Чем отличается суд от сэд и смэв

Обновлено: 28.04.2024

Национальная система управления данными ( НСУД ) - это необходимый элемент цифрового государственного управления.

НСУД является проектом Аналитического центра при Правительстве РФ. Эта система составляет часть федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Кому принадлежат государственные данные?

Государственные данные принадлежат всем гражданам Российской Федерации. Они представляют общественное достояние и необходимы для осуществления государственных функций в интересах общества и каждого гражданина. Это право регулируется Конституцией РФ, ФЗ No149 и подтверждается официальными заявлениями представителей власти.

Понятие "государственные данные" планируется ввести в юридическом поле с принятием законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования национальной системы управления данными".

Как защищена НСУД?

Национальная система управления данными технологически базируется на собственной единой информационной платформе, которая будет защищена в соответствии с требованиями отечественного законодательства о защите информации и персональных данных. Подсистема информационной безопасности обеспечит неотказуемость, конфиденциальность, целостность и доступность обрабатываемых данных.

НСУД предполагает обработку информации вплоть до (не включая) государственной тайны.

НСУД будет хранить данные?

НСУД не предполагает изменения точки хранения данных органов власти и формирование единого государственного озера данных. Ядро НСУД будет хранить модель данных, правила доступа и контроля качества данных.

Кто будет иметь доступ к данным через НСУД?

НСУД предполагает наличие дифференцированных режимов государственных данных:

  • общий правовой режим (информация публичного сектора, открытые данные)
  • специальные режимы (персональные данные, отдельные виды информации ограниченного доступа (о государственной тайне, о коммерческой тайне и др.)

Публичная информация, преимущественно открытые данные - доступные для повторного использования и для широкого круга лиц.

Режимы использования информации ограниченного доступа предусматривают отраслевую специфику и детально регламентируются. Доступ к информации ограниченного доступа предоставляется определенному законами кругу лиц.

Что даст НСУД органам власти?

Для органов власти НСУД увеличит эффективность исполнения функций государства благодаря снижению ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности данных в информсистемах. С использованием технологий больших данных и машинного обучения повысится точность планирования и прогнозирования, скорость и качество управленческих решений.

Что даст НСУД бизнесу?

Представителям бизнеса НСУД позволит повысить производительность и эффективность деятельности за счет использования оперативных, актуальных и достоверных данных на основе отраслевых информационно-справочных сервисов, дополнительных источников данных и аналитических сервисов, а также снизит от избыточной административной отчетной нагрузки.

Что даст НСУД гражданам?

Граждане получат новое качество госуслуг в цифровом виде (за счет персонализации и унификации интерфейсов межведомственного информационного взаимодействия) - снижение сроков официального ответа органов госвласти с 30 дней до одних суток, расширение линейки госуслуг, для получения которых нужен только один документ и суперсервисов, предоставляющих комплексные услуги.

За годы всеобщей информатизации в нескольких тысячах информационных систем государство накопило огромные массивы данных. Связать их между собой, сделать достоверными, полными, непротиворечивыми, сопоставимыми, доступными и защищенными, превратить данные в актив государственного управления - важная задача Национальной системы управления данными (НСУД).

3 мая 2020 года.

Материал Аналитического центра при Правительстве РФ разместил на юридическом канале " ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО в обществе " Демешин Сергей Владимирович.

Задача сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов власти, была поставлена правительством еще в 2002 г. в Федеральной целевой программе «Электронная Россия». Понятие «единая межведомственная сеть обмена данными», трансформировавшееся позже в «систему межведомственного электронного взаимодействия», или СМЭВ, в высших государственных документах звучит не менее 5 лет. Основополагающей на эту тему стала «Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года». Она был разработана Мининформсвязи под руководством Леонида Реймана и одобрена в мае 2008 г. премьер-министром Виктором Зубковым.

В 2008 г. после президентских выборов в России сменилось правительство и одновременно руководство министерства связи. В 2009 г. новый министр Игорь Щеголев предложил президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину назначить в качестве единого оператора инфраструктуры электронного правительства «Ростелеком». Такой подход объяснялся наличием у компании опыта решения задач подобного масштаба. Медведев и Путин согласились.

В 2009 г. Дмитрий Медведев призвал «по мере возможностей, но действуя решительно» вводить запрет на требование с граждан при предоставлении госуслуг документов, которые и так есть в распоряжении органов власти. Именно этот тезис в 2010 г. был закреплен в федеральном законе № 210. Запрет предполагалось ввести с 1 июля 2011 г.

В сентябре 2010 г. председатель правительства Владимир Путин подписал постановление, определяющее срок запуска единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Поручение запустить ее не позже, чем через 3 месяца, премьер дал Минкомсвязи. Это министерство стало государственным заказчиком и оператором системы, координирующим подключение к ней. Назначение оператором новой СМЭВ означает для Минкомсвязи, что министерство теперь отвечает за нормальное функционирования системы, ведение реестра электронных услуг, а также за подключение к СМЭВ ведомственных систем. Работы ведет ставший в августе 2009 г. оператором инфраструктуры электронного правительства «Ростелеком».

История развития

Январь: Прошло успешное тестирование СМЭВ 3.0 в продуктивной среде

В январе 2015 года Минкомсвязи РФ провело первое тестирование модернизированной системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в продуктивной среде. Были успешно отработаны межведомственные запросы на предоставление идентификационного номера налогоплательщика по паспортным данным в продуктивной среде СМЭВ 3.0 с четырьмя субъектами пилотной группы: Тюменской и Ярославской областями, Москвой и Республикой Мордовия.

С 1 января 2015 года начался постепенный переход на модернизированную версию СМЭВ, что исключает возможность запуска новых несоответствующих требованиям сервисов. Однако отключение остальных уже существующих пока производиться не будет. Необходимость модернизации системы связана с тем, что предыдущая ее версия не решала проблем с перегрузками и отказами сервисов поставщиков, а потребители сведений были вынуждены ожидать восстановления их работоспособности.

«Модернизированная СМЭВ не просто повысит эффективность межведомственного взаимодействия в электронной форме, но и позволит существенно сэкономить время и деньги на формирование, отправку и обработку межведомственных запросов поставщиками и потребителями сведений. Ожидается значительное снижение трудозатрат на подключение к сервисам в СМЭВ 3.0», — рассказал директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Владимир Авербах.

В пилотном проекте по внедрению модернизированной версии системы участвуют четыре ведомства, которые являются наиболее востребованными поставщиками сведений в СМЭВ: Федеральная налоговая служба, Росреестр, Пенсионный фонд России и Министерство внутренних дел РФ. А также восемь субъектов Российской Федерации, среди которых Москва, Новосибирская, Ярославская и Тюменская области, Приморский край, республики Татарстан, Мордовия и Башкортостан.

На январь 2915 г. формировалась дорожная карта по тестированию новых сведений.

Декабрь: Межвед на основе единого электронного сервиса

В декабре 2014 года Минкомсвязи РФ объявило, что взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами с 1 января 2015 года должно осуществляться исключительно с использованием единого электронного сервиса — третьей версии системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Также запрещается самостоятельная разработка новых сервисов. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано перейти на единый электронный сервис с 1 января 2017 года. Это закреплено в соответствующем Постановлении Правительства РФ №1222 от 19 ноября 2014 года «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия», разработанном Минкомсвязью России и опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.

Переход на последнюю версию СМЭВ планируется начать с самых востребованных сведений. Отключение остальных уже существующих сервисов пока производиться не будет, однако запуск новых, не соответствующих требованиям, прекратится с 1 января 2015 года.

В тестовом режиме последняя версия СМЭВ на декабрь 2014 года была запущена в Москве, Мордовии, Башкортостане, Татарстане, Тюменской, Ярославской, Новосибирской областях и Приморье.

Задачи системы

Главная функция системы – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги.

Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону - передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.

Неудачные попытки

Запуск СМЭВ - не первая попытка создать такой сегмент для обмена электронными документами между ведомствами. Ранее на базе ФГУП НИИ «Восход» уже создавался Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Для его запуска в декабре 2007 г. председателем правительства Виктором Зубковым было подписано аналогичное правительственное постановление № 931. По словам хорошо знакомого с работой ОГИЦ эксперта, пожелавшего остаться анонимным, по состоянию на сентябрь 2010 г. центр выведен из эксплуатации. «Какие-либо наработки ОГИЦ во вновь создаваемой системе не используются, - говорит он CNews. - Общие затраты на создание центра составили порядка 600 млн руб.»

О том, что при проектировании нового межведомственного сегмента использовался опыт аналогичного московского решения, знает Роман Кругляков, технический директор компании «Армада», участвовавшей в его создании. «Де-факто при работе федерального портала госуслуг СМЭВ использовалась для подключения ведомств к федеральной инфраструктуре электронного правительства с момента запуска личного кабинета портала в апреле 2010 г., но де-юре именно сейчас вышел документ, определяющий правила работы с этой системой. Вышедшее постановление закрепляет статус федеральной СМЭВ, официально задает стандарт архитектуры».

Опальный ОГИЦ разрабатывался «Восходом» еще в то время, когда институт был подчинен уже упраздненному Федеральному агентству по ИТ (ФАИТ). Именно с межведомственным сегментом был связан скандал лета 2009 г., когда «Восход» не согласился с победой «Открытых технологий» и обжаловал результаты тендеров на обслуживание СМЭВ. При помощи силовиков «Восходу» удалось сохранить эти работы за собой, однако затем Минкомсвязи сначала переподчинило институт от ФАИТ напрямую себе, а потом передало работы по созданию электронного правительства «Ростелекому».

Основные компоненты


По заказу министерства инфраструктуру СМЭВ построил единый оператор «Ростелеком». Но к намеченному сроку ни федеральные органы власти, ни регионы оказались не готовы взаимодействовать через нее. В результате вступление в силу статьи закона о запрете требования справок решено было перенести. Новым сроком для федеральных органов стал октябрь 2011 г., для региональных властей — июль 2012 г.

Новый дедлайн, который для регионов практически совпал с очередной сменой команды Минсвязи, также был сорван. Ситуация осложнилась еще и тем, что с уходом старого руководства из министерства практически в полном составе (около 40 человек) уволились сотрудники департамента, который занимался проектом СМЭВ. Занявшему пост главы Минкомсвязи Николаю Никифорову пришлось формировать команду с нуля, на что ушло еще несколько месяцев.

По сути, на 1 июля 2012 г., когда вступила в силу статья 210-ФЗ о запрете требования документов у граждан, система не работала, — заявил Алексей Козырев, с ноября 2012 г. — директор департамента электронного правительства Минкомсвязи и руководитель проектного офиса СМЭВ. Инфраструктура была сформирована, но как ей пользоваться, никто не понимал. Основная сложность проекта, по словам Козырева, заключалась в том, что, когда строилась инфраструктура системы, не были учтены специфические вопросы, связанные с ее масштабом и с порядком взаимодействия распределенных пользователей.

В России более 24 тыс. органов местного самоуправления, которые участвуют в межведомственном взаимодействии, плюс федеральные органы. Это огромная система, включающая в себя тысячи пользователей. При этом нельзя сказать, что это система класса enterprise. Система отличается от тех, которые создаются в крупных коммерческих организациях, живущих по вертикально стандартизованным процессам. В регионах и в федеральных ведомствах значительно отличаются и нормативная база, и бизнес-процессы».

Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 узлов — интеграционных шин на базе Oracle, размещенных в ЦОДах «Ростелекома». Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному — 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты.

Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой, рассказывает Алексей Козырев.

Сервисно ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы. Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса.

СЭД и ECM-системы, на первый взгляд, очень похожи. Если вы только начинаете изучать рынок подобных решений, вам может быть сложно понять разницу между ними, как это тяжело было сделать и мне без какого-либо опыта в сфере электронного документооборота.

Прошерстив десятки статей про разницу СЭД и ECM, я поняла, что нет ни одного понятного легкоусвояемого материала, поэтому попробовала составить его сама.

СЭД заточены на работу с ограниченным количеством типов документов, которые имеют четкую структуру. Подобные документы есть в любой организации: договоры с подрядчиками, счета, акты выполненных работы, табели рабочего времени и прочие.

СЭД решает базовые потребности организации в учете договоров, служебных записок и прочих документов, сокращает расходы на бумагу и обслуживание оргтехники. Документы больше не потеряются, с ними полный порядок.

ECM делает больше, чем учет: позволяет наладить бизнес-процессы в разных отделах, завязанные на одном документе. Например, когда договор проходит все этапы согласования, все заинтересованные отделы получают уведомления и стартуют дальнейшие задачи: бухгалтерия выставляет счет, отдел снабжения откладывает запас продукции, служба доставки планирует график движения транспорта.

СЭД хранит только важные данные: договоры, счета, акты, доверенности и подобные. Срок хранения, как правило, ограничивается лишь несколькими годами. Это удобно, поскольку не занимает много места на сервере или в облаке.

ECM может сохранять любые типы документов: договоры, видеоконтент, аудиофайлы, исходники дизайн-макетов и прочие. Срок хранения более длительный, чем в СЭД, и это позволяет соблюдать требования законодательства организациям, которые обязаны иметь архив в течение десятков лет.

Цена на СЭД может зависеть как от количества исходящих документов, что удобно для организаций с небольшим потоком корреспонденции, так и от числа подключенных к системе пользователей.

Стоимость ECM, как правило, зависит от числа пользователей и может варьироваться в зависимости от подключенных дополнительных модулей системы.

Будет здорово, если в комментариях вы дополните или покритикуете описанные тут различия двух типов систем.


Какими будут требования к работе с информацией при переходе к национальной системе управления данными (НСУД). Как им соответствовать? Как с помощью технологий ИИ подготовить ведомственный массив данных для цифровой трансформации? Наконец, чем НСУД отличается от системы электронного документооборота (СЭД)? Расскажем об этом на примерах в статье.

От лоскутной автоматизации к единой системе данных

Когда создавали региональные порталы госуслуг по единому шаблону (задачу решал Ростелеком), основа сервиса была единой, но в каждом регионе информационные системы дорабатывали, исходя из бюджета и своего понимания задачи. В результате получались «кастомные решения», которые не соответствовали концепции единообразия.

Затем, уже под флагом экстерриториальности, более 80 региональных систем госуслуг стали объединять в единый портал госуслуг — ЕПГУ. В отсутствие единого порядка по внедрению технологий, каждый внедрял, что мог. По этой же причине с таким трудом сегодня вводится единая медицинская информационная система на все больницы и поликлиники.

Связность и качество данных

НСУД — это эталонная система данных , которые полностью структурированы и описаны. Это тот самый системный подход, который должен был лечь в основу ЕПГУ, став самым первым шагом на пути к цифровизации государства.

Если государственная информационная система (ГИС) или СЭД — это программные оболочки, в которых данные представлены тем или иным образом (полно или неполно, достоверно или нет), то НСУД — это свод единых для всех правил предоставления информации и система-маршрутизатор. С её помощью можно определить источники юридически значимых сведений, непрерывно контролировать их достоверность, актуальность и непротиворечивость.

Например, есть информация, что на земельный участок X наложено обременение. Качественно предоставленные данные будут содержать информацию о том, какое именно обременение наложено, когда и кто обременил. Если речь идёт о координатах участков, то они не должны накладываться друг на друга.

Аналогия с бизнесом

н а предприятии внедрены системы CRM и ERP. Скорее всего, в них по-разному называются контрагенты. Однако существует ещё и мастер-система, эталонный справочник, где все данные связаны между собой и отформатированы. На этой системе замкнута вся деятельность компании. Данные из неё транслируют во все остальные информационные системы компании, по ним можно отследить любой процесс. НСУД и есть такая мастер-система для государства.


На пути к единому массиву данных

Ранее концепция НСУД — единообразно представленных и структурированных данных — обсуждалась на уровне Минэкономразвития и Аналитического центра при Правительстве России. С приходом нового премьера и нового министра цифрового развития появилось четкое понимание, что такая система жизненно необходима. Её собираются внедрять на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Недавно на общественное обсуждение вынесли пять ( 1 , 2 , 3 , 4 , 5 ) приказов Минцифры, которые касаются будущей нацсистемы. В них ведомство разъяснило, как госорганы должны предоставлять данные: на постоянной или временной основе, в каком формате, с какой периодичностью и в каком качестве. После обсуждения регламенты приобретут силу закона.

Кого коснётся НСУД?

Короткий ответ — всех. Но, в первую очередь, тех, кто накопил много уникальных данных об объектах (имуществе), субъектах (физических или юридических лицах) и их правах.

Федеральные ведомства, — например, МВД РФ, Пенсионных фонд и другие.

Регионы — им отданы полномочия в сфере социальной защиты населения. Они могут самостоятельно устанавливать надбавки, на местном уровне контролировать занятость, оформлять проездные документы и т.д. Это серьезный массив данных, которые надо будет передавать в НСУД.

Муниципалитеты — на них лежит обязанность контролировать все сведения о земельных участках. Эта информация нужна для расчета налоговой базы и, следовательно, тоже попадает в сферу регулирования системы.


Концепция витрины данных

В регламентах предполагается, что каждое ведомство (от муниципалитета до министерства) сможет скачать и использовать единую программную оболочку, посредством которой будет предоставлять данные по утвержденной форме.

НСУД эти данные проиндексирует, после чего любое ведомство сможет увидеть, например, что в районе N есть земельный участок X c определенным кадастровым номером и четко установленной историей владения. Система-большой маршрутизатор, расскажет всем, какие данные, где и в какой форме лежат, чтобы отследить с их помощью всю цепочку событий.

На основе структурированных и взаимосвязанных данных можно будет реализовать модель “Государство как сервис”, концепция которой напоминает идею большого торгового центра, где каждое ведомство — это магазин, который выставляет свои услуги на витрине. Если витрина плохая, посетителей будет мало, магазин обеднеет, не сможет платить арендную плату и съедет. Незаполненные участки – минус для торгового центра. Витрина должна быть богатой.

Качество данных придётся доказывать непрерывно

Каждый орган власти предоставляет сведения на «витрину» в установленном качестве. Данные должны отвечать требованиям:

  • полноты
  • актуальности
  • непротиворечивости внутренним и внешним источникам

Управлять качеством государственных данных будут по определенным правилам, а оценок качества будет только две: низкая и высокая. Высокая оценка – если данные соответствуют всем перечисленным критериям. Если не соответствует хотя бы одному – оценка низкая.

Например, данные по контрольно-надзорной деятельности будут представлены со сведениями о датах проверок и должностных лицах, которые их проводили. На всех уровнях эта информация будет отражена в едином установленном порядке.

Чем это грозит ведомствам? Фактически, они в режиме 24/7 будут доказывать государству и обществу работоспособность своей IT-инфраструктуры. Логично предположить, что качество ведомственных данных станет одним из критериев KPI руководителей.

Например, данные о погашенном штрафе с опозданием попали в информационную систему судебных приставов. Из-за этого человек не смог вылететь за границу. Он будет вправе подать в суд на государство и получить компенсацию на основании того, что государственный оператор данных не предоставил информацию вовремя. Из-за этого ведомство может не выполнить KPI.


Трудности перехода

Многие не смогут сразу обеспечить полноту данных – один из нескольких критериев их высокого качества.

Всей необходимой информации попросту нет в ведомственных IT-системах. Причина в том, что с началом цифровой трансформации никто не отказался от бумажного документооборота. Достаточно сказать, что только три года назад массово стали вводить электронную подпись руководителя в качестве эквивалента подписи собственноручной. Всё, что накапливалось до этого времени, лежит в бумаге.

Очень многим придётся не только контролировать качество текущих данных, но и оцифровать накопившиеся архивы. То же самое недавно происходило в российских ЗАГСах, когда по распоряжению Правительства они переводили на цифровые рельсы архивы актов гражданского состояния с 1926 года.

Пример ПФР

С момента внедрения АИС ПФР все выплатные дела ведутся в электронном режиме. В то же время приличный массив данных по-прежнему лежит в бумаге. Его надо перевести в цифру, чтобы обеспечить экстерриториальность госуслуг. Зачем это нужно? Например, гражданин проработал всю жизнь в одной части страны, а когда вышел на пенсию, переехал жить в другую часть России. На новом месте он подаёт заявление на перерасчет пенсии в соответствии со стажем и условиями труда, но ему не хватает справки, которая есть только в регионе изначального проживания. А значит, необходимо поднять дело в месте изначального проживания, внести правки и передать его по новому месту проживания. С введением национальной системы эта работа займёт несколько минут, а не дни, недели или даже месяцы.


Как оцифровать данные для НСУД

Чтобы создать цифровую витрину данных нужно перевести в машиночитаемый вид накопленные бумажные архивы. Для этого их надо отсканировать и распознать с помощью специального программного обеспечения (ПО). Как правило, за автоматизацию распознавания во всех современных решениях отвечают нейросети.

Существует несколько вариантов оцифровки.

“Коробочные” системы

ПО устанавливают в контуре заказчика. Для этого настраивают шаблоны документов, которые предстоит оцифровать, закупают лицензии на определённый объём документов (если оплаченный объём выбрали — лицензии надо докупать), обучают сотрудников работе с системой.

Преимущество : всё происходит на территории заказчика, данные не выходят за контур — это считается дополнительной гарантией конфиденциальности.

  • стоимость
  • сложность
  • длительные сроки интеграции и отложенный старт запуска проекта

Резюме: точность распознавания с помощью коробочных версий — около 98%, если речь идёт о печатных формах. Для рукописных документов этот процент может быть гораздо ниже. При этом все нераспознанные значения приходится забивать в систему силами сотрудников.

Облачные сервисы

С их помощью можно автоматизировать процесс распознавания документов без сложной интеграции решения и обучения сотрудников.

Преимущества: ПО находится в “облаке”, его не надо устанавливать на компьютеры заказчика. Информация передается по защищенному каналу. Старт проекта можно осуществить быстрее.

Недостатки: при точности распознавания как у коробочных версий, большие проблемы остаются с рукописными формами документов.

Резюме: невозможна полная автоматизация процесса распознавания, его точность не превосходит коробочные версии на печатных и на бумажных формах. Сотрудники вручную вносят в систему нераспознанные системой значения.

Облачный сервис: нейросетевое распознавание + краудсорсинг (верификация данных операторами)

Альтернатива перечисленным вариантам — полный аутсорс и автоматизация оцифровки документов через облачную платформу. Это инновационный подход, в котором технологии (работа искусственных нейросетей) объединены с краудсорсингом (работой биологических нейросетей — операторов верификации данных)

Преимущества:

  • отсутствие сложной интеграции в систему заказчика (ПО для распознавания работает через облако)
  • возможность обрабатывать сложные рукописные формы с гарантией качества
  • Полная автоматизация процесса распознавания документов — обработанные и проверенные данные сразу попадают в систему заказчика
  • Данные передаются по защищённому каналу (ГОСТ)

На российском рынке представлен отечественный облачный сервис от компании Биорг, который обладает всеми необходимыми уровнями защиты и соответствия ФЗ-152, внесен в реестр отечественного ПО.

Платформенное решение Биорг — это нейросетевое распознавание документов в облаке и краудсорсинговый контроль обработанных данных со стороны человека. Последнее возможно благодаря тому, что к облачной платформе удалённо подключены операторы верификации данных, работающие в разных точках России. Они подхватывают нераспознанную нейросетями информацию и вносят её в ручном режиме. Заказчик получает только готовый результат, полную автоматизацию,непрерывность и конфиденциальность процесса распознавания документов, которые поступают операторам на обработку в деперсонализированном виде, фрагментами.

Недостатки: п овышенное внимание со стороны службы безопасности, которая обычно очень пристально смотрит на решения, связанные с облаками , и выдвигает дополнительные требования к использованию таких сервисов.

Резюме по облачному решению, объединенному с краудсорингом: (облачная платформа от Биорг) :

  • На территории заказчика документы только сканируют
  • Нет необходимости закупать дополнительные лицензии, оборудование, нанимать штат операторов оцифровки
  • Все данные обрабатывают и верифицируют без участия заказчика через облако с помощью ИИ и проверяют люди
  • Заказчик получает только результат — готовую и проверенную информацию в своей системе, которая выгружена с учетом всех существующих требований
  • При необходимости документы не только оцифровывают, но и формируют из них размеченный массив данных (датасет)
  • Не существует никаких законодательных ограничений на обработку в облаках документов, в том содержащих персональные данные


Кейс “Биорг” — федеральный проект по оцифровке данных АГС ЗАГС

В соответствии с распоряжением Правительства РФ, субъекты федерации проводили оцифровки актовых книг с 1926 по 1999 годы. Это было необходимо, чтобы сформировать Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). В дальнейшем он послужил основой федерального информационного регистра основных сведений о населении РФ.

Для конвертации 1 млн записей администрации Тамбовской области потребовалось бы привлечь около 500 новых сотрудников. Кроме того, требовалось дополнительное помещение для размещения сотрудников и закупка техники и квалификация по расшифровке старых и нечетких записей. В этой связи администрация приняла решение автоматизировать процесс, выбрав для этого решение Beorg Smart Vision.

По итогам проекта удалось:

  • оптимизировать ресурсоемкий процесс обработки полного комплекта из 10 документов
  • сократить время ввода персональных данных почти в 4 раза, а себестоимость – на 30%.
  • оцифровать четверть данных АГС уже в первые недели после старта проекта,
  • завершить в несколько раз быстрее, чем было запланировано.

Помимо этого, проект приобрел социальное значение (социальный импакт) – население области получило возможность удаленной работы и дополнительного заработка, что было актуально в условиях пандемии COVID-19.

Благодаря технологиям Биорг для обработки кадровой документации всего лишь в течение нескольких суток оказалось возможно официально трудоустроить и подключить к операторскому пулу платформы более 500 жителей края.

С ростом количества пересылаемой информации на электронных носителях, возникла потребность в специальных системах, которые позволяют организовать, струтктировать большие массивы информации. Эта задача особенно актуальна для крупных предприятий.

Массивы ежедневно передаваемой информации очень велики, поэтому требуется специальное программное обеспечение для хранения, обработки, передачи информации.

Кроме того, постепенно назревает необходимость в переходе бумажного документооборота в электронный вид. Это позволит экономить массу времени, т.к. скорость движения физического документа и скорость перемещения его электронного аналога – не сопоставимы.

Перед современными системами управления документами ставятся задачи:
• Централизованное хранение и обработка данных на сервере;
• Совместная работа пользователей с общими данными;
• Снижение операционных издержек на ведение бумажной документации, её доставку адресату, обработку и хранение (эти затраты очень существенны даже в Западной Европе и США);
• Оптимизация маршрутов документов. Часто бумажный носитель следует по извилистому и очень длинному пути, а маршрут не всегда предсказуем;
• Иногда бумажные документы нужно разослать в несколько подразделений. При этом часть копий иногда теряется. Это приводит к замедлению работы организации;
В целом, переход на специализированные системы управления электронными данными повышает эффективность большинства бизнес-процессов.
Системы управления документами на западе разрабатываются уже более 20 лет, а в России это направление активно начало активно разрабатываться/внедряться только последние 5-7 лет.

Таким образом, для того, чтобы электронный документооборот снизил издержки и повысил управляемость компании, нужны специальные программы – системы электронного документооборота или системы управления документами. Это общепринятые понятия и часто обозначаются как СУД и СЭД.

Есть разные подходы к внедрению СУД на предприятиях. Можно просто перенести существующие маршруты движения документов в электронную форму, тем самым не нарушая сложившуюся культуру работы с документацией на крупном предприятии. При этом, с одной стороны, повышается скорость работы с документами, снижаются издержки, с другой стороны, отлаженная годами технология работы с документами остаётся в неизменном виде. Иногда, в процессе переноса документооборота на электронную основу обнаруживается, что часть документов теряют смысл.

С другой стороны, можно придумать новые маршрутные карты и внедрить их на предприятии. Такой подход в большей степени приемлем для небольших фирм или для вновьсоздаваемых предприятий.

Перед внедрением СЭД/СУД, рекомендуется проанализировать то, насколько эффективен бумажный документооборот. Возможно, перед началом автоматизации следует пригласить специалистов по управлению, чтобы выявить слабые точки.

Помимо настройки маршрутизации движения документов, ещё одной отличительной чертой СУД является то, что все данные хранятся централизованно. СУД позволяет каждому сотруднику видеть последнюю версию документа, со всеми внесёнными по всей цепочке изменениями. При этом, все изменения фиксируются и существует возможность просмотреть все предыдущие изменения. В системе фиксируется кто и когда произвёл то или иное изменение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: