Чем полномочия суда надзорной инстанции отличаются от полномочий суда кассационной инстанции

Обновлено: 28.04.2024

НАДЗОР СУДЕБНЫЙ — деятельность вышестоящих судов по проверке, в пределах своей компетенции, законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судебных инстанций

Касса́ция (позднелат. cassatio — отмена, уничтожение, от лат. quasso — разбиваю, разрушаю) обжалование или опротестование в вышестоящий суд судебных решений и приговоров, не вступивших в законную силу, и рассмотрение этим судом дел по жалобам и протестам в целях проверки законности и обоснованности решений и приговоров

Теперь перейдем к целям, что они делают?

Конечная цель апелляции – защита нарушенных прав и законных интересов участвующих в деле лиц, обратившихся за судебной защитой, через установление обстоятельств, имеющих значение для полного и
всестороннего рассмотрения дела.
Именно защита судом апелляционной инстанции частных интересов лиц, участвующих в деле, определяет как характер выполняемых апелляционным судом функций по отправлению правосудия, так специфику его полномочий.

Основная цель суда надзорной инстанции – направление судебной практики нижестоящих инстанций, обеспечение ее единства и законности на территории Российской Федерации, а также единообразия в толковании и применении судами норм права.

Цели кассационной инстанции отличаются от целей апелляционной и надзорной инстанций и определяются проверкой законности обжалуемого вступившего в законную силу судебного акта (ст. 387 ГПК РФ, ст. 288 АПК
РФ), а также местом и ролью суда кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции.

Так, по мнению И.Г. Арсенова в кассационном производстве следует выделять специальную (процессуальную) задачу – быстрый и правильный пересмотр судебных актов, устранение судебных ошибок и общую цель – защиту нарушенных прав. Он отмечает, что деятельность кассационного суда должна обеспечивать решение названной процессуальной задачи и достижение конечной цели правосудия.

Примеры, ну примеров на самом деле много. Смотря, какой суд (арбитражный, общей юрисдикции и т.д.).

Здравствуйте! В городе ".." около ТЦ ".." стоят временные брезентовые торговые палатки. В одной из них, крайней, той, что ближе к продавцу фруктов и арбузов и магазину "С. ", мужчина продаёт нечто типа красной икры трёх видов в ж/б по 140г. по 200 руб за баночку. На банках указаны разные производители и указано, что это икра. При вскрытии банок мною дома обнаружилось, что содержимое похоже внешне на натуральную икру но совсем не соответствует ей по вкусу. Для эксперимента дал это голодным кошкам, которые едят и белковую пищу и овощи, но кошки эту "икру" есть отказались. Опасаюсь, что эта "икра" может представлять угрозу здоровью человека. Прошу Вас провести контрольную закупку, проверить документы на "икру" и проверить её качество. Палатки стоят временно и я опасаюсь, что на днях этого продавца уже может там не оказаться. С Уважением , Александр. Данный текст был отправлен мною на адрес электронной почты, указанный на сайте Роспотребнадзора. Указанная мною информация является правдой, но никак не подтверждена документально( не фотографировал, не снимал на видео, чека мне при покупке не дали), покупка была осуществлена 13.09.21г., а обращение направлено 14.09.21г. После этого я обнаружил, что с что с января 2017 г. изменился порядок направления и рассмотрения обращений граждан в Роспотребнадзор и не могут быть основанием для проведения проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора). При этом должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица, в связи, с чем при приеме обращений с заявителя могут быть затребованы подтверждающие авторство обращения документы. Если после начала предварительной проверки, внеплановой проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении, по решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) соответствующая проверка прекращается. Кроме того, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения. То есть теперь я опасаюсь, что мне могут грозить последствия в виде взыскания с меня расходов на проверку. Подскажите, серьёзны ли мои опасения, как мне теперь действовать, чтобы избежать неблагоприятных для себя последствий.

Добрый день! Ранее судим по ст 161.1 не погашена судимость. Сейчас рецидив по той же статье и части всё выплачено, предоставленны все справки и действуют все смягчающие обстоятельства но дали срок лишения свободы строгого режима на 1 год и 6 месяцев так как является рецидивом. Если подать касацию могут ли уменьшить срок наказания или есть риски увеличения срока. Спасибо

Суд кассационной инстанции по гражданскому делу отменил определение апелляционной инстанции и отправил дело на новое рассмотрение с рекомендациями для принятия решения, но суд апелляционной инстанции рекомендации Кассационного суда не учел и принял по делу такое же решение, которое кассационный суд отменил. Куда теперь обжаловать решение апелляционного суда в верховный суд или опять в касационный суд? И возможна ли подача в верховный суд касации на решение первой, аппеляционной инстанций и определение об отмене Апелляционного определения суда и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, если Кассационным судом была нарушена ч.4 ст.390 ГПК РФ?

Скажите пожалуйста, освободилась по Удо, но в постановление не прописано, дать надзор по концу срока, имеет ли права инспектор по надзору дать надзор? У меня опасный рецедив

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе (ст. 390 ГПК РФ):

1) Оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения. Это полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 388 ГПК РФ суд должен сформулировать мотивы, по которым он пришел к своим выводам, и ссылку на закон, которым руководствовался.

2) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассавое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Отмену обжалуемого судебного акта влечет за собой установление существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законныхинтересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Указанные нарушения носят неустранимый характер, требуется установление новых юридических фактов, представление новых доказательств или повторное исследование имеющихся.

3) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушении норм процессуального права, предусмотренных ст. 220, 222 и 263 ГПК РФ. В этом случае суд должен отменить обжалуемое постановление и либо прекратить производство по делу, либо оставить заявление без рассмотрения.

4) Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд кассационной инстанции может прийти к выводу о законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным.

5) Отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права. Если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных постановлений не требуется установления новых обстоятельств дела, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новое судебное постановление (определение), не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции.

6) Оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ (возвращение без рассмотрения по существу). К указанному полномочию суд может обратиться в том случае, если установит, что кассационная жалоба была принята с нарушениями норм процессуального права при наличии оснований, указанных в ст. 379.1.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления . В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции не вправе:

  • устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Полномочия надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные ниже, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам (ст. 391.1 ГПК РФ):

  • лиц, участвующих в деле;
  • других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями;
  • по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (если в рассмотрении дела участвовал прокурор).

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  1. вступившие в законную силу решения судов среднего и высшего звена судебной системы, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
  2. апелляционные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
  3. кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации.

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора установлены ст. 391.12 ГПК РФ.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе ( сравнить с кассацией ):

Отличий практически нет.

оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе:

  • не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции - это совокупность прав на совершение установленных законом процессуальных действий относительно вступивших в законную силу решения, постановления суда первой или апелляционной инстанций, проверяемого по кассационной жалобе.

Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей (ст. 30 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

В отличие от предыдущих инстанций кассационная инстанция

    1. не рассматривает дело по существу, а проверяет законность принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций судебных актов, устанавливает правильность применения норм материального и процессуального права ;
    2. проверяет, соответствуют ли выводы нижестоящих судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ст. 286 АПК РФ).

    Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу, а также по исследованию ранее не представлявшихся доказательств.

    Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и второй инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.

    В суде кассационной инстанции стороны по делу не вправе заявлять новые требования и ограничены в представлении дополнительных доказательств.

    Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции (ст. 287 АПК РФ)

    По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

    Основания к отмене решений - это указанные в законе обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд кассационной инстанции обязан отменить вынесенное судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции решение, постановление, определение.

    Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

    Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

    Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

    Значение надзорного производства:

    1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
    2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

    Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

    • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ - ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
    • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
    • предмет пересмотра в порядке надзора - судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
    • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
    • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

    Порядок возбуждения надзорного производства

    Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

      1. лиц, участвующих в деле, и
      2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

      Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

      Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

      Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

      1. наименование суда, в который они подаются;
      2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
      3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
      4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
      5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
      6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
      7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

      В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

      Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

      К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

      Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

      К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

      Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

      1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями третьей - шестой статьи 391.3 Кодекса;
      2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

      пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;

      После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 - 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

      • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
      • по материалам истребованного дела.

      В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

      По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

      1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
      2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

      Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

      Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

      Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

      Мне вынесено постановление инспектором,которое я обжаловал в районном суде,который вынес решение оставить его в силе. Далее было обжаловано в Верховном суде, который тоже вынес решение оставить все как есть. Чем отличается кассация от надзора, и какую жалобу мне лучше подать ? Когда вообще подается кассация?

      Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе (ст. 390 ГПК РФ):

      При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.

      Суд кассационной инстанции не вправе:

      проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются;
      устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
      предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
      определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
      Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

      Полномочия надзорной инстанции

      Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные ниже, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам (ст. 391.1 ГПК РФ):

      лиц, участвующих в деле;
      других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями;
      по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (если в рассмотрении дела участвовал прокурор).
      В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

      вступившие в законную силу решения судов среднего и высшего звена судебной системы, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
      апелляционные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
      кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации.

      Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора установлены ст. 391.12 ГПК РФ.

      Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе (сравнить с кассацией):

      При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

      При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе:

      проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются;
      проверять законность судебных постановлений, которые не обжалуются;
      устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо
      предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
      определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

      Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

      Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: