Церковные суды во франции это

Обновлено: 02.05.2024

Источники права – обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В 8 веке появляются сбоники обычного права (1из них является труд Бомануара «Кутюмы Бовези»). В 15 в многие сбоники обычаев утвежаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказала каноническое и римское право. Правое положение наслеения. Духовенство освобождалось от военной службы и большинств аналогов. Преступления и тяжбы духовных лиц рассматривались в церковных судах. В пользу духовенства был установлен особый налог – 10тина. Дворянином признавался владелец феодов. Дворянам принадлежало исключительное право занимать военские и духовные должности, право охоты. Большинство крестьян было прикреплено к земле и отрабатывало барщину или платило оброк. Со временем увеличивается число крестьян,обладающих личной свобой (вилланов). Имущественные отношения. Между сеньорами и вассалами возникали особые имущественные отношения, объект котоых – земля. Сеньор, передавший земельный участок (феод) вассалу сохранял права на этот участок, а вассал не становился полным собственником земли. Вассал обладал правами владения земелтным участком и получения с него доходов, пользовался исковой защитой. Вассал был обязан оказывать военную помощь своему ближайщему сеньору, участвавать в сеньоральных судах. Семья и наследование. Семейные отношения регулировались каноническим правом. Мужчины могли жениться с 14 лет, а женщины замуж с 12-ти. Церковь не разрешала вступать в брак представителям духовенства, некрещеным подданным, запрещались браки близких родственников. Крепостные крестьяне вступили в брак только с согласия господина. Главой семьи считался мужчина. С 14 в замужняя женщина была объявлена недееспособной. Католическая церковь не допускала разводы. До 12 века поместье умершего феодала возвращалось к сеньору и из его рук поступало наследникам. Владельцем феода становился старший сын. Движимое имущество наследовали кровные родственники. Жена не признавалась наследницей мужа, но ей полагалась половина общего имущества супругов, либо брачный дар, назначенный мужем при вступлении в брак. В южных областях было широко распространено наследование по завещанию. Правонарушения и ответственные за них. Кутюмы Бовези демонстрируют высокий уровень разработанности уголовного права. Бомануар отходит от кузуистики при определении преступлений и составляет абстрактные формулы правонарушений, выделяет формы вины, упоминает о соучастии. Из правила личной ответственности нарушителя существовали изъятия (при посягательствуе на ли чность короля к ответственности привлекались родственники преступника). В Кутюмах выделяются 3 разновиности преступлений: 1.преступления подлежащие королевской юрисдикции – карается смертной казнью, 2.преступления карающиеся тюремным заключением и конфискацией имущества, 3.преступления карающиеся наложением штрафа. Наказание зависило не только от тяжб преступления, но и от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб. Ответственность наступала при наличии вины нарушителя. Судеб.процесс. Основной принцип феод.юстиции – каждый должен быть судим судом равных. Кутюмы Бовези позволяют сделать вывод о состязательном хар-ре судеб.процесса (как по гражд-им, так и по уг.делам). Времен ранней феод.монархии. Потерпевший самостоятельно вызывал ответчика (обвиняемого) в суд, на сторонах спора лежала обязанность розыска доказательств. Кутюмы закрепляли правило: «Никто не может быть судьей в своем суде». Преступника нельзя приговорить к смертной казне до тех пор, пока его преступление не доказано. Решение объявлялось в присутствии сторон с тем, чобы они могли впоследствии подать апелляц.жалобу. С 12 в в короле-их судах утверждается следственный тип процесса, в к-ром судеб.органы могут самостоятельно возбуждать дело и собирать док-ва, широко применяются пытки и ограничена гласность, принцип презумпции виновности обвиняемого.

22.Развитие государственности в феодальной Германии.

Отличия гос-го строя Германии от гос-го строя др.гос-в средневековой Европы: а)выборность королей, затем императоров; б)власть местных феодалов – абсолютная, как у самостоятельного государя. Германский король Оттон 1 в середине 10 в (962 г.), короновался императором «священной Римской империи Германской нации». Политика завоеваний. Значительная власть первых германских императоров (представлял Германию во внешних отношениях, объявлял войну, заключал мир, командовал армией, обладал высшей суд.властью, являлся верховным сувереном). Военная реформа 916-936 – формирование основных классов. Высшее сословие светские и церковные князья. Вассалы князей – графы. Низший слой дворянства – рыцари. Крестьянство состояло из крепостных и чиншевиков – держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (подразделялись на 2 группы: 1.могли передавать земельное держание по наследству и продавать его; 2.лишены этих прав). Во 2-ой пол.10в – дворцово-вотчинная система управления. Прежние корол-ие чиновники на местах – графы стали суверенными владельцами земель, создали аппарат управления на местах, в делах к-рого центральные органы управления не имели права вмешиваться (экономическая политическая независимость феодалов от центральной власти). Позднее они присвоили себе наследственные права. Все решения по важнейшим делам Германского гос-ва принимались на съезде светских и духовных феодалов.

С развитием феодализма происходили изменения в сословно-классовой структуре общества. Существовало довольно значительное различие между верхними слоями, аристократией – небольшой группой светских и духовных феодалов (курфюрстов), и низшим дворянством. Почти полностью исчезло среднее дворянство. Основную массу низшего дворянства с 14 в. составляли министериалы. Немецкие города делились на три вида: имперские города, бывшие непосредственными вассалами короля; вольные города, не платившие налоги и пользовавшиеся полным самоуправлением; княжеские города, статус которых определялся князем, в княжестве которого они находились. Население городов было неоднородно по соц. составу. Верхние слои городского населения – патрициат – образовывали купечество и земельные собственники. На след. ступени стояли ремесленники, а в самом низу – плебейские массы: подмастерья, поденщики.В поземельных отношениях Германии произошли важные изменения, вызванные проникновением в сельское хоз. тов.-ден. отнош. и выразившиеся в ослаблении крепостной зависимости крестьян, получивших самостоятельность. Наиболее состоятельные свободные крестьяне арендовали крупные зем. Участки у феодалов, уплачивая за аренду денежную собственность. Высшее управление Германией осущ. коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советников. Время от времени собирался рейхстаг: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство. Рейхстаг созывался императором 2 раза в год, иногда 1 раз в несколько лет. Дела обсужд. по куриям и окончательно согласов. на общих собраниях всех курий. Императ. власть была слаба Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда. Первоначально власть князей в отдельных землях была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтагов) – сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. Большую роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Законодательная власть в городах осущ. советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами.

Обычное право — кутюмы. Особенно велика роль кутюмов была IX—XII вв. в Северной Франции, которая получила название «страна обычного права», страна «неписаного права».

Римское право. Особенно было сильно на юге Франции, «страна писаного права». В XIV—XV вв. преобладает по всей стране.

Каноническое право было распространено по всей стране.

Кутюмы Бовези - Фактически в сборник включены обобщённые правила нескольких местностей, упорядоченные и творчески переработанные Ф. Бомануаром. При составлении сборника автор не только фиксировал существовавшие обычаи, но и дополнял их, трансформируя в духе школы французских легистов, а также дополняя нормами, утверждающими укрепление центральной власти монарха[1].

Документ отличается значительным объёмом и содержит около 2000 статей, объединённых в тематические главы.

В сборник объединены нормы, регулирующие самые различные общественные отношения, однако особое внимание уделено правилам, связанным с организацией и осуществлением правосудия[4].

В сборнике закреплена презумпция невиновности, принцип объективного вменения и принцип зависимости меры ответственности от тяжести проступка (размера ущерба), описан широкий круг процессуальных вопросов, введены понятия умысла, покушения на преступление.

Кутюмы Бовези неоднократно отражали тему естественного права [5], развиваемую Филиппом де Бомануаром.

Ордонанс Людовика - Ордонанс 1498 года обобщалась и твердо фиксировалась практика королевских судов по борьбе с “бродягами”, “нищими”, “разбойниками” и тому подобными элементами, порожденными разложением феодализма, а также с остатками непокорных феодалов. Этот акт рисует полную и отчетливую картину так называемого экстраординарного (розыскного) процесса, хотя ординарный или обвинительный процесс в то время все еще существовал.

Первая стадия процесса — дознание (information) проводится в полной тайне. После окончания дознания судья немедленно направляет его материалы прокурору, который дает свое заключение. На основании этого заключения судья выносит письменное постановление о вызове или аресте обвиняемого. Обвиняемый допрашивается судьей или его заместителем, причем материалы дознания обвиняемому не сообщаются. В дальнейшем судья на основании собранных данных и заключения прокурора решает вопрос о том, применять ли экстраординарный процесс или ординарный — с активным участием сторон, открытым разбирательством, освобождением на поруки обвиняемого, выслушиванием прений сторон и т. д. Известно, что гораздо чаще применялся экстраординарный процесс, особенно при совершении тяжких преступлений (crimes). Во всяком случае выбор формы процесса зависел от судьи. Ордонанс требовал, чтобы при ведении экстраординарного процесса присутствовали лишь судья и секретарь. Сержантам, тюремщикам, канцеляристам и служителям, как не приносившим специальной судебной присяги, это возбранялось.

Доказательства, исполняющие данные дознания, передопрос свидетелей, очные ставки, собираются тайно. Вопрос о применении пытки решается судьей вместе с нотаблями, после чего обвиняемого немедленно пытают, не допуская апелляции. Ордонанс запрещает при производстве следствия допрашивать свыше десяти свидетелей относительно одного и того же факта. Производящие следствие лица обязаны лично допрашивать свидетелей, излагать или записывать их показания, не передоверяя этого своим помощникам или писарям. Судебным чиновникам запрещается получать деньги или подарки, то есть, попросту говоря, взятки от лиц, в отношении которых ведется расследование. Указываются меры против чиновников, нарушающих судебную тайну, подтверждается запрет продавать судебные должности.

Ордонанс требует ускоренного проведения процесса в особенности в отношении рецидивистов и бродят. Судья, пригласив к участию в суде от 4 до 6 судейских чиновников я практиков из местных жителей, которые должны вместе с ним подписывать процессуальные документы, мог свободно применять пытки, телесные наказания и смертную казнь к лицам, признанным рецидивистами и бродягами.

Ордонанс Франциска - В августе 1539 года Франциск I издал Ордонанс относительно уголовного суда и судопроизводства, который частью повторял положения Ордонанса 1498 года, частью изменял их, а частью дополнял. Здесь встречаются новые ограничения прав обвиняемого, особенно в том, что касается производства очной ставки на допросе, избрания меры пресечения, ссылок на свидетелей, которые могли бы показать в пользу обвиняемого, и другие. Многие нормы Ордонанса 1539 года были включены впоследствии в большой уголовный Ордонанс 1670 года.

Ордонанс 1539 года окончательно закрепляет основные принципы инквизиционного или розыскного процесса — возбуждение дела не только по жалобе (plainte) потерпевшего, но и на основании данных, полученных судьей из какого-либо другого источника; недопущение защитников или поверенных обвиняемых, письменное и тайное дознание, решающая роль признания обвиняемого, а следовательно, допрос с пристрастием и пытка. Обращает на себя внимание тесное взаимодействие в ходе уголовного процесса судей и прокуроров. Судья лично или через своих помощников ведет расследование, а затем посылает материалы дела для письменного заключения прокурору, после чего судья дает то (или другое направление делу. Заключение прокурора требуется и перед началом судебного следствия. Можно отметить еще, что в ордонансе проведена отчетливая грань между юрисдикцией светских и церковных судов. Кроме того, предписывается составлять судебные акты не на латинском, а на французском языке.

Международное морское и торговое право.

Законодательство королей (появлялось по мере усиления власти).

Дополнительный источник — судебная практика Парижского парламента.

Право собственности. Феодальной основой права являлось закрепление исключительной привилегии дворянства и духовенства на землю. Единственной и основной формой земельной собственности был феод. Особенность феодальной земельной собственности — расщепленность (сюзерен — вассал, т.е. не один собственник). За сеньором признавалось «прямое право собственности», а за вассалом — «полезное право собственности».

Своеобразие права феодальной собственности на землю — это его неразрывная связь с владельческими правами крестьян. С XIII в. основной формой крестьянского держания земли была цензива. Цензитарий освобождался от личных повинностей, получал большую свободу распоряжения землей; но оно считалось производным от поземельного права собственности феодала, поэтому земля цензитария была обложена различными феодальными поборами. В эпоху абсолютизма цензитарий мог совершать различные сделки с землей, но с условием уплаты феодальной ренты.

Обязательственное право. Замкнутый характер феодального хозяйства и длительная раздробленность страны тормозили развитие договорного права. Печать феодализма: соблюдение торжественной обстановки, специальные формулы в договоре.

Виды договоров: купли-продажи, дарения, найма (аренды) земли, займа.

Наряду с нормами гражданского права, во Франции развивались нормы торгового права, которые обособляются. Это предопределило в последующем дуализм французского частного права.

Для средневековой Франции характерна государственная регламентация производства и торговли. Это проявлялось в налоговой политике абсолютизма посредством увеличения косвенных налогов (акцизов) на продажу соли, вина. Государственный контроль стал со временем тормозом экономического развития, одним из факторов, приблизивших буржуазную революцию.

Семейное и наследственное право. Институты брака и семьи регулировались каноническим правом. На юге (сильное влияние римского права) были характерны отцовская власть, но раздельный режим имущества мужа и жены, сделки не могли заключаться женой без согласия мужа.

На севере господствовало обычное право, власть отца распространялась до совершеннолетия детей; режим общности имущества мужа и жены, имущественные отношения осуществлялись по обоюдному согласию.

С XIV в. повсеместно усилилась отцовская власть над детьми, сократилась имущественная правосубъектность жены.

Для наследственного права наиболее характерным был институт майората — передачи земли старшему сыну.

Постепенно возрастает репрессивный характер законов.

Уголовная ответственность связана с сословным положением лица.

Существует принцип объективного вменения, т.е. уголовная ответственность без вины. Это коллективная ответственность семьи преступника, членов городских корпорация.

В период абсолютизма особо детализируются составы преступлений: государственные, религиозные, но четко они определены не были.

Виды наказаний не были четко определены, они зависели от решения суда и от социального положения обвиняемого. Цель наказания — возмездие и устрашение. Наказания проводились публично. Виды наказаний: смертная казнь, членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, конфискация имущества.

Судебный процесс. До XII в. характер судебного процесса был обвинительным, но с XV в. он становится розыскным. Первая стадия (дознание) предусматривала сбор информации о преступлении и преступнике. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Вторая стадия — следствие, третья — судебное рассмотрение дела в закрытом заседании. До XIII в. судебные приговоры не обжаловались. С XIII в. приговоры обжаловались — из сеньориального суда в королевский суд, далее в Парижский парламент как в высшую инстанцию.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНКВИЗИЦИЯ: ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА МРАЧНОЙ ЛЕГЕНДОЙ

20 апреля 1233 года папа Григорий IX учредил во Франции Инквизицию. В коллективном восприятии этот средневековый церковный трибунал ассоциируется с периодом насилия, применения пыток, пылающими кострами, фанатизмом… Рассмотрим несколько общепринятых мифов.

Фальсификация истории в XIX веке. 785 лет назад Григорий IX учреждает во Французском королевствепапскую Инквизицию. Это церковный суд, находящийся в ведении нищенствующих орденов (доминиканцев и францисканцев), которому поручена борьба с ересью в Европе. 20 апреля 1233 года папа поручает монахам-проповедникам (доминиканцам) возглавить борьбу с ересью конкретно в провинции Лангедок.

Как же действует эта структура во Франции? Слепые репрессии или вполне умеренные действия? Абсолютное мракобесие или…? Проанализируем четыре общепринятых мифа на эту тему.

Миф 1: Средневековая инквизиция – время нетерпимости и фанатизма. Этот средневековый папский суд учрежден Ватиканом для защиты католической ортодоксальности: он создается для борьбы с религиозным инакомыслием. Оспаривая организацию Римской церкви и некоторые ее догмы, церковные диссиденты угрожают ее целостности. Такие инакомыслящие считаются еретиками. Таким образом, цель трибунала состоит прежде всего в том, чтобы спасти потерянные души, вернуть их в лоно Римской церкви.

Первоначально по мысли Ватикана эти суды должны были стать скорее инструментом убеждения, а не репрессий. Но многие судьи об этом скоро забудут. Инквизиция создается только для защиты христианства и судить должна только христиан. В 1233 году инквизиционные суды создаются во Франции для борьбы с катарами 1 , обосновавшимися на юге Франции. Назначенные папой инквизиторы в своей деятельности опираются на светскую власть.

Рассматривая эту церковную организацию в культурно-историческом контексте Средневековья, мы не можем говорить о ее фанатизме или нетерпимости.

Миф 2: Судьи-инквизиторы занимаются беззаконием. Инквизиция часто представляется как произвольное и архаичное правосудие. Наоборот: она выглядит довольно современно, поскольку предусматривает процедуру расследования. Цель состоит в том, чтобы вернуть подозреваемого в ереси на правильный путь, разрешить грешнику покаяться. Используемая для суда инструкция методична: суд может начаться, только если имеются проверенные свидетельства. Прежде чем светские власти могут арестовать предполагаемого еретика, необходимо предоставить конкретные и убедительные доказательства и свидетельства. Правосудие опирается на признание, но, если признание получено с помощью пытки, оно должно быть подтверждено «без какого-либо давления или принуждения», вне пыточной камеры. Только тогда признание считается допустимым. Лжесвидетели преследуются и подлежат суду.

Историк Дидье Ле Фюр в своей книге, посвященной Инквизиции, уточняет, что приговор суда принимается после совещания членов специального совета, в который входят представители светского духовенства и мирян, открыто, а не тайно назначенные, и которые поклялись давать суду разумные рекомендации. Имя подозреваемого может и не сообщаться. Наконец, необходимо отметить, что инквизиция не занимается поголовным осуждением всех подряд. Речь идет не о слепом правосудии, присущем феодальному правосудию, зачастую произвольному и быстрому.

Миф 3: Инквизиция – это суд, посылающий людей на костер. Мрачная легенда об Инквизиции, представляющая инквизиторов как жестоких судей, ответственных за многочисленные костры, является не более чем наследием литературы и иконографии XIX века. Недавно проведенные исследования позволили в значительной степени переоценить количество осужденных. Так, согласно записям Бернара Ги, бывшего инквизитором в Тулузе в течение 15 лет (с 1308 по 1323 год), на 633 приговора приходится лишь 40 человек, переданных светскому правосудию, т.е. на костер (сама Инквизиция теоретически не имела права выносить смертные приговоры, передавая такие случаи в руки светского правосудия). С конца XIII века отправка на костер становится все более и более редкой мерой; это, в том числе, является и признаком неудачи Римской церкви, неспособной вернуть потерянные души.

Несомненно, в течение своей истории Инквизиция могла быть весьма жестокой, но следует также упомянуть, что злоупотребления некоторых судей также наказывались. Так, Роберт де Бург, бывший еретик, а затем вновь обращенный, ставший инквизитором в провинции Шампань и отправивший десятки осужденных на костер, в 1233 году был временно отстранен от должности. После того, как он вновь приступил к своим обязанностям, де Бург стал выносить такие приговоры, что, в конце концов, сам был вновь отстранен, арестован и осужден на пожизненное заключение в 1247 году. Но такие злоупотребления вовсе не были массовыми: инквизиционные трибуналы, как правило, выносили более мягкие приговоры, нежели светские суды. Подавляющее большинство выносимых решений сводились к тюремному заключению.


Образ жестокой Инквизиции связан в основном с Испанией, где она была основана в 1478 году по просьбе католической царственной четы – Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Это было время, когда вовсю развернулась деятельность печально известного Великого инквизитора Томаса Торквемады. Инквизиция в Испании была образована, чтобы бороться со всевозможными течениями, т.е. против всего, что не относилось к католичеству. Это был политико-религиозный феномен. Инквизиция в Испании упразднялась дважды: сначала в 1808 году, а затем – окончательно – в 1834 году.

Миф 4: Инквизиция во Франции – это мощная папская организация, действовавшая на протяжении многих веков. Средневековая инквизиция в королевстве Франция теряет свою значимость с упадком катарских и вальденских 2 ересей в конце XIV века. Таким образом, спустя столетие после ее образования, Инквизиция была значительно ослаблена королевской властью, которая желала укрепить свое могущество и ослабить влияние церкви. В ряде случаев, например, в деле тамплиеров и Филиппа Красивого 3 , трудно определить границу между политикой и религией.


Свое влияние Инквизиция в значительной степени потеряла и во времена протестантской Реформации, поскольку ей не доверили находиться в авангарде борьбы. Действительно, протестанты рассматривались, как угроза миру в королевстве из-за постоянных восстаний. Они считались преступниками, не подчинявшимися королю, а потому подлежащими светскому правосудию. В то время, как в качестве еретиков, они должны были попасть под церковный трибунал, но случаи обвинения в ереси были довольно редки.

В некоторой степени Инквизиция восстановила свое значение в конце XVI века, когда она занялась охотой на ведьм (магов, прорицателей, колдунов). Полностью во Франции суды Инквизиции исчезли в конце XVII века.

На фото: сожжение на костре катаров в XIII веке; король Филип Красивый.

1 - Катары (от греч. καθαρός– чистый) – еретическая христианская секта, достигшая расцвета в Западной Европе в XII и XIII веках. Катары исповедовали нео-манихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, до́бром и злом, причем материальный мир рассматривался как зло.

2 - Вальденсы – религиозная секта, получившая название по имени ее основателя, лионского купца Петра Вальда, который в 1173 году раздал свое имущество, обратился к жизни в апостольской бедности и призвал своих последователей (т.н. лионских бедняков) проповедовать Писание, переведенное на народный язык.

3 - Филипп IV Красивый – король Франции с 1285 по 1314 год. Известен усилением королевской власти, борьбой с папством и разгромом Ордена тамплиеров.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНКВИЗИЦИЯ: ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА МРАЧНОЙ ЛЕГЕНДОЙ

20 апреля 1233 года папа Григорий IX учредил во Франции Инквизицию. В коллективном восприятии этот средневековый церковный трибунал ассоциируется с периодом насилия, применения пыток, пылающими кострами, фанатизмом… Рассмотрим несколько общепринятых мифов.

Фальсификация истории в XIX веке. 785 лет назад Григорий IX учреждает во Французском королевствепапскую Инквизицию. Это церковный суд, находящийся в ведении нищенствующих орденов (доминиканцев и францисканцев), которому поручена борьба с ересью в Европе. 20 апреля 1233 года папа поручает монахам-проповедникам (доминиканцам) возглавить борьбу с ересью конкретно в провинции Лангедок.

Как же действует эта структура во Франции? Слепые репрессии или вполне умеренные действия? Абсолютное мракобесие или…? Проанализируем четыре общепринятых мифа на эту тему.

Миф 1: Средневековая инквизиция – время нетерпимости и фанатизма. Этот средневековый папский суд учрежден Ватиканом для защиты католической ортодоксальности: он создается для борьбы с религиозным инакомыслием. Оспаривая организацию Римской церкви и некоторые ее догмы, церковные диссиденты угрожают ее целостности. Такие инакомыслящие считаются еретиками. Таким образом, цель трибунала состоит прежде всего в том, чтобы спасти потерянные души, вернуть их в лоно Римской церкви.

Первоначально по мысли Ватикана эти суды должны были стать скорее инструментом убеждения, а не репрессий. Но многие судьи об этом скоро забудут. Инквизиция создается только для защиты христианства и судить должна только христиан. В 1233 году инквизиционные суды создаются во Франции для борьбы с катарами 1 , обосновавшимися на юге Франции. Назначенные папой инквизиторы в своей деятельности опираются на светскую власть.

Рассматривая эту церковную организацию в культурно-историческом контексте Средневековья, мы не можем говорить о ее фанатизме или нетерпимости.

Миф 2: Судьи-инквизиторы занимаются беззаконием. Инквизиция часто представляется как произвольное и архаичное правосудие. Наоборот: она выглядит довольно современно, поскольку предусматривает процедуру расследования. Цель состоит в том, чтобы вернуть подозреваемого в ереси на правильный путь, разрешить грешнику покаяться. Используемая для суда инструкция методична: суд может начаться, только если имеются проверенные свидетельства. Прежде чем светские власти могут арестовать предполагаемого еретика, необходимо предоставить конкретные и убедительные доказательства и свидетельства. Правосудие опирается на признание, но, если признание получено с помощью пытки, оно должно быть подтверждено «без какого-либо давления или принуждения», вне пыточной камеры. Только тогда признание считается допустимым. Лжесвидетели преследуются и подлежат суду.

Историк Дидье Ле Фюр в своей книге, посвященной Инквизиции, уточняет, что приговор суда принимается после совещания членов специального совета, в который входят представители светского духовенства и мирян, открыто, а не тайно назначенные, и которые поклялись давать суду разумные рекомендации. Имя подозреваемого может и не сообщаться. Наконец, необходимо отметить, что инквизиция не занимается поголовным осуждением всех подряд. Речь идет не о слепом правосудии, присущем феодальному правосудию, зачастую произвольному и быстрому.

Миф 3: Инквизиция – это суд, посылающий людей на костер. Мрачная легенда об Инквизиции, представляющая инквизиторов как жестоких судей, ответственных за многочисленные костры, является не более чем наследием литературы и иконографии XIX века. Недавно проведенные исследования позволили в значительной степени переоценить количество осужденных. Так, согласно записям Бернара Ги, бывшего инквизитором в Тулузе в течение 15 лет (с 1308 по 1323 год), на 633 приговора приходится лишь 40 человек, переданных светскому правосудию, т.е. на костер (сама Инквизиция теоретически не имела права выносить смертные приговоры, передавая такие случаи в руки светского правосудия). С конца XIII века отправка на костер становится все более и более редкой мерой; это, в том числе, является и признаком неудачи Римской церкви, неспособной вернуть потерянные души.

Несомненно, в течение своей истории Инквизиция могла быть весьма жестокой, но следует также упомянуть, что злоупотребления некоторых судей также наказывались. Так, Роберт де Бург, бывший еретик, а затем вновь обращенный, ставший инквизитором в провинции Шампань и отправивший десятки осужденных на костер, в 1233 году был временно отстранен от должности. После того, как он вновь приступил к своим обязанностям, де Бург стал выносить такие приговоры, что, в конце концов, сам был вновь отстранен, арестован и осужден на пожизненное заключение в 1247 году. Но такие злоупотребления вовсе не были массовыми: инквизиционные трибуналы, как правило, выносили более мягкие приговоры, нежели светские суды. Подавляющее большинство выносимых решений сводились к тюремному заключению.


Образ жестокой Инквизиции связан в основном с Испанией, где она была основана в 1478 году по просьбе католической царственной четы – Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Это было время, когда вовсю развернулась деятельность печально известного Великого инквизитора Томаса Торквемады. Инквизиция в Испании была образована, чтобы бороться со всевозможными течениями, т.е. против всего, что не относилось к католичеству. Это был политико-религиозный феномен. Инквизиция в Испании упразднялась дважды: сначала в 1808 году, а затем – окончательно – в 1834 году.

Миф 4: Инквизиция во Франции – это мощная папская организация, действовавшая на протяжении многих веков. Средневековая инквизиция в королевстве Франция теряет свою значимость с упадком катарских и вальденских 2 ересей в конце XIV века. Таким образом, спустя столетие после ее образования, Инквизиция была значительно ослаблена королевской властью, которая желала укрепить свое могущество и ослабить влияние церкви. В ряде случаев, например, в деле тамплиеров и Филиппа Красивого 3 , трудно определить границу между политикой и религией.


Свое влияние Инквизиция в значительной степени потеряла и во времена протестантской Реформации, поскольку ей не доверили находиться в авангарде борьбы. Действительно, протестанты рассматривались, как угроза миру в королевстве из-за постоянных восстаний. Они считались преступниками, не подчинявшимися королю, а потому подлежащими светскому правосудию. В то время, как в качестве еретиков, они должны были попасть под церковный трибунал, но случаи обвинения в ереси были довольно редки.

В некоторой степени Инквизиция восстановила свое значение в конце XVI века, когда она занялась охотой на ведьм (магов, прорицателей, колдунов). Полностью во Франции суды Инквизиции исчезли в конце XVII века.

На фото: сожжение на костре катаров в XIII веке; король Филип Красивый.

1 - Катары (от греч. καθαρός– чистый) – еретическая христианская секта, достигшая расцвета в Западной Европе в XII и XIII веках. Катары исповедовали нео-манихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, до́бром и злом, причем материальный мир рассматривался как зло.

2 - Вальденсы – религиозная секта, получившая название по имени ее основателя, лионского купца Петра Вальда, который в 1173 году раздал свое имущество, обратился к жизни в апостольской бедности и призвал своих последователей (т.н. лионских бедняков) проповедовать Писание, переведенное на народный язык.

3 - Филипп IV Красивый – король Франции с 1285 по 1314 год. Известен усилением королевской власти, борьбой с папством и разгромом Ордена тамплиеров.


СРЕДНЕВЕКОВОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО. Термин «юстиция» имел в Средние века два значения. Одно из них означало чуть ли не главную по тем временам добродетель: справедливость и беспристрастность, а другое — собственно концепцию юридической науки, которой Ульпиан * дал такое определение: «Правосудие — это постоянное и неослабевающее желание наделить каждого его правами». Это определение было заимствовано из римского права, которое Запад открыл для себя в XII в. Исходя из этого двойственного понимания, и родилась юридическая мысль, взятая на вооружение теологами (в частности, Фомой Аквинским) и юристами. Фома Аквинский различал общее право, призывающее человека поступать в интересах всего общества, и частное право, регулирующее взаимоотношения между людьми.

На практике все было гораздо сложнее. Средневековое общество оказалось втиснутым в тесные рамки запутанной системы прав и юридических норм, переплетающихся и иногда вступающих в противоречие и приводящих к конфликтам. Существовало правосудие гражданское и уголовное, суды низшей и суды высшей инстанций, церковные и светские суды. В действительности грань, разделяющая уголовные процессы от гражданских, оставалась очень зыбкой до конца рассматриваемого нами периода. В Парижском парламенте в Турнели (палата по ведению уголовных процессов была создана в начале XIV столетия) некоторые дела относились к гражданскому судопроизводству, принимая во внимание личность обвиняемого или сложившуюся политическую конъюнктуру. В рамках феодального права деление на суды низшей и высшей инстанций произошло, начиная с XI в. В судах высшей инстанции рассматривались серьезные правонарушения, такие как причинение вреда здоровью потерпевшего, умышленный поджог, насилие, измена, совершение которых иногда каралось смертью или присуждением штрафов в размере 60 су и выше. В компетенцию судов низшей инстанции входили дела, облагавшиеся штрафом менее 60 су. В действительности подобное разделение не всегда соблюдалось, и хотя ведение дел юристами в судах высшей инстанции считалось престижным, ввиду суровости выносимых ими наказаний (что подтверждалось возведением виселиц), оно не приносило такого дохода, как суды низшей инстанции, основанной исключительно на штрафных санкциях. Иногда сеньоры объединяли обе судебных инстанции в одну, несмотря на то, что их разделение было одним из факторов установления феодальной иерархии. Отправление церковного правосудия осуществлялось церковными судами, полномочия которых закреплялись в рамках григорианской реформы. Вынесение смертного приговора было запрещено, и в конце Средневековья существование церковных трибуналов иногда ставилось под сомнение светской властью, считавших выносимые ими приговоры недопустимо мягкими.

Наконец, королевский суд вершился представителями короля, сенешалями или бальи. Роль короля как верховного судьи заключалась в том, что он имел право выносить решение по любому делу, а также мог помиловать приговоренного, при условии, что он сознался в совершенном преступлении.

В этой юридической неразберихе совершенно четко выделялся один принцип организации правосудия: принцип территориальной подсудности. В этом случае суд осуществлялся мэром или представителями городской общины и являлся гарантией против произвола сеньоров. Следует, однако, заметить, что множественность юрисдикций способствовала росту количества штрафов, налагаемых на бедного подсудимого. Начиная с XIII в., идея, что справедливое правосудие может исходить только от принца, начинает доминировать в обществе. «Рука правосудия» была первой инсигнией, вручавшейся королю после помазания на царство. Королевская власть по своему происхождению считалась единственно справедливой, а судьи были лишь уполномоченными этой власти. Упрощение, а вместе с тем и централизация судебной власти явились результатом непреодолимого конфликта между светской и церковной юрисдикциями, первая защищала интересы и суверенитет государства, а вторая боролась на независимость церкви. 42 канон IV Вселенского Латеранского собора фактически признал это положение, когда запретил своим чиновникам, в рамках предоставленной им свободы, расширение в будущем правового поля церкви за счет светского правосудия.

Привилегия правосудия, предоставляемая церковникам и признававшая их неподсудность королевскому суду, неоднократно нарушалась государством, посягавшим на свободу церкви, в рамках проведения процессов по защите общественного порядка. Так, в 1301 г. Бернар Сессэ, епископ из Памье, предстал перед светским судом, предъявившим ему обвинение в «оскорблении его величества, измене, симонии, ереси и святотатстве».

Эти бесконечные конфликты между двумя юрисдикциями служили питательной средой для теоретических споров и дебатов.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 75-79.

Примечания

* Ульпиан (170—228) — римский юрист, сторонник естественного права. Отрывки из его сочинений включены в Кодекс Юстиниана. — Примеч. ред.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: