Целевые отчисления от лотереи являются налоговым доходом государства муниципального образования

Обновлено: 28.04.2024

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

БК РФ Статья 61.1. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

1. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце восемнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 5 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце девятнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 13 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце двадцатом настоящего пункта), - по нормативу 15 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях городских поселений, - по нормативу 50 процентов;

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, - по нормативу 70 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 12 п. 2 ст. 61.1 утрачивает силу со дня перевода в соответствии с федеральным законом милиции общественной безопасности на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета (ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;

(в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 и пунктом 2 статьи 61.5 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 4 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 11 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 13 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

В бюджеты городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных районов, муниципальных округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, и от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, могут быть переданы органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты сельских поселений по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений в размерах соответственно до 8 процентов и до 20 процентов в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений.

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей пла­тельщиков, с одной стороны, и органов государственной влас­ти и местного самоуправления - с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований – это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также сред­ства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государ­ственные и муниципальные лотереи, служащие источником до­ходов государства и муниципальных образований, выпуск го­сударственных и муниципальных денных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятель­ности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, посколь­ку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой -либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуще­ством (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных сданным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природ­ными ресурсами).

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

Учитывая наличие названных общих признаков данных пла­тежей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это получило закрепление в НК РФ.

Все большее значение приобретает привлечение в распоря­жение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и му­ниципального кредита, в том числе государственным и муни­ципальным займам, институтам страхования.

Также на добровольных началах государство и муниципаль­ные образования привлекают средства путем проведения ло­терей.

Лотерея .,- форма добровольного привлечения средств на-

. селения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или ве­щевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

Проводимые в РФлотереи можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от способа ее проведения лотерея подразде­ляется на тиражную, бестиражную и комбинированную.

Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призо­вого фонда между всеми ее участниками проводится единовре­менно после распространения лотерейных билетов. Проведе­ние такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, Т.е. до распространения среди участников лотереи. При прове­дении бестиражной лотереи участник такой лотереи может не посредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лоте­рейный билет выигрышным или нет.

Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрыш­ные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лоте­рейного билета, так и после про ведения розыгрыша призового фонда лотереи.

2. Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется:

- на лотерею, право на участие в которой связано с внесе­нием платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

- лотерею, право на участие в которой не связано с внесе­нием платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая ло­терея).

3. Лотерея в зависимости от территории ее проведения под­разделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.

Международная лотерея - лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию РФна основании международного договора РФ.

Всероссийская лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории РФ.

Региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта РФ.

Муниципальная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного муниципального образования.

4. Лотерея в зависимости от организатора лотереи подраз­деляется на государственную и негосударственную.

Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является РФили субъект РФ.От имени РФорганизатором го­сударственной лотереи, проводимой на всей территории Рос­сийской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством РФи имеющее место нахождения в Россий­ской Федерации юридическое лицо. От имени, муниципально­го образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образова­ния, может быть только уполномоченный орган местного са­моуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФне могут быть орга­низаторами негосударственной лотереи.

В Российской Федерации предусмотрено государственное регулирование отношений, возникающих в области организа­ции лотерей и их про ведения, включающее:

- выдачу разрешений на проведение международных и .всероссийских лотерей и проведение лотерей на терри­ториях нескольких субъектов РФ;

- ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;

- издание в установленном порядке нормативных право­вых актов, регулирующих организацию и проведение ло­терей;

- контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от их проведения;

- установление форм и сроков представления отчетности о лотереях;

- установление обязательных нормативов лотереи;

- установление порядка налогообложения организаторов лотерей и участников лотерей;

- установление ответственности за нарушение законода­тельства РФв области организации лотерей и проведе­ния лотерей.

Кроме того, орган государственного регулирования лотерей устанавливает обязательные нормативы лотереи, к которым относятся:

1) размер призового фонда по отношению к выручке от про­ведения лотереи должен составлять не менее 50%, но не более 80%;

2) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный ее условиями, должен составлять не менее 10% выручки от про­ведения лотереи.

Целевые отчисления от лотереи используются для финансиро­вания социально значимых объектов и мероприятий (в том чис­ле мероприятий, направленных на развитие физической культу­ры и спорта, образование, здравоохранения, гражданско-патри­отического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризм, экологиче­ское развитие), а также осуществления благотворительной дея­тельности.

Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исхо­дя из обязательных нормативов.

-: только налоги и сборы, установленные налоговым законодательством.

-: только одни налоги;

+: предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы;

I:

S: Какой из перечисленных платежей имеет безвозмездный характер:

-: государственная пошлина за регистрацию права на недвижимое имущество

-: оплата коммунальных услуг

-: государственная пошлина за нотариальные действия

+: налог на добычу полезных ископаемых

I:

S: Какие доходы относятся к налоговым доходам бюджета бюджетной системы Российской Федерации:

-: оплата проезда в общественном транспорте

+: штраф за несвоевременную подачу налоговой декларации

+: налог на добавленную стоимость

-: целевые отчисления от проведения негосударственной лотереи

I:

S: К неналоговым доходам бюджета бюджетной системы Российской Федерации относятся:

-: оплата проезда в общественном транспорте

-: штраф за несвоевременную подачу налоговой декларации

-: налог на добавленную стоимость

-: целевые отчисления от проведения негосударственной лотереи

I:

S: Относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

-: доходы от продажи муниципального имущества

-: доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

+: суммы штрафов за неполную уплату налогов

- :средства самообложения граждан

+: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

I:

S: К безвозмездным поступлениям относятся:

+: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

+: имущество, оставленное физическим лицом в наследство Российской Федерации

-: сумма налога, уплаченная гражданином РФ со стоимости выигрыша

+: межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

I:

S: К какому виду доходов бюджетов относятся средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях:

+: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

-: доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

-: средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

-: безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств

I:

S: В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы:

+: закрепленные за бюджетом каждого уровня

+: регулирующие доходы бюджета

I:

S: В зависимости от права собственности доходы:

-: закрепленные за бюджетом каждого уровня

-: регулирующие доходы бюджета

I:

S: К доходам бюджетов относятся:

-: обслуживание государственного долга

I:

S: К доходам местных бюджетов НЕ относятся:

-: налог на имущество физических лиц

+: налог на игорный бизнес

-: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности

доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

части прибыли муниципальных унитарных предприятий

I:

S: К какому виду доходов относятся средства от продажи муниципального имущества:

+: к муниципальным доходам

+: к неналоговым доходам

-: к федеральным доходам

-: не подлежит зачислению в доходы бюджета

-: к безвозмездным и безвозвратным перечислениям

I:

S: К какому виду доходов относится плата за предоставление информации за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством:

+: к неналоговым доходам

-: к налоговым доходам

-: не подлежит зачислению в доходы бюджета

-: к безвозмездным и безвозвратным перечислениям

I:

S: К какому виду доходов относится часть прибыли Центрального банка РФ:

+: к неналоговым доходам

-: к налоговым доходам

-: не подлежит зачислению в доходы бюджета

-: к безвозмездным и безвозвратным перечислениям

I:

S: Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления называются:

I:

S: К источникам финансирования дефицита бюджета относятся:

-: кредиты Центрального банка Российской Федерации

-: приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении

+: бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации

+: государственные или муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг

I:

S: Установите соответствие между принципами бюджетной системы и их определениями:

L1: доходы бюджета

L2: расходы бюджета

L3: дефицит бюджета

L4: профицит бюджета

L5: бюджетные ассигнования

L6: расходные обязательства

R1: поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета

R2: выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета

R3: превышение расходов бюджета над его доходами

R4: превышение доходов бюджета над его расходами

R5: предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств

Действующее законодательство не содержит универсальных определе­ний понятий "целевые средства" и "целевые поступления". Между тем го­сударственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто прихо­дится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.

На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреж­дений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налого­вого учета данных доходов.

Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитывае­мым при налогообложении прибыли, в частности, относятся сред­ства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целе­вые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.

Рассмотрим особенности применения государственными (муни­ципальными) учреждениями указанных норм налогового законода­тельства в отношении отдельных видов доходов.

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и исполь­зованное им по назначению, определенному организацией (физиче­ским лицом) — источником целевого финансирования; федераль­ными законами.

К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:

  • лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);
  • субсидий, предусматриваемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств, получаемых медицинскими организациями, осущест­вляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг за­страхованным лицам от страховых организаций, осуществляю­щих обязательное медицинское страхование этих лиц. Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обяза­тельств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным уч­реждениям, а также бюджетным учреждениям — получателям бюд­жетных средств до 1 июля 2012 г.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на воз­мещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соот­ветствии с государственным (муниципальным) заданием государ­ственных (муниципальных) услуг (вы­полнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учиты­ваемыми при налогообложении прибыли, понимаются использо­ванные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.

В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важ­ных изменений. В рамках данной ста­тьи обратим внимание только на по­ложения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреж­дениями работ (услуг) могут отражать­ся в налоговом учете в качестве целе­вых поступлений на основании соот­ветствующих договоров.

Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учрежде­ния, в целях налогового учета может быть квалифицирована в каче­стве целевых поступлений (целевого финансирования).

Инструкция № 157н предусматривает определенный инструмен­тарий для организации раздельного учета доходов и расходов в раз­резе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджет­ная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обо­собленного учета соответствующих приходных и расходных хозяй­ственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятель­ности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим пара­метрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.

Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицировать­ся при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: