Что такое человеческий суд

Обновлено: 25.04.2024

3 февраля Церковь чтит память преподобного Максима Грека.

У этого человека поразительная судьба. Михаил Триволис (так его звали в миру) родился в Греции и был крещен в Православие, свое блестящее образование он получил в Италии. Там же увлекся гуманистическими идеями Ренессанса и отошел от Церкви. В это время во Флоренции знаменитый проповедник - доминиканский монах Джироламо Савонарола возглавил движение за обновление католицизма. Проповеди Савонаролы вернули увлекшегося гуманизмом юношу ко Христу. Михаил даже поступил в монастырь Сан-Марко, приором которого был Савонарола. Но великий доминиканец был казнен, его идеи отвергнуты, и для Максима начался "путь домой": возвращение на родину и в Православие, монашеский постриг на Афоне с именем Максим, глубокое изучение восточного христианства, увенчавшееся приглашением в Москву для перевода святотеческих творений. Именно Россия стала для него второй Родиной, где ему суждено было провести большую часть своей жизни, прославиться в качестве талантливого богослова и проповедника, претерпеть несправедливое отлучение от Церкви и тюремное заключение. А через несколько столетий быть прославленным в лике святых.

Многие православные люди склонны превозносить Русь допетровскую в качестве образца святости и благочестия. Однако историческая реальность никогда не бывает простой и идеальной: для Церкви вообще нет простых времен. Смелые и независимые суждения преп. Максима о недостатках духовной жизни Руси, обличение невежества и обрядоверия, нелицеприятные высказывания в адрес сильных мира сего обернулись для него судом и заточением.

Допущенные греком неточности в переводах книг были квалифицированы как ересь и использованы в качестве повода для жестокой расправы над ученым монахом. Максим был осужден на заточение в монастырской тюрьме, где провел долгие годы. Однако Преподобный не впал в отчаяние, не возненавидел своих гонителей. Лишенный Причастия, а также бумаги и чернил (что для ученого инока было почти столь же страшно и тяжко!), Максим на стене своей вымороженной и наполненной дымом тюрьмы царапал угольком слова благодарности Богу за все, что Он ему ниспослал: он писал канон Св. Духу-Утешителю.

Жестокость и несправедливость наказания были очевидны уже современникам Максима: даже в заточении он продолжал оставаться для Руси "живой энциклопедией". Вскоре ему негласно разрешили писать и даже заказывали целые богословские трактаты. Именно в узах Максим написал большинство из дошедших до нас сочинений, которые прочно вошли в сокровищницу древнерусской литературы.

Одно дело - суд человеческий, но иное - Суд Божий. Про гонителя Преподобного - митрополита Даниила - вспоминают сегодня только лишь в связи с осуждением праведника. А Максим прославлен в лике святых. В итоге он победил, но победа эта была достигнута не силой, а смирением перед Богом, испытывающим человека здесь, чтобы прославить его Там.

В следующей части Нагорной проповеди Иисус вновь обращается к теме взаимоотношений между людьми и излагает правила, по которым Его последователи должны судить друг о друге:

Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7:1–5 ).

Текст тщательно выстроен и обладает композиционной цельностью, позволяющей легко запомнить его. В первой фразе многократно используются однокоренные слова: «суд» – «судить» – «судимы»; «мера» – «мерить». Три последующие фразы скреплены троекратным повторением слов «бревно», «сучок», «брат твой», шестикратным повторением слова «глаз». Переход от множественного числа второго лица в первой фразе к единственному числу второго лица в последующих фразах призван подчеркнуть наличие у поучения конкретного адресата: слушатель должен узнать себя в предложенном ему наставлении. Наконец, употребление слова «лицемер» в последней фразе имеет оценочный характер. Как мы помним, в большинстве случаев использования этого слова в прямой речи Иисуса оно указывало на фарисеев. Можно предположить, что и здесь практика фарисеев служит наглядным примером того, как не должен поступать последователь Иисуса.

Рассматриваемый текст имеет много параллелей в двух других синоптических Евангелиях. У Марка одно из поучений Иисуса, произнесенное из лодки, содержит следующий фрагмент: Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет ( Мк. 4:24–25 ). Последняя фраза данного фрагмента присутствует и у Матфея, притом дважды: в поучении, произнесенном из лодки ( Мф. 13:12 ), и – с незначительными модификациями – в притче о талантах ( Мф. 25:29 ).

У Луки мы читаем расширенную версию поучения, включающую несколько фрагментов, которые находим у Матфея в других местах:

Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Лк. 6:37–42 ).

Рассматриваемому нами фрагменту Нагорной проповеди в приведенном тексте Луки соответствует начало и конец. Первая заповедь расширена: человек призывается не только не судить, но и не осуждать и прощать. «Мера», о которой Иисус говорит в Нагорной проповеди, у Луки расшифровывается при помощи четырех определений: добрая, утрясенная, нагнетенная и переполненная (подразумевается зерно, которое отсыпают покупателю на рынке). Слова если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму у Матфея применены к фарисеям ( Мф. 15:14 ). Фраза ученик не выше учителя у Матфея вправлена в поучение двенадцати апостолам после их избрания ( Мф. 10:24 ). Три завершающие фразы у Луки текстуально почти идентичны словам из Нагорной проповеди.

Разночтения и вариации у Матфея и Луки ученые объясняют тем, что они работали с одним и тем же первоисточником, но по-разному использовали его. Мы бы могли, со своей стороны, предположить, что Иисус часто повторял одни и те же образы и формулы («ученик не выше учителя», «если слепой ведет слепого», «какой мерой мерите») в разных контекстах. Использование одних и тех же формул-рефренов было характерной чертой речи Иисуса, и у нас нет оснований подозревать работу редактора во всех случаях, когда одна и та же формулировка встречается у двух или трех евангелистов в различных ситуациях.

Слова «не судите» отражают жизненную позицию Иисуса: Он никого не осуждал – ни мытарей, ни женщину-грешницу ( Лк. 7:37–48 ), ни женщину, обвиненную в прелюбодеянии ( Ин. 8:3–11 ). О Своей миссии на земле Иисус говорил: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3:17 ). Единственная категория лиц, при упоминании о которых речь Иисуса приобретает оттенок осуждения, являются фарисеи: Иисус публично осуждал их нравы, обычаи, образ действий и образ мысли.

Сознательный отказ от осуждения грешников не означает, что Иисус потворствовал греху. Напротив, Он очень ясно называет вещи своими именами и во многих поучениях предостерегает слушателей от совершения тех или иных грехов. Но Он отделяет грех от грешника и Свою задачу видит не в том, чтобы осуждать людей, как это делали фарисеи ( Лк. 18:11 ), а в том, чтобы их спасать, избавляя от рабства греху и открывая им путь в Царство Небесное.

Отказ от осуждения не отменяет перспективы Страшного суда, о которой Иисус напоминал неоднократно. За каждое злое дело человек получит воздаяние, а за добрые дела – награду: этот вывод вытекает из Его слов о Страшном суде ( Мф. 25:31–46 ). Слова «да не судимы будете» указывают на ту же самую перспективу. Иисус устанавливает прямую взаимозависимость между тем, как человек судит других, и тем, как Бог будет судить его. Аналогичную взаимозависимость мы уже видели в словах: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф. 6:14–15 ).

Критерии, по которым человек судит других, будут применены к нему самому на Страшном суде. О том же говорит апостол Павел, почти буквально повторяя формулировки из речи Иисуса: Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же? ( Рим. 2:1–3 ). Этот текст свидетельствует о том, что изречение Иисуса имело широкое хождение в среде ранних христиан еще до того, как было зафиксировано в синоптических Евангелиях.

Слова «да не судимы будете» могут быть поняты и в том смысле, что окружающие люди будут судить о человеке так, как он судит о других. Такому толкованию отчасти способствуют имперсональные формы употребленных в придаточных предложениях глаголов: «будете судимы» (κριθίσεσθε), «вам будут мерить» (μετρηθήσετε ὑμι̑ν). При таком понимании протягивается нить между данным изречением Иисуса и тем, что Он говорил ранее в Нагорной проповеди: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ). Ученики и последователи Иисуса живут не в изоляции от окружающего мира: они живут в мире и призваны быть светом мира ( Мф. 5:14 ). Следовательно, высокую нравственную планку они должны ставить для самих себя, а не для окружающих.

Об этом говорят образы бревна и сучка. При их помощи Иисус обращает внимание на широко распространенный феномен: способность человека видеть недостатки других и неспособность видеть свои собственные пороки и грехи. Образы бревна и сучка также указывают на различную степень греховности: очень часто человек замечает несущественные недостатки в других, а в себе самом отказывается видеть тяжкие грехи, отлучающие его от Бога.

В контексте полемики Иисуса с фарисеями образы бревна и сучка выполняют ту же функцию, что и образы верблюда и комара в словах: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! ( Мф. 23:24 ). Не случайно у Луки словам о бревне и сучке предшествует риторический вопрос: Может ли слепой водить слепого? ( Лк. 6:39 ) Слепыми вождями, не способными отличить главное от второстепенного, Иисус называл фарисеев. О том, что именно их Он имел в виду в рассматриваемой части Нагорной проповеди, говорит Иоанн Златоуст:

Здесь, как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за какие-нибудь маловажные поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи 428 .

Необходимо помнить, что фарисеи, помимо учительной власти, обладали еще и властью судебной: из фарисеев по большей части состояли и верховный суд (синедрион), и местные суды (малые синедрионы). Саму судебную власть фарисеев Иисус не отрицал: Он оспаривал те критерии, по которым фарисеи выносили суд. Обращаясь к фарисеям, Иисус говорил: Не суди́те по наружности, но судите судом праведным ( Ин. 7:24 ). В этих словах можно увидеть уточнение к тому, что сказано в Нагорной проповеди. Если в Нагорной проповеди слова «не судите» имеют форму универсального запрета, распространяющегося как на учеников Иисуса, так и на Его оппонентов (а среди Его слушателей были и те и другие), то в беседе с фарисеями Иисус лишь указывает на ошибочность подхода фарисеев к исполнению своих судебных полномочий.

Выражение «судите судом праведным» является аллюзией на институт судейства, установленный еще законом Моисеевым: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным ( Втор. 16:18 ). Обращаясь к народу израильскому, Моисей говорит: И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие ( Втор. 1:16–17 ). В течение достаточно долгого времени судьи обладали не только законодательной, но и исполнительной властью: именно они управляли еврейским государством после смерти Иисуса Навина вплоть до избрания первого израильского царя (этому периоду в жизни израильского народа посвящена библейская книга Судей).

Повторим: Иисус не оспаривал сам институт судейства, как не оспаривал и другие существовавшие в Его время и унаследованные из прошлого социальные институты. Людям необходим суд для того, чтобы в тех случаях, когда нарушена справедливость, она была восстановлена, когда совершено преступление, виновный был наказан. Но, во-первых, суд должны вершить те, кто имеет на это полномочия; во-вторых, суд должен быть праведным, то есть справедливым, непредвзятым; а в-третьих – и это главное, – никакая даже самая совершенная судебная система не сможет заставить человека отказаться от греховных поступков, реформировать его мышление. Начинать реформу нужно с самого себя: вот почему необходимо вынуть бревно из своего глаза, прежде чем приступать к изъятию сучка из глаза брата.

Как и в других случаях, Иисус здесь говорит прежде всего о повседневной жизни человека. Отношения преступника и судьи в контексте судебного процесса остаются за рамками Нагорной проповеди: о них Он не считает нужным говорить, как не считал нужным задерживаться на буквальном смысле заповеди «не убивай». Внимание слушателя все время выводится за пределы судебно-правовой сферы – в сферу межличностных отношений. Именно здесь – то пространство, в котором заповеди Иисуса обретают конкретный смысл. Он обращает внимание слушателей не столько на достоинства и недостатки человеческого суда, сколько на тот суд Божий, который в конечном итоге все расставит по своим местам. В свете этого суда отношения между людьми приобретают то особое качество, которое позволяет человеку в каждом другом человеке видеть брата и не судить его, а стараться прежде всего искоренить собственные недостатки и пороки.

Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 23, 1 (PG 57, 308). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 260.

Многим известны знаменитые слова Иисуса Христа "Не судите, да не судимы будете". Сегодня мы можем услышать эту фразу от своих родственников, друзей и знакомых, а зачастую и из своих собственных уст. Однако, в большинстве случаев эти слова используются не по назначению. А это свидетельствует о том, что человек, произносящий эти слова, во-первых, не понимает, что значит "судить", а во-вторых, не понимает контекста, в котором эта фраза была использована Господом Иисусом.

Библия призывает нас "исследовать Писания". Давайте же мы с вами отложим в сторону все наши предубеждения и обратимся к тексту Священного Писания за помощью и ответом на вопросы по этой теме.

1. Как мы понимаем слова «суд», «судить»?
Слово «судить» имеет несколько значений. Вот некоторые из них:
- судить – рассуждать;
- судить – осуждать;
- судить – обсуждать или пересуживать;
- судить – производить суд (судебный процесс), судить.


2. Определение толкового словаря:
Судить – (1) думать, предполагать, решать, иметь своё мнение; (2) приговаривать, выносить окончательный приговор; (3) провозглашать что-либо после тщательного исследования; (4) возможность принимать решения в соответствии с жизненными ситуациями; (5) критицизм.


3. Язык первоисточника.
В греческом языке существует несколько слов, употребляющиеся в значении «судить». Новый Завет использует следующие из них:

  • katakrino в 1 Коринфянам 5:11-13 «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас»; – осуждение, проклятие, вынесение приговора.
  • krino в Римлянам 14:4, Матфея 7:1 «Не судите, да не судимы будете»; –осуждение, вынесение окончательного приговора, наказание.
  • anakrino в 1 Коринфянам 2:15 «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов»; 1Коринфянам 4:3 «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе»; – тщательно исследовать, расследовать, изучать, наблюдать, наводить справки, рассуждать.
  • diakrino в 1 Коринфянам 6:5 «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?»; –распознавать, различать, разбираться, отделять, рассудить между кем-то/чем-то, дифференцировать.

4. Говоря о суде, нужно помнить, что любой суд подразумевает:
- судью;
- закон, по которому судит судья;
- подсудимого.

Существует два вида суда: Божий и человеческий. Разница в том, кто является судьёй и по какому закону судит.

Суд – это различение (или разделение) между добром и злом. Бог судит людей и их дела по Своему Божественному Закону. Слово «суд» может относиться к процессу отделения добра от зла, а также к наказанию и проклятию тех, кто подпадает под Божий грев из-за нарушения Его Закона.

С давних времён известно, что Бог есть Судия всей земли (Бытие 18:25), и что Он обладает необходимыми для этого качествами: мудростью и праведностью, истиной и справедливостью: Псалтирь 95:13 «ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей»; Псалтирь 97:9 «ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы - верно».

Многие, говоря о Божьем суде, сразу же представляют себе Великий Суд при кончине века. Но помимо Великого Суда, необходимо отметить, что Божий суд свершался на протяжении всей истории человечества и известен нам через серию Божьих судов над нечестивыми:

  • Весь мир был потоплен водами Всемирного Потопа: Бытие 6-9;
  • На всех также отразилось смешение языков возле Вавилонской Башни (Бытие 11:1-9);
  • Уничтожение Содома и Гоморры: Бытие 19;
  • Суд над Египтом (египетские казни): Исход 7-11, а также
  • уничтожение языческих племён и народов в Ханаане (Судей 1:4-6 и т.д.).
  • Наказание Анании и Сапфиры (Деяния 5:1-10)

Все эти примеры являются предупреждением и напоминанием о приближающемся Великом Суде и о наказании за неверие.


II. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СУД:

Человеческий суд – это суд, который производит человек.
Это может быть юридический суд, а может быть морально-нравственный суд.

А. Юридический суд:
- Судьёй является человек, получивший полномочия от государства.
- Законом является закон той или иной страны.
- Подсудимым является человек, нарушивший этот закон.

Б. Морально-нравственный суд:
- Судьёй является каждый из нас.
- Законом является нравственный закон, написанный в наших сердцах:
Римлянам 2:14-15 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую).
- Подсудимым является человек, которого мы судим или осуждаем по этому закону.

1. Бог наделил правителей властью производить гражданские суды и наказывать нарушителей закона:
Римлянам 13:1-7 «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь»).

2. Аналогичную власть Бог дал Своей Церкви:
Матфея 18:15-18 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Господь также обязал верующих судить нечестивых в среде верующих, принимая решения справедливо и с состраданием.
Но не нужно забывать, что верующие не в праве брать на себя роль Великого Судии, которая по праву принадлежит только Богу: Евреям 10:30-31 «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого! ».

Практически каждому человеку известны слова Иисуса: «Не судите, да не судимы будете». Давайте рассмотрим тему осуждения. Но прежде, чем мы к этому приступим, стоит обратить внимание на то, что «Судить» - не значит говорить о ком-то или о чём-то плохо. Судить можно правильно и неправильно, осуждая и не осуждая.

Осуждение - это когда мы выносим окончательный приговор.

Осуждение – это когда ты считаешь своё мнение непогрешимым.
- Когда ты считаешь, что ты прав на 100%.
- Когда ты думаешь, что знаешь всё.
- Когда ты судишь о себе или о других без знания всех сторон дела.

Осуждение – это когда ты судишь человека по своему собственному закону, а не по закону Бога (то есть ты судишь субъективно).


Осуждение – это когда ты манипулируешь Словом Божьим.
- когда ты не знаешь Слово Божье и делаешь вид, что ты судишь по Его стандартам.
- Когда ты подстраиваешь этот Закон под себя.
- Когда ты сам его не исполняешь, а требуешь исполнения от других.

Осуждение – это когда ты осуждаешь других людей за то, в чём виновен сам.
Римлянам 2:1-3 «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?».

Осуждение – это когда ты считаешь себя лучше других (потому что тем самым ты уже вынес приговор и себе, и окружающим).

А. Унижение или уничижение ближнего – свидетельство того, что человек считает себя лучше других. Унижение является синонимом осуждения. Об этом написано в Римлянах 14:10 «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего?».
В следующем стихе используется греческое слово «крино» - вынесение окончательного приговора и приведение этого приговора в исполнение: Римлянам 14:4 «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».
Нужно читать этот стих в контексте: Уничижение брата (сестры) за его немощную веру: Римлянам 14:1-13 «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну».
Иаков 4:11-12 «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»

Б. Павел не считал себя «достигшим»: Филиппийцам 3:13-15 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить», 1 Коринфянам 13:12 «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан»; 1 Коринфянам 8:2 «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать».

Ж. Осуждение – это когда ты распространяешь слухи.

Называние вещей своими именами не является осуждением. Если мы грех называем грехом, то это не осуждение. Если мы мужеложство называем грехом, то это не осуждение, это называние вещей своими именами.


Распознание «плодов» не является осуждением. Иисус сказал: «По плодам их узнаете их» в Матфея 7:15-20.


Наставление и исправление не является осуждением (Евреям 3:13 «Наставляйте друг друга каждый день…»). Все послания, содержащиеся в Новом Завете – назидания верующих, объяснение как следует жить и вести себя христианам.

В греческом языке «обличать» и «осуждать» - два разных слова.
Обличать – значит ставить перед фактом, лицом к лицу.

В то же самое время не надо забывать наставление Бога о том, кого можно и кого не следует обличать: Притчи 9:7-9 «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание».


Осуждение дел и осуждение человека – две разные вещи, потому что Бог осуждает грех (Римлянам 8:3), но грешника любит (Иоанна 3:16).


Верующие имеют право судить друг друга:
1 Коринфянам 5:11-13 «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас».
Иуда 22-23 «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением (diakrino), а других страхом спасайте, исторгая из огня, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью».


Верующие будут судить мир и ангелов, тем более судить друг друга:
1 Коринфянам 6:2-3 «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? »

Контекст этих стихов: 1 Коринфянам 6:1-8 «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев».

Мы с вами выяснили, что такое суд, и что значит кого-либо судить. Также мы узнали, что является и что не является осуждением. Теперь давайте взглянем на несколько библейских стихов, которые чаще других цитируются людьми, когда им кажется, что вы кого-то осуждаете.

Все знают слова "Не судите, да не судимы будете". И нам часто кажется, что значение этого стиха заключается в том, что ты вообще не должен никого судить. Или: если ты не будешь никого судить, то и тебя никто (и в том числе Бог) не будет судить. Дорогие друзья, подобное понимание является огромным заблуждением! Почему? Во-первых, мы уже выяснили, что человек может и имеет право судить (рассуждать, анализировать, узнавать других по их плодам, различать добро и зло и так далее). Во-вторых, тот факт, что вы никого не будете судить или осуждать , не гарантирует, что другие люди не будут вас судить или осуждать. И, в-третьих, избежать Божьего суда у вас не получится никаким способом, даже если вы вообще закроетесь в катакомбе и не будете никого знать, видеть и осуждать.

Это только подтверждает, что данные слова ("Не судите, да не судимы будете") несут какую-то другую смысловую нагрузку, а не ту, которую мы привычно приписываем. Давайте прочитаем эти стихи в их контексте и выясним, о чём они говорят, как их стоит понимать и в каком случае использовать в своей речи.


1. "НЕ СУДИТЕ!" — то есть ПРОЩАЙТЕ.

Приведённые ниже два места Писания говорят о милосердии и прощении. Они напоминают человеку о том, что каждому из нас предстоит предстать на Суд Божий. И каждый из нас нуждается в Божьей милости и прощении. Почему же мы не хотим простить и отнестись с милостью к согрешающим против нас?
Лука 6:37-38 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».
Другими словами, эти стихи можно читать так: «Прощайте, и простится вам. Оказывайте милость, и вам будет оказана Богом милость».

2. "НЕ СУДИТЕ!" — то есть НЕ СУДИТЕ ЛИЦЕМЕРНО…

Матфея 7:1-5 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: 'дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». – Человеческий суд – лицемерный суд.

3. "НЕ СУДИТЕ!" — то есть НЕ СУДИТЕ ПРЕДВЗЯТО ("лицеприятно").

Мы уже прочитали стих из Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом». Контекст этого стиха: не будьте предвзятыми, не будьте лицеприятными (судите без лицеприятия, ибо лицеприятие есть грех):
Иакова 2:1-13 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.


Теперь, после того, что вы узнали о разнице между судом и осуждением, постарайтесь больше не укорять никого фразами, вырванными из библейского контекста. И всякий раз, когда хотите кому-либо сказать: "Не судите, да не судимы будете", задумайтесь: "А не осуждаю ли я своего ближнего этой фразой?".

В следующей части Нагорной проповеди Иисус вновь обращается к теме взаимоотношений между людьми и излагает правила, по которым Его последователи должны судить друг о друге:

Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7:1–5).

Текст тщательно выстроен и обладает композиционной цельностью, позволяющей легко запомнить его. В первой фразе многократно используются однокоренные слова: «суд» — «судить» — «судимы»; «мера» — «мерить». Три последующие фразы скреплены троекратным повторением слов «бревно», «сучок», «брат твой», шестикратным повторением слова «глаз». Переход от множественного числа второго лица в первой фразе к единственному числу второго лица в последующих фразах призван подчеркнуть наличие у поучения конкретного адресата: слушатель должен узнать себя в предложенном ему наставлении. Наконец, употребление слова «лицемер» в последней фразе имеет оценочный характер. Как мы помним, в большинстве случаев использования этого слова в прямой речи Иисуса оно указывало на фарисеев. Можно предположить, что и здесь практика фарисеев служит наглядным примером того, как не должен поступать последователь Иисуса.

Рассматриваемый текст имеет много параллелей в двух других синоптических Евангелиях. У Марка одно из поучений Иисуса, произнесенное из лодки, содержит следующий фрагмент: Замечайте, что слышите: какою мерою ме­рите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не име­ет, у того отнимется и то, что имеет (Мк. 4:24–25). Последняя фраза данного фрагмента присутствует и у Матфея, притом дважды: в поучении, произнесенном из лодки (Мф. 13:12), и — с незначительными модификациями — в притче о талантах (Мф. 25:29).

У Луки мы читаем расширенную версию поучения, включающую несколько фрагментов, которые находим у Матфея в других местах:

Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6:37–42).

Рассматриваемому нами фрагменту Нагорной проповеди в приведенном тексте Луки соответствует начало и конец. Первая заповедь расширена: человек призывается не только не судить, но и не осуждать и прощать. «Мера», о которой Иисус говорит в Нагорной проповеди, у Луки расшифровывается при помощи четырех определений: добрая, утрясенная, нагнетенная и переполненная (подразумевается зерно, которое отсыпают покупателю на рынке). Слова если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму у Матфея применены к фарисеям (Мф. 15:14). Фраза ученик не выше учителя у Матфея вправлена в поучение двенадцати апостолам после их избрания (Мф. 10:24). Три завершающие фразы у Луки текстуально почти идентичны словам из Нагорной проповеди.

Разночтения и вариации у Матфея и Луки ученые объясняют тем, что они работали с одним и тем же первоисточником, но по-разному использовали его. Мы бы могли, со своей стороны, предположить, что Иисус часто повторял одни и те же образы и формулы («ученик не выше учителя», «если слепой ведет слепого», «какой мерой мерите») в разных контекстах. Использование одних и тех же формул-рефренов было характерной чертой речи Иисуса, и у нас нет оснований подозревать наличие редактора во всех случаях, когда одна и та же формулировка встречается у двух или трех евангелистов в различных ситуациях.

Слова «не судите» отражают жизненную позицию Иисуса: Он никого не осуждал — ни мытарей, ни женщину-грешницу (Лк. 7:37–48), ни женщину, обвиненную в прелюбодеянии (Ин. 8:3–11). О Своей миссии на земле Иисус говорил: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы су­дить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:17). Единственная категория лиц, при упоминании о которых речь Иисуса приобретает оттенок осуждения, являются фарисеи: Иисус публично осуждал их нравы, обычаи, образ действий и образ мысли.

Сознательный отказ от осуждения грешников не означает, что Иисус потворствовал греху. Напротив, Он очень ясно называет вещи своими именами и во многих поучениях предостерегает слушателей от совершения тех или иных грехов. Но Он отделяет грех от грешника и Свою задачу видит не в том, чтобы осуждать людей, как это делали фарисеи (Лк. 18:11), а в том, чтобы их спасать, избавляя от рабства греху и открывая им путь в Царство Небесное.

Отказ от осуждения не отменяет перспективу Страшного суда, о которой Иисус напоминал неоднократно. За каждое злое дело человек получит воздаяние, а за добрые дела — награду: этот вывод вытекает из Его слов о Страшном суде (Мф. 25:31–46). Слова «да не судимы будете» указывают на ту же самую перспективу. Иисус устанавливает прямую взаимозависимость между тем, как человек судит других, и тем, как Бог будет судить его. Аналогичную взаимозависимость мы уже видели в словах: Ибо если вы будете прощать лю­дям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14–15).

Критерии, по которым человек судит других, будут применены к нему самому на Страшном суде. О том же говорит апостол Павел, почти буквально повторяя формулировки из речи Иисуса: Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на дела­ющих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избе­жишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) де­ лая то́же? (Рим. 2:1–3). Этот текст свидетельствует о том, что изречение Иисуса имело широкое хождение в среде ранних христиан еще до того, как было зафиксировано в синоптических Евангелиях.

Слова «да не судимы будете» могут быть поняты и в том смысле, что окружающие люди будут судить о человеке так, как он судит о других. Такому толкованию отчасти способствуют имперсональные формы употребленных в придаточных предложениях глаголов: «будете судимы» (κριθίσεσθε), «вам будут мерить» (μετρηθήσετε ὑμ‹ν). При таком понимании протягивается нить между данным изречением Иисуса и тем, что Он говорил ранее в Нагорной проповеди: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Ученики и последователи Иисуса живут не в изоляции от окружающего мира: они живут в мире и призваны быть светом мира (Мф. 5:14). Следовательно, высокую нравственную планку они должны ставить для самих себя, а не для окружающих.

Об этом говорят образы бревна и сучка. При их помощи Иисус обращает внимание на широко распространенный феномен: способность человека видеть недостатки других и неспособность видеть свои собственные пороки и грехи. Образы бревна и сучка также указывают на различную степень греховности: очень часто человек замечает несущественные недостатки в других, а в себе самом отказывается видеть тяжкие грехи, отлучающие его от Бога.

В контексте полемики Иисуса с фарисеями образы бревна и сучка выполняют ту же функцию, что и образы верблюда и комара в словах: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! (Мф. 23:24). Не случайно у Луки словам о бревне и сучке предшествует риторический вопрос: Может ли слепой водить слепого? (Лк. 6:39) Слепыми вождями, не способными отличить главное от второстепенного, Иисус называл фарисеев. О том, что именно их Он имел в виду в рассматриваемой части Нагорной проповеди, говорит Иоанн Златоуст:

Здесь, как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за какие-нибудь маловажные поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи 1 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 23, 1 (PG 57, 308). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 260. .

Необходимо помнить, что фарисеи, помимо учительной власти, обладали еще и властью судебной: из фарисеев по большей части состояли и верховный суд (синедрион), и местные суды (малые синедрионы). Саму судебную власть фарисеев Иисус не отрицал: Он оспаривал те критерии, по которым фарисеи выносили суд. Обращаясь к фарисеям, Иисус говорил: Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным (Ин. 7:24). В этих словах можно увидеть уточнение к тому, что сказано в Нагорной проповеди. Если в Нагорной проповеди слова «не судите» имеют форму универсального запрета, распространяющегося как на учеников Иисуса, так и на Его оппонентов (а среди Его слушателей могли быть и те и другие), то в беседе с фарисеями Иисус лишь указывает на ошибочность подхода фарисеев к исполнению своих судебных полномочий.

Выражение «судите судом праведным» является аллюзией на институт судейства, установленный еще законом Моисеевым: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коле­ нам твоим, чтоб они судили народ судом праведным (Втор. 16:18). Обращаясь к народу израильскому, Моисей говорит: И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческо­ го, ибо суд — дело Божие (Втор. 1:16–17). В течение достаточно долгого времени судьи обладали не только законодательной, но и исполнительной властью: именно они управляли еврейским государством после смерти Иисуса Навина вплоть до избрания первого израильского царя (этому периоду в жизни израильского народа посвящена библейская книга Судей).

Повторим: Иисус не оспаривал сам институт судейства, как не оспаривал и другие существовавшие в Его время и унаследованные из прошлого социальные институты. Людям необходим суд для того, чтобы в тех случаях, когда нарушена справедливость, она была восстановлена, когда совершено преступление, виновный был наказан. Но, во-первых, суд должны вершить те, кто имеет на это полномочия; во-вторых, суд должен быть праведным, то есть справедливым, непредвзятым; а в-третьих — и это главное, — никакая даже самая совершенная судебная система не сможет заставить человека отказаться от греховных поступков, реформировать его мышление. Начинать реформу нужно с самого себя: вот почему необходимо вынуть бревно из своего глаза, прежде чем приступать к изъятию сучка из глаза брата.

Как и в других случаях, Иисус здесь говорит прежде всего о повседневной жизни человека. Отношения преступника и судьи в контексте судебного процесса остаются за рамками Нагорной проповеди: о них Он не считает нужным говорить, как не считал нужным задерживаться на буквальном смысле заповеди «не убивай». Внимание слушателя все время выводится за пределы судебно-правовой сферы — в сферу межличностных отношений. Именно здесь — то пространство, в котором заповеди Иисуса обретают конкретный смысл. Он обращает внимание слушателей не столько на достоинства и недостатки человеческого суда, сколько на тот суд Божий, который в конечном итоге все расставит по своим местам. В свете этого суда отношения между людьми приобретают то особое качество, которое позволяет человеку в каждом другом человеке видеть брата и не судить его, а стараться прежде всего искоренить собственные недостатки и пороки.


В очередном выпуске своего шоу «Кофе с сестрой Вассой» инокиня Васса (Ларина) рассуждает о неделе до начала Великого Поста и о праведном Суде.

Здравствуйте, меня зовут сестра Васса.

Я очень рада, что мы опять с вами собрались, дорогие, здесь в нашей студии в Вене, в Австрии за чашкой кофе и мы на сей раз с вами поговорим очень серьезно, безо всяких глупостей, потому что мы дожили уже до Масленицы. То есть остается всего лишь одна неделя до начала Великого Поста и это воскресение в триоди постной называется неделей Мясопустной. В это воскресение, в последний раз до самой пасхи вкушается мясо, и мы вспоминаем особым образом Страшный Суд Божий. Так что мы слышим в чтениях и песнопениях этой недели много чего о страхе перед судом Божьем, о том, как страшен суд Бога. И современный человек может подумать, к чему весь этот страх. Вот, например, в Триоде постной самые первые стихиры: «Егда хощещи приити, суд праведный сотворити, Судие праведнейший».

«Мама, как ты дорогая, нет, ничего, у меня гости. Что? Еретик? Мама, не надо читать этого всего невежественного, ну и что, выпил кофе в аэропорту, мама, Господь выпил чашку воды с еретичкой самарянкой, и что от этого самарянином стал? Нет, конечно, да, я конечно знаю, мама, это все невежественное и нецерковное, не читай, хорошо? Да, не надо. Шоколадный, да, ванильный с привкусом, знаешь. Всё, мама, целую, с Богом».

Простите, дорогие, значит дальше читаем. Тут говорится о суде праведном: «…на престоле славы Твоея седяй, река огненная пред Твое судилище ужасающая влечет всех…» вот описывается, как страшно будет, когда будет Страшный Суд. Не уходите, сейчас будет очень утешительно и важно. В конце стихиры что говорится: «Тогда нас пощади, и части, Христе, сподоби спасаемых, яко благоутробен, верою молим Тя».

Так что стихира, вот эта молитва обращена ко Христу. Почему именно ко Христу? Потому что мы знаем из Евангелия от Иоанна, что Бог-Отец весь суд передал Сыну, как нам говорится в Евангелии от Иоанна: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Так что да, Спаситель, Распятый за нас, Который воплотился и знает хорошо наше человечество, именно Он будет нас судить, Он, о Нем мы исповедуем веру: «И паки Грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».

Вот сейчас мы вместе с вами подумаем и поговорим о том утешительном факте и светоносном факте можно сказать, что нас будет судить Христос и почему страх именно перед Его судом нас освобождает от всяких ложных страхов, от страха перед человеческим мнением, а также нас предостерегает и просвещает в том смысле, что мы освобождаемся от той ослепляющей тенденции впадать во всякие пересуды и неполезные осуждения других.

Заметим, сначала, дорогие, что есть только один праведный Судья – Христос, и его Суд нам приносит свет, нас просвещает. Он дает нам видеть наши согрешения, с одной стороны, и не осуждать ближних с другой стороны, о чем мы и просим в молитве Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего…» Так что Господь нам дает особый дар зрения, и освобождает нас от слепоты, осуждения ближних, о чем он сам говорит в 9 главе от Иоанна, в конце этой главы, после исцеления слепого.

Господь говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». И вот когда фарисеи это слышат, они стоят рядом, они сразу думают, что он говорит о них, и они сразу спрашивают его: «Неужели и мы слепы?» и Господь им отвечает: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха»; то есть, если бы они осознавали свою слепоту, что они не разбираются в таком Божьем суде над другими людьми, то над ними бы не было греха: «но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас.» Так что, Христос праведный судья освобождает нас от такой слепоты человеческого осуждения и пересудов, но есть и дьявольский суд, то есть попытки со стороны врага нашего спасения, постоянно обвинять в чем-то человека.

Имя «сатана» означает обвинитель, надо помнить, что в отличие от суда Божьего обвинения сатаны не приносят света, не приносят роста человеку или возрастания. Они наоборот тянут вниз и приводят нас в отчаяние. Такое же действие может иметь на нас и человеческое осуждение или наше осуждение других, может так разрушительно, а не конструктивно действовать на других. Например, всякие гадкие комментарии в блогах, которые мы иногда не задумываясь помещаем в соц. медиа, или осуждаем личность высокопоставленных людей, будь то в государстве или в церкви. Всё это может быть весьма разрушительно действует как на них, этих людей, так и на нас, потому что, осуждая именно людей, мы восхищаем Божий Суд.

Давайте подождем Божьего Суда, как нас учит это воскресение о страшном последнем суде и как пишет апостол Павел: «…не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке.» Так что не будем, дорогие, ослепляться ни осуждением близких, ни страхом перед человеческим мнением, ни нездоровой самокритикой, которую нам предлагает обвинитель, который не хочет, чтобы мы просвещались и росли во Христе. Так что займемся, хотя бы совсем немножко, но каждый день, чтением Слова Божьего, чтобы проникнуться Его светом, Его разумом и Его страхом. От всех прочих страхов мы освободимся, чтобы облегченно вступить и с открытыми глазами в наступающею весну Великого Поста.

Вот и всё на сегодня, дорогие, спасибо, что вы зашли и пили кофе или чай с сестрой Вассой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: