Что такое анализ риска на судах

Обновлено: 05.05.2024

1 Все суда в информационной системе причисляются к судам высокого, стандартного или малого риска на основе характеризующих судно параметров и прошлых показателей.

2 В таблице 1 указаны критерии каждого параметра для каждого профиля риска судна.

3 Каждый критерий имеет оценочное значение, которое отражает относительное влияние каждого параметра на совокупный риск судна.

4 Судами высокого риска (СВР) являются суда, которые отвечают критерию суммарного количества штрафных баллов 5 или более.

5 Судами малого риска (СМР) являются суда, которые отвечают всем критериям параметров малого риска, и которые прошли по меньшей мере одну проверку за предшествующие 36 месяцев.

6 Судами стандартного риска (ССР) являются суда, которые не относятся ни к категории СВР, ни к категории СМР.

7 Профиль риска судна постоянно перерассчитывается, принимая во внимание изменения в наиболее меняющихся параметрах, таких, как возраст судна, показатели за предыдущие 36 месяцев и деятельность компании. Перерасчет также проводится после каждой проверки, и, если происходят изменения в соответствующих таблицах показателей деятельности государства флага и признанных организаций.

Профиль риска судна

Суда высокого риска (СВР)

Суда стандартного риска (ССР)

Суда малого риска (СМР)

Танкер-химовоз Газовоз Нефтяной танкер Навалочное судно Пассажирское судно

Ни судно высокого риска, ни судно малого риска

Все типы > 12 лет

Черный, серый, белый списки*(18)

Черный - ОВР, BP, С до ВР

Организации, признанные одним или более

Количество несоответствий, зафиксированные

при каждой проверке за предшествующие 36 месяцев

Ни судно высокого риска, ни судно малого риска

Количество задержаний за предшествующие 36 месяцев

Параметры для определения профиля риска судна

8 Наименование типов судов - согласно списку, принятому Комитетом Парижского меморандума.

9 Возраст судна определяется датой закладки киля в формате дд/мм/гггг в информационной системе. Судно достигает возраста более 12 лет: дд/мм/гггг + 12. Если поданным информационной системы известен только год закладки киля, то судно достигает возраста более 12 лет: 31/12/гггг+12.

Черный, серый и белый списки

10 Черный, серый, белый списки показателей деятельности государства флага формируются ежегодно с учетом результатов проверок и задержаний за предшествующие три календарных года и принимаются Комитетом Парижского меморандума.

11 Для того, чтобы отвечать критериям, государствам флага рекомендуется направлять в Секретариат Парижского меморандума письменное подтверждение, что окончательный доклад о проверке, включая в соответствующих случаях план по исправлению ситуации, был составлен в соответствии со "Структурой и процедурами системы добровольной проверки государств-членов ИМО" (Резолюция ИМО А.1067(28))*(17).

12 Секретариат Парижского меморандума обновляет на общедоступном сайте Меморандума актуальный список государств флага, которые соответствуют критериям для судов малого риска.

Показатель деятельности признанной организации

13 Оценка деятельности всех признанных организаций создается ежегодно с учетом результатов проверок и задержаний за предшествующие три календарных года и утверждается Комитетом Парижского меморандума.

14 Для соответствия критериям, признанным Парижским меморандумом, организация должна быть признана одним или более государством-членом Парижского меморандума. Список признанных организаций имеется в Инструкции Комитета по контролю судов государством порта.

Показатель деятельности компании

15 При оценке деятельности компании учитываются задержания и несоответствия всех судов этой компании в течение того периода времени, когда она являлась для них компанией по управлению безопасностью. Компании подразделяются на имеющие "очень низкий, низкий, средний или высокий" показатели деятельности. Расчет производится постоянно на основе результатов текущего 36-месячного периода работы. Не существует нижнего предела для количества проверок, необходимых для квалификаций компании, кроме тех случаев, когда компании, суда которой не подвергались проверкам в течение последних 36 месяцев, должен быть присвоен "средний" показатель деятельности.

16 Формула состоит из двух элементов, индекса несоответствий и индекса задержаний.

17 При подсчете несоответствий каждое из них, связанное с управлением безопасностью, оценивается в 5 баллов. Другие несоответствия оцениваются в 1 балл.

18 Индексом несоответствий является отношение общего количества баллов, полученных за все несоответствия на всех судах компании, к количеству проверок на всех судах компании в течение последних 36 месяцев.

19 Это отношение сравнивается со средним для всех судов, проинспектированных Парижским меморандумом за последние 3 календарных года, с целью определить, является ли индекс средним, выше среднего или ниже среднего, как указано далее:

Баллы за несоответствия при одной проверке

> 2 выше среднего для Парижского меморандума

среднее для Парижского меморандума %

> 2 ниже среднего для Парижского меморандума

20 Индексом задержаний является отношение количества всех задержаний судов компании к количеству проверок на всех судах компании в течение последних 36 месяцев.

21 Это отношение сравнивается со средним для всех судов, проинспектированных Парижским меморандумом за последние 3 календарных года, с целью определить, является ли индекс средним, выше среднего или ниже среднего, как указано далее:

> 2 выше среднего для Парижского меморандума

среднее для Парижского меморандума %

> 2 ниже среднего для Парижского меморандума

22 Если какому-либо судну компании в течение последних 36 месяцев был дан отказ в заходе в порт (запрет), индекс задержаний для этой компании будет автоматически "выше среднего" независимо от всех других результатов проверок.

Матрица показателя деятельности компании

23 Используя матрицу в приведенной ниже таблице 2, сочетание индексов несоответствий и задержаний определяет уровень деятельности компании.

01 июля 2010 года вступили в силу поправки к Международному кодексу по Управлению безопасностью (МКУБ), принятые Резолюцией ИМО MSC.273(85).

Помимо изменениях в параграфах 1.1; 5; 7; 8; 10; 12; 13; 14 МКУБ, Резолюция изменяет следующие параграфы МКУБ:

Параграф 1.2: Цели, п.1.2.2.2 заменен следующим текстом: "Оценить все выявленные риски в отношении судов компании, персонала, окружающей среды и установить соответствующую защиту";

Параграф 9: п.9.2 заменен следующим текстом: "Компания должна установить процедуры по внедрению корректирующих действий, включая меры, направленные на предотвращение повторения несоответствий" (предупреждающие действия).

Параграф 12: п.12.1 заменен следующим текстом: "Компания должна проводить внутренние проверки на судах и в компании не реже чем через 12 месяцев, чтобы проверить соответствие деятельности компании системе управления безопасностью. При исключительных обстоятельствах этот интервал может быть увеличен не более чем на 3 месяца".

В соответствии с новым п.1.2.2.2 МКУБ в Компании определены следующие основные

положения по оценке рисков:

1. Компания задокументировала политику по оценке риска. «Политика в области безопасности и защиты окружающей среды» Версия 1, дата 03.03.2015. ( см. п.3)

2. Компания определила ответственность и полномочия по оценке рисков среди судового персонала.

«Капитан имеет верховную власть на судне и ответственность за оценку рисков на судне. Капитан имеет право привлекать к оценке рисков старшего помощника капитана, старшего механика и других лиц командного состава, которые по мнению капитана могут способствовать решению вопросов связанных с оценкой рисков на судне.

Капитан обеспечивает оформление и хранение отчетных документов по оценке рисков» «Ответственными за оценку риска на судне являются капитан, старший помощник капитана, старший механик, которые обязаны изучить Процедуру №66 по оценке рисков, Руководство по управлению рисками.»

.«Капитан, старший помощник капитана, старший механик обязаны периодически, но не реже одного раза в три месяца, проводить оценку рисков всех судовых работ, выполняемых под их непосредственном руководстве.

Внеплановая оценка рисков проводится капитаном, старшим помощником капитана, старшим механиком при:

1. изменение характера трудовой деятельности и других факторов, влияющих на безопасность труда.

2. изменении обязанностей

3. изменении методов работы, технологического процесса, замене или модернизации оборудования .

4. возникновении опасного случая. Нарушение работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару.

5. для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда (швартовка в море/порту, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в море/порту, пересадка людей в море, вход в закрытые помещения, работа в закрытых плохо вентилируемых помещениях, огневые работы и т.д)

Ответственным руководителем по оценке рисков каждый по своей службе является начальник судовой службы.

Капитан и старший помощник капитана, старший механик проводят оценку рисков судовых операций и оформляют рабочий лист по оценке риска морских операций.

Общая документация, оригиналы документов по вопросам оценки риска хранятся у капитана, копии«Рабочий лист по оценке риска морских операций» - у начальников служб.

Этап 1. Определение проблемы: Какие области будет определять процедура оценка

риска ? Step 1. Defining the problem: What areas will this risk assessment evaluate?

Выбор судовой операции.

*Обеспечение того, чтобы судовая операция была достаточно четко определена.

*Выполнение требований документов компании или организации морской индустрии.

*Применение данной категории рисков для других судовых операций и судовых служб.

*Сколько раз выполнялась данная судовая операция.

На судне для оценки риска при решении проблем безопасности и охраны окружающей среды капитан должен рассмотреть конкретные судовые операции, например, указанные в «Руководстве Компании по управлению безопасностью» п.7 «Судовые операции» или судовые тревоги.

Оценка риска проводится капитаном на дату выполнения судовых работ. Следующую дату пересмотра назначает капитан в зависимости от условий эксплуатации судна, опыта и квалификации судового персонала.

Этап 2. Выбор специалистов: Кто должен быть вовлечен в эту оценку? Step 2. Selecting experts: Who should be involved in this assessment?

Подбор экспертной группы.

*Обеспечение объективности (в оценке должно принимать участие более одного человека)

*Оптимальное количество экспертов в группе 3 человека.

*В оценке рисков должны участвовать все соответствующие подразделения

*Члены экспертной группы должны иметь теоретическую подготовку по методам проведения оценки рисков и ознакомлены с судовыми процедурами

После определения объема оценки на судне, капитан включает в эту деятельность старшего помощника капитана, старшего механика и других лиц командного состава, знания и опыт которых (по мнению капитана) помогут извлечь максимальную пользу для оценки риска на судне.

Этап 3. Определение опасностей и ситуаций, могущих привести к несчастным случаям:

Что может пойти не так, как планируется? Step 3. Identifying Hazards and Potential Accidents: What can go wrong?

Установление условий для оценки риской.

*Условия эксплуатации судна.

*Опыт и квалификация персонала.

Определение опасностей и причин.

*Определение всех опасностей.

*Анализ выявленных опасностей.

*Разделение понятий опасностей и инцидентов (потенциально опасных ситуаций).

Плохие линии связи

Плохие погодные условия

Повреждения(ущерб) третьей стороны

Загрязнение мусором (бытовые отходы)

Нарушение экологических норм

Ущерб имиджу компании

Снижение ценности бренда

После того, как Вы определили объем этого процесса (Этап 1) и собрали группу специалистов (Этап 2), Вы можете приступить решению более конкретных вопросов оценки. Задайте себе вопрос: :“Что может пойти не так, как планируется?”. Составьте список опасностей и несчастных случаев, которые они могут вызвать. Не ограничивайтесь только теми случаями, которые уже происходили. Вносите только те опасности и потенциальные несчастные случаи, которые напрямую связаны с отрицательными воздействиями и последствиями Вашей операции. Список опасностей и несчастных случаев, к которым они могут привести, может выглядеть, по крайней мере, следующим образом:

  • Судовые тревоги согласно Плана действий в аварийных ситуациях.
  • Судовые операции согласно Руководства Компании по управлению безопасностью.
  • Любые другие опасности, связанные с судном, которые могут произойти по мнению капитана.

Этап 4. Установление частоты происшествий (вероятности): Как часто это может случаться?

Step 4. Assigning frequency: How often will it happen?

Определение вероятности и последствий.

*Использование матрицы оценки рисков.

*Определение вероятности (критерии)

*Объективность при определении степени вероятности и тяжести последствий

Для каждой опасности и связанного с ней потенциального несчастного случая установите вероятность опасности, которая может привести к несчастному случаю. Как часто такое могло бы произойти? Заметьте, что Вы проводите оценку того, как часто потенциальный несчастный случай мог бы произойти , а не того, как часто присутствует сама такая опасность. То, что Вы можете столкнуться с какой-то опасной ситуацией каждый день, не означает, что с вами каждый день будет случаться связанный с ней несчастный случай. Определите, как часто каждое из опасных и нежелательных событий, описанных в этапе 3, могло бы осуществиться и нанести вред.

Обсудите каждую опасность и событие и оцените их частотность, используя Таблицу 1

Когда Вы определяете вероятность Вашей группы опасностей и потенциальных несчастных случаев, сравните их друг с другом, чтобы обеспечить взвешенность и последовательность такого определения. Для облегчения присваивания значения фактора вероятности, просмотрите историю работы Вашего судна. Эти значения фактора вероятности будут использованы на этапе 6, чтобы помочь определить, какие опасности и связанные с ними несчастные случаи представляют наибольшие риски.

В графах Рабочего листа по оценке риска морских операций отметьте значение фактора вероятности для каждой опасности и потенциального несчастного случая. Помните, что такие значения фактора вероятности представляют собой субъективные оценки.

Таблица 1. Таблица вероятности.

Table 1. Frequency Table

Значение фактора вероятности Rating of frequency Описание фактора вероятности Frequency Rating Description
1 КРАЙНЕ РЕДКАЯ = Могло бы произойти один раз за всю жизнь REMOTE = Might occur once in a lifetime
2 РЕДКАЯ = Могло бы происходить каждые пять-десять лет OCCASIONAL = Might occur every five-ten years
3 ВЕРОЯТНАЯ = Могло бы происходить каждые один – пять лет LIKELY = Might occur every one to five years
4 ВЕСЬМА ВЕРОЯТНАЯ/ ВОЗМОЖНАЯ = Могло бы происходить ежегодно PROBABLE = Might occur yearly
5 ЧАСТАЯ = могло бы происходить чаще, чем один раз в год. FREQUENT = Might occur more than once per year
Этап 5. Определение последствий: Каким будет воздействие?

В добавление к таблице вероятности Вам также необходимо определить таблицу последствий или воздействий. Каждой опасности и потенциальному несчастному случаю, определенным в соответствии с этапом 3, присвойте степень последствия, которое произошло бы, если бы опасность материализовалась и привела бы к несчастному случаю. И опять, обсудите каждую опасность и каждое событие и установите их значение, используя Таблицу 2, или подобную таблицу, которая подходит к нуждам Вашего анализа.

Как на этапе 4, используйте достаточное количество категорий рейтинга, чтобы провести

четкое различие между вероятными и маловероятными последствиями. Как и на предыдущем этапе, сравните категории рейтинга между собой, чтобы обеспечивалась последовательность и взвешенность сравнения, и чтобы эти категории не противоречили здравому смыслу. Категории рейтинга будут использованы на этапе 6, для определения, какие опасности представляют наибольшие риски.

В графах Рабочего листа по оценке риска морских операций отметьте рейтинг последствий для каждого несчастного случая. Помните, что такие рейтинги представляют собой субъективные оценки.

Таблица 2. Шкала последствий

Table 2. Consequence (Impact) Scale

Rating of

Consequence

Определение первичных факторов риска .

*Использование матрицы оценки рисков

*Выполнение мероприятий в соответствии с матрицей

После установления рейтингов частотности и последствий каждой опасности и потенциального несчастного случая, эти рейтинги могут быть применены для определения относительных показателей степени риска. Эти показатели степени риска будут обозначать, какие опасности представляют самые большие риски для исследуемых морских операций.

Рисунок 3. Матрица степени рисков

Figure 3. Risk Priority Matri

Воспользуйтесь Рисунком 3, чтобы определить показатель степени риска для каждой опасности.

Сначала, расположите значение фактора вероятности, который описан в этапе 4, в самой

левой колонке. Затем расположите рейтинг последствий, упоминаемый в этапе 5, в самом

нижнем ряду. Показатель степени риска, располагающийся в месте пересечения двух

рейтингов, будет представлен одним из следующих четырех обозначений:

Степень риска “VH” обозначает событие или несчастный случай, имеющее большую вероятность возникновения и способное привести к очень серьезным последствиям. Степень риска “L” обозначает событие, которое логически не следует из череды предыдущих событий, и вероятность которого низка. Степени рисков “H” и “M” располагаются между ними. Специалисты, проводящая анализ рисков, должна обсудить опасности более подробно и присвоить им соответствующую степень серьезности. После того как все опасности были расклассифицированы согласно потенциальным угрозам, и им были присвоены степени, сосредоточьте усилия на показателях самых высоких степеней рисков.

В графы Рабочего листа по оценке риска морских операций внесите показатели степеней

рисков. Перенесите описания событий с самыми высокими обозначениями в графы,

озаглавленные «Опасности, представляющие значительный риск».

Этап 7. Разработка ответных мер: Что нужно делать для устранения этих рисков? Step 7. Developing countermeasures: What can be done to address these risks?

Принятие мер контроля.

*Определение мер контроля.

*Выбор мер контроля на предмет их практической возможности

*Выполнение немедленных мероприятий в случае установления, что риск очень высокий (неприемлемый)

Обеспечение приемлемого риска.

*Принятие или не принятие уровня риска в соответствии с политикой компании

* Рассмотрение принципа ALARP ( As Low As is Reasonably Practicable ). Такой низкий уровень риска, как это в разумной мере практически возможно

Уровни риска

1. Первоначальный риск должен быть снижен до уровня ALARP ( As Low As is Reasonably Practicable )

Такой низкий уровень риска, как это в разумной мере практически возможно

2. Остаточный риск должен быть ниже приемлемого

Меры контроля риска

(Risk Control Options (RCO) MSC.Circ 1023)

Технического (инженерного характера)

эргономичная конструкция оборудования и рабочих местe;

правильное оборудование мостика и МО;

эргономичный интерфейс человек-машина или человек-компьютер;

установленный объём информации для членов экипажа по выполняемым обязанностям;

местные таблички и инструкции по эксплуатации судовых систем и судового оборудования.

Рабочая среда (условия работы)

остойчивость судна, влияние килевой или бортовой качки на членов экипажа в процессе работы;

погодные условия, включая туман, в особенности при несении вахты и работе на открытой палубе;

местонахождение судна (открытое море, порт и т.д.);

уровень освещённости при проведении судовых операций и технической эксплуатации;

уровень шуба (слышимость при радио переговорах);

влияние температуры и влажности на выполнение судовых операций;

Персонал

программы подготовки и обучения членов экипажа;

уровень квалификации, компетенции и опыта персонала;

рабочий язык и мульти национальные экипажи;

оценка рабочей загрузки персонала;

мотивация и лидерство.

Административно-управленческого характера

политика найма, подбора, подготовки персонала;

разработка эксплуатационных и аварийных процедур по судовым операциям;

система управления безопасностью (СУБ);

прогноз погоды, метеопроводка и система управления движением судов.

На этом этапе Вы определите способы снижения и устранения опасностей и потенциальных несчастных случаев, имеющих самые высокие показатели степени риска. Разработайте список ответных мер, которые могут применяться для предотвращения или сведения к минимуму последствий опасностей или потенциальных несчастных случаев. Некоторые ответные меры могут быть направлены против двух или более опасностей или потенциальных несчастных случаев.

Для каждой опасности или потенциального несчастного случая, определите ответные меры, которые включают в себя людей, процедуры и/ или оборудование. Ответные меры, направленные на устранение причин происшествий, предпочтительны по сравнению с теми, которые всего лишь направлены на устранение последствий. В графах Рабочего листа по оценке риска морских операций отметьте возможные ответные меры для каждой опасности, требующей особого внимания.

Ответная мера считается эффективной, если она уменьшает показатель относительной степени риска, определенный в соответствии с этапом 6. Уменьшение показателя относительной приоритетности риска достигается либо уменьшением рейтинга частотности, определяемого согласно этапу 4, либо рейтинга серьезности последствий, определяемого согласно этапу 5, либо того и другого. После ответных мер снова заполните этапы 4-6.

Оценка риска проводится капитаном на дату выполнения судовых работ. Следующую дату пересмотра назначает капитан в зависимости от условий эксплуатации судна, опыта и квалификации судового персонала.

Рабочие листы по оценке риска морских операций ( Marine Operations Risk Assessment Worksheet ) составляется на судне для судовых операций (см. этап 3) и хранятся в каюте капитана для предъявления контролирующим органам.

Для всех выявленных опасностей обязательным условием является выполнение оценки риска в 7 этапов.

При управление опасностями необходимо выполнять:

*Обеспечение того, чтобы каждая идентифицированная опасность была под контролем

*Анализ первичного и сниженного факторов риска

*Обеспечение того, чтобы все выявленные опасности, были рассмотрены и учтены

*Предложения по применению дополнительных мер контроля

По окончанию контракта, капитан оформляет результаты оценки риска по форме 08 СК. Оригинал «Протокола заседания по обзору управления безопасностью» хранится у капитана, копия высылается назначенному лицу.

В случае возникновения нестандартных операций действовать по указанию «ЮРТФ».

Примерный перечень работ на судне с повышенной опасностью:

1.Работа на высоте и за бортом

2.Швартовные и грузовые операции в открытом море.

3.Работы в танках и емкостях (топливных, балластных, питьевых).

4.Пересадка людей с судна на судно в условиях моря.

5.Грузовые работы в трюмах.

6.Электрогазосварочные (огневые) работы.

7.Малярные работы в закрытых помещениях с применением вредных и взрывоопасных растворителей.

8.Заправка рефрижераторных установок хладагентом.

9.Работа с пиротехническими средствами.

10.Скалывание льда при обледенении судна.

11.Работы в картерах главных двигателей.

12.Работы в котлах, в паровых и технологических аппаратах

14.Промывка агрегатов и приборов бензином и другими огнеопасными и взрывоопасными жидкостями.

МКУБ требует от Компании, чтобы существующие риски, относящиеся к экипажу, окружающей среде и судну были идентифицированы, оценены и максимально снижены. Компания ИБИКОН предлагает Вам услуги по пересмотру Вашей документации по СУБ, а также по проведению оценки рисков, связанных с эксплуатацией Ваших судов. В комплекс услуг, оказываемых нашей компанией, входит консалтинг и обучение персонала.

Оценка риска ( risk assessment ) является частью процесса менеджмента риска ( risk management ) и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.

В соответствии с международным стандартом ISO 31000:2018 "Управление рисками. Принципы и руководство" оценка риска является процессом, объединяющим идентификацию, анализ риска и сравнительную оценку риска (см. рисунок):

Идентификация риска — это процесс определения элементов риска, составления их перечня и описания каждого из элементов риска. Целью идентификации риска является составление перечня источников риска и событий, которые могут повлиять на достижение каждой из установленных целей организации или сделать выполнение этих целей невозможным.

Анализ риска включает анализ вероятности и последствий идентифицированных опасных событий с учетом наличия и эффективности применяемых способов управления. Данные о вероятности событий и их последствиях используют для определения уровня риска.

Сравнительная оценка риска включает в себя сопоставление уровня риска с критериями риска, установленными при определении области применения менеджмента риска, для определения типа риска и его значимости. Сравнительная оценка риска использует информацию о риске, полученную при анализе риска. Результаты сравнительной оценки риска используют для принятия решений о будущих действиях.

В соответствии с международным стандартом IEC 31010:2019 "Управление рисками. Методы оценки риска" Вашему вниманию предлагается следующий метод оценки рисков - Матрица последствий и вероятностей (матрица рисков или тепловая карта) .

Матрица последствий и вероятностей является средством объединения качественных или смешанных оценок последствий и вероятностей и применяется для определения или ранжирования уровня риска.

Матрица изображается с последствиями по одной оси, а вероятностью на другой, в соответствии с выбранными шкалами (см. рисунок):

Для осей матрицы определяются индивидуальные шкалы последствия и вероятности. Шкала последствий может изображать положительные или отрицательные последствия. Шкала вероятности должна охватывать диапазон, соответствующий данным для оцениваемых рисков.

Формат, строки и колонки матрицы зависят от области применения, при этом очень важно, чтобы разработанная матрица соответствовала рассматриваемой ситуации.

Чтобы оценить риск, пользователь сначала определяет категории последствий, которые наилучшим образом соответствуют ситуации, а затем определяет предполагаемую вероятность реализации данных последствий. Определяется ячейка матрицы, соответствующая точке пересечения их значений, и далее из неё считываются уровень риска и связанное с ним правило принятия решения.

Вышеупомянутый метод, реализован в программном сервисе Оценка рисков ( Risk Man )

Оценка риска (risk assessment) является частью процесса менеджмента риска (risk management) и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить или снизить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Оценка риска может быть выполнена с различной степенью глубины и детализации с использованием одного или нескольких методов разного уровня сложности.

С целью оказания методической помощи при проведении оценки рисков и дальнейших мероприятий по их минимизации наша компания предлагает Вам библиотеку (реестр) рисков, связанных с судовыми операциями.

Библиотека рисков включает риски в отношении: навигационных операций, технической эксплуатации, грузовых операций, аварийных ситуаций, опасных работ, бункеровки, полярных вод, кибербезопасности, охраны труда и предотвращения загрязнения.

Предлагаемая библиотека рисков содержит "Формы оценки рисков", включающие количественную оценку рисков и мероприятия по их минимизации. Кроме того, оценка рисков может быть проведена в программном комплексе "БЕЗОПАСНОСТЬ":

Программный комплекс "БЕЗОПАСНОСТЬ" позволяет применять библиотеку рисков, связанных с судовым операциями, и проводить количественную оценку рисков в форме матрицы оценки рисков:

Проведение оценки рисков в судовых операциях регламентируется обязательными требованиями: СОЛАС (SOLAS), МАРПОЛ (MARPOL), МКУБ (ISM Code), ОСПС (ISPS Code), КТМС (MLC), Полярный Кодекс (Polar Code), TMSA, а также нормами кибербезопасности (Cyber Security).

Рассмотрены методические подходы к анализу риска морских операций на шельфе. Применяемая при анализе методология оценки риска должна учитывать уникальность, специфику условий и накопленный опыт проведения морских операций в шельфовых морях. Описаны способы оценки индивидуального, группового и социального рисков, а также определены коэффициенты достаточной безопасности и другие показатели риска, предоставляющие проектанту эффективный методический инструмент для управления рисками при проектировании и проведении морских операций. Разработан классификатор аварийных ситуаций, рассмотрены типовые сценарии аварийных ситуаций и методы количественной оценки риска, даны рекомендации по их эффективному применению. Представлены примеры анализа риска для основных типов морских операций с оценкой риска вероятных сценариев аварийных ситуаций. Предложены подходы к снижению риска при проведении морских операций.

Список литературы

MSC-MEPC.2/Circ.12/ Rev.1 18 Juпе 2015 Revised guidelines for formal safety assessment (FSA) for use in the IMO rule-making process.

Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ. СПб.: Российский морской регистр судоходства – 2014.

Vinnem Jan-Erik, Offshore Risk Assessment. Vol. 1. Principles, Modelling and Applications of QRA Studies / The Faculty of Science and Technology. – Stavanger: University of Stavanger, 2014.

Comparative Assessment Report for SNS Phase 1, Project BMT Cordah Ltd, 2015.

Risk Analysis of Decommissioning Activities. Joint Industry Project. ST-20447-RA-1-Rev 03. Main Report, 2005.

Schofield S. L., A Framework for Offshore Risk Criteria, 1993

Быков A.A., Акимов В.А., Фалеев М.И. Нормативно-экономические модели управления риском // Проблемы анализа риска. 2004. – 1, №2. – С.125-137.

Егоров Г.В. Теория риска в морской деятельности – СПб.: ЗАО «Морское Инженерное Бюро» – 2016 г.

Карев Владимир Анатольевич - ФАУ «Российский морской регистр судоходства», 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8

Ссылка для цитирования: Вальдман Н.А., Жарких Н.В., Карев В.А. Оценка риска морских операций// Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. - 2017. - №48/49. - С. 17-31.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: