Целевое государственное финансирование в виде оставления денежных пособий относится

Обновлено: 02.05.2024

8. КРИВАЯ, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ, КАЖДАЯ ТОЧКА КОТОРОЙ ПОКАЗЫВАЕТ, КАКУЮ ДОЛЮ В СУММАРНОМ ДОХОДЕ ИМЕЕТ ТО ИЛИ ИНОЕ ЧИСЛО СЕМЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ УРОВНЕМ ДОХОДА, - ЭТО

1) кривая Лаффера

3)криваяЛоренца
4) кривая совокупного спроса

5) что-либо другое

9. ПРИ КАКОМ ГОДОВОМ УРОВНЕ ИНФЛЯЦИИ НЕ СТОИТ ВКЛАДЫВАТЬ СВОИ СБЕРЕЖЕНИЯ В БАНК, ЕСЛИ ИЗВЕСТНО, ЧТО, ВЛОЖИВ 100 ТЫС. РУБ. В БАНК, ЧЕРЕЗ ГОД МОЖНО ПОЛУЧИТЬ 120 ТЫС. РУБ.

4) определенно сказать нельзя

10. КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ ВЫРОС В РОССИИ С 0,22 ДО 0,35. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО:

1) среднедушевые реальные доходы уменьшились
2) среднедушевые реальные доходы уменьшились
3) дифференциации доходов усилилась
4) доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума, снизился.

11. ЕСЛИ КРИВАЯ ЛОРЕНЦА СДВИНУЛАСЬ ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ДАЛЬШЕ ОТ БИССЕКТРИСЫ, ЭТО ОЗНАЧАЕТ:

1) достижение большего социального равенства
2) усиление дифференциации доходов населения
3) повышение жизненного уровня населения
4) снижение жизненного уровня населения

12. ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРИВАЯ ЛОРЕНЦА СМЕСТИТСЯ:
1) вверх и коэффициент Джини уменьшится
2) вниз и коэффициент Джини увеличится
3) останется без изменения
4) вниз для малообеспеченных семей и вверх – для богатых

13. КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА ПРОГОЕССИВНЫЙ НАЛОГ?
1) усиливает неравенство в распределении дохода
2) не оказывает никакого воздействия
3) способствует более равномерному распределению дохода
4) нельзя дать однозначный ответ

14. ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ТИП СЕМЬИ В РФ- ….СЕМЬЯ
1)многодетная
2)нуклеарная
3)осколочная (неполная)

4) нет верного ответа

15. ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ- ЭТО….
1)меры по обеспечению социальной политики со стороны населения и властей
2)борьба с контрабандой, преступностью и различными формами рабства
3)комплекс социальных льгот, выплат и других пособий нуждающимся категориям населения

4) нет верного ответа

16. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ:
1)выявление и смягчение противоречий между властью, бизнесом и обществом
2)эффективное вложение средств в «человеческий капитал».
3)механизм распределения ограниченных ресурсов для оказания реципиентам определенного объема и качества общественных услуг

4) нет верного ответа

17. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА- ЭТО…
1)совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих групп населения и общественных институтов
2)движение во времени и пространстве определенной совокупности социальных факторов
3)система мер, направленных на создание условий для удовлетворения жизненных потребностей населения

4) нет верного ответа

18. ЦЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
1)удовлетворение потребительских ожиданий всех слоев общества
2)поддержка незащищенных слоев населения
3)увеличение государственных ассигнований на социальные нужды общества

4) все ответы верны

19. СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР- ЭТО…..
1)скрытая причина, мешающая позитивным переменам в социальной сфере
2)взаимодействие личностей с социальной сферой с целью получения услуг
3)набор условий направленных на повышение уровня жизни населения

4) нет верного ответа

20. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – ЭТО…
1)комплекс властных институтов в социальной сфере.
2)воздействие на процессы в социальной сфере для поддержания жизнеобеспечения всех участников общественной жизни
3)комплекс социальных льгот, пособий и других выплат

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Внимание! Часть данных в таблице в процессе обновления.

Вид пособия Размер пособия, руб.
1 * Единовременное пособие женщинам вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности 708.23
2 * Единовременное пособие при рождении ребенка 18886.32 (до 31.01), 20472.77 (с 01.02)
3 ** Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком, рассчитанный из МРОТ 7082.85 (до 31.01), 7677.81 (с 01.02)
4 ** Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 29600.48 (до 31.01), 31282.82 (с 01.02)
5 Минимальное пособие по беременности и родам 63932.40
6 Максимальное пособие по беременности и родам 499084.40
7 Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП 708.23
8 Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 18886.32 (до 31.01), 20472.77 (с 01.02)
9 Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами 144306.88 (до 31.01), 156428.66(с 01.02)
10 Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 29908.46 (до 31.01), 32420.77 (с 01.02)
11 Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 12817.91 (до 31.01), 13894.61 (с 01.02)
12 * Ежемесячные компенсационные выплаты на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с 01.01.2020 года назначение пособия отменено, однако если оно было назначено раньше, то выплачиваться продолжится) 50.00
13 * Материнский (семейный) капитал за первого ребенка 524527.90 (с 01.02)
14 * Материнский (семейный) капитал за второго ребенка 693144.10 (с учетом размера маткапитала за первого ребенка, рожденного/усыновленного с 01.01.2020 или при условии, что первый ребенок был рожден/усыновлен до 01.01.2020)
15 * Материнский (семейный) капитал за третьего и последующих детей 693144.10 (при условии, что ранее право на дополнительные меры господдержки не возникло)
16 Минимальный среднедневной заработок 456.66
17 Максимальный среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности 2572,60
18 Минимальное пособие по безработице 1500.00
19 Максимальное пособие по безработице 12792.00 (в первые 3 месяца периода безработицы), 5000.00 (в следующие 3 месяца периода безработицы)
20 Максимальное пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста 12792.00
21 * Максимальный размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 108600.52 (до 31.01), 117722.96 (с 01.02)
22 * Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 83502.90 (до 31.01), 90517.14 (с 01.02)
23 * Социальное пособие на погребение 6424.98 (до 31.01), 6964.68 (с 01.02)
24 Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС 1032000.00

* Плюс районный коэффициент.

** Плюс районный коэффициент, если он ещё не учтён при расчёте зарплаты.

Размеры государственных пособий и порядок их выплаты регламентируются различными нормативными актами как на федеральном, так и на региональном уровнях. Единого официального документа, который вмещал бы в себя все возможные формы и виды государственных пособий не существует. Однако на нашем сайте вы можете ознакомиться со справочником государственных пособий, выплачиваемых работодателями и иными органами в текущем и предшествующих годах, которые представляют собой выборку положений и норм о пособиях, инкорпорированных в разрозненные нормативные акты.

Виды пособий

Все пособия можно разделить:

  • на гарантированные государством вне зависимости от факта трудоустройства;
  • на выплачиваемые работодателями только трудоустроенным гражданам.

Естественно, что размеры пособий будут существенно различаться в зависимости от того, работает ли гражданин официально или является безработным.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «О государственных пособиях», все женщины имеют право на получение пособий по беременности и родам. При этом размер пособия будет определяться:

  • для официально работающих женщин исходя из 40% размера ежедневного заработка за последние два отработанных года, а для студенток очной формы обучения – исходя из размера стипендии;
  • для неработающих женщин исходя из установленного на региональном уровне МРОТ.

Примерно по той же схеме начисляются пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. То есть трудоустроенный родитель (опекун, усыновитель), оформляющий отпуск по уходу за ребенком, может рассчитывать на минимальное пособие, а трудоустроенный – на пособие от работодателя, исходя из 40% от ежедневного заработка за два предыдущих года.

Важно! Закон ограничивает право граждан РФ получать более одного пособия одновременно. Поэтому, если родитель (опекун, усыновитель, иной родственник, принимающий на себя заботу о ребенке) получает, например, пособие по безработице и хочет оформить пособие по беременности и родам, ему потребуется сняться с учета в центре занятости.

С предельными значениями пособий по беременности, родам и уходу за ребенком вы можете ознакомиться в представленной таблице.

Куда обратиться

Заявления о назначении пособия работающие граждане передают работодателю по месту своего трудоустройства, а неработающие – в отдел социальной защиты населения по месту прописки.

На что не могут претендовать неработающие

Существует ряд единовременных выплат, правом на получение которых обладают только лица:

  • работающие по трудовому договору или ИП;
  • поставленные на учет в качестве безработных в течение последних 12 месяцев в результате ликвидации предприятия;
  • студенты очной формы обучения;
  • Осуществляющие уход за нетрудоспособным членом семьи;
  • жены военнослужащих.

К этой категории выплат относятся:

  • единовременная выплата в связи с рождением ребенка;
  • единовременная выплата в связи с ранней постановкой в женской консультации.

Единовременные выплаты для всех категорий граждан

Вне зависимости от факта трудоустройства все граждане могут претендовать:

  • на получение единовременного пособия по усыновлению;
  • на получение единовременного пособия по усыновлению
  • на получение материнского капитала;
  • на ежемесячные выплаты на вторых, третьих и далее по счету детей.

Иные виды пособий

Все иные виды государственных пособий также дифференцированы по признаку (статусу) получателя. Так:

Индексация

Ежегодно, 1 февраля, Правительство РФ принимает постановление об утверждении коэффициента индексации пособий.

В тексте Постановления всегда приводится список Федеральных законов, регламентирующих индексацию по тому или иному виду государственных пособий.

Кем устанавливается размер пособия

Размер любого вида пособия устанавливается источником его финансирования. Так, к источникам финансирования относятся:

  • внебюджетные фонды СС;
  • бюджетные фонды на уровне государства, регионов и муниципалитетов;
  • средства работодателя в случае назначений пособий, обусловленных коллективным или индивидуальным трудовым договором.

К сведению! Пособия, выплачиваемые муниципалитетами или работодателями в силу условий договора с работником, не входят в число государственных пособий и расцениваются, с точки зрения закона, как дополнительные пособия.

Законодательство не содержит строгой регламентации порядка назначения пособий и предоставляет источникам финансирования несколько вариантов назначения пособий, а именно:

  • на основании базовой (твердой) суммы. Именно так начисляются все виды единовременных пособий. Источником определения этой базовой суммы является МРОТ;
  • на основании установленного прожиточного минимума. Например, размер пособия по безработице составляет от 20 до 40% прожиточного минимума;
  • исходя из размера заработной платы, о чем мы говорили выше. Так, выплаты по больничным листам составляют от 60 до 100% от заработка, 40% от дневного заработка женщины при назначении пособия по беременности и родам.

На окончательный размер пособия влияют:

  • размер индексации;
  • районный коэффициент;
  • региональный МРОТ и прожиточный минимум;

Кроме того, при определении размера пособия могут учитываться и иные условия, например, причина увольнения, нуждаемость или наличие трудового стажа.

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 "Целевое финансирование".

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 "Целевое финансирование" отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов

Субсидия – это денежные выплаты, которые предоставляются за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов, предназначенные юридическим и физическим лицам, местным органам власти или другим государствам.

Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

субсидии выделяются на строго определенные цели (денежные средства, выделенные на определенную цель, не могут быть потрачены ни на что другое);

денежные средства предоставляются безвозмездно (то есть выдача субсидий не предусматривает возврата денежных средств или процентов за пользование субсидией. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

субсидия является софинансирующим инструментом (т. е. не полностью «закрывает» ту или иную финансовую «дыру», а выступает в качестве дополнительного финансирования).

выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

Виды субсидий

Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

1. Субсидирование в зависимости от объекта-получателя финансирования:

субсидирование бюджета одного уровня бюджетом другого уровня;

субсидирование физических и юридических лиц.

2. Субсидирование в зависимости от формы предоставления денежной помощи:

Прямое субсидирование (прямые субсидии); и

Косвенное субсидирование (косвенные субсидии).

Прямые субсидии

Прямые субсидии, как правило, используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), или для внедрения в производство новых технологий и для переподготовки кадров.

То есть, прямые субсидии направлены на финансирование науки, переподготовку кадров, модернизацию производства и прочие направления, важные для функционирования государства.

Косвенное субсидирование

Косвенное субсидирование осуществляется государством с использованием средств налоговой и денежно-кредитной политики.

Государство предоставляет льготы при налогообложении прибыли компаний, выдает фирмам кредиты на льготных условиях, осуществляет возврат прямых налогов и таможенных пошлин.

То есть, косвенные субсидии являются не явной формой финансирования, а опосредованной: через предоставление налоговых льгот, возврата уплаченных пошлин, кредитование на льготных условиях и т.д.

Цели предоставления субсидий

Цели предоставления субсидий могут быть разными.

Так, в основном финансирование осуществляется ради:

оказания материальной помощи нуждающимся гражданам страны;

оказание поддержки юридическим лицам (например, предоставление льгот по налогообложению для предприятий малого бизнеса);

финансирования бюджетов нижестоящего уровня (например, софинансирование проектов, реализуемых в определенной отрасли экономики, и т.д.).

Таким образом, цели субсидирования могут быть различными, но предоставление субсидий всегда направлено на поддержание нуждающихся в материальной помощи физических лиц, компаний, или бюджета.

Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

на покупку или строительство жилья;

на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

помощь лицам с группой инвалидности;

малообеспеченным слоям населения;

компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

Кто может претендовать на получение субсидии

В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

- малообеспеченные граждане. При этом выделение средств на поддержание их жизни производится из бюджетов:

субъекта Российской Федерации, на территории которого живет нуждающееся лицо;

- граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

- граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

- официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

- граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

Порядок действий при оформлении субсидии

Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

Основания для прекращения выплаты субсидии

Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

заявитель предоставил ложную информацию;

если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: