Установите соответствие между понятием и определением правовое государство

Обновлено: 27.03.2024

1. Государство это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей.

2. Ресурсы власти- это форма социальных отношений, характе­ризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государст- венно-правовых и иных средств.

3. Власть — это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

4. Легальная власть — это власть, основанная на признании пра­ва ее носителей предписывать нормы поведения другим индивидам.

5. Политическая власть — это власть, которая основывается на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость уста­новленного порядка.

6. Традиционная власть — это власть, которая опирается на за­кон, конституционный порядок, связана с демократическими вы­борами представителей власти или с назначениями должностных лиц в соответствии с законом.

7. Легитимная власть — это власть, которая основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя.

8. Харизматическая власть — это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппара­том управления, издающая общеобязательные веления, собираю­щая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.

9. Национальный суверенитет это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учи­тывая интересы народа.

10. Сущность государства — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства.

11. Суверенитет народа — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности.

12. Политическая система общества — это то главное в государ­стве, что определяет его содержание, назначение и функциониро­вание, а также принадлежность государственной власти.

13. Государственный суверенитет — это совокупность государ­ственных и общественных организаций, участвующих в политиче­ской жизни страны.

Задание 2. Заполните пропуски текста

К структурным элементам власти относятся:

ресурсы осуществления власти

К источникам власти относят:

К средствам осуществления власти относят: право;

Ресурсами власти являются: экономические;

В правовом демократическом государстве существует разделе­ние власти на:

М. Вебер выделил три типа легитимности: традиционную власть;

Основными признаками государства являются:

наличие публичной власти;

Суверенитет бывает двух видов: суверенитет народа;

Содержание политической системы составляют:

нормы, регулирующие политическую жизнь общества; отноше­ния между элементами политической системы;

Элементами политической системы общества являются: государство;

Задание 3. Заполните таблицу (дайте краткую характеристику содержания теорий сущности государства)

Содержание теории Теория элит Технократическая теория Демократическая теория Марксистско- ленинская теория

Задание 4. Заполните таблицу (дайте краткую характеристику роли и значения таких элементов политической системы как: по­литические партии, профсоюзы и религиозные организации)

Роль и основные Влияние
функции на государственную
в политической власть и ее правовую
системе общества политику
Политические партии
Профсоюзы
Религиозные
организации

О каких положительных и отрицательных сторонах политики и власти говорят авторы? Согласны ли вы с ними? Совместимы ли политика и власть с моралью и ответственностью? Аргументируй­те свой ответ.

Солон: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься пови­новаться».

Сенека: «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над со­бой».

Н. Макиавелли: «Политика — это дело государства, а мораль дело индивида».

О. Бальзак: «Существует только одна гигантская машина, управляе­мая пигмеями, и это бюрократия».

Д. Йейтс: «Бюрократия приобрела законодательные функции, по­скольку она является решающей силой при выдвижении законодательных предложений. При этом она сохраняет и свои исполнительские функции».

Дагомер (король франков): «К чему власть, если ею нельзя злоупо­треблять?»

Р. Шатобриан: «Как и почти всегда в политике, результат бывает про­тивоположен предвидению».

Т. Маколей: «Жизнь политического деятеля должна быть жизнью ком­промиссов. Государственный человек принужден давать свое согласие на меры, которые ему не по душе, чтобы не подвергать опасности успех тех мер, в которых он видит жизненную необходимость»; «В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, буд­то народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею поль­зоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать»; «Хорошее пра­вительство — не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, ко­торое знает, как этого добиться».

Г. Моргентау: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществ­ляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей».

Л. Берне: «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить».

Ж. Поль: «Лучшее правило политики — не слишком управлять».

В. Гумбольт: «Наилучшая власть —та, которая делает себя излишней».

Ф. Бэкон: «Властвуя над другими, человек утрачивает свою собствен­ную свободу».

Б. Рассел: «Стремление к власти порождено страхом.

Б. Шоу: «Вообще говоря, власть не портитлюдей, зато дураки, когда они у власти, портят власть».

К. Гельвеций: «Назовите мне степень власти того или иного лица, по этой степени я могу заключить о его справедливости».

Валери: «Власть без злоупотребления не имеет очарования».

Э. Бенеш: «Политика должна быть наукой и искусством, покоящимся всегда на определенной философии и морали, на определенном фило­софском и нравственном понимании всей жизни, как личной, так и обще­ственной».

Задание 6. Прочитайте высказывание

В чем состоит смысл сопоставления государства и нравственной идеи? Соответствует ли позиция автора сущности современного государства?

Г. Гегель: «Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, суб­станциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, его знании и деятельности — свое опосредованное суще­ствование, равно как самосознание единичного человека посред­ством умонастроения имеет в нем как в своей сущности, цели и продукте своей деятельности свою субстанциальную свободу».

Задание 7. Проанализируйте высказывание русского философа Ива­на Александрович Ильина (1882—1954 гг.) о тоталитарном режиме

Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управ­ления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весы>, «целый». Тоталитарное государство есть все­объемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодея­тельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное пра­восознание исходит от предпосылки: все не запрещенное — позво­лено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписан- ное — запрещено.

Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою вну­треннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление все­объемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становит­ся преступной и наказуемой.

1. Опираясь на текст, подумайте, какой из научных подходов к рассмотрению политического режима прослеживается в докумен­те. Ответ поясните.

2. Как организована власть при тоталитарном режиме?

3. Каковы способы и средства ее осуществления? Аргументи­руйте ответ.

4. В чем особенности тоталитарного политического режима по сравнению с другими политическими режимами? Используйте в ответе текст и материал параграфа.

5. Опираясь на признаки понятия «политический режим», зна­ния о тоталитарном режиме, дополните его характеристику, при­веденную в документе.

6. Проиллюстрируйте на примерах истории тоталитарный тип политического режима.

Задание 8. Ученые отмечают, что в настоящее время на политиче­ской карте мира насчитывается около ста государств, в которых уста­новился авторитарный политический режим

Объясните, почему авторитаризм получил широкое распростра­нение в современном мире. В чем, по вашему мнению, его опа­сность?

Задание 9. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) о государстве

Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. причем больше других к высшему из благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называет­ся государством или общением политическим. . Общество, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременныхтоль- ко потребностей, — селение. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни.

Отсюда следует, что всякое государство продукт естественного возникновения, как и первичные обще­ния. . Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит ктому, что существует по природе, и что человек по природе своей существо политиче­ское, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоя­тельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства. Первичным по природе являет­ся государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.

1. Опираясь на текст, покажите, что государство является про­дуктом естественного постепенного развития.

2. Ради каких целей существует государство?

3. Отделяет ли Аристотель государство от гражданского обще­ства? Аргументируйте ответ.

4. В чем соответствуют, а в чем не соответствуют взгляды Ари­стотеля современному научному знанию о государстве?

Задание 10. Русский философ и общественный деятель П.И. Нов­городцев (1866—1924) о демократии

Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой на­род сам правит государством через общее народное собрание. Понятие де­мократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое словоупотребление воспроизводит Руссо: и для него демократия есть форма правления, в которой народ непосредственно не только законо­дательствует, но и управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал осно­вание теоретическое для того более широкого понимания демократии, кото­рое утвердилось в XIX и XX столетиях. Поскольку он допускал, что с верховен­ством народа совместимы различные формы правительственной власти — и демократическая, и аристократическая, и монархическая, он открыл теоре­тическую возможность для нового понимания демократии как формы госу­дарства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правле­ния могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых народ оставляет за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передает монарху или коллегии немногих, он признавал законными сточки зрения народного суверенитета, но не называл их демократическими. При этом он вообще ни в каких правовых формах не допускал представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория распространила понятие демократии на все формы го­сударства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей.

1. Что нового по сравнению с текстом учебника вы узнали о демократии?

2. В чем суть непосредственной формы демократии?

3. Приведите примеры проявлений непосредственной демокра­тии, привлекая знания, полученные из курса истории, современ­ности и свой личный опыт.

4. Какой вклад, по мнению П.И. Новгородцева, внес Руссо в теорию демократии?

5. В чем ограниченность взглядов Руссо на демократию? Ответ поясните.

6. Что такое представительная форма демократии?

7. На конкретных примерах покажите, как она проявляется.

8. Опираясь на текст и ранее полученные знания, раскройте суть современного научного знания о демократии.

Задание 11. Верны ли приведенные ниже суждения о демократии?

Аргументируйте свой ответ.

1. В развитых демократиях все трудоспособные граждане рабо­тают и получают по труду.

2. Демократия в современных условиях осуществляется только через избранных народом представителей.

Установите соответствие между понятием и определением.

Государство — это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей.

Ресурсы власти — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.

Власть — это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Легальная власть — это власть, основанная на признании права ее носителей предписывать нормы поведения другим индивидам.

Политическая власть — это власть, которая основывается на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость установленного порядка.

Традиционная власть — это власть, которая опирается на закон, конституционный порядок, связана с демократическими выборами представителей власти или с назначениями должностных лиц в соответствии с законом.

Легитимная власть — это власть, которая основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя.

Харизматическая власть — это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.

Национальный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.

Сущность государства — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства.

Суверенитет народа — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности.

Политическая система общества — это то главное в государстве, что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также принадлежность государственной власти.

Государственный суверенитет — это совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Внешние функции государства — это целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

Функции государства — это составная часть механизма государства, которая имеет в соответствии с законом определенную структуру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и тесно взаимодействует с другими элементами механизма государства.

Механизм государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.

Орган государства — это основные направления деятельности государства внутри страны.

Внутренние функции государства — это основные направления его деятельности на международной арене.

Правовое государство — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Основы правового государства — это внутреннее строение гражданского общества, отражающее многообразие и взаимодействие всех его составных частей.

Гражданское общество — это такая организация государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Структура гражданского общества — это предпосылки формирования правового государства.

Либертаризм — это система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идеи.

Политическое сознание — это совокупность идей, выражающих социальные интересы людей.

Идеология — это совокупность осознанных представлений человека о мире политики.

Консерватизм — это идейно-политическое течение, где на первом месте находится идея свободы, понимаемая прежде всего как свобода частного предпринимательства, свобода личности, защита прав и свободы человека, недопущение вмешательства государства в экономику, право угнетенных на восстание против своих угнетателей.

Общественное сознание — это идейно-политическое течение, ориентирующееся на защиту национальных и религиозных традиций, проверенных опытом поколений, устоев жизни и отрицающее революционные изменения в обществе.

Неоконсерватизм — это идеология, которая провозглашает приверженность идеалам сильного государства, религиозным и национальным традициям, крепким семейным устоям, индивидуализму, частной собственности.

Традиционализм — это идеологическое течение, которое основывается на ценностях крайнего индивидуализма и отрицании политического вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

Либерализм — это идеологическое течение, которое выступает за ограниченное вмешательство государства в экономику, сильную государственную политику в отношении других государств, поддержание национальных и религиозных традиций, неприятие революций, но в то же время признает ограниченные реформы.

Механизмы политической социализации — это процесс формирования и становления политического сознания и поведения личности.

Гражданство — это специфические методы вовлечения личности в политику.

Политическая социализация — это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая их взаимные права и обязанности.

Выход из гражданства —- это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Отмена решения о приеме в гражианство — это добровольное прекращение гражданства.

Лишение гражданства — это способ прекращения гражданства, применяемый в отношении лиц, которые приобрели гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, факт которых устанавливается судом.

Форма политического режима - внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.
Конфедерация - целостное государство, административно территориальные единицы которые не обладают признаками суверенитета.
Унитарное государство - сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.
Федеративное государство - государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.
Форма государственного устройства - совокупность способов и метод осуществления государственной власти.
Антидемократичный режим - форма политического режима, обеспечивающая защищённость прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.
Демократический режим - форма политического режима, отвергающая равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливающая диктат государства над обществом.
Избирательное право - порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления.
Избирательные цензы - совокупность правовых норм, регулирующих формирование выборных органов государства.
Избирательная система - условия для получения или осуществления избирательного права.
Служебный ценз - требования закона, согласно которому право участвовать в выборах представляется лишь по достижении определённого возраста.
Образовательный ценз - установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов.
Возрастной ценз - требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определённый, зафиксированный соответствует документом уровень образования.
Ценз оседлости - положение закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана.
Избирательный процесс - неучастие избирателей в выборах.
Абсентеизм - принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.
Предвыборная агитация - деятельность по подготовке и проведению выборов.
Тайное голосование-распространение информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата
Повторные выборы - выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы)
Внеочередные выборы - выборы, которые проводят в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбытия депутата.
Частичные (дополнительные) выборы - второй и последующие туры голосования; применяются, в частности, при выборах Президента РФ по мере необходимости.
Всеобщие выборы - выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а так же с истечением срока полномочий выборного органа.
Очередные выборы - выборы, которые проводиться в случае досрочного роспуска парламента.
Смешанная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие установленное законом большинство голосов.
Пропорциональная избирательная система - система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников в отдельности.
Мажоритарная система относительно большинства - система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т. е. более половины общего их числа (50% плюс один голос).

Мажоритарная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производиться пропорционально полученному ими количеству голосов.
Мажоритарная система абсолютного большинства - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства - мажоритарной и пропорциональной.

1.Форма политического режима-это совокупность способов и методов осуществления
государственной власти
2.Конфедерация-это государственно-правовой союз суверенных государств,
созданный для достижения определенных целей
3.Унитарное государство-это целостное государство, административно-территориальные
единицы которого не обладают признаками суверенитета
4.Федеративное государство-это сложное союзное государство, составные части которого
являются государственными образованиями и обладают
признаками суверенитета
5.Форма государственного устройства-это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными
частями государства, между центральными и местными
органами власти.
6.Антидемократический режим- это такая форма политического режима, которая отвергает
равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом
7.Демократический режим - это форма политического режима, которая обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством
8.Избирательное право- это совокупность правовых норм, регулирующих формирование выборных органов государства
9.Избирательные ценз-это условия для получения или осуществления избирательного права
10.Избирательная система-это порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления
11.Служебный ценз- положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана
12.Образовательный ценз -требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования
13.Возрастной ценз -требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста
14.Ценз оседлости -установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов
15.Избирательный процесс - это деятельность по подготовке и проведению выборов
16.Абсентеизм - это неучастие избирателей в выборах
17.Предвыборная агитация -это распространение информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата

18.Тайное голосование - это принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя
19.Повторные выборы - это второй и последующие туры голосования, применяются при выборах Президента РФ
20.Внеочередные выборы -это выборы, которые проводятся в случае досрочного роспуска парламента
21.Частичные (дополнительные) выборы -это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбытия депутата
22.Всеобщие выборы -это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы)

23.Очередные выборы -это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением срока полномочий выборного органа
24.Смешанная избирательная система -это избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства - мажоритарной и пропорциональной
25.Пропорциональная избирательная система -это порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов

26.Мажоритарная система относительного большинства -это система выборов, при: которой избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами
27.Мажоритарная избирательная система -это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов
28.Мажоритарная система абсолютного большинства -Это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т. е. более половины обшего их числа (50 % плюс один голос)


Задания Д13 № 3875

Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами

Б) независимость судов от исполнительной власти

B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права

Г) взаимная ответственность государства и гражданина

Д) верховенство права (закона) в обществе

1) только правовое государство

2) государство любого типа

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством. Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную.

2. Наличие Конституционного Суда — гаранта стабильности конституционного строя.

3. Верховенство закона и права.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.

5. Взаимная ответственность государства и личности.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов.

8. Правовая культура граждан.

A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами — государство любого типа.

Б) независимость судов от исполнительной власти — только правовое государство.

B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права — государство любого типа.

Г) взаимная ответственность государства и гражданина — только правовое государство.

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти, структура высших органов государства, порядок их образования, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти.

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.

Ограниченная (конституционная)монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют парламент и конституция.

Парламентарная монархия это форма правления, при которой в силу основного закона государства - Конституции – власть распределена между монархом и парламентом.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой парламент имеет законодательные полномочия, а монарх является главой исполнительной власти.

Дуалистическая монархия это форма правления, при которой законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента.

Монархия это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Смешанная республика это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.

Парламентская республика это форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства.

Президентская республика это форма правления, сочетающая черты парламентской и президентской республик.

Форма политического режима это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Конфедерация это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Унитарное государство это сложное союзное государство, составные части которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Федеративное государство это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.

Антидемократический режим это форма политического режима, которая обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.

Форма государственного устройства это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Демократический режим это такая форма политического режима, которая отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: