Безвозмездная передача в государственную собственность это

Обновлено: 03.05.2024

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 - 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее - Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Подборка наиболее важных документов по запросу Безвозмездная передача имущества госорганам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Безвозмездная передача имущества госорганам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 9 "Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений" ЗК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения") Суд, удовлетворяя требование муниципального образования в лице администрации о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в субъектах РФ, не принявшего решение о безвозмездной передаче земельного участка в собственность муниципального образования, об обязании принять такое решение, отметил, согласившись с судами нижестоящих инстанций, что исходя из статьи 9 ЗК РФ во взаимосвязи с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, именно Управление является тем государственным органом, который наделен полномочиями по предоставлению и передаче в безвозмездное пользование муниципальных образований земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Управление, являясь уполномоченным органом, обязано было рассмотреть заявление администрации и принять соответствующее решение по нему в течение месяца.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Безвозмездная передача имущества госорганам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об НДС при безвозмездной передаче объектов органам госвласти, ОМСУ, государственным (муниципальным) учреждениям, ГУП, МУП и учете НКО в целях налога на прибыль целевых поступлений.
(Письмо Минфина России от 07.12.2021 N 07-01-09/99523) Вопрос: Об НДС при безвозмездной передаче объектов органам госвласти, ОМСУ, государственным (муниципальным) учреждениям, ГУП, МУП и учете НКО в целях налога на прибыль целевых поступлений.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на создание имущества для организации контроля в пункте пропуска через границу РФ, безвозмездно переданного органам государственной власти.
(Письмо ФНС России от 12.11.2021 N СД-4-3/15896@) Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на создание имущества для организации контроля в пункте пропуска через границу РФ, безвозмездно переданного органам государственной власти.

Нормативные акты: Безвозмездная передача имущества госорганам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 28.05.2022) 16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;

Подборка наиболее важных документов по запросу Договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность

Судебная практика: Договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 46.2 "Договор о развитии застроенной территории" Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований общества к администрации муниципального образования о внесении изменений в договор о развитии застроенной территории. Как указал суд, в соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 3 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется выполнить обязательства, предусмотренные договором, а другая сторона (орган местного самоуправления) - создать необходимые условия для выполнения обязательств, при этом срок договора является его существенным условием. В данном случае в проекте договора о развитии застроенной территории присутствует пункт, предусматривающий сроки передачи в муниципальную собственность помещений художественной школы. По мнению истца, встроенно-пристроенные помещения художественной школы являются частью общего проекта объекта строительства, с учетом срока действия договора и срока полученного разрешения на строительство могут быть достроены только в составе всего жилого комплекса и, соответственно, переданы в муниципальную собственность после ввода объекта в эксплуатацию, в связи с чем истец предложил изложить пункт договора в редакции, предусматривающей безвозмездную передачу в муниципальную собственность помещений художественной школы на срок строительства. Между тем, как указал суд, предложенная истцом редакция пункта договора предполагает изменение существенных условий договора по отношению к аукционным условиям.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность

Нормативные акты: Договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Татарстанского УФАС России от 20.10.2021 по делу N 016/01/15-488/2021
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Учитывая, что передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Татарстанское УФАС России направило в адрес Исполнительного комитета предупреждение N П06-60/2020 (исх.N АЯ-06/16549 от 17.12.2020) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем возврата муниципального имущества, переданного ООО "ОА" по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 08 октября 2018 года, в муниципальную казну с обязательным соблюдением прав граждан и иных лиц, являющихся потребителями коммунальных услуг.

Подборка наиболее важных документов по запросу Безвозмездная передача имущества государству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Безвозмездная передача имущества государству

Судебная практика: Безвозмездная передача имущества государству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Налогоплательщик, действующий в качестве инвестора строительства газовых сетей, принял к вычету НДС на основании счетов-фактур, выставленных заказчиками-застройщиками. Налоговый орган на основании того, что построенные газопроводы и газовые сети могут быть безвозмездно переданы в собственность государства и, следовательно, будут использоваться в операциях, не подлежащих обложению НДС на основании подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ, пришел к выводу о невозможности принятия к вычету НДС по данным работам. Суд, признавая решение налогового органа недействительным, на основании п. 5 ст. 173 НК РФ указал, что инвестор вправе принять к вычету НДС, а застройщики обязаны уплатить НДС в бюджет вне зависимости от того, относятся ли работы (услуги) участников договора инвестирования к операциям, освобождаемым от обложения НДС. Кроме того, выводы налогового органа основаны только на предположении о возможности безвозмездной передачи объекта инвестирования в собственность государства, а потому не могут быть положены в основу решения налогового органа.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Признавая право общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации, аннулируя запись в ЕГРН о регистрации права собственности на квартиру за обществом, суд с учетом статьи 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пункта 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 N 8 исходил из того, что спорное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, не является жилым помещением, которое не подлежит приватизации, а истцы занимают спорную квартиру по договору социального найма, не реализовали свое право на бесплатную приватизацию жилого помещения, которое постановлением органа исполнительной власти субъекта РФ принято в государственную казну, по договору безвозмездной передачи имущества уполномоченный орган безвозмездно передал, а орган местного самоуправления принял в собственность объекты государственного казенного имущества субъекта РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Безвозмездная передача имущества государству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об НДС при безвозмездной передаче государственным (муниципальным) учреждениям (медицинским организациям) лекарственного препарата с торговым наименованием "Арбидол" для лечения коронавируса.
(Письмо Минфина России от 01.12.2021 N 03-07-07/97462) Вопрос: Об НДС при безвозмездной передаче государственным (муниципальным) учреждениям (медицинским организациям) лекарственного препарата с торговым наименованием "Арбидол" для лечения коронавируса.

Нормативные акты: Безвозмездная передача имущества государству

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
"О защите конкуренции" 1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203)"
(приложение к письму ФАС России от 04.09.2013 N АЦ/34611/13) В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - договоры), может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

В деятельности автономных учреждений случаи безвозмездного получения основных средств имеют место быть. В связи с этим возникают вопросы: как документально оформить такую операцию, как оценить основные средства, как отра­зить операции в бюджетном учете, а также нужно ли учитывать их стоимость при определении налоговой базы по налогу на прибыль? В данной статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Возникновение и оформление имущественных отношений регулируются Гражданским кодексом. Однако в нем не содержится такого понятия, как безвозмездное поступление имущества. Гражданский кодекс связывает безвозмездное поступление имущества с такими формами имущественных отношений, как дарение и пожертвование.

Порядок безвозмездной передачи и оформления вещи в собственность другой стороне (одаряемому) представлен в гл. 32«Дарение»ГК РФ. Такая передача может быть оформлена договором дарения или пожертвования.

Из статьи 572 ГК РФ следует, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом.

Составление договора дарения в письменной форме требуется в следующих случаях (п. 2 ст. 574 ГК РФ):

– если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб.;

– если договор содержит обещание дарения в будущем.

В иных случаях оформления договора дарения в письменной форме не требуется. Условиями такого договора не предусматривается использование вещи по определенному назначению.

В свою очередь, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Договор пожертвования должен быть оформлен в письменной форме, поскольку в нем должно содержаться условие жертвователя на использование пожертвованного имущества в определенных целях. Иначе пожертвование имущества будет считаться обычным дарением.

Таким образом, главным отличием договора дарения от договора пожертвования будет наличие в договоре указания жертвователя на использование этого имущества в определенных целях.

Поскольку дарение и пожертвование являются формами безвозмездной передачи, то в оформляемых договорах не содержится условия об оплате передаваемого имущества.

Постановка на учет безвозмездно полученного основного средства

Рассмотрим порядок принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств, поступивших от коммерческих организаций и физических лиц в качестве дарения, пожертвования.

Чтобы принять к учету основное средство, поступившее в учреждение безвозмездно, нужно определить его стоимость.

Определение стоимости основного средства. Согласно п. 25 Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету безвозмездно поступившее основное средство принимается по первоначальной стоимости. Она формируется из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и стоимости услуг, связанных с его доставкой, регистрацией и приведением его в состояние, пригодное для использования.

Рыночной стоимостью основных средств является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету, она должна быть документально подтверждена или определена экспертным путем. Подтвердить рыночную цену можно информацией:

– о рыночных ценах, опубликованной в СМИ;

– о ценах на аналогичную продукцию, полученной в письменной форме от предприятий-изготовителей;

– о ценах по заключениям экспертов (оценщиков).

Определение рыночной стоимости осуществляется созданной в учреждении на постоянной основе комиссией по поступлению и выбытию активов.

Принятие основного средства к бухгалтерскому учету. К бухгалтерскому учету объекты основных средств принимаются по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении. Основанием постановки их на учет является акт о приеме-передаче объекта основных средств.

Учреждение, принимающее основное средство в качестве пожертвования, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию этого основного средства (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Автономному учреждению в рамках договора о пожертвовании от физического лица передан компьютер (иное движимое имущество). На основании оформленного акта приема-передачи компьютер принят к бухгалтерскому учету. Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов стоимость компьютера определена в сумме 20 000 руб.

В бухгалтерском учете эта операция будет отражена следующей проводкой:

Для формирования первоначальной стоимости объекта, поступившего по нескольким договорам, используется счет 106 хх 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Автономному учреждению в рамках договора пожертвования передано оборудование (иное движимое имущество). Комиссией по поступлению и выбытию активов определена его рыночная стоимость – 60 000 руб. Учреждение воспользовалось услугами транспортной организации по доставке оборудования. Стоимость услуг – 5 000 руб. На основании составленного акта приема-передачи оборудование принято к бухгалтерскому учету по сформированной первоначальной стоимости.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Амортизация основного средства. Какихлибо особенностей начисления амортизации по полученным безвозмездно от коммерческих организаций или частных лиц основным средствам Инструкция № 157н не содержит. Следовательно, для расчета нормы амортизации нужно руководствоваться ее общими правилами.

Прежде всего комиссией по поступлению и выбытию активов следует определить срок полезного использования исходя из:

а) Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1;

б) рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя – на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

– ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

– гарантийного срока использования объекта.

При поступлении в учреждение объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, определять дату окончания срока полезного использования нужно в указанном порядке, но с учетом срока фактической эксплуатации данного объекта. То есть максимальный срок, предусмотренный для соответствующей амортизационной группы, следует уменьшить на количество лет (месяцев), в течение которых этот объект уже эксплуатировался предыдущими владельцами (п. 44 Инструкции № 157н).

Пунктом 92 Инструкции № 157н определен порядок начисления амортизации. При отнесении объектов основных средств, поступивших безвозмездно, к тому или иному виду амортизацию следует начислять следующим образом:

а) на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ:

– стоимостью до 40 000 руб. включительно – в размере 100%-й балансовой стоимости объекта при принятии к учету;

– стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

б) на объекты движимого имущества, за исключением библиотечного фонда:

– стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно – в размере 100%-й балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;

– стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

в) на объекты библиотечного фонда:

– стоимостью до 40 000 руб. включительно – в размере 100%-й балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;

– стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

На объекты движимого имущества, за исключением библиотечного фонда, стоимостью до 3 000 руб. включительно амортизация не начисляется.

Расчет годовой суммы амортизации производится линейным способом исходя из балансовой стоимости основного средства и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н). В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации отражается записью:

Кроме безвозмездного поступления основных средств от коммерческих организаций и физических лиц, объекты основных средств могут поступать в учреждение безвозмездно от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений с закреплением на праве оперативного управления.

В этом случае полученный объект основных средств принимается к бухгалтерскому учету по балансовой стоимости с одновременным отражением суммы ранее начисленной амортизации (п. 27 Инструкции № 183н ). Информацию о стоимости и начисленной амортизации передающая сторона указывает в извещении (ф. 0504805) и акте о приеме-передаче объекта основных средств.

Срок полезного использования полученного основного средства учреждение определяет с учетом срока его фактической эксплуатации (п. 44 Инструкции № 157н). Дальнейшее начисление амортизации получающая сторона производит в общеустановленном порядке.

В Письме Минфина РФот 18.09.2012 № 020607/3798 приведена корреспонденция счетов, которой следует отразить поступление в учреждение основного средства от учредителя и расчеты с ним.

Автономному учреждению учредителем был передан автобус (особо ценное движимое имущество) с балансовой стоимостью 900 000 руб. и начисленной амортизацией 300 000 руб. Автобус был принят к учету на основании акта приема-передачи. Он будет использоваться при осуществлении основной деятельности учреждения. В течение года было списано оборудование (особо ценное движимое имущество) с балансовой стоимостью 120 000 руб. и со 100%-й начисленной амортизацией, приобретенное за счет средств субсидии.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

(900 000 120 000) руб.

Поступление основного средства от иного органа государственной власти или государственного (муниципального) учреждения следует отразить в бухгалтерском учете следующей записью:

Кроме того, безвозмездно основные средства могут поступать от наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций. Такое поступление основных средств отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость. Согласно пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не облагается НДС безвозмездная передача основных средств, в частности, государственным и муниципальным учреждениям.

Таким образом, при передаче автономному учреждению основных средств начисления НДС не производятся.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Из этого перечня выделим те доходы, которые относятся к теме данной статьи. Так, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы:

– в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1);

– в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В противном случае указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1);

– в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями (пп. 22 п. 1);

– в виде пожертвований (признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским законодательством) от организаций и физических лиц, использованные получателями по назначению (пп. 1 п. 2). Пожертвования, оформленные договором и использованные согласно их назначению, установленному жертвователем, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Если пожертвованное имущество используется не по назначению, его рыночная стоимость учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). В составе внереализационных доходов учитывается также имущество, полученное по договору дарения (безвозмездно) (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ). Поэтому учреждения должны четко разграничивать имущество, поступившее в рамках договора дарения и пожертвования (об этом было указано выше), в целях недопущения занижения налоговой базы.

Нужно обратить внимание на такой факт: при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать амортизацию по основным средствам, полученным безвозмездно, следует только, если их стоимость включена во внереализационный доход и если основные средства отвечают требованиям, которые относят их к амортизируемому имуществу согласно п. 1 ст. 256 НК РФ. Для того, чтобы объекты основных средств признать амортизируемым имуществом, они должны отвечать следующим требованиям:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: