Чем занимается верховный суд рб

Обновлено: 03.05.2024

Статья 44. Верховный Суд РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 45. Верховный Суд РБ состоит из судей Верховного Суда РБ, в том числе Председателя Верховного Суда РБ, первого зам. и зам. Председателя Верховного Суда РБ. Количество зам. Председателя Верховного Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.

Верховный Суд РБ действует в составе: Пленума; Президиума; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности; Военной коллегии.

При необходимости могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда РБ устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.

Статья 46. Компетенция Верховного Суда:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

вносит в Конст-ный Суд РБ предложения о даче заключений в соответствии со статьей 112 и 116 Конституции РБ;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

осуществляет контроль за исполнением судами постановлений Пленума;

оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию предс-лей, зам. предс-лей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 47. Пред-ль Верховного Суда РБ

Пред-ль Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Пред-ль Верховного Суда РБ:

организует деятельность Верховного Суда РБ и иных общих судов;

утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалиф. экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов;

созывает Пленум Верховного Суда РБ, организует работу Президиума Верховного Суда РБ и пред-льствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РБ вопросы, отнесенные к их ведению;

вносит представления Президенту РБ по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;

вносит на утверждение Пленума Верховного Суда РБ представления по составу судебных коллегий Верховного Суда РБ;

руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда РБ;

формирует судебные составы для рассмотрения дел;

назначает судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ;

вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

распределяет обязанности между первым зам. и зам.и Председателя Верховного Суда РБ;

осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда РБ, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Верховного Суда РБ;

выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ представления о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда РБ, содержащих разъяснения, законодательству;

вносит Президенту РБ, в Совет Министров РБ и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;




представляет Верховный Суд РБ в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием граждан, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Пред-ль Верховного Суда РБ издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством.

Пред-ль Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума.

Статья 48. Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ:

осуществляет полномочия Председателя Верховного Суда РБ в его отсутствие, в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению;

вправе по поручению Председателя Верховного Суда РБ пред-льствовать в заседаниях Пленума и Президиума;

вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ;

организует работу структурных подразделений аппарата Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

ведет личный прием граждан;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов общих судов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хоз. Суда РБ.

Статья 49. Зам. Председателя Верховного Суда РБ

Зам. Председателя Верховного Суда РБ назначаются Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Зам. Председателя Верховного Суда РБ:

возглавляют работу судебных коллегий Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

пред-льствуют в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ и назначают пред-льствующими судей соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РБ;

вправе по поручению Председателя Верховного Суда РБ пред-льствовать в заседаниях Пленума и Президиума;

организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики;

руководят работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

информируют Пленум Верховного Суда РБ о деятельности возглавляемых ими коллегий Верховного Суда РБ;

ведут личный прием граждан;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Зам. Председателя Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хоз. Суда РБ.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РБ и первого зам. Председателя Верховного Суда РБ или при невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Верховного Суда РБ осуществляет один из зам. Председателя Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью первой статьи 116 1 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
  • осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.

Верховный Суд Республики Беларусь

Местоположение:

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Официальный сайт:

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Верховный Суд РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.Верховный Суд РБ состоит из судей Верховного Суда РБ, в том числе Председателя Верховного Суда РБ, первого зам. и зам. Председателя Верховного Суда РБ. Количество зам. Председателя Верховного Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.Верховный Суд РБ действует в составе: Пленума; Президиума; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности; Военной коллегии.При необходимости могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.Количественный состав судей Верховного Суда РБ устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.Статья 46. Компетенция Верховного Суда:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;вносит в Конст-ный Суд РБ предложения о даче заключений в соответствии со статьей 112 и 116 Конституции РБ;изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;осуществляет контроль за исполнением судами постановлений Пленума;оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию предс-лей, зам. предс-лей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.Статья 47. Пред-ль Верховного Суда РБ

Пред-ль Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.Пред-ль Верховного Суда РБ:организует деятельность Верховного Суда РБ и иных общих судов;утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалиф. экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов;созывает Пленум Верховного Суда РБ, организует работу Президиума Верховного Суда РБ и пред-льствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РБ вопросы, отнесенные к их ведению;вносит представления Президенту РБ по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;вносит на утверждение Пленума Верховного Суда РБ представления по составу судебных коллегий Верховного Суда РБ;руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда РБ;формирует судебные составы для рассмотрения дел;назначает судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ;вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

распределяет обязанности между первым зам. и зам.и Председателя Верховного Суда РБ;осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда РБ, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Верховного Суда РБ;

выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ представления о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда РБ, содержащих разъяснения, законодательству;вносит Президенту РБ, в Совет Министров РБ и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;представляет Верховный Суд РБ в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;ведет личный прием граждан, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Пред-ль Верховного Суда РБ издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством.Пред-ль Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума.

Статья 44. Верховный Суд РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 45. Верховный Суд РБ состоит из судей Верховного Суда РБ, в том числе Председателя Верховного Суда РБ, первого зам. и зам. Председателя Верховного Суда РБ. Количество зам. Председателя Верховного Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.

Верховный Суд РБ действует в составе: Пленума; Президиума; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности; Военной коллегии.

При необходимости могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда РБ устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.

Статья 46. Компетенция Верховного Суда:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

вносит в Конст-ный Суд РБ предложения о даче заключений в соответствии со статьей 112 и 116 Конституции РБ;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

осуществляет контроль за исполнением судами постановлений Пленума;

оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию предс-лей, зам. предс-лей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 47. Пред-ль Верховного Суда РБ

Пред-ль Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Пред-ль Верховного Суда РБ:

организует деятельность Верховного Суда РБ и иных общих судов;

утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалиф. экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов;

созывает Пленум Верховного Суда РБ, организует работу Президиума Верховного Суда РБ и пред-льствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РБ вопросы, отнесенные к их ведению;

вносит представления Президенту РБ по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;

вносит на утверждение Пленума Верховного Суда РБ представления по составу судебных коллегий Верховного Суда РБ;

руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда РБ;

формирует судебные составы для рассмотрения дел;

назначает судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ;

вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

распределяет обязанности между первым зам. и зам.и Председателя Верховного Суда РБ;

осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда РБ, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Верховного Суда РБ;

выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ представления о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда РБ, содержащих разъяснения, законодательству;

вносит Президенту РБ, в Совет Министров РБ и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;

представляет Верховный Суд РБ в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием граждан, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Пред-ль Верховного Суда РБ издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством.

Пред-ль Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума.

Статья 48. Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ:

осуществляет полномочия Председателя Верховного Суда РБ в его отсутствие, в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению;

вправе по поручению Председателя Верховного Суда РБ пред-льствовать в заседаниях Пленума и Президиума;

вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ;

организует работу структурных подразделений аппарата Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

ведет личный прием граждан;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов общих судов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хоз. Суда РБ.

Статья 49. Зам. Председателя Верховного Суда РБ

Зам. Председателя Верховного Суда РБ назначаются Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Зам. Председателя Верховного Суда РБ:

возглавляют работу судебных коллегий Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

пред-льствуют в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ и назначают пред-льствующими судей соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РБ;

вправе по поручению Председателя Верховного Суда РБ пред-льствовать в заседаниях Пленума и Президиума;

организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики;

руководят работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

информируют Пленум Верховного Суда РБ о деятельности возглавляемых ими коллегий Верховного Суда РБ;

ведут личный прием граждан;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Зам. Председателя Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хоз. Суда РБ.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РБ и первого зам. Председателя Верховного Суда РБ или при невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Верховного Суда РБ осуществляет один из зам. Председателя Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей.

Верховный суд Республики Башкортостан

В Башкирском крае официальная судебная власть стала функционировать в начале восемнадцатого века, когда край был еще под юрисдикции Казанской губернии.

Становление подлинной судебной власти в Башкирии шло трудно. Кто и как только не отправлял правосудие. Инициатива в этом вопросе исходила от самих властей. Царское правительство учредило в Башкирии суррогат судебной власти: в отправлении правосудия на правах полномочных судей участвовали представители административной, исполнительной и других форм управленческой власти. До некоторой степени она носила националистический характер. Потому что русских судили по Уложению России, а башкир и татар - больше по законам шариата. Подобное правосудие осуществлялось вплоть до Пугачевского восстания.

После подавления Пугачевского восстания, царское правительство всерьез занялось вопросами реорганизацией органов управления, а заодно и судебных органов.

В 1775 году были организованы Оренбургские Палаты уголовного и гражданского судов. Для судов Уфимской провинции вышестоящей инстанцией являлись именно эти Оренбургские Палаты уголовного и гражданского судов.

14 января 1782 года царское правительство издало указ "Об устройстве Уфимской губернии". На основании этого указа в Уфимской губернии были организованы новые судебные органы: Палаты уголовного и гражданского судов и другие суды. Обе Палаты являлись апелляционными инстанциями и пересматривали дела, разрешенные в нижестоящих судов. По некоторым категориям дел Палаты были судами первой инстанции.

Был учрежден суд специального назначения - Совестный суд. Это прообраз будущих мировых судов - основная их задача - примирение сторон. Кроме того, в уездах Уфимской губернии были организованы нижние земские суды и нижние расправы.

В 1796 году произошла новая реорганизация судов. Правительство Павла Первого, пришедшего к власти после смерти Екатерины Второй в губерниях упразднило все сословные суды: верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы, а в уездах были упразднены нижние расправы.

Кроме того, в каждой губернии Палаты уголовного и гражданского судов были объединены в Палаты суда и расправы. В таком виде судебные органы просуществовали до судебной реформы 1864 года.

Однако судебная реформа в Башкирии была введена императорским указом от 9 марта 1882 года "О введении судебной реформы в полном объеме в губерниях Оренбургской и Уфимской". И после этого новая реформа не заработала еще в полном объеме.

Уфимский окружной суд заработал только с начала 1894 года, а суд присяжных заседателей был введен только указом от 2 февраля 1898 года.

Декретом № 1 от 24 ноября 1917 года Советская власть упразднила все царские суды. Однако Уфимский окружной суд функционировал до 30 мая 1919 года. Летом 1922 года была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая республика с включением в нее Уфимской губернии.

23 декабря 1922 года постановлением БашЦИК был образован Башкирский областной суд и избран состав областного суда. С этого момента начал работать Высший судебный орган Республики Башкортостан. Башкирский областной суд был организован на базе Башкирского революционного трибунала, Совета народных судей и Особой сессии нарсуда. Он объединил все эти судебные органы и сосредоточил судебную власть в одном вышестоящем органе - Областном суде.

Первым председателем Башкирского областного суда был избран Кузьмин Павел Васильевич, учитель по образованию, революционер, участник гражданской войны. Он проработал недолго и в апреле 1923 года направлен учиться на высшие юридические курсы, находящиеся в Москве.

В составе судей первого 1922 года избрания в высший судебный орган БАССР были знаменитые личности. Один из них - Галанов Виктор Дмитриевич, окончивший юрфак Казанского университета, участник трех Революций. Он был избран заместителем председателя Верховного суда БАССР по гражданским делам.

16 мая 1923 года постановлением БашЦИК областной суд переименован в Главный суд БАССР (Башглавсуд). В 1936 году была принята новая Конституция СССР. В связи с этим 23 февраля 1937 года постановлением ВЦИК СССР Башглавсуд переименован в Верховный суд БАССР. В таком статусе высший судебный орган республики работает по настоящее время.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: