Что такое частный суд

Обновлено: 26.04.2024

Архимандрит Амвросий.
"После Страшного Суда Господом все уже окончательно будет определено и молитвы за усопших будут не нужны. Они им нужны сейчас. После смерти душа, вышедшая из тела, предстает пред Господом на частный суд для определения ее участи. "
Архимандриту, конечно, виднее, но всё-таки хотелось чуть подробнее, особенно интересует, на какой библейский стих опирается данный тезис. Прочитал всю Библию, но кроме Страшного Суда никаких частных судов не нашёл. Но попы же врать не будут.
Кто в теме - просветите.

Что за глупости - душа выходит из тела, он наверное египетской мистики начитался? Душа - это и есть один человек, проще это количественное соотношение! Мертвые ни в чем не нуждаются, только в сохранении их завещанного, чтобы так оное и было! Суд давно всему уже дан, потому каждый если подпадает под осуждения, уже осуждается, даже если такого не поймают, он от себя не убежит!

При соединении духа и плоти образуется душа, которая после смерти плоти или умирает или (если при жизни соединится с духом) соединяется через Христа с Богом и живет вечно в Боге.

Виктор Тушин Искусственный Интеллект (328185) Это ваша теория? Душа - это один человек! Сколько душ, столько и численность людей, а есть еще мертвые души, но это у Гоголя можете прочесть.

Частный суд происходит после смерти. Душа когда выйдет из тела нужно как то ей определиться, где находится. Об этом говорит Христос в притче о богаче и лазаре (Лук 16:19-31).Тогда все люди сходили в ад но праведники там не мучились. После воскресения Христос сошел во ад и вывел от туда всех праведников. И ввел в царствие Небесное. И теперь праведники идут туда а грешники в ад до Страшного Суда.

Прочитал притчу, ни разу не встретил там словосочетания "частный суд". Кстати, из Ваших слов тоже этого никак не следует.

Если вас правда интересует этот вопрос то ищите ответ не здесь, а на православных сайтах, здесь отвечают в основном недалекие люди. А если в двух словах то частный суд это посмертное определение души человека в ее склонности к чистому и светлому либо к развращенному и искаженному состоянию (т. е. ко греху) и от этого душа человека сама делает выбор в чем ей прибывать в адских мучениях или райском блаженстве. Но надо понимать что ад это не черти со сковородками, а рай не прогулки по облакам, а это есть состояние души человека. Сказочное представление бесов с вилами взято из произведения Данте Алигьере в произведении "Божественная комедия".На самом деле это большой и глубокий вопрос, об этом написаны целые труды мудрейших св. отцов.

Кирилл Заболотнев Знаток (288) Если быть чуточку точнее, то после смерти у человека обостряются все его качества как "светлые" так и "темные". Например, человеку необходимо питаться и в этом нет ничего предосудительного, но чрезмерное употребление пищи является грехом, т.е. искажением его естественной потребности и это искажение является проявлением его внутренних качеств. Человеку свойственно совершать ошибки, грехопадения в силу его духовной слабости и недоразвитости. Весь смысл заключается в том, чтобы человек осознал, что чревоугодие и т.д. это плохо и возжелал избавиться от этой напасти, он побуждает себя на борьбу со грехом начинает контролировать себя, воздерживаться, поститься, меняет свою жизнь . и вот после смерти его внутренние качества обостряются в наивысшей степени и он "испытуется" своей совестью, к чему тяготеет его душа? к искажению ((обжорству) и стремится так провести вечность в адском желании) или к нормальному состоянию и его душа переполняется всей полнотой радости т.е. раем.

На самом деле это не совсем так. В Священном писании как и в Св. придании есть ответ на этот вопрос. Дело в том, что основная масса книг Св. писания написана в иносказательном смысле для наибольшего понимания «простыми» людьми. Надо понимать, что мы, будучи духовно незрелы, часто судим о вещах недоступных для нашего понимания и от этого делаем неверные выводы. Таким образом, чтобы понять Св. писание лучше читать его с толкованием, например блаженного Феофилакта Болгарского или Св.Иоанна Златоуста. Что касается Суда, надо понимать, что человека никто не судит: ни Бог, ни Ангелы, никакое другое лицо, но только сам человек определяет свою склонность к той или иной стороне. Если вас интересуют более правильные и развернутые ответы на вопросы данной тематики, Вам лучше послушать лекции профессора Алексея Ильича Осипова.

Ча́стный Суд — Суд Божий над душой чело­века, совер­ша­е­мый после его смерти, пред­ва­ря­ю­щий окон­ча­тель­ное опре­де­ле­ние его участи на Страш­ном Суде.

Какова была посмерт­ная участь людей во вре­мена Вет­хого Завета?

В дохри­сти­ан­ские вре­мена душа каж­дого умер­шего чело­века неиз­бежно ока­зы­ва­лась в аду. Ад пред­став­лял собой глу­бо­чай­шую замкну­тую про­пасть, рас­по­ло­жен­ную в недрах земли, и вклю­чал в себя мно­же­ство обособ­лен­ных мест ( Еф. 4:9 ). Разным местам пре­ис­под­ней, или разным тем­ни­цам, соот­вет­ство­вали разные уровни гре­хов­но­сти зато­чён­ных там душ. Среди адовых темниц выде­ля­лись более воз­вы­шен­ные и более низ­мен­ные. Послед­ние пред­на­зна­ча­лись для злост­ных нече­стив­цев ( Иез. 32:23 ) (см. подроб­нее: Рай и ад: два места или два состо­я­ния? ).

Эти тем­ницы насе­ля­лись чело­ве­че­скими душами не по лич­ному про­из­волу, а согласно Божьему реше­нию или Суду: «У Меня отмще­ние и воз­да­я­ние» ( Втор.32:35 ).

Так, о греш­ни­ках сооб­ща­лось, что «как овец, заклю­чат их в пре­ис­под­нюю, смерть будет пасти их» ( Пс.48:15 ). А о пра­вед­ни­ках гово­ри­лось: «души пра­вед­ных в руке Божией, и муче­ние не кос­нется их» ( Прем.3:1 ).

В реа­ли­за­ции опре­де­ле­ний Божьего Суда участ­во­вали добрые ангелы и злые духи. Поло­жим, о пра­вед­ном Лазаре сооб­ща­ется: «Умер нищий и отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» ( Лк. 16:22 ). А о безум­ном зем­ле­вла­дельце заме­чено: «Бог сказал ему: безум­ный! в сию же ночь душу твою возь­мут у тебя» ( Лк. 12:20 ). «Взять» и похи­тить чело­ве­че­скую душу — харак­терно для демо­нов. «Гос­поди, Боже мой! — взывал псал­мо­пе­вец… — Да не похи­тит он, как лев, душу мою, когда нет изба­ви­теля и спа­си­теля» ( Пс. 7:1-2 ).

О раз­ли­чии мест посмерт­ного пре­бы­ва­ния пра­вед­ни­ков и без­за­кон­ни­ков рас­ска­зы­ва­ется в притче о бога­том и Лазаре ( Лк. 16:22-23 ). Внут­рен­нее состо­я­ние греш­ни­ков отме­чено там как крайне тяжё­лое и мучи­тель­ное. Кроме того, в притче при­во­дятся слова Авра­ама о невоз­мож­но­сти сво­бод­ного пере­дви­же­ния пра­вед­ни­ков ко греш­ни­кам и наобо­рот: «между нами и вами утвер­ждена вели­кая про­пасть, так что хотя­щие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не пере­хо­дят» ( Лк. 16:26 ).

Что изме­ни­лось с При­ше­ствием Христа?

В резуль­тате Искуп­ле­ния чело­века Сыном Божьим ад пере­стал быть един­ствен­ным, без­аль­тер­на­тив­ным посмерт­ным при­ста­ни­щем душ. Через Подвиг Христа чело­веку открылся вход в Цар­ство Небес­ное. Воз­мож­ность пере­се­ле­ния в Горнее Цар­ство даро­вана всем. Однако реа­ли­зу­е­мость этой воз­мож­но­сти зави­сит от того, насколько жизнь чело­века соот­вет­ствует жизни Христа.

Святые, при­над­ле­жав­шие к ранней Церкви, не имели и тени сомне­ния в том, что душа пра­вед­ного чело­века, по смерти, попа­дает на Небеса. «Ибо знаем, — учил апо­стол Павел — что, когда земной наш дом, эта хижина, раз­ру­шится, мы имеем от Бога жилище на небе­сах, дом неру­ко­тво­рен­ный, вечный» ( 2Кор. 5:1 ). Хижина, в этом стихе, озна­чает брен­ное тело, а дом неру­ко­тво­рен­ный и вечный — дом Отца ( Ин. 14:2 ).

О том, что Небес­ных оби­те­лей дости­гает не каждый, известно из слов Иску­пи­теля: «Не всякий, гово­ря­щий Мне: “Гос­поди! Гос­поди!”, войдет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­ного» ( Мф. 7:21 ); «если пра­вед­ность ваша не пре­взой­дет пра­вед­но­сти книж­ни­ков и фари­сеев, то вы не вой­дете в Цар­ство Небес­ное» ( Мф. 5:20 ).

Нече­сти­вые души, отде­лив­шись от тела, попа­дают в геенну, во ад. «И если соблаз­няет тебя рука твоя, — настав­лял Иску­пи­тель, — отсеки ее; лучше тебе увеч­ному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неуга­си­мый»( Мк. 9:43 ). Он также сви­де­тель­ство­вал: «Кто не пре­бу­дет во Мне, изверг­нется вон, как ветвь, и засох­нет; а такие ветви соби­рают и бро­сают в огонь» ( Ин. 15:6 ).

Как в вет­хо­за­вет­ный, так и в ново­за­вет­ный период посмерт­ное опре­де­ле­ние участи души, в соот­вет­ствии с обе­то­ва­нием — «Я воздам» ( Рим.12:19 ), — про­из­во­дится Божьим Судом: «чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» ( Евр.9:27 ).

Ярким, выра­зи­тель­ным при­ме­ром подоб­ного Суда служат слова Сына Божия, адре­со­ван­ные бла­го­ра­зум­ному раз­бой­нику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Правда, в силу исклю­чи­тель­ных обсто­я­тельств, Божье реше­ние о посмерт­ной судьбе было открыто раз­бой­нику при­жиз­ненно.

Почему Част­ный Суд име­ну­ется Част­ным?

  1. В отли­чие от буду­щего Страш­ного Суда он совер­ша­ется отно­си­тельно души, а не отно­си­тель­ного цель­ного чело­века.
  2. В отли­чие от Все­об­щего Страш­ного Суда он осу­ществ­ля­ется част­ным обра­зом, при част­ных обсто­я­тель­ствах.
  3. В отли­чие от буду­щего Страш­ного Суда Част­ный Суд не явля­ется окон­ча­тель­ным. Души, при­об­щен­ные к Цар­ству Небес­ному, уже не отпа­дут от Творца; после Страш­ного Суда их бла­жен­ство будет более полным. Что же каса­ется греш­ни­ков, их участь может быть улуч­шена по молит­вам Церкви; на Страш­ном Суде, мило­стью Божьей они могут быть при­чис­лены к Цар­ству святых.

Как про­ис­хо­дит Част­ный Суд?

1) После смерти чело­века отде­лив­ша­яся от тела душа пред­стаёт перед анге­лами: доб­рыми ( Лк. 16:22 ) и злыми ( Лк. 12:20 ). Затем ей над­ле­жит испы­та­ние — про­хож­де­ние мытарств, где особые демоны — лютые и сви­ре­пые мыт­ники, — желая удер­жать вос­хо­дя­щую душу в соб­ствен­ной власти, взыс­ки­вают с неё за все её грехи. На каждом мытар­стве вос­тре­бу­ются опре­де­лен­ные виды грехов, и каждое мытар­ство, в зави­си­мо­сти от сте­пени винов­но­сти души, может слу­жить более или менее дей­ствен­ным пре­пят­ствием для её вос­хож­де­ния на Небо. Добрые ангелы сопро­вож­дают тер­за­е­мую душу, высту­пая в роли заступ­ни­ков и вспо­ми­ная всё доброе. Это про­ис­хо­дит под оком Выс­шего и Непод­куп­ного Судьи. В зави­си­мо­сти от того, насколько испы­ту­е­мая душа ока­зы­ва­ется пра­вед­ной или греш­ной, реша­ется её даль­ней­шая судьба.

Счи­та­ется, что в ряде слу­чаев ангелы бес­пре­пят­ственно воз­но­сят души на Небо. А душу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, как сле­дует из Пре­да­ния, вос­при­нял Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Вопреки голо­слов­ному обви­не­нию, что учение о мытар­ствах — плод жела­ния экзаль­ти­ро­ван­ных про­по­вед­ни­ков выдать меч­та­тель­ное за дей­стви­тель­ное, основу учения о мытар­ствах состав­ляют не вооб­ра­жа­е­мые, а биб­лей­ские тексты. Фор­ми­ро­ва­ние же этого учения про­ис­хо­дило под вли­я­нием откро­ве­ний святым.

Так, сатана прямо назван в Писа­нии князем, гос­под­ству­ю­щим в воз­духе, то есть в той самой обла­сти над­зем­ного про­стран­ства, через кото­рую воз­но­сятся души ( Еф. 2:2 ). О жела­нии демо­нов хва­тать и губить чело­ве­че­ские души сооб­ща­ется через упо­доб­ле­ние ада живому суще­ству, огром­ной рази­ну­той пасти, ищущей кого погло­тить ( Ис. 5:13-14 ). Кроме того, ука­за­нием на уча­стие демо­нов, да и самого диа­вола в улов­ле­нии и истя­за­нии душ, для отцов Церкви слу­жили слова: «под­сте­ре­гает в пота­ен­ном месте, как лев в лого­вище; под­сте­ре­гает в засаде, чтобы схва­тить бед­ного; хва­тает бед­ного, увле­кая в сети свои»( Пс. 9:30 ). Нако­нец, вспом­ним, что и Сам Гос­подь, чув­ствуя при­бли­же­ние смерт­ного часа, пове­дал уче­ни­кам: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ).

Важ­ней­шим биб­лей­ским сви­де­тель­ством об уча­стии добрых анге­лов в деле посмерт­ного сопро­вож­де­ния душ служит притча о бога­том и Лазаре ( Лк.16:22 ), а также более общие ука­за­ния о помощи анге­лов людям: «Не все ли они суть слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние?» ( Евр. 1:14 ).

Сам прин­цип посмерт­ного испы­та­ния души соот­вет­ствует духу Еван­гель­ского Бла­го­ве­стия: «Не обма­ны­вай­тесь: Бог пору­гаем не бывает. Что посеет чело­век, то и пожнет» ( Гал. 5:7–8 ).

2) Иногда под Част­ным Судом под­ра­зу­ме­ва­ется то Боже­ствен­ное реше­ние, кото­рое выно­сится непо­сред­ственно после хож­де­ния души по мытар­ствам. А иногда и само про­хож­де­ние мытарств вклю­ча­ется в объём поня­тия «Част­ный Суд».

Так, свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский сви­де­тель­ство­вал, что на мытар­ствах душа обна­ру­жи­вает все свои досто­ин­ства и недо­статки. Опре­де­ле­ние же её участи как раз и фор­ми­ру­ется в про­цессе про­хож­де­ния мытарств. Окон­ча­тель­ное реше­ние этого вопроса явля­ется лишь итогом про­хож­де­ния мытарств (см.: Слово о исходе души и Страш­ном Суде ).

Анто­ний Вели­кий и вовсе созер­цал Част­ный Суд под сим­во­лом духов­ной борьбы. Он видел, как огром­ный вели­кан, высо­той до небес пре­граж­дал путь воз­но­ся­щимся душам руками. Ему помо­гали кры­ла­тые демоны. При этом одни души успешно избе­гали удер­жа­ния, другие же, не сумев его пре­одо­леть, падали вниз, чем вызы­вали радость гиганта (см.: Житие преп. Анто­ния Вели­кого).

Пре­по­доб­ный Мака­рий Алек­сан­дрий­ский, опи­ра­ясь на откро­ве­ние ангела, свя­зы­вал учение о посмерт­ном испы­та­нии душ с посе­ще­нием каждой душой рай­ских садов и адских темниц. По его утвер­жде­нию, отде­лив­шись от тела, душа пер­во­на­чально пре­бы­вает на земле. Затем, на третий день, она воз­во­дится на покло­не­ние Богу. Потом, до девя­того дня ей дано видеть кра­соты Небес­ного Рая, а в девя­тый день она вновь пред­стает перед Вла­ды­кой. После этого, вплоть до соро­ко­вого дня, душа пре­бы­вает в адских глу­би­нах. Затем — Суд (см.: Извле­че­ние из слова об исходе душ пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков).

Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно видеть место для частного суда. А как знаем из слова Божия, в воздушном пространстве вращаются злые духи. Следовательно, душа, стремящаяся в небесное отечество, встречается со злыми духами. Святой Афанасий Великий и говорит о воздушном пространстве в этом именно смысле, равно как приводит здесь слова апостола Павла о служителях князя власти воздушные. Бесы препятствуют душе достигнуть того места (т. е. неба), которого сами лишились и в котором сами не надеются быть более. Какое право они имеют останавливать душу? То же самое, в силу которого являлись к грешнику при разлучении души его от тела, т. е. что грешник совершал одинаковые с ними дела, следовательно, должен пойти в одно с ними место, подвергнуться одинаковой с ними участи. Они готовы сказать в это время надушу все (как и слышали их святые Божий говорящими в минуты своих особенных видений), например, «эта душа наша; до самой смерти она грешила, осквернялась не только естественными, но и сверхъестественными грехами; к тому же она осуждала ближнего, а что всего хуже – умерла без покаяния». По крайней мере, «свободный ли доступ бесы дают душам праведным?» Нельзя сказать и этого; потому что одни из праведников вначале также были тяжкими грешниками, а другие с добрыми своими делами соединяли также дела грешные. А злые духи радуются только о неправде, радоваться же о истине не способны. Им был бы только повод, к чему сделать притязание, чем бы обвинить душу. Антоний Великий говорит о собственно душе, которую видел отделившеюся от тела и возносимою на небо. Бесы усиливались выставить грехи, которые он допустил от самого рождения. Но напрасно было их усилие, потому что грехи юных лет преподобный давно очистил покаянием и строгим подвижничеством. После этого они прямо слагали на него небывалые грехи [43]. И святой Кирилл Иерусалимский учит: «Особенно неким образом (дьявол) истязует душу, представляя и исчисляя все грехи и беззакония, сделанные нами делом, словом, в ведении и неведении, от юности до дня кончины, когда душа вземлется на суд Божий [44]. Все эти нападения бесов на душу согласны с учением слова Божия, потому что «день лют», которого мы должны опасаться со стороны их (примите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют) [45], по мнению толковников [46], относится также и к частному суду. Брань христианской души с духами злыми бывает в это время, так сказать, лицом к лицу, и душа может защитить себя только лишь запасным всеоружием, т. е. обилием добрых дел.

«Одни злые духи встречают в воздушном пространстве, как бы в своей области, души мертвецов, стараясь затем обвинить эти души, или же нет?» Нет, в свою очередь и св. ангелы сходят с неба к этим душам, чтобы сопутствовать им и защитить их от клевет бесовских. О Лазаре-нищем сказано прямо, что, когда он умер, ангелы понесли его душу в рай [47]. И если ангелы (как известно) являются к праведным душам в минуты разлучения их от тел: не тем ли более надобно ожидать, что они окажут свою помощь этим душам во время тайного суда над ними? Церковь выражает свое верование на сей раз во множестве своих молите: «Ко ангелом очи возводящи бездельно молится, к человеком руце простирающи, не имать помогающего» [48]. Так и св. угодники, молясь перед смертью своею против напастей со стороны духов злых, которые предвидели для себя на суде тотчас после смерти, просили Бога, чтоб Он не оставил их в это время своею зашитою чрез ангелов [49]. Св. Златоуст учит: «Тогда нужны нам… многие помощники…, великое заступление от ангелов при шествии чрез воздушное пространство». Тот же вселенский учитель говорит от лица умерших младенцев: «Мы имели благонадежных руководителей: руководившие нас ангелы возрадовались» [50] Св. Кирилл александрийский еще учит: «Небесные силы стоят против чистых духов и приносят добрые деяния души… между добрыми и злыми ангелами стоит душа в страхе и трепете… смотря (на духов злых) она смущается, приходит в волнение, мечется, старается укрыться, чтобы не видеть их, к ангелам Божиим» [51].

Сколько известно в «Четиях-Минеях» откровений, которыми ясно доказывается сопребывание душам на суде св. ангелов! Так, в жизни того же Антония Великого говорится, что, когда бесы клеветали на его душу вслед за смертью, ангелы останавливали клеветников. Св. Нифонт поставляет на вид прение ангелов с духами злыми из-за душ судимых. Именно: злые духи, обвиняя одного мертвеца, говорили, что этот мертвец тяжко грешил на земле дай умер без покаяния. Ангелы же ответили: «Не поверим ни вам, ни отцу вашему – сатане, доколе не спросим ангела-хранителя этой души». Ангел-хранитель сказал: «Точно, много согрешил этот человек, но только что сделался болен, начал плакать и исповедывать свои грехи [52].

«Долго ли продолжается над душою послесмертный суд?» Сорок дней [53], как верует православная церковь. Особо этот суд начинается для каждой души, особо же и следует до самого конца, потому что каждый человек умирает в свое определенное время. Некрещеные же люди прямо (без суда) поступают во власть дьявола [54].

Наконец, «чем оканчивается этот суд?» Ту душу, которая устоит на нем, встречает множество св. ангелов. Так, св. Нифонт видел, что ангелы выходили из врат небесных навстречу к одной праведной душе и, приветствуя эту душу, прославляли Бога, который не предал её в руки врагов. Богоносные отцы открывают нам: «Если душа окажется по благочестивой жизни достойною… то принимают её ангелы Божий, и уже без печали совершает она свое шествие, имея спутниками святые силы [55]; если победят её дела, ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут её с веселием пред лице Божие: в тот час она забывает все, принадлежащее к земной жизни, и все понесенные ею труды»: и еще: «когда это совершилось (то есть, когда душа достигла до неба), руководившие нас ангелы возрадовались: они начали лобызать нас» [56]. Что же до душ грешных, то и эти души вначале сопровождаются ангелами. Но в последующем пути своем они решительно задерживаются и затем по насилию от бесов бывают низводимы в ад. Так, тот же преподобный Нифонт видел низведенным в ад человека, который был и блудником, и волшебником, и грабителем, наконец, – и умер без покаяния. «Если какая душа окажется жившей в небрежении и распутстве (говорит егв. Кирилл александрийский), св. ангелы оставляют ее, и она подвергается власти мрачных демонов».

Когда же обе стороны для судимой души будут в равновесии, т. е. когда и ангелы представят добрые дела её к оправданию, и злые духи припомнят столько же грехов её к осуждению, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется недостаток добрых дел против преобладающего количества злых (см. брош. прот. Е. Попова: «Суд Божий над человеком вслед за смертию его»).

Частный суд

Частный суд Земная жизнь каждого человека оканчивается смертью: «о Адаме вси умирают» (1 Кор. 15, 22). Но ни одна жизнь человеческая не остается без следа. «Как в картине есть один господственный цвет и в аккорде — господственный тон, так жизнь каждого носит с, который ясно

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека.

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека. Частный суд, как учит православная Церковь, бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61).

§ 175. Частный суд

§ 175. Частный суд Телесной смертью оканчивается для человека время подвигов и начинается время воздаяния. Вслед за смертью Бог совершает Свой праведный суд, называемый, в отличие от последнего и всеобщего суда, судом частным, на котором назначает загробную участь душам

Кругооборот душ общий и частный

Кругооборот душ общий и частный Вопрос: С одной стороны, говорится, что в результате кругооборота душа (наверное, зародыш, ведь души-то у человека еще нет) «набирается» страданий. Однако, с другой стороны, в каждый момент времени душа в человеке меняется, т.е. нельзя

Как это происходит

Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета– Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто знает,

Как происходит Причащение

Как происходит Причащение Итак, исповедались.Бережем себя от любого греха – хотя бы до утра стараемся не нагрешить наново.Дома нужно прочитать «Правило к Святому Причащению». Оно есть в молитвословах. В составе правила: • Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу

Как это происходит

Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета – Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто

Как происходит обручение

Как происходит обручение Жених и невеста по окончании литургии встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест

ЧТО ЖЕ С НАМИ ПРОИСХОДИТ?

ЧТО ЖЕ С НАМИ ПРОИСХОДИТ? Духовность — основа существования человека, главная составляющая его жизни. Ошибаются думающие, что это абстрактная отвлеченность, которая может быть, а может и не быть. Само понятие «бездуховный человек» неверно, ибо человек всегда духовен, вот

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон.

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон. Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении частных вопросов исторической литургики, одним из которых является вопрос о происхождении Иерусалимского типикона. В данном случае следует

3. Как происходит частный суд?

3. Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

1.2. Частный суд

1.2. Частный суд Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине

6. Частный суд

6. Частный суд В православном догматическом богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями

XXI. Святая Всемогущая Воля. Почему Все Происходит так, как Происходит и тогда, когда Происходит

XXI. Святая Всемогущая Воля. Почему Все Происходит так, как Происходит и тогда, когда Происходит МИРДАД: Как странно, что вы, дети Пространства и Времени, все никак не осознаете, что Время — это всеобщая память, записанная на скрижалях Пространства.Если даже вы, ограниченные

Телесной смертью оканчивается для человека время подвигов и начинается время воздаяния. Вслед за смертью Бог совершает Свой праведный суд, называемый, в отличие от последнего и всеобщего суда, судом частным, на котором назначает загробную участь душам умерших.

Действительность этого суда предполагается учением Писания ? различии участи праведников и грешников до времени всеобщего воскресения мертвых. Но находятся в Писании и прямые указания на этот суд. Так, сын Сирахов говорит: удобно есть пред Богом в день смерти воздати человеку по делом его,… (ибо) в скончании человека открытие дел его (Сир 11, 26–27). И. Христос засвидетельствовал действительность частного суда в притче ? богатом и Лазаре (Лк 16, 19–31). Блаженное состояние по смерти души Лазаря и мучительное — души богача предполагают действие Божие, которое решает участь каждого человека умершего, соответственно его нравственному состоянию. Ап. Павел говорит: лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр 9, 27), очевидно, непосредственно следующий за смертью человека.

Как происходит частный суд? Писание не говорит об этом. Возможно несколько уяснить себе это, рассмотрев идею суда в применении ее к Богу. Суд имеет две стороны: исследование правоты или виновности судимого и произнесение над ним приговора. Но когда суд совершается всеведущим Богом, для Которого нравственное состояние человека всегда открыто, то первую сторону суда должно понимать в смысле приведения души к сознанию своего нравственного состояния. Это состояние для собственного сознания человека открывается через посредство совести. Совесть судит действия человека и в настоящей жизни. По смерти же, по совлечении одежды тела, пред оком всевидящего Бога, без сомнения, еще яснее и неподкупнее станет голос совести, судящий весь пройденный путь жизни. Через ее посредство на частном суде душа и может быть приведена Богом к сознанию своего нравственного состояния. Точно также и произнесение приговора Существом всемогущим нельзя понимать в смысле объявления душе судейского решения. Изволение Божие есть вместе и действие Его воли, а потому решение всемогущего Судии есть вместе и ? блаженствование души или отвержение ее от царства вечной жизни.

Трудно человеку представить такой, отрешенный от всех формальностей человеческого судопроизводства, суд Божий над душами непосредственно по смерти тела. Поэтому с давних пор явилось среди христиан стремление к образному представлению способа совершения частного суда. Это выразилось в сказаниях ? мытарствах. Сущность этих сказаний состоит в том, что душа по разлучении от тела должна пройти в воздушных пространствах на пути в небесное царство несколько мытарств (. ) или судебно испытательных отделений (застав), охраняемых злыми духами — мытарями. Здесь падшие духи обличают душу в различных грехах и не прежде пропускают далее, чем сопровождающие душу ангелы докажут чистоту души от названных грехов, или выставят со своей стороны заглаживающие их совершенные душою подвиги добра. При прохождении мытарств каждый грех, каждая страсть будет иметь своих мытарей или истязателей. Души добрые, оправданные на всех мытарствах, по приговору невидимого Судии, возносятся ангелами прямо в райские обители, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, обвиненные в нечестии, влекутся демонами в их мрачные обители [19].

Такой образ представления частного суда, т. е. как прохождение душою мытарств, нигде в Писании прямо в таких чертах не изображается. И древние учители, приводя сказания ? мытарствах, видели в нем лишь «слабое изображение вещей небесных» (св. Макарий Егип.) и отклоняли от буквального, чувственного понимания этих сказаний. Однако, они указывали в Писании свидетельства, могущие располагать к принятию некоторых частных положений, содержащихся в сказании ? мытарствах. Так, в этих сказаниях указывается, что ангелы добрые и злые окружают душу по разлучении ее от тела и первые готовы бывают препроводить ее к небу, а последние — в место гибели и мучений. И в притче ? богатом и Лазаре говорится, что когда Лазарь умер, то отнесен был ангелами на лоно Авраамово, а ? богаче замечено: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк 12, 20), — истяжут, вероятнее всего, злые и немилосердые духи. В сказаниях ? мытарствах утверждается далее, что душа проходит путь к небу и Богу через воздушные пространства, где встречает злых духов. И откровение называет диавола князем власти воздушныя (Еф 2, 2), а подчиненных ему духов — духами злобы поднебесной (6, 2). Та мысль сказаний, что душе, оставляющей мир, Богом дается помощь и содействие в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил света и тьмы, как орудий Его правосудия, также заслуживает глубокого внимания. В послании ап. Иуды есть упоминание ? споре архангела Михаила с диаволом относительно тела Моисея; не смея произнести укоризненного суда на Моисея, архангел говорит диаволу: да запретит тебе Господь (9 ст.), т. е. произносить хулы и обвинения на Моисея. Подобным образом и ? душе человеческой, по отшествии ее от тела, возможен между духами света и тьмы спор — быть ли ей осужденной на мучения в сообществе злых духов, или быть оправданной для участия в блаженстве в сообществе св. ангелов. Кроме того, Писание представляет всю земную жизнь человека проходящей под таким или иным влиянием бесплотных духов. Тем более естественно обнаружить им такое или иное участие по освобождении души от тела, когда наступает для души время суда и воздаяния. При вступлении души в загробную область участие духовных сил в ее судьбе и их руководство может представляться даже необходимым. «Если мы, переходя из города в город, — рассуждает св. Златоуст, — имеем нужду в руководителях, то тем более будет нуждаться в путеводителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни» (Бeс. o Лазаре II, 2).

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека.

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека. Частный суд, как учит православная Церковь, бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61).

Как происходит частный суд?

Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

§ 175. Частный суд

§ 175. Частный суд Телесной смертью оканчивается для человека время подвигов и начинается время воздаяния. Вслед за смертью Бог совершает Свой праведный суд, называемый, в отличие от последнего и всеобщего суда, судом частным, на котором назначает загробную участь душам

Кругооборот душ общий и частный

Кругооборот душ общий и частный Вопрос: С одной стороны, говорится, что в результате кругооборота душа (наверное, зародыш, ведь души-то у человека еще нет) «набирается» страданий. Однако, с другой стороны, в каждый момент времени душа в человеке меняется, т.е. нельзя

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон.

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон. Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении частных вопросов исторической литургики, одним из которых является вопрос о происхождении Иерусалимского типикона. В данном случае следует

3. Как происходит частный суд?

3. Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

1.2. Частный суд

1.2. Частный суд Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине

6. Частный суд

6. Частный суд В православном догматическом богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями

Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине человека открываются дела его». В Новом Завете сказано: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.

Что такое суд? Когда говорят о суде, то обычно имеют в виду некоторый процесс, который состоит из двух частей:

1) исследование правоты или виновности подсудимого;

2) произнесение над ним приговора.

В Церковном Предании суд Божий над человеком обычно таким образом и описывается. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это есть не более чем несовершенный образ Суда Божия, потому что Бог не нуждается в том, чтобы исследовать правоту или виновность человека, поскольку Он как Всеведущий все о нем знает. Поэтому первую часть этого процесса следует понимать в смысле приведения души к осознанию своего нравственного состояния.

Также и произнесение Богом приговора нельзя понимать в смысле объявления судебного решения, потому что изволение Божие вместе с тем есть и действие Его воли, вводящее в блаженное состояние или отвергающее от Царства вечной жизни.

В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в «Слове о исходе души» свт. Кирилла Александрийского и в «Повествовании о воздушных мытарствах» блж. Феодоры, которое содержится в житии Василия Нового.

Каким образом относиться к этим повествованиям, как рассматривать те образы, которые в них содержатся? Когда прп. Макарий Египетский, подвижник V века, вопросил Бога о том, чтобы Тот открыл ему, что есть мытарства, то Ангел, явившийся преподобному, сказал ему: «Земные вещи здесь принимай за самые слабое изображение небесных», т. е. все эти образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовном смысле, т. е. обращать внимание не на сами эти образы, а на их духовно-нравственный смысл.

Приведем частные положения о мытарствах на основании повествований Предания:

По разлучении души от тела ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые — к месту мучений. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…» (Лк. 16, 22); безумному богачу было сказано: «…безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя…» (Лк. 12, 20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском стоит не «возьмут», а «истяжут», т. е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи). В конечном счете мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил — света и тьмы, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия.

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека.

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека. Частный суд, как учит православная Церковь, бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61).

Как происходит частный суд?

Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

§ 175. Частный суд

§ 175. Частный суд Телесной смертью оканчивается для человека время подвигов и начинается время воздаяния. Вслед за смертью Бог совершает Свой праведный суд, называемый, в отличие от последнего и всеобщего суда, судом частным, на котором назначает загробную участь душам

Кругооборот душ общий и частный

Кругооборот душ общий и частный Вопрос: С одной стороны, говорится, что в результате кругооборота душа (наверное, зародыш, ведь души-то у человека еще нет) «набирается» страданий. Однако, с другой стороны, в каждый момент времени душа в человеке меняется, т.е. нельзя

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон.

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон. Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении частных вопросов исторической литургики, одним из которых является вопрос о происхождении Иерусалимского типикона. В данном случае следует

3. Как происходит частный суд?

3. Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

1.2. Частный суд

1.2. Частный суд Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине

6. Частный суд

6. Частный суд В православном догматическом богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: