Когда свободные неполноправные жители римского государства по лучили статус полноправных граждан

Обновлено: 17.05.2024

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Правовой статус гражданина в Древнем Риме

  • - quiriti – квириты;
  • - latini – латины;
  • - peregrine – перегрины;
  • - libertine - либертины (вольноотпущенники);
  • - colonus – колоны.

Правовое положение Римских граждан

Римское гражданство приобреталось по рождению либо посредством натурализации. Римское гражданство получали дети, рожденные в браке между римскими гражданами, внебрачные дети, рожденные римской гражданкой. Дети, рожденные рабыней, если во время беременности она хотя бы какое-то время была римской гражданкой. Натурализация – освобождение раба, усыновление перегрина римским гражданином. Дарование гражданства за особые заслуги перед римским народом.

  • 1. Брачная правоспособность. Способность создавать римскую семью.
  • 2. Завещательная правоспособность. Способность составлять завещания и быть наследником по завещанию.
  • 3. Торговая правоспособность. Способность совершать любые сделки.

Правовое положение латинов

  • 1. Древние латины – собственно жители Лациума и жители городов латинской лиги – союзники римлян в борьбе против этрусков и других народов италийского полуострова. Их правовое положение не отличалось от положения римских граждан.
  • 2. Капитулированные латины – это покоренное население италийского полуострова. Они обладали лишь торговой правоспособностью. Но с I в. до н. э. всем капитулированным латинам было предоставлено равное римское гражданство. До этого момента они могли приобрести римское гражданство если не менее года прожили в Риме или любом из городов бывшей латинской лиги.

Правовое положение перегринов

Это, прежде всего, жители провинций, которые не обладали теми правомочиями, которые были доступны гражданам и латинам. В публичном праве они были лишены всех прав, а сфере частного права были подчинены своему местному обычному праву. С развитием торгового оборота отдельным провинциальным общинам стали предоставлять муниципальный статус. Члены таких общин приобретали в полном объеме торговую правоспособность. Они даже могли приобретать римское гражданство путем натурализации.

В 212 г. по эдикту Антонина Каракаллы всему свободному населению Империи был дарован гражданский статус с правом передачи своим потомкам. С этого момента такая группа, как перегрины, с точки зрения права утрачивает свое значение.

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, — а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставноеимя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones — см. § 18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделениеих землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.

Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги». Собственно факт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста, «в силу присущегоим легкомыслия». Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением — в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.

Римского гражданства можно было и лишиться — в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения — infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

§ 4. Империя, этнонация, гражданство: поиск прошлого или будущего?

§ 4. Империя, этнонация, гражданство: поиск прошлого или будущего? Можно ненавидеть социализм или капитализм, любить или не любить тех или иных политических деятелей, свергать или восхвалять политические режимы, критиковать или не критиковать существующие или прошлые

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКОЕ ПРАВО Бартошек M. Римское право: понятие, термины, определения. М., 1989. Дементьева В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. Ярославль, 2004.Дигесты Юстиниана / Пер. с лат., отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2008. Т. 1.Дождев Д.В. Основание

Римское завоевание

Римское завоевание Завоевав Галлию (Францию), римский полководец Юлий Цезарь счел необходимым лишить бриттской поддержки кельтов, все еще оказывавших сопротивление римлянам. Вероятно, бритты действительно помогали венетам в Бретани. Кроме того, возможно, Цезарь

Гражданство в Древней Греции

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Древнеримское гражданство

Древнеримское гражданство В Римской империи, простиравшейся от края до края обозримого мира, сложилась куда более прагматичная система предоставления гражданства, нежели в Древней Греции. Статус гражданина там всегда считался великой привилегией, но свою истинную роль

Римское вооружение III в. до н. э.

Римское вооружение III в. до н. э.

РИМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РИМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ Цезарь «взял штурмом более 800 крепостей, сражался с тремя миллионами врагов, оставил миллион трупов и взял миллион пленных», — сообщает нам Плутарх. Эти цифры могут показаться фантастическими, но их определенно не стоит отвергать. Они прекрасно

Римское управление

Римское управление Император Август (правил в Египте с 30 года до н. э. по 14 год н. э.), как стал зваться Октавиан с 27 года до н. э., писал, что «добавил Египет к империи римского народа». Но он знал, что Египет не может стать очередной провинцией, управляемой сенатором, который

Гражданство и сословия

Гражданство и сословия Римские граждане в главном были едины в своем правовом положении. Однако со временем, начиная с периода республики, традиционная принадлежность к слоям наиболее богатых граждан (и потому, в соответствии с римской политической цензовой системой,

Римское общество

Римское общество Нерон представляет собой родоначальника нового общества, отвечающего luxus и agon. Ответ Рима на его попытки реформы нравов меняется в зависимости от различных сословий и слоев населения. Какова во времена Нерона расстановка социальных сил? С одной стороны,

Джейн Бёрбэнк Местные суды, имперское право и гражданство в России

Джейн Бёрбэнк Местные суды, имперское право и гражданство в России Может ли закон служить опорой гражданства, когда его содержание различно для разных людей? Этот роковой вопрос возникал на протяжении всей истории России, однако, он также весьма важен для понимания

6 Империя, законодательство и гражданство

6 Империя, законодательство и гражданство Маргарет Сомерс в своем плодотворном исследовании законодательства и гражданства утверждает, что становление «современных прав гражданина» происходило в средневековой Англии в контексте «малых гражданских обществ и

Глава II. Невозможное гражданство женщин

Глава II. Невозможное гражданство женщин У слова «гражданка» несколько значений. Нет сомнений, что во время Революции Декларация прав человека и гражданина распространялась и на мужчин, и на женщин. Они получают неслыханно современные гражданские права: семья Старого

Римское время

Римское время Римское завоевание части Британских островов в I в. н.э. оказало лишь опосредованное влияние на развитие народов, населявших Шотландию, поскольку большая её часть не была романизирована. Вторгшись в 80 г. н.э. в Южную Шотландию, римские войска встретили

Часть Вторая. Гражданство Союза

Часть Вторая. Гражданство Союза Статья 171. Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, но не заменяет национальное гражданство.2. Граждане Союза наделяются

Состояние римского гражданства было — для общества, которое охватывалось римским государством — как бы идеалом полноты политических и гражданских возможностей жителя. Стремление к этому состоянию составило важный элемент общественной борьбы, а приближение правового положения других групп населения к полноправным гражданам — орудием политики, особенно используемым в годы смут.

Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства. Первоначально латинами обозначали только жителей центральной области вокруг Рима — Лациума; они первыми признали над собой господство Рима и в V — начале IV в. до н. э. были на положении союзников. Это предоставлялоим статус граждан, близких, но не равных римским: право участвовать в торговом и гражданском обороте, вступать в законный брак. Поселившись в Риме, они могли получить и полное римское гражданство без специальных формальностей. Это давало им возможность принимать участие в деятельности народных собраний, но избираться магистратами они не могли. С сер. III в. до н. э. (с 268 г.) статус латина стал условным, без этнической и географической привязанности. Его стали давать всем италийским, а потом и неиталийским областям, признавшим власть Рима и получившим от него право автономии. Эти латины (в отличие от первоначальных, называемых древними) приобретали только право участия в торговом и гражданском обороте и, по специальным разрешениям, права законного брака. Они несли повинности в пользу Рима (воинскую в особых войсках). После Союзнических войн, в начале I в. до н. э. специальными законами всем латинам было даровано полное римское гражданство, исключая возможность быть избранным в высшие магистраты (что основывалось даже более не на праве, а на традиции и на привилегиях нобилитета).

Наиболее многочисленную группу населения Римского государства составляли жители внеиталийских областей и стран, сохранивших административную автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации (foedus). По своему основанию такие союзы бывали справедливыми, когда территория добровольно признавала власть Рима, и несправедливыми, когда население было подчинено после военной победы над ним. Жители этой категории сохраняли собственное гражданство и, как дружественные граждане, получали государственное покровительство Рима и правовую охрану. Они не пользовались никакими правами римских граждан, но за ними признавались на основе общенародного права (jus gentium) права участия в торговом обороте, заключения брака, возбуждения исков в суде. Эта категория свободных жителей получила название перегринов (от peregrini — «из-за поля»). В период ранней империи сложилась практика, согласно которой жители, избранные в провинциальные магистраты, тем самым приобретали и римское гражданство. В 212 г. конституцией имп. Каракаллы всем имевшим статус перегринов и не подлежавших обложению налогами в своих общинах было предоставлено единое римское гражданство (исключая право выбора магистратов, впрочем, практически утратившее к тому времени свое значение в Риме). Эта унификация имела важное значение для формирования нового правового статуса гражданина-подданного единой Римской империи. Однако реально конституция коснулась очень немногочисленной прослойки провинциальной знати (например, в Египте практически никто не получил этих прав гражданства).

Особую прослойку перегринов составляли так называемые «сдавшиеся» (peregrini deditii) — жители областей или общин, враждебных Риму и покоренныхим с ликвидацией там собственных политических и административных институтов. В правовом смысле они вообще не имели гражданства — ни у себя, ни в других областях империи, хотя и не были абсолютно бесправными и пользовались судебной защитой. Конституция 212 г. никак не повлияла на их правовое положение, которое изменилось только к концу IV в. в направлении слияния с правовым статусом варваров в империи.

Внутри самой римской общины также были свои категории, далеко не тождественные состоянию полноправного римского гражданина.

Неимущие или малоимущие граждане образовывали сословную категорию пролетариев — так называли тех, кто не подпадал под самый низший, 5-й класс имущественного ценза. Они обладали всеми частными и гражданскими правами, однако политические права их были ограничены: право голоса в собраниях принадлежалоим всем в совокупности, а не отдельно каждому гражданину, они не имели возможности и избираться магистратами. Так же в целом на пролетариев возлагались воинская и другие общественные обязанности.

Особое сословие составляли вольноотпущенники (libertini) — бывшие рабы (положение которых принципиально отличалось от граждан — см. ниже), отпущенные на свободу своими господами. Вольноотпущенники были одной из самых старых в Риме категорий неполноправного гражданства: с введением в V в. до н. э. новой трибутной и центуриатной организации в трибы и центурии стали записывать вольноотпущенников. Им было предоставлено право участвовать в центуриатных комициях, однако голосовать в трибутных собраниях вольноотпущенники не могли, не имели они и права избираться магистратами. Только в начале I в. до н. э. вольноотпущенников стали брать на военную службу. Прав заключать законный брак они также не имели. Некоторые смягчения правовых требований произошло только в I в., когда в 19 г. на них были распространены права латинских граждан. В период империи вольноотпущенникам было предоставлено право записываться по цензу в высшие сословия (богатеющий и не несущий никаких гражданских обязанностей вольноотпущенник-паразит стал излюбленным персонажем римских сатир этого времени); однако пределом возможностей было сословие всадников, доступ в сенаторы для бывших рабов был закрыт.

В частной и гражданской жизни вольноотпущенник сохранял отношения подопечного к своему бывшему хозяину-патрону. Он обязан был оказывать ему материальные (или ремесленные) услуги, сохранять почтение к патрону, не имел права вчинять иски бывшему хозяину о личных оскорблениях и т. д. За «неблагодарность» вольноотпущенник снова мог быть объявлен рабом прежнего хозяина. Связи с прежними хозяевами были настолько значительны, что в III в. было признано, что вольноотпущенники считаются полноценными членами фамилии хозяина, соответственно приобретая и некоторые наследственные права.

Наиболее древней категорией неполноправных граждан были клиенты — они известны еще в догосударственный период Рима. Первоначальное их появление, по-видимому, было связано с разложением римской родовой общины и выделением прослойки подчиненных, но свободных членов рода. Клиенты в древний период могли быть как у рода в целом, так и у отдельного главы фамилии. Позднее институт клиентеллы стал двояким: обязательными, законными клиентами римского гражданина считались его бывшие рабы (теперь вольноотпущенники), а свободные люди переходили в положение клиентов по собственному волеизъявлению (возможно, и по наследству), вынужденные к этому особыми обстоятельствами или социальной слабостью, в поисках общественного покровительства. Связь клиента со своим патроном признавалась сродни священной, и за крайнее пренебрежение клиента своим долгом его можно было даже убить. Клиент голосовал в центуриатных комициях вместе с патроном, составлял его как бы обязательную свиту в общественных или судебных делах. Он обязан был идти вместе с патроном на войну и помогать ему, в том числе выкупать из плена. В частных и имущественных делах клиенты были вполне самостоятельными, могли защищать свои интересы в суде, но нередко за него ручался и представительствовал патрон, и это была одна из главнейших обязанностей патрона перед своими покровительствуемыми.

В период империи резкость правовых отличий между категориями неполноправных граждан несколько сглаживается… Вместе с тем эпоха христианства, признанного с IV в. официальной религией империи, принесла свои разграничения в правах граждан. Сформировались новые, ранее праву не известные категории жителей. Так, от полноправных граждан по религиозным мотивам стали отграничиваться: язычники и евреи — они не могли занимать общественных и государственных должностей, обладать рабами-христианами, вступать в законные браки; вероотступники, которые не могли выступать свидетелями в судах, наследовать имущества; еретики, т. е. проявившие отклонения в вере и обрядах, но в общих рамках христианства, — такие подлежали ограничению в гражданских правах, не могли наследовать имущества, и после них имущество не наследовалось семьей, а шло в пользу церкви или государства.

Рабы и неполноправные

Рабы и неполноправные Индийское общество, как и любое другое, знало рабов, причем раб в собственном смысле этого слова (речь о сути явления, а не о терминологии) мог быть, во всяком случае на первых порах, только из числа пленных иноплеменников, выходцев чаще всего из

Две категории воинов

Две категории воинов Мир — лишь хрупкое мгновение между двумя войнами. Поскольку набеги и грабежи являли собой наиболее естественные отношения между государствами того времени, слою общества, который у всех индоевропейских народов составлял вторую касту, надлежало

Некоторые категории мировоззрения

Некоторые категории мировоззрения Древний Китай породил множество философских учений, одно из которых – конфуцианство – к концу II в. до н. э. стало государственной идеологией. К этому времени оно впитало некоторые черты легизма, сохраняя жесткое противостояние легизму

II. Категории заключенных

II. Категории заключенных Нэпманы. Крестьяне. Каэры. Мелкие группы. Нэпманы. Первыми среди заключенных СЛОН а назову «нэпманов», т. е. частных предпринимателей, открыто появившихся на арене русской жизни после объявления коммунистами в 1921 г. Новой Экономической Политики

Категории и реалии китайской культуры: письменность

Категории и реалии китайской культуры: письменность Если понимать культуру как совокупность форм (нравственных, эстетических и т. д.), придаваемых людьми продуктам их созидательной деятельности и присущих самой этой деятельности, то культура образует сердцевину

Три категории женщин

Три категории женщин Японцы издавна привыкли делить женщин на три категории. Для домашнего очага и продолжения рода – жена. Для развлечения души – гейша. А для услаждения плоти красотка с улицы «красных фонарей».По данным Национального полицейского управления, в стране

Часть 4. Категории русской и советской истории

Часть 4. Категории русской и советской истории 31. Историческое невежество российских лидеров. История России состоит из цезур — Для России губительна роль исторического невежества лидеров, которое устрашающе руководит их поступками. Для нынешних лидеров России

Германские белые добровольческие части I категории:

Германские белые добровольческие части I категории: К I категории могут быть отнесены крупнейшие по численности добровольческие корпуса, сформированные генералами или полковниками бывшей кайзеровской армии и достигавшие порой численности бригады или даже дивизии,

Германские белые добровольческие части II категории:

Германские белые добровольческие части II категории: II категорию составляло большинство белых добровольческих корпусов, сформированных в разных городах и районах стихийно, «снизу», по инициативе местного населения, с целью защиты общественного порядка и спокойствия от

Германские белые добровольческие части III категории:

Германские белые добровольческие части III категории: В III категорию могут быть зачислены добровольческие корпуса, сформированные и руководимые молодыми фронтовыми офицерами, обычно в небольших чинах. Эти соединения чаще всего достигали размеров усиленной роты, реже —

Упразднение категории однодворцев

Упразднение категории однодворцев Прежде всего следует выяснить, когда и при каких обстоятельствах исчезла социально-административная категория однодворцев. Поскольку этот вопрос до сих пор подробно не изучался, то, как следствие отсутствия ясности, в литературе

5. Другие категории крестьян

5. Другие категории крестьян 5.1. По Положению 1863 г. удельные крестьяне (4 % всех крестьян) становились собственниками земли. Часть земли у них также «отрезали», но несколько меньше, чем у бывших помещичьих крестьян.5.2. В 1866 г. началась реформа государственной деревни.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Правовой статус свободного в Древнем Риме

Правосубъектность лица в Древнем Риме определялась не только его возрастом, полом и т.п. но и, прежде всего, социальным статусом.

  • - status libertatis – статус свободного;
  • - status civitatis – статус гражданина (гражданства);
  • - status familiae – семейный статус.

Свободные – правосубъектные, но тонкость их правового положения определялась двумя другими статусами (гражданина и семейным). Если этого правового положения нет, то вы - раб.

С точки зрения законов XII таблиц рабы относились к категории манципированных вещей (res mancipi) – т.е. для их отчуждения требуется особая процедура – mancipati.

  • - неодушевленные (одежда, земельный участок, деньги, строение, транспорт)
  • - одушевленные, не говорящие (домашние животные, скот, птица)
  • - одушевленные и владеющие речью (instrumentum vocale) – рабы.
  • - появляется институт рабского пекулия (peculium) – определенное имущество (обычно земельный участок с инвентарем), которое господин давал рабу в фактическое пользование; при этом 9/10 урожая раб отдавал рабовладельцу, а 1/10 оставлял себе; все под честное слово господина, т.к. юридически раб не был правосубъектен, а следовательно, раб мог даже что-то накопить;
  • - господин мог поручать доверенным рабам заниматься торговлей (совершать сделки, например, в лавке) от своего имени; договоры, заключенные рабом от имени господина, являлись действительными, но лишь частично натуральными – права господина по искам обеспечивались, а права контрагента не были защищены; действовал правовой принцип, что раб, действующий от имени своего господина, не может ухудшить его правового положения (улучшить может).

Закон Аквилия (lex Aquilia – принято Народным собранием) – регулировал вопросы возмещения причиненного имущественного вреда; регулировал вопрос причинения вреда рабами третьим лицам – отвечает господин – если господин отправлял раба на свободу, то на раба переходит бремя возмещения вреда (правосубъектность с обратной силой)

Способы попадания лиц в категорию рабов

1. Лицо изначально рождается вещью (если рождается от рабыни)

  • - взятие в плен римлянами иностранцев в ходе военных действий;
  • - свободная женщина теряет свободу за интимную связь с рабом (ибо встает вопрос о статусе ребенка);
  • - в цивильном праве было еще одно основание – если лицо не возвращало долг, а затем проигрывало судебный процесс;
  • - семейно-правовые основания: в доюстиниановом праве pater familias (домовладыка, глава семьи) мог продать в рабство подвластного члена семьи за непослушание; в браке с властью мужа (действовало в течение почти всей истории Древнего Рима) муж мог продать в рабство за непослушание (формально, теоретически);
  • - вольноотпущенник мог быть возвращен в рабство в случае неблагодарного обращения к патрону (например, в случае уклонения от алиментирования (содержания) патрона)

Способы освобождения рабов

  • 1. Раба господин мог освободить в завещании, притом, только если раб продолжал быть в собственности завещавшего.
  • 2. В Древнем Риме проводилось составление цензовых списков (перепись населения) раз в 4-5 лет – господин мог внести раба в цензовый список в качестве вольноотпущенника.
  • 3. Судебный процесс с фикцией (manumissio vindicta) – если господин хотел отпустить раба, должен был привлечь третье свободное лицо в качестве лица: собственник – ответчик, истец – 3-е лицо, предмет – раб. Истец заявлял, что по праву кверитов раб его, а ответчик, хотя это неправда, не заявлял возражений, а решение выносилось на базе неверных данных и согласовывалось с претором. Это было нужно, чтобы нельзя было раба просто сразу отпустить, ибо это не было не выгодно государству.

В период Империи процедура упрощается: можно было не разыгрывать процесс, а прийти в магистрат и подать заявление претору об освобождении. Запись заносилась претором в протокол магистрата.

патриции древнего рима фото

Положение лиц по праву Древнего Рима разделялось по признаку правосубъектности — возможности осуществления самостоятельно прав и обязанностей.

Категории статусов лиц в Древнем Риме

Классификация лиц в Древнем Риме по статусу предполагала состояние:

  1. Libertatis (либертатис) — свободный гражданин;
  2. Civitatis (цивитатис) — по статусу гражданства
  3. Familiae (фамилие) – семейное положение.

юридические лица в древнем риме
Статус либертатис в древнем Риме

Обладали статусом либертатис в Римской империи только свободные граждане, все остальные являлись рабами. Рабы считались не субъектами, а объектами древнеримского права, в отношении которых могли заключаться сделки, их судьбой распоряжались владельцы. Данное положение сохранялось вплоть до I в. до н.э. в классификации вещей юриста Варонна в Риме. Согласно его теории, все предметы делились на три категории:

  • неодушевленные объекты: земля, золото, камни, ткани и др.;
  • одушевленнные объекты: домашний скот;
  • instrumentum vokale (инструментум вокале) — одушевленные и говорящие: рабы.

Статус раба присваивался в следующих случаях:
По факту рождения от рабыни. Женщины в Древнем Риме, наделенные статусом рабыни, не могли заклюить брак. Если девушка вступала в связь с мужчиной-рабом, то она теряла статус свободного гражданина и становилась рабыней.

  1. Пленные Рима.
  2. При продаже свободной семьей ее члена в рабство за непослушание.
  3. При возвращении освобожденного раба в случае проявления неуважительного отношения к бывшего хозяину — патрону.
  4. За долги при игре в азартные игры Древнего Рима.

В ранний период Рима рабы были полностью лишены возможности совершения самостоятельных поступков. С получением государства статуса Империи в I в. н.э. вышел указ о запрете передачи рабов в школы гладиаторов. С этого времени хозяева, оставившие раба в старости или болезни, либо допустившие его убийство без причины, утрачивали собственность.

юридические лица в древнем риме фото
Статус лиц в Древнем Риме цивитатис

Подобное положение в римском обществе могли носить только свободные граждане. Свободное население Рима делилось на пять категорий:

1. Граждане Рима, civus Romanus, квириты. Они выделялись в отдельную группу за заслуги при создании Римского государства на заре его становления. Квириты наделялись следующими правами:

  • мужчины могли избирать и быть избранными на должности в госаппаратпо достижение 25 лет;
  • служили в армии;
  • заключали коммерческие сделки — ius commercii;
  • вступали в брак, рожденные дети признавались квиритами.


2. Латины. Подразделялись по статусу на 3 группы.
Латины не имели статус гражданина Римской империи. Они не могли участвовать в выборах, не служили в армии.

Подразделялись на группы:

  1. Древние.
  2. Провинциальные.
  3. Юниани. Вольноотпущенники, приобретающие статус свободных граждан.
  4. Перегрины. Граждане иностранных государств, обладали правосубъектностью в силу права народов.
  5. Либертины. Освобожденные по письму или на пиру рабы.

Латины обладали следующими правами:

  • участия в предпринимательской деятельности;
  • вступления в брак с квиритами, статус детей определяло положение отца.

В 212 г. законом Каракаллы были уравнены в правах провинциальные латины и квириты.

Феодальные колоны (colonus). Лица со статусом колоны появляются в Древнем Риме в поздний период — с IV в. н.э. Образование класса началось с аренды земли у латифундистов. С принятием конституции положение как собственников, так и арендаторов усложнилось: устанавливался налог с владения и аренды землей. Договор аренды не мог быть расторгнут, иначе собственнику приходилось платить два налога. К колонам причислялись те, кто арендовал землю на срок более 30 лет, а также их потомки. Они наделялись личной свободной, при этом право передвижения было ограничено.
Это положение касалось только группы латинов и квиритов, то есть тех, кто мог вступать в брачные отношения.

рабы в древнем риме

В семье выделялся мужчина — глава семьи (paterfamilias), несший ответственность за порядок в семье. Он обладал следующими правами:

  • выражал согласие на осуществление сделок;
  • выдавал дочерей замуж;
  • устраивал сыновей на государственную службу.

После смерти главы женщины освобождались от власти отца и становились эмансипированными, принимали самостоятельно решения. Опеку над вдовой осуществляли сыновья, если таковых не было — третьи лица. Мужчины становились отдельными главами семей, если даже были не в браке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: