Они знают праведный суд божий что делающие такие дела достойны смерти

Обновлено: 27.03.2024

7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,

11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,

13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —

25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.

26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;

27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение.

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,

29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Несмотря на то что они знали праведность Божию, они не понимали, что делающие это заслуживают смерти… А есть и такие, кто не только делают зло, но и сочувствуют делающим… Их беспутство двойное. Не таково зло тех, кто делают зло, но других останавливают; эти же, зная о нечестии, ему не препятствуют. Они совершенно испорчены: сами делают, сочувствуют делающим и Бога не боятся. Они хотят, чтобы зло возрастало: не препятствуют ему, а убеждают, что нет ничего дурного в том, чтобы так поступать.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Блаж. Августин

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Когда Павел говорит: Однако не только их делают, но и делающих одобряют, то подразумевает, что они это делали без принуждения. Когда они соглашаются со злыми поступками, то одобряют даже и то, чего не делали сами.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Доказав, что язычники исполнились всякого порока от того, что не захотели познать Бога, теперь доказывает, что они не заслуживают извинения. Они не могут сказать: мы не знали добра; ибо знали, что Бог правосуден. Значит, они делают зло добровольно, и, что еще хуже, одобряют делающих оное, то есть покровительствуют злу: каковая болезнь неисцелима.

Толкования на послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

См. Толкование на Рим. 1:28

Прп. Исидор Пелусиот

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Снова заставила ты нас разыскивать апостольские сокровища, ибо сказал: что значат слова: не точию сами сия творят, но и соизволяют творящим? И присовокупил: неужели соизволять хуже, нежели творить? По какой причине Павел в таком порядке поставил слова? И, несколько собравшись с умом, чтобы уловить убегающую апостольскую мысль, отвечаем: слушай.

Иные, не уразумев сказанного, но, подобно тебе, недоумевая и думая, что апостольские слова искажены, толковали их так: достойны смерти не только творящие это, но и соизволяющие творящим (ибо так, говорили, читалось в древнем списке). Потому творить будет важнее, нежели соизволять. А я, не утверждая, что апостольские книги повреждены в этом месте и не нападая на неуразумевших (может быть, уступая мне преимущество в этом, они имеют превосходство в другом и уразумели то, чего мне и на мысль не приходило), но сказав то, что думаю, предоставлю решение будущим читателям.

Свт. Василий Великий

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Нас обманула дурная привычка. Причиной великих зол для нас стал извращенный людской обычай, который то как бы отвергает грехи, то неразборчиво принимает их. Против одних грехов он притворяется исполненным гнева: например, против убийства, прелюбодеяния и тому подобного. Другие же он даже не считает заслуживающими простого упрека: например, гнев, пьянство, корыстолюбие и все им подобное.

Свт. Иоанн Златоуст

Нецыи же и оправдание Божие разумеете, яко таковая творящии достойны смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящим

См. Толкование на Рим. 1:28

Беседы на Послание к Римлянам.

Свт. Кесарий Арелатский

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Те, которые сами не обличают прелюбодеев и не сообщают о них особо священникам, вызывают у нас подозрение, что они по той причине не обличают, что сами грешат таким же образом.

Свт. Феофан Затворник

Нецыи же и оправдание Божие разумеете, яко таковая творящии достойны смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящим

Нецыи же, οϊτινες, — как и: иже — 25-го стиха, тоже: οϊτινες, — значит: которые, или они; относится не к части, а ко всем, о коих была речь впереди. Оправдание, δικαίωμα, — право Божие или Божия правда и правосудие, праведный суд и осуждение с наказанием.

Достойны смерти — под смертию разумеется или естественная смерть, в смысле: делающие таковое недостойны и жить, или переносно — самое строгое наказание, или смерть вторая по последнем суде и осуждении — ад. Апостол утверждает: язычники знали, что делающим такие дела не избежать праведного воздаяния. Это отнимает у них всякое извинение; не могут они прикрываться тем изворотом, что не знали. Вера в суд и воздаяние по смерти обща всем народам земли.

Зная же все это, они не только сами беззаконновали, но и других к тому поощряли.

Соизволяют, συνευδοκοϋσιν, — означает не то только, что снисходительно смотрят на грех других, но смотрят благоволительно, покровительственно, одобрительно, с желанием, чтобы они грешили и грешили. А в этом нельзя не видеть большей степени развращения, чем в том, когда кто сам только грешит, не содействуя ничем другим в греховных делах их. Впадающий в грех может еще говорить в облегчение вины своей: страсть увлекла; но, сознавая свою вину, другому, по крайней мере, внушать: ты же поостерегись. Если же он, впадши в тину, и другого туда же заводит, то дважды виновен, и за себя и за другого.

Святой Златоуст говорит: «предположив себе два возражения, Апостол оба решил здесь предварительно. Можешь ли сказать, говорит, будто ты не знал, как поступать тебе должно? Если бы и не знал, то главным образом сам виновен; потому что оставил Бога, дающего познание. Но теперь представлено тебе много доводов, что ты знал и грешил добровольно. — Скажешь, что ты увлечен был страстью? Для чего же увлекаешь других и хвалишь? Не точию сами творят, говорит Апостол, но соизволяют творящим. Так, чтоб осудить язычника, он прежде всего ставит на вид самый тяжкий грех; потому что одобрять грех гораздо хуже, чем самому грешить». Последнюю мысль блаженный Феодорит так выражает: «сама природа учит избирать доброе и избегать противоположного тому; а они мало того что не почитают достаточным делать последнее, но еще соплетают похвалы делающим подобное сему. А это крайний предел развращения».

Некоторым казалось, что соизволять другим слабее, чем делать; потому они полагали, что следовало бы сказать: не только соизволяют другим, но и сами делают. Иные и чтение текста такое же подыскали. Святой Исидор (Пелусиот), обличив их, что не следует так извращать текст обычного чтения, потому что это дало бы неправую мысль, прибавляет затем: «хвалить грешащих большего достойно наказания, чем грешить только самому. Потому справедливо сказано: не точию сами творят, но соизволяют творящим. Кто, греша, сознает, что нехорошо грешить, и осуждает свое дело, тот со временем может восстать от падения, имея сильное побуждение и пособие к раскаянию в сем сознании и осуждении греха. Хвалящий же худую жизнь сам себя лишает пособия к покаянию (возбудителя к раскаянию). Итак, поелику такое суждение (хваление греха) есть знак крайнего развращения сердца и ума, то справедливо того, кто хвалит грех грешащего, почитать более беззаконнующим» (у Экумения).

Иные толковники полагают, что святой Апостол, с 1-го стиха 2-й главы, обращает речь к иудеям. Но древние наши толковники этого не делают. Святой Златоуст говорит, что слова сии относятся к народным правителям; так как Рим у себя в руках имел тогда власть над всем светом. Но, сказав это, потом переходит к той мысли, что Апостол говорит здесь вообще о всех судящих: всяк, кто бы ты ни был. Вслед за ним так понимали и все другие наши толковники. Блаженный Августин подразумевает иудеев только потому, что и они должны заключаться под словом: всяк. Амвросиаст видит здесь ответ Апостола на предполагаемое возражение: нет, я не соизволяю, но осуждаю других, хотя сам грешу. Итак, чтобы кто из беззаконнующих не стал извинять себя или облегчать свою вину тем, что хоть сам и грешит, но другим грешащим не соизволяет, а осуждает их, Апостол говорит как бы такому: и тебе не легче; судя другого, себя осуждаешь. — Итак, и это понимание древних, и самый состав речи заставляет признать, что здесь святой Апостол продолжает разъяснять виновность знающих и осуждающих, но не творящих, в намерении возбудить чувство страха суда, чтоб тем охотнее приняли они потом его благую весть о том, как избавиться от сего суда. К иудеям же речь обращается собственно с 17-го стиха; а здесь идет общее рассуждение или общее внушение страха суда. Это похоже на ту часть наших речей, которую называют приложением.

Севериан Габальский

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

«Праведным судом Божиим» Павел называет Его праведное воздаяние, которым Он воздает каждому по заслугам. Посему апостол говорит так: хотя своим естественным разумением люди сознают, что согрешающие будут наказаны Богом, тем не менее они не отступают от своих скверных дел и, что самое плохое, в дополнение к этому одобряют творящих их. Ибо так Бог повелевает - прямо и сурово, полагая творящих такое достойными смерти.

Сщмч. Климент Римский

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Поступающие так оказываются ненавистными Богу, «и не только те, кто делает это, но и одобряющие подобное».

1 Приветствие Павла римлянам, «призванным святым». 8 Его желание прийти к ним. 16 Евангелие; «сила Божия ко спасению». 18 Гнев Божий на нечестие человеков.

и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,

всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,

Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

[ Зач. 80. ] Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, –

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;

подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

[ Зач. 81А. ] И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства,

так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

*
*
*
*
*


28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.

2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?

4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.

9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!


Комментирует священник Антоний Борисов.

Христианство возникло в эпоху поздней античности — время заката греко-римской цивилизации, которая к моменту Рождества Спасителя почти исчерпала свои культурные и религиозные ресурсы. Все меньшее количество жителей Римской империи верило в существование античных богов, а мифы о них воспринимало как обычные сказки. Разочарованные в своих идолах граждане Рима стремились найти какое-либо утешение. Чаще всего они желали заполнить душевную пустоту, предаваясь различным порокам и греховным удовольствиям. Впрочем, они не могли заглушить тревогу в душе при мысли о смерти. Пришествие Спасителя вдохнуло жизнь в умиравшую греко-римскую цивилизацию, наполнило ее новым содержанием. Главную роль в проповеди христианства язычникам сыграли ученики Спасителя, святые апостолы. Путешествуя по городам империи, они рассказывал их жителям об учении Христа, Его смерти на кресте и чудесном воскресении из мертвых. Некоторые апостолы в дополнение к устной проповеди составляли послания, адресованные или конкретным лицам, или целым христианским общинам. К примеру, апостол Павел в 58 году направил обширное послание христианам Рима. В этом послании он объясняет бывшим язычникам основы учения Христа, а также показывает, насколько христианство превосходит все прочие религии. Отрывок из послания апостола Павла к римлянам читается сегодня утром во время богослужения.

Христианство на протяжении всей своей истории постоянно подчеркивает близость Бога к людям. Сын Божий Иисус Христос спустился с небес, принял человеческое естество и принес Себя в жертву за всех людей. Умерев на кресте, Христос воскрес на третий день и затем вознесся на Небо. Православная Церковь верит, что Спаситель воскрес в теле и в теле взошел на Небеса. Таким образом, человеческое естество через Христа теперь освящено присутствием в Царстве Божием. На практике данное обстоятельство имеет чрезвычайно существенное значение. В лице Спасителя мы видим преодоление разрыва между миром Божественным и миром человеческим. Уверовавший во Христа получает возможность преодолеть пустоту бытия, которая толкала язычников времен апостола Павла на совершение множества греховных поступков. Эти люди следовали иллюзии, что порочные услады помогут им познать глубины бытия. Но вот незадача — нельзя потушить огонь бензином. Единственным средством заглушить сосущую пустоту является благодать Божия. И ничего более. А благодать приходит лишь к тому, кто своей жизнью откликается на её призыв. В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит также и о суде Господнем. И вновь мы видим, как ломаются привычные нам шаблоны. Христианство далеко от того, чтобы мыслить Бога как далекого и безликого повелителя Вселенной. Суд в понимании апостола Павла это суд отвергнутой любви. Однажды те, кто отверг заповеди Божии, поймут, что тем самым они отказались от самой совершенной Любви. И от такой утраты им будет очень горько. Вывод прост. Нужно стремиться жить в соответствии с волей Божией, которая состоит в делании добра и милости. И тогда внутри мы почувствует отблеск Царства Божия. А значит ощутим истинную полноту жизни в Боге и с Богом.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

*
*
*
*
*

Апостол Павел

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9.

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,

29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.

3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?

4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

6 Который воздаст каждому по делам его:

7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;

8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.

9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!


Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел предостерегает христиан, пришедших в Церковь из языческой веры, от прежнего образа жизни. Для многих существовал большой соблазн считать себя христианином и в то же время вести себя так, как до принятия Крещения. Для того, чтобы не быть голословным, апостол перечисляет те пороки, которые были распространены среди язычников. Беда в том, что эти страсти были не просто популярны в языческой среде, но в том, что большинство людей так привыкло с ними жить, что они считались абсолютно естественными и нормальными. Порой эти недостатки даже занимали место добродетелей и всячески поощрялись. Яркий пример — сфера половых отношений в древнем мире, область, в которой господствовала совершенная разнузданность. Это же касалось и межличностных отношений. Такие понятия, как честь и достоинство, не имели ничего общего с их христианским пониманием. Их содержанием были не преданность, верность и жертвенность, но в первую очередь гордыня и высокомерие, следствием чего были вероломство, коварство и жестокость. Увы, такова реальность безбожного существования. Нередко чёрное считается белым, а белое — чёрным. Там, где в жизни нет высокого смысла, который выходит за её пределы, где нет живого общения с Творцом, человек всегда стремится пустить корни и всячески закрепиться здесь, на земле. Скрыто или явно в нём живёт жажда взять от жизни всё, получить по максимуму. И если он этого не получает, то ощущает свою неполноценность, дискомфорт и внутренне страдает.

Апостол знает, что эта заземлённость сознания продолжает жить в человеке и тогда, когда он приходит в Церковь. Да, тот, кто принял Крещение, назвал уже зло злом, а добро добром. Но это всего лишь первый шаг. Всего лишь начало пути. Да, сознание изменилось. Но ведь привычки никуда не уходят. С ними необходимо работать. И апостол прекрасно понимает, что надеяться лишь на действие Божественной благодати не стоит. Господь спасает нас не без нас. Верующему необходимо приложить и собственные усилия, чтобы избавиться от тех греховных навыков, которые долгое время формировались в прошлой жизни. Поэтому жизнь в Церкви — это целенаправленный методичный труд по изживанию из себя ветхого человека. То место, где жил греховный навык, должно быть очищено и заполнено противоположной добродетелью. Там, где была похоть, должно быть целомудрие, где была ярость, должно быть милосердие, где было вероломство, должна быть преданность. И так далее.

Всё это напрямую касается всякого из нас. Ведь духовная жизнь человека чем-то напоминает эскалатор, который движется вниз. Мы можем ускорить этот темп, идти по ходу движения. То есть всячески потакать своим страстям, культивировать грех. Тогда внизу мы окажемся намного быстрее. Мы можем просто стоять и ничего не делать. Плыть по течению. То есть дать волю действовать нашей немощной природе, которая под влиянием окружающих обстоятельств потихоньку заставит нас стремиться всячески избежать страданий и тянуться к разного рода удовольствиям. Но итог, как и в первом случае, — нас всё равно затащит в подвал. А можем вместо этого собраться, приложить усилия и побежать вверх, против движения. Ухватиться за Того, Кто протягивает нам руку сверху. Ухватиться и подтянуться, приложив для этого максимум усилий. Чтобы этот эскалатор жизни не утащил нас вниз, в темноту, и мы вместо этого увидели свет и радость Небесного Царства.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: