Андрей рублев страшный суд где находится

Обновлено: 25.04.2024

Росписи каждой православной церкви, в большинстве случаев, следуют канону. Канон - это правило или строгие правила. Они предписывают способы изображения священных сюжетов. То есть художник чётко должен понимать, как изображать и где изображать библейские мотивы. Не скажу, что регламент неукоснительно соблюдается. Есть и исключения из правил.

Отступления от канона в православных храмах

Например, храмовая икона церкви по канону должна располагаться второй справа от царских врат. Предписание соблюдается в 90% древних православных церквей. Взгляните на иконостас Успенского собора Московского Кремля. Видите вторую справа от царских врат икону? Она главная, храмовая - "Успение Пресвятой Богородицы".

Но есть и исключения. Показываю фрагмент иконостаса Рождественской Строгановской церкви Нижнего Новгорода. По логике вещей второй иконой справа от царских врат должна быть икона Рождества. Но её переместили в другое место.

Ещё классический пример отступления от канона - иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Та икона, которую писал для храма Андрей Рублёв тоже помещена с небольшим сдвигом - не второй, а первой от царских врат.

А в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря храмовая икона и вовсе слева от царских врат.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона Одигитрия Смоленская - слева от царских врат.

Простите за отступление от темы. Хотелось показать, что даже в строгом церковном уставе случаются изменения. И если вы не увидели композицию "Страшный суд" на западной стене храма, поищите её в других местах. Возможно, она написана на галерее, или есть икона страшного суда.

Страшный суд в Успенском соборе

В Успенском соборе Московского Кремля композиция "Страшный суд" - это огромная фреска. Она занимает всю западную стену.

Фреска многофигурная, четырёхъярусная, со множеством деталей. Давайте рассмотрим её подробнее. В центре второго яруса восседает Христос - Царь Небесный и Судия земной. Он будет судить мир во время Второго Пришествия. Рука внизу держит весы.

На верхнем снимке внизу видны головы мужчины и женщины. Это наши прародители, Адам и Ева. Их изображают коленопреклонёнными.

Адама и Еву первыми призовут на суд Христа, как людей, совершивших первородный грех. Грех символически изображают в виде змея. с кольцами. Кольца - разные человеческие грехи.

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

«Троица» Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

От Москвы до Владимира — 110 минут на скоростном поезде «Ласточка», почему бы не прокатиться. А во Владимире — «Страшный суд» Андрея Рублева. Эта фреска для нас все равно что «Тайная вечеря» Леонардо для итальянцев. Вершина творчества главного национального гения.

Пока еще вершина — фреска может исчезнуть.

Белокаменный Успенский собор, красу и гордость города, видишь сразу — как только выйдешь из вагона.

Вон он, третья форточка слева (это я иду по галерее от перрона к ж/д вокзалу Владимира).

Князь Андрей Боголюбский поставил собор в 1160 году на высоком холме над Клязьмой именно с таким расчетом — удивить путников. Строил ведь не просто храм. «Да будет сей град великое княжение и глава всем», — цитирует слова князя Никоновская летопись.

То есть — к бесу Киев, куда так стремился отец, князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Центр русской земли теперь будет здесь. Подальше от Дикого поля и бесконечных гражданских войн.

Потому и поставил Андрей собор высотой в целых 32 метра — на три метра выше киевской Софии.

Здесь, в этом белом здании, будто парящем над плоскостью Владимирского Ополья — были все и было всё. Вы буквально ступаете в следы Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Калиты — они венчались на великое княжение вот тут, между колонн.

А справа от входа, в нише стены — физические следы нашествия Чингизидов: гроб с останками великой княгини Агафии Всеволодовны (1195 г.р.) и других женщин семьи владимирского князя Юрия Всеволодовича. 7 февраля 1238 года, когда захватчики взломали оборону города, женщины спрятались здесь, на хорах. Чингизиды подожгли собор вместе с женщинами и клиром.

Но это так, вам для понимания, куда это я энергично топаю по железной лестнице с перилами — прямо по склону холма снизу вверх, зигзагами. В старый Владимир практически прямо от вокзала. А дела у меня тут не к Агафье Всеволодовне.

На холм, где стоит старый Владимир, самая прямая дорогая — по крутой железной лестнице вдоль склона. Настолько крутой, что я сообразил сфотографировать ее только на самом верху

Вот представьте — у вас есть что-то очень ценное. И в единственном экземпляре. Как вы это будете хранить? Я, пожалуй, спрячу от людей и солнечного света, заверну в бархат — а лучше в вакуум. Короче, буду дрожать и заботиться.

А что пишет Википедия про Успенский? «Фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма». Я как это прочел — так сразу и побежал на поезд.

Ведь речь, в том числе, о 300 кв. м. живописной поверхности, которой летом 1408 года касались кисти Даниила Черного и Андрея Рублева — легендарных, почти мифических персонажей русской истории.

Нет, ура, пока все на месте. Два нефа в западной части собора, чудом выживший фрагмент большой композиции «Страшный суд». Рублев, как он есть — развевающиеся одежды, живые лица, пластичные позы. Да что я, пусть лучше скажут специалисты.

«Апостолы с ангелами», фрагмент фрески «Страшный суд», Андрей Рублев, 1408 г. Владимир, Успенский собор

Наталья Алексеевна Дёмина, специалист по Рублеву, была в числе создателей московского Музея древнерусского искусства: «Христос во славе» на своде центрального нефа — «воплощение торжества, гуманности и творческого подъема. По-рублевски безупречно вписанный в круг, он не ограничен им.

«Христос во славе», Андрей Рублев, 1408 г. Роспись свода в центральном нефе. Владимир, Успенский собор

«Христос во славе», Андрей Рублев, 1408 г. Роспись свода в центральном нефе. Владимир, Успенский собор

Касаясь ногой его предела, он как бы готов выступить из него, отчего композиция, полная монументальной ясности и завершенности, приобретает жизнь и движение. Круг и голубой цвет в поэтической образности Рублева символизировали свет, просвечивающий человека».

Другими словами, этот «Страшный суд» не пугает, а обещает — «созерцательный покой и пасхальную радость грядущего Воскресения». И это была большая новость для русских той эпохи.

Рублев вынырнул этаким флорентийцем прямо посреди нашей застывшей византийской торжественности — играл красками, пробовал новое и всматривался в человека.

Давайте сравним: вот эту фреску «Лоно Авраамово» приписывают Даниилу Черному. Ровно потому что она традиционная, плоская и неживая. Говорят, Черный был учителем Рублева. А надо было наоборот, мне кажется.

В общем, Рублев у нас один. И эта его фреска — тоже одна. Есть еще икона «Троица» в Третьяковской галерее, и больше ни-че-го.

«Васильевский чин» из Русского музея, «Звенигородский чин» из Третьяковки — их раньше приписывали великому мастеру, но теперь появились высокотехнологичные методы исследований.

«Апостолы с ангелами», фрагмент фрески «Страшный суд», Андрей Рублев, 1408 г. Владимир, Успенский собор

«Апостолы с ангелами», фрагмент фрески «Страшный суд», Андрей Рублев, 1408 г. Владимир, Успенский собор

Одна фреска! И когда я вошел в собор, некий турист стоял, прислонившись прямо к ней — вытирал пот со лба. Устал, бедняга, отдыхает на красках.

А знаете, как организован вход в собор? Вот так:

Огромная дверь хлопает поминутно, зачерпывая кубометры влажного и пропитанного грязью городского воздуха — главная автомагистраль Владимира тут метрах в ста. Плюс — еще лет десять назад говорили, что местная котельная фонит гарью прямо в вентиляцию. Я не нашел упоминаний, что котельную за эти годы модернизировали.

А еще — здесь проходят богослужения и горят свечи. А когда нет коронавируса — сюда привозят тысячи китайцев, и они дышат, дышат на нашу фреску! Воля ваша, если мы хотим сохранить наследие Рублева навсегда — то надо что-то делать.

«Четыре зверя Апокалипсиса» (медведь, крылатые лев и барс, а также нечто ужасное с множеством рогов). Андрей Рублев, 1408 г. Владимир, Успенский собор

«Четыре зверя Апокалипсиса» (медведь, крылатые лев и барс, а также нечто ужасное с множеством рогов). Андрей Рублев, 1408 г. Владимир, Успенский собор

Правда, тут мы имеем дело с кафедральным собором РПЦ. Так просто двери не закроешь. Но хотя бы тамбур нормальный на входе можно ведь сделать? Минимальную перемычку между городом и Рублевым.

О том, чтобы заключить два драгоценных нефа в подобие герметичных комнат, внутри которые создана стерильная атмосфера (так поступили с «Троицей») — о таком я и не мечтаю. Хотя почему нет?

Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.

Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.

Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним.

Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы.

mirons

17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.

strashsud

Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.

Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.

Да, мы знаем многие труды русских художников на тему Страшного Суда, наводящие ужас, пугающие, отторгающие. Можно вспомнить экспрессивную манеру Феофана Грека, который был учителем Андрея Рублева.

Непревзойденность фрески «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от нее милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.

praved

И, пожалуй, жажду единства Андрей Рублев почерпнул не у Феофана Грека. Здесь его главным учителем становится преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший и благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву и проповедовавший «идею соборности». Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей.

— Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания, — считает кандидат искусствоведения, знаменитый владимирский реставратор и научный руководитель реставрационных работ фресок Андрея Рублева во Владимире Александр Скворцов, — ведь он прекрасно знал византийскую иконопись, работы своих соотечественников, предшественников и современников. Он видел фреску «Страшный Суд» во владимирском Дмитриевском Соборе, где перед нашим взором предстают грозные старцы, готовые осудить. Но Андрей Рублев выбирает свой путь. Он следует своей творческой интуиции, он не судит, а призывает всех стать участниками грядущей встречи.

lono avraama

Еще в шестнадцатом веке творчество Андрея Рублева было принято за образец иконописного искусства. На него ровнялись, ему подражали. Даже Иван Грозный призывал мастеров иконописи обращаться при написании икон к уже созданным Рублевым творениям. Но теперь, спустя 600 лет, когда искусствоведы по крупицам собирают наследие Андрея Рублева, состояние его фресок во Владимирском Успенском соборе с каждым годом ухудшается.

— Увы, изменения здесь сейчас происходят не в лучшую сторону. Система вентиляции и кондиционирования воздуха не работает. И поэтому новая котельная, установленная взамен старой, продолжает гонять туда и обратно грязный воздух, пыль, гарь, которые оседают на стенах. Нами уже разработан грамотный проект по вентилированию воздуха, но для его реализации у государства нет средств. Фрески тускнеют и уже плохо просматриваются, — говорит Александр Скворцов.

Фактически, о реставрации фресок Рублева сегодня не может идти речь, потому что во владимирском Успенском соборе до сих пор не налажен температурно-влажностный режим (ТВР). Как только будет установлен ТВР, встанет необходимость научных разработок методов консервации и «лечения» шедевра и предшествующих им физико-химических исследований. Однако ученые отмечают: с процессом реставрации Рублевского «Страшного Суда» мы уже опоздали не меньше, чем на десять лет.

Подчеркнем, что любые обвинения в ненадлежащем содержании памятника, брошенные в адрес Церкви и Владимиро-Суздальской епархии, несостоятельны. Во-первых, с огласно распоряжению Министерства культуры и Министерства государственного имущества Российской Федерации «О передаче памятников истории и культуры Владимирской епархии Русской Православной Церкви» от первого сентября 1999 года, духовенству и верующим владимирский Успенский собор не передан до сих пор. Хотя о том, что передача древнего храма в ведение РПЦ давно состоялась, неоднократно говорилось в СМИ.

Кроме того, по договору «О совместном использовании памятника истории и культуры религиозной организации и учреждения культуры Успенского собора XII века, г. Владимир», Владимирская епархия является лишь «Пользователем» владимирского Успенского собора только «во время проведения богослужений», которые устанавливаются «в дни особо чтимых праздников».

Исключительность икон Андрея Рублева была оценена еще в древности, а с XVI века прославленная «Троица» стала служить официальным образцом для русских иконописцев. Предлагаем вспомнить 7 удивительных ликов художественного гения Древней Руси.

«Страшный суд». Лик Христа

Тысячи людей со всего мира приезжают во Владимир, чтобы посетить Успенский собор и увидеть незабываемые фрески, созданные в 1408 году Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Эта роспись сегодня является единственным подтвержденным в летописных источниках памятником рублевского искусства. Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. Центральной фигурой композиции, несомненно, является Христос, который словно сходит с небес к ожидающему Его зрителю. Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток. Он несет мир и спасение людям.

Присутствие каждого участника картины оправдано и символично: Ангел, свивающий небеса, подобно свитку, возвещает о приближении Суда; уготованный Престол с орудиями Страстей напоминает об искупительной жертве Спасителя; фигуры прародителей символизируют узы первородного греха.

Под фигурой Христа - Богоматерь и Предтеча, которые напоминают зрителю о непрекращающейся молитве святых заступников рода человеческого. Их молитву словно продолжают лики апостолов, которые благожелательно и вместе с тем строго взирают на зрителя. Едва ли не впервые в русском искусстве идея праведного и милосердного Суда была воплощена в этой картине в столь совершенной художественной форме.

«Троица». Лики Ангелов

Ко времени написания Рублевым иконы Троицы Ветхозаветной (1411 или 1425-1427 (?)) существовала традиция изображения этого библейского эпизода, в основу которого положено сказание о гостеприимстве праотца Авраама, принимающего и угощающего трех странников.

Рублевская икона стала новым взглядом на хорошо известный сюжет. На ней нет традиционных Авраама и Сарры, на заднем плане остаются практически незаметными их жилище и Мамврийский дуб, под которым совершалась трапеза. Перед зрителем предстают три Ангела-странника. Они в спокойном безмолвии сидят вокруг стола с угощением.

Всё здесь направлено на создание непревзойденного драматизма и рефлексирующего созерцания. Центральный Ангел отождествляется с Христом, фигура которого задает круговой ритм всей композиции: силуэты вторят друг другу скользящими и спадающими линиями одежды, склоненными главами, обращенностью взглядов. Равнозначные фигуры Ангелов пребывают в единении друг с другом и абсолютном согласии.

На смену живой конкретике здесь приходит возвышенный образ предвечного совета и предопределенности Христовой жертвы. Увидеть рублевскую «Троицу» можно в Третьяковской галерее.

«Звенигородский чин». Лик Спасителя

В 1918 году в дровяном сарае вблизи звенигородского Успенского собора «что на Городке» были обнаружены три деисусные иконы, которые были приписаны И.Грабарем на основе стилистического анализа кисти Рублева.

Позднее, исследователи практически единодушно признали атрибуцию Грабаря, несмотря на то, что документально авторство Рублева так и не был подтверждено. «Звенигородский чин» включает в себя три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел».

Наиболее совершенным, несомненно, является образ Спасителя, спокойный, задумчивый и удивительно благожелательный взгляд которого направлен на зрителя. Надежда, обещание близости и сердечного участия наряду с возвышенной, идеальной красотой, которая бесконечно удалена от мира простых людей, – все это удалось прекрасно воплотить русскому иконописцу.

«Звенигородский чин». Лик Архангела Михаила

Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Его лик, обращенный к Спасителю, словно вторит ему задумчивой кротостью и умиротворенностью взора.

Этот образ отсылает нас к Ангелам Святой Троицы, и не только своим смирением, но и визуальным сходством – длинная, гибкая, чуть вытянутая шея, шапка густых кудрей, склоненная голова. Третья икона - «Апостол Павел» - выполнена в манере, отличной от рублевской, поэтому ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, - например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее.

Список иконы Богоматери Владимирской. Лик Богородицы

Несмотря на явное обнаружение черт рублевского письма, автором иконы мог быть не сам Рублев, а кто-то из его ближайшего круга. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа, изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок».

Традиционный византийский прототип – Богородица, держащая на правой руке Своего Сына и нежно склоняющаяся к Нему – был реализован с некоторыми, скорее всего, намеренными отклонениями. Особенно это касается фигуры Матери, так как Младенец воспроизведен точно по византийскому образцу. В фигуре Богородицы нарушена анатомическая правильность форм, в первую очередь, изгиб шеи, что позволяет лику Матери максимально сближаться с ликом Иисуса. Их взгляды встречаются.

Изумительно выписаны руки Богородицы, которые широко раскрыты в молитвенном жесте. Лик Матери покрыт платом-мафорием, который, словно купол, простирается над Младенцем, защищая и успокаивая его. И, конечно же, поражает рублевская умиротворенность, чистота, отсутствие скорби и страдания, наполненность тишиной, покоем и чувством любви в лике Богородицы. Увидеть икону можно в экспозиции Владимиро-суздальского музея-заповедника.

Троицкий иконостас. Лик Дмитрия Солунского

С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Кисть иконописца предположительно видна в иконах Архангела Гавриила, Дмитрия Солунского и апостолов Петра и Павла.

Троицкий иконостас – уникален. Он является единственным полностью сохранившимся до наших дней архитектурно-живописным храмовым ансамблем, созданным в период расцвета древнерусского искусства. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой.

В ходе последних реставрационных работ была высказана твердая уверенность лишь в том, что среди икон несомненно есть те, которые принадлежат Рублеву. При взгляде, например, на образ Дмитрия Солунского очень хочется верить, что написан он Рублевым: та же склоненная в кротком созерцании голова, те же вознесенные в молитве изящные руки, та же шапка густых кудрявых волос, те же широко распахнутые и по-детски наивные глаза, та же кротость и умиротворенность.

Евангелие Хитрово. Лик евангелиста Матфея

Еще один гипотетический памятник рублевского письма – миниатюры напрестольного Евангелия Хитрово – выделяются в наследии иконописца. Этот уникальный образец рукописи, хранящейся сегодня в собрании Российской государственной библиотеки, был предположительно выполнен в одной из лучших мастерских великокняжеской Москвы на рубеже XIV-XV веков.

Текст рукописи сопровождают восемь лицевых иллюстраций-миниатюр, изображающих евангелистов и их символы. Стилистика миниатюр позволяет говорить о том, что они написаны Феофаном Греком, Даниилом Черным и Андреем Рублевым, при этом наиболее часто называются имена двух последних иконописцев.

Среди ученых нет единого мнения: так, Г.Вздорнов считает, что все они принадлежат кисти Черного, а О.Попова убежденно доказывает противоположное – все они созданы Рублевым. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. Наклон шеи, обрисовка шапки пушистых волос, тип лица очень близки рублевским образам, созданным мастером на владимирских фресках.

Однако, взгляд Ангела более резок. В развивающихся по воздуху одеждах с Евангелием в руке, он стремительно движется навстречу зрителю, желая скорее донести до него Слово Божие.
Не смотря на то, что зачастую не предоставляется возможным установить точно авторство святого иконописца, наша страна имеет грандиозное наследие, включающее непревзойденные образцы древнерусской культуры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: