Верховный суд рсфср 1922 это

Обновлено: 25.04.2024

Проведение Судебной реформы 1922 г. обусловлено изменив­шимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректному применению аналогии.

Реформирование судебной системы диктовалось пестротой су­дебных органов и вследствие этого отсутствием единой судебной практики. Ко времени проведения реформы действовали: народный суд в составе постоянного народного судьи, народный суд в составе постоянного народною судьи и двух очередных народных заседате­лей, народный суд в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей, камера народного судьи при ЧК, дежурная камера народного суда, особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета на­родных сулей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных на­родному суду, губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения на­родного суда) и находящиеся при них особые сессии народного су­да, губернские трибуналы, военные трибуналы, военно­транспортные трибуналы, единый Верховный трибунал при ВЦП К, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции.

В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике — Наркомат юс­тиции, в губерниях — губернские отделы юстиции, в уездах — уезд­ные бюро юстиции.

Таким образом, к концу 1922 г. сложились две системы судеб­ных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губерн­ского совета народных судей и Высшего судебного контроля в лице

Наркомюста, и революционные трибуналы в крупных центрах, а также Верховный революционный трибунал при ВНИК, являвший­ся судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассаци­онной инстанцией для всех революционных трибуналов.

Большое количество нормативных актов, касающихся реоргани­зации судебных органов республики, — явление характерное для 1920-х годов. И это вполне объяснимо — шел процесс поиска наи­более приемлемых форм деятельности новых советских судов.

РСФСР являлась ведущей республикой в Союзе ССР. Практи­чески 90% проводимых в ней реорганизаций воспроизводились за­тем в других союзных республиках, что хорошо видно на примере реорганизации судебной системы.

22.2. Новая судебная система

По Положению о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 ян­варя 1923 г. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел соз­давались военные и военно-транспортные суды, земельные комис­сии. особые сессии народных судов (по трудовым делам), позднее — арбитражные комиссии.

В компетенцию действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по вопросам судебной практики.

Судебная реформа 1922 г. закрепила основные принципы орга­низации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому админи­стративно-территориальному делению.

22.3. Судейские кадры

Кадровому составу судей в этот период уделялось большое вни­мание. Так как первоначально при разрешении дел судья мог руко­водствоваться помимо декретов Советской власти революционной совестью и революционным сознанием, важно было осуществить подбор таких судей, жизненный и трудовой опыт которых свиде­тельствовал бы о наличии у них революционного правосознания. Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридиче­ское образование и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании предпочтение отдавалось рабочим и крсстья-

нам. Отмечался постоянный рост числа судей — членов партии (с 63% в 1923 г.

В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что состав­ляло 15,3% ко всему числу сотрудников Суда. Из них: рабочих — 13 человек (40,7%), интеллигентов и служащих — 17 (53%) и крестьян — 2 человека (6,3%). По образовательному цензу члены Верховного Суда распределялись следующим образом: высшее образование име­ли 11 человек (34,4%), с низшим и домашним образованием — 21 человек (65,6%). Все 32 человека — члены ВКП (6), причем 22 с партийным стажем до 1917 г. Бывших членов других партий (в пе­риод до 1917 г.) — 4 человека [480] [481] [482] .

Любопытны и факты деятельности Верховного Суда в начале его работы. Объем представленных дел оказался весьма велик, если не сказать огромен. По всем коллегиям (включая и дисциплинар­ную) принято было к производству 19 021 дело, что вместе с остав­шимися в производстве на 1 января 1924 г. 1090 делами составило 20 111 дел. Цифра достаточно впечатляюшая. учитывая небольшой численный состав коллегий’.

Что касается рассмогрения судебных дел по республике в це­лом, можно отметить, что по «52 губерниям и областям РСФСР в народные суды поступало в среднем около 3 млн дел в год». Стати­стика показывает, что народные суды по составу возглавлявших их лин являлись действительно рабоче-крестьянскими с весьма значи­тельной партийной прослойкой. По данным Наркомюста на 1 ок­тября 1925 г., среди нарсудей 86,3% — рабочие и крестьяне. 83.3% — члены и кандидаты ВКП (б) [483] .

Однако данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только юридического, но и образования вообще.

Поэтому тезис коммунистической партии «О дальнейшем укре­плении социалистической законности» с людьми, большинство ко­торых не имели понятия о законах, был явно невыполнимым. Это подтверждает и тезис Наркома юстиции РСФСР Д. Курского, вы­сказанный им в речи на IV Всероссийском съезде деятелей совет­ской юстиции в 1922 г.

В частности, он заявил: «Если мы будем говорить только о революционной законности, а законов не будет, то это будет весьма эффектное слово, но не больше. Необходимо иметь твердую и в достаточной степени разработанную систему

норм, чтобы не только говорить о революционной законности, но и проводить ее в жизнь».

К кандидату на пост народного судьи предъявлялись следующие требования. Им мог стать неопороченный но суду гражданин РСФСР, независимо от пола, расы и национальной принадлежно­сти, который отвечал бы следующим условиям: обладал активным и пассивным избирательным правом; имел двухлетний опыт ответст­венной политической работы в рабоче-крестьянских, обществен­ных. профессиональных или партийных организациях или трехлет­ний стаж практической работы в органах советской юстиции на должности нс ниже народного следователя.

Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мо­тивированному предложению Наркоматом юстиции. Примерно такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседа­тели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав. 50% народных заседателей должны были быть представлены рабочими, 35% — сельским населением и 15% — военнослужащими. Каждый народный заседатель мог участвовать в судебных заседаниях не более шесто дней в году. Ранее существовавшая жеребьевка для определения очередности привлечения народных заседателей в суд была отменена. После принятия Положения о судоустройстве РСФСР народные заседатели привлекались по списку, составленному для каж­дого участка народного суда в алфавитном порядке 1 .

Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условиях новой экономической политики изменилось соотно­шение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количест­во последних. К 1 октября 1923 г. поступление уголовных дел сни­зилось до 67%, а гражданских — увеличилось до 33%. Что касается уголовных дел, то появилась новая категория «злоупотребление нэпом». Так, в период с 15 по 18 декабря 1921 г. особая сессия на­родного суда, состоявшая при Совете народных судей г. Москвы, рассматривала дела по обвинению 35 частных предпринимателей, которые обвинялись в нарушении Кодекса законов о труде (1918 г.), эксплуатации подростков и женщин, удлинении рабочего дня и в других нарушениях советских законов. Эти дела были воз­буждены по инициативе отдела охраны труда профсоюзов. Особая сессия народного суда признала предъявленные обвинения боль­шинству из обвиняемых доказанными и приговорила их к принуди­тельным работам и штрафам.

Особенностью уголовной политики того времени являлась мяг­кость наказаний. Так. лишение свободы, как правило, назначалось на короткие сроки. В 1922 г. осуждено на срок до одного года 22,9%, в нервом полугодии 1923 г. — 21% подсудимых 1 .

Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»:

2) специальные суды:

а) военные трибуналы;

б) военно-транспортные трибуналы;

в) трудовые сессии народных судов;

г) земельные комиссии;

д) арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Трехзвенная структура общих судов

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1) надзор за законностью решений и приговоров судов;

2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1) кодификация законодательства СССР;

2) юридические консультации;

3) обязательные заключения для СНК СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.)

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.) Рассматриваемый этап с победы Великой Октябрьской революции до принятия первого советского УК 1922 г. представляет значительный интерес как период рождения первого в мировой истории социалистического

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная работа. Уже в июне 1920 г. вопрос о разработке Уголовного кодекса выносится на рассмотрение III Всероссийского съезда деятелей юстиции. Было разработано несколько

55. Судебная реформа 1864 г

55. Судебная реформа 1864 г До середины XIX в. система судоустройства развивалась в России согласно с Учреждением о губерниях 1775 г. Это Учреждение предполагало сложную систему сословных судов и административных органов. В самом судопроизводстве превалировала теория

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 31 октября 1922 г., дало начало новой судебной реформе:— народный суд в составе постоянного народного судьи;— народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных

Таможенный тариф 1922 г.

Таможенный тариф 1922 г. В 1922 г. таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу, который просуществовал до начала 1924 г.Согласно данному тарифу в интересах защиты сельскохозяйственного производства допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам) До 1861 г. на рассмотрение Госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в

76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г

76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г 1920-е гг. – период НЭПа. Появились некоторые черты капиталистической формы хозяйствования,

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник * * *Родился в потомственной дворянской семье. Образование получил в Училище Св. Петра и на юридическом факультете С.-Петербургского университета, который окончил в 1878 со степенью кандидата прав. Службу

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник * * *Родился в семье потомственного дворянина Орловской губернии. Получил образование в престижном учебном заведении — Императорском Александровском (бывшем Царскосельском) лицее. В 1878 начал службу в

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные

Судебная реформа 1872–1875 гг.

Судебная реформа 1872–1875 гг. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США Американские журналисты любят называть десятилетие после первой мировой войны «десятилетием беззакония». На протяжении этих десяти лет история преступности в Соединенных Штатах отмечает целый ряд преступлений, названных

Перечисленные органы не были единственными инстанциями, где велось судопроизводство. Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.

Состав Верховного Суда РСФСР был таков: Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военная, военно — транспортная и дисциплинарная. Состав Верховного Суда избирался ВЦИК.

Верховный Суд РСФСР считался:

надзорной инстанцией для всех судебных органов;

кассационной — для губернских судов;

первой инстанцией по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик.

На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

Положение о судоустройстве изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов.

Но сохранились военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

Осуществление предварительного следствия было возложено на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

56. Реформа органов городского управления 1870 г

56. Реформа органов городского управления 1870 г Городская реформа 1870 г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.Городовое положение предусматривало создание системы органов городского самоуправления, состоящей из городского избирательного

84. Реорганизация органов юстиции

84. Реорганизация органов юстиции В связи с окончанием Гражданской войны XIX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК. Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД.ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

Таможенный тариф 1922 г.

Таможенный тариф 1922 г. В 1922 г. таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу, который просуществовал до начала 1924 г.Согласно данному тарифу в интересах защиты сельскохозяйственного производства допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных

Таможенный устав СССР 1924 г.

Таможенный устав СССР 1924 г. Регулировал правовое положение таможенного дела в СССР. Устав сыграл положительную роль в становлении таможенной охраны и послужил основой дальнейшего совершенствования нормативных документов и порядке осуществления государственного

107. Задачи, система и основные функции органов юстиции

107. Задачи, система и основные функции органов юстиции «Юстиция» – термин, использующийся в юридической литературе для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия. Поэтому утверждения, встречающиеся в некоторых

2. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции

2. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере юстиции, а также координирующим

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

75. Судебная реформа 1922 г

75. Судебная реформа 1922 г Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»:1) общие суды;2) специальные суды:а) военные трибуналы;б) военно-транспортные трибуналы;в) трудовые сессии народных

76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г

76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г 1920-е гг. – период НЭПа. Появились некоторые черты капиталистической формы хозяйствования,

77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г

77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство.В 1922 г. начал действовать первый УК РСФСР.В структуру данного

80. Конституция СССР 1924 г

80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные

В 1922 г. судебная система РСФСР подверглась в ходе судебной реформы значительным изменениям. 31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил «Положение о судоустройстве РСФСР», которое вводилось в действие с 1 января 1923 г. Этим нормативным актом создавалась новая судебная система, состоявшая из 3 звеньев:

1. Народный суд (в уезде – районе). Он функционировал в составе или постоянного народного судьи, или постоянного народного судьи и 2 заседателей. Судьи и заседатели избирались Губисполкомами на 1 год с правом переизбрания из числа граждан, обладавших избирательными правами. Этот суд в качестве суда первой инстанции рассматривал основную массу уголовных и гражданских дел.

2. Губернский (позднее «областной» или «краевой») суд. Его состав, порядок комплектования был аналогичен народному суду. Он являлся судом первой инстанции по сложным гражданским делам и особо тяжким уголовным преступлением; а также был кассационной инстанцией и органом судебного управления по отношению к народным судам.

3. Верховный суд РСФСР. Он включал Президиум, Пленум и 7 Коллегий (2 судебные – по уголовным и гражданским делам; 2 кассационные - по уголовным и гражданским делам; военную, военно-транспортную в качестве надзорных и кассационных инстанций соответствующих трибуналов и дисциплинарную). Состав Верховного суда избирался ВЦИКом. Он выступал судом первой инстанции по делам государственной важности; кассационной инстанцией по отношению к губернским судам и надзорной инстанцией по отношению ко всем судебным органам РСФСР.

29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства СССР и Союзных Республик», согласно которым на судебные органы наряду с классовыми задачами (ограждения завоеваний революции и рабоче-крестьянской власти) возлагалась (в связи с введением НЭПа) и задача «осуществления революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан». Существовавшая судебная система дополнялась «Высшими» (или «Главными») судами АССР и «Верховным судом СССР».

Параллельно с системой народных судов действовали в период НЭПа и специальные суды: «трудовые сессии народных судов» (для разбирательства трудовых споров); «земельные комиссии» (для разбирательства земельных споров); «Высшие арбитражные комиссии» при СТО СССР и «Экономических совещаниях» республик (для разбирательства хозяйственных споров между государственными учреждениями и предприятиями).

Осуществление предварительного следствия возлагалось теперь на «народных следователей» (в уезде – районе); «старших следователей» (в губернии, области, крае); «следователей по важнейшим делам» (при Верховном суде РСФСР). Деятельность следователей находилась под контролем прокуратуры и губернских судов.

Трибуналы из органов чрезвычайной юстиции превращались в судебные органы специальной подсудности. В 1922 г. все трибуналы, кроме военно-транспортных и военных, были упразднены. Их функции были переданы судам.

Проведение Судебной реформы 1922 г. обусловлено изменившимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректном) применению аналогии. Был взят курс на укрепление так называемой «революционной законности».

Реформирование судебной системы диктовалось пестротой судебных органов и вследствие этого отсутствием единой судебной практики. Ко времени проведения реформы действовали: народный суд в составе постоянного народного судьи, народный суд в составе постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей, народный суд в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей, камера народного судьи при ЧК, дежурная камера народного суда, особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду, губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда, губернские трибуналы, военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, единый Верховный трибунал при ВЦИК, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции. В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике — Наркомат юстиции, в губерниях — губернские отделы юстиции, в уездах — уездные бюро юстиции.

Таким образом, к концу 1922 г. сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего судебного контроля в лице Наркомюста, и революционные трибуналы в крупных центрах, а также Верховный революционный трибунал при ВЦИК, валявшийся судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех революционных трибуналов.

Большое количество нормативных актов, касающихся реорганизации судебных органов республики, — явление характерное для 1920-х годов. И это вполне объяснимо — шел процесс поиска наиболее приемлемых форм деятельности новых советских судов.

РСФСР являлась ведущей республикой в Союзе ССР. Практически 90% проводимых в ней реорганизаций воспроизводились затем в других союзных республиках, что хорошо видно на примере реорганизации судебной системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: