Анализ главы 14 суд в чем смысл эпиграфа

Обновлено: 28.04.2024

2. Как принимают Гринева и Машу «свои»? 3. Случайно ли Зурин ведет себя так бесцеремонно с Машей и Гриневым? 4. Почему Гринев, чуждый взглядам Зурина на жизнь, остается с ним в войске императрицы? 5. Отчего Савельич соглашается сопровождать Машу в поместье Гриневых? 6. Объясняет ли Гринев события или фиксирует их, говоря о победах правительственных войск и воскрешении успехов самозванца? 7. В чем видит Гринев несчастья войны и почему называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? 8. Почему в Гриневе радость окончания войны отравлена неотвязной мыслью о Пугачеве? 9. Что добавила «Пропущенная глава» к картине бунта и представлениям о характерах героев? Почему Пушкин исключил ее из повести? Анализ главы 14 «Суд» 1. В чем смысл эпиграфа? 2. Что помогает Гриневу переносить новые испытания судьбы? 3. Почему Гринев не мог до конца открыть причин «странной дружбы» с Пугачевым? 4. Как объясняет Гринев злые наветы Швабрина? 5. Почему известие об аресте сына «едва не убило» Андрея Петровича Гринева? 6. Почему Маша решилась ехать в Петербург? 7. Каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка? 8. Есть ли разница между «дамой в саду» и императрицей? 9. Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице? 10. Расскажите о встречах с императрицей от лица Маши. 11. Почему Гринев присутствовал при казни Пугачева и тот перед смертью кивнул ему головой?

Ну, что вы, совершенно разный подход. Даррел писал исключительно о том, как сохранить животное, описывал ошибки и неудачи в содержании с большим сожалением. Этот человек- натуралист с большой буквы. Куприн и Чехов- больше охотники за добычей.

Рассказ вызывает пронзительное чувство жалости к собаке. Так не должен поступать человек по отношению к животному, Л. Андреев показывает, что собака переживает, старается угодить человеку. Люди приручают собаку, а потом бросают. Это вызывает страдание животного, виноваты в этом люди. Рассказ учит тому, что так быть не должно.
«Всею своей собачьей душой расцвела Кусака». Собака должна принадлежать человеку, а у Кусаки вначале хозяина не было. Собака обрадовалась тому, что нашла себе службу. Это метафорическое выражение говорит о значимости этого события для жизни Кусаки.
«Желтым огнем загорелась осень» - метафора: деревья стали желтыми - началась осень.
Автор очень эмоционален при изображении событий, он всей душой переживает эту историю.

Отзыв.
Давно уже хотела прочесть "Класс коррекции" Екатерины Мурашовой, а, прочитав, поняла, что можно было бы и не читать. О социально запущенных детях и подростках с задержкой в развитии знаю не понаслышке, в университете довелось некоторое время работать с проблемными детками в составе группы волонтеров-психологов. Читая "Класс коррекции", в какой-то момент поняла, что некоторые герои этой книги похожи на тех ребят, с кем мне тогда довелось работать. На первый взгляд, они как ежики. Колючие, неприветливые, к ним еще надо подобрать свой подход, а для этого надо уйму терпения и, главное, желания. С такими детьми не просто, но они такие, какие есть, и в этом нет их собственной вины, так случилось. Они имеют право на жизнь и право на уважение и принятие со стороны окружающих. Эти дети - тоже люди.

На тему изгоев общества можно рассуждать долго и нудно, поэтому лучше вернусь непосредственно к сюжету "Класса коррекции". В общем-то, это хорошая повесть, в ней дети с ограниченными физическими и умственными способностями представлены без прикрас, отлично показаны реалии современного мира и извечного деления любого общества на группы сильных и слабых, богатых и бедных.

Единственный момент, который мне не понравился - фэнтезийная линия сюжета. Я прекрасно понимаю, что ее главная задача - создать контраст с реальным миром этой истории, усилить его серость и безнадежность. Это все понятно, но от этого сказочный мир Юры мне милее не стал, эта часть повести оказалась для меня неприемлемой. Как и некоторые моменты концовки. Да, иногда должен быть такой герой, который своим появлением дает эдакий толчок для раскрытия другого героя, а после этого исчезает также быстро, как появился, так как его роль выполнена. Здесь все ясно, но вот как-то уж очень по-голливудски выглядит момент с родителями Юры и передачи им никому ненужной Милки.

В целом, социальная часть сюжета мне понравилась, а вот все остальное - нет. Это очень субъективный взгляд на "Класс коррекции", но уж так как есть.

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения.

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа - проблему чести и долга.

Это отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» (1784 или 1785 г.), действие III, явление 6-е. Пушкин несколько изменил текст.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России.

Эпиграф взят «Собрания разных песен» Чулкова (ч. III , №167). Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии.

Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев.

Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.

Эпиграф представляет собой отрывок­ из комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки» (1790) – действие IV, явление 12-е.

В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах).

Первый эпиграф - фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176). Второй эпиграф - отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135).

Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

Эпиграфа представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен», ч. 1. М., 1780, с. 156, № 125).

Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130).

Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев.

Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка.

Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова "Вид прелестный, милы взоры. " М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Пушкин, судя по всему, считал творчество Хераскова безнадежно устаревшим.

Эпиграф представляет собой фрагмент из эпической поэмы М. М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV. Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик.

Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова.
Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей.

Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами.

Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым.

Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает Гриневу в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева.


Это была таблица со всеми эпиграфами из романа "Капитанская дочка" Пушкина по главам: анализ и смысл эпиграфов, их источник и т.д.

20 Комментарии

Работа прекрасная,но есть достаточно большое количество орфографических ошибок.Также в описании источника эпиграфа было задействовано множество ненужных слов,без которых текст и так был бы понятен.Всё выше сказанное это конечно мелочи,но чтобы добиться идеалов нужно обращать внимание в первую очередь на такие мелочи!Удачи вам в будущем,исследовательские работы просто лучшие на просторах интернета.

На счет повторов. Да, мы с вами согласны, что повторы иногда утомляют. Но мы публикуем тексты скорее для юных читателей, чем для взрослых профессионалов. Иногда повторы нам кажутся уместными, для простоты и ясности изложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России.

Сторона ль моя, сторонушка,

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая. (Старинная песня)

Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня)

Старинные люди, мой батюшка. («Недоросль» Фонвизина)

Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев.

Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.

— Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру! (Княжнин)

В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах).

Эпиграф намекает на рассказ капитанши о дуэли Швабрина.

Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. (Песня народная)

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. (Песня народная)

Первый эпиграф - фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176).

Второй эпиграф - отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135). Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. (Песня)

Эпиграфа представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен», ч. 1. М., 1780, с. 156, № 125). Эпиграф намекает на взятие Белогорской крепости пугачевцам

Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. (Народная песня)

Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130).

Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев.

VIII Незваный гость

Незваный гость хуже татарина. (Пословица)

Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка.

Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой; Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой. (Херасков)

Эпиграф намекает на разлуку Гринева и Маши Мироновой.

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. (Херасков)

Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик.

XI Мятежная слобода

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — Спросил он ласково. (А. Сумароков)

Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова.

Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей.

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. (Свадебная песня)

Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами.

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжнин)

Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым.

Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает Гриневу в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева.

Эпиграфы из романа

Этот эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа - проблему чести и долга.

Эпиграф к главе I «Сержант гвардии» :

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.

— Того не надобно; пусть в армии послужит.

— Изрядно сказано! пускай его потужит. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Да кто его отец?

(Княжнин.)

Это отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» (1784 или 1785 г.), действие III, явление 6-е. Пушкин несколько изменил текст. Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России.

Эпиграф к главе II «Вожатый»:

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

(Старинная песня)

Эпиграф взят «Собрания разных песен» Чулкова (ч.III, №167). Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края. Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии.

Эпиграфы к главе III «Крепость»:

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

(Солдатская песня)

Старинные люди, мой батюшка. («Недоросль» Фонвизина)

Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев.

Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.

Эпиграф к главе IV «Поединок»:

— Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

(Княжнин)

Эпиграф представляет собой отрывок­ из комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки» (1790) – действие IV, явление 12-е. В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах). Эпиграф намекает на рассказ капитанши о дуэли Швабрина.

Эпиграфы к главе V «Любовь»:

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

(Песня народная)

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

(Песня народная)

Первый эпиграф - фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176).

Второй эпиграф - отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135). Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

Эпиграф к главе VI «Пугачевщина»:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

(Песня)

Эпиграф представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен», ч. 1. М., 1780, с. 156, № 125). Эпиграф намекает на взятие Белогорской крепости пугачевцами.

Эпиграф к главе VII «Приступ»:

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

(Народная песня)

Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130). Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев.

Эпиграф к главе VIII «Незваный гость»:

Незваный гость хуже татарина. (Пословица)

Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка.

Эпиграф к главе IX «Разлука»

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

(Херасков)

Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова "Вид прелестный, милы взоры. " М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Пушкин, судя по всему, считал творчество Хераскова безнадежно устаревшим. Эпиграф намекает на разлуку Гринев и Маши Мироновой.

Эпиграф к главе X «Осада города»:

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

(Херасков)

Эпиграф представляет собой фрагмент из эпической поэмы М. М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV. Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик.

Эпиграф к главе XI «Мятежная слобода»:

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»

— Спросил он ласково.

(А. Сумароков)

Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова. Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей.

Эпиграф к главе XII «Сирота»

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

(Свадебная песня)

Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами.

Эпиграф к главе XIII «Арест»:

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

— Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

(Княжнин)

Данное четверостишие написано самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Княжнина. Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым.

Эпиграф к главе XIV «Суд»:

Мирская молва —

Морская волна.

(Пословица)

Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает ему в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева.

Вопросы чести и морали и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»


В своём романе Пушкин ставит во главу угла вопросы чести и морали, являвшиеся в те времена одними из самых важных и самых сложных.

Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести – это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. У героев романа Пушкина различное понимание чести.

Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи отцу.

Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: “Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене.

– Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.

В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: ” Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг – Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца.

Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем.

Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: ” Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…”.

Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта.

Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.

Честь для Гринёвых – это человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.

Свое представление о чести имеет и предводитель крестьянского восстания Пугачев. Он может зверски расправляться с теми, кто отказывается ему присягать, он жесток и безжалостен. Однако на милость он отвечает милостью. Гринев отдает вожатому заячий тулуп из милосердия, не рассчитывая на награду.

Пугачев в ответ милостиво сохраняет ему жизнь и устраивает его судьбу. Награда значительно превышает оказанную Гриневым услугу. Но Пугачев живет по правилу – «Казнить так казнить, миловать так миловать». Он, как орел из калмыцкой сказки, готов жить недолго, но ярко. Его честь своеобразна, но своему представлению о человеческом достоинстве он не изменяет.

Понятие чести и долга у Мироновых не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия – примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы.

Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Она свою жизненную задачу видела в том, чтобы всегда быть рядом с мужем.

Она до последнего момента жизни мужа оставалась вместе с ним и погибла, потому что после его смерти уже ничего не боялась и могла называть Пугачева «беглым каторжником». Маша Миронова также видела женскую честь в преданности любимому человеку. Эту преданность она сохраняет и тогда, когда ее мучает Швабрин, и тогда, когда Петруша попадает в немилость.

Верность, доброта, искренность, внутренняя чистота – вот главные черты, присущие женщинам в пушкинском романе и сделавшие их настоящими героинями.

В романе есть лишь один герой, не имеющий какого бы то ни было представления о чести, – Швабрин. Причем он бесчестен во всем – и в частной жизни, и в делах общественных. Пушкин полагает, что человек, способный оскорбить женщину, не может быть настоящим дворянином и офицером.

Он нарушает законы чести, человеческого достоинства и тогда, когда оговаривает Машу перед Гриневым; и тогда, когда во время дуэли ранит беззащитного противника; и тогда, когда присягает Пугачеву, конечно же, не веря в его царское происхождение; и тогда, когда принуждает Машу стать его женой; и тогда, когда выдает Пугачеву правду о ее происхождении; и, наконец, тогда, когда в тюрьме оговаривает Гринева. Этот человек не может иметь каких-то черт, оправдывающих его, делающих понятным. Нарушение законов чести для Пушкина было страшнейшим грехом.

Швабрин – полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией.

Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. “Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча”.

Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя, выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин – когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу.

Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина.

Низость души, зависть и подлость превращают этого человека в тирана, негодяя и предателя. Жизнь воздаёт ему должное, заслуженное наказание за все его гадкие, бесчестные поступки: его, как и Пугачёва, арестовывают, обвиняют в предательстве и приговаривают к казни.

В чём же состоит смысл заглавного эпиграфа романа «Береги честь смолоду»? А именно в том, что человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, не смотря ни на что сохранять верность своим моральным устоям и принципам, отстаивать их, поступать справедливо по отношению к другим людям. Только правдивый, добросердечный, бескорыстный, отзывчивый и смелый человек и имеет право носить это гордое звание. Человечность – это и есть проявление всех лучших качеств как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. У героев – мужчин в этом романе (Андрея и Петра Гринёвых, капитана Миронова) понятие чести также сопряжено с воинским долгом, верностью и защитой родного края, своего государства, служением императрице. У женщин (Василисы Егоровны, Маши Мироновой) – с верностью любимому человеку, искренностью чувств и внутренней нравственной чистотой.

А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Композиция, эпиграфы


Элементы композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

«1. Экспозиция – биография Андрея Петровича Гринёва, детство Петруши, встреча с «вожатым», все события до прибытия в Белогорскую крепость…
2. Завязка: знакомство с Марьей Ивановной…
3.

Развитие действия: жизнь в Белогорской крепости, ссора со Швабриным…
4. Кульминация: дуэль, письмо отца (пятая глава), совпавшие с наступлением Пугачёва.
5. Развязка: казнь Пугачёва.

Заключение: повествование о том, как сложилась дальнейшая жизнь Гринёва.

Основная черта композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в развитии действия. В повествовании нет ничего лишнего, принцип включения только таких лиц, вещей, эпизодов и описаний, которые необходимы для развития сюжета.

Вторая черта композиции романа – строгая простота повествования. Никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий. Ясность и четкость – общее свойство прозы Пушкина.

Роман “Капитанская дочка” Пушкина состоит из 14 глав, каждая из которых начинается эпиграфом.

Эпиграфы в романе «Капитанская дочка» Пушкина

Работа с эпиграфами повести “Капитанская дочка”. (8класс)


I . Работа с эпиграфами к главам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: