Бюджетная организация выиграла суд как по исполнительному листу сделать проводки

Обновлено: 26.04.2024

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, могут быть различными: о взыскании алиментных обязательств, штрафных санкций за административное правонарушение, налоговых платежей, о возмещении причиненного вреда. Как действовать учреждению при поступлении исполнительных листов? Каковы особенности расчета удержаний по ним? Как отразить в бюджетном учете начисление таких удержаний и перечисление удержанных сумм взыскателю? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Правила взыскания по исполнительным документам.

Основным нормативным актом, регламентирующим удержания по исполнительным листам, выступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Согласно его положениям в учреждение, выплачивающее сотруднику-должнику заработную плату, стипендию или иные выплаты, исполнительный документ может поступить:

1) от непосредственного взыскателя (п. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) в случае:

взыскания периодических платежей;

взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных налогов, сборов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ);

2) от судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ) в случае:

взыскания периодических платежей;

взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;

отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов. Помимо копии исполнительного листа пристав-исполнитель направляет в учреждение по месту получения дохода (разд. IV Методических рекомендаций):

постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника;

копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей (если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам. Такая памятка приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

Алгоритм действий при поступлении исполнительного листа.

При поступлении исполнительного листа учреждению, производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо выполнить следующее:

1) зарегистрировать в специальном журнале поступившие документы: постановление и копию исполнительного документа (п. I Памятки). Форму журнала учреждению придется разработать самостоятельно, поскольку унифицированной формы нет. За образец можно взять старую форму (несмотря на то, что она уже не действует, содержащиеся в ней реквизиты до сих пор актуальны);

3) ознакомить работника-должника с исполнительным листом под подпись (п. 3 ч. 1 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0);

4) передать исполнительные документы бухгалтеру под подпись для осуществления расчета удержаний из заработной платы и иных доходов работника-должника (п. I Памятки);

5) обеспечить хранение исполнительных документов как документов строгой отчетности (в сейфах) (п. I Памятки).

Расчет удержаний по исполнительным листам.

При расчете удержаний по исполнительным листам необходимо учитывать:

1) перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание;

2) ограничения по размерам удержаний;

3) очередность удовлетворения требований взыскателя.

Перечень доходов должника, с которых не производятся удержания.

Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в связи со смертью кормильца;

денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

компенсационные выплаты за бюджетный счет гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);

денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в частности, в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с рождением ребенка, смертью родных, регистрацией брака);

пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также выплачиваемой в виде гуманитарной помощи;

суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

прочие виды доходов, которые включены в закрытый перечень, приведенный в ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

При удержании алиментов на несовершеннолетних детей также надо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Ограничения по размерам удержаний.

Они установлены ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ.

По общему правилу в целях погашения задолженности по исполнительным листам из заработной платы и иных доходов должника не может быть удержано более 50 %. Исключением являются случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца и возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 %.

Стоит учитывать, что размер удержаний исчисляется из суммы доходов, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Очередность при удержании средств.

Если на одного работника поступило несколько исполнительных листов, удержание средств осуществляется в соответствии с установленной ст. 111 Закона № 229-ФЗ очередностью удовлетворения требований взыскателя:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь – требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь – требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь – все остальные требования.

Стоит отметить, что требования каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения долга предыдущей очереди в полном объеме. В рамках одной очереди (при наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (п. 2, 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Рассмотрим порядок расчета удержаний на примере.

В июне 2018 года в казенное учреждение поступили два исполнительных документа на одного работника:

первое – о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25 % зарплаты;

второе – о взыскании налоговых платежей. Задолженность по налогу на имущество составляет 10 000 руб.

В июне работнику начислены следующие выплаты:

пособие по временной нетрудоспособности – 4 000 руб.;

материальная помощь в связи с рождением ребенка – 7 000 руб.

Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, составила 2 106 руб.

При взыскании средств по исполнительным документам в доход не включается величина материальной помощи. Кроме того, расчет выполняется исходя из суммы доходов, оставшейся после удержания НДФЛ. Таким образом, сумма доходов, из которых производится удержание по исполнительным документам, составит 16 894 руб. (15 000 + 4 000 - 2 106).

Максимально возможная сумма удержаний по исполнительным листам равна 8 447 руб. (16 894 руб. x 50 %).

Сумма удержаний по первому исполнительному листу равна 4 223,5 руб. (16 894 руб. x 25 %).

По второму исполнительному листу можно удержать не более 4 223,5 руб. (8 447 - 4 223,5).

Оставшаяся часть задолженности по налоговым платежам в размере 5 776,5 руб. (10 000 - 4 223,5) будет удержана в следующих месяцах после удержания алиментов.

В соответствии с п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Стоит отметить, что в силу пп. 3 и 16 п. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов. В связи с этим при расчете суммы взысканий бухгалтеры должны быть предельно внимательны.

Сроки осуществления удержаний и порядок их отражения в учете.

Согласно п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ организации, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. В трехдневный срок со дня осуществления выплат в пользу должника они обязаны переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Взысканные по исполнительному листу суммы могут быть перечислены взыскателю по почте или на его счет в банке. Информация о реквизитах, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, должна содержаться в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника (пп. 9 п. II Памятки).

Фактический адрес взыскателя является обязательным реквизитом исполнительного документа (ст. 13 Закона № 229-ФЗ). Получается, что если исполнительные документы не содержат ни адрес взыскателя, ни банковские реквизиты взыскателя, то учреждение, осуществляющее выплаты в пользу работника-должника, не обязано перечислять исчисленные суммы удержаний. Вместе с тем в пп. 9 п. II Памятки рекомендуется в случае, когда адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, перечислять алименты на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП.

В соответствии с п. 273 Инструкции № 157н для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей для безналичного перечисления по исполнительным листам и другим документам применяется счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Согласно п. 108 Инструкции № 162н в бюджетном учете казенного учреждения данный счет отражается в корреспонденции:

с дебетом счета 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» – при начислении удержаний по исполнительным листам;

с кредитом счетов 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 1 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» – при перечислении удержанных сумм.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по начислению и перечислению удержаний по исполнительным листам на примере.

На основании исполнительного листа казенное учреждение ежемесячно удерживает из заработной платы сотрудника алименты в размере 25 % от его заработной платы, которая составляет 20 000 руб. Алименты отправляются получателю почтовым переводом через кассира. Почтовый сбор составляет 1 % от суммы алиментов.

В бюджетном учете казенного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа.
Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.
При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.
В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).
Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).
Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям - мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.
Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.
После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.
Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:
Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание - банковская выписка);
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- погашена сумма присужденных судебных расходов;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взыскан исполнительный сбор (основание - банковская выписка);
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.
Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

19 августа 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В состав судебных расходов входят государственные пошлины и связанные с рассмотрением дела судом судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся (ст. 106 АПК РФ):
- денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,
- расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,
- расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),
- расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и
- другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном статьями 101 и 110 АПК, ст. 333.40 НК РФ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бухгалтерском учёте бюджетного учреждения в 2019 году было отражено принятие к учету обязательств по возмещению судебных издержек истца в части расходов на оплату услуг представителя (на основании решения Арбитражного суда (вступило в силу 18.08.2019, поступило в учреждение в сентябре 2019 года)).
Исполнение обязательств будет по факту поступления исполнительного листа в 2020 году. Сумма компенсации судебных издержек истца и сама ее необходимость в исковом заявлении не заявлялись. В бухгалтерию была подана справка от юридической службы о том, что решение суда будет в пользу учреждения, на основании этого было принято решение не формировать резервы предстоящих расходов.
Операция была отражена с применением корреспонденции Дебет 00000000000000831.2.40120.297 Кредит 00000000000000831.2.30297.734. Исполнительный лист до конца финансового года в учреждение и в орган казначейства не поступил. Скорее всего, оплата учреждением требования по исполнительному листу будет произведена уже в 2020 году, после его направления в установленном порядке в адрес учреждения.
Необходимо ли в учете учреждения в 2019 году сформировать резерв предстоящих расходов по непоступившим исполнительным документам в части возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни? Какой корреспонденцией это отразить?


Обоснование вывода:
Счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Согласно п. 302.1 Инструкции N 157н на счете 0 401 60 000 могут отражаться предстоящие обязательства учреждения, возникающие вследствие принятия обязательств, в том числе возникающих из исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам).
Вместе с тем из определения понятия "резерв" следует, что резерв может формироваться, когда вследствие уже существующих (свершившихся) фактов хозяйственной жизни у организации бюджетной сферы возникает обязательство, сумма которого может быть обоснованно оценена (оценочное обязательство), то есть обязанность, исполнения которой организация не может избежать.
Формирование резервов на счете 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" при наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, обязателен (смотрите письмо Минфина России от 22.06.2016 N 02-06-10/23392).
При этом в соответствии с п. 166 Инструкции N 174н сумма отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств) отражается по кредиту счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)". Дальнейший учет обязательства, признанного в учете, осуществляется с последующей реклассификацией обязательства - принятое обязательство, принятое денежное обязательство. Определение указанных обязательств для целей бухгалтерского (бюджетного) учета содержится в п. 308 Инструкции N 157н.
Согласно п. 5 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (далее - казначейство).
В случае получения казначейством документов к исполнению должнику направляется уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя (п. 6 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ). Соответственно, должник может оплатить суммы, указанные в исполнительном документе, после подтверждения принятия такого документа казначейством.
Соответственно, отражать факт начисления задолженности перед взыскателем и принимать обязательство (денежное обязательство) учреждение обоснованно должно именно датой поступления уведомления в учреждение.
Таким образом, первичным документом, на основании которого может быть отражена задолженность перед взыскателем и принято обязательство (денежное обязательство) по оплате такой задолженности, является уведомление от казначейства о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению, до этого момента в учете учреждения числятся отложенные обязательства и резерв по предстоящим расходам.
Таким образом, при предъявлении исковых требований учреждение должно было сформировать резерв предстоящих расходов. Вместе с тем сумма компенсации судебных издержек истца и сама ее необходимость в исковом заявлении не заявлялись, юридическая служба учреждения была полностью уверена в благоприятном исходе судебного разбирательства, на основании этого формирование резерва в части оплаты компенсации судебных издержек истца учреждением не производилось.
По нашему мнению, решение суда, в котором, в частности, зафиксирована сумма компенсации судебных издержек истца, является достаточным основанием для формирования резерва предстоящих расходов. В то же время учреждение вместо того, чтобы сформировать резервы предстоящих расходов, отразило задолженность перед взыскателем за счет текущих расходов, что, по нашему мнению, является ошибкой. Согласно п.п. 28, 29 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 18 Инструкции N 157н исправление ошибки, допущенной в текущем году и требующей внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций), в зависимости от ее характера отражается дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной способом "Красное сторно", и дополнительной бухгалтерской записью.
Формирование сумм резерва по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, исков, отражается по дебету соответствующих счета 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" и кредиту счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 160.1 Инструкции N 174н).
Таким образом, проводки по исправлению выявленной ошибки и формированию резерва могут быть следующие:
1. Дебет 2 401 20 297 Кредит 2 302 97 734
- методом "Красное сторно" отражено исправление ошибки, связанной с отражением обязательства (признанием кредиторской задолженности);
2. Дебет 2 401 20 297 Кредит 2 401 60 297
- сформирован резерв предстоящих расходов.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

29 января 2020 г.

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа. Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.

При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.

В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).

Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).

Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям - мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.

Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.

После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.

Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:

Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание - банковская выписка);

Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- погашена сумма присужденных судебных расходов;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взыскан исполнительный сбор (основание - банковская выписка);

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.

Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

19 августа 2019 г.

*(1) В состав судебных расходов входят государственные пошлины и связанные с рассмотрением дела судом судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся (ст. 106 АПК РФ):

денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,

расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,

расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),

расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и

другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном статьями 101 и 110 АПК, ст. 333.40 НК РФ.

по принятию к учету земельного участка;

по погашению дебиторской задолженности;

по получению дохода от реализации земельного участка (данное имущество планируется реализовать)?

В статье 298 ГК РФ говорится, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение названного имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 131 ГК РФ).

Соответственно, земельный участок, который учреждение получило по судебному решению в счет погашения долга, является недвижимым имуществом, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Пунктом 71 Инструкции № 157н для отражения учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости), предусмотрен счет 0 103 13 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения». Отражение осуществляется на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по его кадастровой стоимости. Хотя земельный участок получен учреждением от сторонней организации в счет погашения дебиторской задолженности, он принимается к учету также по счету 0 103 13 000. По нашему мнению, в данном случае следует применять код вида деятельности 4.

Обратите внимание:

В отношении земельных участков, права пользования которыми в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации, документом-основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков) является, как считает Минфин, свидетельство о государственной регистрации права или сделки, в отношении иных земельных участков – иные правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком (Письмо от 23.01.2017 № 02-07-10/3362).

Пунктом 20 Инструкции № 174н установлено, что принятие к бухгалтерскому учету земельного участка отражается на основании первичных учетных документов (акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов):

Дебет счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».

Здесь же хотелось бы отметить, что Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ детализирована подстатьями 181 «Невыясненные поступления», 182 «Доходы от безвозмездного права пользования», 183 «Доходы от субсидии на иные цели», 184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений», 189 «Иные доходы». Положения Инструкции № 174н с учетом норм Приказа Минфина РФ № 255н пока не скорректированы. Если руководствоваться п. 20 Инструкции № 174н и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, то в данной ситуации при отражении суммы доходов применим счет 4 401 10 189. Кроме того, по нашему мнению, при отражении этой операции может использоваться счет 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Такое мнение основано на позиции Минфина, изложенной в Письме от 09.06.2017 № 02-06-05/35992, в отношении использования счета 0 401 10 172 при отражении суммы доходов при принятии к учету металлолома, полученного в ходе утилизации, хотя Инструкцией № 162н предусмотрено применение счета 0 401 10 180 «Прочие доходы». Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ установлено, что на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от операций с активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами), для отражения кассовых поступлений и выбытий она не применяется, что, собственно говоря, отвечает характеру рассматриваемой в вопросе ситуации.

Списание в учете суммы дебиторской задолженности предлагаем отразить так:

1. Отнесена сумма дебиторской задолженности на расчеты по ущербу компенсации затрат:

Дебет счета 2 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Кредит счета 2 205 30 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»

Инструкция № 174н такой корреспонденции счетов не содержит, однако, по нашему мнению, допустимо списать дебиторскую задолженность учреждения на счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» по аналогии с бухгалтерской записью, содержащейся в п. 109 данной инструкции. Записью по дебету счета 0 209 30 000 и кредиту счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000 отражается начисление задолженности по требованиям, возникшим по произведенным предварительным оплатам в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда). Поскольку имелось судебное решение, сумма причиненного учреждению действиями заказчика ущерба согласно применяемой методологии учета должна быть отражена на счете 0 209 00 000.

Инструкция № 174н предусматривает списание дебиторской задолженности, образовавшейся по счету 0 205 30 000, если задолженность учреждения по доходам признана в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (невостребованной кредиторами по доходам) (делается запись по дебету счета 0 401 10 173 и кредиту счета 0 205 00 000). В данном случае задолженность бюджетных учреждений была погашена, но не деньгами, а имуществом. Вот почему использовать такую корреспонденцию счетов, на наш взгляд, не совсем верно.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы считаем возможным в рассматриваемой ситуации отразить списание дебиторской задолженности посредством применения счета 0 209 00 000.

2. Произведено возмещение ущерба в натуральной форме (п. 113 Инструкции № 174н):

Дебет счета 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредит счета 2 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается собственником имущества. Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537, определено, что порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом устанавливается органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя. Например, если учреждение подведомственно Минкультуры, то согласование операции по реализации земельного участка должно производиться в порядке, утвержденном Приказом Минкультуры РФ от 10.09.2010 № 587.

Реализация земельного участка на счетах бухгалтерского учета отразится так (п. 22 Инструкции № 174н):

Дебет счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредит счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Начислены доходы от реализации земельного участка:

Дебет счета 2 205 73 000 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»

Кредит счета 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Поступление денежных средств отражается так:

Дебет счета 2 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

Кредит счета 2 205 73 000 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»

Если условиями сделки предусматривается рассрочка платежа, то сумма дохода начисляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 2 205 73 000 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»

Кредит счета 2 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»

При этом в период от момента передачи имущества согласно договору купли-продажи информацию о переданных объектах следует отражать на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (Письмо Минфина РФ от 15.07.2016 № 02-06-10/41837).

Далее по мере поступления платежей счет 0 205 71 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» уменьшается.

По факту прекращения права пользования земельным участком производится списание указанного имущества с баланса с одновременным уменьшением счета 26, при этом делается запись:

Дебет счета 2 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: