Чем опасно для общества и государства противоправное поведение граждан

Обновлено: 25.04.2024

В сфере действия права поведение человека может быть правовым и юридически безразличным.

Правовое поведение – это социально-значимое поведение, которое опосредуется правовыми нормами.

Юридически безразличное – это поведение, которое выходит за рамки правового поля и регулируется моральными нормами, обычаями, традициями и т.д.

Правовое поведение делится на правомерное и неправомерное (противоправное) поведение.

Правомерное поведение – это поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правомерное поведение составляют:

1. действия, основанные на законе

2. действия, направленные на реализацию субъективного права

3. действия, направленные на реализацию юридической обязанности.

Правомерное поведение –это волеизъявление субъекта, соответствующее праву, его идеям, принципам и нормам, имеющее целью удовлетворение общественных или личных потребностей и интересов.

В.В. Оксамытный выделяет следующие черты правомерного поведения:

1. общественная полезность

Субъектами правомерного поведения выступают: граждане, органы государства, учреждения, предприятия, юридические лица, государство в целом.

Виды правомерного поведения:

1. социально-активное – это глубоко осознанное, целеустремлённое поведение, направленное на осуществление норм права, поддержание законности и правопорядка.

2. социально-пассивное – в этом поведении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, без особой активности, равнодушно соблюдают правовые нормы.

3. привычное поведение – это соблюдение норм права субъектами по привычке, т.к. правомерное поведение для них является естественным образом жизни.

4. конформисткое поведение – «конформизм» с лат. – подобие, соответствие – это соблюдение норм права под влиянием окружающих, поэтому это приспособленческий тип поведения.

5. маргинальное – это поведение на грани правомерного и противоправного. Обычно маргиналами называют людей, оказавшихся на «дне» жизни – алкоголиков, бомжей, бродяг и т.д.

6. нигилистическое – нигилизм - это отрицательное отношение к определённым правилам, нормам, взглядам и т.д. Нигилизм может быть нравственным, политическим, идеологическим, религиозным, правовым и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются.

Неправомерное (противоправное) поведение – это поведение, связанное с нарушением правовых норм.

К видам противоправного поведения относят:

2. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение –это виновное, противоправное деяние дееспособного лица. Причиняющего вред интересам общества, государства или отдельной личности и влекущее за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

1. правонарушение – это всегда деяние,которое совершается в форме действия или бездействия. Мысли, чувства, не выраженные во вне, правонарушением не являются.

2. противоправность –означает, что правонарушение есть такое деяние, которое связано с нарушением норм права, и подрывает основы нормальной жизни общества, режим законности и правопорядка.

3. вред или ущерб – он олицетворяет собой общественную опасность деяния и его нежелательность для общества и личности. Он может быть моральным, личным, организационным, а также измеримым и неизмеримым, восстановимым и невосстановимым.

4. вина – это субъективное отношение к своему деянию и его последствиям.

5.правонарушением являются волевые действия субъектов. Поэтому субъектами правонарушений могут быть вменяемые и достигшие определённого возраста лица ( т.е. дееспособные и имеющие возможность выбора варианта поведения).

6.правонарушение влечёт юридическую ответственность.

Это возможности и притязания человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

3) Как связаны права и обязанности граждан?

Наличие права создает обязанность его выполнения другими лицами. Они есть у всех людей. У каждого человека есть право на жизнь, а другие обязаны уважать его и не нарушать.

4) Какие существуют ограничения свободы человека в обществе?

5) Перечисли основные правоохранительные органы и кратко охарактеризуй сферу деятельности каждого из них.

Прокуратура - надзирает за соблюдением законов.
Суды - осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.
Полиция - следит за порядком.

6) Объясни смысл фразы "Воинская служба - долг и почетная обязанность гражданина".

Воинская служба является долгом гражданина. Долг — это категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Но воинская служба возведена еще и в рамки закона, обязывающего гражданина его исполнять.
Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества.

7) Запиши основные признаки противоправного поведения.

1. Носит антиобщественный характер
2. Запрещено законом
3. Имеет вредные последствия
4. Вредные последствия связаны с субъектом, совершающим противоправное действие.

8) Чем опасно для общества и государства противоправное поведение граждан?

Если люди начнут действовать противоправно, то начнутся беспорядки, мародёрство, страна погрязнет в хаосе и это может привести к её развалу. Разрушение целостности и порядка в государстве и обществе.

2. Проанализируй приведённые ниже ситуации. Произошло ли в каждой из них нарушение права? Ответ аргументируй. В случае положительного ответа на вопрос предложи, какие меры должны быть применены к нарушителю.

1) Буратино вместо того, чтобы идти в школу, отправился на представление труппы Карабаса-Барабаса, продав купленную папой Карло азбуку.

Нет. Так как Папа Карло подарил азбуку Буратино. Следовательно, книга - собственность мальчика. А как собственник он имеет право: владеть, использовать и распоряжаться. Он распорядился азбукой (продал её).

2) Дядя Фёдор вместе с котом Матроскиным без ведома родителей отправился жить в деревню.

Нет. Это его право на свободу действий. Хотя, он сбежал от законных опекунов, нарушением закона это не является. Побегом с уголовной (или административной ответственностью) может считаться побег из-под стражи, дезертирство, побег из больницы или приюта.

3) Работник Балда, нанимаясь к попу, попросил в качестве платы за свой труд в год право дать три щелчка попу по лбу.

Нет. Балда - наёмный работник. Они с работодателем обсудили форму оплаты труда, пришли к соглашению. Значит трудовой кодекс не нарушен.

3. Отметь знаком «+» правовые действия, которые может реализовывать ребёнок до 14 лет; подросток 14—18 лет.


4. Один автомобилист недоумевал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево?» Представь, что у тебя появилась возможность возразить ему. Какие аргументы ты бы использовал?

Существуют правила дорожного движения, которые все должны соблюдать. Если бы этих правил не было, то в мире начался бы хаос. Во-первых, увеличились бы аварии, возникли бы конфликты между водителями. Так что мне кажется нужно ездить по правилам дорожного движения.

5. Объясни своими словами смысл афоризма «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».

Свобода — такое состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.

Чтобы быть свободным не нужно нарушать закон. Иначе, возможно, придется сесть в тюрьму или еще каким-то образом лишиться свободы действий.

6. Обведи цифры, под которыми указаны верные суждения.

2) В РФ возможна замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
4) Призыв на военную службу осуществляется два раза в год.
5) От призыва на военную службу освобождаются граждане, воспитывающие ребёнка без матери.
6) От призыва на военную службу освобождаются граждане, являющиеся народными депутатами.
7) Отсрочку от призыва получают граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость.
8) Уклонение от призыва на военную службу является административным правонарушением.
9) Срок военной службы для граждан, проходящих службу в ВМФ, составляет 12 месяцев.

7. Герой книги В. Каверина «Два капитана» Саня Григорьев, решив воспитывать свой характер, выработал такие правила развития воли:

«Правила для развития воли! Я возился с ними целый год. Я пробовал не только «скрывать свои чувства», но и «не заботиться о мнении людей, которых презираешь». Не помню, которое из этих правил было труднее. Пожалуй, первое, потому что моё лицо как раз выражало решительно всё, что я чувствовал и думал.
«Спать как можно меньше, потому что во сне отсутствует воля» — также не было слишком трудной задачей для такого человека, как я. Но зато я научился «порядок дня определять с утра» — и следую этому правилу всю мою жизнь.
Что касается главного правила: «помнить цель своего существования», то мне не приходится очень часто повторять его, потому что эта цель была мне ясна уже и в те годы. »
Напомним, что целью Сани Григорьева было стать полярным лётчиком и найти пропавшую экспедицию капитана Ивана Татаринова.

Объясни, какие правила и почему Саня Григорьев считал главными.

Бороться и искать, найти и не сдаваться. Такие вот правила. Человек всю жизнь должен находиться в работе, творческом поиске - это главное в его жизни.

8. Прочитай фрагмент Закона РФ «О полиции» и выполни задания.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооружённое сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нём оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооружённого нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осуждённых к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путём его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.

Задания

1) Гражданин в нетрезвом виде при задержании попытался завладеть оружием сотрудника полиции. В результате борьбы гражданин был застрелен. Являются ли действия сотрудника полиции неправомочными? Ответ поясни.

Это сложная ситуация, проще говоря – у этой ситуации две стороны. Рассмотрим оба из них:
Не выстреливать в гражданина, ссылаясь на то, что гражданин был в нетрезвом состояние. Полиция обучена разным приемами боев, и возможно, полицейский мог отобрать или откинуть оружие подальше от гражданина, или же, выстрелить ему в ногу и т.п. (человека он убил, значит был шанс и в другое место стрельнуть).
По кодексу РФ полицейский вправе открывать огонь если у гражданина есть оружие/либо угрожает жизни полицейскому. Полицейскому реально угрожала опасность, так как гражданин был неадекватен, и мог сотворить любое действие, открыть огонь по мирным людям.
Полицейский действовал в соответствии с ЗОП, так как гражданин пытался отобрать оружие, а значит, полицейский был обязан открыть огонь.

2) Водитель, ехавший с большой скоростью, не остановил машину по требованию сотрудника полиции. Может ли сотрудник полиции применить огнестрельное оружие для остановки машины? Ответ поясни.

Может (должно быть сделано предупреждение о применении оружия с помощью громкоговорителя, должен быть сделан предупредительный выстрел, оружие должно применяться в первую очередь для вывода из строя транспортного средства), если водитель представляет ярко выраженную угрозу для людей, как-то: совершает целенаправленные наезды на пешеходов, провоцирует серьёзные аварии, является ирландцем и т.д.

Проступки и преступления

Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления.

Преступление - это виновное, общественно-опасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественной порядок, основы конституционного строя государства и т. д. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Проступки - это все противоправные деяния, за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений и проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния. В зависимости от того, в какой сфере социальной жизни они совершаются, характера наносимого вреда, особенностей соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.

Состав административного правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод граждан, право собственности, установленный порядок управления, общественный порядок и т. д.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Административное законодательство предусматривает четыре группы физических лиц - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица.

Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, повлекшем за собой возникновение административного деликта. Субъективная сторона включает мотив, цели и вину правонарушителя. При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного правонарушения.

Дисциплинарный проступок в сфере образования

это неисполнение обучающимися своих обязанностей, предусмотренных образовательным законодательством, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка или договором, взыскание, за которое налагается руководителем образовательного учреждения.

В перечень основных составов дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, включаются такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий, либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.

В частности:

- систематические опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

- появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- нарушение мер пожарной безопасности, курение в не отведенных для этих целей местах;

- оскорбительные и неуважительные действия и высказывания в отношении преподавателей или работников общежитий и обучающихся, и иных лиц;

- использование ненормативной (нецензурной) лексики на территории техникума и в общежитиях;

- нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

- неисполнение законных требований педагогического работника, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

- подделка (фальсификация) учебных документов и результатов аттестации;

- распространение информации, наносящей моральный вред здоровью студентов и участникам образовательного процесса;

- пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

- порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

За совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

-замечание,

-выговор,

-отчисление из техникума.

Дисциплинарный проступок - это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину. Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.

Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью. Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей. Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.

Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом). В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.

Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.

Гражданское правонарушение - это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Это такого рода правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица.

Характерной особенностью гражданских правонарушений является то, что ответственность, предусмотренная за эти проступки, носит правовосстановительный характер в форме имущественных или неимущественных санкций.

Социальная сущность правонарушений коренится в самих общественных отношениях, которые порождают поступки людей. Противоправное поведение как особое социальное поведение обусловлено наличием объективных и субъективных причин и условий, существующих в самой общественной жизни. По словам известного американского социолога Э. Шура, «все существующие модели преступного поведения являются ценой, которую мы вынуждены платить за ту структуру нашего общества, которую создали сами»6. Следовательно, социальная природа правонарушаемости обусловлена социально-экономическими условиями жизни общества.

Субъективные причины правонарушений - это низкий уровень правосознания и правовой культуры каждой отдельной личности, негативные побуждения, цели, потребности, противоречащие интересам общества. Противоправное поведение всегда индивидуально и является актом воли и сознательной деятельности. Поэтому важно знать и изучать психико-эмоциональные мотивы (причины), побудившие к совершению противоправных деяний.

Объективные причины правонарушений - это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами. Объективные условия правонарушений - это недостатки организационного и технического порядка, способствующие действию субъективных и объективных причин правонарушения.

Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.

Объективные законы не знают исключений, в отличие от юридических, которые предусматривают нарушение их предписаний.

Нарушение норм права заложено в существе самой человеческой жизни, поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и реализацию юридических норм. В арсенале государства имеются нормы, предусматривающие юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых не сообразуется с его обяза­тельными предписаниями.

Неправомерное поведение в теории права принято назы­вать правонарушением. Правонарушение представляет собой разновидность антисоциального поведения.

Правонарушение — это ви­новное, противоправное деяние лица, достигшего установленного законом возраста и способного руководить своими поступками, причиняющее вред интересам общества, государства и личности и вле­кущее за собой правовую ответственность.

Прежде всего, правонарушение связано с правом, т.е. таковым при­знается деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в пра­вовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правона­рушением, должно быть обязательно указано в праве. Совершая право­нарушение, игнорируя общественные интересы, злоупотребляя правом, не соблюдая или не исполняя юридическую обязанность, правонару­шитель преследует определенные цели, удовлетворяет свои эгоистиче­ские интересы.

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоре­чит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую от­ветственность.

Правонарушение имеет строго определенные признаки, отличающие его от нарушений норм морали, обычаев традиций и т. д.:

Как уже отмечалось ранее, человеческое поведение (деяние) заключается в его воздействии на окружающий мир, которое выражается в действии или бездействии.

Мысли, интеллектуальная дея­тельность, желания человека, если они не воплотились в его поступках, не могут считаться правонарушением. Противо­правное действие представляет собой активное поведение лица, причиняющее вред обще­ственным отношениям, которые охраняются правом (например, угон автомобиля). Бездей­ствие в данном случае состоит в не совершении лицом, таких действий, которое оно по опре­деленным основаниям должно было и могло совершить в данных конкретных условиях (неоказание помощи терпящим бедствие).

Нарушения многих требований норм права в обществе имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как мораль­ный, так и материальный, что позволяет считать правонарушение яв­лением социальным.

Фактически правонарушение представляет собой разновидность аморального поведения, которое необходимо искоренять мера­ми государственного принуждения. Например, ложь являет­ся аморальным проступком и подлежит осуждению со сторо­ны членов общества. Однако если она заключается в том, что лицо дает ложные показания в суде, то такая ложь уже счита­ется правонарушением. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным является все то, что опасно для общества в самом широком смысле этого слова.

Противоправным является деяние, действие или бездействие, которое причиняет вред гражданам, государству, обществу. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них обще­ственно опасна. Общественно опасными считаются преступления, которые составляют только часть правонарушений.

Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и т. д. Он может выражаться в утрате предмета посягательства (например, уничтожение вещи), в ущемлении законных прав и интересов, нарушении нормального функционирования госу­дарственных, общественных учреждений и т. д.

Поскольку правонарушения вредны для общества, государство посредством правовых предписаний запрещает их совершение.

Следовательно, если деяние не содержит в себе общественной опасности, то его нельзя относить к преступлениям, но свойства «вредности» оно не теряет. Закон не определяет степень обществен­ной вредности, так как это исключительная прерогатива юрисдикционного органа (суда).

Правовое поведение – социально значимое поведение граждан и должностных лиц, предусмотренное нормами права и влекущее определенные юридические последствия. Правовое поведение может быть правомерным или противоправным (антиобщественным). Государство в нормах права гарантирует, стимулирует и охраняет правомерное правовое поведение, предусматривает профилактические меры, а также наказание противоправного поведения (правонарушений и преступлений).

Основные черты правомерного поведения:

1. В основе правомерного поведения лежит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, их ответственность перед обществом и государством за свои поступки, что основано на социальной зрелости и юридической грамотности личности.

2. Общественная полезность и массовость.

3. Добровольность и сознательность.

4. Убежденность и ответственность личности в своих действиях.

5. Правомерное поведение является связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого рассчитана данная норма.

6. Социальная ценность правомерного поведения проявляется в том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения.

Виды правомерного поведения:

1. Социально-активное поведение:

- активность участия в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку, функционирование или изменение государственно-правовых структур, осуществление реформ, защиту гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод граждан, их участие в управ­лении государственными и общественными делами;

- активность участия в государственных организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации (учстие в обсуждении и принятии законопроектов, участие в выборах представительных органов власти и т. д.);

- активность участия в создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления по месту жительства и т.д.);

2. Законопослушное поведение – это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.

3. Привычное поведение.

Человек путем проб и ошибок привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Правовые привычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает высокий уровень развития личности, если исполнение требований происходит не бездумно, хотя и привычно, а со знанием дела. Негативная сторона привычки – консерватизм.

4. Конформистское поведение.

Представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение действий мнению окружающих. Социально-правовой конформизм признается полезным т. к. индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь. Но конформистское поведение не является желаемым для общества, т. к. представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок полезности и необходимости правовых установлений.

5. Маргинальное поведение.

Следование людей праву, когда их правосоз­нание расходится с требованием правовых норм, относится к поступкам, лежащим в ос­нове формального маргинального поведения, т. е. пограничного. Оно составляет состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, но не становится таким в силу обстоятельств. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы – угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива и т. д. В политическом плане маргинальный человек, видя главную причину своей постоянной неудовлетворенности в общественных переменах, готов воспринимать крайние ло­зунги, стать на путь антисоциального поведения, впадать в агрессивность или социальную апатию.

Основные черты, присущие правомерному поведению:

- сознательность (а так же добровольность, убеждённость и ответственность);

- активность в выполнении установленных правом требований.

Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, в соблюдении его требований.

Массовость определяется тем, что правомерное поведение присуще многим или даже большинству людей, иначе общество не могло бы нормально функционировать.

Сознательность сводится к выбору человеком варианта поведения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу) поведения.

Активность предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, осознание им социальных последствий своих поступков, соизмерение собственных интересов с интересами других людей, общества в целом.

Такое поведение создает основу стабильности и организованности общества, формирует предпосылки для его развития и совершенствования, а так же способствует укреплению законности и конституционности.

Структура правомерного поведения

Юридический состав правомерного деяния – это юридическая конструкция (структура), представляющая собой совокупность необходимых признаков правомерного поведения. Она представляет собой единство четырех элементов:

- субъект (право- и дееспособное лицо);

- объект (общественно полезный результат);

- субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки);

- объективная сторона (действия либо бездействия, не противоречащего праву).

Субъект – тот, кто поступает правомерно, это - физические (частные) или юридические лица, признанные таковыми в установленном государством порядке. Отметим, что в зависимости от широты понятия сначала идет «субъект права», потом «субъект правоотношения» и, наконец «субъект правомерного поведения».

Объект – то, на что направлено правомерное поведение (предметы материального мира).

Объективная сторона – соответствие поведения номам права и направленность на социально-значимый (полезный) результат. Включает в себя все элементы, характеризующие правомерное поведение как акт внешнего действия, ибо о помыслах и чувствах реальных личностей можно сулить лишь по одному признаку – действиям. Правомерные поступки субъектов отличаются друг от друга, а также от противоправных и юридически нейтральных именно своей внешней стороной.

Субъективная сторона – характер осознания субъектом своего правомерного поведения. Отражает его внутреннюю сторону. Ее характеризуют, прежде всего, мотивы, из которых исходят правомерно действующие участники общественных отношений, а также цели, на которые направлены их действия или бездействие.

Объектом правомерного поведения являются общественные отношения, в которых действует субъект права.

Современная юридическая наука классифицирует правомерное поведение на виды по различным основаниям. В качестве критериев классификации выделяют: степень социальной значимости; мотивы поведения и степень активности субъекта; формы реализации права; отраслевую принадлежность; субъективный состав и т.д.

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на:

Если взять за основу мотивы поведения, характеристику волевых и сознательных процессов и степень социальной активности, то правомерное поведение классифицируется на: социально-активное, привычное, конформистское и маргинальное. В зависимости от формы реализации норм права правомерное поведение может выразиться в виде соблюдения, исполнения и использования.

По субъектному составу оно классифицируется на:

- коллективное (организаций, государства, его органов, должностных лиц).

Отраслевая принадлежность (урегулированность той или иной отраслью права) позволяет выделить следующие виды правомерного поведения:

- гражданско-правовое и т. д.

В зависимости от активности субъекта правомерное поведение может выражаться в форме действия или бездействия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: