Какая государственная структура регулярно предоставляет перечни для отслеживания операций

Обновлено: 22.04.2024

На основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600; 2010, N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 26, ст. 3207) (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084) и Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 245 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1572; 2003, N 4, ст. 327; 2004, N 44, ст. 4351; 2007, N 46, ст. 5582; 2008, N 18, ст. 2049; 2010, N 11, ст. 1217; 2011, N 1, ст. 238; 2012, N 18, ст. 2235) (далее - Положение о представлении информации в Росфинмониторинг), Банк России устанавливает требования к форматам представления кредитной организацией в Росфинмониторинг по его запросу информации об операциях клиентов кредитной организации, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитной организации (далее - дополнительная информация) в электронном виде, а также к порядку представления кредитной организацией в Росфинмониторинг по его запросу информации о движении денежных средств по счетам (вкладам) клиентов кредитной организации.

Глава 1. Порядок формирования и представления

кредитной организацией в Росфинмониторинг дополнительной

информации в электронном виде

Для целей настоящего Положения снабжение каждого вложения КА кредитной организации (КА филиала в случае, предусмотренном пунктом 1.4 настоящего Положения) является надлежащим заверением электронной копии бумажного документа и электронного документа.

Особенности формирования кредитной организацией вложений, перечень и структура показателей, включаемых во вложения, определены в приложении 2 к настоящему Положению.

1.4. Кредитная организация вправе передать запрос Росфинмониторинга на исполнение своему филиалу, имеющему банковский идентификационный код участника расчетов, осуществляющего платежи через расчетную сеть Банка России (далее - БИК) (далее - филиал).

В случае если кредитная организация передает запрос Росфинмониторинга на исполнение своему филиалу, передача соответствующего запроса Росфинмониторинга должна быть осуществлена не позднее рабочего дня, следующего за днем получения такого запроса из Росфинмониторинга.

1.6. Территориальное учреждение обеспечивает прием направленных по каналам связи либо с сопроводительным письмом на магнитном, оптическом или цифровом носителе архивных файлов по рабочим дням до 16.00 по местному времени.

1.7. Архивные файлы, принятые от кредитных организаций (филиалов) в течение рабочего дня территориальным учреждением, проходят процедуру контроля в соответствии с главой 2 настоящего Положения. При этом архивные файлы территориальным учреждением не разархивируются и их содержание территориальным учреждением не контролируется.

1.8. Из всех архивных файлов, полученных от кредитных организаций (филиалов), за деятельностью которых территориальное учреждение осуществляет надзор, в течение рабочего дня и прошедших с положительным результатом процедуру контроля в соответствии с главой 2 настоящего Положения, территориальное учреждение в тот же день до 18.00 по местному времени с помощью программы-архиватора формирует сводный архивный файл территориального учреждения, снабженный КА территориального учреждения и содержащий перечень наименований всех включенных в него архивных файлов (далее - сводный архивный файл).

1.9. Сводный архивный файл передается территориальным учреждением в ЦИТ Банка России по каналам связи, используемым в Банке России для передачи статистической информации, до 18.00 по местному времени в тот же рабочий день, когда он был сформирован.

1.10. ЦИТ Банка России направляет полученные от территориального учреждения сводные архивные файлы в Росфинмониторинг не позднее 18.00 по московскому времени рабочего дня, следующего за днем их получения от территориального учреждения.

1.11. Течение определенного в соответствии с пунктом 12 Положения о представлении информации в Росфинмониторинг срока для представления кредитной организацией дополнительной информации по запросу Росфинмониторинга начинается на следующий рабочий день после даты получения кредитной организацией запроса Росфинмониторинга, зафиксированной в соответствии с порядком регистрации входящих документов (включая документы в электронном виде), установленным кредитной организацией.

1.13. По письменному мотивированному запросу кредитной организации (филиала) о продлении срока исполнения запроса Росфинмониторинга (за исключением запроса о представлении информации о движении средств по счетам (вкладам) клиента и сведений о входящем остатке по счетам клиента по состоянию на дату, указанную в запросе), направленному до истечения срока, определенного для представления дополнительной информации в Росфинмониторинг (далее - мотивированный запрос о продлении срока), Росфинмониторинг может определить иной срок, более длительный по сравнению с указанным в запросе для представления дополнительной информации.

Мотивированный запрос о продлении срока должен содержать указание на период времени, необходимый кредитной организации (филиалу) для представления запрашиваемой информации, а также причины, по которым для исполнения запроса Росфинмониторинга требуется дополнительное время.

Глава 2. Порядок контроля территориальным учреждением

2.1. В территориальном учреждении проводится процедура проверки подлинности и целостности каждого архивного файла, позволяющая установить, что такой файл был направлен соответствующей кредитной организацией (филиалом) и не был изменен в ходе передачи от кредитной организации (филиала) до территориального учреждения (далее - процедура аутентификации), а также процедура проверки наименования архивного файла на соответствие структуре, установленной в соответствии с пунктом 6.1 настоящего Положения (далее - процедура проверки наименования).

2.2. При положительных результатах процедуры аутентификации и процедуры проверки наименования архивного файла территориальное учреждение формирует в электронном виде и направляет кредитной организации (филиалу) уведомление о принятии архивного файла.

2.3. Архивный файл, процедура аутентификации и (или) процедура проверки наименования которого дали отрицательный результат, исключается из дальнейшей обработки. При этом территориальное учреждение формирует в электронном виде и направляет кредитной организации (филиалу) уведомление о непринятии архивного файла с указанием причины его непринятия.

2.4. Территориальное учреждение направляет в кредитную организацию (филиал) по каналам связи либо с сопроводительным письмом на магнитном, оптическом или цифровом носителе уведомление о принятии архивного файла (уведомление о непринятии архивного файла) не позднее 18.00 по местному времени в день получения архивного файла.

Кредитная организация (филиал) обеспечивает прием уведомления о принятии архивного файла (уведомления о непринятии архивного файла), направленного по каналам связи либо с сопроводительным письмом на магнитном, оптическом или цифровом носителе, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его направления.

Глава 3. Работа кредитных организаций (филиалов)

с квитанциями, поступающими от Росфинмониторинга

Квитанция о непринятии вложения направляется в случаях некорректности КА кредитной организации (филиала), несоответствия форматов и структуры вложения требованиям, установленным в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению, полного или частичного отсутствия во вложении сведений, наличие которых предусмотрено установленными форматами.

3.7. ЦИТ Банка России получает архивные файлы Росфинмониторинга в составе сводных архивных файлов Росфинмониторинга, сформированных с помощью программы-архиватора и снабженных КА Росфинмониторинга.

ЦИТ Банка России обеспечивает направление сводных архивных файлов Росфинмониторинга в территориальное учреждение в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения от Росфинмониторинга, с использованием каналов связи, применяемых в Банке России для передачи статистической информации.

3.8. Территориальное учреждение по получении от ЦИТ Банка России сводных архивных файлов Росфинмониторинга производит их разархивацию с помощью программы-архиватора. Полученные в результате разархивации архивные файлы Росфинмониторинга направляются в кредитную организацию, филиал кредитной организации, за деятельностью которых территориальное учреждение осуществляет надзор, по каналам связи либо с сопроводительным письмом на магнитном, оптическом или цифровом носителе не позднее 18.00 по местному времени рабочего дня, следующего за днем их получения от ЦИТ Банка России.

Глава 4. Требования по обеспечению информационной

безопасности и порядок хранения кредитными организациями

4.1. Информационное взаимодействие кредитных организаций с Росфинмониторингом и территориальным учреждением, предусмотренное настоящим Положением, осуществляется с применением средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), определяемых Банком России по согласованию с Росфинмониторингом. Обеспечение информационной безопасности при использовании СКЗИ осуществляется в порядке, установленном приложением 1 к Положению Банка России N 321-П.

4.2. При передаче архивных файлов от кредитных организаций в Росфинмониторинг и архивных файлов Росфинмониторинга кредитным организациям территориальные учреждения и ЦИТ Банка России обеспечивают неизменность всех данных, содержащихся в указанных архивных файлах, а также защиту от несанкционированного доступа к ним третьих лиц.

Глава 5. Переходные положения

5.2. Начиная с 31 марта 2014 года представление кредитными организациями по запросам Росфинмониторинга дополнительной информации на бумажном носителе может осуществляться в порядке, установленном пунктом 12.1 Положения о представлении информации в Росфинмониторинг.

Глава 6. Заключительные положения

6.1. Центральный банк Российской Федерации в срок не позднее 30 дней после дня вступления в силу настоящего Положения обеспечивает разработку и размещение на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" согласованных с Росфинмониторингом:

б) структуры наименований архивного файла кредитной организации, архивного файла Росфинмониторинга, сводного архивного файла территориального учреждения, сводного архивного файла Росфинмониторинга;

в) информации об объемах архивного файла кредитной организации, архивного файла Росфинмониторинга, сводного архивного файла территориального учреждения, сводного архивного файла Росфинмониторинга.

6.2. Изменения в форматы и структуру электронных документов и информацию об объемах архивных файлов, установленных в соответствии с пунктом 6.1 настоящего Положения, согласованные с Росфинмониторингом, размещаются на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и применяются по истечении 30 дней после дня их размещения.

6.3. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Председатель Центрального банка

Директор Федеральной службы

по финансовому мониторингу

к Положению Банка России

от 2 сентября 2013 года N 407-П

"О представлении кредитными организациями

по запросам Федеральной службы

по финансовому мониторингу информации

об операциях клиентов, о бенефициарных

владельцах клиентов и информации

о движении средств по счетам

в электронном виде"

И СТРУКТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

раздел 2 "Общие сведения о клиенте";

раздел 3 "Сведения о юридическом лице (филиале юридического лица)";

раздел 4 "Сведения о физическом лице";

раздел 5 "Сведения об индивидуальном предпринимателе";

раздел 6 "Сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства";

раздел 7 "Сведения о документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в Российской Федерации";

раздел 8 "Адрес (место нахождения) юридического лица, внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания физического лица";

раздел 9 "Сведения о запрашиваемой информации";

раздел 10 "Сведения об уполномоченном лице кредитной организации (филиала)".

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

от 19 марта 2014 г. N 209

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,

И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И НАПРАВЛЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ЗАПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ

С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,

И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342,

от 17.09.2016 N 933, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716,

от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

1. Настоящее Положение регулирует порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации и документов (далее - информация) и направления Службой запросов, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон).

Действие пунктов 2 - 9 настоящего Положения не распространяется на порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, указанными в пункте 7 статьи 7 Федерального закона.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 922)

2. Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в части первой статьи 5 Федерального закона (далее - организации), и индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 Федерального закона (далее - индивидуальные предприниматели).

3. Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:

а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) о разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 7.4 Федерального закона;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;

е) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7, пунктом 8 статьи 7.5 и частью четвертой статьи 8 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом;

(пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) о случаях отказа в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933; в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) о предусмотренном абзацем вторым пункта 13 статьи 7 Федерального закона устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе в проведении операции с денежными средствами или иным имуществом либо об отмене судом такого решения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:

а) информация, указанная в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

б) информация, указанная в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления разовой операции, и (или) совокупности операций, и (или) действий клиента, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) информация, указанная в подпунктах "в" и "е" пункта 3 настоящего Положения, - незамедлительно;

г) информация, указанная в подпункте "г" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки;

д) информация, указанная в подпункте "д" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов;

(пп. "д" в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) информация, указанная в подпункте "ж" пункта 3 настоящего Положения, - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом;

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

ж) информация, указанная в подпункте "з" пункта 3 настоящего Положения, - не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания либо получения вступившего в законную силу соответствующего решения суда.

(пп. "ж" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 - 5(2). Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 922.

(см. текст в предыдущей редакции)

Такие сведения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

7. Информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", либо иной государственной инфраструктуры при условии обеспечения надлежащего уровня защиты передаваемой информации, определяемого Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Особенности представления информации, передаваемой в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящего Положения, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Направляемая в электронной форме информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

10. В целях проверки достоверности получаемой информации, выявления операций с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также реализации Федеральной службой по финансовому мониторингу иных возложенных на нее функций организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Кредитные организации представляют по запросу Федеральной службы по финансовому мониторингу следующую информацию об операциях клиентов:

а) заверенные копии гражданско-правовых договоров;

б) сведения о гражданско-правовых договорах клиентов;

в) сведения об операциях клиента с векселями;

г) заверенные копии паспортов сделок;

д) ведомости банковского контроля;

е) справки о подтверждающих документах;

ж) заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

з) информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиента (выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиента, сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе);

и) сведения об операциях по переводу денежных средств, совершенных физическим лицом без открытия счета;

к) сведения об операциях по переводу электронных денежных средств;

л) сведения о валютно-обменных операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета;

м) копии заявлений на открытие (закрытие) счетов;

н) копии анкет (досье) клиентов кредитной организации, включая сведения о бенефициарных владельцах клиентов;

о) копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности - копии такой доверенности);

п) сведения о лицах, являющихся владельцами сберегательных и депозитных сертификатов.

(пп. "п" введен Постановлением Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

12. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

13. Организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу иную информацию, не указанную в запросе, но необходимую, по их мнению, для эффективной реализации требований Федерального закона.

14. Запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, направляются в электронной форме с использованием личного кабинета. Особенности направления запросов в электронной форме, в том числе формат электронного запроса, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона и являющихся некредитными финансовыми организациями, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При направлении Службой запросов в электронной форме может также использоваться инфраструктура, указанная в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При необходимости запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, могут направляться в письменном виде.

Образцы письменных запросов определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в отношении письменного запроса в кредитные организации и организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Федерального закона и являющиеся некредитными финансовыми организациями, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запросы в электронной форме подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

15(1). Перечень должностных лиц, имеющих право направлять запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

16. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральная служба по финансовому мониторингу вправе направлять в организации и индивидуальным предпринимателям запросы о представлении информации, необходимой для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.

17. Основанием для направления запроса по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 г., является наличие международного поручения или запроса о проверке законности проведенных операций, поступившего в Федеральную службу по финансовому мониторингу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

18. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию, указанную в пунктах 10 - 13 и 16 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Указанный срок может быть увеличен на 3 рабочих дня в случае, если для представления такой информации организации требуется получить соответствующую информацию из своего филиала (иного обособленного подразделения), либо в случае, если организация передала исполнение запроса своему филиалу.

Кредитные организации представляют информацию, указанную в подпункте "з" пункта 11 настоящего Положения, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Организации и индивидуальные предприниматели, не располагающие запрашиваемой информацией, обязаны сообщать об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу в сроки, установленные абзацем первым настоящего пункта.

С учетом объема, характера и содержания запрашиваемой информации Служба может определить иной срок ее представления.

19. Информация, указанная в пунктах 10 - 13 и 16 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

(см. текст в предыдущей редакции)

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, указанной в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

По согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу запрашиваемая информация может представляться на бумажном носителе.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представляемая по запросам в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

20. Организации и индивидуальные предприниматели не вправе информировать клиентов и иных лиц о получении запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также о содержании представленной ими информации по таким запросам.

21. Лица, нарушившие порядок представления информации, установленный настоящим Положением, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

22. При передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации должна обеспечиваться ее защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Работники Федеральной службы по финансовому мониторингу обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью Службы, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.


Органы валютного контроля и агенты валютного контроля в РФ составляют структуру, призванную осуществлять мониторинг соблюдения законодательства в сфере обращения валютных средств и ценностей. Подробнее о том, что представляют собой эти органы, читайте в статье.

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Узнать больше о специфике валютного контроля в отношении граждан и организаций вы можете здесь.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По закону № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Подробнее об особенностях валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, читайте здесь.

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2021 - 2022 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили ключевые нюансы проведения валютного контроля. Получить бесплатный пробный доступ к специальному материалу на эту тему вы можете прямо сейчас.

Как уже отмечалось выше, Правительство РФ и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне контроля I, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ?

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Но не стоит забывать, что фактически валютным контролем занимаются таможенные структуры. Подробнее об этом читайте в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Государственная политики совершенствования национальной «антиотмывочной» системы реализуется по следующим направлениям:

  • Нормативно-правовое обеспечение и координация деятельности участников системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
  • Международное сотрудничество и укрепление позиций Российской Федерации на международной арене
  • Сбор и анализ информации
  • Надзор за исполнением установленных законодательством требований
  • Финансовые расследования и взаимодействие с правоохранительными органами
  • Кадровое обеспечение и профессиональная подготовка

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №808, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

  • осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;
  • выдает организациям, осуществляющим операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации;
  • участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
  • выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
  • получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;
  • осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;
  • разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;
  • информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;
  • разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию этих мер;
  • ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
  • издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • проводит в целях осуществления контроля в установленной сфере деятельности анализ и прогнозирование состояния исполнения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;
  • организует во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, регулярное проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • разрабатывает и утверждает:

методологические рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: