Антокольский христос перед судом народа где находится

Обновлено: 28.04.2024

Христос, желающий обнять всех страждущих

Бронзовую скульптуру «Христос, желающий обнять всех страждущих» Марк Антокольский создал в 1888 году, как элемент надгробия Ф.М.Дмитриева, выдающегося российского инженера. Скульптор писал: «Человек, который похоронен под этим монументом, был русский, из народа, страстно любивший народ; он сделал все, что мог, а все, что он сделал, было до того разумно, искренно и, следовательно, полезно, что он приобрел общую любовь там, где жил и умер».

Антокольский изобразил Христа сидящим на небольшом пьедестале, чуть наклонившимся вперед и раскрывшим Свои объятия. Вся его фигура как бы иллюстрирует библейскую фразу «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). От величественной фигуры Иисуса веет спокойствием и Божественной любовью, Его лик исполнен мудрости и жалости к падшему человечеству. Его одежды просты, над головой нет ни венца, ни нимба, но сразу видно, что перед нами Спаситель мира. В Его силах изменить и человеческую жизнь, и то, что будет после неё. Нужна только вера и дела веры.

Пластика Антокольского символична. В реалистичных образах его героев, за их обычной внешностью всегда стоит нечто большее – высшая миссия и духовная красота.

История создания

Марк Антокольский за годы своей творческой жизни неоднократно обращался к образу Спасителя. Он создал скульптуру «Христос перед судом народа» (1876), за которую получил высшую награду Всемирной выставки 1878 года в Париже, рельеф «Последний вздох» (1877), статую «Христос, желающий обнять всех страждущих» (1888) для надгробия Ф.М.Дмитриева. В 1889 году мастер начал работу над проектом маяка «Христос, идущий по морю», который, к сожалению, не был осуществлён. Образ Христа, создаваемый скульптором, был не всегда близок к каноническому, «античному» изображению Спасителя, за что Антокольского подвергали критике, особенно в России. Его Иисус зачастую одет в обычную одежду, имеет простые человеческие черты, за которыми внимательной душе открывается нечто большее.

Еще в 1882 году Марк Антокольский писал своему другу Владимиру Стасову, что у него есть задумка скульптуры «Христос, желающий обнять всех страждущих». В 1888 году бронзовая статуя для надгробия Ф.М.Дмитриева была отлита в Париже и установлена, благодаря попечительству братьев Милютиныхна кладбище села Раменского Московской губернии. (На прядильной фабрике Милютиных в Раменском Федор Михайлович работал директором). В 1930 году статуя Христа была перенесена в Москву, на территорию Донского монастыря.

Отношение автора к вере

Марк Антокольский с самого раннего детства был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал церковные традиции. Первой значимой работой молодого резчика по дереву была копия картины Ван Дейка «Христос и Богородица», после создания которой бедный еврейский мальчик, благодаря появившимся меценатам, смог посещать Российскую Академию художеств на правах вольнослушателя. Прилежная учёба и труд позволили ему впоследствии стать знаменитым на весь мир скульптором.

Бедность и унижения детства и юности были приняты им со смирением, а открывшиеся позже возможности – с благодарностью Господу. За свою творческую жизнь Антокольский создал несколько скульптур библейских персонажей, все его религиозные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные религиозныечувства художника. Наиболее известны такие работы мастера, как «Христос перед судом народа», «Христианская мученица», «Не от мира сего» и другие.

Про свою статую Христа художник писал своему другу В.В.Стасову: «Это для меня большой праздник, потому что это было для меня самое трудное, что я до сих пор сделал. Я оставил его на несколько дней открытым для здешних художников. Неловко вам передать все отзывы об этой статуе, но могу сказать, что был общий восторг. … Что касается того, насколько я лично сам доволен, право, не могу сказать, потому что все, что было во мне, я передал этой статуе, а теперь устал и опустел». Символично, что мастер создал своё великое произведение в 33 года, в возрасте Христа.

Биография

Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский, русский скульптор-реалист, родился 21 октября 1843 года в городе Вильно (ныне – Вильнюс) в бедной и очень религиозной еврейской семье. Марк был одним из восьмерых детей городского трактирщика, и жилось ему очень нелегко. Позже Антокольский напишет: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех…Не унижала меня только мать моя».

Мальчиком он рисовал везде, где только мог, но родители относились к этому увлечению сына весьма негативно. Однажды отец сильно избил его за рисунок на печке. Однако позже Марка всё-таки отдали в обучение резчику по дереву. Однажды он вырезал прекрасную репродукцию картины Ван Дейка «Христос и Богородица», и о талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора, известная меценатка А.А.Назимова. Именно благодаря её хлопотам юношу приняли в Академию художеств вольным слушателем.«…Постыдные предрассудки, недоверие, антипатия, насмешки – вот среди какой обстановки надо было начинать Антокольскому в 60-х годах. Да еще начинать первым из всех евреев: до него никто из этого даровитого племени не смел или не мог выступить у нас с претензией на художественный талант, наравне с другими смертными» (В.В.Стасов).

В 1864 году Марк Антокольский получил серебряную медаль за рельеф «Еврей-портной», а в 1868 году – уже золотую, за «Скупого». Во время учёбы в Академии, он не только в совершенстве овладел русским языком, но и увлёкся российской историей. Первой его монументальной работой стала статуя Ивана Грозного (1870 год), именно за неё студент Антокольский получил высшую награду – звание академика. Статуя произвела большое впечатление и на Александра II, он приобрёл её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму – восемь тысяч рублей.

После окончания Академии, в 1871 году Марк Антокольский уезжает за границу. В Риме он работает над статуей Петра I, затем высылает её в Санкт-Петербург. В 1878 году он принимает участие во Всемирной выставке в Париже и получает её высшую награду, а также орден Почётного легиона. Скульптор становится почётным членом Парижской, Венской, Берлинской и Лондонской Академий изящных искусств.

В 1889 году мастер создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». Антокольский также много пишет по вопросам искусства: в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность» и других изданиях.

Скончался Марк Антокольский 26 июня 1902 года во Франкфурте на Майне и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище Петербурга. После смерти скульптора, в 1905 году, была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» под редакцией В.В.Стасова.

Христос перед судом народа

Мраморную скульптуру «Христос перед судом народа» Марк Антокольский создал в 1876 году, находясь за границей, куда отправился, закончив обучение в Академии искусств. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году статуя получила высшую награду.

На скульптуре представлен Иисус, который из долгожданного Спасителя уже превратился в осуждённого. Мессия, которому спасаемый им народ кричал в лицо «Распни, распни Его!», соглашаясь даже на вечное проклятие – «кровь на нас и детях наших» (Мф.27:25). Приговор Ему подписал не римский наместник Понтий Пилат, а иудеи, ненависть которых разожгли иерусалимские первосвященники. – «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие» (Ин.19:12–16).

Христос изображён стоящим во весь рост, вся Его фигура вытянута в прямую струну, руки привязаны к телу, голова чуть склонена. Его измождённый страданиями лик спокоен, глаза прикрыты. Одежды Спасителя просты, внешность никак не выдаёт в нём «Царя иудейского». Царственность Христа мастер гениально поместил внутрь образа простого иудея, в этой глубине читаются мужество, твёрдость веры, и – прощение. Сам скульптор писал о своём Иисусе: «Я Его представил в тот момент, когда Он стоит жертвой, и говорит: «Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят»».

Пластика Антокольского символична. В реалистичных образах его героев, за их обычной внешностью всегда стоит нечто большее – высшая миссия и духовная красота.

История создания

Создавая скульптуру «Христос перед судом народа» Антокольский писал своему другу, художественному критику Владимиру Стасову: «Я представляю себе, как и евреи, и христиане поднимутся против меня. Евреи скажут: «Как это он сделал Христа», а христиане скажут: «Какого это Христа он сделал». Но до всего этого мне дела нет».

На Парижской Всемирной выставке в 1878 году за скульптуру «Христос перед судом народа» Антокольский получил медаль выставки и орден Почетного легиона. В России же к его Христу отнеслись неоднозначно: «У нас одни остались равнодушны, другие делали глупые замечания насчет шапочки на голове, насчет еврейского правдивого костюма, насчет самого даже типа, между тем как этих же самых мало рассуждающих людей никогда не смущали ни классическая римская тога на многочисленных «Христах» до сих пор являвшихся в искусстве, ни классический и академический тип, придававшийся им. Представить Христа римлянином и академической моделью – можно, евреем – ни за что!», – писал Стасов.

Однако скульптуру Антокольского высоко оценили известные деятели искусства, в числе которых были Репин и Тургенев. Меценат Савва Мамонтов оплатил изготовление мраморной и бронзовой копий Христа. Оригинал произведения находится в Русском музее, а его бронзовая авторская копия хранится в фондах Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.

Отношение автора к вере

Марк Антокольский с самого раннего детства был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал церковные традиции. Первой значимой работой молодого резчика по дереву была копия картины Ван Дейка «Христос и Богородица», после создания которой бедный еврейский мальчик, благодаря появившимся меценатам, смог посещать Российскую Академию художеств на правах вольнослушателя. Прилежная учёба и труд позволили ему впоследствии стать знаменитым на весь мир скульптором.

Бедность и унижения детства и юности были приняты им со смирением, а открывшиеся позже возможности – с благодарностью Господу. За свою творческую жизнь Антокольский создал несколько скульптур библейских персонажей, все его религиозные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные религиозныечувства художника. Наиболее известны такие работы мастера, как «Христос перед судом народа», «Христианская мученица», «Не от мира сего» и другие.

Про свою статую Христа художник писал своему другу В.В.Стасову: «Это для меня большой праздник, потому что это было для меня самое трудное, что я до сих пор сделал. Я оставил его на несколько дней открытым для здешних художников. Неловко вам передать все отзывы об этой статуе, но могу сказать, что был общий восторг. … Что касается того, насколько я лично сам доволен, право, не могу сказать, потому что все, что было во мне, я передал этой статуе, а теперь устал и опустел». Символично, что мастер создал своё великое произведение в 33 года, в возрасте Христа.

Биография

Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский, русский скульптор-реалист, родился 21 октября 1843 года в городе Вильно (ныне – Вильнюс) в бедной и очень религиозной еврейской семье. Марк был одним из восьмерых детей городского трактирщика, и жилось ему очень нелегко. Позже Антокольский напишет: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех…Не унижала меня только мать моя».

Мальчиком он рисовал везде, где только мог, но родители относились к этому увлечению сына весьма негативно. Однажды отец сильно избил его за рисунок на печке. Однако позже Марка всё-таки отдали в обучение резчику по дереву. Однажды он вырезал прекрасную репродукцию картины Ван Дейка «Христос и Богородица», и о талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора, известная меценатка А.А.Назимова. Именно благодаря её хлопотам юношу приняли в Академию художеств вольным слушателем.«…Постыдные предрассудки, недоверие, антипатия, насмешки – вот среди какой обстановки надо было начинать Антокольскому в 60-х годах. Да еще начинать первым из всех евреев: до него никто из этого даровитого племени не смел или не мог выступить у нас с претензией на художественный талант, наравне с другими смертными» (В.В.Стасов).

В 1864 году Марк Антокольский получил серебряную медаль за рельеф «Еврей-портной», а в 1868 году – уже золотую, за «Скупого». Во время учёбы в Академии, он не только в совершенстве овладел русским языком, но и увлёкся российской историей. Первой его монументальной работой стала статуя Ивана Грозного (1870 год), именно за неё студент Антокольский получил высшую награду – звание академика. Статуя произвела большое впечатление и на Александра II, он приобрёл её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму – восемь тысяч рублей.

После окончания Академии, в 1871 году Марк Антокольский уезжает за границу. В Риме он работает над статуей Петра I, затем высылает её в Санкт-Петербург. В 1878 году он принимает участие во Всемирной выставке в Париже и получает её высшую награду, а также орден Почётного легиона. Скульптор становится почётным членом Парижской, Венской, Берлинской и Лондонской Академий изящных искусств.

В 1889 году мастер создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». Антокольский также много пишет по вопросам искусства: в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность» и других изданиях.

Скончался Марк Антокольский 26 июня 1902 года во Франкфурте на Майне и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище Петербурга. После смерти скульптора, в 1905 году, была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» под редакцией В.В.Стасова.

Последний вздох (Христос на кресте)

Мраморный рельеф «Последний вздох (Христос на кресте)» Марк Антокольский создал в 1877 году, находясь за границей, куда отправился, закончив обучение в Российской Академии художеств.

Рельеф представляет одну из заключительных сцен Страстей Христовых – казнь Иисуса на Лобном месте через распятие: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:3,5,7).

На рельефе, изображающем бюст Христа в мраморной овальной славе, запечатлены последние мгновения Его земной жизни. За головой Спасителя – контуры Голгофского креста, плечи распятых рук подняты. Светлый лик Иисуса ещё выражает страдание, но всё явственнее на нём проступают облегчение и покой – Он исполнил Божественную миссию, своей жертвой искупив грехи человечества. Глаза Спасителя закрыты – Ему больше нет надобности видеть этот мир, предавший его на смерть.

Скульптор подписал своё произведение фразой «Прости им, ибо не ведают, что творят»». Пластика Антокольского символична. В реалистичных образах его героев, за их обычной внешностью всегда стоит нечто большее – высшая миссия и духовная красота.

История создания

Марк Антокольский за годы своей творческой жизни неоднократно обращался к образу Спасителя. Он создал скульптуру «Христос перед судом народа» (1876), за которую получил высшую награду Всемирной выставки 1878 года в Париже, рельеф «Последний вздох» (1877), статую «Христос, желающий обнять всех страждущих» (1888) для надгробия Ф.М.Дмитриева. В 1889 году мастер начал работу над проектом маяка «Христос, идущий по морю», который, к сожалению, не был осуществлён.

Образ Христа, создаваемый скульптором, был не всегда близок к каноническому, «античному» изображению Спасителя, за что Антокольского подвергали критике, особенно в России. Его Иисус зачастую одет в обычную одежду, имеет простые человеческие черты, за которыми внимательной душе открывается нечто большее.

Про своего первого «Христа» художник писал другу и искусствоведу Владимиру Стасову: «Это для меня большой праздник, потому что это было для меня самое трудное, что я до сих пор сделал… Все, что было во мне, я передал этой статуе, а теперь устал и опустел».

Отношение автора к вере

Марк Антокольский с самого раннего детства был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал церковные традиции. Первой значимой работой молодого резчика по дереву была копия картины Ван Дейка «Христос и Богородица», после создания которой бедный еврейский мальчик, благодаря появившимся меценатам, смог посещать Российскую Академию художеств на правах вольнослушателя. Прилежная учёба и труд позволили ему впоследствии стать знаменитым на весь мир скульптором.

Бедность и унижения детства и юности были приняты им со смирением, а открывшиеся позже возможности – с благодарностью Господу. За свою творческую жизнь Антокольский создал несколько скульптур библейских персонажей, все его религиозные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные религиозныечувства художника. Наиболее известны такие работы мастера, как «Христос перед судом народа», «Христианская мученица», «Не от мира сего» и другие.

Про свою статую Христа художник писал своему другу В.В.Стасову: «Это для меня большой праздник, потому что это было для меня самое трудное, что я до сих пор сделал. Я оставил его на несколько дней открытым для здешних художников. Неловко вам передать все отзывы об этой статуе, но могу сказать, что был общий восторг. … Что касается того, насколько я лично сам доволен, право, не могу сказать, потому что все, что было во мне, я передал этой статуе, а теперь устал и опустел». Символично, что мастер создал своё великое произведение в 33 года, в возрасте Христа.

Биография

Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский, русский скульптор-реалист, родился 21 октября 1843 года в городе Вильно (ныне – Вильнюс) в бедной и очень религиозной еврейской семье. Марк был одним из восьмерых детей городского трактирщика, и жилось ему очень нелегко. Позже Антокольский напишет: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех…Не унижала меня только мать моя».

Мальчиком он рисовал везде, где только мог, но родители относились к этому увлечению сына весьма негативно. Однажды отец сильно избил его за рисунок на печке. Однако позже Марка всё-таки отдали в обучение резчику по дереву. Однажды он вырезал прекрасную репродукцию картины Ван Дейка «Христос и Богородица», и о талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора, известная меценатка А.А.Назимова. Именно благодаря её хлопотам юношу приняли в Академию художеств вольным слушателем.«…Постыдные предрассудки, недоверие, антипатия, насмешки – вот среди какой обстановки надо было начинать Антокольскому в 60-х годах. Да еще начинать первым из всех евреев: до него никто из этого даровитого племени не смел или не мог выступить у нас с претензией на художественный талант, наравне с другими смертными» (В.В.Стасов).

В 1864 году Марк Антокольский получил серебряную медаль за рельеф «Еврей-портной», а в 1868 году – уже золотую, за «Скупого». Во время учёбы в Академии, он не только в совершенстве овладел русским языком, но и увлёкся российской историей. Первой его монументальной работой стала статуя Ивана Грозного (1870 год), именно за неё студент Антокольский получил высшую награду – звание академика. Статуя произвела большое впечатление и на Александра II, он приобрёл её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму – восемь тысяч рублей.

После окончания Академии, в 1871 году Марк Антокольский уезжает за границу. В Риме он работает над статуей Петра I, затем высылает её в Санкт-Петербург. В 1878 году он принимает участие во Всемирной выставке в Париже и получает её высшую награду, а также орден Почётного легиона. Скульптор становится почётным членом Парижской, Венской, Берлинской и Лондонской Академий изящных искусств.

В 1889 году мастер создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». Антокольский также много пишет по вопросам искусства: в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность» и других изданиях.

Скончался Марк Антокольский 26 июня 1902 года во Франкфурте на Майне и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище Петербурга. После смерти скульптора, в 1905 году, была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» под редакцией В.В.Стасова.




Творчество Антокольского формировалось под влиянием революционно-демократических идей 1860-х годов и было непосредственно связано с искусством передвижников. Произведения Антокольского всегда волновали современников актуальностью проблематики, черпал ли он свои темы из библейских и евангельских сказаний, или из национальной русской истории. Образ Христа скульптор трактует с позиций художника-демократа. Он показал Человека, страдающего за высокую идею народного блага. В этой статуе автор представляет Христа как историческое лицо, как реформатора, который восстал против фарисеев и саддукеев. Христос изображен в спокойной позе, со связанными сзади руками. На нем полосатый хитон, восточная шапочка, сандалии. Эти бытовые детали разрушили традиционный облик Христа, сложившийся в каноническом искусстве предшествующих эпох. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке".

РЕКОМЕНДУЕМ


МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ. "Христос перед судом народа". Библейский сюжет (студия "Неофит")

Антокольский Марк Матвеевич
1842, Вильно – 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ, Германия

Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н. С. Пименова и И. И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И. С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.


Christ on Trial before the People

1874–1878

Bronze.

Antokolsky’s work was influenced by revolutionary and democratic ideas of the 1860s and was directly associated with the Wanderers’ movement. Whether it was by sculpting biblical themes, the Gospel stories or subjects from the Russian history, Antokolsky’s works always excited his contemporaries by their actual problems.

Antokolsky represented Christ in accordance to his convictions as a democrat.

Antokolsky depicted a Man in pain for the good cause: for the sake of the people. With this statue, the sculptor represented the Christ as a historical figure, a reformer, who stands against the Pharisee and the Sadducee. Christ is depicted in a calm posture with his hands tied behind his back. Christ wears a striped robe, an eastern hat and sandals. These trivial details destroyed the traditional image of Christ established by the canonical art of the previous times. According to the sculptor, his representation of Christ made the impression that he could “appear in the 19 th century”.

Antokolsky Mark Matveyevich 1842, Vilna - 1902, Bad Homburg vor der Höhe, Germany

The sculptor Mark Antokolsky moved to St Petersburg in 1862, where he studied under Nikolai Pimenov and Johann Reymers at the Imperial Academy of Arts. In 1871 he started work on his sculpture of Ivan the Terrible (plaster, Kensington Museum, London). During the early 1870s he lived in Italy, before moving to France in 1877, although he visited Russia every year. Antokolsky was awarded a gold medal and Légion d’honneur at the Exposition Universelle, Paris in 1878 and was later made a professor, then full member of the Imperial Academy of Arts, where he held solo exhibitions in 1880 and 1893. He was also an honorary member of Académie des Beaux-Arts in Paris, Akademie der Künste in Berlin and Accademia di Belle Arti in Urbino.

Владимир Соловьев: «Иудеи всегда относились к христианам по-иудейски. Но христиане редко относились к иудеям по-христиански» . В этом и заключается весь еврейский вопрос, ставший главной темой Антокольского. Он резал камни, чтобы растопить каменные сердца. И главным своим врагом считал фарисейство, равнодушие людей, уверенных в своей праведности.

Автор Дмитрий Менделеев

начало статьи см. здесь

Варварский набор евреев в армию отменил только Александр II. И он же положил конец петербургским унижениям Марка Матвеевича.

Antakolski_inkvisicia

Сначала, как патронесса академии, к нему заглянула великая княгиня Мария Николаевна. Она три раза подала ему руку. Много раз поздравляла и заказала для себя эскиз нападения инквизиции на евреев. Некоторые люди при сильном потрясении ничего не чувствуют. На них находит столбняк. Так было и с Анткольским. Только когда он остался один, он отдался своей радости и слезы его хлынули неудержимо. А вскоре к Марку Матвеевичу пожаловал и сам государь. Осмотрев «Инквизицию» и «Великого инквизитора Грозного», он произнес: «Хорошо, очень хорошо!»

Ivan_IV_by_Antokolsky

Антокольский. Иван Грозный

С этого дня народ повалил к Антокольскому толпой.

» Ты знаешь», -закричал Антокольский, вбегая к Репину и задыхаясь от волнения, — «знаешь, кто у меня сейчас был? Иван Сергеевич Тургенев!»
» Что ты!» — закричал тот в ответ. И глаза его сделались совершенно круглыми от изумления.

И.Тургенев:
«Я нахожу эту статую шедевром по историческому проникновению, психологии и прекрасному выполнению. И это сделал маленький молодой человек, бедный, как церковная крыса, болезненный, начавший работать и выучившийся чтению двадцати двух лет.»

Рим, февраль 1874 г., М.Анткольский Стасову:
«Каждый день у меня бывает что-нибудь новое: сегодня рука болит (у него был острый ревматизм), завтра – голова, после завтра – желудок, там – нарыв. В Вильне уже говорят, что я умер (поторопились). И я стал получать телеграмму за телеграммой – дескать жив ли еще? А все таки я не теряю бодрости духа. Что будет, чем кончит человек – это не трудно отгадать. И от того я не думаю о себе, а работаю и работаю на сколько могу, и настоящее посвящаю будущему. Право, так легче живется.

Вчера я кончил Христа. Это для меня большой праздник, потому что это было самое трудное из всего, что я до сих пор сделал. Я оставил его на несколько дней открытым для здешних художников. Неловко Вам передать все отзывы об этой статуе, но могу сказать, что был общий восторг! Моего намерения не посылать его покуда в Россию, я не изменю. Думаю, что таким образом, сэкономлю два-три фунта крови, которые необходимы мне для будущей работы.

Что же касается того, насколько я сам лично доволен, — право не могу сказать, потому что все, что было во мне, я передал этой статуе. А теперь устал и отупел.»

Позднее Марк Матвеевич признался: «Первой пригласил я в судьи-ценители прачку. И когда увидел, что статуя произвела на нее впечатление, только тогда я и сам почувствовал, что работа удалась, что я выразил именно то, что хотел».

Christ by Mark_Antokolski

М.Антокольский. Христос перед судом народа. 1876 г.

М.Анткольский Стасову:
«Под судом народа я подразумеваю и теперешний суд. Я убежден, что если бы Христос воскрес теперь и увидел, до чего эксплуатировали Его, до чего доведены Его идеи отцами инквизиции и другими, то, наверное, Он восстал бы против христианства также, как восстал против фарисеев, и еще десять раз дал бы Себя распять за правду.»

Антколькольский — Елизавете Григорьевне Мамонтовой:

«Иисус Назорей явился, когда израильская нравственность начала падать, когда религия и власть стали злоупотреблять своими правами. Но московские фарисеи, по узости ли ума или по кривизне души толкуют о моем произведении так, как им хочется. Иными словами, они забывают священную историю и не хотят думать о том, что ослепший русский народ может постичь точно таже участь, что и еврейский – две тысячи лет назад.»

antokolcky_mefisto 2

Хотя, конечно, были и будут единичные исключения, которые радуют в русской истории. Подобные личности встречаются больше среди духовенства, т.к. монастырь был единственным убежищем для честных людей. Но именно эти люди и есть герои людской драмы. Честность страдает, а зло торжествует. Все это подкрепляет меня в моей идее изобразить мефистофеля – призрак, через который видны все пороки человека.

antokolcky_mefisto

Статуя Христос перед судом народа получилась настолько злободневной, что ее поняли и оценили не только Репин или Стасов с Тургеневым, которые в один голос назвали ее гениальной, или Савва Иванович, давший деньги на мраморную и бронзовую копию скульптуры. На международной выставке в Париже Антокольский получил главный приз – большую золотую медаль и орден почетного легиона.

Christ by Mark_Antokolski_1876

М.Антокольский. Христос перед судом народа. 1876 г.

Он встал за народ, за братство и за свободу, за тот слепой народ, который с таким бешенством и незнанием кричал: «Распни, распни Его!»

Antakolski_Christ a

М.Антокольский:
«Я Его представляю в тот момент, когда Он стоит перед судом того народа, за который Он пал жертвой. Я выбрал этот момент во-первых потому, что здесь и связался узел драмы. Его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным. Действительно, только в эту минуту мог сказать только Он: «Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: