Что делают капитаны речных судов зимой
Обновлено: 25.04.2024
Зимой круизная жизнь замирает, а знаете ли вы, где полгода холодов и метелей пережидают теплоходы? Давайте заглянем в «зимнюю берлогу» к нашим речным друзьям и узнаем где и как отдыхают круизные лайнеры в период межсезонья.
В конце каждой навигации теплоходы отправляются в затоны — это речной залив значительных размеров, защищённый от ледохода и течения, удобный для зимовки или постоянной стоянки судов. Для каждого лайнера место определяется заранее. Так, например, в подмосковном городе Долгопрудный, на канале имени Москвы, в «Московском яхтенном порту» (Хлебников затон) зимуют 11 теплоходов, на которых наверняка кто-то из вас уже путешествовал.
Здесь отдыхает знаменитый четырехпалубник «Михаил Булгаков» , который кстати одним из первых открывает навигацию 2021 года рейсом «Москва-Тверь-Мышкин-Углич-Москва» с 30 апреля по 03 мая 2021 г . Также в Хлебниковом затоне зимуют теплоходы класса Люкс: «Александр Грин» , «Княжна Виктория» , «Россия» . Из Премиум-сегмента здесь можно встретить теплоходы: «Сергей Есенин» , «Андрей Рублев» , «Илья Репин» , «Василий Суриков» и другие.
Как «подснежники» укрытые уютной снежной шапкой, круизные лайнеры тихонечко «спят» в плену ледяной бухты.
Кстати, толщина льда в затоне зимой достигает 20-30 сантиметров, что позволяет обслуживающему персоналу спокойно перемещаться между судами.
Немного из истории канала имени Москвы.
Канал имени Москвы (сокращённо КиМ) соединяет реку Москву с Волгой, именно поэтому до 1947 года канал назывался Москва-Волга. В 1947 г., в связи с 800-летием Москвы, канал был переименован в честь столицы. Общая длина КиМ — 128 км. Особенностью канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням, первая высотой 6 метров, а последующие четыре — 8 метров; на концах ступеней размещены шлюзы. Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы — ежегодно по каналу из Волги поступает 1,5 — 2 км³ воды. Канал обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области— всего на канале 8 ГЭС, создаёт кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой. Именно благодаря системе каналов: Беломорканал, Волго-Донской канал, за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.
Канал им. Москвы в 2022 году будет отмечать 85-летие. В 1937 году специально для канала Москва-Волга на заводе «Красное Сормово» (Горький) была построена флотилия совершенно новых по техническим характеристикам и дизайну комфортабельных пассажирских судов. Самыми большими из них были четыре теплохода на 205 пассажиров: «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов».
Именно эти первые советские теплоходы, наряду с актрисой Любовью Орловой стали главными героями музыкальной комедии «Волга, Волга». Любимый фильм вождя всех времен и народов Иосифа Сталина должен был наглядно продемонстрировать всему миру и собственному населению достижения Советского Союза 1930-х годов.
Канал Москва-Волга и идущие по нему новые советские теплоходы стали своего рода символом той эпохи.
С того времени, в эксплуатации на канале остался единственный легендарный отреставрированный теплоход «Максим Горький» 1934 года постройки.
Как готовят теплоходы к зимней спячке.
В конце сезона команда теплохода во главе с капитаном и технической службой бережно готовят судно к зимней консервации. Это достаточно ответственная работа, так как готовность судна к межнавигационному отстою проверяет специальная комиссия, которая в соответствии с правилами технической эксплуатации, пожарной безопасности и судовой технической документацией одобряет отправку судна на «зимний покой».
В период зимовки с теплоходов снимают все спасательные средства и в обязательном порядке проверяют их.
Теплоход в буквальном смысле «раздевают», снимая весь текстиль: шторы, постельное белье, скатерти, ковролин — все отправляется в химчистку или прачечную. Если что-то необходимо обновить, то в этом случае закупаются новые комплекты к началу навигации. Вообще, ежегодно к началу навигации на многих теплоходах что-то улучшается, обновляется, перестраивается, оформляется — творческий процесс в дизайне и технический прогресс бесконечны.
Кстати, о дизайне. Когда в 1959 году Никиту Сергеевича Хрущева пригласили на новый теплоход «Добрыня Никитич», поднявшись на борт трехпалубника, он настолько был поражен комфортом и внутренней отделкой, что воскликнул: «Вот это роскошь для советского трудящегося!», демонстративно снял ботинки и пошел по теплоходу босиком. Вся делегация, все приглашенные гости вслед за лидером тоже сняли ботинки и пошли инспектировать теплоход в одних носках. Бахилы, как полезное изобретение человечества на тот момент еще не были известны советскому пролетариату.
Кстати, обычай разуваться перед заходом на борт теплохода до сих пор остается в круизах по реке Меконг (самая большая река на полуострове Индокитай), но там этот обычай берет свое начало от элементарной санитарной безопасности — ботинки снимают, чтобы не занести на пароход заразу.
В конце 70-х годов на Волгу начали приходить теплоходы 301 и 302 проектов: «Санкт-Петербург» , «Федор Достоевский» , «Дмитрий Фурманов» , «Княжна Виктория» , «Александр Пушкин» и многие другие. На сегодняшний день они составляют основу круизного флота Российской Федерации.
В тот момент, когда они приходили, все люди кричали: «Какие ужасные чемоданы!» Сегодня про новые теплоходы «Мустай Карим» , и «Петр Великий» , люди говорят то же самое. Но рано или поздно новые теплоходы становятся нам близки и любимы, и мы привыкаем к их дизайну.
Капитаны теплоходов, их помощники, штурманы (речники). Что они делают зимой, когда нет навигации? зима помощник капитан теплоход штурман навигация речник
"На печи лежат", как и крестьяне - у них картошка тоже зимой не растёт. Зимой работают хоккеисты и учителя, но им летом отдыхать приходится.
Готовят свою телегу и учат материальную часть.
Все занимаются ремонтом подвижного состава.
Он, в смысле, пароходы, так быстро ломается? Плавал много раз по Волге. Всё работает.
А для этого целую зиму люди работают. Что-то меняют, что-то переделывают - работы хватает.
Это тост! Выпьем, же за судомехаников, боцманов, капитанов и матросов. Удачи им.
Бухают? А нам весной на них плыть!
На ком ? На капитанах .
На их пароходах, блин!
Дык, пароходы не бухают .
Я сам в юности чуть, боцманом не стал. Теперь, на старости лет думаю: зря, ли, отказался?
Однако,все что делается, или не делается -все к лучшему.
Отдыхают. Как будто работали. ))))
Отдыхают, у них отпуск и отгулы.
уходят в длительные отпуска.
Что они там делают, кто им платит?
Техосмотры, ремонты, отпуска?
Ремонтируют суда и отдыхают
Наоборот! Очень повезло, что расстались. иначе я бы не встретила самого главного человека в своей жизни! На круизном, говорите?) пусть идет) романтика)
Насчёт моей супруги, конечно, фантазия. Она - пенсионерка. А Вы, Евгения , отлично выглядите. Посмотрел на Вашей страничке.
Спасибо! И вашей супруге большой привет!
Уходят в спячку ,наверное
В отпуск идут наверное.
5 месяцев навигация, 7 месяцев - отпуск. Я тоже хочу.
Вряд ли они столько сидят .Наверное ищут еще работу .
А что там смотреть? Бухают, наверное.
они в порту курят
Курить полгода? Типа, "Табачный капитан", как в кино.
Я, Елена, в прошлом году проезжал в круизе через Рыбинск. Должна была быть экскурсия. Но экскурсоводша сказала, что там смотреть нечего. Что, действительно нечего??
Речной флот встал на зимовку. Экипажам предстоит подготовить суда к предстоящему ежегодному ремонту. Какое оборудование отдают на хранение и как прошла навигация 2021-ого года? Расскажет Константин Крестников.
В затон суда начали заходить в середине ноября. Среди них и сухогруз "Волго-Дон 163". Капитан Олег Столяров вместе с экипажем готовит теплоход к зимовке. Рассказывает - с романтичной профессией мужчина связал себя в семидесятых годах, когда пришел работать на флот. О другой, продолжает Олег Столяров, даже не думал - пошел по стопам родителей-речников. Теперь делится с журналистами профессиональными историями.
Олег Столяров, Капитан теплохода "Волго-Дон 163": Случай был на Азовском море. Попали мы в шторм. Шторм был хороший. В течении, наверное, там, девяти часов такая качка была! Но она для судна, как бы, все же рассчитано. психологически для команды немножко тяжеловато.
В таких ситуациях, улыбается капитан, успокаивают соленые сухарики. Сейчас за 7 дней экипаж должен собрать инвентарь с теплохода. Это пожарное оборудование, спасательное и навигационное. Уже зимой на судах начнут ежегодные ремонтные работы.
- Ремонт главных двигателей проводится у нас в пять лет. То есть сейчас у нас двигатель подготовлен. Весь слитый. Будут подниматься цилиндровые крышки. Все это будет раскручиваться в дальнейшем зимой на ремонте, будет выниматься, чиститься.
По информации судоходной компании, всего на перевозках грузов по внутренним водным путям было задействовано порядка 180-ти единиц речного флота. Но некоторые из них зимовать будут за пределами Нижегородской области.
Иван Кривоногов, Главный технический менеджер судоходной компании: В этом году уже все зашли - 151-на единица. 37 буксиров толкачей типа ОТ, 35 Волго-Донов, 53 баржи несамоходные и вспомогательный флот.
Основным грузом внутри России в этом году, по информации судоходной компании, стала щебеночная продукция. Сухогрузы доставляли ее из карьеров Карелии в порты Волги. На экспорт же отправляли зерновые культуры, металл и нефтепродукты. Следующая навигация начнется уже в апреле.
Еще больше новостей смотрите в проекте "Вести-Приволжье"
Подходит к концу зимовка для теплоходов ООО «Набережночелнинская судоходная компания». Они пришвартованы в затоне и ждут команды «Пора в рейс!». О своей профессии и экипаже «Челнинским известиям» рассказал капитан-механик теплохода «Дунайский-54» Михаил Березин.
Отец дарил бумажные кораблики
Команда Березина готовит к навигации самый мощный на предприятии теплоход «Дунайский-54», который уже более полувека на ходу. В капитанской рубке полный порядок: на оборудовании ни пылинки, в стопку сложены судовые журналы. У строгого и требовательного капитана Березина не забалуешь.
– Михаил Ильич, навигация новая, а традиции наверняка давние?
– Уже 46-я навигация, и, признаюсь, впервые на моей памяти такая ранняя весна. Традиции известные: на теплоходе должен быть полный порядок и готовность к рейсу. Для того чтобы он прошел без проволочек, заранее, на берегу, готовим судно, по лоцманским картам прочерчиваем маршрут с учетом характера реки. Парни в экипаже толковые, в университетах заочно учатся, меня с полуслова понимают. А задача капитана – продумать и сделать так, чтобы никаких экстремальных ситуаций в рейсах не было. Воспитываю команду на личном опыте, объясняю: чтобы стать речником, нужны упорство и мотивация. А то бывает, попал практикант в шторм, покачало его, и больше на судно ни ногой.
теплоход "Дунайский-54" готовится к рейсу
– Сколько времени не виделись со своим теплоходом?
– С момента зимовки, то есть с ноября. В феврале уже заступил на вахту. Каждый раз, возвращаясь из отпуска, здороваюсь с теплоходом, он для меня как живое существо. Вообще судно – это зона повышенной опасности, надо постоянно быть начеку, не теряться во внештатной ситуации. На воде ценится смелый, уверенный, решительный человек. И любопытный – необходимо желание изучать все новое, заниматься самообразованием, постоянно совершенствоваться.
– Многие мальчишки мечтают держать в руках штурвал, но не все доходят до цели. Когда у вас загорелся глаз стать капитаном речного судна?
– Свою роль сыграло то, что я с Вятки, из Кукморского района. Прадед работал бакенщиком, а отец, которого в армию призвали в 1945-м, восемь лет прослужил на флоте, и бумажные кораблики он мне дарил. Видно, передалась по наследству их любовь к водным просторам. Со школьных лет пропадал на реке, плавал, рыбачил, мама меня кормильцем семьи называла. После армии поступил в Казанский речной техникум.
– Как началась ваша карьера?
– С дипломом в 1974 году приехал в Челны и третьим штурманом отправился в первый рейс в Астрахань. Сначала водил пассажирские теплоходы – «Заря», «Ракета», «Восход», а с 2006 года – за штурвалом грузового судна. Перед тем как стать капитаном, прошел все ступеньки, которые отражены в моей послужной книжке. Для получения опыта нужно уметь выполнять любую работу – от мытья палубы до оказания первой помощи. С теплотой вспоминаю своих учителей Анатолия Борисовича Баранова, Альфата Салаховича Гатауллина. Мне на них хотелось равняться.
«Раньше из Вятки воду пил»
– Какая экстремальная ситуация вам запомнилась?
– Бог миловал: ни одной аварии за все время моей работы не было. У капитана большая ответственность за экипаж, груз и судно. Маршруты разные: Астрахань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Казань, Тольятти, Пермь. Невозможно подсчитать все километры пройденного водного пути. Но в каждом рейсе наш экипаж доказывает свое мастерство, ведь бывают и штормы, и мелководье. На грузовом судне нужен физический труд: здесь, по сравнению с пассажирским, более мощные, стальные, троса. Самый тяжелый участок акватории – Камское Устье, еще при ветреной погоде волны создают опасность на Куйбышевском водохранилище. А у нашего судна толкач, две секции длиной по 270 метров и вместимостью по 4 тысячи тонн груза – песчано-гравийной смеси. Скорость по течению держим 10-11 километров в час, если же идешь против него, то поменьше. Как говорится, тише едешь, дальше будешь.
– Есть особенность в вахтовом дежурстве, ведь судно 24 часа в работе?
– Они круглосуточные и разделены по времени. Так, вахта капитана считается «королевской» – с 00.00 до 6.00 часов. Самое тяжелое время – ночное, и не случайно эти часы оплачиваются по другой шкале.
– Что помогает выдерживать трудности?
– Спортивная закалка: долгие годы катался на лыжах, а зимой купаюсь в проруби, часто езжу на Святой ключ в Елабугу.
– Кто продолжатель вашей водной династии?
– Сын Сергей в моем экипаже, с детства ходил в рейсы – ему нравится. Хочу, чтобы внук поступил в военно-морское училище, он еще школьник, думаю, меня услышит. Мне 66 лет, но совсем сойти на берег не тороплюсь. Не могу представить: теплоход ушел, а я остался… Каждый год наш корабль идет по Каме, часто по одному и тому же маршруту, но у меня нет ощущения того, что эти места мне приелись. Рассветы, закаты такие, что глаз радуется, а ночью и вовсе дивная красота, жаль, рисовать не умею. Переживаю, что в последние годы Кама обмелела, да и вода в реках стала грязная. Раньше, когда я в Вятке купался, из реки пил, а теперь побаиваюсь.
Капитан Михаил Березин и его сын Сергей
«На самолетах летать боюсь»
– Удивилась, что, вопреки приметам, у вас в штате есть женщины.
– Да, они работают поварами. Главный экзамен для них – выдержать качку и не страдать от морской болезни. Кстати, знаете лекарство от нее? Держите в кармане сухарики и при небходимости рассасывайте. Кок обязан не только вкусно готовить, но и правильно рассчитать количество порций на команду, иначе кто-нибудь останется голодным. Фирменное блюдо, бесспорно, макароны по-флотски. Наши повара – добрые женщины. Тем, кто в рейсе болеет, приносят в каюту что-нибудь вкусненькое. Всегда говорю: теплоход – это дом на воде, а экипаж – семья.
– Раз заговорили о доме, что о нем напоминает в капитанской каюте?
– Ничего лишнего, лишь икона и необходимая по работе литература. Фотографий близких на столике не держу – они в телефоне. Любимый отдых для экипажа в замкнутом пространстве корабля – это чтение. Полезное дело, ведь рейсы бывают и по 20 дней. Благодаря начальнику отдела кадров нашего предприятия Флюре Гильмутдиновне Каюмовой, мы каждый раз берем с собой внушительные стопки книг: классику, детективы, фантастику, словом, на любой вкус.
– Есть заветная мечта, к примеру, за границей побывать?
– Нет, я на самолетах летать боюсь. Да меня и не тянет никуда.
– Правда, что у капитана зарплата, как у летчика, – 500 тысяч рублей в месяц?
– (Смеется.) Нет, поменьше. Но я не жалуюсь – руководство предприятия выдает ее вовремя, никогда задержек не было.
– Чем занимаетесь на берегу, между рейсами?
– Наш график в навигации такой: 20 дней рейс, 10 дней дома. Поэтому летом езжу на дачу, где главный капитан – жена, а я на подхвате. Отпуска только зимой, занимаюсь ремонтом автомобиля, с внуками общаюсь. В этом году ездил в санаторий – руководство предприятия поощрило бесплатной путевкой.
– Если не секрет, где с женой познакомились? На девушек китель капитана с золотыми пуговицами действует безотказно?
– Познакомились в санатории, где она медсестрой работала. Привез ее в Челны, и живем душа в душу более 40 лет, вырастили двоих детей. Приятно, когда после рейса тебя ждут родные.
Есть нечто совершенно нереальное, когда ты оказываешься там, где не можешь быть по определению: снизу от носа теплохода. В том, что вместо воды под тобой лед, по которому ты двигаешься между теплоходами на продувном ветру, скользя и спотыкаясь.
Я очень рада, что эта нереальность со мной случилась, благодаря компании Мостурфлот и mosblog . Передать ее фотографиями вряд ли возможно, они - скорее повод для рассказа о зимовке теплоходов и об истории некоторых судов, которые мы видели.
Если вы едете на электричке Савеловского направления из Москвы, после станции Водники обязательно посмотрите в правое окно. Вам откроется замечательное зрелище: затон, в котором летом вы увидите красавицы-яхты, а зимой - еще более феерическое зрелище: огромные корабли, вмерзшие в лед и, кажется, впавшие в спячку.
У всех теплоходов есть свой "дом", где они проводят зиму в соответствии с портом приписки. Кто-то зимует в Нижнем Новгороде, кто-то - в Ростове, а Мостурфлотовские корабли, конечно же, в Москве, точнее, в Хлебниковском затоне в черте города Долгопрудный.
2.Мы приехали к границе затона, перед нами канал и железнодорожный мост, а судов еще не видно.
3.Вот они! Идем! В первом ряду стоят четырехпалубники - комфортабельные теплоходы проектов 301 и 302: Николай Карамзин, Леонид Красин, Михаил Булгаков, Андрей Рублев и Княжна Виктория. Я на таком плавала летом и довольно подробно (в меру "девочкового" понимания) рассказывала и показывала
5.Обратите внимание - теплоходы соединены канатами. Осенью они они пришватованы в затоне вплотную друг к другу, а когда начинаются заморозки, их разводят буксиром на некоторое расстояние, и так они вмерзают в лед.
6.Якоря почти у всех судов подняты.
7.А вот у Булгакова якорь во льду.
8.А здесь касается льда кормовой (тормозной) якорь
9.И вот мы скользим между кораблями, чтобы посмотреть вторую половину Мостурфлотовской флотилии.
10. lica_alica - фанат круизов - счастлива. Но трапы конечно не для блогеров. Механики уже начали подготовку к новому сезону, с 1 марта появятся и остальные члены экипажей.
11. Какой лед. почти как волны.
12.Во втором ряду суда поменьше - трехпалубники Сергей Есенин и Александр Грин, четырехпалубники Илья Репин и Василий Суриков.
13.Самая интересная история у Александра Грина, я про нее подробно писала. Если вкратце, то стоявший больше 20 лет "на приколе" в качестве казино теплоход Александрр Блок был полностью перестроен и стал Александром Грином. Обратите внимание: у каждой каюты - свой балкончик.
14.Для сравнения: Есенин когда-то был "близнецом" Блока-Грина, но не проходил такой глобальной реконструкции.
15.Кормовой якорь
16.А на теплоходе И.А.Крылов я плавала в памятном 1992 году. Он уже тогда был "ветераном" и получил у нас прозвище "Дедушка Крылов". Трехдневная поездка в Ярославль в каюте без удобств на самом нижнем ярусе (там, где иллюминаторы) стоила безумных для нас денег, но уж очень хотелось.
Теперь, после реконструкции все каюты с удобствами, а ветеран по-прежнему в строю.
17.А еще дальше незаметно стоит самый интересный корабль из всех, что мы видели. Максим Горький - самый старый корабль, он спущен на воду (это не опечатка) в 1934 году. В отличие от более молодых теплоходов немецкого и австрийского производства, Горький - советская разработка, причем он обладал совершенно уникальной скоростью - 37 км в час (с двигателями от подводной лодки). Сейчас на нем стоят немецкие двигатели - и скорость вдвое меньше.
"Максим Горький" строился для высших партийных чинов. На нем отдыхали Берия, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков, Хрущёв и другие. Потом обслуживал иностранные делегации и отечественных ВИПов. Сейчас это Мостурфлотовское судно, оно обслуживает свадьбы и другие корпоративные заказы, а в свободное от них время совершает обычные прогулочные рейсы по билетам за 500 рублей (Как узнать о таком рейсе? Мостурфлот, помогите! Хочу!! И не я одна, наверное!). Помимо роскошных интерьеров, на "Горьком" имеются восковые фигуры Сталина, Горького и Калинина в кабинете с портретом Ленина.
18.Возвращаемся.
19.Напоследок - зимующие буксиры
20.И катер на воздушной подушке.
Вот и все. Жаль, что это в прошлом. Хорошо, что это было. Спасибо!
А еще в этой замечательной экскурсии была вторая часть. О ней - в следующий раз.
Автор статьи
Читайте также: