Целевые отчисления от лотереи являются налоговым доходом государства муниципального образования
Обновлено: 28.04.2024
Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.
В России есть три вида налогов и сборов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Федеральные налоги и сборы
Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Региональные налоги
Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- налог на имущество организаций.
Местные налоги и сборы
Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощённая система налогообложения (УСН);
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система налогообложения (ПСН).
Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.
Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.
БК РФ Статья 61.1. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)
1. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;
налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.
2. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце восемнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 5 процентов;
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце девятнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 13 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце двадцатом настоящего пункта), - по нормативу 15 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях городских поселений, - по нормативу 50 процентов;
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, - по нормативу 70 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
Абз. 12 п. 2 ст. 61.1 утрачивает силу со дня перевода в соответствии с федеральным законом милиции общественной безопасности на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета (ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
(в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ)
государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 и пунктом 2 статьи 61.5 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 4 процента;
(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)
налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 11 процентов;
(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)
налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 13 процентов.
(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)
В бюджеты городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных районов, муниципальных округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, и от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, могут быть переданы органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты сельских поселений по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений в размерах соответственно до 8 процентов и до 20 процентов в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений.
В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.
Неналоговые доходы государства и муниципальных образований – это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
Так, в отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных денных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.
Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой -либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных сданным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
Учитывая наличие названных общих признаков данных платежей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это получило закрепление в НК РФ.
Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.
Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.
Лотерея .,- форма добровольного привлечения средств на-
. селения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.
Проводимые в РФлотереи можно классифицировать по различным основаниям.
1. В зависимости от способа ее проведения лотерея подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда между всеми ее участниками проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, Т.е. до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может не посредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после про ведения розыгрыша призового фонда лотереи.
2. Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется:
- на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
- лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
3. Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.
Международная лотерея - лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию РФна основании международного договора РФ.
Всероссийская лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории РФ.
Региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта РФ.
Муниципальная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного муниципального образования.
4. Лотерея в зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную.
Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является РФили субъект РФ.От имени РФорганизатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством РФи имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени, муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФне могут быть организаторами негосударственной лотереи.
В Российской Федерации предусмотрено государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и их про ведения, включающее:
- выдачу разрешений на проведение международных и .всероссийских лотерей и проведение лотерей на территориях нескольких субъектов РФ;
- ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;
- издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение лотерей;
- контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от их проведения;
- установление форм и сроков представления отчетности о лотереях;
- установление обязательных нормативов лотереи;
- установление порядка налогообложения организаторов лотерей и участников лотерей;
- установление ответственности за нарушение законодательства РФв области организации лотерей и проведения лотерей.
Кроме того, орган государственного регулирования лотерей устанавливает обязательные нормативы лотереи, к которым относятся:
1) размер призового фонда по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее 50%, но не более 80%;
2) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный ее условиями, должен составлять не менее 10% выручки от проведения лотереи.
Целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образование, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризм, экологическое развитие), а также осуществления благотворительной деятельности.
Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов.
-: только налоги и сборы, установленные налоговым законодательством.
-: только одни налоги;
+: предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы;
I:
S: Какой из перечисленных платежей имеет безвозмездный характер:
-: государственная пошлина за регистрацию права на недвижимое имущество
-: оплата коммунальных услуг
-: государственная пошлина за нотариальные действия
+: налог на добычу полезных ископаемых
I:
S: Какие доходы относятся к налоговым доходам бюджета бюджетной системы Российской Федерации:
-: оплата проезда в общественном транспорте
+: штраф за несвоевременную подачу налоговой декларации
+: налог на добавленную стоимость
-: целевые отчисления от проведения негосударственной лотереи
I:
S: К неналоговым доходам бюджета бюджетной системы Российской Федерации относятся:
-: оплата проезда в общественном транспорте
-: штраф за несвоевременную подачу налоговой декларации
-: налог на добавленную стоимость
-: целевые отчисления от проведения негосударственной лотереи
I:
S: Относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
-: доходы от продажи муниципального имущества
-: доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями
+: суммы штрафов за неполную уплату налогов
- :средства самообложения граждан
+: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
I:
S: К безвозмездным поступлениям относятся:
+: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
+: имущество, оставленное физическим лицом в наследство Российской Федерации
-: сумма налога, уплаченная гражданином РФ со стоимости выигрыша
+: межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
I:
S: К какому виду доходов бюджетов относятся средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях:
+: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
-: доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями
-: средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
-: безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств
I:
S: В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы:
+: закрепленные за бюджетом каждого уровня
+: регулирующие доходы бюджета
I:
S: В зависимости от права собственности доходы:
-: закрепленные за бюджетом каждого уровня
-: регулирующие доходы бюджета
I:
S: К доходам бюджетов относятся:
-: обслуживание государственного долга
I:
S: К доходам местных бюджетов НЕ относятся:
-: налог на имущество физических лиц
+: налог на игорный бизнес
-: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности
доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности
доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;
части прибыли муниципальных унитарных предприятий
I:
S: К какому виду доходов относятся средства от продажи муниципального имущества:
+: к муниципальным доходам
+: к неналоговым доходам
-: к федеральным доходам
-: не подлежит зачислению в доходы бюджета
-: к безвозмездным и безвозвратным перечислениям
I:
S: К какому виду доходов относится плата за предоставление информации за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством:
+: к неналоговым доходам
-: к налоговым доходам
-: не подлежит зачислению в доходы бюджета
-: к безвозмездным и безвозвратным перечислениям
I:
S: К какому виду доходов относится часть прибыли Центрального банка РФ:
+: к неналоговым доходам
-: к налоговым доходам
-: не подлежит зачислению в доходы бюджета
-: к безвозмездным и безвозвратным перечислениям
I:
S: Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления называются:
I:
S: К источникам финансирования дефицита бюджета относятся:
-: кредиты Центрального банка Российской Федерации
-: приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении
+: бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации
+: государственные или муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг
I:
S: Установите соответствие между принципами бюджетной системы и их определениями:
L1: доходы бюджета
L2: расходы бюджета
L3: дефицит бюджета
L4: профицит бюджета
L5: бюджетные ассигнования
L6: расходные обязательства
R1: поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета
R2: выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета
R3: превышение расходов бюджета над его доходами
R4: превышение доходов бюджета над его расходами
R5: предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств
Действующее законодательство не содержит универсальных определений понятий "целевые средства" и "целевые поступления". Между тем государственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто приходится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.
На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреждений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налогового учета данных доходов.
Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, в частности, относятся средства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.
Рассмотрим особенности применения государственными (муниципальными) учреждениями указанных норм налогового законодательства в отношении отдельных видов доходов.
Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования; федеральными законами.
К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:
- лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);
- субсидий, предусматриваемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации;
- средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям, а также бюджетным учреждениям — получателям бюджетных средств до 1 июля 2012 г.
Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.
Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.
В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важных изменений. В рамках данной статьи обратим внимание только на положения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.
Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреждениями работ (услуг) могут отражаться в налоговом учете в качестве целевых поступлений на основании соответствующих договоров.
Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).
Инструкция № 157н предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).
Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обособленного учета соответствующих приходных и расходных хозяйственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятельности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим параметрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.
Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицироваться при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.
Автор статьи
Читайте также:
- Административный регламент фтс по предоставлению государственной услуги по ведению реестра банков
- Подсудность гражданского дела это пределы компетенции суда относительно круга гражданских дел
- Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного органа государственной власти субъекта рф
- Свидетельство эксплуатанта воздушного судна как получить
- Для производных видов информации защищаемых в режиме тайны государство законодательно устанавливает