Что из себя представляли фемические суды

Обновлено: 26.04.2024

Фемические суды (фемы, от древнегерм. fem — освобождение) представляли собой систему тайной судебной организации, появившейся в Вестфалии в конце XII — начале XIII века. Существовали в Германии в XII—XVI вв., однако последний фемический суд был отменён французским правительством в Мюнстере в 1811 году.

Содержание

История возникновения и организация

Фемические суды возникли в Вестфалии на рубеже XII—XIII вв. на основе старой системы местных судов по инициативе одного из архиепископов города Кёльна. Однако, в отличие от своих предшественников, эти суды носили тайный, полумистический характер. Появление фемических судов было связано с усилением феодальной раздробленности Германии и, как следствие, ослаблением императорской власти. Произвол мелких феодалов подготовил почву для появления подобного рода организаций. Народ прозвал эти суды «вольными судами». Соответственно с этим члены суда были прозваны «вольными судьями». Суды, возникшие первоначально только в Вестфалии, вскоре быстро распространились по территории всей Германии, пользуясь поддержкой населения. Они не подчинялись ни светской, ни церковной властям.

Суды рассматривали преступления, связанные с нарушением христианских заповедей. Суд располагал собственным фемическим кодексом, хранившимся в Дортмунде. На суд обвиняемый мог приводить свидетелей, а также, в случае недовольства решением суда, мог апеллировать к Генеральному капитулу тайного закрытого трибунала в Дортмунде. В суд обвиняемый вызывался тремя посланиями с интервалом в 6 недель. Не явившийся в суд после получения последнего послания обвинялся виновным и судился заочно. Обвиняемый объявлялся «осуждённым фемом», его имущество передавалось наследникам, его жена объявлялась вдовой, а дети — сиротами.

Осуждению не подлежали женщины и дети, евреи, язычники, а также титулованные дворяне и духовенство. Фемические суды выносили только два вида приговоров: казнь или изгнание. В случае вынесения смертного приговора приговорённого вешали на ближайшем дереве. Существовали также и другие виды казни. Приговоры не имели срока давности, и если приговорённому удавалось скрыться от судей, суд обязан был его преследовать сколько угодно долго.

Суды имели в своей структуре строгую иерархию, во главе которой стоял верховный судья — фрайграф. Ему обязаны были подчиняться все члены суда. Новые члены при вступлении в организацию давали клятву под страхом смерти сохранять тайну судопроизводства и руководствоваться лишь уставом фемического суда. Одна из формул присяги звучала так: «Клянусь в вечной преданности тайному судилищу; клянусь защищать его от самого себя, от воды, солнца, луны и звезд, древесных листьев, всех живых существ, поддерживать его приговоры и способствовать приведению их в исполнение. Обещаю сверх того, что ни мучения, ни деньги, ни родители, ничто, созданное Богом, не сделает меня клятвопреступником» [1] . Фемические суды имели три категории посвящения. Это «главные судьи» (Stulherren), «сидящие на скамейках» — «заседатели» (echevins), и послы (Frahnboten). Как и все тайные организации, фемические суды имели собственную символику, а также пароли и условные знаки. Девиз организации был «Strick. Stein. Gras. Grein» (в переводе — «Верёвка. Камень. Трава. Страдание»). Суды проходили либо публично, либо тайно.

Формально фемические суды просуществовали до XIX века, последний был распущен французским правительством в Мюнстере в 1811 году.

Интересные факты

Известно, что в 1470 году 3 фрайграфа вызвали в суд императора Священной Римской империи. [2] Не явившийся в суд император вынужден был, однако, снести оскорбление.

Значение в XX веке

В Веймарской республике убийства, совершенные правыми радикалами (например, организацией "Консул") - убийства Курта Эйснера в 1919 г., Маттиаса Эрцгебера в 1921 г. и Вальтера Ратенау в 1922 г. и др. пресса называла термином Fememord. В 1926 г. комиссия Рейхстага дала официальное определение этому термину - убийство члена или бывшего члена какой-либо организации в качестве мести за измену этой организации.

  • «Божий суд» — в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнём, раскалённым железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов.

Разновидность «Божьего суда» — судебный поединок. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за неё мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Божьего суда» лежит религиозное представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога. С течением времени (в Англии в XII веке, во Франции в XIII веке) «Божий суд» был заменён судом присяжных, но методы его применялись в дальнейшем инквизицией.

Связанные понятия

Орда́лии (от англосакс. ordol, лат. ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

Судебный поединок — один из способов разрешения споров в средневековой Европе, при котором исход спора решало единоборство сторон: победитель провозглашался выигравшим спор. Обычно использовался в случаях, когда установить истину путём допроса свидетелей было невозможно, но ни одна из сторон не признавала своей неправоты. По сути судебный поединок представляет собой санкционированную правом дуэль.

Испытание водой (также известно как Купание или Макание ведьм, от англ. Witch dunking) — разновидность ордалий, применявшаяся как в древневосточном (в частности, согласно Судебнику Хаммурапи) и средневековом уголовном процессе. Связанного обвиняемого в совершении преступления бросали в водоём и признавали невиновным, если вода не принимала его. В противном случае, обвиняемого казнили.

Епитимья́, или епитимия́ (др.-греч. ἐπι-τῑμία — «наказание, кара», лат. poenitentia) — вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви; имеет значение нравственно-исправительной меры.

Великая ассиза или Большая ассиза (лат. Magna Assisa) — законодательный акт средневековой Англии, содержавший инструкции для судебного расследования королевскими судами имущественных тяжб, относящихся к королевской юрисдикции. Текст ассизы не сохранился, время её принятия достоверно не известно, считается, что ассиза была издана королём Генрихом II около 1179 года. О содержании Великой ассизы известно благодаря Трактату о законах и обычаях королевства Английского, написанному между 1187 и 1189 годами.

Упоминания в литературе

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса – обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). В некоторых случаях требовалось наличие свидетелей и/или документа с печатью. Особый вид доказательств составляли обращения к „ божьему суду “. Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен – тонул (то есть бог реки „забирал“ его). Предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения.

Возможно, наилучшим комментарием будут собственные слова Павла из Послания к Римлянам. Так же как вышеприведенные строки можно назвать кратким содержанием Рим. 1–3, так и выражение «по природе чада гнева» есть как бы вывод из сказанного в Рим. 5:12–14. Павел утверждает, что «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем [Адаме] все согрешили». Дело даже не в том, что все унаследовали греховную природу, приведшую их к греху и, следовательно, к смерти, а в том, что «все согрешили» в Адаме и с Адамом. Ветхий Завет очень ярко показывает единство человеческой расы с этой точки зрения – о каждом будущем поколении говорится как о уже находящемся «в чреслах» поколения предыдущего. С этой истиной согласятся современные генетики. Павел говорит, что нельзя сделать Адама этаким козлом отпущения и укорять его за свои грехи, вину и осуждение, ибо и мы были в Адаме. Поэтому вполне верно высказывание, что мы согрешили в Адаме, в нем и с ним умерли, признаны виновными. Не в этом ли смысле нас можно назвать грешниками «по природе», определенными к суду Божьему ? Подавляющее большинство протестантских богословов желали бы добавить, что они верят в Божью благодать и в искупление Христово, простирающиеся над нами в годы детства, покуда человек не достигнет зрелого возраста, когда можно будет говорить об ответственности. Богословы реформатской традиции обращают внимание на рождение в завете (ср.: 1 Кор. 7:14). Но факт унаследования нами греха и вины или заслуживаемого нами осуждения остается фактом.

С VIII в. в Западной Европе получил распространение обряд помазания королей. Суть этого обряда заключалась в том, что церковь принимала данное лицо в свое лоно, но это не означало, что церковь обрядом помазания наделяла короля правом на власть или, тем более, «наполняла нового царя магической мощью»[64], церковь брала ответственность за действия царя, отвечая за него на божьем суде . Церковь помазанием выдавала полис (polis с фр. – страхование) новому царю, страховку в оправданности его будущих действий. Таким образом, церковь не претендовала на то, что она является единственным источником власти в этом мире. Король – такое же полномочное лицо на власть, как и церковь, только из юрисдикции королевской власти должно быть изъято право на решение вопросов, связанных с определением предельных нравственных ситуаций.

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово – менее понятным. Начиналась война или эпидемия – “ суд Божий !”; землетрясения, другие бедствия, всегда одно – “суд Божий!”… Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни отчего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис.

Новозаветные авторы не разделяют ни одного из этих ошибочных мнений. Они постоянно подчеркивают реальность и неизбежность Суда Божьего . Они говорят, что в тот день Христос будет Судьей (Мф. 16:27; Деян. 10:42; Рим. 2:16; 14:10,12; 2 Кор. 5:10; Еф. 6:8). Но в то же время мы узнаем, что приговор Бога о нас уже произнесен, во Христе мы оправданы и перешли из смерти в жизнь. Судья последних дней – это наш Спаситель (Ин. 3:18,36; 5:24; Рим. 8:33,34; 1 Пет. 1:3–5). Суд Бога покажет Его справедливость. Всем спасенным Он объявит прощение через искупительную смерть Христа и Его совершенную покорность. Однако верность народа Божьего будет явлена не как основа для его оправдания, а как свидетельство веры в Спасителя. Тем же, кто не сохранил верности, Сам Господь покажет, насколько лицемерно их исповедание: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23; 25:41). Суд Божий над святыми также сделает очевидной бесполезность неискреннего служения. Небесная награда будет измеряться той преданностью, которую проявили искупленные служители Господа (1 Кор. 3:13–15; Мф. 25:14–30).

Если ни свидетелей, ни очевидной виновности одного из ответчиков не находили, то дело решалось божьим судом (теми же ордалиями) или полем – т. е. поединком.

В Истории человечества есть немало примеров того, как простые люди брали правосудие в собственные руки, устав от бессилия и продажности царей земных :

Суд Феме (фемический суд/трибунал или Трибунал свободных судей) существовал в Германии в XII — XVI вв.. В отличие от местной юстиции, зависимой от феодальных владетелей, суд Феме считал себя свободным (что было зафиксировано в одном из его названий), так как подчинялсятолько Богу, а членами, чиновниками и подсудимыми в нем были исключительно лично свободные граждане.


Поначалу это были открытые судилища, во всех смыслах – они происходили под открытым небом и в присутствии общественности. Но фемический суд быстро превратился в тайное судилище, само слово „феме“ стало синонимом тайного суда и даже самосуда.

Подобно многим тайным обществам, Фем имел свои собственные внутренние правила и ритуалы. Посвященные почитались святыми. Степень их влияния была такова, что они могли появиться где угодно невооруженными, зная, что месть Фема неизбежно настигнет возможного обидчика. Их основной центр, известный как DieKrummeGrafschaft («Горбатое графство»), находился в Дортмунде.

Суд Фема карал только за определенные категории преступлений: ересь, отступничество, святотатство, изнасилование и оскорбление беременных женщин, воровство и грабеж с участием евреев, убийство, прелюб одеяние, колдовство и бунт. Собрание Фема решало, требует ли то или иное преступление его вмешательства. Если ответ был положительным, то глубокой ночью покрытый капюшоном служитель ордена доставлял виновному вызов на судилище. В одной из повесток было написано следующее: «Знай, граф Грюненберг, восседающий во Франкфурте, что ты обвинен графом фон Мюльхузином перед Судом Фема в серьезном преступлении, и сим тебе предписано предстать в следующий вторник перед моим свободным судом под липами в Лихтенфельсе» (подпись: Иохаан Ласке, фрайграф фон Лихтенфельс).

Если несчастный не являлся на Суд Фема, то любая попытка избежать расправы была тщетна. Обвиняемый становился меченым, strick-kind («дитем петли»). Если он сбегал, то повестку расклеивали на четырех углах его дома, и за ним начиналась охота. Беглеца осуждали заочно, а его имя вписывали кровью в книгу «Красная башня». Где бы или когда бы его ни разыскали, обязанностью любого члена ордена было убить его. Таково было dieHeimlicheAcht («Тайное предписание»).

СУД ЛИНЧА Возник и долгое время существовал в США как реакция обычных людей на преступный беспредел. В России его бы назвали самосудом. Традиционно считается , что "суд Линча" действовал только в отношении чернокожих, но это не так. Например, в августе 1915 г. линчеванию подвергся Лео Франк, изнасиловавший несовершеннолетнюю. В марте 1891 г. 11 членов итальянской преступной группировки г. Нью-Орлеан.

Система правосудия, выработанная цивилизованным обществом за долгие годы, несовершенна. Правосудие действует медленно и не всегда верно.

В частности, в США и Великобритании делаются все усилия, чтобы защитить права обвиняемого. В основе всего лежит тот принцип, что человек является невиновным, пока не будет доказано обратное, и что лучше позволить преступнику избежать наказания, чем осудить невиновного. Поэтому неизбежно возникает соблазн взять правосудие в свои руки, напасть на тюрьму, похитить обвиняемого и без суда и следствия покарать его — вплоть до смертной казни. Естественно, что такое может произойти, если преступление, якобы совершенное обвиняемым, вызывает особое негодование. Самосуду столько же лет, сколько цивилизации. Он всегда «идёт» плечом к плечу с мягкими законами или безволием и продажностью властей. Если же говорить конкретно о суде Линча, то он зародился на землях Северной Америки в последней четверти XVIII века.

В США суд Линча существовал параллельно с официальным законодательством с 1882 по 1936 год. За этот период линчеванию подверглось без малого 5650 человек. Но это вовсе не значит, что всех преступников вешала, сжигала и убивала разъярённая толпа. Подобные случаи составляли всего 0,5%. В основном же линчевание заключалось в моральном унижении людей, которые преступали закон.

Их раздевали догола, обмазывали дёгтем, вываливали в перьях, сажали на телегу и в таком виде возили по городу под смех и улюлюканье толпы. Навеселившись вволю, жертву отпускали на все четыре стороны. Как правило, данное мероприятие имело очень сильный психологический и воспитательный эффект. Жертва линчевания навсегда исчезала из города и уже никогда не беспокоила граждан своими мелкими уголовными пакостями.

Одним из первых правовых институтов возникших в исламе является институт судебной власти. Подобно системе общего права, мусульманское право развивалось частично в процессе развития судебной системы. Если в начале судебная система была частична независимая, то впоследствии оно стало инструментом в руках властей. Вместе с этим судебная власть в мусульманских государствах никогда не была послушным инструментом в руках правителей, хотя и есть исключения. Каждый человек в Исламском обществе, независимо от его веры или религиозной принадлежности, статуса, положения, имеет определенные неизменные права, которые включают в себя следующее:

1. Право искать защиты от угнетателей. Человек может подать в суд на своего угнетателя.

2. Право быть выслушанным перед судьей. Это основано на Хадисе Посланника Аллаха (с. а. с.):

«Воистину, Аллах (с.а.с) направляет ваши сердца и скрепляет ваш язык [с истиной]. Когда истец и ответчик сидят перед вами, не выносите приговор для одного, пока не услышите заявление другого, услышав заявление первого».

3. Право считаться невиновным до тех пор, пока не доказана вина. Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал:

«Если людям выносят [решение] на основе их требований, вы увидите, что люди жаждут крови других людей и их богатства. Однако, ответчик должен присягнуть».

А в традиционной версии Байхаки это выскахывание заканчивается так:

«Доказательства должны быть представлены истцом, и присяга должна быть дана со стороны обвиняемого».

4. Право подозреваемого человека, на законный судебный процесс и на соблюдение его прав. Например, подозреваемого нельзя подвергать пыткам в любой форме, совершать над ним насильственные, жестокие действия, причинять страдания, чтобы заставить его дать любое показание. Посланник Аллаха (с. а. с.) запретил это, соответственно, когда он сказал:

«Аллах освобождает мою Умму [народ] от следующего: ошибок, забвения и всего, что они вынуждены делать»

Второй Халиф Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.а.) заявил: «Человек не будет нести ответственность за признание, если вы причинили ему боль, запугали его или подвергли заключению [для получения признаний]».

5. Право, согласно которому только виновные будут наказаны и понесут личную ответственность за содеянное. Это означает, что никто не должен нести ответственность за ошибки других. Обвинения, подозрения и наказания должны быть нацелены на виновного и не распространяться на членов его семьи.

Аллах, справедливо говорит в Благородном Коране:

Кто делает добро, делает это для себя самого, а кто делает зло, делает это против себя самого. Господь твой поступает с рабами справедливо! (41:46)

Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал:

«Никто не должен брать на себя [вину] своего брата или отца».


  • С развитием «практической каббалы» в конце средневековья появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда. В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не «управляет» Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости. Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если «жертва» невиновна, наказание падает на призвавшего.

Каббала сефирот

"пульса денура" - это особый обряд, совершаемый в случае, когда несколько авторитетных, знающих методику мудрецов, придя к выводу, что деятельность того или иного еврея угрожает всем евреям в целом, просят Бога вмешаться и разобраться. И Бог, как считается, отзывается, а разобравшись, наказывает виновного: если тот очень-очень виноват, убивает через несколько лет, перед тем поиздевавшись, если просто очень виноват, убивает, не издеваясь, в течение года, а если виноват, но не очень, карает неприятностями в жизни.

Десять избранных раввинов встречаются в полночь в синагоге. Они разжигают черные свечи, трубят в шофар и читают определенные отрывки из книги "Зоар".

Если тот, против кого оно направлено, действительно заслуживает наказания за содеянное и представляет собой серьезную опасность для еврейского народа, этот человек скончается в течение года. Если раввины ошиблись, проклятие обернется против них самих.


Еще следует отметить, что обряд этот действует только в отношении евреев (какого-нибудь Гитлера бомбить пульса денура бессмысленно), а если по итогам Божьего расследования выясняется, что обвиняемого оклеветали, гнев Свыше оборачивается против обвинителей, - и поскольку риск серьезен, такие обращения на самый верх случаются не очень часто.

Теперь о конкретике. Как правило, проводящие такой обряд не особо свое делание афишируют, но некоторые сведения имеются. Так, достоверно известно, что объектами обряда были:

Евреи-ультраортодоксы были разгневаны публикациями в газете, основанной "отцом современного иврита " Элиэзером Бен-Йехудой , за что прокляли лингвиста. [3]
Элиэзер Бен-Иегуда, "отец-основатель" иврита. Рассердил ультраортодоксов, но выжил и даже пережил проклинавших (они были старенькие и умерли вскоре после того, а он жил еще долго);

Лев Троцкий, проклятый известным раввином Хафец-Хаимом в 1925 "за навлечение на евреев гнева иных народов"; дальнейшая судьба Льва Давидовича от краха карьеры до тыца в темечко, думаю, известна всем;

Герцон Агрон, мэр Иерусалима, попал под раздачу в 1959-м после приказа снести могилы каких-то праведников и скончался ровно через две недели;

Ихцак Рабин, премьер-министр Израиля, подписал соглашение о создании ПНА, не скрывал, что готов к дальнейшим широким уступками был и через месяц после проклятия погиб от руки правого экстремистам, возможно, вслепую разыгранного спецслужбами;

Ариэль Шарон, еще один премьер-министр Израиля, жестоко разогнав демонстрации протеста, вывел еврейские поселения из сектора Газа, получил свою пульса де нура, а вскоре (как и сказано в заметке) впал в кому и умер, восемь лет прожив растением;

Эхуд Ольмерт, опять-таки премьер-министр Израиля, продолжил политику уступок. В июле 2006 года группа каббалистов обратилась к Богу, но Ольмерт жив и поныне, однако долго болел раком (вылечился) и фактически ушел из политики, потеряв всякое влияние,

Как было указано выше, при феодализации Германии сравнительно немногие суды остались в непосредственном подчинении императорской власти и свободными от местных феодалов. Они поэтому и назывались «свободными» судами, а руководящие ими представители центральной власти — «свободными графами».

В Вестфалии, где сохранилось более всего «свободных судов», они превратились в XIV в. в весьма своеобразные «тайные судилища» — так называемые фемические суды (Femgerichte)

Хотя указания на Femgericht встречаются с XII века, но сведения о регулярной деятельности этих судов относятся ко времени между 1352—1382 годами, когда архиепископы Кельнские от имени императора стали осуществлять пожалование привилегии «свободным графам» на руководство «свободными судами». Суды эти, именовавшиеся то фемическими, то вестфальскими, первоначально, как указывает Я. Гримм, являлись обычной формой суда между свободными людьми (placita liberorum), но превратились на «красной земле» (то есть в Вестфалии и Саксонии) в особый «союз свободных шеффенов» 2.

О деятельности фемических судов трудно говорить с полной определенностью, так как о ней сохранилось гораздо больше легенд, чем достоверных документов . ^

Известно, что графы и города, покупавшие у архиепископа Кельнского привилегию отправления Femgericht, дорого платили за нее. Точно так же дворяне и бюргеры, домогавшиеся включения в число «свободных шеффенов», уплачивали значительные взносы руководителю соответствующего суда Перед их зачислением происходила особая проверка их нравственных качеств. Шеффены приносили в торжественной обстановке особую присягу, в которой обязывались неуклонно выполнять все постановления Femgericht, даже если они были бы направлены против самых близких им лиц. Кроме того, они под страхом смерти обязывались хранить в полной тайне все, касающееся деятельности суда.

В XIV—XV вв. центр тяжести в деятельности Femgericht перемещается ic открытых заседаний на закрытые, окруженные особой таинственностью, обычно происходившие ночью .

В заседаниях фемического суда должны были принимать участие «свободный граф», его специальный заместитель (Fronbrote), на котором лежала обязанность исполнения приговора, и «свободные шеффены» в числе «е менее семи; иногда их число доходило до ста. Как указывает историк немецкого права Шредер, не ссылаясь на какие-либо источники, в фемическом суде мог председательствовать сам император или его личный представитель

За тяжкие преступления против «законов бога, императора и короля» суд приговаривал обвиняемого к смертной казни. Первоначально такой приговор не подлежал обжалованию. Позднейшим смягчением была возможность обжаловать его в суд архиепископа Кельнского.

Самое исполнение приговора поручалось указанному выше заместителю «свободного графа» (Fronbrote) совместно с группой «свободных шеффенов». Они должны были отыскать осужденного, схватить его и немедленно повесить на ближайшем дереве, оставив специальный знак, указывающий, что в данном случае имело место не злодейское убийство, а исполнение приговора.

Смертной казни подвергался и тот из «свободных шеффенов», который уклонялся от исполнения приговора или нарушил присягу о соблюдении тайны .

Есть указания на то, что в XV—XVI вв. деятельность Fem- gericht распространилась на ряд местностей Германии, и что «свободные графы» давали иногда охранные грамоты проезжавшим в их округах людям, в частности купцам, гарантируя их от нападений и разбоев .

Эти данные, как и сведения о составе «свободных шеффенов», позволяют думать, что деятельность фемических судов была направлена, главным образом, на охрану политических и экономических интересов императорской власти и поддерживающих ее групп. Слабость центральной власти, вероятно, и объясняет таинственность, окружавшую судебную расправу.

Фемические суды были упразднены при императоре Максимилиане Габсбургском (1493—1519).

Посылая это приглашение, ни на что другое фрайграфы особо и не рассчитывали. Они лишь стремились тем самым показать, «кто в доме хозяин». А хозяином в доме, то есть в немецких землях, Фридрих III был никаким. И началось это не вчера.

Когда молчит Фемида

Императорская власть в Германии зашаталась ещё за два столетия до этого — в то время, когда герцог Саксонии и Баварии, Генрих Лев, за отказ от участия в Крестовом походе был лишён императором Фридрихом Барбароссой почти всех своих владений. Вестфалия как часть Саксонии была передана архиепископу Кельнскому. Фридрих из похода не вернулся — утонул на речной переправе, а архиепископ навести порядок в своём новом владении так и не смог. Впрочем, анархия вскоре охватила все немецкие земли. Обычным явлением стали притеснения и насилие по отношению к простому народу со стороны местных властителей. Последователи рыжебородого императора уже не имели его железной хватки, и страна довольно быстро развалилась на множество мелких феодальных владений. Императорский суд утратил былое значение, и народу пришлось самому позаботиться о защите своих прав.

Вряд ли беззакония коснулись Вестфалии каким-то особым образом, но именно здесь в середине XIII века впервые возникли фемгерихты — «вольные суды», или «священные судилища». Распространившись в других немецких землях, они стали известны также под названием «тайных» или «запрещённых» судов.

Они не подчинялись ни светской, ни церковной власти и пользовались поддержкой большинства населения. Но люди одновременно испытывали и неописуемый ужас при одной только мысли 0 том, что дело может когда-нибудь коснуться их самих.

Фемгерихт

Это не был суд Линча, когда разъярённая толпа творит расправу над беззащитной жертвой. «Вольные суды» действовали в соответствии с кодексом, хранившимся в Дортмунде, а само судопроизводство осуществлялось согласно «Саксонскому зерцалу». Чаще всего рассматривались дела, связанные с преступлениями против христианства и нарушением десяти заповедей. Под действие этих судов не подпадали женщины и дети, евреи, язычники, а также высшее дворянство и духовенство.

Заседания суда могли быть открытыми или тайными — всё зависело от поведения обвиняемого. Если он добровольно являлся по вызову фрайграфа, то его дело рассматривалось в открытом заседании, и он мог защищаться, пригласив 30 своих друзей, готовых подтвердить его правоту. Если же он игнорировал такой вызов, то заседание было тайным, а приговор содержался в строжайшем секрете. Так же, как и само обвинение, которое озвучивалось только в суде, а не предъявлялось обвиняемому. И именно эта — тайная — сторона деятельности судов вызывала наибольший страх. Потому что любой человек мог быть в чем-либо обвинён, не имея 30 верных друзей, не мог защищаться, а при неявке в суд вообще ничего не знал о своей участи. А о том, что участь осуждённого неизбежна, было известно всем. И на это была направлена вся организация «вольных судов».

Фраиграфы и шеффены

По сути, это были Тайные общества, весь состав которых набирался исключительно из посвящённых, прошедших соответствующий обряд и наделённых определёнными правами и обязанностями.

Различалось три степени посвящения: «главные судьи», или фрайграфы, «заседатели», или шеффены, и послы.

В заседаниях участвовали фрайграф и пожелавшие того шеффены, но не менее семи. Иногда их число доходило до 100 и более. Быть шеффеном считалось почётным и относительно безопасным. Поэтому даже местные властители были заинтересованы в том, чтобы кто-либо из их приближённых попал в число «заседателей», а иногда и сами становились посвящёнными. Но для этого необходимо было пройти строгий отбор и дать клятву под страхом смерти хранить тайны «вольных судов», неукоснительно исполнять свои обязанности и доносить, если потребуется, даже на своих родителей и родственников.

Несмотря на столь жёсткие требования, в XV века в Германии насчитывалось около 100 тысяч «заседателей».

Судопроизводство

Для рассмотрения дела в «вольном суде» необходимо было, чтобы жалоба по поводу того или иного преступления попала в руки фрайграфа. Сделать это вправе был только шеффен, который мог жаловаться от своего имени как потерпевший либо выступать в качестве обвинителя по поручению другого потерпевшего.

На основании полученной жалобы фрайграф приглашал обвиняемого добровольно явиться в суд. Если тот был непосвящённым, то ему давалось на это шесть недель и три дня. Если же посвящённым, то 19 недель и два дня. Передачей приглашений занимались послы, и делали они это открыто. Если обвиняемый мог быть опасен для посла, приглашение прибивали ночью к входной двери или к воротам замка. Если же местопребывание его было неизвестно, то приглашение выставлялось в людном месте или на перекрёстке дорог.

В том случае, когда приглашённый не являлся на судебное заседание, обвинитель озвучивал суть жалобы перед собравшимися, а затем, встав на колено и положив два пальца на меч, приносил клятву в том, что говорит правду. Если при этом шестеро его друзей клятвенно подтверждали его честность, обвинение считалось доказанным. Причём подтвердить они должны были не обстоятельства дела, о которых могли и не знать, а то, что обвинитель заслуживает всяческого доверия.

После этого фрайграф, посовещавшись с шеффенами, выносил приговор. А он мог быть только двух видов: смертная казнь или изгнание.

Скреплённый печатями приговор выдавался на руки обвинителю, и с этого момента все шеффены по всей Германии обязаны были всячески содействовать ему в исполнении этого приговора. То есть в поимке осуждённого и повешению его «на ближайшем дереве». Для распознавания «своих» незнакомые между собой шеффены имели особые условные знаки и пароли, а чтобы осуждённый не мог предпринять каких-то ответных мер, приговор держался в строжайшей тайне. За её разглашение любому посвящённому грозила смертная казнь.

По сути на осуждённого начиналась охота по всей стране. В любом месте и в любой момент он мог быть повешен. При этом в ствол дерева, на котором вешали человека, втыкался нож в знак того, что он принял смерть от неумолимой руки «вольного суда».

Конец истории

Обычные суды, действовавшие на строго ограниченной территории, в тех условиях — при отсутствии полиции и эффективной связи — зачастую оказывались неспособными обеспечить розыск и арест скрывающегося от правосудия преступника. Поэтому «вольные суды» с их разветвлённой сетью агентов по всей стране долгое время были единственной реальной возможностью приведения приговоров в исполнение. Но, как и в любом деле, здесь также не обходилось без злоупотреблений. Бывали случаи сведения с их помощью счетов с противниками и даже подкупа «вольных судей», поэтому уже во второй половине XV века всё чаще стали поступать жалобы на их произвол, и с усилением императорской власти и государственного судопроизводства они постепенно стали терять своё значение. Формально они просуществовали до XIX века, и последний из них был распущен в Мюнстере уже при Наполеоне Бонапарте.

Поцелуй девы

По преданию, кроме повешения, в арсенале «вольных судов» имелся и такой способ казни, как «поцелуй Девы». Осуждённый должен был целовать статую Святой Девы, находящуюся в подземелье. При прикосновении к ней в статуе открывалась дверца, и особый механизм заталкивал жертву во внутренность статуи, усеянную острыми шипами. Затем пол проваливался, и смертник попадал на три пары больших деревянных валов, расположенных друг под другом и усеянных острыми клинками. Валы вращались, и когда тело жертвы проходило через эту мясорубку, от него оставались лишь мелкие куски, падавшие в протекавший внизу ручей.

Журнал: Все загадки мира №17, сентябрь 2020 года
Рубрика: Из глубины веков
Автор: Александр Фролов

Telegram-канал Багира Гуру

Что на самом деле написал Суворов коменданту Измаила?

Знаменитой легендой русской военной истории является известный ультиматум Суворова коменданту турецкой крепости Измаил. Как гласит предание, прибыв в декабре 1790 года под стены Измаила, Суворов отправил коменданту турецкой крепости краткий, но ёмкий ультиматум: «24 часа — воля, первый выстрел — неволя, штурм — смерть».

Константин Острожский - краткая биография

Князь Константин-Василий Острожский — некоронованный король Речи Посполитой, владевший третьей частью Волыни, огромными имениями в Галичине, на Подолье, Киевщине, Черкащине и Левобережье, — был чрезвычайно богат.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: