Международная судебная процедура ее место и роль в системе мирного разрешения международных споров

Обновлено: 28.04.2024

Международный арбитраж – один из старейших способов разрешения международных споров, организованный на основе соглашения сторон и заключающийся в разбирательстве спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитраж от переговоров, консультаций, добрых услуг и посредничества.

Виды арбитражных органов:

1) постоянный (институционный) арбитраж;

2) арбитраж ad hoc (специальный арбитраж).

Специальный арбитраж создается спорящими сторонами для рассмотрения конкретного спора. В данном случае спор на рассмотрение арбитража передается по арбитражному соглашению сторон. В данном соглашении указываются: порядок назначения арбитра, процедура рассмотрения спора, место и язык рассмотрения спора, а также другие вопросы.

Институционный арбитраж, в отличие от специального, осуществляется постоянно действующим органом. Стороны предварительно договариваются передавать на рассмотрение арбитража все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые реально могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность подчиниться решению арбитражного суда.

Разрешение международных споров посредством арбитража имеет сходные основные черты с судебным разбирательством, но, в отличие от судебной процедуры, состав арбитражного органа напрямую зависит от состязающихся сторон.

Основные способы передачи дела на судебное разбирательство:

1) специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж;

2) специальное положение (арбитражная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут в будущем возникнуть между сторонами по вопросам толкования или применения договоров;

3) общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть в будущем между сторонами (обязательный арбитраж). Договаривающиеся стороны могут исключить из предмета рассмотрения арбитражным органом споры, которые затрагивают жизненно важные интересы, честь, достоинство, независимость сторон.

В состав арбитражного органа (арбитражной комиссии) входят арбитры от спорящих сторон и от незаинтересованной третьей стороны. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

В мировой практике в последнее время получило широкое распространение в принимаемые конвенции включать механизм арбитражного разбирательства.

В соответствии со ст. 19 Хартии Организации африканского единства в ОАЕ создана комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой определены отдельным протоколом, одобренным Конференцией глав государств и правительств ОАЕ. Приложение 2 к Конвенции о биологическом разнообразии предусматривает, что в случае спора сторона-истец подает заявление в Секретариат Конвенции, который извещает об этом остальные стороны. Затем стороны определяют арбитров, разрешающих спор по существу.

Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждают­ся на основе договоров при международных организациях как уни­версального (Международный Суд ООН), так и регионального ха­рактера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Эконо­мический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обя­зательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров между­народные суды делятся на суды по разрешению: межгосударствен­ных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физи­ческими и юридическими лицами против государств и междуна­родных организаций (Европейский суд по правам человека); тру­довых споров в рамках международных организаций (Администра­тивный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физи­ческих лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибу­нал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участника­ми Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морско­го дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юри­дическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответ­ственность за ущерб этим субъектам.

В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

Международный арбитраж — организованное на основе согла­шения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

Различают арбитраж ad hoc и институционный арбитраж.

Арбитраж ad hoc (специальный арбитраж) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмот­рение арбитража передается на основании арбитражного соглаше­ния сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбит­ров или конкретные лица в качестве арбитров, процедура рассмотре­ния спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.

Институционный арбитраж осуществляется постоянно действу­ющим арбитражным органом. Государства заранее обязуются пере­давать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Разрешение разногласий посредством арбитража имеет большое сходство с судебным способом, однако в отличие от судебной проце­дуры состав арбитражного органа зависит от спорящих сторон.

Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться его решению.

В последнее время в международной практике получила развитие тенденция включения в принимаемые конвенции механизма арбит­ражного разбирательства споров.

В соответствии со ст. 19 Хартии Организации африканского един­ства 1963 г. в ОАЕ создана Комиссия по посредничеству, примире­нию и арбитражу, состав и условия функционирования которой оп­ределены отдельным протоколом, одобренным Конференцией глав государств и правительств ОАЕ.

На основании Вашингтонской конвенции об урегулировании ин­вестиционных споров между государствами и физическими и юриди­ческими лицами других государств 1965 г. был учрежден орган по разрешению данных споров — Международный центр по урегулиро­ванию инвестиционных споров — и предусмотрена процедура арбит­ражного разбирательства.

Приложение II к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. предусматривает, что в случае спора государство-истец подает заявление в Секретариат Конвенции, который извещает об этом ос­тальные страны. Стороны назначают арбитров (арбитра), который и разрешает спор по существу.

Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждают­ся на основе договоров при международных организациях как уни­версального (Международный Суд ООН), так и регионального ха­рактера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Эконо­мический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обя­зательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров между­народные суды делятся на суды по разрешению: межгосударствен­ных споров (Международный СудООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физи­ческими и юридическими лицами против государств и междуна­родных организаций (Европейский суд по правам человека); тру­довых споров в рамках международных организаций (Администра­тивный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физи­ческих лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибу­нал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участника­ми Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морско­го дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юри­дическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответ­ственность за ущерб этим субъектам.

В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

В последнее время в практике международных отношений полу­чил широкое распространение способ решения разногласий в орга­нах международных организаций.

Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и си­туаций, которые могут привести к международным трениям или вы­звать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо поло­жений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвраще­нию и разрешению споров руководствуются резолюциями Генераль­ной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предот­вращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объеди­ненных Наций в области поддержания международного мира и без­опасности 1991 г. и др.

Государства — участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирова­ния разногласия.

Любому государству — стороне в споре или государству, которо­го непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.

Совет Безопасности учитывает возможность проведения перио­дических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения.

В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкрет­ных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имею­щиеся в его распоряжении различные средства, например, назначе­ние Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо оп­ределенному вопросу.

Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.

В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возмож­ность:

напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу;

обращения к заинтересованным государствам с призывом воздер­живаться от любых действий, которые могли бы привести к возник­новению спора или к обострению спора или ситуации;

обращения к заинтересованным государствам с призывом при­нять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.

С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосред­ственно заинтересованными государствами, Совет Безопасности рас­сматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.

Генеральная АссамблеяООН рассматривает возможность ис­пользования положений Устава для обсуждения споров или ситуа­ций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.

Генеральный секретарьООН, если к нему обратились государст­ва, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными сред­ствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

На основании ст. V Пакта Лиги арабских государств 1945 г. при возникновении спора между двумя государствами — членами Лиги и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет являться обязательным и окон­чательным. Совет также вправе предложить свои услуги в любом споре, который может привести к войне между членами Лиги или между членом Лиги и третьей стороной.

Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит раз­решение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий дел.

Задания для самоконтроля

    1. В чем различие непосредственных переговоров, консультаций, добрых услуг, посредничества?
    2. Что включает в себя примирительная процедура?
    3. Каковы функции Международных третейских судов (арбитражей)?
    4. Каковы роль и значение международной судебной процедуры?

    Основная литература:

    1.Бархатова Е. Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах.- М.2004

    2.Международное публичное право: Учебник.-/ Под ред. К. А. Бекяшева.- М, 2003

    3.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2002.

    4.Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.- М., 1994.

    5.Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1996

    6.Сарсембаев М. А. Международное право. Особенная часть. Алматы, 1999

    Дополнительная литература:

    1. Багданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М., 1985.

    2. Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно - ядерную эру. Киев, 1990.

    3. Малинин С.А. Право международной безопасности. В кн.: «Курс международного права». В 7т. Т.4. М., 1990. С. 156 - 210.

    Тема 27. Международно-правовые формы сотрудничества государств в сфере нефти, сельского хозяйства и туризма.

    Цель лекции: дать представление международно-правовым формам сотрудничества государств в сфере нефти, сельского хозяйства и туризма.

    1. Международно-правовое сотрудничество в нефтяной сфере.

    2. Нормативно-правовые акты РК в нефтяной сфере.

    3. Международные организации в сфере сотрудничества государств в области нефти, сельского хозяйства и туризма.

    Первым в современной истории международным судом была Постоянная палата международного правосудия, созданная в 1921 г. по Уставу Лиги Наций. Палата рассмотрела 37 споров и дала 28 заключений и прекратила свою деятельность перед Второй мировой войной.

    Сегодня соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН, Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии 1993 г.), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ).

    Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают регламенты, необходимые для обеспечения их повседневного функционирования. Решения судов обязательны для сторон и, как правило, обжалованию не подлежат.

    Решения судов не являются нормами МП и не носят характера прецедента. Исключение составляют решения Суда ЕС, которые, будучи документами, принятыми институтом ЕС, являются актами "вторичного" европейского нрава в силу прямого указания на это учредительными договорами ЕС.

    В зависимости от субъектного состава споров различают суды по рассмотрению:

    а) межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ);

    б) как межгосударственных споров, так и споров между физическими лицами и государствами (ЕСПЧ);

    в) трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ);

    г) различных категорий споров (Суд ЕС);

    д) судов по привлечению к международной уголовной ответственности физических лиц (Международный уголовный трибунал для судебного преследования лип, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г.).

    В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

    Правовой режим военной оккупации.

    Военная оккупация – это вид временного пребывания значительных воинских формирований на территории иностранного государства в условиях состояния войны между этим государством и государством принадлежности таких формирований, при котором прекращается эффективное осуществление власти правительством того государства, которому принадлежит занятая территория, а административная власть осуществляется в пределах, определенных международным правом, высшими командными инстанциями воинских формирований. Военная оккупация не распространяет суверенитет оккупирующего государства на занятую его войсками территорию.

    Воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов веры должны уважаться. Повинности не должны включать обязанности для населения принимать участие в военных действиях против своего отечества.

    Армия оккупирующего государства, занимающая ту или иную область, может завладеть движимой собственностью вражеского государства, способной служить для военных действий, включая деньги, фонды и долговые требования. Оккупирующее государство обязано сохранять основную ценность принадлежащих неприятельскому государству общественных зданий, недвижимости, лесов и сельскохозяйственных угодий.

    Воспрещаются и подлежат преследованию: преднамеренный захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, образовательных, художественных и научных учреждений, как частных, так и государственных, равно как и исторических памятников, художественных и научных произведений. В Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 г. установлен запрет на угон и депортирование гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию третьего государства, равно как и перемещения части собственного гражданского населения на оккупированную территорию. Допускается полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.

    Допускается привлечение жителей оккупированной территории к принудительному труду только для нужд оккупационной армии или местного населения.

    Уголовное законодательство должно оставаться таким, каким было до оккупации, кроме положений, которые представляют собой угрозу безопасности оккупирующей державы.

    Оккупирующая армия не может использовать население на военных объектах и оборонительных работах. Судебным органам оккупированной территории должно быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

    Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

    В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории.

    IV Женевская конвенция исходит из того, что оккупация не означает присоединение к оккупировавшему государству. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения о се армии.

    Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами. В отношении гражданских лиц запрещается: совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления; применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений; применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.; применять коллективные наказания; захватывать заложников; депортировать гражданское население с оккупированной территории.

    Запрещается угон и депортация населения из оккупированной местности в оккупирующую державу. Оккупационные власти не могут принуждать население служить в своих вооруженных силах. Население может быть использовано на принудительных работах, не связанных с военными операциями, и только в пределах оккупированной территории.

    Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право покинуть ее в возможно короткое время.

    Для урегулирования споров государства вправе создавать следственные или согласительные комиссии (согласно Уставу ООН).

    Порядок их формирования и функционирования регулируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений (1907). Решения комиссий по существу спора принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии, и они не обязательны для спорящих сторон.

    Следственные комиссии учреждаются на основании особого со­глашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

    Расследование комиссией производится в состязательном поряд­ке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, пред­ставляют необходимые документы, а также список свидетелей и экс­пертов. В процессе разбиратель­ства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

    После того как стороны представили все разъяснения и доказа­тельства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется закон­ченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничи­вается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

    Согласительные комиссии имеют более широкие полномочия, чем следственные. Они как правило, не огра­ничиваются только установлением того или иного факта, но и пред­лагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сто­ронами, которые не связаны выводами комиссии.

    В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении меж­дународных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия со­стоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают споря­щие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим госу­дарствам или решено жребием.

    Внешнеполитическая практика Российского государства породила разновидность согласительных комиссий – институт пограничных представителей для разрешения пограничных инцидентов и конфликтов, являющийся по существу своеобразной формой постоянной согласительной процедуры.

    64. Международная судебная процедура, ее место и роль в системе мирных средств разрешении международных споров.

    Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ).

    Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.

    В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека); трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

    Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибунал состоит из 21 судьи, избираемого государствами – участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами – участниками Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морского дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам.

    В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: