Коррупция как социальное зло проблемы предупреждения коррупции в государственной службе

Обновлено: 23.04.2024

Понятие коррупции, виды и формы её проявления. Коррупция в органах власти и в негосударственных организациях. Основные причины возникновения коррупции. Основные и наиболее часто регистрируемые уголовно наказуемые формы проявления политической коррупции.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.11.2013
Размер файла 61,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

· отсутствие надлежащих форм социального контроля за сферой политических отношений и деятельностью представителей органов государственной власти и кандидатов на эти должности как со стороны государства, так и общества;

К числу идеологических и воспитательных факторов, детерминирующих коррупцию, можно отнести:

· проведение так называемых кампаний по борьбе с коррупцией во всех ее формах и проявлениях, которые скорее приносят вред, чем положительный эффект, поскольку они преследуют, чаще всего, политические цели и являются одним из способов достижения их, потому что, зачастую лица, добившиеся поставленных перед собой политических целей (занятие или сохранение за собой соответствующей должности), после этого забывают о своих обещаниях по поводу повышения эффективности борьбы с этим социальным явлением;

· несформированность политической культуры гражданского общества, что отражается в первую очередь на процессе выборов, когда часть избирателей отдает свои голоса за небольшие денежные суммы или материальные ценности, получая незначительную имущественную выгоду, а во-вторых, в восхвалении или, наоборот, в огульной критике субъектов политики без какой-либо серьезной предварительной проработки и анализа их предвыборных программ;

· отсутствие либо недостаточно хорошо налаженная работа в образовательной системе по антикоррупционному воспитанию подрастающего поколения;

· недостаточная работа СМИ по антикоррупционному воспитанию населения. К сожалению, СМИ довольно часто используют коррупционную тематику по заказу конкретных лиц для достижения определенных целей, где наряду с конкретными фактами коррупционного поведения провозглашаются сведения дезинформационного характера, что в дальнейшем играет на руку коррупционерам и приводит к недоверию населения к СМИ.

Социально-экономические условия коррупции. В экономической сфере в последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые непривычные сферы и формы активности, к чему труднее всего приспосабливались властные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Ниже приведен далеко не полный перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией.

1. Приватизация государственной собственности везде служит серьезным источником коррупции. В Казахстане это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. Наиболее распространенные нарушения - присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов страны к уголовной ответственности привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества.

К этому следует добавить многочисленные случаи, не подпадающие под прямую уголовную ответственность: оценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц. Не случайно именно приватизация стала в последнее время полем для политических схваток, в которых главное оружие - компрометирующие материалы и обвинения в коррупции.

2. Распределение бюджетных средств - еще одна благодатная сфера для коррупционеров. Взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределения бюджетных средств. Этому благоприятствует неуклюжая налоговая система, согласно которой деньги, собираемые в регионах, должны попасть в республиканский бюджет, а потом снова вернуться в регион в виде трансфертов, что, несомненно, порождает вертикальную коррупцию. Коррупцию подстегивают нереальные и нереализуемые бюджеты, которые позволяют чиновникам решать, кому и сколько недодать, кому перевести деньги раньше, а кому - позже. По той же причине недофинансирования создаются внебюджетные фонды различных ведомств, манипуляции с которыми также сопровождаются коррупцией. Отсутствие должного контроля за расходованием бюджетных средств как на республиканском, так и на региональных уровнях, также в достаточной мере питает коррупцию.

Распределение бюджетных средств происходит также через государственные заказы и закупки. До недавнего времени и здесь царили закрытость и бесконтрольность, порождавшие безудержную коррупцию.

3. Предоставление эксклюзивных прав (льгот, в том числе - по экспорту и импорту, налогам, лицензирование и т.п.) - благодатная почва для коррупции. К этой же категории следует отнести такие коррупциогенные рычаги, как отсрочки налоговых платежей, предоставление налоговых освобождений, предоставление льгот заемщикам бюджетных средств, продление кредитных договоров, предоставление государственных гарантий и т.д.

4. Банковская сфера в нашей стране начала преобразовываться на рубеже конца 80-х-начала 90-х гг. Фактически происходила ненормативная приватизация существенной части государственного банковского сектора. Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения колоссальных прибылей. Естественно, и здесь коррупция пустила глубокие корни. По данным правоохранительных органов, банковская сфера является одной из самих криминализированных. Этому способствует и ныне действующее законодательство о банках и банковской деятельности.

Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило цивилизовать формы получения взяток и от традиционных конвертов (а затем - чемоданчиков) с наличностью помогло перейти к льготным кредитам, завышенным в десятки, а то и сотни раз процентам по вкладам и другим более утонченным формам благодарности.

5. Противозаконный лоббизм в законодательных органах труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию, прежде всего из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности.

Правоохранительные органы и экономическая преступность зачастую сращиваются и создают среду, являющуюся существенным препятствием для борьбы с коррупцией. Создаются так называемые "комплексные бригады", зарабатывающие деньги на развале уголовных дел; за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере; немало фактов поступления работников правоохранительных органов на службу в коммерческие структуры "по совместительству" в виде так называемых "крыш", а также создания различных фирм под патронажем стражей порядка. Немало случаев, когда близкие родственники чиновников высокого ранга из налоговых или таможенных органов вдруг, независимо от квалификации, оказываются на весьма денежных должностях в коммерческих структурах, особенно в кредитно-финансовой, топливно-энергетической и других прибыльных сферах. Не менее удачливы в этом плане и родственники высокопоставленных служащих из других органов власти.

Условия для низовой коррупции. Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы (при прописке, при оформлении различных правоустанавливающих документов на недвижимость, при получении различных разрешений, лицензий и т.д.), она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов, инструкций.

Вот ряд ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой долей вероятности соприкосновения с коррупцией:

· сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами;

· выдача лицензий либо разъяснений на занятие различными видами деятельности;

· выдача разрешений на строительство и наделение земельными участками;

· предоставление в аренду помещений, зданий, сооружений;

· осуществление контроля со стороны уполномоченных государственных органов и служб (пожарные, СЭС, торговые инспекции и т.п.), от которых зачастую страдает мелкий бизнес в РК.

Взаимодействие представителей власти с гражданином возникает в двух случаях. Первый - когда орган власти должен предоставить ему некоторые услуги (выдать лицензию, разрешение, предоставить справку). В этих ситуациях коррупции способствуют (помимо ранее перечисленных) следующие обстоятельства:

· наличие и продолжающееся увеличение сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;

· незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;

· относительная закрытость информации об обязанностях чиновников и правах граждан;

· монополия ведомств на предоставление услуг и усложненность бюрократических процедур;

· структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями и по принятию властных решений, и по оказанию услуг.

Второй - когда органы власти, выполняя свои ограничивающие и регулирующие функции, обязывают гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствуют (помимо ранее указанных) следующие условия:

· отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств;

· неадекватность шкал штрафных санкций, способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.

Социально-психологические условия коррупции. Происходящая криминализация общества оказывает губительное влияние на психику людей, деформирует их правовое сознание. Оно характеризуется сложным переплетением двух взаимоисключающих тенденций - позитивного и негативного отношения к праву. Существование таких тенденций в сознании одних и тех же субъектов свидетельствует о дезинтеграции ценностной структуры различных групп населения. Все более нарастает правовой нигилизм - негативное отношение к праву, неверие в его возможность служить эффективным регулятором общественных отношений. Сознание многих деформировано, двойственно, противоречиво, поскольку пытается сочетать несовместимые стереотипы и установки. Накопление негативных эмоций, разносторонних раздражителей и стимулов достигает запредельного напряжения, угрожает постоянным срывом. Отсюда заметная невротизация и психопатологизация населения.

Вот несколько социально-психологических факторов, порождающих коррупцию:

- Сложившееся и существующее в обществе мнение о том, что вся власть продажная и все покупается и продается. Принятие первого коррупционного решения может облегчаться информационной средой, окружающей чиновника. Честный чиновник, каждый день слышащий и читающий одно и то же: "У нас берут все!", может начать воспринимать себя "белой вороной", неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. Такому остается только дождаться "удачного случая". Вместе с тем существует другая категория "белых ворон", уклоняющихся от получения либо дачи взяток и к которым относятся как к чужим, с настороженностью, и в некоторых случаях стараются избавиться от них.

- Существующие в обществе стереотипы двойной морали. Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. Население охотно поддерживает публичные обвинения в коррупции, меры государственного воздействия на нее, но для решения собственных проблем соглашается принимать "правила игры", предложенные или навязанные коррупционерами, т.е. коррупция, особенно низовая, является принимаемой "по умолчанию" частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая причины и условия ее порождающие.

Во-вторых, решению этих причин будет способствовать комплексное противодействие коррупции по всем направления.

К причинам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только Казахстану, но и большинству стран, находящимся в стадии модернизации, в первую очередь - переживающим переходный период от централизованной к рыночной экономике. Во-первых, различные интерпретации причин коррупции, противоречат друг другу, во-вторых, ни одну из них нельзя считать безупречной. Истина должна быть где-то посредине.

Только изучив должным образом причины и условия, порождающие коррупцию, можно определять и вырабатывать конкретные меры по ее ограничению и снижению.

Не следует также забывать, что коррупция является и тем фактором, который непосредственно способствует проникновению и распространению глобальных угроз, исходящих для нашего государства извне, прежде всего международного терроризма и экстремизма, наркобизнеса, нелегальной миграции. Коррупция может превратиться в реальную угрозу национальной безопасности Казахстана, поскольку она снижает эффективность экономики, поглощая, втягивая в "коррупционную воронку" то, что создано честным трудом сограждан, обостряет бедность и социальное неравенство, расширяет пропасть между обществом и властью, превращает политику в сферу дележа национального богатства, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене. Коррупция - это зло, дискредитирующее базовые ценности общества, деятельность государства и, в конечном счете, само государство.

1. Закон Республики Казахстан № 453-I «О государственной службе» от 23.07 1999 года. // Казахстанская правда. 1999.

2. Уголовный кодекс Республики Казахстан: Учебно-практическое пособие. - Алматы: НОРМА-К, 2007.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. - Алматы: НОРМА-К, 2007.

6. Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией. - Алматы: Жеті Жар?ы, 2003.

7. Алауханов Е.О. Борьба с коррупцией в государственных органах Республики Казахстан: учебное пособие.- Алматы: 2008 г. - 330 с.

8. Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. 1910. №8.

9. Волженкин Б.В. Коррупция, как социальное явление // Чистые руки. - 1999. - № 1.

10. Горшенков Г.Н. Криминологический словарь. - Сыктывкар: ДУМА, 1995.

11. Джонстон М. Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции // Международное жюри социальных наук. - Париж, - 1997. - № 16.

13. Исмагулов Д.К. Причины и условия коррупционных правонарушений в государственных органах // Материалы научной конференции молодых ученых Казахстана «Проблемы и перспективы развития Казахстана как правового и демократического государства: взгляды и суждения молодежи». - Алматы: Университет им. Д.А. Кунаева, 2007.

14. Каиржанов Е.И. Преступность - явление социальное // Предупреждение преступности. - 2003. - №1.

15. Кирпичников А. Это модное слово «коррупция» // Российская провинция. - Набережные Челны, - 1995. - №5.

16. Михайлов Л.В. Борьба с коррупцией в США (80-е годы) // Вопросы истории. - 1994. - № 5.

17. Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право. - 1994. - № 4.

18. Криминология / Под ред. А.И. Долговой. - М.: ИНФРА-М, 1997.

19. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.: МГУ, 1994.

20. Криминология: Учебник / Под ред. Е.О.Алауханова. - Алматы: Жеті жар?ы, 2005.

21. Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского и др. 2-ое изд. перераб. - СПб.: ИНФРА-М, 2003.

22. Отчет Всемирного банка о мировом развитии / Под общ. ред. Д. Тушунова. Пер. с англ. Н. Сухова. - М.: Прайм-Тасс, 1997.


Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры.

Коррупция в системе государственной службы России представляет серьёзную угрозу национальной безопасности, функционированию публичной власти, затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики, ограничивает конкуренцию и свободу экономической деятельности.

В соответствии с исследованиями, проведёнными в 2015 года неправительственной организацией Transparency International, в рейтинге по уровню распространения коррупции из 177 стран Россия находится на 119 месте. По 100-бальной шкале, Российская Федерация получила 28 баллов, этот показатель близок по уровню с показателями таких стран, как Ливан, Азербайджан, Мадагаскар. Средний размер суммы взятки в России равен 145 тысяч рублей. При этом, несмотря на ужесточение наказания за взяточничество, количество случаев получения взяток продолжает расти, выявленных фактов стало больше на 18 %. Растёт средний размер взятки, за период 2014 года он составил 109 тысяч рублей, а за 2015 год сумма увеличилась до 208 тысяч рублей [7].

Коррупция является незаконным, противоправным, общественно опасным деянием, проявляющимся в сфере экономики, политики, социальной деятельности и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [3, с.28; 5, с. 64]

Коррупция -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Особенность коррупции в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц. Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников. Это уже не отдельные криминальные факторы, а противоправное явление в обществе. Она способна проникать во все слои общества.

Принято выделять две формы коррупции: низовую и вершинную. Низовая коррупция -это (мелкая, повседневная); вершинная –это (крупная, элитарная).

Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) даёт почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу её деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате — снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции.

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищён от её воздействия.

К наиболее тяжёлым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно назвать: рост имущественного неравенства, т. к. коррупция подстёгивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счёт наиболее уязвимых слоёв общества и увеличение социальной напряжённости в обществе, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране.

При этом, как указывают А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова: «Лица, обращающиеся к коррумпированным чиновникам, не всегда испытывают угрызения совести по поводу результатов предполагаемой противоправной деятельности, наоборот, многие мотивы связаны с получением положительных эмоций от предстоящего и последующего события, которое возникает в результате противоправных коррупционных контактов. Тем самым, управляемые субъекты, собственными действиями, нередко стимулируют чиновников к коррупционным действиям» [5, с.18]

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью.

Важную роль в противодействии коррупции отводится органам прокуратуры. Поэтому прокурорам, для снижения коррупциогенности государственных и муниципальных нормативных правовых актов, необходимо использовать право нормотворческой инициативы и требовать принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов об обязательном предоставлении региональных и муниципальных актов на прокурорскую проверку. Поскольку в настоящее время предоставление проектов НПА в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы является не обязанностью, а правом органов государственной власти и местного самоуправления [1, с.23].

Кроме того, чтобы снизить уровень коррупции в России, по мнению автора следует провести следующий комплекс мероприятий:

- Дать полную свободу печати СМИ, ведущие свои независимые расследования.

- Создавать различные структуры по контролю за работой чиновников.

- Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений.

- Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчётов.

- Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня.

- Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников.

- Изобличать сотрудников государственной службы во взяточничестве — все население страны должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

Также автор согласна с мнением Деревсковой В. М., Евдокимова К. Н., Оноховой В. В., Юрковского А. В. и других ученых, что противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе в РФ должно носить комплексный характер (правовой, экономический, информационный, организационный, материально-технический и др.) с обязательным привлечением институтов гражданского общества (общественные движения, политические партии, профсоюзы, образовательные и научные учреждения) и осуществлением общественного контроля [2, 4, 6].

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, коррупция, Россия, бюджетный процесс, местное самоуправление, орган прокуратуры, организованная преступность, противодействие коррупции, экономическое развитие.


В данной статье автор рассматривает проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России.

Ключевые слова: противодействие коррупции, государственная власть, конфликт интересов, коррупция, высокая латентность.

В этой связи падает и доверие населения к органам государственной власти, что требует выяснения причин, по которым, на сегодня, борьба с коррупцией в России — малоэффективна.

Анализ новейшей научной литературы [2, 3, 4, 5, 6, 7] показывает, что основные проблемы противодействия коррупции в государственном управлении России сосредоточены в следующих аспектах:

1) психологические потери переходного периода в жизни общества. Распад старой системы моральных и других духовных ценностей вызвал ситуацию потери значительной частью населения нравственных ориентиров, духовных опор и, одновременно, к широкому распространению цинизма, аморальности и криминализации общественного сознания;

2) становление новых государственных институтов.

3) кризисные экономические явления. Спад производства, сокращение объемов продукции, отсутствие обновления основных фондов во всех отраслях народного хозяйства способствуют тому, что все больше предприятий, юридических и физических лиц вынуждены искать кредиты, ссуды и дотации. При таких обстоятельствах увеличивается количество обращений к чиновникам соответствующих министерств и ведомств и, как последствие, более распространенной и всеобъемлющей становится коррупция, захватывая все новые и новые сферы общества;

4) незавершенность формирования правового поля в РФ.

5) неудовлетворительное состояние противодействия преступности. В условиях криминализации общества, распространение особо тяжких преступлений, борьба с коррупцией по рангу важности уступает место заказным убийствам, разбойным нападениям и тому подобное. Вместе с тем правоохранительные и антикоррупционные органы нуждаются в современных действенных методиках выявления и фиксации коррупционных деяний, их эффективного предупреждения.

Как показывает зарубежный опыт, крупнейшие достижения в реализации антикоррупционного законодательства удалось получить в тех странах, где были созданы независимые специализированные органы по борьбе с коррупцией. Однако в России эти органы сталкиваются с рядом проблем, связанных с отсутствием качественной законодательной базы, не разработаны системные подходы к деятельности субъектов противодействия коррупции и их взаимодействия с гражданским обществом в этой сфере, отсутствует концептуальное видение организационно-правового обеспечения противодействия коррупции;

Например, нормы о конфликте интересов, содержащиеся в российском законодательстве о государственной службе, а также в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не лишены недостатков. Долгое время в России нормы о конфликте интересов охватывали лишь одну категорию лиц — государственных и муниципальных служащих. При этом, например, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, лица, работающие в подведомственных организациях, фактически выводились из определения, содержащегося в базовом законе о противодействии коррупции. С принятием Федерального закона от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» нормы о конфликте интересов распространились на более широкий круг лиц, а не только на государственных и муниципальных служащих. Этим же Федеральным законом скорректировано и понятие личной заинтересованности, которая теперь определяется не как возможность получения лицом выгоды имущественного характера, а учитывает возможность получения различных выгод третьими лицами, связанными с должностным лицом [8].

Обозначенные изменения федерального законодательства, несомненно, будут способствовать единству правоприменительной практики и более эффективной профилактике коррупционных правонарушений. Вместе с тем не все вопросы остались решенными. Так, чрезвычайно сложным представляется вопрос о возникновении конфликта интересов при доверительном управлении акциями и паями. На практике чиновники передают имущество в доверительное управление женам, родственникам и другим лицам, поэтому довольно сложно установить, урегулирован конфликт интересов или нет. Не рассматривается так называемый мнимый конфликт интересов, который предусмотрен в зарубежном законодательстве и предполагает ситуацию, когда конфликт интересов существует, но это невозможно доказать.

6) неудовлетворительное состояние борьбы с контрабандой на таможнях. Федеральный бюджет не получает миллионы рублей поступлений. В то же время коррумпированные таможенники и правоохранители незаконно обогащаются;

7) просчеты в кадровом обеспечении института управленческого звена в органах государственного управления. Практическая работа с персоналом, выполняющим задачи в условиях коррупционных рисков, требует учета не только наличия провоцирующих или благоприятных факторов профессиональной деятельности на конкретной должности, но прежде всего психологических особенностей личности;

8) высокая латентность коррупционных правонарушений. Высокая латентность коррупционных правонарушений не позволяет только на базе статистики проследить масштабность и степень распространенности коррупции. По подсчетам ученых, изучающих это явление, доля выявленных правоохранительными органами коррупционных правонарушений не превышает одного процента от фактически совершенных. Для борьбы с коррупцией оказывается недостаточно только исследование масштабов коррупции. Нужно рассматривать не последствия этого явления, а его причины, среди которых в России, прежде всего, называют экономические и социальные проблемы, пробелы действующего законодательства, неудовлетворительную работу контролирующих органов и пр. [6].

9) привлекает внимание тот факт, что борьбу с коррупцией ведут преимущественно среди государственных служащих низшего звена. Субъектов коррупционных деяний высших категорий разоблачают лишь изредка;

10) в современном обществе России, среди граждан нашего государства не принято говорить о коррупции, большинство, даже если знают о ее наличии — молчат по разным причинам. Если говорить о преодолении коррупции в различных сферах нашей жизни, то отметим, что необходимо начинать каждому с себя, не молчать — говорить. Ведь страх, порождает процветания коррупции и распространение ее среди нашего государства [6].

Особое внимание следует обратить на коррупцию среди органов государственной власти, так как органы, которые должны поддерживать уровень государства на международной арене, работать для граждан и государства в целом, чаще всего либо порождают коррупцию, или поддерживают, а не искореняют ее из органов государственной власти для изменения жизни в нашей стране к лучшему.

Подчеркиваем, что коррупция представляет реальную угрозу национальной безопасности нашей страны, а предотвращение и противодействие ей должно быть отнесено к высоким приоритетам государства. Одним из главных факторов, который может повлиять на преодоление коррупции, является отношение населения к этой проблеме.

Статистические данные в государстве показывают, что более половины российского населения подвержено коррупционным правонарушениям в случае, если это повлияет на решение их проблемы или улучшит ситуацию, которая у них сложилась в результате определенных правоотношений. При высокой степени осуждения коррупционного поведения и признания в качестве наиболее эффективных мер строгих наказаний коррупционеров россияне практически не готовы помогать институтам контроля и наказания, участвовать в пресечении коррупционных действий [9].

Распространенность коррупционного поведения, превращение его для значительной массы населения в норму вовсе не означает, что в обществе не остается людей, которые не воспринимают коррупцию, взяточничество в любом виде. Понятно, что определенные социальные группы заинтересованы в существовании коррупции. Однако большинство населения России хочет жить в нормальном правовом, социально здоровом обществе. Для преодоления коррупции, как негативного явления необходимо разработать широкий спектр мер, направленных на снижение уровня коррупции в государственных органах России.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт интересов, Россия, коррупция, государственная власть, орган, высокая латентность, государственное управление, преодоление коррупции, доверительное управление, коррупционное поведение.


Данная статья посвящена одной из наиболее важных проблем современного общества в России — коррупции в органах государственной власти. В ней рассматриваются коррупционные поведения государственных гражданских служащих. Особое внимание уделяется изучению целей и методов противодействия коррупции, причин коррупционного поведения и правовая природа ответственности за коррупционные правонарушения государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: гражданская служба, гражданский служащий, дисциплинарная ответственность, коррупционные правонарушения, коррупционный поведение.

Одной из наиболее важных проблем современной России является коррупция. Для России чрезвычайно острой является проблема коррупции в системе государственной службы, как и для большинства других государств.

Главенствующее место в иерархии российских рынков коррупционных услуг практически монопольно занимает исполнительная власть. С точки зрения экспертов именно на ее долю приходится 98,9 % общего объема рынка коррупционных услуг, на долю судебной власти приходится 0,8 %. Доля коррупционных услуг, которые приходятся на законодательную власть, составляет 0,1 %. Наибольший коррупционный доход приносят монопольные функции исполнительной власти: в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности — 34,6 %, лицензирования — 34,2 %, налогового администрирования — 22 % [12].

Вопрос коррупции существует с древних времен и по настоящее время, и является актуальным для изучения многими сферами науки, так как имеет различные стороны — юридические, политические, экономические, психологические, социальные и даже религиозные. Коррумпированность не только тормозит развитие экономики и гражданского общества, но и несет угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Российской Федерации [13], коррупция названа среди основных угроз государственной и общественной безопасности.

В каждом послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации обращается внимание на проблемы коррупции, при этом подчеркивается, что «борьба с коррупцией не должна быть шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности».

Ученые имеют отличное друг от друга мнение в исследовании коррупции. В начале прошлого века А. Я. Эстрин дал следующее определение коррупции — «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще» [10].

В. А. Шабалин подчеркивает, что коррупция — «девиантное политическое поведение, выражающееся в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения» [9].

В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) [4] дано легальное определение коррупции: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

К наиболее часто встречающимся нарушениям на государственной службе можно отнести: получение вознаграждения от физических или юридических лиц, непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, незаконное участие в управлении коммерческими организациями, осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими.

Коррупционное правонарушение — это отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. При этом необходимо разделять четкую грань, прежде всего по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением.

Дисциплинарная ответственность является именно тем видом юридической ответственности, меры которой чаще всего на практике применяются к государственным служащим [5].

Особое основание дисциплинарной ответственности — несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (коррупционное правонарушение) — для государственных служащих было введено Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», однако практика применения определяется далеко неоднозначно. При этом количество случаев привлечения к ответственности весьма велико (по официальным данным, за 9 месяцев 2017 года к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 1 362 федеральных государственных служащих, в территориальных органах к дисциплинарной ответственности — 1 274 человека [11].

Для искоренения коррупции требуется приложить немало уcилий и затрат. Одной из действенных мер противодействия коррупции является развитие и упрочение в обществе нравственных начал и устойчивых нравственных принципов. Для предотвращения проблемы представляется возможным выделить несколько способов борьбы с коррупцией. Во-первых, важную роль в противодействии коррупции играют предупреждение и профилактика правонарушений (преступлений) коррупционной направленности. Основными направлениями профилактики правонарушений являются: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений; противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения и др. Во-вторых, необходимо более качественно проверять информацию о доходах государственных чиновников, так как случаи сокрытия своего имущества или счетов в банках все еще встречаются. В-третьих, одним из перспективных направлений противодействия коррупции является внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти такого явления как ротация государственных гражданских служащих. Положительные стороны механизма ротации отмечаются многими представителями юридической науки и практики. В первую очередь к преимуществам причисляют то, что гражданские служащие не задерживаются длительное время на одном и том же месте, в результате чего не обзаводятся коррупционными связями и при этом не теряют заинтересованности в государственной службе [6; 7; 8].

Исходя из вышеупомянутых способов борьбы с коррупцией, следует отметить, что противодействие коррупции — задача слишком сложная. В связи с этим немаловажную роль в устранении данной проблемы играет само общество. И решение этой проблемы должно носить системный характер, должна быть выстроена целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо постоянно совершенствовать и обновлять.

Проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют единого подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности, а также разнообразные формы ее проявления требуют адекватных мер реагирования всех государственных институтов и структур. Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, борьба с коррупцией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.

  1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Рос. газ. 2008. 30 дек.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федер. закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //Парламентская газета, N 51, 25.11.2011.
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683// «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
  4. СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  5. Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. Правовые основы противодействия коррупции: Учебное пособие Отв. ред. Н. А. Власенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации // ООО «ПОЛИГРАФ-ПЛЮС», 2013. С. 123.
  6. Евдокимов В. Б., Тухватуллин Т. А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. 2015. N 3. С. 14–20.
  7. Ковтков Д. И. Ротация гражданских служащих // Законодательство и экономика. 2016. N 9. С. 16–24.
  8. Ломакина Л. А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. 2013. N 4. С. 43–50.
  9. Шабалин В. А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. N 4. С. 44.
  10. Эстрин А. Я. Взяточничество // Труды кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете. СПб., 1913. С. 143.
  11. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/labour/public-service/234 (дата обращения: 04.12.2018).
  12. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ. Исследование Фонда ИНДЕМ
  13. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, коррупция, противодействие коррупции, Российская Федерация, государственная власть, государственная служба, служащий, исполнительная власть, коррупционное правонарушение, юридическая ответственность.

Коррупция как социальное злоВнеурочное мероприятие

У каждого социального явления должны быть причины.
Каковы же причины коррупции?

Причины коррупции: - Низкая заработная плата государственных служащих -.

- Низкая заработная плата государственных служащих
- Незнание законов
- Желание легкой наживы
- Частая сменяемость лиц на различных должностях
- Нестабильность в стране
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Слабая развитость государственных институтов
- Безработица
- Неразвитость институтов гражданского общества

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах.

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления
Парламентская коррупция
Деловая коррупция
Коррупция на предприятиях
Бытовая коррупция

Азбука коррупции1 команда – тажцияшанрупкор 2 команда – ротиякракавтзябю.

Азбука коррупции
1 команда –
тажцияшанрупкор
2 команда –
ротиякракавтзябю
3 команда –
ствотельгакетрэмовы

1 команда - Шантаж – угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объе.

Шантаж – угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.
Коррупция – сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

2 команда – Бюрократия – 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) си.

Бюрократия – 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, административной волоките.
Взятка – плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 команда – Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное за.

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.
Рэкет – незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

Фаворитизм Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покр.

Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы


Основные признаки коррупционного действия Обоюдное согласие участников действ.

Основные признаки коррупционного действия
Обоюдное согласие участников действия.
Наличие взаимных обязательств.
Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.
Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.
Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.
Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

1 команда Водитель грубо нарушил правила дорожного движения и избежал нака.

Водитель грубо нарушил правила дорожного движения и избежал наказания, заплатив сотруднику ГИБДД.

2 команда
Сотрудник получил льготную путевку в санаторий в обмен на полученный в подарок элитный косметический набор.
3 команда

Родственникам заболевшего гражданина главврач заявляет, что необходимо редкое лекарство, которое он может достать за определенную сумму денег, хотя это лекарство входит в перечень предоставляемых бесплатно и есть в больнице.

Скажем коррупции «Нет!»

Скажем коррупции «Нет!»

Борьбу с коррупцией нужно начать с самого себя и требовать устранения корруп.

Борьбу с коррупцией нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих.

Самым эффективным способом борьбы с коррупцией является самому полностью отказаться от коррупции и пресекать ее проявления вокруг себя всеми разрешенными способами. Только при таком условии мы построим счастливое общество, основанное на вере и уважении действующего законодательства и структур власти.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 874 материала в базе

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Учебник: « Обществознание», Боголюбов Л.Н. и др.
  • Тема: § 8. Одноклассники, сверстники, друзья

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 28.01.2018 1163
  • PPTX 882 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ильин Валерий Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

83 минуты

«Дружественная к родителям среда в образовательной организации»

80 минут

«Дедлайн 20.20 vs 20.35: как не ошибиться в установках на будущие компетенции и профессии»

25 минут

«Психология утраты и горя, терроризма и этнических конфликтов, кризисных и экспериментальных ситуаций, суицидология»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: