Что означает назначение консультанта в верховном суде

Обновлено: 26.04.2024

Информация о конкурсе на замещение вакантной должности ведущего консультанта отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики по делам об экономических спорах Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации — Верховный Суд Российской Федерации

Требования, предъявляемые к кандидатам для замещения должности «ведущий консультант» отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики по делам об экономических спорах Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации
и должностные обязанности по указанной должности


К участию в конкурсе на должность ведущего консультанта отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики по делам об экономических спорах Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации допускаются лица, отвечающие общим квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, имеющие высшее образование по одной из следующих специальностей, направлений подготовки профессионального образования: «юриспруденция» («правоведение»), «правовое обеспечение национальной безопасности», «правоохранительная деятельность», «судебная и прокурорская деятельность» или иным специальностям, направлениям подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным специальностям, направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Информация о предоставлении необходимых документов находится в разделе «Условия проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации».

Срок приема документов: до 12 марта 2019 г.
Место и время приема документов: 121260, Москва, ул. Поварская, д. 15, подъезд № 5, Верховный Суд Российской Федерации;
пн – чт: с 10.00 до 17.00; пт: с 10.00 до 16.00.
Предполагаемая дата проведения конкурса: апрель 2019 г.
Контактный телефон:
(495) 982-12-10

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 36)

1. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Научно-консультативный совет) действует на основании Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и в соответствии с Регламентом Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд) и настоящим Положением.

2. Основная задача Научно-консультативного совета - разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, а также предложений по совершенствованию законодательства. Научно-консультативный совет призван содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия.

3. Научно-консультативный совет изучает вопросы, возникающие в судебной деятельности, и разрабатывает соответствующие рекомендации:

а) по проектам постановлений Пленума Верховного Суда, содержащих разъяснения по применению законодательства, и по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б) по проектам законов, которые Верховный Суд разрабатывает как обладатель права законодательной инициативы, а также по законопроектам, на которые Верховный Суд готовит замечания и поправки;

в) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом;

г) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

4. Научно-консультативный совет оказывает методическую помощь в организации работы Научно-консультативных советов, образованных при верховных судах республик, краевых, областных и соответствующих им судах, а также при арбитражных судах субъектов Российской Федерации, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах округов.

5. Научно-консультативный совет при Верховном Суде состоит из председателя, сопредседателей, ученого секретаря и членов Совета.

Председателем Научно-консультативного совета по должности является Председатель Верховного Суда, сопредседателями - заместители Председателя Верховного Суда - председатели судебных коллегий Верховного Суда по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам, по экономическим спорам.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда, заместители Председателя Верховного Суда - председатель Судебной коллегии Верховного Суда по делам военнослужащих и председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда, а также председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда по должности являются членами Научно-консультативного совета.

Ученым секретарем Научно-консультативного совета по должности является секретарь Пленума, судья Верховного Суда.

6. Персональный состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда.

Кандидатуры в члены Научно-консультативного совета из числа ученых-юристов, судей, работников правоохранительных органов, а также других квалифицированных специалистов предлагаются: Председателем Верховного Суда и его заместителями; секретарем Пленума, судьей Верховного Суда; начальником Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда.

Предложения относительно персонального состава Научно-консультативного совета могут представлять Председателю Верховного Суда судьи Верховного Суда, руководители высших учебных заведений и научных учреждений.

7. Состав Научно-консультативного совета действует в течение трех лет со дня его утверждения.

До истечения трехлетнего срока член Научно-консультативного совета может быть исключен из его состава Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда, если он утратил связь с Научно-консультативным советом либо нарушил общепризнанные морально-этические нормы.

8. В составе Научно-консультативного совета образуются секции:

(п. 8 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 36)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Председатель Научно-консультативного совета организует его работу, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях, дает поручения ученому секретарю и членам Научно-консультативного совета; председательствует на пленарных заседаниях, которые проводятся при необходимости рассмотреть вопросы, входящие в специализацию двух и более секций; принимает решения о реализации рекомендаций Научно-консультативного совета.

Сопредседатели Научно-консультативного совета руководят работой соответствующих секций, определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению на их заседаниях, дают поручения ученому секретарю и членам соответствующих секций, председательствуют на заседаниях этих секций и принимают решения о реализации выработанных на заседаниях рекомендаций.

10. Ученый секретарь Научно-консультативного совета обеспечивает деятельность совета и его секций, контролирует реализацию рекомендаций, разработанных Научно-консультативным советом или его секциями и согласованных с председателем или сопредседателями Научно-консультативного совета, организует заседания, обеспечивая членов Научно-консультативного совета необходимой документацией и научно-справочными материалами.

11. Члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, разработке проектов постановлений Пленума Верховного Суда, в работе по повышению квалификации судебных работников, выполняют поручения по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют другие поручения, вытекающие из настоящего Положения.

Членам Научно-консультативного совета в связи с выполнением возложенных на них задач выдается удостоверение установленного образца, им предоставляется возможность участвовать в работе Пленума Верховного Суда, а также знакомиться с разрешения руководителей Верховного Суда с материалами судебной практики и данными судебной статистики, они обеспечиваются текстами принятых Пленумом постановлений.

12. За активное участие в работе Научно-консультативного совета его члены могут быть в установленном порядке поощрены приказом Председателя Верховного Суда по представлению заместителя Председателя Верховного Суда.

13. Пленарные заседания Научно-консультативного совета и заседания его секций проводятся по мере необходимости. Повестку заседания и материалы, подлежащие обсуждению, ученый секретарь Научно-консультативного совета направляет членам Научно-консультативного совета, начальнику Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда и его заместителям, а также председателям судебных составов Верховного Суда.

Судьи и работники аппарата Верховного Суда и иных судов, научные и практические работники - специалисты различных отраслей знаний, не являющиеся членами Научно-консультативного совета, могут принимать участие в его работе по согласованию с председателем или сопредседателями Научно-консультативного совета.

На пленарных заседаниях Научно-консультативного совета и заседаниях его секций ведутся аудиозапись и протокол.

14. Работа Научно-консультативного совета по мере необходимости освещается в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации", на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет, а также в иных средствах массовой информации. Представление этой информации возлагается на ученого секретаря Научно-консультативного совета.

Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

(п. 1.1 введен Федеральным конституционным законом от 15.02.2016 N 2-ФКЗ)

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

(п. 2.1 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)

2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

(п. 2.2 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

7. Верховный Суд Российской Федерации:

1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

6.1) устанавливает порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации не имеющими жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям Верховного Суда Российской Федерации дополнительной площади служебного жилого помещения;

(п. 6.1 введен Федеральным конституционным законом от 30.10.2018 N 2-ФКЗ)

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Информация о конкурсе на замещение вакантной должности консультанта судебного состава по трудовым и социальным делам аппарата Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации — Верховный Суд Российской Федерации

И н ф о р м а ц и я

о конкурсе на замещение вакантной должности

консультанта судебного состава по трудовым и социальным делам аппарата Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда Российской Федерации

К участию в конкурсе на должность консультанта судебного состава по трудовым и социальным делам аппарата Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (далее – Верховный Суд) допускаются лица, отвечающие общим квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и имеющие высшее образование по одной из следующих специальностей, направлений подготовки профессионального образования: «юриспруденция», «правовое обеспечение национальной безопасности», «правоохранительная деятельность», «судебная и прокурорская деятельность», или иным специальностям, направлениям подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным специальностям, направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Наряду с квалификационными требованиями, установленными статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», кандидат для замещения должности консультанта судебного состава по трудовым и социальным делам аппарата Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда должен обладать знанием:

1) Конституции Российской Федерации;

2) общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;

3) Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»;

4) Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

5) Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г.
№ 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;

6) Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I
«О статусе судей в Российской Федерации»;

8) Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

9) Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции»;

10) Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ
«О персональных данных»;

11) Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

12) Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

13) Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I
«О государственной тайне»;

14) Гражданского кодекса Российской Федерации;

15) Семейного кодекса Российской Федерации;

16) Земельного кодекса Российской Федерации;

17) Жилищного кодекса Российской Федерации;

18) Трудового кодекса Российской Федерации;

19) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;

21) Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве»;

22) Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

23) Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти»;

24) Указа Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»;

25) иных нормативных правовых актов, судебной практики и постановлений Пленума Верховного Суда, а также практики Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам применения норм гражданского и гражданского процессуального законодательства.

Иные профессиональные (функциональные) знания для замещения должности консультанта судебного состава по трудовым и социальным делам аппарата Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда должны включать знания:

1) системы, структуры и полномочий органов государственной власти;

2) разграничения предметов ведения, полномочий, компетенции
и функций в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) конституционно-правового статуса человека и гражданина: прав, свобод и обязанностей;

4) прямого действия норм Конституции Российской Федерации и ее применения в судебной практике;

5) структуры и принципов организации судебной системы Российской Федерации, конституционных принципов судоустройства и осуществления правосудия в Российской Федерации;

6) конституционных основ статуса судей;

7) видов судебных актов Верховного Суда;

8) значения актов обобщения судебной практики Верховного Суда;

9) требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и их защиты;

10) правил антикоррупционного поведения;

11) применения современных информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти, включая использование возможностей внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота;

12) порядка организации судопроизводства по гражданским делам;

13) порядка оформления материалов дела;

14) порядка подготовки процессуальных документов, опосредующих стадии рассмотрения дела в Верховном Суде;

15) порядка и пределов рассмотрения дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях Верховного Суда;

16) порядка работы со служебной информацией;

17) правил охраны труда и противопожарной безопасности.

Кроме того кандидат для замещения должности консультанта судебного состава по трудовым и социальным делам аппарата Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда должен обладать следующими профессиональными (функциональными) умениями:

1) работы с законодательством, регулирующим гражданские и иные отношения, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, работы с гражданским процессуальным законодательством;

2) анализа, толкования и правильного применения норм материального и процессуального права, анализа фактов и правоотношений, анализа и правильного применения судебной практики при изучении гражданских дел и жалоб;

3) логически верного, аргументированного, ясного и грамотного построения устной и письменной речи;

4) правильного составления и оформления процессуальных документов;

5) подготовки проектов текстов официальных и служебных документов, заключений, аналитических, справочных и информационных материалов;

6) отражения результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

7) оперативного обеспечения выполнения возложенных обязанностей;

8) определения приоритетов при выполнении поставленных задач
и правильного распределения служебного времени;

9) работы на персональном компьютере, владения оргтехникой, необходимым программным обеспечением деятельности судебного состава;

10) работы со средствами вычислительной техники;

11) эффективного взаимодействия с работниками аппарата Верховного Суда, федеральными судами и иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и гражданами в связи с исполнением своих должностных обязанностей;

12) работы со служебной информацией.

На консультанта судебного состава по трудовым и социальным делам аппарата Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда возлагаются следующие должностные обязанности:

1) изучать кассационные, надзорные жалобы и представления прокурора по материалам, приложенным к ним, докладывать их судье, председателю судебного состава, заместителю Председателя Верховного Суда;

2) осуществлять подготовку проектов процессуальных документов по результатам изучения указанных жалоб и представлений;

3) по поручению судьи, председателя судебного состава, заместителя Председателя Верховного Суда изучать кассационные, надзорные жалобы по материалам истребованного дела, докладывать их судье, председателю судебного состава, заместителю Председателя Верховного Суда;

4) осуществлять подготовку проектов процессуальных документов по результатам изучения указанных жалоб и представлений;

5) по поручению судьи, председателя судебного состава, заместителя Председателя Верховного Суда осуществлять подборку и изучение судебной практики по конкретным категориям судебных дел;

6) участвовать в совещаниях судебного состава;

7) систематически повышать свою квалификацию;

8) в соответствии с распоряжениями заместителя Председателя Верховного Суда, председателя судебного состава, судьи выполнять иные поручения в рамках функций аппарата Судебной коллегии.

Статья 1 асть 1 ФЗ № 1 "О судебной системе РФ" - "1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. " Но ВС РФ вверил судебную власть в руки консультантов. Эта проблема давно обозначена и известна председателю ВС РФ, но ее не решают, так как она создана искусственно, что бы отсеивать жалобы на этапе подачи.

14 февраля 2020 года я через личный кабинет (Госуслуги/ЕСИА) обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой в пользу моего доверителя.

17 февраля 2020 года ее отклонили.

17 февраля 2020 ода я проверил и понял, что по своей невнимательности не приложил диплом, соответственно в этот же день отправил с приложенным дипломом.

18 февраля 2020 года документ зарегистрировали в ВС РФ.


Оказалось, что после регистрации кассационной жалобы, ее без рассмотрения и со ссылкой на законодательство может вернуть не судья ВС РФ, а консультант.


При этом как обжаловать действия консультанта?

Я уже писал по ранее сложившейся практике «верховенства консультантов», до изменения кассационной инстанции.

Так же здесь обсуждалось, как создан барьер к правосудию, а именно на стадии обращения к Председателю ВС РФ.

Можно конечно и по КАС РФ обжаловать незаконные действия консультанта ВС РФ. Есть отрицательная практика такого обжалования, например, здесь. В данном случае возврат/отказ связан с бранью в обращении и было можно «притянуть за уши» злоупотребление правом.

Но в моем случае возврат связан с неверным толкованием законодательства и подзаконного акта со ссылкой на обзор практики, где имеется четкое указание - «Документы об образовании представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.» (стр. 143 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019))

Мной отсканирован подлинник диплома, что согласно пункта 1.3. Порядка получается - электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) – переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Мне вменяют ненадлежащее заверение, но консультантом не приведено ссылки на процессуальное право, что данный электронный образ документа заверяется усиленной квалифицированной подписью (так как этого нет), а так же не учтено понятие - электронная подпись – информация в электронной форме, присоединенная к подписываемому электронному документу или иным образом связанная с ним и позволяющая идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ.

А так же понятие - ключ электронной подписи – уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи. В качестве ключа простой электронной подписи используется учетная запись физического лица ЕСИА.

Создание электронного образа документа описано в пункте 2.2.1. Порядка - Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200 – 300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности, а именно: графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии), сканирование в режиме полной цветопередачи осуществляется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, если это имеет значение для рассмотрения дела;

и заверение электронного образа - 2.2.5. Электронный образ документа заверяется в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

В том числе - доверенность представляется . в виде электронного образа документа, заверенного . либо электронного образа, заверенного простой электронной подписью . лица, подающего документы.

И важное замечание в этом пункте - Если обращение в суд подано в виде электронного образа документа, такое обращение и прилагаемые к нему электронные образы документов считаются заверенными простой электронной подписью лица, подающего документы.

Но какие действия совершают с поданными в суд документами?

Так пункт 4.4. Порядка указывает - Просмотр документов, поданных в суд в электронном виде, осуществляется работником аппарата суда, ответственным за прием документов в электронном виде, который должен убедиться в том, что документы, поступившие в информационную систему, адресованы суду, доступны для прочтения, оформлены в соответствии с Порядком подачи документов, включая соблюдение требования о наличии графической подписи лица в электронном образе обращения в суд, требований к электронной подписи. Если данные условия соблюдены, пользователю в личный кабинет направляется уведомление о получении судом поданных в электронном виде документов. [авт. - мне ни разу уведомления, за все время обращений в ВС РФ, не присылались] В уведомлении указывается наименование суда, направляющего уведомление, наименования полученного обращения в суд и прилагаемых документов, дата и время поступления обращения в информационную систему и дата и время его получения судом. В уведомлении также может указываться номер соответствующего судебного дела (производства).

Если названные условия не соблюдены, пользователю направляется уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд. В уведомлении указываются причины, в силу которых документы не могут считаться поступившими в суд. [авт. - напротив, данные обращения приходят но в ниже указанной форме]


При этом Порядок предусматривает пунктом 4.5. - Документы отклоняются по следующим причинам: [авт. - приведены пункты близкие к рассматриваемой проблеме]

7) в нарушение законодательства и Порядка подачи документов обращение в суд в виде электронного документа не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью либо обращение в суд в виде электронного образа документа не заверено усиленной квалифицированной электронной подписью; [авт. - распространяется на случаи, когда это обязательно, например, заявление об обеспечительных мерах (абз. 2 ч. 1 ст. 139 ГПК РФ)]

9) электронная подпись не соответствует виду или формату, установленным Порядком подачи документов. Усиленная квалифицированная электронная подпись не прошла проверку: на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи истек, электронная подпись не соответствует документу, документ был изменен (модифицирован) после подписания его электронной подписью; [авт. - в нашем случае консультантом это не указывается]

11) к обращению в суд, подаваемому представителем, не приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на предъявление документов в суд; [авт. - в нашем случае консультантом указывается, что полномочия не подтверждены в соответствии с разъяснениями Обзора практики]

12) нарушены иные требования к электронным документам и (или) электронным образам документов, установленные Порядком подачи документов.

И как всегда, не был ВС РФ самим собой, если бы не вводил парадоксы, которые «ловко используют» консультанты — пункт 4.8. Порядка - Прием, учет и регистрация поступивших в электронном виде документов производятся в том же порядке, в котором осуществляется прием, учет и регистрация документов на бумажном носителе.

Часть 5 статьи 53 ГПК РФ, на которую ссылается консультант, гласит - «Иные оказывающие юридическую помощь лица представляют суду документы о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их полномочия.»

Все же является ли отсканированный оригинал диплома надлежащим документом или требуется дополнительное заверение из серии - «Докажи, что не верблюд!?».

Вот такой доступ к правосудию по кассационной жалобе, которая выкладывалась мной здесь.

UPD: Запросил документ через личный кабинет в ВС РФ. Пришел ответ в черно-белом изображении и без электронной подписи (вернее она не соответствует файлу). Вот так соотносят равенство прав и обязанностей в ВС РФ?!




Направил запрос с разъяснением данного решения. Ответ разумеется выложу позже (как получу).

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Поставка: основные проблемы договорной работы

Поставка: основные проблемы договорной работы

Бизнес-медиация

Бизнес-медиация

Похожие материалы

Комментарии (21)

1. Если бы подписывал судья, то ему надо было бы думать каким документом это оформить. Ладно, решил бы оформить так же, но тогда судья показывает свою некомпетентность, являясь членом высшего судебного органа.
2. Вопрос ведь не только в возврате. Вопрос в правильности этого возврата. Оригинал документа сначала подлежит заверению? И потом отсылается заверенная копия? Если знаете ответ, то напишите.

Потому что судья осуществляет правосудие, а консультант может только содействовать судье, но не принимать решение за него.

А что это? Сам консультант указывает (ссылается на) нормы гражданского процесса судопроизводства (правосудия).

Нет, это как раз и есть осуществление правосудия. Иначе надо дать такое право сотрудникам Почты России - зачем в Москву всё гонять? пусть на почтамтах вскрывают и определяют достаточность комплектности и оценивая поданное по признакам годности по комплектности, принимая по результатам процессуальные решения.

Я обжаловал и Консультанта ВС.

И зам. пред суда и секретарей судебных заседаний и зав. канцелярией.
И по ГПК и по КАС. И общей юрисдикции и арбитражного суда.

Всегда отказывали в принятии заявления по различным основаниям.
Вышестоящие суды общей юрисдикции оставляли без изменения.

Если в картотеке арбитражных дел посмотреть, то Арбитражный суд Московской области один раз рассмотрел такое заявление на Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по существу и подробно отказал. А Московская кассация отменила и производство по делу прекратила.

С тех пор и Арбитражный суд Московской области больше 50 раз отказывал в принятии.

Подход не изменился - готовы отказать по любым основаниям, которые могут придумать. У меня в "коллекции" 3 разных отказа по ГПК и 4 по КАС. Принцип один: "исходя из смысла. " Конституции РФ, ФЗ и ФКЗ: Органах судебного сообщества, Судопроизводстве, Статусе судей и пр. - "обжаловать никого нельзя".

См. далее - по КАС.

По ГПК я обжаловал консультанта ВС РФ, который вернул мне жалобу на определение по АПК, потребовав уплатить госпошлину, вопреки разъяснениям ВАС РФ, которые он не читал.

Сейчас в Санкт-Петербургском городском суде рассматривается частная жалоба. Вот, для примера. Может поможет.

Ошибочен вывод суда, что: «исходя из смысла и содержания статей 118, 120 и 122 Конституции Российской Федерации следует, что никакие действия (бездействия) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке административного судопроизводства».

На основании статьи 218 КАС РФ: «Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти… (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего… если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица».

В силу нижеперечисленных статей Конституции Российской Федерации:
10) «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
11) «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».
46) «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

«Раскрывая конституционное содержание права на судебную защиту, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в рамках судебной защиты прав и свобод возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные» – 2 абзац пункта 2 постановления Конституционного Суда РФ №29-П от 30.11.2012 «По делу о проверке конституционности положений части пятой статьи 244.6 и части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А. Г. Круглова, А. В. Маргина и др.».

Выявленный районным судом смысл статей 120 и 122 Конституции Российской Федерации, согласно которому получается: «Начальник отдела обеспечения судопроизводства по гражданским и административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции Малкова Н. И. не относится к числу лиц, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства» — из текста этих статей не следует.

В них на самом деле указано, что: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (часть 1 статьи 120), и что: «Судьи неприкосновенны» (часть 1 статьи 122), — к которым административный ответчик – должностное лицо Малкова Н. И. не относится.

Вывод суда противоречит толкованию процессуальных норм, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении №880-О-О от 14.07.2011 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скворцова Андрея Максимовича на нарушение его конституционных прав статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 6.2, 9, 10, 12.1, 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статьями 17, 19, 22 Федерального закона «Об органах судебного сообщества в Российской Федерации»:

«На основании статей 254 и 255 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, сами по себе данные законоположения не исключают возможности судебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, в том числе суда и самих судей.

Не соответствует закону разъяснения суда, что: «На действия (бездействие) Малковой Н. И. административным истцом может быть подана жалоба, которая подлежит рассмотрению с учетом положений ст. 56-59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации», так как в этих статьях федерального закона говорится об дисциплинарной ответственности государственных служащих, к которой их может привлечь их работодатель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: