Что такое духовный суд

Обновлено: 25.04.2024

? Церкви от Основателя ее, Иисуса Христа, дана власть судить и наказывать нарушителей ее законов (Мф., 18, 18; Иоан., 20, 23). Задача церковного суда ? не карательная только, но исправительная; поэтому и наказание, налагаемое церковью, может быть отменено в виду исправления преступника. Только лишение духовного сана налагается безусловно и имеет характер карательный. Суд церкви проявляется различно ? по отношению ко всем верующим вообще и по отношению к служителям церкви в частности. Общему суду церковному подлежат проступки и преступления членов церкви против веры, нравственности и уставов церкви. Легкие проступки, как и нечистые мысли и пожелания, имеют свой суд в исповеди перед священником. Тяжкие преступления подлежат открытому суду и влекут за собой отлучение от церкви. Оно имеет три степени: лишение причащения на определенное время, лишение при этом участия в молитвах церковных, совершенное отлучение от общества и верующих. Отпадшие от веры добровольно и после раскаяния подвергаются покаянию на всю жизнь. Если отпадение было вызвано мучительством, покаяние сокращается на 9 лет и даже на 4 года. Убийца вольный подвергается покаянию на 2 0 лет, невольный ? на 10 и т. д. Указанные сроки могут быть сокращаемы. В случае смертной опасности искренно кающийся допускается до причастия и ранее истечения срока наказания, с обязательством по выздоровлении продолжать покаяние. Клирики лишаются сана за то, за что миряне отлучаются. В некоторых случаях клириков постигает двойное наказание: и отлучение, и извержение из сана (о других, менее тяжких наказаниях см. Духовенство).

В древней церкви Д. суд имел две инстанции: суд у епископа и суд на поместном соборе. Соборный суд разбирал дела епископов и такие важные дела мирян, которые не ограничивались пределами епархии, напр. дела о ересях. Суду епископа подлежали клирики и миряне по всем делам религиозным, а также и по мирским, если на то соглашались тяжущиеся. Вследствие деления государства и церкви на диоцезы при Константине Вел. явилась новая инстанция, где судились дела митрополитов. Недовольный решением низшей инстанции мог апеллировать к высшей. Судебный процесс имел характер обвинительный, но церковная власть не была связана инициативою частного обвинителя. Приговор епископа по делу тяжущихся, добровольно к нему обратившихся, не подлежал апелляции и приводился в исполнение судом гражданским. Имп. Маркианом в 450 г. предоставлено было епископам выдать все тяжебные дела между клириками; но в тяжбах с мирянами клирики судились в светских судах, если миряне того хотели. Импер. Юстиниан постановил, чтобы миряне в исках своих на клириков обращались к суду духовному. Если тяжущийся изъявлял неудовольствие решением Д. суда, дело разбиралось в светском суде. В случае согласия светского судьи с приговором епископа решение приводилось в исполнение без апелляции; если же светский судья решал дело иначе, его решение не было окончательным и подвергалось пересмотру. Д. суды в решении тяжебных дел руководились общими государственными законами. За легкие преступления клирики судились в духовных судах, за тяжкие ? судом светским при участии депутата с духовной стороны. По постановлению Юстиниана, для обвинения клирика в угол. преступлении требовалось участие светского судьи и епископа. Светский судья, решив дело, доносил о том епископу. Если епископ соглашался с определением светского суда, он лишал клирика сана и передавал его светскому суду для наказания. В случае несогласия епископа с светским судом относительно виновности клирика дело переходило на суд императора. Епископ мог быть предан уголовному суду лишь с разрешения императора. Импер. Гераклий предоставил епископам ведать все уголовные преступления клириков и монахов. О Д. суде в России см. Духовенство и Духовная консистория. В 70-х годах возбужден был вопрос о коренной реформе Д. суда, но он остался без разрешения. См. Бердников, "Краткий курс церк. права"; там и литература вопроса.

Духовный суд — Церкви от Основателя ее, Иисуса Христа, дана власть судить и наказывать нарушителей ее законов (Мф., 18, 18; Иоан., 20, 23). Задача церк. суда не карательная только, но исправительная; поэтому и наказание, налагаемое церковью, может быть отменено … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» — законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 г. (ПСЗ. Т. 6. № 3718). Утвержден царем Петром I, введен в действие манифестом от 25 янв. 1721 г., к рым… … Православная энциклопедия

Суд — специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах господствующего класса (при социализме в интересах всего народа). Свои функции С. выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских,… … Большая советская энциклопедия

ВЕЛИКИЙ ДУХОВНЫЙ СУД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — см. ст. Сербская Православная Церковь … Православная энциклопедия

«ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК» — ежемесячный ж., выходивший в 1862 1867 гг. в Харькове. Инициатором издания был Харьковский еп. Макарий (Булгаков), редактором издателем стал проф. Харьковского ун та прот. Василий Добротворский, которому помогали протоиереи Иоанн Чижевский и… … Православная энциклопедия

Духовный, Дэвид — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 … Википедия

Духовный, Дэвид Уильям — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 … Википедия

Духовный Дэвид Уильям — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 … Википедия

Духовный Дэвид — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 … Википедия

Церковный суд — см. Духовный суд и Духовенство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церкви от Основателя ее, Иисуса Христа, дана власть судить и наказывать нарушителей ее законов (Мф., 18, 18; Иоан., 20, 23). Задача церк. суда — не карательная только, но исправительная; поэтому и наказание, налагаемое церковью, может быть отменено в виду исправления преступника. Только лишение духовного сана налагается безусловно и имеет характер карательный. Суд церкви проявляется различно — по отношению ко всем верующим вообще и по отношению к служителям церкви в частности. Общему суду церковному подлежат проступки и преступления членов церкви против веры, нравственности и уставов церкви. Легкие проступки, как и нечистые мысли и пожелания, имеют свой суд в исповеди перед священником. Тяжкие преступления подлежат открытому суду и влекут за собой отлучение от церкви. Оно имеет три степени: лишение причащения на определенное время, лишение при этом участия в молитвах церковных, совершенное отлучение от общества и верующих. Отпадшие от веры добровольно и после раскаяния подвергаются покаянию на всю жизнь. Если отпадение было вызвано мучительством, покаяние сокращается на 9 лет и даже на 4 года. Убийца вольный подвергается покаянию на 20 лет, невольный — на 10 и т. д. Указанные сроки могут быть сокращаемы. В случае смертной опасности искренно кающийся допускается до причастия и ранее истечения срока наказания, с обязательством по выздоровлении продолжать покаяние. Клирики лишаются сана за то, за что миряне отлучаются. В некоторых случаях клириков постигает двойное наказание: и отлучение, и извержение из сана (о других, менее тяжких наказаниях см. Духовенство).

В древней церкви Д. суд имел две инстанции: суд у епископа и суд на поместном соборе. Соборный суд разбирал дела епископов и такие важные дела мирян, которые не ограничивались пределами епархии, напр. дела о ересях. Суду епископа подлежали клирики и миряне по всем делам религиозным, а также и по мирским, если на то соглашались тяжущиеся. Вследствие деления государства и церкви на диоцезы при Константине Вел. явилась новая инстанция, где судились дела митрополитов. Недовольный решением низшей инстанции мог апеллировать к высшей. Судебный процесс имел характер обвинительный, но церковная власть не была связана инициативою частного обвинителя. Приговор епископа по делу тяжущихся, добровольно к нему обратившихся, не подлежал апелляции и приводился в исполнение судом гражданским. Имп. Маркианом в 450 г. предоставлено было епископам выдать все тяжебные дела между клириками; но в тяжбах с мирянами клирики судились в светских судах, если миряне того хотели. Импер. Юстиниан постановил, чтобы миряне в исках своих на клириков обращались к суду духовному. Если тяжущийся изъявлял неудовольствие решением Д. суда, дело разбиралось в светском суде. В случае согласия светского судьи с приговором епископа решение приводилось в исполнение без апелляции; если же светский судья решал дело иначе, его решение не было окончательным и подвергалось пересмотру. Д. суды в решении тяжебных дел руководились общими государственными законами. За легкие преступления клирики судились в духовных судах, за тяжкие — судом светским при участии депутата с духовной стороны. По постановлению Юстиниана, для обвинения клирика в угол. преступлении требовалось участие светского судьи и епископа. Светский судья, решив дело, доносил о том епископу. Если епископ соглашался с определением светского суда, он лишал клирика сана и передавал его светскому суду для наказания. В случае несогласия епископа с светским судом относительно виновности клирика дело переходило на суд императора. Епископ мог быть предан уголовному суду лишь с разрешения императора. Импер. Гераклий предоставил епископам ведать все уголовные преступления клириков и монахов. О Д. суде в России см. Духовенство и Духовная консистория. В 70-х годах возбужден был вопрос о коренной реформе Д. суда, но он остался без разрешения. См. Бердников, "Краткий курс церк. права"; там и литература вопроса.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Духовный суд" в других словарях:

ДУХОВНЫЙ СУД — см. Церковный суд … Православная энциклопедия

«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» — законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 г. (ПСЗ. Т. 6. № 3718). Утвержден царем Петром I, введен в действие манифестом от 25 янв. 1721 г., к рым… … Православная энциклопедия

Суд — специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах господствующего класса (при социализме в интересах всего народа). Свои функции С. выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских,… … Большая советская энциклопедия

ВЕЛИКИЙ ДУХОВНЫЙ СУД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — см. ст. Сербская Православная Церковь … Православная энциклопедия

«ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК» — ежемесячный ж., выходивший в 1862 1867 гг. в Харькове. Инициатором издания был Харьковский еп. Макарий (Булгаков), редактором издателем стал проф. Харьковского ун та прот. Василий Добротворский, которому помогали протоиереи Иоанн Чижевский и… … Православная энциклопедия

Духовный, Дэвид — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 … Википедия

Духовный, Дэвид Уильям — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 … Википедия

Духовный Дэвид Уильям — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 … Википедия

Духовный Дэвид — Дэвид Духовны David William Duchovny Дэвид Духовны, 2007 Имя при рождении: Дэвид Уильям Духовны Дата рождения: 7 августа 1960 … Википедия

Церковный суд — см. Духовный суд и Духовенство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церко́вный су́д — система органов, находящихся в юрисдикции той или иной Церкви, осуществляющая функции судебной власти на основании церковного законодательства (церковного права).

Содержание

В России

В Средние века

Русская Церковь восприняла основные принципы церковного устройства, в том числе устройства церковного суда, у Византии, в церковной юрисдикции которой она находилась до 1448 года.

Компетенция епископского суда, однако, на Руси была существенно шире: значительная часть судебных дел по вопросам гражданским (к примеру, по делам об умыкании невест) была отнесена к юрисдикции церковного суда, что, видимо, было обусловлено тем, что в средневековой Руси гражданское (светское) право сводилось к обычному праву. По всем без исключения подсудным делам клириков суд осуществлялся епископом. С развитием церковно-феодального землевладения к исключительной юрисдикции епископского суда были отнесены и миряне (крестьяне), жившие на церковных (монастрыских) землях. Суд по гражданским вопросам епископ отправлял опосредованно: чрез архиерейских бояр, дьяков, десятильников и иных мирских чиновников.

Апелляционный суд и суд по делам епископов принадлежали собору епископов во главе с митрополитом, как предстоятелем Русской Церкви.

В синодальный период

В синодальный период производство по делам гражданского свойства были изъяты из церковной юрисдикции; церковное судопроизводство постепенно бюрократизировалось вместе со всей системой церковного и государственного управления. На епархиальном уровне процесс бюрократизации получил завершение по издании «Устава духовных консисторий» в 1841 году. Присутствие консистории, в котором концентрировалась вся епархиальная административно-распорядительная деятельность, ведало и судебными делами в той или иной епархии; подготовленные и предрешённые консисторией дела утверждались правящим епископом, что обычно носило формальный характер. Высшая судебная власть принадлежала Святейшему Синоду.

В условиях судебной реформы при Александре II возник вопрос и о реформе суда церковного. Созданный обер-прокурором Д. А. Толстым комитет под председательством архиепископа Макария (Булгакова) подготовил соответствующий проект, который основывался на принципах гласности, состязательности и независимости судебной власти от административной, то есть, в том числе и от епархиального епископа, но сохранялся надзор светских представителей обер-прокуратуры. Такое исключение епископа из судебной системы стало предметом критики со стороны профессора Московской Духовной академии А. Ф. Лаврова; проект был отвергнут подавляющим большинством епархиальных епископов.

Новые попытки реформы начались в контексте предсоборной подготовки в 1905 году. Предварительный проект реформы, выработанный Предсоборным присутствием 1906 года, и согласный с отзывами большинства преосвященных, поступивших в Синод в 1905—1906 годы, предполагал создание четырех инстанций церковного суда: благочиннический суд, епархиальный суд, судебное отделение Синода, общее заседание Синода и его судебного отделения. Предполагалось вывести судебные дела из компетенции консистории, остававшейся таким образом лишь органом административного управления.

В РПЦ по восстановлении патриаршества

На Всероссийском Поместном Соборе 1917—1918 возобладали голоса в пользу отстранения епископа, как носителя административной власти, от участия в церковно-судебной системе, а также в пользу введения в церковные суды не только клириков, но и мирян. Предложенный в конце июля 1918 года (по ст. ст.) соборным Отделом о церковном суде (Отдел возглавлялся Сергием (Страгородским), архиепископом Владимирским и Шуйским, и начал работу 28 августа 1917 года) «Устав об устройстве церковного суда» предполагал четыре судебных инстанции (благочиннический суд, епархиальный суд, церковно-областной суд, высший церковный суд) полностью независимых от инстанций церковно-административных. В частности, «Устав» оставлял за епархиальным епископом лишь право «прокурорского надзора» над деятельностью епархиального суда, то есть право, в случае своего несогласия с его решением, направлять дело в областной суд. Ряд дел, вместе с тем, были отнесены к единоличной компетенции епархиального епископа, что сохраняло status quo ante ещё консисторской судебно-административной системы.

Принятый после жарких споров пленарным заседанием Собора, «Устав» столкнулся с вето Епископского совещания, едва ли не единственный раз за весь ход Собора воспользовавшегося правом отвергнуть постановление собора двумя третями своих голосов. Мотивируя своё решение, архипастыри указывали, прежде всего, на то, что «у епископа отнимается право ведать всеми судебными делами и решать их по закону и по совести епископоской», в чём члены Епископского совещания видели несоответствие «учению Слова Божия (Мф. 18, 15-19; 1 Тим. 5, 19-21), церковным канонам (1 Всел. Соб. 5 пр., IV, 9; VII, 4, Антиох. Соб. 4, 6, 9 пр., Карф. Соб 10, 12, 14, 15, 117 и др.) и преданию Церкви (см. Апост. Постановления кН. II, гл. 11-13, Иоанн Златоуст и др.)» [1] . Ввиду преждевременного прекращения работы Собора реформа суда осталась незавершённой.

Первый уставной документ в современной Русской Православной Церкви — «Положение об управлении Русской Православной Церкви» 1945 года только лишь упоминал о принадлежности высшей судебной власти Поместному собору.

Поместный Собор 1988 года принял «Устав об управлении Русской Православной Церкви», предполагавший четыре судебных инстанции: 1) епархиальный совет под председательством епархиального епископа, причём ряд дел относились к единоличной компетенции последнего (VIII.19 и 51 Устава 1988 г.); 2) Священный Синод (V.32); 3) Архиерейский собор (III.7); 4) Поместный собор (II.6-7).

Процессуальный аспект церковно-судебной системы «Устав» 1988 года не оговаривал, отсылая к обычном праву — к «принятой в Русской Православной Церкви процедуре церковного судопроизводства» (VIII.51 Устава 1988 г.).

В «Устав Русской Православной Церкви» 2000 года вошла отдельная глава, посвященная церковному суду и предусматривавшая три церковно-судебных инстанции:

  1. епархиальный суд;
  2. общецерковный суд;
  3. суд Архиерейского собора.

Порядок деятельности всех трёх судебных инстанций в «Уставе» подробно не описывался: предполагалось, что он будет детализирован в ещё не созданном на тот момент «Положении о церковном суде».

1 октября 2004 года Священным Синодом РПЦ было принято «Временное положение» «для руководства им епархиальными судами, а в случае их отсутствия епархиальными советами», и доведено до сведения прошедшего 3—8 октября того же года Архиерейского собора.

В РПЦ в настоящее время

Пункт 9 главы 1 Устава РПЦ от 2000 года запрещает «должностным лицам и сотрудникам канонических подразделений, а также клирикам и мирянам» «обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.» [2]

26 июня 2008 года Архиерейский Собор РПЦ утвердил «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви» [3] и предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви от 2000 года, согласно которым судебная система РПЦ включает 3 инстанции: епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей.

Положение предусматривает делегированный характер церковного судопроизводства (Статья 3 Положения) [3] : «Осуществляемая Общецерковным Судом судебная власть проистекает из канонической власти Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, которая делегируется Общецерковному суду» (Пункт 1); «Осуществляемая в данном случае [если епархиальный епископ передаёт дело, требующее исследования, в епархиальный суд] епархиальным судом судебная власть проистекает из канонической власти епархиального епископ, которую епархиальный епископ делегирует епархиальному суду» (Пункт 2). «Рассмотрение дел в церковном суде является закрытым» (Пункт 2 статьи 5). Заявление о церковном правонарушении оставляется без рассмотрения и производство по делу прекращается, в частности, если предполагаемое церковное правонарушение (возникновение спора или разногласия) было совершено до вступления в силу Положения (Статья 36), исключая дела по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире (Пункт 1 статьи 62).

По представлению Президиума Архиерейского Собора (2008), были избраны в состав Общецерковного суда сроком на четыре года следующие лица [4] : митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) (председатель), митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (заместитель председателя), архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов); архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий; епископ Дмитровский Александр (секретарь).

По мнению протоиерея Павла Адельгейма (РПЦ) и других [5] [6] , неясен публично-правовой статус учреждённого суда РПЦ, существование и функционирование которого в предложенном виде противоречит как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.

17 мая 2010 года в трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялось первое заседание Общецерковного суда Московского Патриархата [7] [8] ; решения были утверждены Патриархом 16 июня того же года [9] .

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ДУХОВНЫЙ СУД, церковный судебный орган, ведавший преступлениями и проступками людей, принадлежавших к клиру, а по некоторым делам распространявший свою власть и на мирян. В Церкви первых веков христианства церковный суд состоял из двух инстанций — суда епископского и суда на Поместном Соборе.

По законам России до 1917 в Русской Православной Церкви различались две инстанции духовного суда — суд епархиальный и суд Святейшего Синода, в который переходили дела по апелляциям и частным жалобам, а также по жалобам на епископов.

Епархиальному суду подлежали: 1) люди духовного звания епархиального ведомства: а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения; б) по взаимным спорам, могущим возникать из пользования движимой и недвижимой церковной собственностью; в) по жалобам духовных и светских лиц в обидах и нарушении бесспорных обязательств и просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов; 2) люди светского звания: а) по делам о браках, совершенных незаконно; б) по делам о прекращении и расторжении браков; в) по случаям, в которых нужно было удостоверение о действительности события браков и рождений от законного брака; г) по проступкам и преступлениям, подвергавшим виновного церковной епитимии (ст. 148 Устава духовной консистории). Из дел по проступкам и преступлениям, подвергавшим виновного церковной епитимии, многие начинались в уголовном суде и затем уже переходили в суд духовный — для назначения епитимии. Дела о браках, совершенных по насилию, обману или в сумасшествии одного или обоих брачующихся, рассматривались уголовным судом, но приговор его сообщался суду духовному — для решения вопроса о действительности или недействительности брака и об ответственности венчавшего подобный брак причта. Дела же о многобрачии и кровосмешении, хотя начинались в уголовном суде, но для постановления решения его требовалось предварительное определение суда духовного о том, что брак действительно существовал уже при заключении виновным нового брака и что данные отношения между обвиняемыми есть несомненное кровосмешение. В Святейший Синод, как уже сказано, судные дела поступали или по апелляционным, или по частным жалобам на суды епархиальные, причем для первых существовал определенный срок (семь дней на изъявление довольства или недовольства решением и затем месяц со дня изъявления недовольства решением), а вторые могли подаваться в любое время, притом или непосредственно в Синод, или через местное епархиальное начальство.

Что касается наказаний, налагавшихся по церковному суду, то здесь следует различать внутренний, закрытый суд церковный, осуществлявшийся на исповеди, где виновный осуждал себя сам, а наказание заменялось прощением согрешений, разрешением грехов, и суд открытый, ведавший наиболее тяжкими преступлениями. На последнем применялось в виде наказания отлучение, имевшее три вида, или степени: лишение приобщения Св. Таин на время, лишение не только приобщения, но и участия в молитвах церковных и, наконец, полное отлучение от общества верующих. Для клириков полагались наказания иные, чем для мирян.

Устав духовных консисторий предусматривал следующие виды церковных наказаний: 1) лишение священного сана и исключение из духовного ведомства; 2) лишение сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях; 3) временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и низведением в причетники; 4) временное запрещение в священнослужении, без отрешения от места, но с возложением епитимии в монастыре или на месте; 5) временное испытание в монастыре или архиерейском доме; 6) отрешение от места; 7) исключение за штат; 8) усугубление надзора; 9) пеня и денежное взыскание; 10) поклоны; 11) строгий или простой выговор; 12) замечание.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: