Свидетельство эксплуатанта воздушного судна как получить

Обновлено: 28.03.2024

от 13 августа 2015 года N 246

(с изменениями на 14 января 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

С 1 января 2021 года на основании приказа Минтранса России от 21.10.2020 N 429 в настоящий Приказ вносились изменения.

Указанные изменения не внесены в связи с утратой силы Приказа Минтранса России от 21.10.2020 N 429 с 1 января 2021 года на основании приказа Минтранса России от 19 ноября 2020 года N 494.

- Примечание изготовителя базы данных.

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 1 (ч.1), ст.25, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, N 49, ст.6075, N 50, ст.6244, 6245; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.17, N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901, N 15, ст.2019, 2023, 2024, N 30 (ч.1), ст.4590, N 48, ст.6733, N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318, N 53 (ч.1), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882, N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, 1836, N 30 (ч.I), ст.4254, N 42, ст.5615; 2015, N 27, ст.3957; "Российская газета", 2015, N 153, N 154, N 156)

2. Признать утратившими силу:

3. Ранее выданные сертификаты сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до их обмена на сертификаты, оформленные в соответствии с настоящими Правилами.

в Министерстве юстиции

7 октября 2015 года,

регистрационный N 39163

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 13 августа 2015 года N 246

Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил"

(с изменениями на 14 января 2020 года)

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 1 (ч.1), ст.25, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, N 49, ст.6075, N 50, ст.6244, 6245; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.17, N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901, N 15, ст.2019, 2023, 2024, N 30 (ч.1), ст.4590, N 48, ст.6733, N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318, N 53 (ч.1), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882, N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, 1836, N 30 (ч.I), ст.4254, N 42, ст.5615; 2015, N 27, ст.3957; "Российская газета", 2015, N 153, N 154, N 156).

2. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатант, сертификат эксплуатанта соответственно), требованиям федеральных авиационных правил, и требования к эксплуатанту.

4. Сертификат эксплуатанта выдает уполномоченный орган, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), на который возложено предоставление государственных услуг по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил (далее - уполномоченный орган).

Для получения сертификата эксплуатанта юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), подавшее заявление в уполномоченный орган о получении сертификата эксплуатанта или о внесении изменений в условия эксплуатации воздушных судов (далее - заявитель), демонстрирует соответствие требованиям федеральных авиационных правил согласно настоящим Правилам.

5. Сертификат эксплуатанта действует бессрочно, за исключением случаев введения ограничения в их действие, приостановления действия или аннулирования его уполномоченным органом.

Выполнение коммерческих воздушных перевозок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим сертификата эксплуатанта, не допускается.

Требования, предусмотренные настоящими Правилами, соблюдаются эксплуатантами в течение срока действия сертификата эксплуатанта.

(Абзац дополнительно включен с 5 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 27 октября 2017 года N 465)

6. Эксплуатация гражданского воздушного судна при выполнении коммерческих воздушных перевозок осуществляется в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях сертификата эксплуатанта.

II. Управление деятельностью

7. Заявитель (эксплуатант) осуществляет в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил:

подготовку и выполнение полетов;

прием на работу специалистов, включая лиц из числа авиационного персонала, организацию подготовки и контроль их квалификации;

обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП).

Заявитель (эксплуатант) обеспечивает в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил:

поддержание летной годности воздушных судов;

медицинское освидетельствование авиационного персонала;

предоставление экипажам воздушных судов аэронавигационной информации, метеорологической информации;

Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и реализует систему управления качеством.

Эксплуатант обеспечивает ведение и представление в уполномоченный орган и соответствующий территориальный орган электронных заявок для постоянного мониторинга соответствия требованиям федеральных авиационных правил и организации процедур подтверждения соответствия.

8. Заявитель (эксплуатант) назначает руководителя организации, который:

организует и контролирует осуществление деятельности эксплуатанта в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, сертификатом эксплуатанта и руководствами эксплуатанта;

внедряет и обеспечивает функционирование СУБП эксплуатанта.

9. Руководитель заявителя - юридического лица (эксплуатанта) назначает должностных лиц из числа руководителей, соответствующих установленным настоящими Правилами требованиям, в обязанности которых входит обеспечение исполнения функций по:

а) организации подготовки и допуска к полету членов экипажей воздушных судов (организации летной работы);

б) поддержанию летной годности воздушных судов;

в) управлению безопасностью полетов;

г) авиационной безопасности;

д) реализации системы управления качеством;

е) наземному обслуживанию.

Должностные лица из числа руководителей, обеспечивающих функции управления безопасностью полетов, организации системы управления качеством, подчиняются непосредственно руководителю заявителя (эксплуатанта) и являются независимыми от сферы производственной деятельности эксплуатанта.

10. Допускается сокращение указанного в пункте 9 настоящих Правил перечня лиц при условии, что данное сокращение позволит выполнять функции, указанные в пункте 7 настоящих Правил, заявителем (эксплуатантом), владеющим не более чем тремя воздушными судами любой максимальной взлетной массы или восемью воздушными судами с максимальной взлетной массой не более 27000 кг.

10.1. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет систему управления деятельностью, включающую:

организационную структуру, основные функции структурных подразделений и порядок их взаимодействия при осуществлении производственной деятельности, полномочия и ответственность должностных лиц из числа руководителей;

процедуры доведения до сведения персонала и контроля исполнения принятых управленческих решений;

порядок организации взаимодействия со сторонними организациями, осуществляющими обеспечение полётов.

(Пункт дополнительно включен с 5 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 27 октября 2017 года N 465)

11. При проведении процедур подтверждения соответствия заявителя уполномоченный орган оценивает соответствие следующим требованиям лица, выполняющего функции, указанные в пункте 9 настоящих Правил:

а) по организации подготовки и допуска членов экипажей воздушных судов (организации летной работы):

имеет практический опыт в подготовке членов экипажей воздушных судов гражданской авиации не менее трех лет, опыт работы в качестве командира воздушного судна (далее - КВС) не менее пяти лет и квалификационную отметку в свидетельстве специалиста авиационного персонала, позволяющую выполнять функции пилота-инструктора (либо имел ее ранее);

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области требований к членам экипажей воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов, их допуску к выполнению своих функций;

понимает эксплуатационную документацию воздушных судов на языке, на котором ее принял разработчик;

ВЗК РФ Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Обязательная сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, беспилотных авиационных систем и их элементов проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок обязательной сертификации. Обязательная сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы соответствуют требованиям к летной годности и к охране окружающей среды и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

3. Гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт, беспилотная авиационная система и (или) ее элемент, конструкция которых признана в качестве типовой, в процессе серийного производства проходят в установленном порядке испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности, беспилотной авиационной системе или ее элементу, авиационному двигателю или воздушному винту эквивалентного сертификату летной годности документа. Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, беспилотной авиационной системы и ее элемента, авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым конструкциям, а их изготовление - соответствующим требованиям.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обеспечение соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика соответственно гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта либо разработчика изменения их типовых конструкций. Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта типовой конструкции возлагается на его изготовителя.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Документ, удостоверяющий изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна на основании аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, выдается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, после подтверждения разработчиком соответствия изменения типовой конструкции гражданского воздушного судна требованиям к летной годности, которые использовались при первоначальном подтверждении соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, или более поздним требованиям.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 13.07.2015 N 254-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Государственный контроль за исполнением требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Утратил силу. - Федеральный закон от 13.07.2015 N 254-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

10. Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и сроки такого оснащения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

См. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, входящие в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил" (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 21 октября 2020 г. N 429)

О Федеральных авиационных правилах см. справку

См. Административный регламент Росавиации предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических и физических лиц, выполняющих авиационные работы, утвержденный приказом Минтранса РФ от 13 марта 2013 г. N 86

См. Методические рекомендации по организации сертификации эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, регистрации эксплуатантов авиации общего назначения и ведению единой электронной базы данных Росавиации по авиационному персоналу, воздушным судам, эксплуатантам коммерческой гражданской авиации и эксплуатантам авиации общего назначения, направленные письмом Росавиации от 3 августа 2010 г. N 4.01-317

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616).

2. Правила устанавливают сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.

II. Порядок проведения сертификации

3. Заявление на получение сертификата эксплуатанта или внесение в него изменений (далее - заявление) направляется в территориальный орган уполномоченного органа в области гражданской авиации (далее - территориальный орган) физическим, юридическим лицом, намеревающимся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения (далее - заявитель).

4. В заявлении указываются:

для юридического лица - полное и, если имеется сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица, организационно-правовая форма юридического лица, его юридический адрес, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; для физического лица - фамилия, имя и отчество физического лица, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего личность физического лица;

фактический (почтовый) адрес заявителя;

контактные телефоны, факс заявителя;

цель проведения сертификации (получение сертификата эксплуатанта, внесение изменений в сертификат эксплуатанта);

аэродром (посадочная площадка) базирования воздушных судов заявителя;

заявляемые виды авиационных работ;

заявляемые к использованию воздушные суда с указанием их типа (наименования), государственного и регистрационного опознавательных знаков;

авиационный персонал заявителя с указанием фамилий, имен и отчеств, а также квалификаций и видов работ, выполнение которых разрешено квалификационными отметками.

5. Для получения сертификата эксплуатанта к заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии:

для юридического лица - документов о государственной регистрации; для физического лица - документа, удостоверяющего личность;

свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов;

сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) воздушных судов;

документов, подтверждающих страхование, предусмотренное статьями 131, 132 и 135 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации";

руководства по производству полетов;

сертификатов (свидетельств) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ.

6. Для внесения изменений в сертификат эксплуатанта к заявлению прилагаются указанные в пункте 5 настоящих Правил документы, относящиеся к заявляемым изменениям.

7. Заявление рассматривается территориальным органом в срок до 10 рабочих дней с момента получения заявления, а при внесении изменений в сертификат эксплуатанта - в срок до 5 рабочих дней с момента получения заявления.

8. В процессе рассмотрения заявления и приложенных к нему документов территориальный орган определяет их соответствие сертификационным требованиям, установленным настоящими Правилами.

9. При положительных результатах рассмотрения заявления территориальный орган оформляет сертификат эксплуатанта, вносит изменения в сертификат эксплуатанта.

В сертификате эксплуатанта указываются:

слова "Министерство транспорта Российской Федерации" и наименование территориального органа, выдавшего сертификат эксплуатанта;

слова "Сертификат эксплуатанта N" и номер сертификата эксплуатанта;

для юридического лица - полное наименование юридического лица, его юридический адрес; для физического лица - фамилия, имя и отчество физического лица, адрес его места жительства;

слова "соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации к физическим лицам, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, и может осуществлять авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в спецификации настоящего сертификата эксплуатанта, являющейся его неотъемлемой частью.";

слова "Настоящий сертификат эксплуатанта действителен до" и дата окончания действия сертификата эксплуатанта.

К сертификату эксплуатанта прикладывается спецификация, являющаяся неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта, в которой указываются:

слова "Спецификация сертификата эксплуатанта", номер и дата выдачи сертификата эксплуатанта;

фактический (почтовый) адрес эксплуатанта;

контактные телефоны, факс эксплуатанта;

аэродром (посадочная площадка) базирования воздушных судов эксплуатанта;

разрешенные виды авиационных работ;

разрешенные к использованию воздушные суда с указанием их типа (наименования), государственного и регистрационного опознавательных знаков.

10. Оформленный сертификат эксплуатанта подписывается руководителем территориального органа с указанием даты, заверяется печатью территориального органа и выдается заявителю.

11. В случае отказа в выдаче сертификата эксплуатанта или внесения в него изменений территориальный орган направляет заявителю письменное уведомление с указанием причин отказа.

Решение об отказе принимается территориальным органом в случае недостоверности содержащихся в заявлении данных или их несоответствия требованиям, указанным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил.

Заявитель может обжаловать указанное решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Сертификат эксплуатанта выдается сроком на 3 года.

13. Копия сертификата эксплуатанта, заявление и приложенные к нему документы хранятся в территориальном органе.

Информация о выдаче сертификата эксплуатанта или внесении в него изменений направляется территориальным органом в течение 3 рабочих дней в уполномоченный орган в области гражданской авиации, на которых возложено ведение реестра выданных сертификатов.

14. В случае нарушения обладателем сертификата эксплуатанта ограничений, изложенных в сертификате эксплуатанта, а также воздушного законодательства Российской Федерации могут быть введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта, его действие может быть приостановлено или сертификат эксплуатанта может быть аннулирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Для получения дубликата сертификата эксплуатанта эксплуатант направляет в территориальный орган заявление о выдаче дубликата сертификата эксплуатанта, в котором указываются:

для юридического лица - организационно-правовая форма и наименование юридического лица; для физического лица - фамилия, имя и отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего личность физического лица;

причина непригодности к дальнейшему использованию подлинника сертификата эксплуатанта (порча, утеря).

Выдача дубликата сертификата эксплуатанта осуществляется территориальным органом в срок до 5 рабочих дней с момента получения заявления о выдаче дубликата сертификата эксплуатанта.

На дубликате сертификата эксплуатанта в левом верхнем углу делается надпись "Дубликат".

III. Сертификационные требования

16. Эксплуатант имеет воздушные суда на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, оборудованные для выполнения заявленных видов работ и имеющие сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), обеспечивает поддержание летной годности, выполнение правил подготовки и выполнения полетов воздушных судов.

17. Эксплуатант принимает на работу авиационный персонал, имеющий свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ, осуществляет подготовку и переподготовку указанного авиационного персонала, формирует экипажи воздушных судов.

18. Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

19. Эксплуатант имеет на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании производственные помещения, транспорт и иную технику, необходимые для выполнения заявленных видов авиационных работ.

20. Эксплуатант обеспечивает обязательные виды страхования, предусмотренные статьями 131, 132 и 135 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".

22. Эксплуатант создает систему управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов, и обеспечивает ее функционирование.

23. Эксплуатант обеспечивает предоставление экипажам воздушных судов метеорологической и аэронавигационной информации.

24. Эксплуатант организует заправку воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами.

от 23 декабря 2009 года N 249

(с изменениями на 13 августа 2015 года)

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Настоящий документ признавался утратившим силу с 1 января 2021 года на основании приказа Минтранса России от 21 октября 2020 года N 429.

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616)

1. Утвердить Федеральные авиационные правила "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации" согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

Приложение N 1

Федеральные авиационные правила
"Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации"

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616).

2. Правила устанавливают сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.

II. Порядок проведения сертификации

3. Заявление на получение сертификата эксплуатанта или внесение в него изменений (далее - заявление) направляется в территориальный орган уполномоченного органа в области гражданской авиации (далее - территориальный орган) физическим, юридическим лицом, намеревающимся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения (далее - заявитель).

4. В заявлении указываются:

для юридического лица - полное и, если имеется, сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, организационно-правовая форма юридического лица, его юридический адрес, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; для физического лица - фамилия, имя и отчество физического лица, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего личность физического лица;

фактический (почтовый) адрес заявителя;

контактные телефоны, факс заявителя;

цель проведения сертификации (получение сертификата эксплуатанта, внесение изменений в сертификат эксплуатанта);

аэродром (посадочная площадка) базирования воздушных судов заявителя;

заявляемые виды авиационных работ;

заявляемые к использованию воздушные суда с указанием их типа (наименования), государственного и регистрационного опознавательных знаков;

авиационный персонал заявителя с указанием фамилий, имен и отчеств, а также квалификаций и видов работ, выполнение которых разрешено квалификационными отметками.

5. Для получения сертификата эксплуатанта к заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии:

для юридического лица - документов о государственной регистрации; для физического лица - документа, удостоверяющего личность;

свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов;

сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) воздушных судов;

руководства по производству полетов;

сертификатов (свидетельств) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ.

6. Для внесения изменений в сертификат эксплуатанта к заявлению прилагаются указанные в пункте 5 настоящих Правил документы, относящиеся к заявляемым изменениям.

7. Заявление рассматривается территориальным органом в срок до 10 рабочих дней с момента получения заявления, а при внесении изменений в сертификат эксплуатанта - в срок до 5 рабочих дней с момента получения заявления.

8. В процессе рассмотрения заявления и приложенных к нему документов территориальный орган определяет их соответствие сертификационным требованиям, установленным настоящими Правилами.

9. При положительных результатах рассмотрения заявления территориальный орган оформляет сертификат эксплуатанта, вносит изменения в сертификат эксплуатанта.

В сертификате эксплуатанта указываются:

слова "Министерство транспорта Российской Федерации" и наименование территориального органа, выдавшего сертификат эксплуатанта;

слова "Сертификат эксплуатанта N" и номер сертификата эксплуатанта;

для юридического лица - полное наименование юридического лица, его юридический адрес; для физического лица - фамилия, имя и отчество физического лица, адрес его места жительства;

слова "соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации к физическим лицам, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, и может осуществлять авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в спецификации настоящего сертификата эксплуатанта, являющейся его неотъемлемой частью";

слова "Настоящий сертификат эксплуатанта действителен до" и дата окончания действия сертификата эксплуатанта.

К сертификату эксплуатанта прикладывается спецификация, являющаяся неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта, в которой указываются:

слова "Спецификация сертификата эксплуатанта", номер и дата выдачи сертификата эксплуатанта;

фактический (почтовый) адрес эксплуатанта;

контактные телефоны, факс эксплуатанта;

аэродром (посадочная площадка) базирования воздушных судов эксплуатанта;

разрешенные виды авиационных работ;

разрешенные к использованию воздушные суда с указанием их типа (наименования), государственного и регистрационного опознавательных знаков.

10. Оформленный сертификат эксплуатанта подписывается руководителем территориального органа с указанием даты, заверяется печатью территориального органа и выдается заявителю.

11. В случае отказа в выдаче сертификата эксплуатанта или внесения в него изменений территориальный орган направляет заявителю письменное уведомление с указанием причин отказа.

Решение об отказе принимается территориальным органом в случае недостоверности содержащихся в заявлении данных или их несоответствия требованиям, указанным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил.

Заявитель может обжаловать указанное решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Сертификат эксплуатанта выдается сроком на 3 года.

13. Копия сертификата эксплуатанта, заявление и приложенные к нему документы хранятся в территориальном органе.

Информация о выдаче сертификата эксплуатанта или внесении в него изменений направляется территориальным органом в течение 3 рабочих дней в уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложено ведение реестра выданных сертификатов.

14. В случае нарушения обладателем сертификата эксплуатанта ограничений, изложенных в сертификате эксплуатанта, а также воздушного законодательства Российской Федерации могут быть введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта, его действие может быть приостановлено или сертификат эксплуатанта может быть аннулирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Для получения дубликата сертификата эксплуатанта эксплуатант направляет в территориальный орган заявление о выдаче дубликата сертификата эксплуатанта, в котором указываются:

для юридического лица - организационно-правовая форма и наименование юридического лица; для физического лица - фамилия, имя и отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего личность физического лица;

причина непригодности к дальнейшему использованию подлинника сертификата эксплуатанта (порча, утеря).

Выдача дубликата сертификата эксплуатанта осуществляется территориальным органом в срок до 5 рабочих дней с момента получения заявления о выдаче дубликата сертификата эксплуатанта.

На дубликате сертификата эксплуатанта в левом верхнем углу делается надпись "Дубликат".

III. Сертификационные требования

16. Эксплуатант имеет воздушные суда на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, оборудованные для выполнения заявленных видов работ и имеющие сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), обеспечивает поддержание летной годности, выполнение правил подготовки и выполнения полетов воздушных судов.

17. Эксплуатант принимает на работу авиационный персонал, имеющий свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ, осуществляет подготовку и переподготовку указанного авиационного персонала, формирует экипажи воздушных судов.

18. Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

19. Эксплуатант имеет на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании производственные помещения, транспорт и иную технику, необходимые для выполнения заявленных видов авиационных работ.

22. Эксплуатант создает систему управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов, и обеспечивает ее функционирование.

23. Эксплуатант обеспечивает предоставление экипажам воздушных судов метеорологической и аэронавигационной информации.

24. Эксплуатант организует заправку воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами.

Приложение N 2

____________________________________________________________________
Утратили силу с 24 октября 2015 года -
приказ Минтранса России от 13 августа 2015 года N 246. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 ноября 2020 года N 494

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

4. Пункты 2.6, 2.7 прилагаемых Правил вступают в силу с 1 марта 2022 г.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61979

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 19 ноября 2020 года N 494

Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта"

I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" (далее - Правила) устанавливают требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы (далее - эксплуатант), включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта (приложение N 1 к настоящим Правилам), форму и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие требованиям настоящих Правил юридического лица, индивидуального предпринимателя, порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта.

II. Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы

2.1. Эксплуатант должен владеть воздушным судном на праве собственности или ином законном основании.

2.2. Эксплуатируемые воздушные суда должны быть оборудованы для выполнения заявленных видов авиационных работ.

2.3. Эксплуатант не должен использовать воздушные суда, обладающие сертификатом летной годности, выданным на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, при выполнении авиационных работ, предусматривающих нахождение на борту лиц, не входящих в состав экипажа воздушного судна.

2.4. Эксплуатант должен обеспечить поддержание летной годности, соблюдение требований по наземному и техническому обслуживанию гражданских воздушных судов, а также должен осуществлять подготовку и выполнение полетов воздушных судов в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2.5. Эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ по договору гражданско-правового характера специалистов, включая лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ (далее - авиационный персонал).

2.6. Эксплуатант в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Правил осуществляет прием на работу или привлекает для выполнения авиационных работ по договору гражданско-правового характера, в том числе обладателей свидетельства частного пилота, при условии наличия квалификационной отметки о праве выполнения авиационных работ, не предусматривающих нахождение на борту воздушного судна лиц, за исключением членов экипажа воздушного судна.

2.7. Эксплуатант, выполняющий авиационные работы на беспилотных воздушных судах (далее - БВС), в том числе с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) (далее - работники).

2.8. Эксплуатант должен организовать подготовку и контроль квалификации принятых (привлеченных) на работу специалистов, включая лиц из числа авиационного персонала, а также исполнение работниками нормативных правовых актов, регулирующих выполнение авиационных работ, и иных правили процедур, установленных воздушным законодательством Российской Федерации, необходимых для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а также государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, и государства регистрации (учета) воздушного судна.

2.9. Эксплуатант не должен обеспечивать поддержание квалификации авиационного персонала и работника, привлекаемого для выполнения работы по договору гражданско-правового характера, если на день осуществления авиационной работы квалификация работника соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и эксплуатанта.

2.10. Эксплуатант должен владеть на праве собственности или ином законном основании производственными помещениями и иным имуществом, необходимым для выполнения заявленных авиационных работ.

2.11. Эксплуатант должен обеспечить обязательные виды страхования, предусмотренные статьями 131, 132 и 135 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2.12. Эксплуатант должен разработать и утвердить руководство по производству полетов (далее - РПП) на основании требований федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, и должен контролировать его выполнение авиационным персоналом и работниками, обеспечивающими выполнение полетов БВС максимальной взлетной массой 30 кг и менее.

2.13. Эксплуатант должен утвердить и использовать в своей деятельности руководство по управлению безопасностью полетов (далее - РУБП), которое должно соответствовать объему и сложности выполнения полетов и включать в себя:

обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов;

перечень сведений в области безопасности полетов, порядок их учета и хранения;

источники данных для получения сведений в области безопасности полетов;

порядок выявления факторов опасности;

порядок сбора данных о факторах опасности;

порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска;

порядок разработки мероприятий по снижению риска;

порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска;

порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска.

2.14. Эксплуатант должен организовать заправку воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами. При выполнении полетов на воздушных судах с электрическими двигателями требования данного пункта к эксплуатантам не применяются.

2.15. Эксплуатант должен установить порядок предоставления экипажам воздушных судов метеорологической и аэронавигационной информации.

2.16. Эксплуатант должен разработать и утвердить свою внутреннюю организационную структуру, обеспечить в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации, подготовку и выполнение полетов, формировать экипажи воздушных судов.

2.17. Эксплуатант должен реализовывать процедуры, обеспечивающие своевременное ознакомление персонала эксплуатанта с необходимой информацией, включая информацию о безопасности полетов, авиационной безопасности, изменениями в воздушном законодательстве Российской Федерации, правилами и иными нормативными правовыми актами государств, на территории которых осуществляется деятельность эксплуатанта, а также изменениями в руководствах эксплуатанта.

2.18. Эксплуатант должен обеспечить исполнение требований по обеспечению авиационной безопасности, утвержденных в соответствии с главой XII Воздушного кодекса Российской Федерации.

2.19. Эксплуатант должен разработать и утвердить программу авиационной безопасности, содержащую комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, видов авиационных работ. Программа авиационной безопасности согласовывается уполномоченным органом.

2.20. Эксплуатант должен организовать для выполнения авиационных работ за пределами Российской Федерации подготовку специалистов, включая лиц из числа авиационного персонала к выполнению международных полетов и полетов в пределах иностранного государства.

2.21. Эксплуатант должен организовать при выполнении авиационных работ, требующих выполнение полетов в воздушном пространстве иностранного государства, не использующего при ведении радиотелефонной связи русского языка, подготовку авиационного персонала по владению английского языка в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии со статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также изучение правил, изложенных в сборниках аэронавигационной информации государства, в воздушном пространстве которого планируется выполнять полеты.

2.22. Эксплуатант должен допускать к выполнению авиационных работ в воздушном пространстве иностранного государства, не использующем при ведении радиотелефонной связи русский язык, авиационный персонал, продемонстрировавший знания английского языка на уровне не ниже четвертого уровня по шкале Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО) и обладающий соответствующей отметкой в свидетельстве авиационного персонала.

2.23. Эксплуатант должен до начала выполнения авиационных работ за пределами Российской Федерации обеспечить соответствие воздушных судов, привлекаемых для данных полетов, техническим требованиям к оснащению воздушных судов оборудованием и системами в соответствии с законодательством иностранного государства, в воздушном пространстве которого планируется выполнение авиационных работ.

2.24. Эксплуатант периодически подтверждает соответствие требованиям настоящих Правил путем проведения уполномоченным органом плановых и внеплановых выездов к эксплуатанту, а также путем мониторинга уполномоченным органом основных данных, представляемых эксплуатантом в электронном виде.

Для подтверждения соответствия требованиям настоящих Правил путем мониторинга уполномоченным органом основных данных, эксплуатант обеспечивает актуализацию и представление в уполномоченный орган электронных заявлений, предусмотренных пунктом 3.3 настоящих Правил, не реже одного раза в три месяца.

2.25. Плановые выезды к эксплуатанту осуществляются в соответствии с годовым планом, утвержденным руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им должностным лицом, но не реже одного раза в 2 года. Утвержденный план выездов размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Внеплановые выезды проводятся уполномоченным органом в случаях выявления риска угрозы безопасности при выполнении эксплуатантом предусмотренных сертификатом эксплуатанта видов авиационных работ.

2.26. Плановые и внеплановые выезды проводятся с использованием контрольных карт, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил.

2.27. Эксплуатант должен обеспечить для представителей уполномоченного органа возможность проведения плановых и внеплановых выездов, предусмотренных пунктом 2.24 настоящих Правил, включая обеспечение доступа на объекты и воздушные суда эксплуатанта.

2.28. Результат планового и внепланового выезда оформляется актом, который утверждается руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им должностным лицом. К акту прилагаются контрольные карты, указанные в пункте 2.26 настоящих Правил.

В случае если по результатам планового или внепланового выезда установлено несоответствие эксплуатанта требованиям настоящих Правил, то эксплуатант в срок, указанный в акте проверки, представляет в уполномоченный орган отчет об устранении выявленных несоответствий и замечаний.

Срок устранения несоответствий и замечаний не должен превышать 90 календарных дней с даты утверждения акта.

III. Порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих авиационные работы, требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта

3.1. Процедура выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих авиационные работы, требованиям федеральных авиационных правил (далее - заявитель) предусматривает:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: