Конституционно правовые принципы организации государственной власти в субъектах российской федерации

Обновлено: 18.04.2024

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

2. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

3. Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, действующими на территории субъекта Российской Федерации (далее также - органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации).

4. Образование, формирование, деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в субъектах Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее также - уровни публичной власти) осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий).

7. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.

8. В соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации участвуют в решении задач местного самоуправления, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

9. Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

10. Организация публичной власти на федеральной территории устанавливается федеральным законом о соответствующей федеральной территории.

Статья 2. Принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации

1. Деятельность органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

3) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

4) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

5) единство системы публичной власти;

6) согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

7) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

8) разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти;

9) признание и гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий и осуществление на всей территории Российской Федерации;

10) самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий;

11) гарантии финансового обеспечения исполнения полномочий, которыми наделяются органы публичной власти в результате разграничения полномочий;

12) обеспечение гласности в деятельности органов публичной власти, в том числе посредством предоставления доступа к информации о деятельности органов публичной власти;

13) государственный контроль (надзор), парламентский контроль и общественный контроль за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц.

2. Органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляют взаимодействие в целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории субъекта Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут предусматриваться порядок дистанционного взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, порядок дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации

1. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.

3. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев после дня его официального опубликования.

4. Органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов.

5. Президент Российской Федерации вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также действие акта исполнительного органа субъекта Российской Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

6. Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный конституционный закон, федеральный закон не соответствуют Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального конституционного закона, федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии указанного нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального конституционного закона, федерального закона или их отдельных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, указанного нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального конституционного закона, федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.

7. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

8. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 4. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в единой системе публичной власти в Российской Федерации

1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в единой системе публичной власти в Российской Федерации осуществляют в конституционно установленных пределах свои полномочия и несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими деятельности.

2. Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

3. Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные для осуществления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в назначении на должность и (или) освобождении от должности должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке и случаях, установленных федеральными законами.

4. Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения субъектов Российской Федерации в сферах образования, здравоохранения, финансов, государственного регулирования тарифов, а также осуществляющих региональный государственный жилищный контроль (надзор), региональный государственный строительный надзор, региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в форме согласования назначения на должность по результатам проверки соответствия кандидата на замещение должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационным требованиям или иным требованиям и (или) согласования освобождения от должности должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и случаях, установленных специальными федеральными законами, законодательством о противодействии коррупции, законодательством о государственной службе.

5. Предусмотренный частью 4 настоящей статьи перечень органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

6. Проекты федеральных законов об изменении и (или) дополнении частей 4 и 5 настоящей статьи подлежат предварительному обсуждению рабочими органами Государственного Совета Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о Государственном Совете Российской Федерации.

7. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

8. Мировые судьи субъекта Российской Федерации осуществляют свою деятельность на судебных участках в пределах судебного района, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе, другими федеральными конституционными и федеральными законами.

9. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

10. Общие принципы и порядок разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Государственные должности субъектов Российской Федерации

1. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации, может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами. К лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные федеральным законом о статусе судей в Российской Федерации, федеральным законом о мировых судьях.

4. Лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

5. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.

6. Лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с установлением дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Участие органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в решении задач местного самоуправления

1. Участие органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в решении задач местного самоуправления определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Фед

Статья 1. Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

2. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

3. Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, действующими на территории субъекта Российской Федерации (далее также - органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации).

4. Образование, формирование, деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в субъектах Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее также - уровни публичной власти) осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий).

7. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.

8. В соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации участвуют в решении задач местного самоуправления, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

9. Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

10. Организация публичной власти на федеральной территории устанавливается федеральным законом о соответствующей федеральной территории.

Федеративное устройство Российской Федерации определяет двухуровневое построение системы государственной власти России. Основы конституционного строя, закрепленные в первой главе Конституции РФ, определяют основные положения, касающиеся организации всей системы государственной власти в Российской Федерации, в том числе организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Упомянутый федеральный закон, несмотря на длительный срок, прошедший с момента принятия Конституции РФ, пока не принят.

Основы конституционного строя России, касающиеся организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включают следующие концептуальные положения:

1) Конституция (ст. 10) закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную - три самостоятельные ветви власти. Этот принцип распространяется и на региональный уровень организации государственной власти, следовательно, система органов государственной власти субъектов Федерации должна строиться в соответствии с принципом разделения властей, то есть органы государственной власти субъектов Федерации не должны совмещать в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти (в любом сочетании). Это также подтверждается употреблением Конституцией терминов «органы законодательной власти субъектов Российской Федерации», «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации», «законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации» (ст. 77, 78, 85, 95, 125, 134, 136 и др.);

2) в ст. 1 Конституции РФ содержится определение России как государства с республиканской формой правления, следовательно, недопустимо использование элементов монархической формы правления в построении системы органов государственной власти субъектов Федерации;

3) согласно ст. 14 Конституции РФ Россия - светское государство. Тем самым определяется невозможность организации системы органов государственной власти субъектов Федерации на основе религиозных норм, не возможность использования их в деятельности данных органов, соединения государственных органов с церковными, иного вмешательства церкви в функционирование органов государственной власти;

4) ст. 5 Конституции РФ закрепляет, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти. Данный принцип не означает централизации системы органов государственной и власти в Российской Федерации - подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Конституция в этой же статье устанавливает механизм реализации принципа единства - разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края разъяснил нормативное воздействие принципа единства системы государственной власти на организацию системы органов государственной власти субъектов Федерации: поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные . *

* СЗ РФ . 1996 . № 4 . Ст. 409 .

Помимо основ конституционного строя Конституция также содержит иные положения, определяющие организацию системы региональных органов государственной власти и принципы взаимодействия их с федеральными органами. В основном это касается органов исполнительной власти.

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституцией регулируется возможность передачи осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации и наоборот, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Достаточно обширны полномочия Президента во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации. В соответствии со ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Кроме того, Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (Конституционного Суда РФ).

Что касается законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то регулирование их правового статуса почти не нашло своего отражения в Конституции РФ. Конституция содержит лишь отдельные положения: о вхождении представителей законодательных органов субъектов Федерации в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 95), о праве законодательной инициативы этих органов (ст. 104), о праве на обращение в Конституционный Суд РФ (ст. 125), о праве вносить предложения о поправках к Конституции РФ (ст. 134), о праве одобрения таких поправок законодательными органами субъектов Федерации (ст. 136).

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов, а также мировые судьи. Федеральное законодательство регулирует правовой статус только мировых судей, оставляя регламентацию деятельности конституционных (уставных) судов на усмотрение самих субъектов Федерации. Деятельность мировых судей регулируется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» . * Мировые судьи в Российской Федерации, согласно ст. 1 этого Закона, являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Федеративный характер Российского государства предполага­ет, что государственную власть в нем осуществляют как феде­ральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между эти­ми уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной вла­сти в РФ. Вместе с тем, для того чтобы феде­рализм был реальным, а власть демократически децентрализова­на, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы регио­нальным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Создание механизма власти в субъектах РФ относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на конституци­онном уровне — как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Естественно, что наиболее важные, об­щефедеральные принципы организации государственной власти в субъектах РФ закрепляются в Конституции РФ и федеральном законе, а соответствующие им конкретные системы органов вла­сти — в конституциях (уставах) субъектов Федерации.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 11) уста­навливает, что государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти. Эта нормарасположена в главе «Основы конституционного строя», из чего вытекает ее основополагающий и незыблемый характер. Эту нор­му следует рассматривать в неразрывной связи с другими основа­ми федеративного устройства страны, и особенно с теми, кото­рые закреплены в ст. 5 Конституции РФ. Вполне логично, что если субъекты Федерации имеют свои конституции (уставы) и законодательство, то они должны иметь собственные органы го­сударственной власти, которые бы эти конституции (уставы) и законы принимали, исполняли и применяли.

Как бы охраняя самостоятельность субъектов РФ, Конститу­ция РФ не включает перечень конкретных органов власти в субъ­ектах РФ, хотя предыдущая Конституция как раз закрепляла конкретную систему высших органов власти и управления. Такой подход, хотя и способствовал единообразию, по существу сам по себе отрицал самостоятельность субъектов РФ и означал жесткую централизацию власти, которая мало что относила к ведению и полномочиям субъектов Федерации.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе­ние об органах государственной власти в субъектах РФ следует в Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч. 1 ст. 11) фе­деральных органов государственной власти. Законодатель не ука­зывает субъектам РФ, как должны именоваться образуемые в них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ само­стоятельно. Но он дает им ясно понять, что схема основных ор­ганов и их взаимоотношений должна соответствовать федераль­ной, т. е. включать органы, аналогичные Президенту, Федераль­ному Собранию и Правительству на федеральном уровне.(получаем мнимую свободу выбора)

Системный подход к положениям ч. 2 ст. 11 позволяет увидеть и другую ее важную связь, а именно со ст. 10 Конституции РФ, которая закрепляет принцип разделения властей для организации государственной власти «в РФ». Следова­тельно, государственная власть в субъектах РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной вла­сти, а также на основе самостоятельности их органов.

Чтобы система органов государственной власти субъектов РФ находилась в единстве с системой органов государственной вла­сти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам кон­ституционного строя, а именно соответствовать республиканской форме правления, принципам демократического, правового, со­циального и светского государства. Следовательно, ни один субъ­ект РФ не вправе создавать систему государственной власти наоснове единоличной власти, каких-либо религиозных догматов, монархической власти и т. п.

На первый взгляд принцип единства государственной власти может показаться как установление прямого подчинения всех ор­ганов власти субъектов РФ соответствующим органам Федера­ции. Но это неверно. На каждом из указанных уровней органы государственной власти действуют в соответствии со своими пол­номочиями, водораздел между которыми позволяет установить ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. Эта статья указывает, что разграни­чение предметов ведения и полномочий осуществляется двумя путями: Конституцией РФ и договорами об этом. Следовательно, объем собственных полномочий — это и есть мера самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ, но в том, что не охватывается «мерой», а, вернее, находится за ее пределами, эти органы находятся в подчиненном положении по отношению к федеральным органам.

Как бы конкретизируя все требования, вытекающие из прин­ципа единства государственной власти и других основ конститу­ционного строя, Конституция РФ определяет в ч. 1 ст. 77, что система органов государственной власти субъектов РФ устанав­ливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами кон­ституционного строя РФ и общими принци­пами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Здесь, как видим, содержится, по сути, прямое указание на Фе­деральный закон «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации», который был принят только в 1999 г. (ныне действует в редакции от 29 де­кабря 2006 г.), что привело к большому разнобою в правотворче­стве субъектов РФ.

Федеральным законом установлено, что образование, форми­рование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия меж­ду собой и с федеральными органами государственной власти ос­новываются на Конституции РФ и регулируются федеральными законами, конституциями, уставами, законами и иными норма­тивными правовыми актами субъектов РФ.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. государственная и территориальная целостность РФ;

2. распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

3. верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

4. единство системы государственной власти;

5. разделение государственной власти на законодательную,

6. исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государст­венной власти либо должностного лица;

7. разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти РФ и органа­ми государственной власти субъектов РФ;

8. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

9. самостоятельное осуществление своих полномочий органа­ми местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта РФ состав­ляют:

• законодательный (представительный) орган государствен­ной власти субъекта РФ;

• высший исполнительный орган госу­дарственной власти субъекта РФ;

• иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ и иные го­сударственные должности.

Органы государственной власти субъектов РФ и должностные лица несут ответственность за нарушение требований Конститу­ции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актовПрезидента и Правительства РФ.

Конституция РФ уделяет особое внимание вопросам организа­ции исполнительной власти в субъектах РФ, поскольку организа­ция этой ветви власти наиболее важна для обеспечения конститу­ционного принципа единства государственной власти в масштабе всей страны. Этим вопросам посвящены ч. 2 ст. 77 и ст. 78 Кон­ституции РФ, которые закрепляют следующие положения:

1. по определенным полномочиям (в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ;

2. федеральные органы исполнительной власти для осуществ­ления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц;

3. федеральные органы исполнительной власти по соглаше­нию с органами субъектов РФ могут передавать друг другу осуществле­ние части своих полномочий, если это не противоречит Консти­туции РФ и федеральным законам;

4. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответ­ствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Этими конституционными нормами закрепляется тесная и в то же время гибкая связь между органами государственной вла­сти Федерации и ее субъектов, особенно в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Отсюда, например, вытекает право Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ) издавать по­становления и распоряжения, которые являются обязательными на всей территории страны, а следовательно, и для органов исполни­тельной власти субъектов РФ. Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства вправе руководить деятельностью со­ответствующих органов в субъектах РФ, направлять и проверять их работу и т. д.

Органы государственной власти субъектов РФ не могут вос­препятствовать осуществлению на своей территории полномочий федеральной государственной власти — в этом случае Прези­дент РФ и Правительство РФ должны и вправе принять соответ­ствующие меры. Статья 85 Конституции РФ предусматривает право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами госу­дарственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согла­сованного решения он может передать разрешение спора на рас­смотрение соответствующего суда. Во второй части этой статьи закреплено и более сильное право Президента РФ: приостанав­ливать действие актов органов исполнительной власти субъек­тов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и фе­деральным законам, международным обязательствам РФ или на­рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (1999 г) Государственная власть в РФ делится на уровни и ветви.

По вертикали: федеральный уровень и уровень субъекта РФ.

Конституционные ветви: законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

На уровне субъектов РФ государственная власть (ее органы) формируются субъектами самостоятельно, но при этом должны быть учтены следующие моменты:

1. Должны быть соблюдены нормы-принципы прописанные в первой главе Конституции РФ:

- принцип народовластия (должны быть выборы);

- принцип разделения властей;

- принцип светского характера деятельности органов власти.

2. ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ» содержит также ряд требований к структуре органов власти субъектов РФ и к наделению их полномочиями (в структуре должны быть: глава, представительный орган и законодательный орган).

Сама Конституция РФ содержит в отдельных статьях полномочия и возможности субъектов РФ в государстве:

- в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти;

- Право законодательной инициативы принадлежит законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации;

- Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

- Конституционный Суд Российской Федерации по запросам органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд Российской Федерации по запросам органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 125).

На уровне субъекта РФ государственная власть традиционно подразделяется на 3 ветви, которые представляют соответствующие органы: исполнительная власть – глава субъекта РФ; высший коллегиальный орган – правительство субъекта РФ, субъектовые министерства, агентства, инспекции.

2. В каждом субъекте есть свой законодательный орган. В ФЗ № 184-ФЗ указано, что данный законодательный орган не менее чем на половину должен формироваться с использованием пропорциональной избирательной системы (партии должны участвовать на выборах обязательно). Например Архангельское областное собрание депутатов формируется следующим образом: 31 депутат по мажоритарной системе и 31 – по пропорциональной системе.

Законодательные органы в субъектах РФ как правило имеют однопалатную структуру, но есть и двухпалатные в некоторых субъектах (нижние палаты формируются выборным путем, верхние палаты формируются из представителей муниципальных образований или наций и народностей).

Наблюдается большой разброс по количеству депутатов в законодательных органах субъектов РФ, в н.в. идет тенденция к уменьшению их численности.

На уровне субъекта РФ существуют некоторые особенности законодательного процесса:

а) Шире круг обладателей правом законодательной инициативны (в Архангельской области – кроме традиционных обладателей это избирательная комиссия области, уполномоченный по правам человека, группа граждан не менее 3 тыс. человек (в перспективе)).

б) Как правило законы принимают в 2-х, а не в 3-хчтениях (во втором чтении рассматриваются поправки к законопроекту и проходит процедура голосования за законопроект в целом).

3. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит о возможности создания в субъектах РФ уставных (конституционных) судов – это является правом, а не обязанностью субъекта РФ (в уставе Архангельской области прописано его создание, но до н.в. уставный суд не создан). Состав судей уставных (конституционных) судов может составлять от 3 до 9 судей.

Статус данный судов на уровне субъекта РФ, оплата труда судей должна быть не ниже оплаты труда иных судей.

С н.в. где созданы данные суды выполняют по сути 2 основных полномочия:

1. Полномочия по нормоконтролю – проверка соответствия принимаемых нормативных актов на территории субъекта РФ основному закону субъекта РФ.

2. Толкование положений основного закона субъекта РФ.

Мировые судьи по закону признаются судьями субъектов РФ. Количество формируемых судебных участков для мировых судей зависит от численности населения проживающего на территории муниципального образования субъекта РФ (1 судья на 15 тыс. человек).

Обеспечение деятельности данных судов (помещение, информационное обеспечение и иные расходы) ложатся на бюджет субъекта РФ.

Назначение мировых судей не выходит за рамки субъекта РФ (назначает законодательный орган субъекта РФ большинством его членов, например в Архангельской области это 31 + 1).

Заработная плата мировых судей осуществляется из федерального бюджета, полномочия мировых судей установлены федеральным законодательством.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: