Технологии предоставления государственных и муниципальных услуг

Обновлено: 24.04.2024

Перечень востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг, порядок оказания каждой из которых должен быть приведен к единому общероссийскому стандарту с помощью установления единой формы на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и исключения дублирования такой формы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах в сети "Интернет" (далее - Перечень), предназначен для принятия решения о разработке и размещении на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) единых интерактивных форм государственных и муниципальных услуг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляющие указанные в Перечне услуги, вправе при размещении на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) соответствующих единых интерактивных форм, осуществить интеграцию своих информационных систем с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций).

Наименование государственной и муниципальной услуги

Подготовка и выдача разрешений на строительство

Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию

Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

Прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Назначение и выплата пособия на оплату проезда на общественном транспорте

Выдача охотничьих билетов единого федерального образца

Предоставление социальных пособий малоимущим гражданам

Назначение и выплата пособий гражданам, имеющим детей, в случаях, когда выплата таких пособий отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации или к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций

Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)

Прием заявок (запись) на прием к врачу

Предоставление информации о результатах государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Прием и выдача документов о государственной регистрации заключения брака

Прием и выдача документов о государственной регистрации расторжения брака

Прием и выдача документов о государственной регистрации рождения

Прием и выдача документов о государственной регистрации усыновления (удочерения)

Прием и выдача документов о государственной регистрации смерти

Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников

Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Назначение и выплата ежемесячного пособия многодетным семьям, воспитывающим трех и более одновременно родившихся детей

Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов

Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

Единые требования к порядку работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка заявлений на получение услуг в электронной форме

Уполномоченным на предоставление государственных и муниципальных услуг федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям (далее - уполномоченные органы) рекомендуется утвердить порядок работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка запросов на получение государственных и муниципальных услуг, который должен соответствовать следующим требованиям:

1. Сотрудники при предоставлении государственных или муниципальных услуг (далее - услуги) должны использовать программно-технические средства, обеспечивающие автоматизацию выполнения ими необходимых действий при предоставлении услуг (далее - ведомственная информационная система).

2. Каждой услуге должен соответствовать свой технологический процесс ее предоставления в ведомственной информационной системе, состоящий из этапов, соответствующих процедурам при предоставлении услуги (далее - технологический процесс предоставления услуги).

3. Технологический процесс предоставления услуги основывается на разрабатываемых технологических картах предоставления услуг с использованием ведомственных информационных систем и должен отражать все процедуры предоставления услуги.

4. В отношении каждой процедуры предоставления услуги определяются ответственные сотрудники органа или организации, обеспечивающие реализацию процедур и несущие ответственность за актуальность и достоверность сведений, внесенных ими в ведомственную информационную систему, в том числе за соответствие сведений, внесенных в информационную систему, сведениям, полученным в результате направления межведомственных и внутриведомственных запросов.

5. В ведомственной информационной системе должны фиксироваться все совершенные в отношении принятого заявления действия и все принятые при предоставлении услуги решения, а также храниться соответствующие сведения и документы (электронные копии документов), кроме случаев, когда такое хранение запрещено законодательством Российской Федерации.

6. Срок хранения в ведомственной информационной системе всех сведений (документов) о предоставлении услуги должен составлять не менее 10 лет, при этом указанный срок не должен быть менее срока действия результата услуги. При нарушении сроков процедур предоставления или сроков ответа на запросы ответственные сотрудники органа или организации должны обеспечить информирование руководителя соответствующего подразделения с использованием функционала ведомственных информационных систем.

7. Внесение сведений в ведомственную информационную систему ответственным сотрудником должно осуществляться незамедлительно по завершении соответствующей процедуры, а при невозможности незамедлительного внесения сведений - не позднее одного рабочего дня после завершения соответствующей процедуры, если иные сроки не установлены нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления услуги.

8. Действия сотрудников органа или организации, не соответствующие технологическому процессу предоставления услуги, либо действия без внесения соответствующих процедуре сведений в ведомственную информационную систему не считаются действиями сотрудников по предоставлению услуги.

9. В случае, если сведения внесены в ведомственную информационную систему в связи с получением запроса в электронной форме о предоставлении услуги, запрещается повторно запрашивать у заявителя предоставление таких сведений на бумажном носителе, в том числе повторное заполнение запроса о предоставлении услуги.

10. Для каждого этапа предоставления услуги устанавливаются соответствующие сроки, мониторинг исполнения которых должен быть предусмотрен в ведомственной информационной системе, а обязанность по контролю сроков должна быть возложена на руководителей соответствующих подразделений органа или организации.

11. Для каждого технологического процесса предоставления услуги должен быть установлен перечень межведомственных и внутриведомственных запросов в электронной форме, при этом в ведомственной информационной системе должны быть предусмотрены средства мониторинга сроков ответа на запрос.

Статья 19. Общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг

1. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.

2. Правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, требования к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, а также требования по обеспечению использования при идентификации и аутентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе единой системы идентификации и аутентификации устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае использования при идентификации и аутентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления также иных государственных информационных систем такие государственные информационные системы должны в установленном Правительством Российской Федерации порядке обеспечивать взаимодействие с единой системой идентификации и аутентификации, в том числе для обеспечения возможности санкционированного доступа к единому порталу государственных и муниципальных услуг с использованием региональной государственной информационной системы, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Технические стандарты и требования, включая требования к технологической совместимости информационных систем, требования к стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме при информационно-технологическом взаимодействии информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

4. Порядок и особенности присоединения и использования инфраструктуры, указанной в частях 1, 2 настоящей статьи, информационных систем иных организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 29.12.2017 N 479-ФЗ)


В статье рассматривается применение интернет-технологий при оказании государственных и муниципальных услуг. Показано, что в настоящее время, наиболее удовлетворяющим запросы населения является «Электронное правительство». Концепция «Электронного правительства» несомненно является инновацией в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Внедрение его в жизнь и применения на практике населением страны, выведет систему предоставления государственных и муниципальных услуг на новый качественный уровень, а работников учреждений заставит представлять эти услуги качественно и в предусмотренный сроки. В статье так же предоставляется система усовершенствования процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг посредством «Электронного правительства».

В настоящее время отечественные учреждения и организации активно внедряют и используют в своей деятельности информационные технологии. Персональные компьютеры находятся на рабочих столах государственных чиновников и руководителей государства. Депутаты Государственной думы Российской Федерации используют в ходе заседаний различные гаджеты, основанные на применении Интернет-технологий. Современный пользователь информационных технологий (ИТ) значительно отличается от пользователя даже пятилетней давности, когда внедрение той или иной технологии, как правило, инициировалось ИТ-руководством организации. Он сам выступает в качестве инициатора, способен на равных с ИТ-специалистами участвовать в выборе и обосновании ее необходимости.

В настоящее время важной задачей является создание порталов государственных служб и «электронных сообществ», способных обеспечить:

 преодоление препятствий, мешающих гражданину получить доступ к тому набору услуг, который предлагают государственные учреждения;

 решение проблемы доступа не только к информации о деятельности государственных органов, но и к их сервисам;

 набор Internet-услуг, предназначенных для того, чтобы местные органы власти и разные слои населения приобщались к средствам автоматизированных государственных служб.

Таким порталом является на сегодняшний день проект «Электронное Правительство».

«Электронное правительство» (англ. e-Government, более правильный перевод: «электронное государство») является способом предоставления информации, а так же оказания уже сформированного набора государственных услуг гражданам или бизнесу, а так же другим ветвям государственной власти, государственным чиновникам, в случае которого личное взаимодействие между государством и заявителем максимально минимизировано, а так же насколько это возможно используются информационные технологии [5].

Информационные технологии позволяют перейти органы государственного управления на более качественный уровень работы с народом. Создание и в дальнейшем функционирование единого информационного центра, обязательно будет способствовать быстрому, обоснованному и своевременному решению возникающих проблем, с которыми граждане чаще всего обращаются к чиновникам.

Каждый отправленный запрос, а также ответ конкретного чиновника сохраняется в единой базе для того, чтобы потом можно было установить и проверить обоснованность претензий сторон, если таковые будут.

После получения чиновником электронной заявки гражданина последнему отправляется электронное письмо-уведомление. Данное письмо содержит следующую информацию: идентификационный номер и Ф. И. О. чиновника; период времени, в течение которого он должен ответить на заявку; контактная информация соответствующего органа государственного управления.

Единый информационный центр контролирует сроки ответа чиновника и в случае их нарушения это отражается на рейтинге соответствующего чиновника, отдела, органа государственного управления и т. д., что в итоге влияет на рейтинг конкретного региона (области) и его руководителя.

В случае неудовлетворенности ответом данная заявка гражданина переходит на более высокий уровень ее рассмотрения, от чиновника, который ее рассматривал, к его начальнику и т. д.

При этом в случае несогласия с решениями чиновников на различных уровнях процедура повторяется. Окончательное решение может быть принято наивысшим уровнем государственного управления и/или путем судебного разбирательства. Благодаря данному алгоритму оценивается работа каждого чиновника, отдела, органа государственного управления.

Если более высокий уровень государственного управления разрешает проблему в пользу гражданина, а до этого последний получил отказ от чиновника, то в итоге данный чиновник и соответственно его отдел, орган государственного управления, в котором он работает и т. д. получает отрицательную оценку, тем самым программное обеспечение (алгоритм) автоматически уменьшает их рейтинг. В тоже время учитываются и положительные отзывы о работе отдельного чиновника и соответствующего органа государственного управления, что также влияет на рейтинг.

Рассмотрим, что входит в состав инфраструктуры «Электронного правительства». Основная работа по формированию «Электронного правительства» была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [3], в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры «Электронного правительства». В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры «Электронного правительства», в том числе:

 единый портал государственных и муниципальных услуг;

 единая система межведомственного электронного взаимодействия;

 национальная платформа распределенной обработки данных;

 единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

 информационная система головного удостоверяющего центра [4. c. 152].

Для обеспечения результативной и оперативной работы «Электронного правительства» недостаточно применение, например, высокомощных компьютеров, высокого уровня подготовки и добросовестности чиновников и др. Цепочкой поставки услуг населению необходимо управлять. При этом управление должно включать как комплексное планирование поставки, включая порядок работы и временные нормативы, так и контроль результатов, выявление недостатков и возможностей для совершенствования, а также проведение мероприятий по их реализации на практике обслуживания.

В цепочке поставки услуг «Электронного правительства» принимают участие различные ИТ-компании. Их взаимоотношения определяются соответствующими контрактами, определяющими требования к предоставляемым услугам. Временные нормативы определены даже для уровня «Физическое лицо или представитель бизнеса — Портал «Электронное правительство». Однако для уровня «Государственный служащий — Портал «Электронного правительства» требования к услугам портала, включая временные нормативы, на сегодняшний день не определены. Предоставления услуг осуществляется без применения каких-либо соглашений. Разработка таких соглашений возможна в рамках концепции ITSM.

Подходы, основанные на концепции ITSM, широко применяются на практике управления ИТ-услугами в отечественных и зарубежных компаниях и учреждениях.

Создание и развитие системы менеджмента услуг «Электронного правительства» Российской Федерации возможно на основе концепции ITSM (IT Service Management) — концепции управления ИТ-услугами.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014 № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4179
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)" // Собрание законодательства РФ. 2014, N 18 (часть II). Ст. 2159
  4. Венделева М. А. Информационные технологии управления: Учебное пособие для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2015.
  5. Малитиков Е. М. Электронное правительство — цивилизационная неизбежность // Федеральная газета. — 2009. — № 1. — С. 4–5

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, ITSM, Российская Федерация, услуга, чиновник, высокий уровень, единый информационный центр, соответствующий орган, управление ИТ-услугами, цепочка поставки услуг.

Похожие статьи

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале.

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение качества, качество, орган.

Технологические изменения в государственном управлении.

Башкортостан, Российская Федерация, информационное общество, услуга, Республика, государственное управление, государственная власть, электронный вид, показатель, Татарстан.

Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин, государственная власть, услуга, российская Федерация, Россия, деятельность органов, повышение эффективности.

Многофункциональные центры государственных.

многофункциональный центр, услуга, Российская Федерация, предоставление, Предоставление услуг, многофункциональный центр предоставления, Единый портал, административная реформа, государственное управление.

Информационная функция в системе функций государственного.

Информационная функция всистеме функций государственного управления. Саралинова Джамиля Сайдулаевна, кандидат

Методика и модель оценки качества государственных услуг, адаптированная к российской системе государственного управления.

Проблемы информационно-коммуникационного потенциала.

- локальный уровень. Системы ИТ-обеспечения государственных органов власти и управления можно разделить на такие

- негосударственная система, используемая с целью предоставления информационных услуг государственным органам управления и власти.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет, информационно-коммуникационные

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы, особенности и перспективы в России (на примере производителя и розничной сети).

Сервисы информационных систем | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): ITIL, система, информационная система, сервис, ITSM, сфера деятельности, услуга.

Управление ИТ-рисками при эксплуатации информационных систем.


В работе исследованы направления развития предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Подчеркивается, что использование данных средств в деятельности органов государственной власти направлено главным образом на усиление результативности механизма государственного управления с помощью информационной инфраструктуры, взаимодействие между государственными органами, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Выделено значение предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий в развитии взаимодействия государства и общества.

Ключевые слова : государственные услуги, правовое регулирование, цифровизация, электронное правительство, предоставление государственных услуг, получение государственных услуг в электронном виде.

The paper studies the directions of development of the provision of public services based on information and communication technologies. It is emphasized that the use of these funds in the activities of public authorities is aimed mainly at enhancing the effectiveness of the public administration mechanism with the help of information infrastructure, interaction between government bodies, the population and organizations within the framework of the provision of public services. The importance of the provision of public services based on information and communication technologies in the development of interaction between the state and society is highlighted.

Keywords : public services, legal regulation, digitalization, e-government, provision of public services, receipt of public services in electronic form.

Цифровые технологии активно внедряются в деятельность органов государственной власти, что предопределяется масштабным выстраиванием государством стратегических ориентиров на создание электронного правительства и переход на цифровые формы взаимодействия участников управленческих отношений. Цифровизация общественных отношений вызывает необходимость в изменениях управленческих приемов воздействия на них, а также тех инструментов, в соответствии с которыми определяется структура, процесс принятия и исполнения управленческих решений — административных процедур. В этом контексте актуально говорить о происходящей цифровой трансформации административно-процедурной деятельности органов государственного управления.

Важнейшим аспектом качества жизни граждан страны является возможность получения государственных и муниципальных услуг в достаточном объеме, своевременно, быстро и качественно, что сегодня не реализовано в Российской Федерации в полной мере. В этой связи проблематика цифровизации государственных и муниципальных услуг представляется крайне актуальной.

Государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций органа, предоставляющего государственную услугу, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [1].

Перевод государственных услуг в электронную форму является общемировой тенденцией развития электронных правительств развитых и развивающихся стран. Трансформация государственных услуг привела к цифровизации государственных функций, разработке и развитию электронных сервисов, а также переходу на новые принципы организации процесса предоставления государственных услуг, существенно расширив возможности охвата населения при одновременном сокращении сроков предоставления и упрощения процедур, что сказалось на снижении административных барьеров [7, с. 376].

Теоретические исследования подчеркивают значимость цифровизации государственного управления для повышения качества государственных услуг для граждан, а также повышения эффективности исполнения государственных функций в результате внедрения гибких моделей управления. Внедрение цифровых технологий способствует развитию гражданских механизмов участия и вовлечению граждан в процесс создания и оказания государственных услуг. Использование новых возможностей может изменить саму логику оказания государственных услуг и перейти от традиционной модели управления к сервисным моделям организации деятельности и учету индивидуальных потребностей граждан при взаимодействии с государством [3, с. 47].

Сегодня все виды государственных и муниципальных услуг отражены в Федеральном реестре на портале «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» [6], состоящем из 4-х разделов:

а) реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;

б) реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления;

г) справочная информация.

В настоящее время в реестры государственных и муниципальных услуг внесены сведения о более чем 220 тыс. услуг, отличающихся различными подходами к их квалификации в качестве услуг, а также наименованиями, что значительно осложняет возможности комплексного анализа и мониторинга их предоставления.

При применении информационно-коммуникационных средств в предоставлении госуслуг можно вести речь о существенном повышении эффективности работы государственных органов, что выражается в следующем:

— упрощение сбора, обработки, передачи и обмена различными информационными ресурсами, такими как данные, знания, информация, необходимая для выполнения различных процессов;

— предоставление доступа пользователям, уполномоченным на различные типы данных, независимо от физического места хранения данных;

— оптимизация процессов анализа и принятия решений руководителями различных уровней управления;

— повышение автоматизации процессов и ограничение (или устранение) роли человека в них;

— позволяет легко контролировать ход всего процесса и его отдельных элементов и этапов;

— упрощение внесения изменений в управленческий процесс;

— улучшение процессов межведомственного общения [8, с. 217].

Использование информационно-коммуникационных средств в предоставлении госуслуг является необходимым в целях оптимизации системы государственного управления, что позволяет повысить эффективность управления: оптимальное использование информационных технологий позволит повысить эффективность процессов государственного управления как на федеральном, так и на уровне субъектов. Кроме того, данные средства являются важнейшей сферой, обеспечивающей связь власти с народом.

В целом, межведомственное взаимодействие на основе информационного обеспечения, создание реестров государственных услуг, наличие межмуниципальных информационных систем и баз данных, свободный доступ общественности к информации о текущей деятельности органов власти и госуслугам, — все эти новации, основанные на информационном обеспечении, стали следствием формирования в стране инфраструктуры «электронного правительства» (или «компактного государства») — системы интерактивного общения государства и граждан при помощи информационно-коммуникационных технологий [4, с. 210].

В период сложной эпидемиологической обстановки использование систем информационного обеспечения приобретет особую значимость. В этой связи положительным представляется, что Российская Федерация в вопросе применения их имеет уже накопленный опыт. Кроме того, перевод большинства работников на дистанционный режим открыло новые резервы удаленного взаимодействия людей. Напротив, непосредственное обращение в органы по вопросам, которые объективно могут решаться дистанционно приводит к необоснованной потере времени, расходов на транспорт и т. д. Использование данных средств поспособствует избавлению от очередей, что влияет на снижение риска заражения как государственных служащих, так и населения в целом [2, с. 27].

Госуслуги — один из крупнейших проектов в данной области. Удобство сайта заключается в том, он содержит в себе информацию о порядке предоставления той или иной услуги. Кроме того, все услуги соотносятся с конкретным регионом Российской Федерации. Картотека сайта дает представление об услуге, информации о ее стоимости, сроках исполнения, документах, которые необходимо предоставить. В том случае, если предоставление услуги невозможно, информация о причинах такого отказа, возможности обжалования решения имеется в соответствующих разделах.

Стоит отметить, что в качестве положительных результатов внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в государственное управление следует рассматривать отсутствие больших очередей за справками, документами, пособиями и т. д.; экономия времени, средств, как со стороны граждан, так и служащих; удобство в виде перевода архива документов в электронный вид; борьба с коррупцией [5, с. 137].

С развитием информационного обеспечения государственного управления органы власти получили ряд новых инструментов социального управления:

— появилась возможность стимулировать население к более активному участию в решении вопросов социально-экономической повестки за счет реализации функции общественного контроля в режиме реального времени;

— открылись перспективы повышения качества работы органов власти (на основе сети офисов МФЦ и цифровых сервисов интернет-ресурсов);

— значительно упростилась задача текущего мониторинга информации для целей управления.

Таким образом, реформа системы государственного управления и реализация модели «Электронного правительства» сформировала потребность в организации предоставления госуслуг в новой электронной форме, что повлекло за собой необходимость перестройки существующей системы взаимодействия ведомственных организаций с гражданами и бизнес-сообществом, а также внедрения новых моделей межведомственного взаимодействия. Предоставление государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий способно повысить удовлетворенность граждан, снизить издержки общества при взаимодействии с государством, повысить надежность и безопасность информационных систем, технологическую независимость от иностранного оборудования. В целом применение информационно-коммуникационных средств в функционировании органов государственной власти обеспечивает результативное решение задач управления в целях высокого качества жизни населения на основе использования современных технических средств и информационных технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, государственное управление, Российская Федерация, информационное обеспечение, государственная власть, электронное правительство, государственная услуга, межведомственное взаимодействие, электронная форма, электронный вид.


В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и муниципальных услуг в цифровом формате.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, электронный вид, система межведомственного электронного взаимодействия, электронное правительство

Государственная программа «Информационное общество», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 послужила новым толчком для развития и совершенствования системы управления государством, повышения качества жизни населения и улучшению различных сфер жизнедеятельности общества.

Одной из целей указанной государственной программы является обеспечение исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронной форме, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг (реализации функций), а также — повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий. [1]

Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид — перспективное направление их модернизации, призванное повысить их доступность, снизить коррупционные риски и сократить временные и финансовые затраты государства и граждан. Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа. [2]

Перевод услуг в электронный вид состоит из множества этапов. Во-первых, должна быть оценена правовая перевода государственной услуги в электронный вид, а также, при необходимости, внесение в законодательство изменений в установленном порядке. После оценивается социальная и экономическая эффективность перевода государственной услуги в электронный вид, выявление возможных рисков и наличия технической возможности реализации услуги в электронном виде, изучается передовой опыт предоставления аналогичных услуг в электронном виде не только в других регионах России, но и зарубежный опыт. Подготавливается техническая документация и создается узкоспециализированное программное обеспечение. Производится тестирование и отладка сервиса (в этот этап, как правило, включают этап обучения специалистов регистрирующих органов, которые будут предоставлять эти услуги). Определяется пилотная зона эксплуатации сервиса. Лишь после всего этого осуществляется ввод в эксплуатацию сервиса. [3]

Одной из основных проблем при переводе государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются законодательные барьеры. Работа в данном направлении ведется. Принимаются поправки к уже принятым законам. Более того, устранение нормативных барьеров должно повысить ключевые показатели эффективности мероприятий в ходе мониторинга деятельности федеральных органов и регионов РФ.

Другой немаловажной проблемой является отсутствие единой методологии перевода услуг в электронный форму на федеральном уровне, что в свою очередь не позволяет сделать процесс оказания услуг более эффективным. Решением этой проблемы может стать внедрение системы подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид с соответствующей методическими рекомендациями.

Стоит отметить, что сегодня, те услуги, которые в настоящее время представлены на Едином портале государственных и муниципальных услуг не оказываются без личного присутствия либо полностью дистанционно, т. е. не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова те, что оказываются, являются информационными сервисами.

Еще одна проблема обусловлена консервативным мышлением населения государства, это неготовность граждан к электронному правительству, в том числе, сотрудников органов власти. Данная проблема касается и сотрудников органов публичной власти, а именно это желание работать не со сведениями (из государственных информационных систем, заверенных электронной цифровой подписью), а с бумагами.

Также немаловажной проблемой являются процессы межведомственного запроса в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, поскольку эффективность и доступность государственных и муниципальных услуг напрямую зависит от уровня межведомственного взаимодействия.

Некоторые органы государственной власти до сих пор не разработали единые формы и образцы документов, в которых содержаться сведения, необходимые для оказания услуги. Это, в свою очередь, приводит к тому, что информация, полученная в рамках межведомственного взаимодействия, противоречит действующим нормативно-правовым документам.

Механизм предоставления государственных услуг в электронной форме представляет собой непосредственное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации указанной функции органом государственной власти и именно такой подход способствует обработке запросов в автоматизированном виде в процедуре предоставления государственных и муниципальных услуг. В этой связи необходимо проведение скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти как на всех федеральном, так и на региональном уровне.

В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия определить стандарты работы региональных порталов, единого портала государственных и муниципальных услуг и официальных порталов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при их непосредственном взаимодействии; подготовить нормативную правовую базу, которая бы содержала унифицированные требования к форме и содержанию данных в справочных системах и реестрах органов власти с целью обмена такими данными в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; установить на федеральном уровне единые требования к системам электронного документооборота.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный вид, услуга, государственная власть, межведомственное электронное взаимодействие, рамка системы, электронная форма, государственная услуга, единый портал, межведомственное взаимодействие, Российская Федерация.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: