Божий суд состоял из таких понятий как

Обновлено: 01.05.2024

(Dei iudicium), или ордалии (англосакс. ordal — приговор, суд) — в средневековом процессе допускался, когда исчерпывались все обыкновенные средства С.; стороны могли апеллировать от С. человеческого к С. Божию. Формы С. Божия были различны; преимущественно практиковались жребий (см.), присяга (см.) и рота (см.), ордалии в тесном смысле и судебный поединок (см.). Ордалиями в тесном смысле называются испытания посредством огня и воды; спорящие вызывались сделать что-нибудь такое, что по естественному порядку вещей должно быть гибельно для них, но вследствие непосредственного участия Божества окажется безвредным. Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском), в держании руками раскаленного железа. Испытание водою производилось или кипящей, или холодной водою; при испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водою обвиняемого, перевязанного веревкою, бросали в воду, и если он шел ко дну, то считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным (это последнее испытание объясняется языческими воззрениями на воду как на чистый элемент, который ничего нечистого в себя не принимает). С принятием христианства появилось новое испытание — крестом: истец и ответчик ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или падал, тот считался виновным. Русская Правда упоминает испытание железом и водою; об ордалиях говорится в договорах русских с немцами (XIII в.); судебные акты еще в XVII в. указывают на производство испытания водою. Из Русской Правды видно, что испытание огнем производилось посредством раскаленного железа; из поучения Серапиона (XIII в.) можно заключить, что испытание холодной водою производилось так же, как и у германцев. По Русской Правде испытание водою применялось в исках от двух гривен серебра до полугривны золотом; в исках ценою более полугривны золота применялось испытание железом; ордалии применялись в исках об убийстве, а также и во всех тяжбах поклепных, т. е. когда обвинитель не мог представить никаких доказательств, кроме своего утверждения; кроме татьбы, сюда относились иски об истреблении чужого имущества, но не иски, возникающие из договоров. Испытанию подвергался обвиняемый, если он не мог опровергнуть обвинение иным способом; к железу обращались также в случаях недостаточности приведенных обвинителем доказательств, когда на стороне обвинителя был послух-холоп, а не свободный человек; ордалии, следовательно, имели значение очистительной присяги, но отличались от нее тем, что допускались в более ценных исках, чем присяга, которая признавалась достаточною лишь при ценности иска до 2 гривен серебра. По мнению Пахмана, в некоторых случаях испытаниям подвергался истец — именно когда он не представлял никаких доказательств обвинения. Вообще С. Божии существовали у всех народов в первый период их жизни: кроме германцев и русских — также у индусов, евреев, греков скандинавов, славян и др.; у индусов С. Божии сохранились до настоящего времени. В древнейшее время С. Божии находились в ведении жрецов. Католическая церковь после бесплодной борьбы против С. Божьих приняла их под свое покровительство; в церквах находились священные орудия испытаний, которые производились в церквах при соблюдении известных церемоний (за исключением испытания холодной водою). Под влиянием христианства появляются и новые виды С. божиих; кроме вышеуказанного испытания крестом, применялись испытания освященным куском хлеба или сыра (iudicium offae, panis adiurati, casibrodeum); обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у него в горле. Испытание причастием (purgatio per eucharistiam, examen corporis et sanguinis Domini) применялось преимущественно к обвиняемым духовного звания; предполагалось, что на виновном оно должно отозваться неблагоприятно. Весьма распространенным С. Божиим был привод подозреваемого в убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении или приближении убийцы выступала кровь из ран убитого. К свободным людям на западе применялись обыкновенно только судебный поединок и присяга; остальные виды С. Божьих применялись: к несвободным, за которых их господа не хотели присягать; к женщинам, если они, вызванные на поединок, не находили себе заместителя; к свободным, которые не находили себе соприсяжников. Мало-помалу С. Божии выходили из употребления, и взамен их были введены пытки. Когда на Западе стали возникать процессы против ведьм, то вновь появились С. Божии, преимущественно испытания ведьм холодной водою; новым испытанием явилось взвешивание ведьм, которое, так же как испытание водою, основывалось на том веровании, что ведьмы, имевшие сношения с дьяволом, теряли свой естественный вес. Дольше всего сохранилась форма С. Божьего, заключавшаяся в приведении убийцы к трупу убитого. Окончательно выходят из употребления С. Божии на Западе в середине XVIII в. До настоящего времени С. Божии сохранились у многих диких внеевропейских народов, преимущественно Африки, где обвиняемый для очищения себя от вины принимает какой-нибудь сильный органический яд; если он сумел сделать прием яда безвредным для себя с помощью какого-либо противоядия, он считается невиновным. Ср. Dahn, "Studien zur Geschichte der germanischen Gottesurteile" (Мюнх., 1857); Pfalz, "Die germanischen Ordalien" (Лпц., 1865); Patetta, "Le ordalie" (Турин, 1890); А. В. Лохвицкий, "С. Божий по русскому праву" ("Отеч. записки", 1857, кн. VI, 1).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Суд Божий" в других словарях:

Суд Божий — Le Jugement de Dieu Жанр … Википедия

Суд божий — см. Божий суд … Энциклопедия права

Суд божий — СУД, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

"СУД БОЖИЙ" — (indicium Dei) в Античности и в Средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого устанавливалась судебная истина . Известен Хаммурапи законам, варварским правдам, Русской правде и др. Важнейшие формы С.б. следующие: поединок… … Юридический словарь

суд Божий — (иноск.) средневековые судебные поединки; испытание кровью, огнем, водой, железом Ср. И трава в поле виноватого выдаст (павшего в поединке). Ср. Что осталось мне, кроме боя? Даже суд Божий поединком мне запрещен был с дядею. Но Бог велик! ты пал … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

СУД БОЖИЙ — ОРДАЛИИ ИЛИ СУД БОЖИЙ особый средневековой суд, по которому правым считался тот, кто выходил невредимым из тяжких испытаний (поединок, прикосновение к раскаленному железу, опускание руки в кипяток и пр.). Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Суд Божий (фильм) — Суд Божий Le Jugement de Dieu Жанр драма исторический … Википедия

суд Божий — суд Б’ожий (Деян.28:4 ) так переведено слово «Дике», означавшее в греческом языке богиню возмездия или справедливости (здесь слово «Божий» набрано курсивом см. Библия) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

суд\ Божий — суд Б’ожий (Деян.28:4 ) так переведено слово «Дике», означавшее в греческом языке богиню возмездия или справедливости (здесь слово «Божий» набрано курсивом см. Библия) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

суд Божий — (indicium Dei) в Античности и в Средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого устанавливалась судебная истина . Известен Хаммурапи законам, варварским правдам, Русской правде и др. Важнейшие формы С.б. следующие: поединок… … Большой юридический словарь

  • «Божий суд» — в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнём, раскалённым железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов.

Разновидность «Божьего суда» — судебный поединок. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за неё мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Божьего суда» лежит религиозное представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога. С течением времени (в Англии в XII веке, во Франции в XIII веке) «Божий суд» был заменён судом присяжных, но методы его применялись в дальнейшем инквизицией.

Связанные понятия

Орда́лии (от англосакс. ordol, лат. ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

Судебный поединок — один из способов разрешения споров в средневековой Европе, при котором исход спора решало единоборство сторон: победитель провозглашался выигравшим спор. Обычно использовался в случаях, когда установить истину путём допроса свидетелей было невозможно, но ни одна из сторон не признавала своей неправоты. По сути судебный поединок представляет собой санкционированную правом дуэль.

Испытание водой (также известно как Купание или Макание ведьм, от англ. Witch dunking) — разновидность ордалий, применявшаяся как в древневосточном (в частности, согласно Судебнику Хаммурапи) и средневековом уголовном процессе. Связанного обвиняемого в совершении преступления бросали в водоём и признавали невиновным, если вода не принимала его. В противном случае, обвиняемого казнили.

Епитимья́, или епитимия́ (др.-греч. ἐπι-τῑμία — «наказание, кара», лат. poenitentia) — вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви; имеет значение нравственно-исправительной меры.

Великая ассиза или Большая ассиза (лат. Magna Assisa) — законодательный акт средневековой Англии, содержавший инструкции для судебного расследования королевскими судами имущественных тяжб, относящихся к королевской юрисдикции. Текст ассизы не сохранился, время её принятия достоверно не известно, считается, что ассиза была издана королём Генрихом II около 1179 года. О содержании Великой ассизы известно благодаря Трактату о законах и обычаях королевства Английского, написанному между 1187 и 1189 годами.

Упоминания в литературе

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса – обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). В некоторых случаях требовалось наличие свидетелей и/или документа с печатью. Особый вид доказательств составляли обращения к „ божьему суду “. Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен – тонул (то есть бог реки „забирал“ его). Предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения.

Возможно, наилучшим комментарием будут собственные слова Павла из Послания к Римлянам. Так же как вышеприведенные строки можно назвать кратким содержанием Рим. 1–3, так и выражение «по природе чада гнева» есть как бы вывод из сказанного в Рим. 5:12–14. Павел утверждает, что «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем [Адаме] все согрешили». Дело даже не в том, что все унаследовали греховную природу, приведшую их к греху и, следовательно, к смерти, а в том, что «все согрешили» в Адаме и с Адамом. Ветхий Завет очень ярко показывает единство человеческой расы с этой точки зрения – о каждом будущем поколении говорится как о уже находящемся «в чреслах» поколения предыдущего. С этой истиной согласятся современные генетики. Павел говорит, что нельзя сделать Адама этаким козлом отпущения и укорять его за свои грехи, вину и осуждение, ибо и мы были в Адаме. Поэтому вполне верно высказывание, что мы согрешили в Адаме, в нем и с ним умерли, признаны виновными. Не в этом ли смысле нас можно назвать грешниками «по природе», определенными к суду Божьему ? Подавляющее большинство протестантских богословов желали бы добавить, что они верят в Божью благодать и в искупление Христово, простирающиеся над нами в годы детства, покуда человек не достигнет зрелого возраста, когда можно будет говорить об ответственности. Богословы реформатской традиции обращают внимание на рождение в завете (ср.: 1 Кор. 7:14). Но факт унаследования нами греха и вины или заслуживаемого нами осуждения остается фактом.

С VIII в. в Западной Европе получил распространение обряд помазания королей. Суть этого обряда заключалась в том, что церковь принимала данное лицо в свое лоно, но это не означало, что церковь обрядом помазания наделяла короля правом на власть или, тем более, «наполняла нового царя магической мощью»[64], церковь брала ответственность за действия царя, отвечая за него на божьем суде . Церковь помазанием выдавала полис (polis с фр. – страхование) новому царю, страховку в оправданности его будущих действий. Таким образом, церковь не претендовала на то, что она является единственным источником власти в этом мире. Король – такое же полномочное лицо на власть, как и церковь, только из юрисдикции королевской власти должно быть изъято право на решение вопросов, связанных с определением предельных нравственных ситуаций.

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово – менее понятным. Начиналась война или эпидемия – “ суд Божий !”; землетрясения, другие бедствия, всегда одно – “суд Божий!”… Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни отчего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис.

Новозаветные авторы не разделяют ни одного из этих ошибочных мнений. Они постоянно подчеркивают реальность и неизбежность Суда Божьего . Они говорят, что в тот день Христос будет Судьей (Мф. 16:27; Деян. 10:42; Рим. 2:16; 14:10,12; 2 Кор. 5:10; Еф. 6:8). Но в то же время мы узнаем, что приговор Бога о нас уже произнесен, во Христе мы оправданы и перешли из смерти в жизнь. Судья последних дней – это наш Спаситель (Ин. 3:18,36; 5:24; Рим. 8:33,34; 1 Пет. 1:3–5). Суд Бога покажет Его справедливость. Всем спасенным Он объявит прощение через искупительную смерть Христа и Его совершенную покорность. Однако верность народа Божьего будет явлена не как основа для его оправдания, а как свидетельство веры в Спасителя. Тем же, кто не сохранил верности, Сам Господь покажет, насколько лицемерно их исповедание: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23; 25:41). Суд Божий над святыми также сделает очевидной бесполезность неискреннего служения. Небесная награда будет измеряться той преданностью, которую проявили искупленные служители Господа (1 Кор. 3:13–15; Мф. 25:14–30).

Если ни свидетелей, ни очевидной виновности одного из ответчиков не находили, то дело решалось божьим судом (теми же ордалиями) или полем – т. е. поединком.


Божий суд — 1) по религиозным представлениям: возмездие от бога за совершенный грех, преступление. [Ананий Яковлев:] От суда человеческого можно убежать и спрятаться, а от божьего некуда! Писемский, Горькая судьбина; 2) ( ист.) поединок или испытание огнем, водой и т. п. как способ разрешения спора в древней Руси.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • «Божий суд» — в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнём, раскалённым железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов.

Разновидность «Божьего суда» — судебный поединок. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за неё мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Божьего суда» лежит религиозное представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога. С течением времени (в Англии в XII веке, во Франции в XIII веке) «Божий суд» был заменён судом присяжных, но методы его применялись в дальнейшем инквизицией.

Виды Божьего суда:

Испытание водой (если человек тонул, то был не виновен);

Испытание огнём (если на месте ожога возникали волдыри, то испытуемый был виновен);

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ладящийся (прилагательное):

(лат. Dei iudicium), или ордалии, - в ср. века одна из процессуальных форм, заключавшаяся в том, что виновность лица устанавливалась не на основании вещественных доказательств, документов и т. д., а по результатам испытания, к-рому это лицо подвергалось. "Б. с." применялся, как правило, в том случае, если обычные суд. средства не давали необходимых результатов. Формы "Б. с." были довольно разнообразны: жребий, присяга, суд. поединок, ордалии (см. Ордалии) в узком смысле слова, привод убийцы к трупу убитого им человека и др. С принятием христианства стали применяться такие формы "Б. с", как испытание крестом, освященным хлебом, причастием (в отношении лиц духовного звания) и т. п. От "Б. с." можно было откупиться путем внесения штрафа, в пользу потерпевшего или казны, что создавало привилегии в суд. процессе для имущих. "Б. с." в ряде стран Зап. Европы сохранялся до сер. 18 в.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое ""БОЖИЙ СУД"" в других словарях:

Божий суд — БОЖИЙ СУД. 1. Устар. Книжн. То же, что Страшный суд. «Дорогой заблудший брат, писал Яшке по русски некий Кларк из города Огайо. Близится суд Божий. Заботясь о спасении блуждающей в потёмках души твоей, призываем тебя, пока не поздно, обратиться к … Фразеологический словарь русского литературного языка

"БОЖИЙ СУД" — см. Суд божий … Юридический словарь

Божий суд — «Божий суд» в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнём, раскалённым железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов. Разновидность «Божьего суда» … … Википедия

Божий суд — (англ. court of God) в широком смысле возмездие, исходящее от Бога за совершенный грех, преступление. Понятие Б.с. чаще употребляется с обратным порядком слов «Суд Божий». В средние века Б.с. являлся процессуальной формой, при помощи которой… … Энциклопедия права

«БОЖИЙ СУД» — см. «СУД БОЖИЙ» … Юридическая энциклопедия

БОЖИЙ СУД — «БОЖИЙ СУД», в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина. См. ордалии (см. ОРДАЛИИ) … Энциклопедический словарь

БОЖИЙ СУД — в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина … Большой Энциклопедический словарь

"Божий суд" — в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

божий суд — Ср. Свободы, гения и славы палачи! Пред вами суд и правда все молчи! Но есть и Божий суд, наперсники разврата, Есть грозный Судия, Он ждет, Он недоступен звону злата. М.Ю. Лермонтов. На смерть Пушкина. Ср. И не уйдешь ты от суда мирского, Как не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Божий суд — см. Суд Божий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

БОЖИЙ СУД — (см. СУД БОЖИЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

«Божий суд» — в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнём, раскалённым железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов.

Разновидность «Божьего суда» — судебный поединок. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за неё мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Божьего суда» лежит религиозное представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога. С течением времени (в Англии в XII веке, во Франции в XIII веке) «Божий суд» был заменён судом присяжных, но методы его применялись в дальнейшем инквизицией.

Виды Божьего суда:

  • Испытание водой (если человек тонул, то был не виновен);
  • Испытание огнем (если на месте ожога возникали волдыри, то испытуемый был виновен);
  • Поединки.

Есть свидетельства, что жизнь испытуемых страховали. Так, при испытании водой тело человека обматывали веревкой и потом её тянули, чтобы тот не утонул. К испытаниям Божьего суда прибегали в исключительных случаях, когда сумма иска была очень высока.

См. также

Ссылки

  • Подтвердить значимость предмета статьи согласно критериям значимости.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • История права
  • Культура Средневековья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Божий суд" в других словарях:

Божий суд — БОЖИЙ СУД. 1. Устар. Книжн. То же, что Страшный суд. «Дорогой заблудший брат, писал Яшке по русски некий Кларк из города Огайо. Близится суд Божий. Заботясь о спасении блуждающей в потёмках души твоей, призываем тебя, пока не поздно, обратиться к … Фразеологический словарь русского литературного языка

"БОЖИЙ СУД" — см. Суд божий … Юридический словарь

Божий суд — (англ. court of God) в широком смысле возмездие, исходящее от Бога за совершенный грех, преступление. Понятие Б.с. чаще употребляется с обратным порядком слов «Суд Божий». В средние века Б.с. являлся процессуальной формой, при помощи которой… … Энциклопедия права

«БОЖИЙ СУД» — см. «СУД БОЖИЙ» … Юридическая энциклопедия

БОЖИЙ СУД — «БОЖИЙ СУД», в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина. См. ордалии (см. ОРДАЛИИ) … Энциклопедический словарь

БОЖИЙ СУД — в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина … Большой Энциклопедический словарь

"Божий суд" — в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

божий суд — Ср. Свободы, гения и славы палачи! Пред вами суд и правда все молчи! Но есть и Божий суд, наперсники разврата, Есть грозный Судия, Он ждет, Он недоступен звону злата. М.Ю. Лермонтов. На смерть Пушкина. Ср. И не уйдешь ты от суда мирского, Как не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Божий суд — см. Суд Божий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

БОЖИЙ СУД — (см. СУД БОЖИЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: