Человек осуществляет себя и утверждает делом поэтому выбор дела это выбор судьбы

Обновлено: 25.04.2024

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно - трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором подростку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в подрастающем поколении трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать.

Для этого в учебном заведении не только организуется и стимулируется трудовая деятельность обучающихся, но и формируется их правильное отношение к труду посредством участия в различных внеклассных мероприятиях.

Проведение подобных мероприятий позволяет обучающимся быть вовлеченными в коллективную деятельность, заниматься конкретными делами, поддерживать бодрое трудовое настроение, с охотой выполнять свои обязанности, расширять сферу их потребностей в новых видах труда и практической деятельности .

«Нет на свете выше звания, чем рабочий человек!»

литературно – музыкальная композиция с участием чтецов стихотворений о труде

Время проведения : 1 час

Возраст участников : 15-17 лет (для учащихся старших классов, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений)

- Расширение представлений о рабочих профессиях, их месте в жизни человека и общества;

- Развитие навыков выразительного чтения стихотворного текста;

- Формирование у обучающихся ответственного отношения к труду как к норме жизни общества.

- расширить у обучающихся круг представлений о рабочих профессиях, их месте в жизни человека и общества;

- провести конкурс чтецов стихотворений, посвященных теме труда и рабочим людям;

- привлечь внимание обучающихся к тому, что труд является неотъемлемой частью жизни и приносит не только материальное благополучие, но и моральное удовлетворение от хорошо проделанной работы.

Выбираются ведущие мероприятия и несколько чтецов, желающих принять участие в конкурсе на лучшее исполнение стихотворений. Стихотворения необходимо заучить наизусть. Желательно провести репетицию, отработать технику чтения стихотворений. Подготавливаются грамоты для победителей в конкурсе чтецов. Помещение оформляется плакатами с высказываниями и пословицами о труде.

Мультимедийная установка, презентация, представляющая слайды с изображением людей труда, музыкальная запись песни о труде, плакаты с высказываниями, пословицами (Приложение 1).

Звучит песня "Нет на свете выше звания, чем рабочий человек" (муз. Юрий Левитин, сл. Михаил Матусовский, исп. Марк Бернес).

Ведущий: « Нет на свете выше звания, чем рабочий человек!»- этими словами Матусовского мы начинаем сегодняшнюю встречу. Потому что сегодня мы будем говорить о людях разных поколений, передовиках производства, мастерах своего дела и о тех, кто только начинает свой

профессиональный путь, но их объединяет одно - любовь к труду и действительно высокое звание – рабочий!

Пока в пространстве кружится планета,

На ней – пропахшей солнцем – никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета,

Не будет дня, чтоб не было труда!

Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать сам.

С младых ногтей должен усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от государства, а делайте для него всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

Работа имеет высший смысл-это единственный путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни на том месте, которого ты достоин. Это и путь самосовершенствования. Ведь человек начинается с его отношения к труду.

Родители приучают своего ребёнка к труду домашним воспитанием. Затем обучаться труду продолжают в детском саду, школе. А ещё существуют училища – это специально созданные уникальные заведения, в которых учат трудиться.

Экскурсия в прошлое.

Материал о становлении профессионального образования в России: журнал «Профессиональное образование» №1, 2001г.

Становление профессионального образования в России связанно с эпохой Петра Великого, с его указами 1701 года, в которых царь-преобразователь задумал создать школы, чтобы подготовить за короткое время профессиональные кадры, «мастеров на все руки» - будь то артиллерия, фортификация или минералогия, геология, география, история. Этот грандиозный замысел должен быть выдвинуть Россию в число наиболее развитых европейских стран.1701 год ознаменовался открытием в стране самых разных школ.

В 1703 году издается первый в России печатный учебник по математике «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого – своеобразная энциклопедия математических знаний, крайне необходимых для удовлетворения практических потребностей стремительно развивающегося русского государства. Учебник вышел при поддержке Петра I тиражом 2400 экз.

1723 год. Вышла в свет Педагогическая энциклопедия В.Н. Татищева «Разговор о пользе наук и училищ».

Январь 1765 года. Екатерина II издаёт Указ, по которому предписывалось организовывать во всех губерниях воспитательные училища по примеру Смольного института. Училища содержались на средства казны. Так было положено в России начало женскому образованию.

1782 год. Создана Комиссия об учреждении народных училищ. Разработан Устав, по которому в каждом губернском городе открывались народные училища, в каждом уездном – малые.

Ноябрь 1802 года. Учреждено Министерство народного просвещения.

1860 год. Введено Положение об учреждении женских училищ Министерства народного просвещения двух разрядов со сроком обучения – 3 года и 6 лет. В училищах преподавались: Закон Божий, русский язык, история, география, арифметика, чистописание, рукоделие.

1892 год. По инициативе комиссии по техническому образованию Министерства народного просвещения начинает выходить журнал «Техническое образование» - единственный в России педагогический журнал по ПТО.

1893 год. Принято Положение о школах ремесленных учеников. Перед школами ставилась следующая задача: дать знания и умения, необходимые для успешного изучения ремесла. Срок обучения – 3 года.

1914 год. Вышел журнал «Трудовое воспитание».

После революции 1917 года отношение государства к профессиональной школе, к подготовке в ней квалифицированных кадров нечетко определено, несмотря на то, что необходимость в таких образовательных учреждениях была очевидна. Гражданская война и последовавшая за ней разруха выбросила на улицу десятки тысяч детей, сделав их сиротами и беспризорниками. Они нуждались в опеке и внимании со стороны государства.

Ситуация с профессиональным образованием коренным образом изменилась в 1940 году с принятием Президиумом Верховного Совета СССР Указа «О Государственных трудовых резервах СССР».

В 2010 г. - 70 лет ПТО в России.

Так уж устроен человек, что руки его сами тянутся к работе, но мы знаем, что всякому труду нужно учиться.

В училищах, профессиональных лицеях и техникумах молодежь и науки познает, и рабочий стаж начинает набирать.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Владимира Харитонова

Утро начинается с рассвета.

Здравствуй, необъятная страна.

У студента есть своя планета,-

Солнышко летит на самолёте,

Нас уносят шумно поезда.

Руки наши тянутся к работе,

И мелькают в окнах города.

Ты возьми с собой в дорогу книги

Самый основательный багаж.

И шагай, студент, науку двигай,

Набирай смелей рабочий стаж.

В песенке студенческой поётся,

И звучит она на всю страну.

Нам поднять не раз ещё придётся

Новых дел большую целину.

Утро начинается с рассвета.

Здравствуй, необъятная страна.

У студента есть своя планета,-

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Валерия Брюсова

Единое счастье- работа

В полях, за станком, за столом,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта,

Часы за упорным трудом.

Иди неуклонно за плугом,

Рассчитывай взмахи косы,

Клонись к лошадиным подпругам,

Доколь не заблещут над лугом

Алмазы вечерней росы!

На фабрике в шуме стозвонном

Машин и колес, и ремней

Заполни с лицом непреклонным

Свой день в череду миллионном

Рабочих, преемственных дней!

Иль - согнут над белой страницей,

Что сердце диктует, пиши:

Пусть небо зажжется денницей,

Всю ночь выводи вереницей

Заветные мысли души!

Посеянный хлеб разойдётся

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польётся;

Печатная мысль отзовётся

Во глуби бессчетных умов.

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастет,

Что станет с плодами, - безвестно,

Но благостно, влагой небесной,

Труд всякий падет над народом!

Единое счастье- работа

В полях, за станком, за столом,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта,

Все счастье земли – за трудом!

Ведущий: Вспомним себя в детстве: сколько малышей мечтает стать лётчиками, моряками, артистами.… И гораздо меньше – рабочими. Но не надо бояться рабочих профессий. Любой труд в почёте. Тем более труд, который создаёт уют людям. Конечно, стать артистом или космонавтом заманчивее, чем электриком или штукатуром, но ведь, как не все могут быть артистами, так и не каждому дано быть электриками и штукатурами.… Не бойтесь рабочих профессий! Людей таких специальностей гордо именуют словами «рабочая кость», «рабочий класс». И даже стихи посвящают им.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Евгения Евтушенко «Рабочая кость»

Не в льстивом унижении

Под камуфляжем фраз-

Я вырос в уважении

Оставив шутки смачные,

Меня, войны дитё,

Вы принимали, смазчики

Иван Фаддеич Прохоров,

Известный всем в Зиме,

Читал, как в храме проповедь,

В депо науку мне.

Я горд был перед взрослыми,

Когда шагал домой,

Что пахнет паровозами

Солдатский ватник мой.

И Сыркина Виталия

Клеймил что было сил

За то, что пролетарий я,

А он - врачихин сын.

Мы были однолетками,

Из класса одного,

Но звал «интеллигентиком»

С презреньем я его …

Иван Фаддеич Прохоров

Пыл мой остудил.

Иван Фаддеич Прохоров

Всё это остудил.

« Что гонишься за почестью?

Нашелся фон – барон!

Кто хвастает рабочестью,

Какой рабочий он!»

И грозно и рокочуще

На всё депо он рявкнул:

«Мы что же - кость рабочая,

А врач – она дворянка?!»

Воспитан я не догмами,

А взглядом этих глаз.

Меня руками добрыми

Ты вел, рабочий класс.

О руки эти жёсткие!

Под сенью их я рос.

Кружки мозолей желтые

Мне дороги до слез.

Вот правая, вот левая-

Владыки домен, штолен…

Но, скажем, руки лекаря

Не трудовые, что ли?

В жару или в пургу

Хлебали той же ложкою

Их смерть была не в роскоши –

В бою от смертных ран

Во имя нашей Родины

Рабочих и крестьян.

В них дух Толстого, Герцена

Не сдался, не погас…

Ты - рабочий класс!

Те, кто тома ворочает,

И те, кто грузит кокс,

Я славлю эту кость!

Ведущий: Вы задумывались, почему в пословицах о труде и о работниках акцент делается на руках? Вспомним пословицы: (зрители вспоминают, называют).

- работать, не покладая рук

- работать, засучив рукава

- работать спустя рукава

- от скуки на все руки

- мастер на все руки

- мастер руку приложил

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение А. Иванова «Рабочие руки»

Славлю труд, зажигающей звезды,

Славлю мир, что в труде возмужал,

Славлю смело штурмующих космос

Славлю каждый завод и причал,

Славлю строек стальных громады

И кипенье работ полевых,

Всё, чем Родина наша богата,

Все взрастили и создали вы…,

Рабочие руки! Рабочие руки!

Упорны всегда и сильны.

Рабочие руки! Рабочие руки!

Хозяева нашей страны.

Руки строят грядущее счастье

Силой мирной на свете страны

Им и реки, и горы подвластны,

Потому, что те руки сильны.

Все, что они совершат и добудут,

Все осилит их сказочный труд.

Ведь недаром рабочие руки

Золотыми руками зовут.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Владимира Британишского

Принесла ты руки свои домой

И не знаешь, куда положить.

Не дрожала за них, и странно самой,

Что теперь начала дорожить.

Стали руки теперь больней и родней,

Стали жилы не них синей и крупней.

Кто бы глянул – вся жизнь видна.

В жизни много дней,

Две руки вот и дочь одна.

А пережито всё: и дочь на руках,

И листок похоронной держишь в руках.

И сама едва стоишь на ногах –

Вот оно было как!

Ты руки свои принесла.

Ты кладёшь их на край стола.

На него ведь тяжесть легла,

Ух, какая тяжесть легла.

Я пошел бы к скульптору в ученики,

Чтобы слушались камень и дерево,

Я бы вырубил две рабочих руки

Из простого камня серого.

Серый камень, серый камень,

Серый камень – два куска…

Камень крепкий и надёжный,

Как рабочая рука!

Ведущий: Вся страна сегодня строится, открываются новые школы, магазины, возводятся дома. И к каждому такому радостному событию причастны люди рабочих профессий. Рабочий - это одна из самых древних и вечно молодых профессий. Вся ответственность за сегодняшнюю жизнь, за труд ложится на молодых. Это и новые идеи, и новые силы. Поэтому одно трудовое поколение сменяется другим.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Людмилы Татьяничевой «Гудки»

Ваш голос зычный,

Будивший в юности меня,

Вошел подробностью привычной

В порядок трудового дня.

Уже на грани пробужденья,

Еще не встретясь

Как скорый поезд отправленья,

Приказа вашего мы ждем.

Когда я слышу на рассвете:

- Готов к труду - у! -

Мне громко хочется ответить:

И я спешу друзьям навстречу.

Навстречу дню больших работ.

В пути едва ли я замечу

Седого вечера приход.

Звезда опустится на крышу,

А я средь близких голосов,

Быть может, даже не услышу

Ваш удаляющийся зов.

Услышит ваш призыв к труду,

И за меня мой сын ответит

Всей силой юности:

Ведущий: Труд - это всегда современно. Труд- это всегда что-то новое, а новому нужно учиться. Учёба- это тоже труд. Этому нас учат наставники - наши мастера и педагоги, которые работают в системе профессионального образования. Мастера! Профессионалы! Следующее стихотворение посвящается вам!

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Роберта Рождественского « О мастерах»

В былых надеждах.

Понимающие до глубин

Станка или сердца,

Руки вещие простирая

И надеется на Мастеров!(…)

Погибнет не от обжорства,

Поверив в лозунг

Расползающееся в атмосфере

Наступает на Мастеров.

И не могут иначе.

Звучит песня «Вся страна - это наша работа» (муз. Борис Терентьев, сл. Владимир Харитонов, исп. Юрий Зыков)в сопровождении слайдов презентации.

Ведущий: Любой труд не только в почете, но и всегда оплачивается. Построишь - наградой тебе дом твой будет. Постряпаешь – сыт будешь. Да и душа радуется, когда видны результаты труда. « По работе и плата» - раньше говорили в народе. Да и сейчас это верно. Вдумайтесь: «заработная плата», «получка» в простонародье. Человеку на всю жизнь особенно запоминается его первая зарплата.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Ярослава Смелякова « Первая получка»

Как золотящаяся тучка,

Какую сроду не поймать,

Мне утром первая получка

Сегодня вспомнилась опять.

Опять настойчиво и плавно

Стучат машины за стеной

Я, фабзавучник недавний,

Стою у кассы заводской.

И мне из тесного оконца

За честный и нелёгкий труд

Еще те первые червонцы

С улыбкой дружеской дают.

Мне это вроде бы привычно,

И я, поставя росчерк свой,

С лицом, насильно безразличным,

Ликуя, их несу домой.

С тех пор не раз – уж так случилось,

Тут вроде нечего скрывать,

Мне в разных кассах приходилось

За песни деньги получать.

Я их писал не то чтоб кровью,

Но всё же времени черты

Изображал без суесловья

И без дешевой суеты.

Так почему же нету снова

В день гонорара моего

Не только счастья заводского,

Но и достоинства того?

Как будто занят пустяками

Средь дел суровых и больших,

И вроде стыдно жить стихами,

И жить нельзя уже без них.

Ведущий: Труд делает нашу страну богаче, семью – сплоченнее, а человека – одухотворённее. Есть такое выражение «труд души». Это тоже важный труд, он приносит успокоение, ощущение достоинства и душевного благополучия. Если ты будешь работать над собой, то обогатишь свою душу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек осуществляет себя и утверждает делом.(…) выбор дела — это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1)Яркая экспрессия повелительного наклонения позволяет привлечь внимание читателя, потому что повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций: не живите, делайте.

2) Парцелляция способствует акцентированию внимания читателя на главном в изображаемом, усиливает эмоциональное воздействие текста на него (например: Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам).

3) В тексте использованы фразеологизмы, устойчивые словосочетания, что служит выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, автор придает тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. (например: за чужим столом, путь к величию человека, свои возможности).

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста –

повествование, которое помогает наглядно представить действия,

движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Публицистический стиль позволяет автору прямо, открыто выразить свою мысль: труд составляет высший смысл человеческой жизни.

2. Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому (чему): дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите? (куда направляетесь?).

3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).

5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет п.

6. путём, предл. с род. Посредством, при помощи чего-н. Решить задачу путём сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.

7. только мн. Орган в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сверлИшь суетлИва слИвовый снятА Эксперт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

2) Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.

4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

5) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее семьдесят пяти рублей

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.

2) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

3) Оставшись в одиночестве, наконец-то появилась возможность собраться с мыслями.

4) Консул представил меня, и мы вошли в комнату, расположенную справа от небольшой полутёмной прихожей.

5) По завершении эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

6) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

7) Десять бойцов переплывало реку на надувной лодке.

8) Миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину.

9) Согласно приказа в больнице ввели карантин.

1) загорелый, расстелить, умирать

2) этикетка, тревожиться, побледневший

3) пожалеть, хранитель, действительный

4) макать (хлеб), загорелый, собирать

5) проявляющийся, разуверять, сочетание

1) нед..верчивый,пр…бабушка, п…дписать

2) не..скусный, дез…нфекция, контр…гра

3) пр..воз, пр…думать, пр…шк

4) бе..ценный, не..гибаемый, чере…чур

5) в..ются, видеос..ёмка, в…юга

1) перекра..вающий, подпрыг…вающий

2) удоста..вая, локт…вой

3) черешн..вый, ливн…вый

4) дешёв..нький, син…ватый

5) створч…тый, бревенч…тый

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

3) бормоч..щий во сне, колыш. щиеся (деревья)

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

5) родители науч..т, завис. щий

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мои друзья (НЕ)ДОСЫПАЛИ вместе со мной, заканчивая сборку модели.

На уставших от зимы деревьях ещё (НЕ) РАСПУСТИЛИСЬ почки.

Долина, ещё (НЕ)ОЗАРЯЕМАЯ солнцем, лежит в дымке тумана.

В окна, (НЕ)ЗАНАВЕШЕННЫЕ шторами, вливался холодный свет луны.

Такая речь, отнюдь (НЕ)ЛИШЁННАЯ смысла, озадачила Ивана.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С) НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, (ЧТО) БЫ не остаться во тьме.

(КАК) БЫ вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, (ЧТО) БЫ взглянуть на лес по ту сторону реки.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то. признаюсь, ЗА (ТО) охотнее берусь.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ наводнения.

ЧТО (БЫ) такое придумать, ЧТО (БЫ) не пойти сегодня в школу?

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 60-70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали. 3) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

4) Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку.

5) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне стало ясно(1)по каким тропинкам бродит зверёк(2) куда он уходит (3) и чем промышляет.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он [Жухрай] стоял прислушиваясь(1) и (2)когда луна выскользнула из-за туч(3)и стала видна дорога(4)он оглядел её внимательно (5) и обернулся к Павлу (Н. Островский).

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Для всех странников, для всех любителей природы: ветра, неба, душистых трав и бездонной воды – Паустовский открыл страну со сказочно древним названием Мещера. (2)Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. (3)Увидишь вдруг: стоят в поле копны сена, светятся на солнце болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей; луна, разбитая на осколки рыбьим хвостом, отражается в реке; черного цвета озера, грибы с телячью голову, птицы, названия которых не знаешь. (4)Тушишь лампу и даешь себе слово: вот как растает — сразу туда. (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.

(3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4) И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше. ». (5)Сам он после операции мог лежать в постели три-четыре дня. (6)Остальные проводил в заботах о соседях. (7)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. (8)Ухаживал за ним, как нянечка. (9)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (10)Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (11)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (12)Раньше такой общительности за ним не замечалось.

(13)Всё же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась.

(14)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (15)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (16)Раздробленную голень пришлось ампутировать. Иван Михайлович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.

(17)— У нас пополнение. (18)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло. — нарушил тишину Иван Михайлович.

(19)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (20)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (21)Алеша забыл поприветствовать меня. (22)А Володя словно застыл. (23)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (24)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.

(25)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (26)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (27)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (28)Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду. »

(29)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (30)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (31)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (32)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (33)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». (34)Я смотрела и любовалась. (35)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.

(36)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:

(37)— Что я Володе-то говорю. (38)Живой остался, вот и ладно. (39)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (40)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (41)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (42)Отдохнуть у нас можно. (43)А невесты-то у нас до того красивые- нигде таких, паря, нету.

(44)— Иван Михайлович все верно говорит. (45)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни. (46)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя.

(47)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. Он поверил в себя снова. (48)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.

(По Н.И. Батыгиной*)

*Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.

1) Доброта Ивана Михайловича проявляется в его поступках: основа её – в любви к людям.

2) Алёша заботился о соседях по палате, словно они были его родными людьми, радовался, когда они выздоравливали.

3) Рассказчица, наблюдая за поступками Ивана Михайловича, приходит к выводу: он заставляет людей поверить в себя.

5) Рассказчица старалась изменить настроение Алёши, молодого моряка, после аварии: говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе.

2) Предложения 23-24 поясняют предложение 22.

3) В предложениях 36-43 представлено описание.

4)В предложениях 25-27 перечислены происходящие друг за другом события.

5) В предложениях 47-48 содержится повествование.

24. Из предложений 3 - 6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

26. В произведении Н.И.Батыгиной рассказывается об удивительном человеке – Иване Михайловиче. Её добрые воспоминания о нём описаны с помощью тропа (А) _____ (предложение 2). Этот отзывчивый человек не может пройти мимо чужой беды, помогая всем, кто вместе с ним находится в больничной палате. О его заботе свидетельствует такой троп, как (Б)______ (предложение 8: «ухаживал… как нянечка»), и синтаксическое средство (В) _______ (предложение 9). Используя троп (Г) _______ («восстановленного покоя», «трогательный намёк»), автор рисует изменения, которые произошли с Володей благодаря заботе Ивана Михайловича.

3) однородные члены

6) вводные слова

9) восклицательные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек осуществляет себя и утверждает делом.(…) выбор дела — это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1)Яркая экспрессия повелительного наклонения позволяет привлечь внимание читателя, потому что повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций: не живите, делайте.

2) Парцелляция способствует акцентированию внимания читателя на главном в изображаемом, усиливает эмоциональное воздействие текста на него (например: Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам).

3) В тексте использованы фразеологизмы, устойчивые словосочетания, что служит выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, автор придает тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. (например: за чужим столом, путь к величию человека, свои возможности).

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста –

повествование, которое помогает наглядно представить действия,

движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Публицистический стиль позволяет автору прямо, открыто выразить свою мысль: труд составляет высший смысл человеческой жизни.

2. Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому (чему): дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите? (куда направляетесь?).

3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).

5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет п.

6. путём, предл. с род. Посредством, при помощи чего-н. Решить задачу путём сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.

7. только мн. Орган в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сверлИшь суетлИва слИвовый снятА Эксперт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

2) Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.

4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

5) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее семьдесят пяти рублей

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.

2) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

3) Оставшись в одиночестве, наконец-то появилась возможность собраться с мыслями.

4) Консул представил меня, и мы вошли в комнату, расположенную справа от небольшой полутёмной прихожей.

5) По завершении эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

6) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

7) Десять бойцов переплывало реку на надувной лодке.

8) Миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину.

9) Согласно приказа в больнице ввели карантин.

1) загорелый, расстелить, умирать

2) этикетка, тревожиться, побледневший

3) пожалеть, хранитель, действительный

4) макать (хлеб), загорелый, собирать

5) проявляющийся, разуверять, сочетание

1) нед..верчивый,пр…бабушка, п…дписать

2) не..скусный, дез…нфекция, контр…гра

3) пр..воз, пр…думать, пр…шк

4) бе..ценный, не..гибаемый, чере…чур

5) в..ются, видеос..ёмка, в…юга

1) перекра..вающий, подпрыг…вающий

2) удоста..вая, локт…вой

3) черешн..вый, ливн…вый

4) дешёв..нький, син…ватый

5) створч…тый, бревенч…тый

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

3) бормоч..щий во сне, колыш. щиеся (деревья)

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

5) родители науч..т, завис. щий

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мои друзья (НЕ)ДОСЫПАЛИ вместе со мной, заканчивая сборку модели.

На уставших от зимы деревьях ещё (НЕ) РАСПУСТИЛИСЬ почки.

Долина, ещё (НЕ)ОЗАРЯЕМАЯ солнцем, лежит в дымке тумана.

В окна, (НЕ)ЗАНАВЕШЕННЫЕ шторами, вливался холодный свет луны.

Такая речь, отнюдь (НЕ)ЛИШЁННАЯ смысла, озадачила Ивана.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С) НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, (ЧТО) БЫ не остаться во тьме.

(КАК) БЫ вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, (ЧТО) БЫ взглянуть на лес по ту сторону реки.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то. признаюсь, ЗА (ТО) охотнее берусь.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ наводнения.

ЧТО (БЫ) такое придумать, ЧТО (БЫ) не пойти сегодня в школу?

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 60-70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали. 3) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

4) Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку.

5) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне стало ясно(1)по каким тропинкам бродит зверёк(2) куда он уходит (3) и чем промышляет.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он [Жухрай] стоял прислушиваясь(1) и (2)когда луна выскользнула из-за туч(3)и стала видна дорога(4)он оглядел её внимательно (5) и обернулся к Павлу (Н. Островский).

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Для всех странников, для всех любителей природы: ветра, неба, душистых трав и бездонной воды – Паустовский открыл страну со сказочно древним названием Мещера. (2)Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. (3)Увидишь вдруг: стоят в поле копны сена, светятся на солнце болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей; луна, разбитая на осколки рыбьим хвостом, отражается в реке; черного цвета озера, грибы с телячью голову, птицы, названия которых не знаешь. (4)Тушишь лампу и даешь себе слово: вот как растает — сразу туда. (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.

(3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4) И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше. ». (5)Сам он после операции мог лежать в постели три-четыре дня. (6)Остальные проводил в заботах о соседях. (7)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. (8)Ухаживал за ним, как нянечка. (9)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (10)Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (11)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (12)Раньше такой общительности за ним не замечалось.

(13)Всё же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась.

(14)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (15)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (16)Раздробленную голень пришлось ампутировать. Иван Михайлович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.

(17)— У нас пополнение. (18)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло. — нарушил тишину Иван Михайлович.

(19)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (20)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (21)Алеша забыл поприветствовать меня. (22)А Володя словно застыл. (23)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (24)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.

(25)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (26)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (27)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (28)Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду. »

(29)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (30)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (31)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (32)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (33)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». (34)Я смотрела и любовалась. (35)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.

(36)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:

(37)— Что я Володе-то говорю. (38)Живой остался, вот и ладно. (39)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (40)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (41)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (42)Отдохнуть у нас можно. (43)А невесты-то у нас до того красивые- нигде таких, паря, нету.

(44)— Иван Михайлович все верно говорит. (45)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни. (46)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя.

(47)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. Он поверил в себя снова. (48)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.

(По Н.И. Батыгиной*)

*Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.

1) Доброта Ивана Михайловича проявляется в его поступках: основа её – в любви к людям.

2) Алёша заботился о соседях по палате, словно они были его родными людьми, радовался, когда они выздоравливали.

3) Рассказчица, наблюдая за поступками Ивана Михайловича, приходит к выводу: он заставляет людей поверить в себя.

5) Рассказчица старалась изменить настроение Алёши, молодого моряка, после аварии: говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе.

2) Предложения 23-24 поясняют предложение 22.

3) В предложениях 36-43 представлено описание.

4)В предложениях 25-27 перечислены происходящие друг за другом события.

5) В предложениях 47-48 содержится повествование.

24. Из предложений 3 - 6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

26. В произведении Н.И.Батыгиной рассказывается об удивительном человеке – Иване Михайловиче. Её добрые воспоминания о нём описаны с помощью тропа (А) _____ (предложение 2). Этот отзывчивый человек не может пройти мимо чужой беды, помогая всем, кто вместе с ним находится в больничной палате. О его заботе свидетельствует такой троп, как (Б)______ (предложение 8: «ухаживал… как нянечка»), и синтаксическое средство (В) _______ (предложение 9). Используя троп (Г) _______ («восстановленного покоя», «трогательный намёк»), автор рисует изменения, которые произошли с Володей благодаря заботе Ивана Михайловича.

3) однородные члены

6) вводные слова

9) восклицательные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

§ 2. Тестовые задания

(1) Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения.
(2) Считают, что в век ракет и лазера новые средства информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам — классикам. (3) И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. (4) В нашей стране пока еще голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. (5) И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней есть оттенок «ретро», сродни веку кринолинов и сюртуков. (6) Не близка ли смерть книги?
(7) Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. (8) Книгу трудно заменить.
(9) У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. (10) Почему диалог? (11) Да потому что книга — хорошая, мудрая книга — требует труда мысли, воображения. (12) Настоящая книга — это огромный сгусток энергии. (13) Но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда человек обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноценное восприятие текста. (14) Иными словами: творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги созидается живой мир. (15) И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.
(16) Нет, не думаю, что книге угрожает смерть! (В. Я. Лакшин)

1. В каком предложении текста выражена его основная мысль?

A) в предложении 9
Б) в предложении 14
В) в предложении 11
Г) в предложении 16

2. Какое утверждение НЕ находит отражения в тексте?

A) Сейчас люди мало читают, книги «не в чести».
Б) Настоящая книга требует настоящего, вдумчивого читателя.
B) Необходимо прививать любовь к чтению с детских лет.
Г) С книгой беседуешь, вступая с автором в немой диалог.

3. Что означает используемое автором выражение «книга не в фаворе, книга не в чести»?

A) В век компьютерных технологий книга является ненужной вещью.
Б) В последнее время книги почти не продаются.
B) Спрос на книги в ближайшее время полностью исчезнет.
Г) В век ракет и лазера книга не пользуется популярностью и достаточным уважением.

4. Какой абзац текста является наиболее важным для понимания авторской позиции?

А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5

5. Какое из высказываний можно было бы выбрать в качестве эпиграфа к этому тексту?

А) Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы. (Авраам Линкольн)
Б) Единственным недостатком хороших книг является то, что они порождают много плохих. (Георг Лихтеберг)
В) В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор. (Мария Эбнер-Эшенбах)
Г) Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы. (Уистен Хью Оден)

6. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль этого текста?

A) Будущее за компьютерами.
Б) Вечные ценности.
B) Книга — наш друг и помощник.
Г) Чтение книги — труд, который в радость.

(1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела — это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. (7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8) Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 8

2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

A) Труд есть основа осмысленной жизни человека.
Б) Труд есть основа величия человека.
B) Труд есть основа богатства человека.
Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.

3. Как вы понимаете фразу из текста «гость за чужим столом»?

A) Человек, который не имеет собственного дома.
Б) Человек, любящий ходить в гости.
В) Человек, живущий за счет других.
Г) Человек, не умеющий трудиться.

4. Какая из пословиц и поговорок наиболее близка теме текста?

A) Делу время, потехе час.
Б) Даровой рубль дешев, наживной — дорог.
В) Легче руками работать, чем головой.
Г) Труд человека кормит, а лень портит.

5. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?

A) Не работа сушит, а забота.
Б) Без дела жить — только небо коптить.
В) Всех работ не переработаешь.
Г) Трутни горазды на плутни.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: