Тайм чартер это договор аренды морского судна

Обновлено: 23.04.2024

Что такое договоры бербоут-чартера и тайм-чартера и в чем разница

Бербоут-чартер (bareboat charter) – это договор фрахтования между судовладельцем и фрахтователем, по которому судно сдается в аренду без экипажа и снаряжения (судовых запасов). В этом случае фрахтователь становится временным владельцем судна и несет полную ответственность за его эксплуатацию. Это удобно, если у арендатора уже есть свой экипаж или же он набирает его со стороны, при этом являясь его непосредственным руководителем.

Тайм-чартер (time charter) — это договор фрахтования, согласно которому судно сдается в аренду на определенный срок вместе с экипажем. При этом экипаж исполняет указания фрахтователя касательно коммерческой эксплуатации судна, но подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном (судовождение, внутренний распорядок, состав экипажа). Контроль над технической эксплуатацией судна остается за судовладельцем.

Фрахтование судов по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера практикуют торговые и транспортные компании для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок.

Права и обязанности судовладельца и фрахтователя в период действия договоров бербоут-чартера и тайм-чартера

При заключении договора бербоут-чартера судовладелец обязан:

  • Предоставить судно в мореходном состоянии, пригодном для осуществления прописанной в договоре деятельности.
  • Выявить и устранить скрытые недостатки — в случае возникновения на судне аварийной ситуации, вызванной скрытыми неисправностями, судовладелец несет материальную ответственность перед фрахтователем.
  • Ликвидировать ущерб, причиненный природным ресурсам в случае аварии судна.

Фрахтователь как временный владелец судна в течение срока действия договора бербоут-чартера обязан:

  • Своевременно выплачивать фрахт (арендную плату)
  • Сохранять рабочие характеристики судна и регулярно выполнять его техническое обслуживание.
  • Не менять цели аренды или регион плавания.
  • Нести все связанные с эксплуатацией судна издержки, в том числе расходы на содержание экипажа.
  • Оплачивать региональные торговые сборы.
  • Оплачивать страховые расходы на период эксплуатации судна (при наличии страховки).
  • Возместить судовладельцу ущерб в случае аварийной ситуации, возникшей в результате действий фрахтователя.
  • По окончании срока действия бербоут-чартера возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было им получено (с учетом износа).

Что указывается в договорах бербоут-чартера и тайм-чартера

Договоры фрахтования судов регулируются Кодексом торгового мореплавания (в России - Кодексом торгового мореплавания РФ).

В бербоут-чартере указываются:

  • наименования сторон договора,
  • сведения о названии, классе и флаге судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и пр.),
  • количество расходуемого топлива,
  • цель заключения договора фрахтования,
  • район плавания,
  • размер фрахта (арендной платы),
  • срок действия аренды,
  • время и место передачи/возврата судна.

Дополнительно в бербоут-чартере могут быть прописаны условия выкупа судна.

В тайм-чартере должны быть указаны:

  • наименования сторон,
  • название судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики ,
  • район плавания,
  • цель фрахтования,
  • время и место передачи/возврата судна,
  • ставка фрахта,
  • срок действия тайм-чартера.

Также в договорах прописывают штрафные санкции за нарушение сторонами соглашения, включая действия судовладельца в случае неуплаты фрахта.

Сократить издержки на эксплуатацию судна поможет автоматизированная система мониторинга топлива и оборудования.
Запросить решение

[ полное фирменное наименование акционерного общества ] в лице [ Ф. И. О., должность ], действующего на основании [ устава, положения, доверенности ], именуемое в дальнейшем "фрахтователь", с другой стороны, а вместе именуемы "стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Судовладелец обязуется предоставить на время в пользование фрахтователю, а фрахтователь принять и оплатить судно и услуги членов экипажа судна.

1.2. Название судна - "[ вписать нужное ]".

1.3. Технические и эксплуатационные данные судна: грузоподъемность [ значение ] тонн, грузовместимость [ значение ] , скорость [ значение ] миль в час.

1.4. Границы использования судна - [ вписать нужное ].

1.5. Цель фрахтования - [ перевозка грузов, пассажиров или иные цели мореплавания ].

2.1. Тайм-чартер заключается на срок [ вписать нужное ].

2.2. Время и место (порт) передачи судна фрахтователю [ вписать нужное ].

2.3. Время и место (порт) возврата судна судовладельцу [ вписать нужное ].

3.1. Ставка фрахта составляет [ значение ] рублей за [ указать период или количество перевозимого груза ].

3.2. Фрахтователь делает предоплату в размере [ значение ] % от ставки фрахта в начале каждого периода (рейса). Оставшаяся часть фрахта выплачивается не позднее [ вписать нужное ].

3.3. Все расчеты осуществляются в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет судовладельца.

3.4. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния.

3.5. В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный настоящим договором, независимо от возмещения фрахтователем причиненных ему убытков.

3.6. В случае гибели судна фрахт подлежит уплате с первого дня эксплуатации судна фрахтователем по день гибели судна, а если этот день установить невозможно - по день получения последнего известия о судне.

4. Обязанности сторон

4.1. Судовладелец обязан:

- привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи Фрахтователю;

- принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных настоящим договором;

- укомплектовать судно экипажем и надлежащим снаряжением;

- в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна.

4.2. Фрахтователь обязан:

- пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными настоящим договором;

- оплачивать стоимость бункера, топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, а также связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы;

- по окончании срока действия тайм-чартера возвратить судно Судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна;

- своевременно извещать судовладельца об изменении местонахождения и/или почтового адреса. При невыполнении данного условия все уведомления судовладельца будут считаться полученными при поступлении их по одному из указанных в настоящем договоре адресов.

5. Ответственность сторон

5.1. За просрочку уплаты фрахта фрахтователь уплачивает судовладельцу неустойку в размере [ значение ] % от ставки фрахта за каждый день просрочки.

5.2. В случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять у него судно и взыскать причиненные такой просрочкой убытки.

5.3. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна неустойку по ставке фрахта, предусмотренной настоящим договором, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную настоящим договором.

5.4. Судовладелец не несет ответственность перед фрахтователем за скрытые недостатки судна.

5.5. Фрахтователь не несет ответственность за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя.

6. Применимое право и арбитражная оговорка

6.1. К настоящему договору применяется право [ указать страну применимого права ].

6.2. Любые споры, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, подлежат окончательному урегулированию в [ указать орган, на рассмотрение которого стороны намерены передавать возникающие споры].

ГАРАНТ:

7. Заключительные положения

7.1. Настоящий договор составлен в [ значение ] экземпляре(ах) на русском и [ вписать нужное ] языках, при этом оба текста являются полностью аутентичными.

7.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до [ число, месяц, год ].

7.3. Настоящий договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, а также в судебном порядке по требованию одной стороны в случае существенного нарушения договора другой стороной.

8. Реквизиты и подписи сторон

Судовладелец: [ полное наименование юридического лица ]

Местонахождение: [ вписать нужное ]

Почтовый адрес: [ вписать нужное ]

[ наименование должности лица, подписавшего договор ] [ подпись ] /[ расшифровка подписи ]/

Фрахтователь: [ полное наименование юридического лица ]

Местонахождение: [ вписать нужное ]

Почтовый адрес: [ вписать нужное ]

[ наименование должности лица, подписавшего договор ] [ подпись ] /[ расшифровка подписи ]/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Один из наиболее распространенных типов соглашений на фрахт коммерческого судна - тайм-чартер. Он составляется с учетом обязательных требований российского законодательства и требует учета ряда нюансов, влияющих на уровень финансовых издержек сторон договора.

Договор тайм-чартера: что должен содержать

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) составляется в соответствии с требованиями, отраженными в Главе X Кодекса торгового мореплавания РФ (утв. Законом от 30.04.1999 № 81-ФЗ). Содержание данного договора не должно противоречить нормам федерального законодательства.

Договор заключается только в письменной форме. В нем обязательно указываются (ст. 200 КТМ РФ):

  • наименования фрахтователя и судовладельца - сторон договора;
  • название корабля;
  • технические и эксплуатационные данные корабля (в частности, грузоподъемность, скорость, показатели грузовместимости);
  • территория плавания;
  • цели заключения договора на фрахт;
  • время, место приема-передачи корабля;
  • денежная ставка фрахта;
  • срок действия тайм-чартера.

Договор тайм-чартера: особенности

Есть ряд нюансов, которые сторонам договора тайм-чартера необходимо учесть. При составлении договора следует обратить внимание, в частности, на следующие моменты:

1. Положениями ст. 205 КТМ РФ предусмотрена ответственность фрахтователя перед владельцем перевозимого груза, если он, взяв судно для осуществления грузоперевозок, заключает договоры соответствующей перевозки (в т.ч. выполняет иные необходимые действия - например, выдает коносаменты, оформляет накладные и иные документы).

Тот факт, что по договору будет перевозиться груз, должен быть отражен в разделе договора о целях его заключения. Нельзя игнорировать данный пункт, относиться к его заполнению невнимательно, чтобы избежать споров об ответственности в случае фактической перевозки груза по договору, которым она прямо не обусловлена.

2. В разделе договора о стоимости фрахта имеет смысл прописать, что в случае, если корабль имеет отклонения от заявленных его владельцем характеристик более, чем на установленное количество единиц измерения (например, на определенное количество тонн по грузоподъемности), то при обнаружении соответствующих отклонений стоимость фрахта снижается пропорционально величине данного отклонения.

Данный пункт позволит свести к минимуму риск, при котором столкнувшийся с теми или иными организационными сложностями, поломками, а то и попросту безответственный, судовладелец в последний момент «подсовывает» фрахтователю не самое кондиционное судно по стоимости нормального. Если такая подмена будет неизбежна, то фрахтователь снизит собственные издержки за счет прописанной в договоре корректировки стоимости фрахта.

3. В раздел договора об обязанностях судовладельца имеет смысл включить формулировку, по которой он обязан предоставить фрахтователю корабль, соответствующий по своим характеристикам району плавания. А в случае невыполнения данной обязанности фрахтователь, обнаруживший несоответствие корабля местности, вправе в любой момент без претензий со стороны судовладельца отказаться от заключения договора. Данная формулировка удачно дополнит обязанность судовладельца по обеспечению годности корабля для целей фрахтования, указанную в ст. 203 КТМ РФ.

Таким образом, район плавания должен быть не просто формальным пунктом договора, но и увязанным с тем разделом соглашения, где указываются характеристики судна.

4. Стороны вправе прописать в договоре то, какой конкретно груз будет перевозиться, а также установить жесткие ограничения на перевозку (размещение) грузов каких-либо разновидностей. Положения КТМ РФ не предписывают устанавливать такие ограничения. Но в интересах сторон отразить данный момент в договоре в целях исключения попадания в грузовой отсек объектов, опасных для экипажа или для технического состояния самого корабля (о степени опасности которых фрахтователь может и не знать, имея, вместе с тем, планы по их перевозке).

Если вам необходимо посмотреть, как может выглядеть договор тайм-чартера - образец документа доступен по ссылке ниже.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Тайм-чартер - это договор аренды морского судна, одна из его разновидностей. Английское словосочетание time charter на русский язык можно перевести как «временное фрахтование» корабля. К подобной сделке прибегают для осуществления грузовых и пассажирских перевозок, рыболовства, проведения научных экспедиций, организации увеселительных мероприятий для туристов и других целей торгового мореплавания.

Тайм-чартер судов: особенности договора

Тайм-чартер судна означает, что оно отдается в аренду вместе экипажем. Владелец корабля обязуется передать его на определенный срок за плату, обусловленную заключенным договором (ст.198 КТМ РФ) Он же обязан укомплектовать судно профессиональной командой.

Кроме размера платы (ставка фрахта), в подписанном сторонами соглашении обязательно указывается (ст. 200 КТМ РФ):

  • наименования участников договора – собственника корабля и арендатора;
  • название судна;
  • цель аренды судна;
  • район, где оно будет плавать;
  • технические, эксплуатационные характеристики корабля (грузовместимость, скорость перемещения и т.п.);
  • место и время передачи/возврата судна;
  • срок действия договора.

Тайм-чартер международное частное право использует несколько столетий, наиболее развит этот институт в такой мощной морской державе, как Великобритания. Развивать его пришлось, чтобы минимизировать риски временной передачи судна недобросовестным фрахтователям. Не имея возможности приобрести собственный корабль, они брали его в аренду за посильную плату, после чего похищали судно. Для защиты от подобных действий в договор тайм-чартера включается пункт, касающийся особой подчиненности членов судовой команды.

Согласно ст. 206 Кодекса торгового мореплавания РФ, экипаж корабля, включая капитана, остаются в подчинении судовладельца на весь период действия договора. Тайм-чартер судов оставляет за судовладельцем право распоряжаться управлением судна. В частности, он решает вопросы судовождения, формирования экипажа, установления правил внутреннего распорядка. Члены судовой команды обязаны выполнять только те распоряжения фрахтователя, которые касаются коммерческого использования корабля. Например, он может изменить норму добычи рыбы, но не вправе заставить экипаж ловить ее в местах, угрожающих безопасности судна (без согласования с судовладельцем).

Стоимость аренды судна в тайм-чартере, ставки тайм-чартера стороны договора определяют самостоятельно. В соответствии с п. 1 ст. 208 КТМ РФ, арендатор судна, получивший его в неисправном состоянии, не платит фрахт за время, в течение которого он не мог его использовать. Также в этом случае он не несет расходы на починку корабля – они всецело ложатся на судовладельца.

Другое дело, когда неисправность судна произошла по вине фрахтователя. Тогда поломка ликвидируется за его счет. По истечении договора тайм-чартера, арендатор обязан вернуть собственнику корабль в исправном состоянии, с учетом нормального износа.

Доходы, полученные фрахтователем в процессе использования арендованного судна, являются его собственностью. Исключением является доход от спасания – если он получен после того, как заключен тайм-чартер, КТМ РФ предписывает распределить их между фрахтователем и судовладельцем в равных долях, но за вычетом из общей суммы расходов на спасание (ст.204, 210 КТМ РФ).

Тайм-чартер морских судов: права и обязанности сторон

Кодекс торгового мореплавания наделяет судовладельца и фрахтователя определенным комплексом полномочий и взаимных обязательств.

Права и обязанности собственника корабля

Судовладелец вправе рассчитывать на своевременное получение фрахта (арендной платы) в объеме, установленном договором. Кроме того, он должен получить судно обратно в оговоренный срок и в исправном состоянии.

Собственник корабля отвечает за оснащение судна, за профессионализм и укомплектование экипажа. Он обязан застраховать судно, нести расходы на оплату труда членов команды. Он передает корабль в состоянии, пригодном для его использования в целях арендатора, а затем поддерживает его техническую «форму» за свой счет (если только поломки не происходят по вине фрахтователя).

Права и обязанности фрахтователя

Арендатор имеет право беспрепятственно использовать за плату судно в целях, обусловленных договором с судовладельцем. Он должен получить судно от собственника в исправном виде, и его основная обязанность – в таком же виде возвратить корабль судовладельцу.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Тайм-чартер (англ. Time charter, «временный найм/аренда») — договор аренды морского судна (договор фрахтования), подразумевающий передачу права управления судном от владельца к перевозчику (фрахтователю) на определённое время вместе с экипажем. Судно фактически остаётся под контролем владельца.

Субтайм-чартер (англ. Subtime charter) — передача арендованного судна третьим лицам, если это не противоречит условиям основного договора тайм-чартера (не выбивается за рамки обозначенных сроков, подходит по целям и месту использования и т.д.).

Цели тайм-чартера

Судно, арендованное по договору тайм-чартера, может использоваться только для целей, предусмотренных действующим международным законодательством. В частности, Кодекс торгового мореплавания РФ допускает следующие виды деятельности:

  • грузоперевозки, пассажирские перевозки;
  • морские исследования и разработка полезных ископаемых;
  • рыболовство;
  • спасательные и поисковые операции;
  • подъём какого-либо имущества со дна;
  • проведение обучения;
  • организация культурного досуга и развлечений;
  • спортивное мореплавание.

Оформление тайм-чартера

В договоре между фрахтователем и владельцем судна обязательно прописываются:

  • реквизиты сторон (данные физических или юридических лиц, которые выступают владельцами или нанимателями);
  • наименование, технические характеристики и иные параметры судна (скорость, грузоподъёмность, вместимость и т.п.);
  • район плавания;
  • условия передачи судна от владельца фрахтователю и обратно (время, место, порядок приёмки и др.);
  • цель/цели фрахтования;
  • срок действия договора;
  • ставка (может быть ниже рыночной, но в этом случае при превышении обозначенных сроков аренды расчёт доплаты будет производиться по рыночной ставке фрахта).

Договор заключается только в письменной форме.

Обязанности судовладельца

Владелец судна должен предоставить транспортное средство в технически исправном состоянии, пригодном для целей фрахтования.

Он же отвечает за комплектование судна экипажем и необходимым оборудованием (оснасткой).

На протяжении действия договора тайм-чартера судовладелец отвечает за поддержание технического состояния судна, а также берёт на себя все расходы по содержанию экипажа и страхованию самого судна.

Материальная ответственность за потери из-за невыполненных обязанностей с судовладельца может быть снята только том случае, если будет доказано проявление скрытого недостатка (который нельзя было обнаружить по объективным причинам при проявлении должной заботливости).

Обязанности фрахтователя

Берёт на себя все виды расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией арендованного судна, в том числе:

  • заправка топливом (бункерная надбавка);
  • выплата агентского вознаграждения;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • различные портовые сборы.

Доходы от деятельности арендованного судна принадлежат только фрахтователю, если это не деятельность по спасанию.

Судно может использоваться только для целей, обозначенных в договоре.

Договоры фрахтования и другие перевозочные документы заключаются от имени фрахтователя (морские накладные, коносаменты, чартеры и т.п.).

После окончания договора арендатор обязан вернуть судно владельцу в исходном техническом состоянии с учётом возможного естественного износа.

Подчинённость экипажа

Капитан и члены экипажа подчиняются распоряжениям фрахтователя только если они касаются коммерческой эксплуатации.

По всем остальным вопросам капитан и члены команды подчиняются судовладельцу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: