Сборники законов объединяющие нормы права относящиеся к определенной сфере деятельности государства

Обновлено: 27.03.2024

Цель лекции: рассмотреть основные направления развития правовой системы Российской империи в XVIII в. Понять ее специфику в связи с утверждением абсолютной монархии в России. Определить особенности регулирования гражданско-правовых отношений в условиях стремительного вхождения России в цивилизацию Нового времени.

План

1. Систематизация права Российской империи в XVIII в.

2. Изменения в правовом регулировании имущественных отношений в России XVIII в.

1. Систематизация права Российской империи в XVIII в.

Основным источником права на рубеже XVII-XVIII вв. оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. Однако утверждение абсолютной монархии и дальнейшее развитие России в рамках современной цивилизации требовало серьезных изменений в российском законодательстве. Поэтому круг источников права существенно изменялся, пополнялся новыми формами (указами, именными указами, регламентами, уставами, манифестами и др.).

Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Регламенты – это акты, определявшие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1720 г., регламент Главному магистрату от 16 января 1721 г., Духовный регламент от 29 января 1721 г. Уставы – это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства. Например, Устав о векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве 1781 г., Устав благочиния 1782 г. и др. В особо торжественных и важных случаях императоры издавали Манифесты. Например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

В условиях абсолютизма законодательная инициатива, принадлежала, прежде всего, монарху, а также распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии, действовавших под строгим контролем императора. Например, Петр 1 многие законы писал сам. Только один список Воинского устава 1716 г. содержал около 200 его поправок. Как видно из царского распорядка дня в 1721 г. четыре дня в неделю император занимался созданием Адмиралтейского регламента. Екатерина П, как отмечал профессор О.И. Чистяков слыла легисломанкой, т.е. страстью к изданию законов.

С 1649 по 1696 гг. было принято более полутора тысячи актов, имевших силу закона. За период правления Петра I вышли в свет более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти ХУШ в., особенно при Екатерине II в среднем ежегодно издавалось около двухсот нормативных актов. Возникли серьезные трудности в обобщении и толковании значительного массива разнородных и подчас взаимоисключающих норм. Требовалась систематизация огромного числа издаваемых актов.

Систематизация законодательства – это развитие и упорядочение действующей правовой системы. Известны несколько форм систематизации:

Инкорпорация – это такая систематизация, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в различные сборники в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). При этом содержание нормативного регулирования остается неизменным.

Консолидация – это форма совершенствования законодательства, заключающаяся в создании нового укрупненного акта, который не меняет правового регулирования, не вносит изменения и новеллы в действующее законодательство.

Кодификация – это форма совершенствования законодательства по существу, ее результатом является новый сводный законодательный акт (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу.

Систематизация правовых норм в XVIII в. началась с учреждения в 1700 г. Палаты об Уложении, работа которой продолжалась до 1703 г., и завершилась созданием проекта Новоуложенной книги. Проект сохранил структуру Соборного Уложения (25 глав), но его нормы существенно были обновлены. Затем в 1714 г. началась собственно кодификационная работа. Специальной комиссии поручалось свести все последующие принятые после 1649 г. источники права в сводные сборники.

Источниками кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. В 1725 г. проект нового Уложения был закончен. В него входили четыре книги, содержащие 120 глав и двести статей. Первая книга - «О процессе, т. е. суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; вторая - «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; третья - О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; четвертая - «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании). Однако проект не получил силу закона.

В результате кодификационной работы при Петре I был принят Артикул воинский, (утвержден в 1714 г., издан в 1715 г.) свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественного к области материального, а не процессуального права. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию.

В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент, или Устав коллегий, вобравший в себя нормы нового административного законодательства. В Регламент были включены положения об обязанностях и должностях коллегий и других государственных учреждений, определенны сферы и формы их деятельности, установлены категории служащих, нормы административной ответственности.

Кодификация норм частного права была завершена изданием сводного документа получившего название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), в его основу был положен «Указ о единонаследии и другие акты о наследовании» (1714 г.).

Кодификационная работа продолжалась при приемниках Петра I, но особенно оживилась при царствовании Елизаветы Петровны. Была поставлена задача пересмотра всех ранее изданных указов. В 1754 г. образована центральная комиссия для составления Уложения и созданы подчиненные ей ведомственные и губернские комиссии. Результатом их работы стал план Уложения, включавший 4 книги: о судоустройстве и судопроизводстве, сословных правах, вещных и обязательственных правах, розыске и уголовных наказаниях.

С 1761 г к работе над Уложением подключались выборные от дворян и купцов. Были подготовлены части Уложения о суде, розыскных делах и состояниях подданных вообще.

В декабре 1766 г. императрицей Екатериной II был издан манифест о создании комиссии, работу которой предполагалось начать в 1767 г., для составления нового Сорного Уложения. В нее должны были войти 573 человека, представлявших разные сословия российского общества. Уложенная комиссия за полтора года работы провела более 200 заседаний, на которых обсуждались наказы от черносошных крестьян, законы о правах дворянства, о купечества, о юстиции, о поместьях и вотчинах.

Для Уложенной комиссии Екатерина II написала Наказ, в котором формулировались принципы правовой системы. В Наказе значительное количество текста и статей была заимствована из трактатов Ш. Монтескье «О духе законов» и Ч. Беккариа « О преступлениях и наказаниях», Энциклопедии Д.Дидро и других западноевропейских просветителей. Однако, опираясь на их идеи, императрице удалось создать самостоятельный труд, отразивший концепцию автора по отношению к идеологическим и правовым проблемам российского «просвещенного абсолютизма».

В Наказе нашли обоснование признаки абсолютистского государства, подчеркивалась их объективность со ссылками на русскую политическую историю. Это власть монарха, бюрократическая система организации государства, сословное деление общества. Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником самодержавной неограниченной власти. Самодержец объединяет, консолидирует общество и толкует законы. Екатерина II подчеркивала, что целью верховной власти является обеспечение безопасности каждого гражданина, поскольку «власть сотворена для народа». Для достижения поставленной цели необходимо установить в государстве «наилучшие законы».

Никаких ограничений кроме этических, Наказ для верховной власти не предусматривал. В этой связи интересны рассуждения императрицы о Монархе, как олицетворении «кротости и снисходительности», о стремлении самодержца обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Этот постулат стал девизом Уложенной комиссии.

Примечательно, что Наказ декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и яко бы равную обязанность перед лицом государственной власти. Однако далее в Наказе получил обоснование тезис о неравном положении сословий перед властью и законом. В соответствии с естественными законами рождения, происхождения и способностей, давалось четкое деление общества на правящих и повинующихся. Наказ устанавливал сословное деление, выделяя дворянство, «средний род» и «нижний род людей», на основе которого в соответствии с сословной иерархией определялись права и привилегии.

Екатериной II в Наказе впервые обращалось внимание на необходимость разработки юридической техники, ранее неизвестной российскому праву и были изложены суждения о системе законодательства. Например, отмечалось, что законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными; временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Главной задачей Наказа было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм.

Новые времена придали и новые черты законодательству XVIII в. Оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстрактности; стало обязательным письменное оформление законов и их публикация; впервые отмечалось, что закон не имеет обратной силы; подчеркивалась неукоснительность исполнения закона и т.д. Законодательство эпохи абсолютизма отличалось мелочной регламентацией почти всех сторон жизни российского общества, включая быт и развлечения. Ведь при утверждении абсолютной монархии подданные передают свой суверенитет верховной власти

Таким образом, работа уложенных комиссий показала, что в результате происходивших в законодательстве изменений, все труднее было сводить нормы в единый внутренне согласованный кодекс. Каждая комиссия, а их в XVIII в. было 8, начиная с петровской (1700 г.) и заканчивая екатерининской (1767 г.) вносила новые элементы, принципы, язык в подготовляемый проект Уложения. За долгие годы работы был собран и систематизирован огромный законодательный материал, но новое Уложение создано не было. Однако собранные материалы легли в основу важнейших правовых документов XVIII в.

Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от научных и идеологических позиций исследователей. Для марксистов право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих – промысел Божий. Для рационалистов – сравнительно эффективное орудие регулирования общественных отношений.

Право – универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушение, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Таким образом, под системой права понимается внутренняя организация права, упорядоченная совокупность правовых норм, которая является результатом общественного развития. Строение системы права можно рассматривать по вертикали и по горизонтали.

В вертикальном строении права обычно выделяют три основных уровня: отрасль права, институт права, норма права.

Отрасль права – это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, бюджетное, уголовное, процессуальное (гражданский, уголовный, арбитражный процесс) и др.

Институты права – это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права; институт наследования, образованный нормами гражданского права.


Правовая норма (норма права) – это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указываются круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция – это само правило поведения, в котором устанавливаются права и обязанности лиц. В санкции приводятся меры государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям.

По видам нормы права подразделяются на управомочивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Горизонтальное строение права позволяет провести его классификацию по отраслям.

Признаками права являются:

• нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);

• обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;

• утверждение и гарантированность норм права государством;

Функции права разнообразны. Право:

• является регулятором общественных отношений;

• активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;

• закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй.

Словом, оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.

Существуют определенные тонкости в употреблении понятия «право». Под правом понимают не только универсальный регулятор общественных отношений, но и обеспеченную законом возможность что-либо делать, иметь и т. п. В этом случае говорят о праве на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это субъективное право. Слово «право» часто используют в обыденном, не юридическом смысле: говорят о праве на уважение или о праве на внимание со стороны окружающих.

Не следует забывать еще об одном значении понятия «право». Право является одной из важных духовных ценностей, позитивный смысл которых очевиден, как очевиден смысл добра, отечества, совести и др. В основе права лежит справедливость как его изначальная, идеальная сущность. Поэтому право и закон не тождественны. Закон может быть несправедливым, а значит, неправовым (вспомните «закон о пяти колосках»).

Именно естественное правосознание, как предметное знание о «самом настоящем», едином праве, должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми, под названием «положительного права». Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право», и руководимая им внешняя жизнь людей.

И. Ильин, российский философ и правовед

Право реализуется в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это – источники права.

Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, приказы и т. д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.

В России источниками права являются законы, подзаконные акты и договоры. В Великобритании, США, других странах, на становление правовой системы которых большое влияние оказало английское право, большую роль играют прецеденты. В России их применяют крайне редко. В странах с прочными патриархальными традициями значительную роль играют обычаи.


Остается рассмотреть вопрос о взаимосвязях государства, права и общества. Самое широкое явление здесь – общество. Общество на определенном этапе развития порождает государство. Государство формулирует право, но и право направляет и совершенствует государство. Под влиянием государства и права изменяется в ту или иную сторону общество. Право общеобязательно как для государства, так и для общества.

Государство и общество взаимосвязаны, но не равнозначны. Государство не сводится к обществу, а общество к государству. Чем совершеннее социально-политические отношения в стране, тем четче разделены функции общества и государства. Велика, например, относительная независимость гражданского общества от правового государства. Многие проблемы социальной и экономической жизни общество решает без помощи и вмешательства государства. Правовое государство не испытывает потребности устанавливать мелочную опеку над гражданским обществом и его отдельными членами. Гражданское общество самоуправляемо и способно оказывать решающее влияние на политику правового государства, на развитие права. О правовом государстве речь пойдет в следующем параграфе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое право? Каковы основные значения этого понятия?

2. Из каких элементов состоит система права?

3. Что представляют собой источники права?

4. Что такое правовая норма и какова ее структура?

5. Каких видов бывают правовые нормы?

Сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать (латинское изречение).

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет к хаосу и в конечном счете к гибели всего общественного организма (Л. Спиридонов, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

В любом ЖЭКе тебе могут дать почитать инструкцию, подписанную начальником ЖЭКа, и сказать, что никаких других законов они знать не знают, а про Конституцию вообще не слышали. В этих случаях всегда надо помнить одно: каждый подзаконный акт – а все эти «указики» называются именно так, – так вот, каждый этот акт не может противоречить ни Конституции, ни законам России, ни указам Президента. А если противоречит, то он не имеет юридической силы и не должен применяться. Если уверен, что закон на твоей стороне, – стой на своем. Вплоть до суда, который защищает все же тебя и закон, а не инструкцию (Л. Семина, общественный деятель).

Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор меры и формы распределения труда и продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (государственное, конституционное, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное, процессуальное право); воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особой ролью и спецификой обладает международное право, создаваемое путем соглашений между государствами и регламентирующее отношения между ними (В. А. Туманов, правовед).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Право и закон: общее и особенное.

2. Понятие «право» в русском языке: в чем причины его многозначности?

3. Особенности системы российского права.

4. Нормативно-правовой акт как источник права в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

29. Понятие и источники права международной безопасности

29. Понятие и источники права международной безопасности Право международной безопасности – это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Право международной

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения)

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения) Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют отношения между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности.Трудовые правоотношения не следует путать с такими гражданско-правовыми

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

9. Норма права. Структура нормы права

9. Норма права. Структура нормы права Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.Признаки

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА Бюджет ЕС представляет собой правовой акт, посредством которого планируются и утверждаются все необходимые доходы и расходы ЕС в каждом бюджетном году. В Договоре о ЕС правовая природа бюджета и его соотношение с

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления

§ 39. Понятие и источники гражданского права

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

§ 51. Понятие и источники семейного права

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

§ 55. Понятие и источники трудового права

§ 55. Понятие и источники трудового права Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение»,

§ 62. Понятие и источники уголовного права

§ 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 1. Норма права. Отправные моменты ее характеристики.2. Юридическая норма и специализация права.3. Норма-предписание.4. Логическая норма.5. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание.

Цель лекции: рассмотреть основные направления развития правовой системы Российской империи в XVIII в. Понять ее специфику в связи с утверждением абсолютной монархии в России. Определить особенности регулирования гражданско-правовых отношений в условиях стремительного вхождения России в цивилизацию Нового времени.

1. Систематизация права Российской империи в XVIII в.

2. Изменения в правовом регулировании имущественных отношений в России XVIII в.

1. Систематизация права Российской империи в XVIII в.

Основным источником права на рубеже XVII-XVIII вв. оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. Однако утверждение абсолютной монархии и дальнейшее развитие России в рамках современной цивилизации требовало серьезных изменений в российском законодательстве. Поэтому круг источников права существенно изменялся, пополнялся новыми формами (указами, именными указами, регламентами, уставами, манифестами и др.).

Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Регламенты – это акты, определявшие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1720 г., регламент Главному магистрату от 16 января 1721 г., Духовный регламент от 29 января 1721 г. Уставы – это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства. Например, Устав о векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве 1781 г., Устав благочиния 1782 г. и др. В особо торжественных и важных случаях императоры издавали Манифесты. Например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

В условиях абсолютизма законодательная инициатива, принадлежала, прежде всего, монарху, а также распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии, действовавших под строгим контролем императора. Например, Петр 1 многие законы писал сам. Только один список Воинского устава 1716 г. содержал около 200 его поправок. Как видно из царского распорядка дня в 1721 г. четыре дня в неделю император занимался созданием Адмиралтейского регламента. Екатерина П, как отмечал профессор О.И. Чистяков слыла легисломанкой, т.е. страстью к изданию законов.

С 1649 по 1696 гг. было принято более полутора тысячи актов, имевших силу закона. За период правления Петра I вышли в свет более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти ХУШ в., особенно при Екатерине II в среднем ежегодно издавалось около двухсот нормативных актов. Возникли серьезные трудности в обобщении и толковании значительного массива разнородных и подчас взаимоисключающих норм. Требовалась систематизация огромного числа издаваемых актов.

Систематизация законодательства – это развитие и упорядочение действующей правовой системы. Известны несколько форм систематизации:

Инкорпорация – это такая систематизация, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в различные сборники в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). При этом содержание нормативного регулирования остается неизменным.

Консолидация – это форма совершенствования законодательства, заключающаяся в создании нового укрупненного акта, который не меняет правового регулирования, не вносит изменения и новеллы в действующее законодательство.

Кодификация – это форма совершенствования законодательства по существу, ее результатом является новый сводный законодательный акт (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу.

Систематизация правовых норм в XVIII в. началась с учреждения в 1700 г. Палаты об Уложении, работа которой продолжалась до 1703 г., и завершилась созданием проекта Новоуложенной книги. Проект сохранил структуру Соборного Уложения (25 глав), но его нормы существенно были обновлены. Затем в 1714 г. началась собственно кодификационная работа. Специальной комиссии поручалось свести все последующие принятые после 1649 г. источники права в сводные сборники.

Источниками кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. В 1725 г. проект нового Уложения был закончен. В него входили четыре книги, содержащие 120 глав и двести статей. Первая книга - «О процессе, т. е. суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; вторая - «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; третья - О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; четвертая - «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании). Однако проект не получил силу закона.

В результате кодификационной работы при Петре I был принят Артикул воинский, (утвержден в 1714 г., издан в 1715 г.) свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественного к области материального, а не процессуального права. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию.

В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент, или Устав коллегий, вобравший в себя нормы нового административного законодательства. В Регламент были включены положения об обязанностях и должностях коллегий и других государственных учреждений, определенны сферы и формы их деятельности, установлены категории служащих, нормы административной ответственности.

Кодификация норм частного права была завершена изданием сводного документа получившего название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), в его основу был положен «Указ о единонаследии и другие акты о наследовании» (1714 г.).

Кодификационная работа продолжалась при приемниках Петра I, но особенно оживилась при царствовании Елизаветы Петровны. Была поставлена задача пересмотра всех ранее изданных указов. В 1754 г. образована центральная комиссия для составления Уложения и созданы подчиненные ей ведомственные и губернские комиссии. Результатом их работы стал план Уложения, включавший 4 книги: о судоустройстве и судопроизводстве, сословных правах, вещных и обязательственных правах, розыске и уголовных наказаниях.

С 1761 г к работе над Уложением подключались выборные от дворян и купцов. Были подготовлены части Уложения о суде, розыскных делах и состояниях подданных вообще.

В декабре 1766 г. императрицей Екатериной II был издан манифест о создании комиссии, работу которой предполагалось начать в 1767 г., для составления нового Сорного Уложения. В нее должны были войти 573 человека, представлявших разные сословия российского общества. Уложенная комиссия за полтора года работы провела более 200 заседаний, на которых обсуждались наказы от черносошных крестьян, законы о правах дворянства, о купечества, о юстиции, о поместьях и вотчинах.

Для Уложенной комиссии Екатерина II написала Наказ, в котором формулировались принципы правовой системы. В Наказе значительное количество текста и статей была заимствована из трактатов Ш. Монтескье «О духе законов» и Ч. Беккариа « О преступлениях и наказаниях», Энциклопедии Д.Дидро и других западноевропейских просветителей. Однако, опираясь на их идеи, императрице удалось создать самостоятельный труд, отразивший концепцию автора по отношению к идеологическим и правовым проблемам российского «просвещенного абсолютизма».

В Наказе нашли обоснование признаки абсолютистского государства, подчеркивалась их объективность со ссылками на русскую политическую историю. Это власть монарха, бюрократическая система организации государства, сословное деление общества. Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником самодержавной неограниченной власти. Самодержец объединяет, консолидирует общество и толкует законы. Екатерина II подчеркивала, что целью верховной власти является обеспечение безопасности каждого гражданина, поскольку «власть сотворена для народа». Для достижения поставленной цели необходимо установить в государстве «наилучшие законы».

Никаких ограничений кроме этических, Наказ для верховной власти не предусматривал. В этой связи интересны рассуждения императрицы о Монархе, как олицетворении «кротости и снисходительности», о стремлении самодержца обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Этот постулат стал девизом Уложенной комиссии.

Примечательно, что Наказ декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и яко бы равную обязанность перед лицом государственной власти. Однако далее в Наказе получил обоснование тезис о неравном положении сословий перед властью и законом. В соответствии с естественными законами рождения, происхождения и способностей, давалось четкое деление общества на правящих и повинующихся. Наказ устанавливал сословное деление, выделяя дворянство, «средний род» и «нижний род людей», на основе которого в соответствии с сословной иерархией определялись права и привилегии.

Екатериной II в Наказе впервые обращалось внимание на необходимость разработки юридической техники, ранее неизвестной российскому праву и были изложены суждения о системе законодательства. Например, отмечалось, что законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными; временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Главной задачей Наказа было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм.

Новые времена придали и новые черты законодательству XVIII в. Оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстрактности; стало обязательным письменное оформление законов и их публикация; впервые отмечалось, что закон не имеет обратной силы; подчеркивалась неукоснительность исполнения закона и т.д. Законодательство эпохи абсолютизма отличалось мелочной регламентацией почти всех сторон жизни российского общества, включая быт и развлечения. Ведь при утверждении абсолютной монархии подданные передают свой суверенитет верховной власти

Таким образом, работа уложенных комиссий показала, что в результате происходивших в законодательстве изменений, все труднее было сводить нормы в единый внутренне согласованный кодекс. Каждая комиссия, а их в XVIII в. было 8, начиная с петровской (1700 г.) и заканчивая екатерининской (1767 г.) вносила новые элементы, принципы, язык в подготовляемый проект Уложения. За долгие годы работы был собран и систематизирован огромный законодательный материал, но новое Уложение создано не было. Однако собранные материалы легли в основу важнейших правовых документов XVIII в.


Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

  1. Закон – основа государственной власти
  2. Виды законов
  3. Конституционные законы
  4. Федеральные законы

Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.

Закон – основа государственной власти

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

  • устройство страны, законодательных и исполнительных органов власти;
  • структуру местного самоуправления;
  • права и свободы человека.

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Виды законов

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

  1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ;
  2. Федеральные конституционные законы, занимающиеся урегулированием вопросов, указанных в Конституции;
  3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по другим вопросам.

Конституционные законы

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

  • членами Совета Федераций в количестве ? и более голосов от общего числа участников;
  • представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Федеральные законы

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».

документы работа бумаги офис страхование

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: