Аварийное имущество судна это

Обновлено: 25.04.2024

– наборы такелажного и слесарного инструмента: кувалда, молоток, мушкель такелажный, пробойное зубило, свайка, долото, клещи, просечки, бурав стержневой.
Аварийный пластырь – устройство для временной заделки пробоин в подводной части корпуса судна. По конструкции пластыри подразделяются на мягкие, жесткие и полужесткие. Пластырь представляет собой несколько слоев парусины, обшитой вокруг стальной сетки, деревянного или стального каркаса.
Кольчужный пластырь размером 3х3 или 4,5х4,5 м входит в аварийное снабжение судов неограниченного района плавания длиной более 150 м, кроме танкеров. Состоит из сетки-кольчуги, изготовленной из оцинкованного металлического каната с квадратными ячейками и выполняющей роль основы пластыря. Сетка-кольчуга окантована стальным канатом, соединенным бензелями с ликтросом пластыря. На основу с каждой стороны нанесены по два слоя водоупорной парусины, прошитой насквозь по всему пластырю. Ликтрос пластыря изготовлен из смоляного пенькового каната с четырьмя заделанными по углам каплевидными коушами и с четырьмя круглыми коушами – посередине каждой стороны. К коушам крепятся подкильные концы, шкоты, оттяжки и контрольный штерт. Пластырь обладает высокой прочностью и позволяет закрывать большие пробоины, обеспечивая высокую плотность прилегания.

Облегченный пластырь размером 3х3 м, входит в аварийное снабжение судов неограниченного района плавания длиной 70- 150 м или танкеров независимо от их длины. Состоит из двух слоев водоупорной парусины и прокладки из грубошерстного войлока между ними (1). По всей плоскости пластыря сделаны диагональные сквозные прошивки на расстоянии 200 мм друг от друга. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната (2). По углам в ликтрос бензелями (3) заделаны коуши для крепления подкильных концов и оттяжек (4). В середине верхней шкаторины заделан кренгельс (5), к которому крепится промаркированный контрольный штерт для определения положения пластыря по борту судна. С одной стороны пластыря на расстоянии 0,5 м друг от друга нашиты карманы для металлических стержней или труб, придающих пластырю жесткость.

облегченный пластырь

Шпигованный пластырь размером 2х2 м входит в аварийное снабжение судов неограниченного района плавания длиной 24-70 м. Состоит из двух слоев водоупорной парусины и наложенного на них по всей плоскости шпигованного мата ворсом наружу, окантован смоляным пеньковым ликтросом с коушами. По всей плоскости выполнена сквозная прошивка с размерами квадрата 400х400 мм.
Учебный пластырь размером 2х2 м имеется на судах для тренировок по заводке пластыря. Он отличается от шпигованного пластыря отсутствием шпигованного мата – только два слоя водоупорной прошитой парусины, окантованной ликтросом с коушами. При необходимости может использоваться в качестве дополнительного боевого пластыря.
Деревянный жесткий пластырь из двух деревянных щитов с взаимно перпендикулярным расположением досок, между которыми проложен слой парусины. По периметру внутреннего щита пробиты подушки из смоляной пакли и парусины. Размер не превышает размера одной шпации. Заделка пробоины постановкой мягкого пластыря – надежный способ устранения водотечности, так как пластырь прижимается гидростатическим давлением воды.

Недостатки способа:
– остановка судна;
– потеря управляемости;
– разворот судна лагом к волне, приводящий к заливаемости района работ.
Аварийное снабжение, необходимое для постановки пластыря на пробоину, хранится рядом с ним в аварийном посту или специальном ящике.
Подкильные концы. Изготовляются из стальных тросов или такелажной цепи прочностью на 10% выше прочности ликтроса пластыря. Подкильные концы присоединяются к нижним углам пластыря, проходят под днищем судна и выходят на палубу противоположного борта, имеют на концах коуши.
Шкоты. Изготовляются из растительного троса для всех пластырей, кроме кольчужного, для которого шкоты изготовляются из стального троса. В оба конца шкота вплеснены коуши. Присоединяются подкильные концы и шкоты к пластырю при помощи такелажных скоб.

Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна.

Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна, спасания пассажиров и экипажа и оказания помощи людям, терпящим бедствие на море.

Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства израсходованные, вышедшие из строя или пришедшие в негодность должны быть пополнены до нормы по приходе в порт, а неисправное снабжение и спасательные средства — отремонтированы либо заменены.

Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны иметь отличительную окраску и маркировку в соответствии с Правилами морского регистра судоходства.

Аварийное и противопожарное снабжение должно размещаться на аварийных и пожарных постах.

Аварийным или пожарным постом называется место, где хранится аварийное или противопожарное снабжение, или место, где находятся станции пожарной (дымной) сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.

Для размещения и хранения аварийного и противопожарного снабжения создаются в зависимости от длины судна один или два общесудовых совмещенных аварийных и пожарных поста и один пост в машинном отделении. Кроме совмещенных аварийных и пожарных постов, на судне создаются местные аварийные и пожарные посты.

Общесудовые аварийные и пожарные посты должны удовлетворять следующим требованиям:

  • располагаться выше палубы переборок в разных противопожарных зонах;
  • пост в машинном отделении целесообразно располагать не ниже второго яруса;
  • над входом в пост должна быть надпись «Аварийный пост», «Пожарный пост»; в местах хранения аварийного и противопожарного снабжения на внутренней стороне двери или крышке ящика должна быть вывешена опись хранящегося снабжения.

Хранение аварийного снабжения должно удовлетворять следующим требованиям:

  • мягкие пластыри должны храниться на стеллажах, банкетках или быть подвешенными к подволоку; все оборудование для них должно храниться рядом в посту (ящике);
  • сыпучие и жидкие аварийные материалы (цемент, ускоритель затвердевания бетона, сурик, жир технический и т.п.) должны храниться в специальной таре, защищающей их от сырости (воды);
  • набор такелажного и слесарного инструмента должен храниться в специальных сумках;
  • легководолазное снаряжение должно храниться в специальном аварийном посту, кладовой или шкафу;
  • размещение и хранение лесоматериалов (брусья, доски) и других габаритных предметов аварийного снабжения разрешается раздельно от остального снабжения — на палубах надстроек и рубок.

В аварийном посту машинных помещений, находящемся ниже ватерлинии и по возможности ближе к месту вероятного использования, рекомендуется иметь:

  • деревянный пластырь с мягкими бортами
  • металлический пластырь с прижимным болтом
  • универсальную струбцину
  • раздвижной упор
  • брусья
  • доски
  • клинья
  • пробки (все снабжение из дерева должно быть подвергнуто огнестойкой пропитке)
  • паклю смоленую
  • сурик
  • цемент быстросхватывающийся
  • ускоритель затвердевания бетона
  • песок
  • топор плотницкий
  • пилу-ножовку
  • кувалду
  • лопату
  • ведро
  • набор слесарного инструмента
  • электросростки
  • бугели
  • накладки
  • прокладки и т.п.

Аварийный инструмент целесообразно разметить на отдельном щите вблизи аварийного поста.

Хранение противопожарного снабжения должно удовлетворять следующим требованиям:

  • пожарные рукава (для воды и пены) в собранном виде с пожарным стволом должны размещаться в непосредственной близости к пожарному крану, для которого они предназначены, и храниться на вьюшках или в корзинах так, чтобы их можно было быстро ввести в действие; на открытых палубах они должны быть помещены в герметичные шкафчики;
  • в закрытых помещениях по всему судну пожарные рукава должны быть постоянно подсоединены к пожарным кранам, переносные комплектные воздушно-пенные стволы — к переносным пеногенераторам;
  • пенные установки местного назначения должны размещаться комплектно (с баллоном, рукавом и т.п.) на постоянных местах внутри охраняемого помещения вблизи от выходов; они должны быть легкодоступны для обслуживания, осмотра, перезарядки и защищены от механических повреждений;
  • углекислотные установки местного назначения должны размещаться комплектно на постоянных местах, быть легкодоступными для обслуживания и осмотра и защищены от механических повреждений;
  • переносные генераторы воздушно-механической пены средней кратности должны размещаться вблизи от пожарных кранов водопожарной системы с целью обеспечения удобной и быстрой подачи пены к местам вероятного возникновения пожара;
  • переносные генераторы должны размещаться на штатных местах согласно построечной спецификации;
  • ручные переносные пенные и углекислотные огнетушители должны размещаться по штатным местам в специальных держателях-кронштейнах быстроразъемного типа в местах, защищенных от прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков, на высоте не более 1,5 м от пола помещения до ручек огнетушителя и не ближе 1,5 м от источника тепла; если в помещении предусматривается несколько огнетушителей, то часть их должна быть расположена вблизи входов, а остальные — в местах вероятного возникновения пожара внутри помещения; если предусматривается только один огнетушитель, он должен быть установлен вблизи входа в помещение;
  • запасные заряды (для перезарядки использованных огнетушителей) должны находиться в местах хранения снаряжения пожарных;
  • металлические ящики с песком или пропитанными содой сухими древесными опилками устанавливаются возле малярных и фонарных помещений, мест приема и раздачи топлива и в других пожароопасных помещениях;
  • покрывала для тушения пламени должны храниться в специальных легкооткрываюшихся футлярах или шкафчиках;
  • комплекты пожарного инструмента должны размешаться на штатных щитах;
  • комплекты снаряжения для пожарного должны храниться в специальном сухом, отапливаемом помещении, расположенном в надстройке и имеющем отдельных вход;
  • в кладовых для изолирующих дыхательных противогазов должны быть предусмотрены ящики или стеллажи с гнездами, стенки которых должны быть обиты амортизирующими материалами;
  • костюм из теплоотражающей ткани должен храниться в сухом, отапливаемом помещении;
  • пожарные ведра должны быть снабжены растительным концом достаточной длины и храниться на открытых палубах в легкодоступных местах. Ведра должны быть окрашены в красный цвет и иметь надпись «пожарное» (только на судах, не оборудованных стационарной водопожарной системой);
  • международное береговое соединение для приема воды с берега должно храниться в комплекте с другим противопожарным снабжением в легкодоступном месте.

На каждое спасательное средство коллективного пользования должно быть выдано свидетельство морского регистра судоходства. Для спасательных плотов свидетельство может быть заменено сертификатом, содержащим данные для контроля при освидетельствовании плота на судне или при ремонте, а также об одобрении его морским регистром судоходства.

На каждом спасательном средстве индивидуального пользования после его освидетельствования должны быть нанесены несмываемой краской номер свидетельства или сертификата, дата освидетельствования и клеймо морского регистра судоходства.

Все спасательные шлюпки в положении «по-походному» должны находиться на кильблоках и быть закреплены найтовами, которые должны легко и быстро отдаваться.

Продолжительность посадки людей и спуска шлюпок на воду по шлюпочной тревоге должна быть не более 8 мин при наличии шлюпбалок гравитационного типа и 12 мин при наличии шлюпбалок заваливающегося типа. Продолжительность посадки людей в спасательные средства и их спуска на воду в спокойных условиях для пассажирских судов неограниченного района плавания и ограниченного района плавания I не должна превышать 30 мин, а для пассажирских судов ограниченного района плавания II — 20 мин.

Посадка людей в шлюпки на пассажирских судах должна осуществляться, как правило, в положении шлюпок «по-походному». В отдельных случаях посадка людей в шлюпки может производится как с палубы, на которой установлена шлюпка, так и с палубы, лежащей ниже, но без применения штормтрапов.

Все спасательные средства должны находиться в готовности для немедленного использования до выхода судна из порта и в любой момент в течение рейса. На пассажирских судах снабжение в спасательных шлюпках должно быть разложено по штатным местам, фалини разнесены, спасательные шкентели с мусингами распущены в сторону ботдека.

Жесткие спасательные плоты и спасательные плавучие приборы должны располагаться и храниться так, чтобы они всегда были доступны и готовы к немедленному использованию, чтобы их можно было безопасно и быстро спустить (сбросить) на воду с любого борта. При погружении судна в воду они должны беспрепятственно всплывать, а разобщающие устройства должны сбрасывать их как автоматически, так и механически.

Надувные спасательные плоты должны располагаться так, чтобы они всегда были доступны и готовы к немедленному использованию; они должны храниться в контейнерах, защищающих плоты от атмосферных влияний и обеспечивающих надежное крепление плотов. Крепление должно легко и быстро отдаваться вручную по шлюпочной тревоге или автоматически при погружении судна.

ПРИМЕЧАНИЕ. На судах неограниченного района плавания, длиной 150 м и более, не имеющих надстройки в средней части, должен быть один дополнительный надувной плот, размещаемый на судне как можно дальше в носовой его части, насколько это целесообразно и практически осуществимо.

В проходах жилых помещений и выгородках трапов должны быть установлены (нанесены) указатели направления движения к спасательным средствам.

Места установки спасательных шлюпок, жестких и надувных спасательных плотов, плавучих приборов и их спусковые устройства во время их подготовки к спуску и при спуске на воду, а также участки воды в районе их спуска должны освещаться судовыми средствами, специально предназначенными для этих целей.

Спасательные жилеты (дополнительный комплект) должны храниться в легкодоступных местах в количестве не более 20 шт. в одном месте. На местах расположения спасательных жилетов (шкафы, диваны и т.п.) должны быть нанесены четкие надписи «спасательные жилеты».

Спасательные жилеты (дополнительный комплект) для вахтенного персонала должны храниться в местах несения вахт (на мостике, в радиорубке и в МП).

Спасательные круги должны быть равномерно распределены по обоим бортам судна и установлены таким образом, чтобы они были легкодоступны и в любое время готовы к немедленному использованию. Два спасательных круга со светодымящими буйками должны быть размещены таким образом, чтобы их можно было немедленно сбросить с ходового мостика.

Пассажирские суда должны иметь две дежурные спасательные шлюпки, по одной с каждого борта судна, для использования в экстренных случаях. Эти шлюпки находятся в постоянной готовности к немедленному использованию во время нахождения судна в море. Перед выходом из порта в рейс о номерах дежурных шлюпок должно быть объявлено экипажу.

На спасательных шлюпках должны быть нанесены ясными несмываемым красками размеры спасательной шлюпки, число людей, допускаемое к размещению. Название и порт приписки судна, которому принадлежит спасательная шлюпка, наносятся краской на обоих бортах ее носовой части.

На плавучих приборах должна быть указана вместимость (число людей).

На каждом жестком спасательном плоту обозначаются название и порт приписки судна, число людей, допускаемое к размещению.

На каждом спасательном круге обозначаются крупными буквами название и порт приписки судна.

Комплектность шлюпочного снабжения и его состояние проверяются ответственными лицами ежемесячно.

Доступ в запираемые помещения

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. Для этой цели дверные замки всех помещений должны иметь по три комплекта ключей.

Первый комплект ключей должен храниться:

  • от помещений станций пожаротушения, кладовой комплектов снаряжения пожарных, румпельного отделения и от дверей запасных входов в специальных шкафчиках, размещенных у входа в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;
  • от специальных помещений и помещений с материальными ценностями у заведующих помещениями;
  • от ящика (шкафа) с пиротехническими средствами и кладовой с изолирующими противогазами на ходовом мостике в специальном ящике на переборке в опечатанном виде;
  • от все прочих запираемых на замок помещений у заведующих помещениями;
  • от кают экипажа у лиц, занимающих их.
  • от кают пассажиров на специальной доске, размещенной вблизи группы кают в установленном месте (помещении).

ПРИМЕЧАНИЕ. При нахождении судна в море все входы в коридоры, служебные и жилые помещения (за исключением пассажирских судов), как правило, не должны закрываться на замок.

Во время общесудовой и шлюпочной тревог все каюты экипажа и пассажиров не должны закрываться на замок.

Второй комплект ключей (дубликаты) от всех помещений, за исключением кают членов экипажа, хранится на специальной судовой доске. Доска с ключами должна закрываться на замок, опечатываться и находиться под наблюдением лиц вахтенной службы, а ключ от доски с ключами должен храниться у вахтенного помощника капитана.

Вторые комплекты ключей от кают членов экипажа с занумерованными бирками должны находиться на хранении в месте, установленном старшим помощником капитана. Доска с ключами должна закрываться на внутренний замок, опечатываться, а ключи от доски и помещения, где она находится, должны храниться у вахтенного помощника капитана.

На случай экстренной надобности капитан и с его разрешения могут иметь ключи-вездеходы: старший помощник капитана, помощник капитана по пассажирской части, помощник капитана по пожарной части и вахтенный помощник капитана при стоянке судна в порту (на рейде).

Литература

Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС) - ЦНИИМФ [2004]
Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РФ [2004]

Должны быть оборудованы все суда 3
В дополнение все пассажирские суда должны быть оборудованы командным трансляционным устройством (КТУ)

Спасательные круги

Длина пассажирского судна Минимальное количество спасательных кругов Длина грузового судна Минимальное количество спасательных кругов
менее 60 м 8 шт менее 30 м 4 шт
от 60 до 120 м 12 шт от 30 до 100 м 8 шт
от 120 до 180 м 18 шт от 100 до 150 м 10 шт
от 180 до 240 м 24 шт от 150 до 200 м 12 шт
более 240 м 30 шт более 200 м 14 шт
Длина рыболовного судна Минимальное количество спасательных кругов
от 25 до 45 м 4
от 45 до 75 м 6
более 75 м 8

Спасательные средства / тип судна 1 2 3 4 5 7
Спасательные жилеты Для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет, отвечающий требованиям безопасности SOLAS и РМРС
Огни спасательных жилетов

На пассажирских судах каждый спасательный жилет должен быть снабжен огнем, отвечающим требованиям

Для каждого члена команды дежурной шлюпки или персонала, обслуживающего морскую эвакуационную систему, должен быть предусмотрен гидротермокостюм 7

Аварийно-спасательное снаряжение

Морские суда, плавающие под российским флагом, оснащаются аварийным снаряжением. Судовладелец должен самостоятельно определить необходимость и комплектность аварийного снабжения на борту судна, учитывая его район эксплуатации, размещения, а также национальные стандарты государства флага. Все суда, кроме судов ограниченных районов плавания RI, R2, R2-RSN, R2-RSN (4,5), и R3-RSN (кроме судов ледовых классов Агс5, Агсб, Axel, Агс8 и Агс9) и судов из стеклопластика, должны иметь аварийное снабжение в объеме, не менее указанного в таблице 2

Для несамоходных судов, эксплуатирующийся без экипажа, аварийного снабжения не требуется. Несамоходные суда, эксплуатирующиеся экипажем, должны иметь аварийное снабжение в объеме, не менее указанного в таблице 1

Наименование,

Количество для судов длиной L, м

Кол-во для наливных судов

150 и более

от 150 до 70 включительно

от 70 до 24 включительно

Набор такелажного инструмента,

Набор слесарного инструмента,

150 х 150x4000 мм

80 х 100 х 2000 мм

50 х 200 х 4000 мм

50 х 200 х 2000 мм

30 х 200 х 200 мм

60 х 200 х 400 мм

Пробки сосновые для судов с бортовыми иллюминаторами,

Диаметр бортового иллюминатора

10 х 30 х 150 мм

3 мм, каждый моток по 50 м

Болт с 6-гранной головкой,

Болт с 6-гранной головкой,

Шайба под гайку,

Ускоритель затвердевания бетона,

Сверх аварийного снабжения, указанного в таблице 1, должно быть предусмотрено дополнительное снабжение: на пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, за исключением судов из стеклопластика, согласно таблице 2;

Переносной автогенный агрегат для резки с комплектом полностью заряженных газовых баллонов, шт.

Ручной гидравлический домкрат, шт.

Кузнечная кувалда, шт.

Кузнечное зубило (с ручкой),шт.

Домкрат грузоподъемностью 9,8 кН, шт.

Домкрат грузоподъемностью 19,6 кН,шт.

на судах из стеклопластика:

Связующая смола с отвердителем

Наборы слесарного и такелажного инструмента, указанные в таблице 1, должны быть укомплектованы в соответствии с таблицей 3

кол-во на 1 комплект

Ключ гаечный разводной

Ширина зева до 36 мм

Ширина зева до 24 мм

Сумка для инструмента

Нормы снабжения стоечных судов определяются по усмотрению судовладельца.

Суда со знаком FF1, FF1WS, FF2, FF2WS и FF3WS в символе класса должны иметь два прожектора, способные обеспечить эффективный горизонтальный и вертикальный диапазон освещения поверхности диаметром не менее 10 м на расстоянии до 250 м при минимальном уровне освещенности до 50 лк в темное время суток и чистом воздухе

Аварийное снабжение должно храниться на двух аварийных постах как минимум, один из которых должен быть расположен в машинном помещении. Аварийными постами могут быть специальные помещения, ящики или места, отведенные на палубе или в помещениях.

В аварийном посту, расположенном в машинном помещении, должно храниться снабжение, необходимое для производства аварийных работ изнутри этого помещения, остальное аварийное снабжение, как правило, должно храниться в аварийных постах, расположенных выше палубы переборок; на судах длиной менее 45 м допускается расположение аварийного поста ниже палубы переборок при условии обеспечения постоянного доступа к этому посту.

На судах длиной 31 ми менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту.

Перед аварийным постом должен быть предусмотрен свободный проход; ширина прохода должна выбираться в зависимости от габаритов хранимого на посту снабжения, но не менее 1,2 м. Допускается уменьшение ширины прохода до 0,8 м на судах длиной менее 70 м и до 0,6 м — на судах длиной 31 м и менее.

Проходы к аварийным постам должны быть по возможности прямыми и коротким.

Аварийное снабжение, совокупность предметов снабжения судна, предназначенные для восстановления водонепроницаемости и прочности корпуса и судовых систем при авариях от повреждений или износа.

К аварийному снабжению относятся аварийный инвентарь, переносные водоотливные средства, инструмент, материалы.

Аварийный инвентарь: пластыри и их снаряжение, легководолазное снаряжение, шпигованные маты, раздвижные упоры, авар. струбцины, спец. болты.

Инструмент: наборы такелажного и слесарного инструмента, топоры, пилы, лопаты, ломы, кувалды, ведра.

Аварийные материалы: сосновые брусья, доски и пробки, сосновые и березовые клинья, суровая парусина, грубошерстный войлок, матовая резина, смоляная пакля, низкоуглеродистая проволока, строит. скобы, гвозди, цемент, песок, ускоритель затвердевания бетона, сурик, техн. сурик.

Пассажирские и суда специального назначения снабжаются, кроме того, переносными автогенными аппаратами для резки. Мягкие пластыри — кольчужный, облегченный, шпигованный, парусиновый — употребляют для закрытия трещин и небольших отверстий в обшивке или же при расхождении швов.

Раздвижным металлическим упором или крючковыми болтами крепят деревянный щит или пластырь с мягкими бортами на пробоине. Им можно также подкреплять переборки и водонепроницаемые закрытия. Универсальные струбцины используют для крепления деревянного пластыря на пробоину. С помощью переносных водоотливных средств откачивают воду из аварийных отсеков, не имеющих стационарных водоотливных систем (или при выходе их из строя), а также применяют как дополнительные средства откачки.

Повреждения корпуса устраняют бетонированием: изготовляют цементные ящики и раскрепляют их по месту упорами и др. средствами крепления. С помощью бетонирования можно не только устранить водопроницаемость корпуса, но и частично восстановить местную прочность в районе повреждения. Аварийные брусья употребляют как упоры для подкрепления переборок и платформ, дверей, крышек люков, для крепления жестких пластырей и деревянных щитов на пробоинах; аварийные клинья — для расклинивания деревянных упоров при подкреплении ими переборок, палуб, а также для заделки трещин и разошедшихся швов в обшивке корпуса, переборок и настилах палуб. Аварийные пробки служат для заделки круглых пробоин и иллюминаторных отвер-стий.

Нормы А. с. регламентируются Правилами Регистра. А. с. хранится на аварийных постах, один из которых расположен в машинном отделении. Предметы А. с. окрашивают в синий цвет полностью либо полосой. Тара для хранения имеет надпись с наименованием материала, массы и допустимого срока хранения.

Использование аварийных струбцин для крепления пластыря на пробоину: 1— струбцины; 2— прижимной винт с рукоятками; 3— гайка-ползун; 4— стопорный винт захвата; 5— болты крепления планок швеллеров; 6—захват для шпангоутов угловых профилей; 7— деревянная прокладка под подпятником прижимного винта; 8—деревянный пластырь с мягкими бортами; 9—шпангоут; 10— наружная обшивка; 11— пробоина

Раздвижной металлический упор: 1— подпятник наружи, трубы; 2— круглая нажимная гайка; 3— рукоятка; 4— штырь; 5— наружи, труба; 6— внутр. труба; 7— шарнир; 8— подпятник внутр. трубы

Типы спасательных средств на борту

Помимо строгих правил и положений, которые применялись при проектировании и постройке судов, необходимо иметь при себе определенное спасательное оборудование и приспособления, которые помогают спасать жизни людей в случае бедствия.

Не все суда имеют спасательное оборудование, о котором пойдет речь. Это зависит от типа судна, количества пассажиров (и экипажа) на борту и требований, относящихся к правилам безопасности, которые определяют тип и количество и имеющегося спасательного оборудования.

Противопожарное снабжение судов

Предметы противопожарного снабжения должны отвечать требованиям безопасности, быть одобренного типа (РМРС)и в любое время быть готовы к использованию.

Общие требования SOLAS для спасательных плотов

Спасательные плоты являются пассивными спасательными средствами. По конструкции различаются надувные и жесткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт - сбрасываемые и спускаемые.

Требования, которым должны удовлетворять все спасательные средства, установлены Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS-74). Они воспроизведены в Правилах по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.

Общие требования.

Требования SOLAS для спасательных жилетов

Спасательный жилет, в соответствии с требованиями, должен быть предоставлен каждому человеку на борту судна и,
кроме того:


  1. для пассажирских судов, совершающих рейсы продолжительностью менее 24 часов, должно быть предусмотрено количество детских спасательных жилетов, равное количеству не менее 2,5% от числа пассажиров на борту;
  2. Для пассажирских судов в рейсах продолжительностью 24 часа или более для каждого ребенка на борту должны быть предусмотрены спасательные жилеты для.

Требования SOLAS для спасательных кругов

Спасательные круги, соответствующие SOLAS, должны быть:

  1. Размещены в легкодоступных местах по обеим сторонам судна, на всех открытых палубах, простирающихся до борта судна; по крайней мере один должен быть размещен вблизи кормы;
  2. Спасательные круги должны крепиться так, чтобы была возможность быстро и свободно сбросить их на воду.

По крайней мере один спасательный круг на каждой стороне судна должен быть оснащен плавучим леером, соответствующим предписаниям.

Судовая пиротехника

Сигнальные ракеты

Не менее 12 парашютных ракет, в соответствии с требованиями раздела 3.1 SOLAS, должны находиться на капитанском мостике или рядом с ним.

В дополнение к ним на каждой спасательной шлюпке должны находиться: две плавучих дымовых шашки, 4 парашютных ракеты и 6 фальшфейеров.

Парашютные ракеты бедствия (Раздел 3.1 Кодекса IMO LSA)


Парашютная ракета должна:

  • Содержаться в водостойком кожухе;
  • Иметь краткие инструкции или схемы, наглядно.

Огнетушители на судах


Морские и речные суда являются объектами повышенной пожароопасности,т.к. конструктивно представляют собой небольшие по площади помещения, в которых обычно размещено большое количество силового и электротехнического оборудования. Особенно пожароопасны грузовые суда (танкеры) перевозят горючие вещества и материалы.

Наиболее частые причины пожаров на судах это - неисправности в электросети; курение вне специально оборудованных мест; проведение электросварочных работ с нарушением правил.

Спасательные средства - нормы оснащения маломерных судов

Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности:

1 - Байдарки
2 - Гребные надувные лодки, вместимостью до 3 человек, не имеющие жесткой слани.
3 - Гребные лодки, гребные надувные лодки, имеющие жесткие слани, надувные лодки, вместимостью более 3 человек, не имеющие жесткие слани.
4 - Моторные маломерные суда длиной до 6 метров
5 - Моторные маломерные суда длиной от 6 до 12 метров
6 - Моторные.

Состав Аварийно-спасательного имущества для морских судов

Судовые спасательные средства - нормы оснащения РМРС

  1. Пассажирские суда
  2. Грузовые суда вместимостью 500 и более рег тонн.
  3. Грузовые суда вместимостью от 300 до 500 рег тонн.
  4. Грузовые суда вместимостью менее 300 рег тонн.
  5. Несамоходные суда, предназначенные для буксировки и толкания и имеющие на борту людей.
  6. Суда, не совершающие международных рейсов.
  7. Рыболовные суда

Состав Аварийно-спасательного имущества для речных судов

Речные суда, строящиеся и эксплуатируемые, должны оснащаться аварийным снаряжением.

Для несамоходных судов, эксплуатирующийся без экипажа, несамоходных судов с одноотсечной непотопляемостью, несамоходных судов классов «Р» и «Л» длиной менее 30 м с командой несамоходные наливные, независимо от длины, пассажирских и судов для переправ с продолжительностью рейса менее 1 ч; самоходных классов «О», «Р» и «Л» с экипажем в рейсе не более трех человек, самоходных классов «Р» и «Л» длиной менее .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: