Административная ответственность за неисполнение решения суда в рк

Обновлено: 25.04.2024

Согласно статьи 13 Конституции Республики Казахстан, каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Эта конституционная норма предусматривает не только право обращения в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, но и право добиваться исполнения судебного решения, если должник не выполняет своих обязательств, установленных решением суда добровольно.

Аналогичная норма заложена и части 3 статьи 76 Конституции Республики Казахстан, о том что решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Каждый неисполненный судебный акт способствует зарождению сомнений в торжестве справедливости, относительно эффективности работы всей судебной системы.

За неисполнение судебного акта и требований судьи, лицо должник и осужденное лицо может быть привлечено к административной либо уголовной ответственности.

Но однако несмотря на вышеуказанные Конституционные нормы об обязательности исполнения судебных актов и ответственности за их не исполнение, многие решения судов и приговоры годами не исполняются.

Также на практике судебные исполнители не в полной мере используют все рычаги воздействия, предусмотренные законодательством, для того чтобы заставить должника исполнитель тот или иной судебный акт, а органы досудебного расследования также не оказывают им в этом поддержки.

В частности, согласно статьи 669 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее КоАП), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов - в размере двадцати месячных расчетных показателей или административный арест до пяти суток, на субъектов малого предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Согласно части 1 статьи 430 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа более шести месяцев, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, по которым сумма взыскания превышает десять тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются ограничением свободы на срок от пяти до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Согласно примечание к данной статье, лицу, совершившему преступление, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, и погасившему всю сумму задолженности до вынесения приговора суда, лишение свободы не назначается.

Помимо этого, судебные исполнители в соответствии с действующим законодательством вправе ставить вопрос и составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 285 , 665 , 669 , 673 , 667 , 670 , 671 , 672 КоАП.

Но однако несмотря на то что административная ответственность по указанным статьям предусмотрена за неисполнение в той или иной мере судебного акта, или связанных с деятельностью судебных исполнителей, у них есть право составления протокола об административных правонарушениях только по статьям 665 , 669 и 673 КоАП.

При этом данным правом наделены только государственные судебные исполнители. А частные судебные исполнители, у которых и находятся на исполнении большинство судебных актов, вынуждены при установлении административных нарушений обращаться с представлением о составлении протокола в органы юстиции.

Однако данное положение дел является препятствием для эффективного исполнения судебных актов. Исходя из изложенного, в связи с тем что первичные материалы дела находятся в производстве судебных исполнителей и все процессуальные действия выполняются ими, необходимо право возбуждения административных дел по статьям 285 , 667 , 670, 671, 672 КоАП, и по другим аналогичным санкциям, также передать самим судебным исполнителям. И при этом данными правами необходимо наделить и частных судебных исполнителей. А также наделить органы исполнительного производства функциями по наложению административных взысканий по некоторым категориям дел, входящих в их компетенцию.

Согласно статистических данных, судами по статье 669 КоАП виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа, в большинстве случаев арест не применяется. Что конечно же не способствует целям восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений, так как не исполняя основной судебный акт виновное лицо не будут платить и административный штраф.

Ранее в прежнем Уголовном Кодексе существовал институт «административной преюдиции», согласно которой уголовная ответственность за преступление, не представляющее большой общественной опасности, наступает, если деяние совершено в течении года после наложения административного взыскания за такое же административное правонарушение.

То есть если лицо не исполнило судебный акт после его привлечения к административной ответственности по статье 669 КоАП, он уже мог быть привлечен к уголовной ответственности по статье 430 УК.

Помимо указанных санкций, как было отмечено выше, у судебного исполнителя достаточно широкий спектр и других методов воздействия на должников за уклонение от исполнения судебного акта.

Так в Уголовном Кодексе имеется 5 уголовно наказуемых деяний за которые должники могут быть привлечены к уголовной ответственности за неисполнение того или иного судебного акта:

Статья 430 - неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа, статья 139 - неисполнение обязанностей по уплате средств на содержание детей, уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей, нетрудоспособного супруга (супруги), статья 152 - нарушение трудового законодательства Республики Казахстан, статья 425 - незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации.

Однако процедура привлечения к уголовной ответственности за неисполнение судебного акта вызывает еще больше трудностей чем возбуждение в отношении них административных дел. Так как анализируемые статьи Уголовного Кодекса не влияют на показатели раскрываемости в работе сотрудников органов внутренних дел. И в этой связи для дознавателя наилучшим вариантом является принятие решения о прекращении уголовного дела, нежели доведение дела до суда.

Судебным исполнителям следует своевременно доводить до сведения соответствующих прокуроров об известных им фактах непринятия представления о привлечении к уголовной ответственности, их несвоевременного рассмотрения и других нарушениях закона, допускаемых органами уголовного преследования по направленным им материалам.

Но однако судебные исполнители не пользуются предусмотренным главой 13 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан правом по обжалованию данных постановлений органов уголовного преследования прокурору или в суд.

Зачастую органами внутренних дел представления судебных исполнителей остаются без удовлетворения и уголовные дела по статье 430 УК прекращаются в связи с тем что в действиях лиц не исполняющих судебные акты отсутствует признак злостности.

Вместе с тем в ходе законотворческой работы данный признак был исключен из уголовного закона, и согласно действующей диспозиции статьи 430 УК, уголовная ответственность за данное преступное деяние наступает если лицо не исполнило вступившую в законную силу приговор, решение суда или иной судебный акт либо исполнительный документ по истечении более шести месяцев.

В силу требований п.12 данного нормативного постановления, неисполнением судебного акта и исполнительного документа следует считать непринятие должником мер к исполнению судебного акта, сокрытие заработка и другого имущества, на которое может быть обращено взыскание, непредставление информации о месте работы, о доходах от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, заключение сделок по отчуждению имущества с целью уклонения от исполнения обязательств, а также иные действия, связанные с использованием денежных средств и имущества на другие цели.

Также одним из оснований для отказа в привлечении к уголовной ответственности лиц не исполняющих судебные акты является по мнению органов досудебного расследования то что имеются факты частичного исполнения исполнительных документов.

Вместе с тем следует учесть, что внесение должником с целью уклонения от исполнения судебного акта незначительных денежных сумм при наличии возможности исполнения обязательств в полном объеме следует рассматривать как неисполнение.

Изучение материалов уголовных дел по статье 430 УК, показало что практически все данные дела были прекращены за отсутствием в действиях должников состава преступления со ссылкой на отсутствие у должника реальной возможности исполнить судебный акт.

При этом органы досудебного расследования ограничиваются уже собранными судебными исполнителями материалами о том что за должником не числиться имущество, денежных средств на банковских счетах не имеется. Но при этом не осуществляются следственные мероприятия по установлению его реальной состоятельности, не выясняется каким образом подозреваемое лицо обеспечивает себя, свою семью и так далее.

Если же проанализировать статистические данные по статье 430 УК, которая является основным рычагом воздействия для лиц не исполняющих судебные акты, то данная картина является удручающей.

Так, согласно статистическим данным, за 2016 года судами Республики по ст.430 ч.1 УК рассмотрено с вынесением приговора только 13 дел, по ст.430 ч.3 УК только 1 дело. По состоянию на сегодняшний день 2017 года судами Республики по ст.430 ч.1 УК рассмотрено с вынесением приговора 29 дел, по ст.430 ч.2 УК, как и в прошлом году дел не было и по ст.430 ч.3 УК дел нет. По всем состоявшимся судебным актам, виновные лица были подвергнуты наказанию в виде ограничения свободы.

Согласно сведениям республиканской палаты частных судебных исполнителей и органов юстиции за 2016 года ими было направлено в органы дознания для привлечения должников к уголовной ответственности за неисполнение судебных актов около 8 000 материалов, но из них направлено в суд только 13 дел, то есть 0,16%.

При этом, большинство уголовных дел были рассмотрены судами Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областями.

Судами Мангистауской, Актюбинской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской областями, в том числе и города Астаны такие дела не рассматривались. Данные сведения свидетельствуют о том что органы внутренних дел в указанных регионах не обладают опытом расследования данных категорий дел, у них отсутствует взаимодействие с органами юстиции по данному вопросу.

В данном вопросе также важна координирующая роль органов прокуратуры по формированию единой правоприменительной практики и единообразного применения норм закона по уголовным делам данной категории.

Таким образом, на фоне того что неисполнение судебных актов на сегодняшний день приобрело масштабный характер, нужно координальным образом пересмотреть вопросы по правоприменительной и судебной практике привлечения лиц по статье 430 УК.

Решение многих вопросов и проблем в исполнительном производстве возможно путем наделения судебных исполнителей более широким кругом полномочий, в том числе необходимо принять окончательное решение по передаче органам исполнительного производства функций дознания.

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года N 12 гласит:

В соответствии с пунктом 3) статьи 76 Конституции Республики Казахстан, статьями 127, 472 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, частью второй статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, статьей 884 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях вступившие в законную силу судебные акты, а также распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и другие обращения судов и судей при отправлении правосудия, постановления о наложении административного взыскания обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 125 Закона РК "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" за неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности, что в принципе не освобождает его от обязанности выполнить предусмотренные исполнительным документом действия.

Кроме того, к ответственности может привлекаться не только сам должник, но и другие лица, которые обязаны исполнять судебные акты и законные требования судебного исполнителя.

Согласно статьи 669 Кодекса РК "Об административных правонарушениях" (КоАП), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа влечет:

  • на физических лиц - штраф в размере 5 МРП или арест на срок до 5 суток;
  • на должностных лиц, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов – штраф в размере 20 МРП или арест на срок до 5 суток; или некоммерческие организации – штраф в размере 30 МРП;
  • на субъектов среднего предпринимательства – штраф в размере 40 МРП;
  • на субъектов крупного предпринимательства – штраф в размере 50 МРП.

Нарушение установленных судом особых требований к поведению правонарушителя – влечет штраф в размере 5 МРП или административный арест на срок до 7 суток. Повторное правонарушение по этой части в течение года после наложения административного взыскания - влечет административный арест на срок до 10 суток, а в отношении лиц, к которым административный арест не применяется, – штраф 30 МРП.

Согласно ст. 670 КоАП , н еисполнение постановлений и законных требований судебного исполнителя, связанных с исполнением исполнительного документа, в том числе о представлении в назначенный им срок сведений о месте работы должника и его доходах, производстве удержания согласно исполнительному документу и пересылке взысканной суммы взыскателю, по обращению взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у иных физических и юридических лиц, – влечет штраф на физических лиц в размере 10, на должностных лиц – 15, на юридических лиц – 20 МРП.

Представление судебному исполнителю заведомо недостоверных сведений, в том числе о доходах и имущественном положении должника, – влечет штраф на физических лиц в размере 20, на юридических лиц – 15 МРП.

Невыполнение законных требований судебного пристава - влечет штраф в размере 50 МРП.

Согласно ст. 672 КоАП , утрата исполнительного документа лицом, которому он передан на исполнение, - влечет штраф в размере 20 МРП.

Согласно ст. 673 КоАП , воспрепятствование совершению судебным исполнителем, приставом действий по обращению взыскания на имущество (опись, оценка, арест, проведение торгов) или отказ в выполнении в связи с этим его требований – влечет штраф на физических лиц в размере 10, на должностных лиц – 20 МРП либо административный арест на срок до 5 суток.

В соответствии со статьей 430 Уголовного кодекса РК :

Часть 1: Неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа более шести месяцев, а равно воспрепятствование их исполнению – наказываются привлечением к общественным работам до 800 часов либо ограничением свободы до 3-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2: Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются привлечением к общественным работам на срок до 1200 часов либо ограничением свободы на срок от 3-х до 5-ти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5-ти лет.

Часть 3: Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, по которым сумма взыскания превышает 10 000 месячных расчетных показателей на момент совершения преступления, а равно воспрепятствование их исполнению – наказываются ограничением свободы на срок от пяти до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Примечание. Лицу, совершившему преступление, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, и погасившему всю сумму задолженности до вынесения приговора суда, лишение свободы не назначается.

Изображение к статье

Административный арест - это вид административного взыскания, заключающийся в содержании правонарушителя в изоляции от общества.

Согласно статье 14 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП), административный арест может налагаться только по постановлению судьи в случаях и порядке, установленных КоАП.

Государственный орган (должностное лицо) обязан немедленно освободить незаконно задержанного, подвергнутого приводу, доставлению или находящегося под административным арестом свыше срока, предусмотренного постановлением судьи.

Содержание лица, в отношении которого в качестве меры административного взыскания избран административный арест, а также лица, подвергнутого административному задержанию, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Вред, причиненный физическому лицу в результате незаконного административного ареста, содержания в условиях, опасных для жизни и здоровья, жестокого обращения с ним, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом.

Срок административного ареста

Административный арест устанавливается на срок до 30 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения - до 45 суток. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Срок административного ареста исчисляется сутками.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же судьей, уполномоченным органом (должностным лицом), то административный арест не может превышать срок, установленный частью первой статьи 50 КоАП.

К кому не может применяться административный арест?

А дминистративный арест не может применяться к следующим лицам:

  • беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;
  • лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста;
  • инвалидам 1 и 2 групп;
  • женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет, мужчинам свыше шестидесяти трех лет и мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста;
  • военнослужащим и находящимся на воинских сборах военнообязанным, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов.

В каких случаях может применяться административный арест?

Административный арест назначается судьей в исключительных случаях в пределах, предусмотренных в статьях Особенной части КоАП.

Это такие правонарушения, как:

  • противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений (ст. 73) ;
  • умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 73-1) ;
  • побои (ст. 73-2) ;
  • клевета (ст. 73-3) ;
  • воспрепятствование законной деятельности медицинских и (или) фармацевтических работников (ст. 80-1) ;
  • неисполнение обязанностей по воспитанию и (или) образованию, защите прав и интересов несовершеннолетнего (ст. 127) ;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения (ст. 128) ;
  • доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (ст. 131) ;
  • подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 174) ;

Где отбывают административный арест?

В соответствии со статьей 913 КоАП, постановление судьи об административном аресте приводится в исполнение органами внутренних дел и органами военной полиции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте арестованные подвергаются личному досмотру.

Военнослужащие отбывают административный арест на гауптвахтах.

Отбывание административного ареста производится по правилам, установленным законодательством Республики Казахстан.

В настоящее время действует Закон РК "О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества". В соответствии с главой 3-2 указанного Закон, лица, подвергнутые административному аресту, иностранцы и лица без гражданства, подлежащие выдворению в принудительном порядке, содержатся в специальных приемниках, изоляторах временного содержания.

Что будет за уклонение от отбывания административного ареста?

В соответствии со статьей 914 КоАП, е сли лицо, подвергнутое административному аресту, самовольно оставляет место его отбывания до истечения срока административного ареста, отбытый срок может быть постановлением судьи полностью или частично не засчитан в срок административного ареста. При этом судья вновь устанавливает начало срока отбывания административного ареста.

Можно ли уволить работника, отбывающего административный арест, за прогул?

Исчерпывающий перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя определен в статье 52 Трудового кодекса РК. Административный арест в указанный перечень не входит.

Одним из оснований, предусмотренных статьей 52, является отсутствие работника на работе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд за один рабочий день (рабочую смену). Однако данное основание не может быть применено, поскольку работник, отбывающий административный арест, физически не может находиться на рабочем месте.

В соответствии с пунктом 18 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров", при разрешении дела о правильности расторжения трудового договора за прогул без уважительной причины трех и более часов подряд за рабочий день (смену) необходимо иметь в виду, что расторжение по этому основанию, в частности, может быть произведено за:

  • оставление без уважительной причины места работы работником, а также до истечения месячного срока уведомления о расторжении трудового договора;
  • оставление без уважительной причины места работы работником, до истечения срока трудового договора;
  • отсутствие работника на работе без уважительных причин три и более часа подряд в течение рабочего дня (рабочей смены) вне рабочего места, где он в соответствии с трудовыми обязанностями должен выполнять порученную ему работу;
  • самовольный уход в отпуск, в том числе в отпуск без сохранения заработной платы (за исключением отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который работодатель обязан предоставить работнику по его заявлению в порядке статьи 100 Трудового кодекса) или самовольное использование дней отдыха за работу в праздничные и выходные дни.

Административный арест в приведенный перечень не входит, соответственно прогулом не является.

Согласно статьи 13 Конституции Республики Казахстан, каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Эта конституционная норма предусматривает не только право обращения в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, но и право добиваться исполнения судебного решения, если должник не выполняет своих обязательств, установленных решением суда добровольно.

Аналогичная норма заложена и части 3 статьи 76 Конституции Республики Казахстан, о том что решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Каждый неисполненный судебный акт способствует зарождению сомнений в торжестве справедливости, относительно эффективности работы всей судебной системы.

За неисполнение судебного акта и требований судьи, лицо должник и осужденное лицо может быть привлечено к административной либо уголовной ответственности.

Но однако несмотря на вышеуказанные Конституционные нормы об обязательности исполнения судебных актов и ответственности за их не исполнение, многие решения судов и приговоры годами не исполняются.

Также на практике судебные исполнители не в полной мере используют все рычаги воздействия, предусмотренные законодательством, для того чтобы заставить должника исполнитель тот или иной судебный акт, а органы досудебного расследования также не оказывают им в этом поддержки.

В частности, согласно статьи 669 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее КоАП), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов - в размере двадцати месячных расчетных показателей или административный арест до пяти суток, на субъектов малого предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Согласно части 1 статьи 430 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа более шести месяцев, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, по которым сумма взыскания превышает десять тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются ограничением свободы на срок от пяти до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Согласно примечание к данной статье, лицу, совершившему преступление, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, и погасившему всю сумму задолженности до вынесения приговора суда, лишение свободы не назначается.

Помимо этого, судебные исполнители в соответствии с действующим законодательством вправе ставить вопрос и составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 285 , 665 , 669 , 673 , 667 , 670 , 671 , 672 КоАП.

Но однако несмотря на то что административная ответственность по указанным статьям предусмотрена за неисполнение в той или иной мере судебного акта, или связанных с деятельностью судебных исполнителей, у них есть право составления протокола об административных правонарушениях только по статьям 665 , 669 и 673 КоАП.

При этом данным правом наделены только государственные судебные исполнители. А частные судебные исполнители, у которых и находятся на исполнении большинство судебных актов, вынуждены при установлении административных нарушений обращаться с представлением о составлении протокола в органы юстиции.

Однако данное положение дел является препятствием для эффективного исполнения судебных актов. Исходя из изложенного, в связи с тем что первичные материалы дела находятся в производстве судебных исполнителей и все процессуальные действия выполняются ими, необходимо право возбуждения административных дел по статьям 285 , 667 , 670, 671, 672 КоАП, и по другим аналогичным санкциям, также передать самим судебным исполнителям. И при этом данными правами необходимо наделить и частных судебных исполнителей. А также наделить органы исполнительного производства функциями по наложению административных взысканий по некоторым категориям дел, входящих в их компетенцию.

Согласно статистических данных, судами по статье 669 КоАП виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа, в большинстве случаев арест не применяется. Что конечно же не способствует целям восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений, так как не исполняя основной судебный акт виновное лицо не будут платить и административный штраф.

Ранее в прежнем Уголовном Кодексе существовал институт «административной преюдиции», согласно которой уголовная ответственность за преступление, не представляющее большой общественной опасности, наступает, если деяние совершено в течении года после наложения административного взыскания за такое же административное правонарушение.

То есть если лицо не исполнило судебный акт после его привлечения к административной ответственности по статье 669 КоАП, он уже мог быть привлечен к уголовной ответственности по статье 430 УК.

Помимо указанных санкций, как было отмечено выше, у судебного исполнителя достаточно широкий спектр и других методов воздействия на должников за уклонение от исполнения судебного акта.

Так в Уголовном Кодексе имеется 5 уголовно наказуемых деяний за которые должники могут быть привлечены к уголовной ответственности за неисполнение того или иного судебного акта:

Статья 430 - неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа, статья 139 - неисполнение обязанностей по уплате средств на содержание детей, уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей, нетрудоспособного супруга (супруги), статья 152 - нарушение трудового законодательства Республики Казахстан, статья 425 - незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации.

Однако процедура привлечения к уголовной ответственности за неисполнение судебного акта вызывает еще больше трудностей чем возбуждение в отношении них административных дел. Так как анализируемые статьи Уголовного Кодекса не влияют на показатели раскрываемости в работе сотрудников органов внутренних дел. И в этой связи для дознавателя наилучшим вариантом является принятие решения о прекращении уголовного дела, нежели доведение дела до суда.

Судебным исполнителям следует своевременно доводить до сведения соответствующих прокуроров об известных им фактах непринятия представления о привлечении к уголовной ответственности, их несвоевременного рассмотрения и других нарушениях закона, допускаемых органами уголовного преследования по направленным им материалам.

Но однако судебные исполнители не пользуются предусмотренным главой 13 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан правом по обжалованию данных постановлений органов уголовного преследования прокурору или в суд.

Зачастую органами внутренних дел представления судебных исполнителей остаются без удовлетворения и уголовные дела по статье 430 УК прекращаются в связи с тем что в действиях лиц не исполняющих судебные акты отсутствует признак злостности.

Вместе с тем в ходе законотворческой работы данный признак был исключен из уголовного закона, и согласно действующей диспозиции статьи 430 УК, уголовная ответственность за данное преступное деяние наступает если лицо не исполнило вступившую в законную силу приговор, решение суда или иной судебный акт либо исполнительный документ по истечении более шести месяцев.

В силу требований п.12 данного нормативного постановления, неисполнением судебного акта и исполнительного документа следует считать непринятие должником мер к исполнению судебного акта, сокрытие заработка и другого имущества, на которое может быть обращено взыскание, непредставление информации о месте работы, о доходах от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, заключение сделок по отчуждению имущества с целью уклонения от исполнения обязательств, а также иные действия, связанные с использованием денежных средств и имущества на другие цели.

Также одним из оснований для отказа в привлечении к уголовной ответственности лиц не исполняющих судебные акты является по мнению органов досудебного расследования то что имеются факты частичного исполнения исполнительных документов.

Вместе с тем следует учесть, что внесение должником с целью уклонения от исполнения судебного акта незначительных денежных сумм при наличии возможности исполнения обязательств в полном объеме следует рассматривать как неисполнение.

Изучение материалов уголовных дел по статье 430 УК, показало что практически все данные дела были прекращены за отсутствием в действиях должников состава преступления со ссылкой на отсутствие у должника реальной возможности исполнить судебный акт.

При этом органы досудебного расследования ограничиваются уже собранными судебными исполнителями материалами о том что за должником не числиться имущество, денежных средств на банковских счетах не имеется. Но при этом не осуществляются следственные мероприятия по установлению его реальной состоятельности, не выясняется каким образом подозреваемое лицо обеспечивает себя, свою семью и так далее.

Если же проанализировать статистические данные по статье 430 УК, которая является основным рычагом воздействия для лиц не исполняющих судебные акты, то данная картина является удручающей.

Так, согласно статистическим данным, за 2016 года судами Республики по ст.430 ч.1 УК рассмотрено с вынесением приговора только 13 дел, по ст.430 ч.3 УК только 1 дело. По состоянию на сегодняшний день 2017 года судами Республики по ст.430 ч.1 УК рассмотрено с вынесением приговора 29 дел, по ст.430 ч.2 УК, как и в прошлом году дел не было и по ст.430 ч.3 УК дел нет. По всем состоявшимся судебным актам, виновные лица были подвергнуты наказанию в виде ограничения свободы.

Согласно сведениям республиканской палаты частных судебных исполнителей и органов юстиции за 2016 года ими было направлено в органы дознания для привлечения должников к уголовной ответственности за неисполнение судебных актов около 8 000 материалов, но из них направлено в суд только 13 дел, то есть 0,16%.

При этом, большинство уголовных дел были рассмотрены судами Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областями.

Судами Мангистауской, Актюбинской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской областями, в том числе и города Астаны такие дела не рассматривались. Данные сведения свидетельствуют о том что органы внутренних дел в указанных регионах не обладают опытом расследования данных категорий дел, у них отсутствует взаимодействие с органами юстиции по данному вопросу.

В данном вопросе также важна координирующая роль органов прокуратуры по формированию единой правоприменительной практики и единообразного применения норм закона по уголовным делам данной категории.

Таким образом, на фоне того что неисполнение судебных актов на сегодняшний день приобрело масштабный характер, нужно координальным образом пересмотреть вопросы по правоприменительной и судебной практике привлечения лиц по статье 430 УК.

Решение многих вопросов и проблем в исполнительном производстве возможно путем наделения судебных исполнителей более широким кругом полномочий, в том числе необходимо принять окончательное решение по передаче органам исполнительного производства функций дознания.


Часто возникают ситуации, когда решение суда вынесено в пользу взыскателя, исполнительный лист о взыскании суммы находится у судебного исполнителя, однако должник не исполняет решение суда. Можно ли привлечь к административной ответственности должника, который не исполняет решение суда? Куда необходимо обратиться для привлечения должника к административной ответственности? Что грозит должнику за неисполнение решения суда?

В каких случаях должника можно привлечь к административной ответственности?

Пунктом 1 статьи 125 Закона Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" установлено, что за неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности. Статьей 669 Кодекса Республики Казахстан о административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа влечет административную ответственность.

Для привлечения должника к административной ответственности должны быть соблюдены следующие условия:

  • имеется вступившее в законную силу решение суда;
  • в производстве судебного исполнителя находится исполнительный документ о взыскании с должника суммы;
  • должник не производит никаких действий по исполнению решения суда.

Главным условием для привлечения должника к административной ответственности является неисполнение им судебного акта.

В том случае, если должник производит платежи по исполнению судебного акта, исполнительного документа частично, даже в небольшом объеме, должник не считается неисполняющим решение суда, следовательно, такого должника невозможно привлечь к административной ответственности за неисполнение судебного акта.

Исключением будет являться умышленное неисполнение должником судебного акта. Например, должник имеет достаточный доход, но производит платежи в несоразмерном по сравнению с доходом размере. В таком случае необходимо наличие доказательств умышленного уклонения должника от неисполнения решения суда.

Таким образом, привлечь к административной ответственности должника возможно лишь при неприятии им никаких мер по исполнению судебного акта, исполнительного документа, либо при имеющихся доказательствах умышленного уклонения от исполнения судебного акта.

Куда обращаться для привлечения должника к административной ответственности?

Производство находится у государственного судебного исполнителя

Согласно подпункту 56) части 1 статьи 804 Кодекса об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица - государственные судебные исполнители. Подпунктом 2) пункта 1 статьи 126 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" предусмотрено, что государственный судебный исполнитель в установленном законом порядке вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Следовательно, для того, чтобы государственный судебный исполнитель составил протокол об административном правонарушении в отношении должника, взыскателю необходимо обратиться к судебному исполнителю, в производстве которого находится исполнительное производство, с заявлением о составлении протокола в отношении должника по основанию, предусмотренному статьей 669 КоАП.

Производство находится у частного судебного исполнителя

Частный судебный исполнитель не наделен такими полномочиями. В том случае, если исполнительное производство находится у частного судебного исполнителя, сам исполнитель либо взыскатель вправе обратиться в прокуратуру с заявлением о вынесении постановления о возбуждении административного дела в соответствии с частью 2 статьи 805 Кодекса об административных правонарушениях. После вынесения постановления прокурора о возбуждении административного дела, оно направляется на рассмотрение в специализированный административный суд.

Рассмотрение дела о привлечении должника к административной ответственности

В соответствии с частью 1 статьи 684 Кодекса об административных правонарушениях судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 669 КоАП.

Согласно статье 808 Кодекса протокол об административном правонарушении, предусмотренного статьей 669 Кодекса, направляется судье немедленно после его составления, поскольку в данном случае возможно применение административного ареста.

Дело об административном правонарушении за неисполнение решения суда рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, поскольку за совершение такого правонарушения предусмотрен административный арест.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, согласно части 1 статьи 821 Кодекса об административных правонарушениях, судья выносит одно из следующих постановлений:

  • о наложении административного взыскания;
  • о прекращении производства по делу;
  • о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочным налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера.

Согласно части 1 статьи 823 указанного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении объявляется незамедлительно по окончании рассмотрения дела.

Чем грозит должнику неисполнение решения суда?

Статья 669 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа должнику грозит:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: