Чему учит притча о божием суде

Обновлено: 25.04.2024

Эта притча подчеркивает превосходство Божьей праведности, которая основана не только на правовых нормах и заслугах людей.
Она показывает, что происходит, когда мы начинаем сравнивать себя с другими. Если размышлять о своих личных взаимоотношениях с Богом и ценить то, что он делает лично для нас, мы сможем сохранить радость. Не стоит сравнивать свои обстоятельства с обстоятельствами других людей. Если окажется, что Бог благословляет их больше, пусть это нас радует.

А потом такие лентяи, не желающие открыть Библию, пишут, что букАв многА. Кому интересно, тот откроет и прочитает.

О том, что Бог даёт людям незаслуженную благодать.
Бог даёт и вознаграждает порой, как нам кажется, незаслуженно.

"1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же] , что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных" (Мтф. 20:1-16).

Эта притча раскрывает сущность Божьего характера (образ хозяина) и человеческий эгоизм (нанятые работники) : Хозяин нанимал работников из милости к ним, желая не оставить их голодными, но работники думали лишь о своем затраченном труде, они увидев, что те, кто трудился меньше них, получили такую-же плату, что и они, напрочь забыли условия найма и начали возмущаться, проявленной на их взгляд несправедливости, вместо того, чтобы по достоинству оценить милость господина, нанявшего их всех.

Также и мы: часто видим собственные заслуги и усилия, а не Божью милость, проявленную ко всем нам.

Александр Жиляев Мудрец (10452) А по-моему мы с ним просто дополняем друг друга, говоря он о чувствах и размышлениях, а я о сущности характеров.

"Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел, которому имя Уриил,
и сказал: сердце твое слишком далеко зашло в этом веке, что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего.
Я отвечал: так, господин мой. Он же сказал мне: три пути послан я показать тебе и три подобия предложить тебе.
Если ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое.
Тогда я сказал: говори, господин мой. Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел.
Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня?
А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая,
ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил» .
Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне.
И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать;
как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих? " (3 Ездры, 4:1-11)

Я в служении привожу эту притчу людям, которые говорят я много нагрешил или я очень стар чтобы НАЧАТЬ служить Богу . Притча учит тому, что если откликнуться на призыв Бога (пусть даже если сам считаешь, что поздно) - получишь свою награду : 1 Петра 5:6: . Поэтому смиритесь под могучую руку Бога, чтобы он возвысил вас в своё время.. .
НО ТОЛЬКОТЯНУТЬ С ЭТИМ (откликом) НЕ НАДО : Матфея 24:36—42: . О том дне и часе не знает никто: ни небесные ангелы, ни Сын, а знает только Отец. 37 Но как было в дни Ноя, так будет и во время присутствия Сына человеческого. 38 Как в дни перед потопом люди ели и пили, женились и выходили замуж до того дня, когда Ной вошёл в ковчег, 39 и не задумывались, пока не пришёл потоп и не унёс всех, так будет и во время присутствия Сына человеческого. 40 Тогда двое будут в поле: один будет взят, а другой оставлен. 41 Две женщины будут молоть на ручной мельнице: одна будет взята, а другая оставлена. 42 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в какой день придёт ваш Господь. Римлянам 2:3—8: . Но неужели ты думаешь, о человек, что, ты избежишь суда Бога? 4 Если ты презираешь богатство его доброты, терпения и долготерпения, не зная, что доброта Бога ведёт тебя к раскаянию? 5 Но из-за твоего упорства и нераскаивающегося сердца ты собираешь на себя гнев ко дню гнева, когда откроется праведный суд Бога. 6 И он воздаст каждому по его делам: 7 тем, кто стойкостью в добром деле ищет славы, чести и нетленности, — вечной жизнью, 8 а тем, кто любит спорить не повинуется истине, но повинуется неправедности, — яростью и гневом.

Притча о 10 девах

Притча о 10 девах

Три искусительных вопроса Господу

И задумали первосвященники и фарисеи погубить Его иным способом, а именно — уловив в словах. И вот послали к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, которые, «придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?»

«Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Мк. 12, 14–17)

В этих словах Иисуса Христа содержится смысл истинной свободы, действующей не насилием, но кротостью той веры, которую принес в мир Спаситель.

Итак, попытки книжников, как и иродиан, уловить Иисуса в словах оказались безуспешными.

В тот день пришли к Нему и саддукеи [1] , которые, презирая как догмат исповедания иудеев о воскресении из мертвых, так и учение Христа, стали в настоящем случае как бы союзниками фарисеев и, с тем же коварным умыслом уловить Иисуса, спросили Его: какая будет участь той жены, которая была, по закону Моисееву, замужем за семью мужами-братьями, чьей из них женой будет она по воскресении умерших? На этот грубый вопрос, доказывающий полное непонимание ими ни всемогущества Божия, ни условий будущей жизни, Христос отвечал им, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах», и после того, обращая внимание на то, что хотя они и признают закон Моисеев, но не понимают смысла его, Он прибавил: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (см. Исх. 3, 6)».

«И, слыша, народ дивился учению Его. А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22, 30–40)

«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия». (Мк. 12, 32–34)

Вопрос Господа о том, чей сын Христос

Продолжая учить, Иисус теперь Сам спросил фарисеев: «Что вы думаете о Христе? чей Он сын?» «Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (см. Пс. 109, 1)? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова». (Мф. 22, 42–46)

Обличение книжников и фарисеев

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища [2] свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». (Мф. 23, 1–9)

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и (напоказ) долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». (Мф. 13–14, 23–35)

Это как бы прощальное слово, с которым Иисус Христос обратился к фарисеям из иудеев, не сохранило ли оно все свое значение и всю свою силу в отношении к фарисеям всех народов и всех времен? И не остаются ли и они так же глухи к этому слову устрашающе грозному, хотя и произносил их Милосерднейший Судия, преисполненный тогда и вовеки беспредельной любовью и жалостью к людям, той жалостью, которая исторгала слезы из глаз Богочеловека при обращении Его тогда к Иерусалиму, гибель которого провидел Он Своим Божественным прозрением. «Иерусалим, Иерусалим, — с великой скорбью взывает Он, — ты, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23, 37–39)

Но и в грозном приговоре оставляется надежда снова увидеть Его тем, кто признает и пойдет по пути Его во имя Его.

Лепта вдовы

Прежде чем выйти из храма, Иисус «сел против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». (Мк. 12, 41–44)

Притча о 10 девах

И еще одну притчу сказал Иисус. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф. 25, 1–13)

Притча о Страшном суде

Торжественным изображением Страшного суда Господня заключил Христос предсказание Свое об окончательной судьбе человечества: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф. 25, 31–46)

3 апреля 2007 г.

[1] Саддукеи отвергали не только воскресение умерших в будущей жизни, но и самую жизнь будущую, и бытие души по смерти в отдельности от тела, и существование духов и Ангелов. «Они были грубее фарисеев, были совершенно преданы вещам чувственным» (свт. Иоанн Златоуст).

Притча о Страшном Суде

Притча о Страшном Суде

Притча – самый простой, но и самый глубокий формат обращения Христа к нам. Любая евангельская притча, при всей кажущейся несложности, в силу своей образности содержит для неискушенного читателя опасность увидеть в ней то, чего в ней нет.

Вот, к примеру, притча о Страшном суде. Именно в этой притче Господь очень образно и, с другой стороны, вполне предметно, доступно даже для детей, рассказывает, при каких условиях и на каких основаниях мы можем наследовать Царство Небесное. Однако при своей, казалось бы, предельной ясности она, как и все притчи Христовы, бесконечно сложна. А значит, мы не можем, «покусившись» на простоту притчи, слишком прямолинейно и буквально ее понимать. Это тем более так, что притча эта носит характер пророческий, говорит о событиях будущего, а «говорить о будущем, – как писал известный русский богослов прошлого столетия, – можно лишь образами и притчами. Эти образы не поддаются точной расшифровке и не должны пониматься буквально» 1 .

Если мы, к примеру, «вооружившись» словами апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва», станем понимать притчу о Страшном суде как содержащую исчерпывающее учение о христианской нравственности, то окажется, что главным в христианском подвиге является социальное (сказали бы мы) служение. Но в таком случае как понимать слова преподобного Симеона Нового Богослова: «В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он от мира, постился ли… и совершал ли в настоящей жизни какие-либо другие добрые дела» 2 ? Или такое утверждение святителя Игнатия, епископа Кавказского: «Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием» 3 ?

Ответ на эти вопросы несложен, поскольку святоотеческая традиция научила нас всякое место Евангелия понимать в контексте Христова учения в целом и прибегать к «разуму отцов» в том или ином вопросе. Что же касается притч, то посреди аллегорий, образов и символов в них порой разбросаны своего рода «маркеры», помогающие нам лучше постичь смысл притчи.

Христос ради тебя сделал неизмеримо больше, поэтому совершать такую малость – добрые дела – ты просто обязан

Приглашая вдумчивого читателя обратиться к святоотеческому толкованию этой притчи, попробуем все же разобраться, действительно ли притча о Страшном суде ставит во главу угла христианского подвига социальное служение во всем разнообразии его проявлений. Когда перечитаем притчу, нам покажется, что действительно так. Царь призывает «благословенных» наследовать Царство, ибо они накормили, напоили, приютили, посетили, одели тех, кто нуждался в их помощи. И, напротив, Царь отсылает в огонь вечный «проклятых», не сотворивших всего этого. Но обратим при этом внимание на то, что в действиях тех и других «участвовал» Он Сам. Это первый «маркер», помогающий нам правильно понять эту притчу. Господь говорит: «Так как вы (не) сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то (не) сделали Мне». Здесь не просто обоснование приговора. Для нас здесь учение. Мировоззрение христианина должно быть христоцентрично. Это означает, что в каждом человеке, с которым ты в своей жизни соприкасаешься, ты должен видеть Христа. Обратился к тебе нищий? Это Христос протягивает к тебе руку и просит милостыню. Просят у тебя одежду? Значит, Христос замерзает, и ты должен Его одеть. Встретился Ты с человеком скорбящим? Это Христос вновь «плачет в Гефсиманском саду», и тебе надо, скинув дремоту, быть с Ним в Его скорби. Ты должен все это сделать, ибо Христос ради тебя сошел с небес, претерпел лютую смерть на Кресте и проторил тебе путь к Небесам. Он ради тебя сделал неизмеримо больше, поэтому совершить эту малость ты просто обязан.

В подобном христоцентризме – основание для верного христианского самовоззрения. Адекватная самооценка в духовной жизни – ключ к ее успеху. А такая оценка может сформироваться у человека только в том случае, если в каждом нуждающемся он увидит Христа и с благоговением и благодарностью окажет Ему помощь, не считая при этом, что он «что-то» сделал. И так это и должно быть: «Вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

«Мы рабы, ничего не стоящие…» Почему Господь учит нас так оценивать себя, даже если мы исполним все повеленное нам? Во-первых, потому что наши добрые дела имеют достоинство лишь малой благодарности за то сокровище, которым одарил нас Господь, и малого покаяния за наши бесчисленные согрешения. И во-вторых, наши попытки жить по заповедям скоро убедят нас в том, что мы на самом деле рабы, ничего не стоящие, ибо «тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» 4 , как говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Убедившийся в этом человек получит в награду от Бога смиренномудрие, которое только и может быть основанием для истинной праведности. Об этом – второй «маркер» притчи о Страшном суде. Давайте вернемся к ее тексту:

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

«Они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды рубищами»

Почему праведники задают подобный вопрос? Они не видели в страждущих, которым помогали, Христа? Быть не может – это были христианские праведники. Или они забыли о тех добрых делах, которые делали? Ответ – у святителя Игнатия: «Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости» 5 . Обученные путем следования заповедям смиренномудрию, истинные праведники перед лицом воплощенной Истины и Правды не увидят в себе никакой праведности. И это будет верным залогом их оправдания, ибо «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4: 6).

Так каково тогда значение тех добрых дел, о которых говорит Царь «благословенным»? Наверное, наиболее удачным будет уподобление их кирпичикам. Если дело спасения человека уподобить постройке дома, то все наши добродетели – то же, что строительный материал, кирпичи на строительство «дворца» в Царстве Небесном. Но «фундамент» при этом и «раствор», скрепляющий кирпичики, может быть только один – смиренномудрие. Как дом без раствора, так и «дворец» одними «кирпичами» не построить. И человек, идущий христианским путем, должен хорошо понимать, что его цель – не «сложить “Вавилонскую башню” из кирпичей», но обрести «подобие Христу, как сын отцу» 6 , а Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29); и если, совершая многие добродетели, христианин с трепетом ожидает услышать обращенные к нему слова: «Приидите, благословенные…», он едва ли их услышит.

1 Георгий Флоровский, протоиерей. О последних вещах и последних событиях. Догмат и история. М., 1998. С. 455.

2 Цит. по: Владимир Башкиров, протоиерей. На пути к Богу. Минск, 2013. С. 117.

3 Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Аскетическая проповедь. М., 2011. С. 51.

4 Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Поучение 1-е в неделю по Богоявлении. О покаянии.

5 Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Аскетическая проповедь. С. 50.

На Бога надежда Молись, надейся и трудись, Работы тяжкой не страшись , Верь: кто добра достичь желает, Тому Всевышний помогает. Найдёшь ли трудности в ученье, Иль позже в жизни затрудненья, На Божью помощь положись, Молись, надейся и трудись. (Архимандрит Павел Груздев.) По многочисленным свидетельствам, отец Павел в самые суровые морозы ходил по снегу босиком. Возможно, это было связано с пыткой холодом в концлагере, после которой он перестал бояться мороза.

Притча о Божием суде В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на Земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ по левую»…. -Как вы считаете, каким должно быть продолжение притчи? Почему, обоснуйте своё мнение. -А теперь откройте страницу 72 учебника и давайте узнаем как заканчивается эта притча из Евангелия.

Помни об этом всегда! Каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на Свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, - это помощь Богу. Оскорбление, нанесённое любому из людей, Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое ему, то есть как Богохульство. Любой человек- посланник Неба на Земле.

Просит убогий, а подашь Богу.

Работа с текстом учебника 1. Откройте учебник на странице 73 и внимательно прочитайте легенду о Христофоре. 2. Чему учит нас легенда? Какие выводы вы сделали для себя после прочтения этой легенды?

МИЛОСЕРДИЕ БЕССМЕРТИЕ милуяй нища взаим дает Богови

Задание: Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу: вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие. Тело Душа

Задание. Как определяется судьба человека в вечности? 1. по статусу, который человек заработал в земной жизни 2. по тому, научился ли человек за свою любить других людей 3. по накопленному богатству.

Стих.Н.М. Языкова. Блажен, кто мудрости высокой Послушен сердцем и умом, Кто при лампаде одинокой И при сиянии дневном Читает книгу ту, святую, Где явнен Божеский закон: Он не пойдёт в беседу злую, На путь греха не ступит он.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-проект "Судим соревнование друзей" по математике к теме "Числовой отрезок", 1 класс, ОС "Школа 2100"

Урок - проект разработан в рамках реализации ФГОС, призван решать задачи, которые ставят стандарты второго поколения. Ребята самостоятельно создают модель числового отрезка, что невозможно без примене.


конспект "Изготовление моделей судов"

Изготовление моделей судов из картона (модель парохода и буксира).


Классный час "Наркоманию мы будем судить".

Данный классный час предназначен для проведения во внеурочное время с целью пропаганды здорового образа жизни.


Классный час на тему: "Совесть – внутренний судья человека"

Данная разработка поможет при проведении классного часа по нравственному воспитанию.


Классный час "Совесть - это наш внутренний судья"

Классный час для учеников начальной школы по теме "Совесть - это наш внутренний судья".Автор: учитель английского языка Вальченко М.Р.


Тема :« Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка» и « Как барсук и куница судились».

В работе есть план урока, карточки для работы в паре, в группах, для самостоятельной работе аудиозапись к песне.

Цель: познакомиться с православным понятием спасения и Божьего суда.

· выяснить, как христианство относится к смерти, почему важно творить добро;

· познакомиться с отношением христианства к человеку, как к творению Божьему;

· познакомить учащихся с Евангельской притчей о божьем суде, с легендой о Христофоре;

· продолжить работу по нравственному совершенствованию учащихся в свете православного мировоззрения.

- учебник «Основы православной культуры», урок №23

- стихи М. Цветаевой, Р. Рождественского;

Планируемые результаты урока

· умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения;

· построение системы нравственных ценностей, как основание морального выбора.

· формирование нравственной культуры учащихся, осознание нравственного поведения;

· пробуждение желания совершать добрые дела и поступки.

Метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

· усвоение правил работы с учебником, с карточками, в парах.

· овладение логическими действиями анализа, синтеза, поиск и выделение необходимой информации;

· смысловое чтение, построение логической цепочки рассуждения.

· готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою позицию;

· участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Тестирование (выбери правильный ответ, закончите предложение).

Литература и Интернет-ресурсы

· стихи М. Цветаевой, Р. Рождественского

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности . Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель приветствует детей, желает успешной работы.

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

Компетенция по соблюдению требований дисциплины, самодисциплины.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Проверка домашнего задания по теме «Чудо в жизни христианина».

- Что в жизни христианина может быть названо чудом?

- Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

- Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми?

- Есть суд гражданский, и уголовный… А существует ли Божий суд?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Работа с материалами рубрики «Вы узнаете».

- Как видеть в людях Христа.

- Почему христиане верят в бессмертие.

(Чтение и обсуждение.)

- Как вы думаете, важно знать об этом в жизни?

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Выделяют тему урока. Фронтальное обсуждение.

Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: уметь объяснить смысл по пройденному материалу.

Регулятивные: выделение и осознание того, что было известно и что ещё нужно будет узнать.

Личностные: личностно-смысловая ориентация.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Объяснение нового материала в форме беседы-обсуждения с элементами визуализации.

- Как вы думаете, что такое Божий суд?

- Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

- Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

- Что может побудить человека творить добро .

- Считаете ли вы себя грешником?

- Почему люди совершают злые поступки?

- Связываете ли вы совершение злых дел с воспитанием?

- Поможет ли знание о предстоящем наказании помешать совершению зла?

- Определи позиции грешников и праведников.

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог; под руководством учителя определяют, что движет поступками человека, каков его внутренний мир.

Коллективная форма работы.

Индивидуальная форма работы.

Регулятивные: выделение и осознание того, что было известно и что ещё нужно будет узнать.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Познавательные: выбор наиболее эффективного способа решения задач, структурирование знаний.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель предлагает открыть новые знания. Работа с материалом учебника, фиксация новых ключевых слов на экране и в тетрадях.

Ключевые слова: бессмертие души, страшный суд (Божий суд)

Чтение притчи о Божием суде, легенде о Христофоре.

Притча о Божьем суде.

- Что вас поразило ?

- Найдите в тексте и прочтите слова, которые должны стать главным ориентиром в нашей жизни?

- А как мы должны жить? Приведите известные вам факты.

Легенде о Христофоре.

- Чему учит нас легенда?

- Какие выводы вы сделали для себя после прочтения легенды?

Работа с учебником. Коллективная форма.

Работа в тетрадях, запись ключевых слов.

Комментированное чтение статьи учебника, ответы на вопросы учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Коллективная и фронтальная формы.

Регулятивные: прогнозирование результата

Познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение нужной информации, структуирование знаний, анализ.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

5.Реализация построенного проекта . Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель определяет задачу, которую необходимо решить.

- Найдите в тексте и прочитайте слова, которые должны стать главным ориентиром в нашей жизни.

Коллаж «Лучики доброты»

- Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.

Чтение и анализ стихов.

Выделяют важные моменты статьи, выписывают их, комментируют (аргументируют).

Работа в группах.

Чтение учениками стихотворений М. Цветаевой и

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Закрепление основных понятий урока. Разбор ситуаций.

- Соблюдая 3 главные христианские добродетели Вера, Надежда, Любовь мы стремимся быть лучше, добрее, милосерднее, отзывчивее. Как вы думаете, всегда ли мы соблюдаем эти добродетели?

- Зачем нам надо соблюдать Заповеди и Добродетели Божии?

- Можно ли скрыть свои грехи перед Богом?

Фронтальная форма. Словесный метод.

Фронтальная беседа, проигрывание проблемных ситуаций, обсуждение и высказывание собственного мнения по данной проблеме

Личностные: осмысление морально-этического содержания событий и действий.

Регулятивные: оценка поведения, прогнозирование результата.

Коммуникативные: умение выражать собственные мысли.

Познавательные: решение проблем.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Работа с материалами электронного приложения («Контроль», «Тренажёр»).

Самостоятельная работа, работа парами

Индивидуальная работа с карточками. Дети самостоятельно заканчивают предложения.

Работая парами разгадывают кроссворд.

Познавательные: составление целого высказывания с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные: контроль, саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные: решение проблем, синтез.

8. Включение в систему знаний и повторение . Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Коллективная работа с рубрикой «Вопросы и задания»

- Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

- Перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

- Скажите, а можно ли считать человека послом Бога на Земле?

- Как надо относиться к людям?

- Добрыми людьми могут быть только христиане?

Задаётся домашнее задание.

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, обобщение знаний.

Регулятивные: контроль, саморегуляция.

9. Рефлексия учебной деятельности . Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель предлагает детям закончить фразы, которые они видят на экране:

Дети самостоятельно заканчивают фразы.

Поют песню «От улыбки станет всем светлей» (из м/ф «Крошка Енот»)

Личностные: знание моральных личностных норм.

Регулятивные: контроль с заданным эталоном.

Познавательные: составление целого высказывания с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении.


Курс повышения квалификации

Методика преподавания основ православной культуры в условиях реализации ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности в области теологии


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 940 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.
  • Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.
  • Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.
  • Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.
  • Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.
  • Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.
  • Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.
  • Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Кураев А.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс повышения квалификации «Теология: новые религиозные движения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в области теологии»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Оставьте свой комментарий

  • 26.04.2018 2147
  • DOCX 31.9 кбайт
  • 75 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Скоробогатова Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

76 минут

«Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников»

90 минут

«Безопасное общение» (раннее развитие взрослых)»

36 минут

«Специфика работы учителя-логопеда в период подготовки к школе детей с ОВЗ»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: