Возможно ли существование государства без права интуит

Обновлено: 19.04.2024

« Всё течёт, всё меняется ». И пр аво, как нечто живое, подверженное неизбежному реформированию, казалось бы ушло далеко вперед от той парадигмы, в рамках которой право и государство ― явления , обусловливающие друг друга. В современном мире набирают популярность такие тенденции как глобализация, интернационализация правовой науки и практики в целом, создаются наднациональные институты, развиваются системы транснационального правового регулирования. Иными словами, право в современных условиях выходит за рамки отдельного государства. Возрастающая необходимость упрощения оборота, в том числе между резидентами различных юрисдикций, создает предпосылки для отделения частного права от государства.

  • Но так ли это на самом деле?
  • Действительно ли мощнейшая сила государства в современных условиях не так уж страшна?
  • Возможно ли помыслить существование частного права без государства?

Принимая во внимание, что истина, как правило, кроется в некой золотой середине, избегая ярко выраженного однополярного взгляда на поставленную проблему, мною все же будет предпринята попытка порассуждать на д вопросом соотношения частного права и государства. Безусловно, предлагаемая к обсуждению тема далека от более злободневных практико-ориентированных проблем, но мне кажется полезным порой отвлечься от насущных задач и задуматься, в какой парадигме мы живем сегодня и должно ли частное право оглядываться на некогда могущественный институт в лице государства. Недаром феномен государс твенной власти получил сравнение с библейским образом морского чудовища Левиафана из Книги Иова ( Иов. 40:20 — 41:26 ) , характеризующегося великой силой, бесстрашием и способностью уничтожить человече скую природу, а вместе с ней и присущее этой самой природе стремление к свободе .


Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год

Забегая вперед, обознач у , что мое предпочтение будет отдано отрицательному ответу на поставленный вопрос: частное право без государства существовать не может.

Мнение экспертов.

Стимулом к этому скромному рассуждению послужило знакомство с двумя совместными работами профессоров, специалистов в области компаративистики и коллизионного права Ralf Michaels и Nils Jansen : « Private Law and the State : Comparative Perceptions and Historical Observations » и «Private Law Beyond the State? Europeanization, Globalization, Privatization» .

В частности, а вторы полагают, что на национальном уровне право носит публичный характер, а на международном – исключительно частный. Так, участники транснационального рынка стремятся самостоятельно создавать нормы, используя принцип автономии воли и механизм выбора применимого права. Речь идет о появлени и новых правил lex mercatoria, о зарождени и некой качественно новой сферы правового регулирования ― право Интернета, о развити и международных отраслевых норм, в частности , норм спортивного права. По мнению профессоров, мы имеем дело со всеобщ ей тенденци ей отделения частного права от государства, во всяком случае применительно к сфере международного частного права. Однако смысл существования правовых норм на любом уровне (как национальном, так и международном) реализуется в процессе их применения к конкретным правоотношениям. И в этой части авторы словно выдвигают возражение сами себе: возможность выбора сторонами в качестве применимого права приведенных выше частных норм вызывает сомнения, поскольку для того, чтобы получить признание , такие частные нормы должны быть похожи на государственные (санкционированные государством) .

Почему это необходимо? Возможно, ответ прост, и причина кроется в том, что процесс сотворения права, игнорирующий такой традиционный механизм обеспечения его действия как сила государственного принуждения, уже нельзя будет признать таковым, и он трансформируется в процесс создания нечта иного? Безусловно, отдельные социальные группы и человеческое общество в целом способны самостоятельно вырабатывать некие стандарты поведения, следование которым ожидается от членов этого общества. Но здесь мы переходим в плоскость каких угодно иных видов социальных норм ― норм морали (нравственности), религиозных, корпоративных норм и т.д, но никак не правовых. Означает ли это, что как в области национального, так и в сфере международного частного права, процесс создания и применения норм права немыслим без одобрения суверена?

Ключевая причина.

Ralf Michaels и Nils Jansen утверждают, что идея производности частного права от суверена, на котором лежит обязанность «одобрения», ― не более чем фикция, и всегда была таковой применительно к сфере международного частного права. Так, рассуждая о действительности транснационального частного права, авторы исследуемых статей предлагают исходить из трех аспектов: юридического (принятие нормы уполномоченным органом), социологического (норма обеспечивается принуждением, но не со стороны государственного аппарата), а также этического (норма должна быть морально оправдана). Указанной теории вкупе с концепцией плюрализма источников, по мнению профессоров, достаточно для существования частного права на международно-правовом уровне.

Рискну не согласиться с этим мнением, допускающим создание норм частного права без участия государства, и предположу, что суть заключается в такой экзистенциальной потребности человека как безопасность. К этому тезису близка договорная теория происхождения государства, последователи которой (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Г. Гроций, А.Н. Радищев) полагали, что государство есть своего рода договор, в который люди, находившиеся до указанного момента в естественном первобытном состоянии bellum omnium contra omnes― борьбы всех против всех, сознательно решают вступить. Вечно воюющие субъекты передают часть своей свободы государству в обмен на то, что последнее обеспечит их безопасность и спокойное существование. Согласно этой известной теории именно стремление к спокойствию и мирному ведению хозяйства движет индивидами при частичном подчинении своей воли государственному аппарату.

Например, обратимся к институту третейского разбирательства. Очевидно, что даже этот атрибут гражданского общества, основу которого составляет свободное волеизъявление сторон, вынужден претерпевать известные лишения со стороны национального права. По правилам большинства правопорядков лицо, получив решение в свою пользу по итогам рассмотрения дела в третейском суде или международном арбитраже, ищет подтверждения законности такого решения в государственном суде, в частности, посредством института выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Почему этот механизм необходим не только государству с точки зрения сохранения авторитета национального права, но и самому лицу, в пользу которого принят судебный акт? Ответ прост: потому что так безопаснее, потому что именно в механизме государственного принуждения человек находит удовлетворение потребности в безопасном существовании. Из аналогичных рассуждений, с моей точки зрения, вытекает и такое безусловное основание для блокирования решения третейского суда, как его противоречие публичному порядку РФ ( п. 2 ч. 4 ст. 233 АПК РФ).

Идея «мирового государства» .

Действительно, трудно отрицать, что современные тенденции развития оборота, направленные по существу на преодоление национальных границ, такие как глобализация, европеизация, интернационализация добавляют весомости идее независимости частного права от государства. Так, в одной из анализируемых статей отмечено, что надгосударственные структуры, в частности, Всемирный банк, уже сегодня располагают механизмами давления на национальных законодателей в сфере частного права и ловко прибегают к их использованию. Движущей силой здесь является идея образования так называемого «мирового государства» в форме неких отдельных надгосударственных институтов (неокантианская модель) либо в виде всемирной империи (неомарксистская модель) .

Но указанные мировые тенденции, на мой взгляд, разбиваются о политико-правовые аспекты деятельности отдельных государств, которые в конечном итоге всегда направлены на защиту национальных интересов, а в современных условиях – тем более. Тот уровень единства целей и необходимых для их реализации задач, к которому должно прийти мировое сообщество для претворения в жизнь идеи независимости частного права от государства, на сегодняшний день, как представляется, недостижим. Возникает вопрос: а должны ли мы вообще стремиться перейти на этот уровень? Не является ли такого рода единство явлением противоестественным? Ведь даже ключевой принцип частного права – автономия воли, подвержен влиянию государства. Каким образом? Субъекты, сознательно вступая друг с другом в те или иные правоотношения, так или иначе находятся в заданных государством границах дозволенного. Вспомним слова М.А. Бакунина: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». А регулирование этой самой свободы с точки зрения учета интересов каждого представителя одной общности есть не что иное , как функция государства. Самый яркий пример создания правил частноправового характера без участия государства – l ex mercatoria, и тот при более детальном рассмотрении не освобожден от воздействия государства, поскольку идея суверена заложена в самом сознании людей. И купцы, исторически основавшие lex mercatoria, ― не исключение.

Строго говоря, все хозяйствующие субъекты ― носители того или иного национального права. И даже когда эти субъекты в процессе участия в торговом обороте выходят на наднациональный уровень, они не оказываются свободными ни юридически, ни ментально от власти «домашнего» государства и не могут в полной мере руководств оваться исключительно собственной автономной волей.

Вывод.

Правильные ответы выделены зелёным цветом.
Все ответы: В курсе рассматривается широкий спектр подходов к правовому обеспечению экономики. Особое внимание уделяется изучению нормативно-правовых актов, подробный анализ которых позволяет определить их значимость для развития всего национального законодательства в Российской Федерации.

В какой срок после выдвижения Государственной Думой обвинений Совет Федерации должен принять решение об отстранения Президента РФ от должности?

(2) районы с выделением крупных поселений и сельских округов в качестве самостоятельных внутрирайонных муниципальных образований

Согласно какому из принципов регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы?

Отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций — это

Средства, необходимые для предоставления субсидий для финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры сосредоточиваются

(2) как в фонде регионального (муниципального) развития, так и в фонде софинансирования социальных расходов

(1) страхование военнослужащих, сотрудников правоохранительных и таможенных органов, работников налоговых и других служб

В соответствии с каким принципом конституционного строя политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека?

В соответствии с каким принципом конституционного строя политика государства напрапавлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека?

(1) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательство в области охраны окружающей среды

(2) состояние защищённости окружающей среды и жизненно важных интересов человека от негативного влияния

Экономическая категория, представляющая собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности — это

Экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямых инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами — это

Фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры выполняет

(1) мера должного (необходимого, установленного законом) поведения, т.е. обязанность лица совершать определенные действия или воздержаться от их совершения, и применение в случае неисполнения обязанностей к обязанному лицу государственного принуждения

(2) мера возможного (допускаемого и гарантированного законом) поведения, т.е. возможность использовать либо не использовать предоставленные законом права, возможность требовать определенного поведения от другого лица, возможность обратиться к государству за защитой своих нарушенных прав

Обязательный безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Финансовый контроль, который осуществляется министерствами, ведомствами за деятельнстью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений, называется

Допускается ли создание и деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждений организационных структур политических партий?

(4) допускается только с разрешения руководства государственных и муниципальных образовательных учреждений

(2) указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений

(3) указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется

(3) правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции, является

Отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти – это

Система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений — это

К какому институту правовой защиты следует отнести конституционно закрепленное право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления?

Совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансового покрытия потребностей государства и местного самоуправления в осуществлении непредвиденных расходов — это

(1) эффективное планирование распределения бюджетных ресурсов между различными субъектами, направленное на финансовое обеспечение реализации задач и функций государства

(3) четкое оформление законодательного процесса относительно «бюджетного плана» государства и муниципальных образований

Какой принцип бюджетной системы означает то, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита?

Совокупность всех действующих в России согласно Конституции РФ судов, построенная с учётом федерального и административно-территориального устройства государства — это

(2) как исполнение законов, так и надзор за исполнением нормативных правовых актов местного самоуправления

Установление соответствия между совершенным преступным деянием и статьей Уголовного кодекса РФ, которая дает описание запрещенного деяния и определяет размер наказания — это

Регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов

Денежные (бюджетные) средства, направляемые в соответствии с различными режимами, в различных формах из одного бюджета в другой — это

Ведущая отрасль конституционного права любой страны, которая определяется и закрепляет основы национального строя государства и общества — это

Голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, представляющие собой непостредственное властное волеизъявление народа — это

Какие отношения реализуются тогда, когда в них участвуют не менее двух лиц; в основном связаны с процессом перераспределения имущества или обменом результата деятельности

заранее обусловленная сумма которую нарушитель обязательства обязан уплатить своему контрагенту – это

(1) виновно совершенное общественно вредное деяние, запрещенное гражданским, административным уголовным законом под угрозой наказания

(2) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное гражданским, административным или уголовным законом под угрозой наказания

(3) виновно совершенное общественно вредное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания

(4) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания

Естественный комплекс, в котором имеются или могут быть различные природные компоненты (земля, почвы, растительность, воды, животный мир), находящиеся в сложном взаимодействии в взаимообусловленности — это

Юридические факты, наступление которых не зависит от воли людей, но в связи с которыми для этих людей возникают юридические последствия — это

Мера государственого принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера — это

(2) в случае несогласия работника или администрация с решением комиссии по трудовым спорам; при наличии заявления прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству; при наличии заявления администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию

(3) в случае, когда на предприятии комиссии по трудовым спорам не избираются либо не созданы; при наличии заявления работника о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об уплате за время вынужденного прогула или выполнения низкооплачиваемой работы

Какое право органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий, учреждений и других организаций является наиболее сложным для реализации?

Обстоятельство, при котором в процессе устранения опасности возникает необходимость причинения вреда для того, чтобы предотвратить наступление большого вреда — это

Могут ли иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица обладать земельными участками на праве собственности?

Установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений относится к компетенции

Смотря какое право и смотря без какого государства. Человечество не пришло к единому мнению на тему того, что считать правом и что считать государством. И на эту тему существуют как минимум три основных и несколько десятков производных подходов. Позитивистский подход однозначно отвечает, что НЕТ, не обойдётся в силу абсурдности самого предположения. Естественники утверждают, что естественно ДА, поскольку государство появилось гораздо позднее права и является временной и вынужденной мерой. А "англо-саксы" считают что будет так, как договоримся, и право и государство будут такими, каким решил полковник "Кольт" и его бравые последователи, решившие, что количество и качество стрельбы друг в дружку пора как-то уже устаканить, но если что будет не так - адвокаты разберутся. "Теологисты" вообще говорят, что всё от бога, нефиг лезть в "дебри", мордой не вышли. И в чём-то они правы, хоть я человек и не религиозный. К каким "правовым чудикам" принадлежу Я, спросите Вы. Я уже давно живу на свете, давно изучаю всю эту теорию и практику, в силу основной гражданской специальности. Но хочется иногда собрать всех юристов планеты в одном большом зале и, следуя заветам Аркадия Райкина, сказать им громко и чётко : "Ну и дураки же вы все!"Но делать я этого эмоционального деяния не буду, ибо понимаю, что не дураки, не все, и сам "не все", но в той же когорте маршировал. Я больше склоняюсь к славянским корням понятий и явлений в правовой науке. Этот вопрос по-прежнему мало изучен, ибо Истина сокрыта и скрывается, а славяне, как ни суди, по всем легендам - сыны богов. Поэтому тут всем теориям, включая теологическую, придётся подвинуться. Процесс Со-Творения Мира продолжается. Ибо Право и Государство нельзя рассматривать как статические и раз и навсегда кем-то установленные понятия. Наши предки жили без государства в ведической и вечевой правовой системе. Потом решили перенять моду у соседей и уже тысячу лет с морем крови, пота и слёз строят и отстаивают право на своё государство в окружении конкурентов. Наверно, пришло время вернуться к истокам, но на новом витке эволюции. То есть, соединить многотысячелетние традиции предков с достижениями последнего тысячелетия в нашей истории. То есть установить государство народовластия - самый прочный тип государства, без которого любое право - по сути дышло, как кто-то повернёт, так и выходит. А нужно крутить этим дышлом только в том направлении, которое будет определяться системно и согласованно. По воле большинства, с использованием принципа единоначалия при исполнении этой воли, учёта мнений меньшинства, экспертных заключений и мнения каждого участника голосования. При всей противоречивости именно такая система уже вполне возможна технически к практической реализации, и будет заключать в себе источник устойчивого развития и несокрушимости. И Права и Государства. Об этом я постоянно не то чтобы пишу, но пописываю. И вижу в этом направлении выход из того замкнутого круга, в который попала и наша страна, и теория государства и права, и вся цивилизация как таковая. Не проживут государство и право друг без дружки. Но не следует им подминать под себя друг дружку или смешивать в понятийном смысле, и забывать, что терминология - не суть, важнее суть. Всех благ.

« Всё течёт, всё меняется ». И пр аво, как нечто живое, подверженное неизбежному реформированию, казалось бы ушло далеко вперед от той парадигмы, в рамках которой право и государство ― явления , обусловливающие друг друга. В современном мире набирают популярность такие тенденции как глобализация, интернационализация правовой науки и практики в целом, создаются наднациональные институты, развиваются системы транснационального правового регулирования. Иными словами, право в современных условиях выходит за рамки отдельного государства. Возрастающая необходимость упрощения оборота, в том числе между резидентами различных юрисдикций, создает предпосылки для отделения частного права от государства.

  • Но так ли это на самом деле?
  • Действительно ли мощнейшая сила государства в современных условиях не так уж страшна?
  • Возможно ли помыслить существование частного права без государства?

Принимая во внимание, что истина, как правило, кроется в некой золотой середине, избегая ярко выраженного однополярного взгляда на поставленную проблему, мною все же будет предпринята попытка порассуждать на д вопросом соотношения частного права и государства. Безусловно, предлагаемая к обсуждению тема далека от более злободневных практико-ориентированных проблем, но мне кажется полезным порой отвлечься от насущных задач и задуматься, в какой парадигме мы живем сегодня и должно ли частное право оглядываться на некогда могущественный институт в лице государства. Недаром феномен государс твенной власти получил сравнение с библейским образом морского чудовища Левиафана из Книги Иова ( Иов. 40:20 — 41:26 ) , характеризующегося великой силой, бесстрашием и способностью уничтожить человече скую природу, а вместе с ней и присущее этой самой природе стремление к свободе .


Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год

Забегая вперед, обознач у , что мое предпочтение будет отдано отрицательному ответу на поставленный вопрос: частное право без государства существовать не может.

Мнение экспертов.

Стимулом к этому скромному рассуждению послужило знакомство с двумя совместными работами профессоров, специалистов в области компаративистики и коллизионного права Ralf Michaels и Nils Jansen : « Private Law and the State : Comparative Perceptions and Historical Observations » и «Private Law Beyond the State? Europeanization, Globalization, Privatization» .

В частности, а вторы полагают, что на национальном уровне право носит публичный характер, а на международном – исключительно частный. Так, участники транснационального рынка стремятся самостоятельно создавать нормы, используя принцип автономии воли и механизм выбора применимого права. Речь идет о появлени и новых правил lex mercatoria, о зарождени и некой качественно новой сферы правового регулирования ― право Интернета, о развити и международных отраслевых норм, в частности , норм спортивного права. По мнению профессоров, мы имеем дело со всеобщ ей тенденци ей отделения частного права от государства, во всяком случае применительно к сфере международного частного права. Однако смысл существования правовых норм на любом уровне (как национальном, так и международном) реализуется в процессе их применения к конкретным правоотношениям. И в этой части авторы словно выдвигают возражение сами себе: возможность выбора сторонами в качестве применимого права приведенных выше частных норм вызывает сомнения, поскольку для того, чтобы получить признание , такие частные нормы должны быть похожи на государственные (санкционированные государством) .

Почему это необходимо? Возможно, ответ прост, и причина кроется в том, что процесс сотворения права, игнорирующий такой традиционный механизм обеспечения его действия как сила государственного принуждения, уже нельзя будет признать таковым, и он трансформируется в процесс создания нечта иного? Безусловно, отдельные социальные группы и человеческое общество в целом способны самостоятельно вырабатывать некие стандарты поведения, следование которым ожидается от членов этого общества. Но здесь мы переходим в плоскость каких угодно иных видов социальных норм ― норм морали (нравственности), религиозных, корпоративных норм и т.д, но никак не правовых. Означает ли это, что как в области национального, так и в сфере международного частного права, процесс создания и применения норм права немыслим без одобрения суверена?

Ключевая причина.

Ralf Michaels и Nils Jansen утверждают, что идея производности частного права от суверена, на котором лежит обязанность «одобрения», ― не более чем фикция, и всегда была таковой применительно к сфере международного частного права. Так, рассуждая о действительности транснационального частного права, авторы исследуемых статей предлагают исходить из трех аспектов: юридического (принятие нормы уполномоченным органом), социологического (норма обеспечивается принуждением, но не со стороны государственного аппарата), а также этического (норма должна быть морально оправдана). Указанной теории вкупе с концепцией плюрализма источников, по мнению профессоров, достаточно для существования частного права на международно-правовом уровне.

Рискну не согласиться с этим мнением, допускающим создание норм частного права без участия государства, и предположу, что суть заключается в такой экзистенциальной потребности человека как безопасность. К этому тезису близка договорная теория происхождения государства, последователи которой (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Г. Гроций, А.Н. Радищев) полагали, что государство есть своего рода договор, в который люди, находившиеся до указанного момента в естественном первобытном состоянии bellum omnium contra omnes― борьбы всех против всех, сознательно решают вступить. Вечно воюющие субъекты передают часть своей свободы государству в обмен на то, что последнее обеспечит их безопасность и спокойное существование. Согласно этой известной теории именно стремление к спокойствию и мирному ведению хозяйства движет индивидами при частичном подчинении своей воли государственному аппарату.

Например, обратимся к институту третейского разбирательства. Очевидно, что даже этот атрибут гражданского общества, основу которого составляет свободное волеизъявление сторон, вынужден претерпевать известные лишения со стороны национального права. По правилам большинства правопорядков лицо, получив решение в свою пользу по итогам рассмотрения дела в третейском суде или международном арбитраже, ищет подтверждения законности такого решения в государственном суде, в частности, посредством института выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Почему этот механизм необходим не только государству с точки зрения сохранения авторитета национального права, но и самому лицу, в пользу которого принят судебный акт? Ответ прост: потому что так безопаснее, потому что именно в механизме государственного принуждения человек находит удовлетворение потребности в безопасном существовании. Из аналогичных рассуждений, с моей точки зрения, вытекает и такое безусловное основание для блокирования решения третейского суда, как его противоречие публичному порядку РФ ( п. 2 ч. 4 ст. 233 АПК РФ).

Идея «мирового государства» .

Действительно, трудно отрицать, что современные тенденции развития оборота, направленные по существу на преодоление национальных границ, такие как глобализация, европеизация, интернационализация добавляют весомости идее независимости частного права от государства. Так, в одной из анализируемых статей отмечено, что надгосударственные структуры, в частности, Всемирный банк, уже сегодня располагают механизмами давления на национальных законодателей в сфере частного права и ловко прибегают к их использованию. Движущей силой здесь является идея образования так называемого «мирового государства» в форме неких отдельных надгосударственных институтов (неокантианская модель) либо в виде всемирной империи (неомарксистская модель) .

Но указанные мировые тенденции, на мой взгляд, разбиваются о политико-правовые аспекты деятельности отдельных государств, которые в конечном итоге всегда направлены на защиту национальных интересов, а в современных условиях – тем более. Тот уровень единства целей и необходимых для их реализации задач, к которому должно прийти мировое сообщество для претворения в жизнь идеи независимости частного права от государства, на сегодняшний день, как представляется, недостижим. Возникает вопрос: а должны ли мы вообще стремиться перейти на этот уровень? Не является ли такого рода единство явлением противоестественным? Ведь даже ключевой принцип частного права – автономия воли, подвержен влиянию государства. Каким образом? Субъекты, сознательно вступая друг с другом в те или иные правоотношения, так или иначе находятся в заданных государством границах дозволенного. Вспомним слова М.А. Бакунина: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». А регулирование этой самой свободы с точки зрения учета интересов каждого представителя одной общности есть не что иное , как функция государства. Самый яркий пример создания правил частноправового характера без участия государства – l ex mercatoria, и тот при более детальном рассмотрении не освобожден от воздействия государства, поскольку идея суверена заложена в самом сознании людей. И купцы, исторически основавшие lex mercatoria, ― не исключение.

Строго говоря, все хозяйствующие субъекты ― носители того или иного национального права. И даже когда эти субъекты в процессе участия в торговом обороте выходят на наднациональный уровень, они не оказываются свободными ни юридически, ни ментально от власти «домашнего» государства и не могут в полной мере руководств оваться исключительно собственной автономной волей.

Вывод.

Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.

Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно‑властных велений и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Эта позиция обосновывает подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривается исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.

Вторая позиция сложилась на основе естественно‑правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство – продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третья позиция – дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений.

Четвертая позиция – позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятая позиция обычно именуется либерально‑демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества. Либерально‑демократический подход получил в последнее время наибольшее признание. Вместе с тем признается взаимное воздействие права и государства друг на друга. Рассмотрим сначала воздействие права на государство.

В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства.

Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации – разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.

Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком.

Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения.

Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права – характер государственно‑властных велений, участвует в систематизации права и т. д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Выше отмечалось, что воздействие государства на право выражается, в частности, в юридической (правовой) политике. Она часть общей политики государства. Под юридической политикой понимаются основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан правовой культуры, способности использовать правовые средства для осуществления своих интересов (проф. В.И. Червонюк).

Есть более короткое определение юридической (правовой) политики; это общие цели и требования, которые в целом должны выражаться в законодательстве (Т.Н. Радько).

Однако данное определение характеризует лишь одно направление правовой политики – законодательное и не охватывает всего многообразия проявления правовой политики.

В юридической науке нет общепризнанного определения понятия правовой политики. Наиболее удачным представляется определение, данное проф. Н.И. Матузовым. Он характеризует правовую политику как комплекс идей, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом в сфере действия права, на основе права и посредством права.

Правовая политика выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества и реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового обучения и профессионального юридического образования. Правовая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере. Поэтому ее подразделяют на три вида: а) законодательную; б) правоприменительную; в) правоохранительную.

Таким образом, правовая политика имеет комплексный характер. Это обусловлено тем, что: во‑первых, в ней выражаются наиболее значимые интересы и ценности общества (политические, социально‑экономические, культурные и др.), требующие официального признания со стороны государства и обеспечения государственно‑правовыми средствами; во‑вторых, она организует процессы формирования и реализации всех видов юридической деятельности; в‑третьих, обладает сложной структурой, комплексом элементов, обеспечивающих ее целостность и функциональность. Центральное место в этом комплексе отводится государственно‑правовой стратегии и тактике, выражающим правовое развитие общества, прогнозирование основных тенденций его движения, систему наиболее эффективных средств, приемов, методов и способов достижения государственно‑правовых целей.

Следовательно, правовая политика определяется общим политическим курсом государства в правовой сфере, выражает его официальную позицию по основополагающим вопросам правового развития и направлена на совершенствование и обеспечение эффективности действия права на конкретно‑историческом этапе его развития.

Интегрирующим направлением в правовой политике современного государства выступает конституционно‑правовая политика. Она составляет фундамент правовой политики Российского государства и направлена на:

1) обеспечение единого правового пространства в стране, верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

2) выработку единых стандартов прав, свобод и законных интересов личности;

3) создание общегосударственных гарантий законности и правопорядка;

4) формирование ключевых принципов законодательной, правоприменительной, правоохранительной и иной юридически значимой деятельности в масштабах всего государства.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: