда специального назначения, обслуживающие суда и административно-служебные суда.

суда специального назначения


Суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся научно-исследовательские суда, экспедиционные суда, гидрографические суда и учебные суда.


В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения геофизических и гидробиологических исследований. Научно-исследовательские суда бывают различных типов и размеров.


Учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.



обслуживающие суда


Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда), плавучие гостиницы, суда-выставки, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда, плавучие маяки и посыльно-разъездные суда.



Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.


Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, однако при ходе по льду они засасывают воду из-подо льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 1 метра, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез).


Корпус ледокола отличается особой прочностью. Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают с помощью перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по бортам и в оконечностях судна.


Наиболее эффективными являются атомоходы, которые практически не имеют ограничений в районе плавания. Ледокол несет на борту вертолет, выполняя, таким образом, самостоятельную ледовую разведку.


Спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.


Пожарные суда - это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.


Лоцманские суда - это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.


Плавучие маяки - специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

административно-служебные суда




Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.

военно-морского флота, группа судов, предназначенная для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных лодок, надводных кораблей и гидроавиации. В. с. делятся на классы: плавучие базы, плавучие мастерские, транспорты по перевозке боеприпасов и различных видов снабжения, учебные и опытовые, океанографические и гидрографические суда, аварийно-спасательные, плавучие и госпитальные суда. Водоизмещение В. с. составляет от 200 т до 50 тыс. т; скорость хода — 12—30 узлов (22—55 км/ч). В послевоенный период проявляется тенденция узкой специализации В. с. Так, в ВМС США используются специально оборудованные плавбазы и плавдоки для эскадр атомных ракетных подводных лодок, транспорты по перевозке ракет, транспорты ядерных боеприпасов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Вспомогательные суда" в других словарях:

Вспомогательные суда — Вспомогательные суда, предназначались для обеспечения деятельности сил флота в военное и мирное время. В конце XVII в. в период создания Российского военного регулярного флота для перевозки войск, снаряжения и провианта использовались струги… … Военная энциклопедия

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА — (Auxiliary vessels) см. Суда вспомогательного назначения. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Вспомогательные суда суда … Морской словарь

Вспомогательные суда — В конце XVII в. в период создания Российского военного регулярного флота для перевозки войск, снаряжения и провианта использовались струги — крупные речные и озерные грузовые суда, строившиеся славянами с VI в. Именно на них были доставлены… … Военная энциклопедия

Вспомогательные суда типа «Форт Виктория» — Fort Victoria class Вспомогательные суда типа «Форт Виктория» … Википедия

Вспомогательные суда ВМФ — ВСПОМОГÁТЕЛЬНЫЕ СУДÁ ВМФ, специально построенные или переоборудованные корабли и суда, предназначенные во время войны для материального и технич. обеспечения и обслуживания боевой и повседневной деятельности боевых кораблей и баз флота. В ходе… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Вспомогательные суда военные — (в СССР суда обеспечения ВМФ), предназначены для обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флота. К В. с. относятся: плавучие базы, гидрографические, грузовые, опы товые, противопожарные, санптар но транспортные, спасательные, снабжения … Словарь военных терминов

Суда обеспечения (вспомогательные суда) — морские н рейдовые суда, входящие в состав ВМФ (ВМС) и предназначенные для обеспечения деятельности снл флота в военное и мирное время. Могут быть специальной постройки илн переоборудованы из других кораблей (судов). Различают С. о.: боевой… … Словарь военных терминов

СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА — гражданские суда для материально технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. Служебно вспомогательные суда могут обеспечивать потребности других судов флота и выполнять самостоятельные работы. К ним относятся следующие… … Морской энциклопедический справочник

Суда промыслового флота вспомогательные — вспомогательные суда, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и безопасности плавания, и прочие суда (буксиры, брандвахты и… … Официальная терминология

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и др. суда … Энциклопедический словарь

судно — корабль, посудина, баркас, речной трамвай, лодка, шлюп, шхуна, струг, борт, шаланда, ковчег, каик, шнява, скорлупка, полуднище, завозня, верея, кладнушка, галера, суденышко, плавучий гроб, кладная, каюк, джонка, краболов, межеумок, палубник,… … Словарь синонимов

водолей — См … Словарь синонимов

ВОДОЛЕЙ — (Water tank boat) водоналивное портовое судно, снабжающее корабли флота пресной водой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Водолей — ВОДОЛЕЙ, судно, спеціально предназначенное для перевозки воды питьевой и для котловъ. На немъ устанавливаются мощные опрѣснители и цистерны: послѣднія снабжаются особыми внутр. переборками, препятствующими переливанію воды при качкѣ съ борта на… … Военная энциклопедия

Водолей — я; м. 1. В средние века: сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника из глины или металла. 2. Водоналивное судно, снабжающее пресной водой находящиеся в море корабли. 3. Пренебр. О писателе, ораторе и т.п., многословном и бессодержательном… … Энциклопедический словарь

водолей — я; м. 1. В средние века: сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника из глины или металла. 2. Водоналивное судно, снабжающее пресной водой находящиеся в море корабли. 3. Пренебр. О писателе, ораторе и т.п., многословном и бессодержательном… … Энциклопедический словарь

водолей — я; м. 1) В средние века: сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника из глины или металла. 2) Водоналивное судно, снабжающее пресной водой находящиеся в море корабли. 3) пренебр. О писателе, ораторе и т.п., многословном и бессодержательном… … Словарь многих выражений

Водоналивное судно — (водолей) специализированное самоходное или несамоходное судно, предназначенное для снабжения кораблей преимущественно в море и на рейде пресной питьевой водой. Обычно имеют оборудование, обеспечивающее хранение, обработку (в т. ч. хлорирование) … Морской словарь

Транспорт Тип «Водолей» — Транспорт Тип «Водолей» (3 единицы) Проект и постройка Сандвикского дока (Гельсингфорс). Водолей № 1 До 27.09.1907 г. — портовое судно. Спущ. в 1905 г. До 3.05.1907 г. входил в состав Ч.Ф. Сдан к порту в 10.1918 г. С… … Военная энциклопедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: