Арбитражный суд рассматривает дела о взыскании с лиц осуществляющих предпринимательскую и иную

Обновлено: 26.04.2024

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Комментарий к ст. 212 АПК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи дублирует ч. 1 ст. 189 АПК.

К делам о взыскании обязательных платежей и санкций, исходя из места нормы в структуре АПК, следует относить любые дела, как содержащие спор о праве, так и не содержащие такового, в результате разрешения которого подлежат взысканию денежные средства в счет исполнения публично-правовой обязанности по их уплате, за исключением случаев, когда обязанность по уплате возникла в результате совершения административного правонарушения или преступления.

Если сумма, заявленная ко взысканию, не превышает 100 тыс. руб., то дело подлежит рассмотрению в порядке приказного производства (п. 3 ст. 229.2 АПК). В порядке приказного производства не подлежат разрешению дела, если в них усматривается наличие спора о праве (п. 3 ч. 3 ст. 229.4 АПК), в связи с чем по общим правилам искового производства могут быть рассмотрены требования о взыскании обязательных платежей и санкций и в случае предъявления указанного требования в сумме не более 100 тыс. руб., если в таком деле усматривается спор о праве. Аналогичные последствия должны наступать и в случае отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа по иным основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 229.4 АПК, а также в случае отмены судьей судебного приказа в соответствии с ч. 4 ст. 229.5 АПК.

В порядке, предусмотренном гл. 26 АПК, в том числе подлежат рассмотрению дела о взыскании:

- налогов, сборов и санкций, предусмотренных НК;

- таможенных платежей и санкций, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза;

- страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и санкций (п. 9 ст. 26.6 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

- финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений (ч. 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования");

- штрафов и пеней за нарушение порядка совершения операций с материальными ценностями государственного резерва (ст. 16 ФЗ от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве");

- штрафа за нарушение обязательных резервных требований, установленных Банком России (ч. 7 ст. 38 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 т (ст. 31.1 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- экологического сбора (ст. 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");

- платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");

- платы за пользование радиочастотным спектром (п. 4 ст. 23 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

Подведомственность дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражному суду определяется в соответствии с общим порядком, установленным ст. ст. 27 и 29 АПК. Применительно к рассмотрению указанной категории дел следует учитывать, что с точки зрения субъектного состава арбитражным судам подведомственны дела о взыскании обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, являющихся организациями, имеющими статус юридического лица, а также имеющих статус индивидуального предпринимателя граждан. В случае взыскания обязательных платежей и санкций с иных лиц дело может быть подведомственно арбитражному суду только в силу прямого указания закона. Статус лица, необходимый для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда, должен быть установлен на момент принятия заявления арбитражным судом. Так, если заявление о взыскании обязательных платежей и санкций с гражданина-предпринимателя было принято арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности, а в дальнейшем гражданин утратил статус предпринимателя, то такое дело надлежит продолжить рассматривать в арбитражном суде, однако если гражданин осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, то дело о взыскании с него обязательных платежей и санкций следует рассматривать в суде общей юрисдикции в соответствии с порядком, установленным КАС .

Вопрос 11 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016; Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2014), утв. Президиумом ВС РФ 24.12.2014.

2. Для возбуждения дела о взыскании обязательных платежей и санкций с соответствующим заявлением в арбитражный суд должно обратиться лицо, обладающее правом на обращение в суд с таким требованием, установленным нормативным правовым актом.

В соответствии с буквальным толкованием ч. 2 комментируемой статьи к указанным лицам могут относиться исключительно государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Однако в связи с тем, что в настоящее время оператором системы взыскания обязательных платежей может быть не только орган, но и лицо, не обладающее признаками органа, в том числе коммерческие организации - юридические лица, а также индивидуальные предприниматели (например, оператор системы взыскания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 т), то считаем возможным расширительное толкование ч. 2 комментируемой статьи и распространение процессуального порядка взыскания обязательных платежей и санкций, предусмотренного гл. 26 АПК, в том числе и права обращения в суд с указанными требованиями, на требования лиц, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Судебная практика по статье 212 АПК РФ:

Представитель заявителя присутствовал в предварительном судебном заседании, был надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства. При таких обстоятельствах в силу части 6 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель самостоятельно принимает меры по получению информации о движении дела и несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд считает неуважительными причины пропуска срока подачи заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока не имеется.

АПК РФ Статья 27. Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 27 АПК РФ

1. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

3. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил компетенции, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Арбитражные суды рассматривают относящиеся к их компетенции дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7.1) по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 171-ФЗ)

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

(часть 6 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

7. При обращении в арбитражный суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны арбитражному суду, другие - суду общей юрисдикции, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных арбитражному суду, и о возвращении заявления в части требований, подсудных суду общей юрисдикции.

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

2. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Судебная практика и законодательство — АПК РФ. Статья 213. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций

Принимая оспариваемый судебный акт суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 6 статьи 215, статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 195, пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, пунктами 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, пунктами 5, 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Исходя из этого, положения главы 26 АПК РФ по искам, поданным в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, не применяются, и требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке, предусмотренное частью 2 статьи 213 АПК РФ, не направляется.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отменяя постановление суда кассационной инстанции пришла к выводу, что ссылаясь на те же доказательства, что и суды нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции дал этим доказательствам иную оценку, признав установленным отсутствие реальности спорных финансово-хозяйственных операций общества по приобретению работ (услуг) у поставщиков, в то время как нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесена к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций. При этом мотивированного обоснования неправильного применения судами нижестоящих инстанций норм материального права судом кассационной инстанции не приведено.

2.5. Руководствуясь положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и разъяснениями, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд пришли к верному выводу об отсутствии оснований для возложения на регистрирующий орган судебных расходов по спору о признании недействительным решения о государственной регистрации.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном данным Кодексом.

Положения АПК РФ, предусматривающие подачу в арбитражные суды Российской Федерации (далее - суды) документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - документы в электронном виде), посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", реализуются путем применения настоящего Порядка подачи документов.

4. Судебное обжалование актов территориального органа страховщика, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

4.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

"4.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.".

Частью 2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; случаи рассмотрения арбитражным судом дела с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, должны быть предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ или федеральным законом.

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Комментарии к ст. 212 АПК РФ

1. Обязательные платежи, которые возлагаются законом на лиц, осуществляющих предпринимательскую, иную экономическую деятельность, и санкции за их несвоевременное перечисление, отличаются большим разнообразием. Налоговые платежи и сборы, в свою очередь, устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. ст. 13 - 15 НК).

Обязательные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды являются составной частью единого социального налога (ст. 243 НК). К правоотношениям, связанным с их оплатой, применяется законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено специальным законом .

См.: ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Налоговые органы, имеющие ярко выраженные фискальные функции, применительно к каждому субъекту экономической деятельности проводят систематические выездные и невыездные (камеральные) проверки, по результатам которых принимают решения о взыскании недоимок по обязательным (налоговым и неналоговым) платежам, пени и штрафу.

Недоимки и пени принято относить к одной группе требований, заявляемых в арбитражном суде (п. 9 ст. 46, п. 7 ст. 47 НК), штрафы - к другой (ст. 114 НК). Это объясняется тем, что взыскание недоимок направлено на возмещение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, предъявленные ко взысканию пени - на компенсацию потерь, вызванных задержкой в перечислении платежа, в то время как начисленные штрафы всегда представляют собой санкции за нарушение срока своевременного перечисления обязательных платежей, иные правонарушения (несоблюдение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, несоблюдение кредитной организацией установленных для нее нормативов обязательных резервов, предоставление ею недостоверной информации, неисполнение предписания антимонопольного органа и др.).

Недоимки отличаются от исков тем, что предъявляются властным государственным органом. От иных дел, возникающих из публичных правоотношений, они отличаются имущественным характером.

Формирование законодателем специальной комментируемой главы о порядке рассмотрения арбитражным судом дел, связанных со взысканием обязательных платежей и санкций, направлено на закрепление специфики налоговых и близких к ним иных неналоговых правоотношений, которая направлена на повышение гарантий правосудия при рассмотрении экономических споров и эффективности судебной защиты нарушенного права.

В основе производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций находится базовое исковое производство, общие правила которого здесь широко применяются. Из этого факта вовсе не следует, что налоговый орган и налогоплательщик должны называться истцом и ответчиком.

Процессуальные особенности порядка рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций, которые отличают его от искового производства, закреплены в комментируемой главе.

Названные особенности связаны со следующими обстоятельствами:

- большинство взысканий по обязательным платежам производится с предприятий во внесудебном порядке. Для этого достаточно решения налогового органа в целях списания денежных средств с расчетного счета хозяйствующего субъекта либо его же постановления для обращения взыскания на имущество должника;

- основания для взыскания недоимки, пени и штрафа в судебном порядке предусмотрены в налоговом законе (п. 3 ст. 46, ст. 60 НК);

- налоговые и неналоговые взыскания с индивидуальных предпринимателей производятся только в судебном порядке (ст. 48 НК).

2. Судопроизводство по делам о взыскании недоимок по обязательным платежам и санкций начинается с принятия к производству заявления от контрольного органа (налогового органа, органа социального страхования, Пенсионного фонда, иного государственного органа, органа местного самоуправления, которым переданы функции по взысканию обязательных платежей).

В заявлении контрольного органа должно содержаться требование о взыскании с должников по обязательным платежам обнаруженных недоимок и пени. В этом же заявлении могут быть указаны штрафные санкции за нарушение закона об обязательных платежах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: