Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях
Обновлено: 28.04.2024
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.
Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории". В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства. Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.
Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х годов в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.
Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII—XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Грoция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и у государства-предшественника; государство-преемник продолжало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяющим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.
Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с "чистого листа".
Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия, захват чужой территории.
196. Отраслевые принципы международного экономического права:
• принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим
197. Отрасль международного права, — регулирующая отношения субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров, — это право .
• международных договоров
198. Отрасль международного права, регламентирующая статус и функции государственных органов внешних сношений, — это право .
• дипломатическое
199. Официальная деятельность государства, его органов внешних сношений по защите интересов страны и ее граждан, поддержанию и укреплению мира и добрососедских отношений с другими государствами — это:
• дипломатия
200. Переговоры, консультации, добрые услуги — это средства разрешения международных споров .
• согласительные
201. Переход определенных прав от одного государства к другому — это:
• правопреемство
202. Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
• при возникновении нового субъекта международного права
• при объединении нескольких государств в одно
• при разделении одного государства на несколько новых
203. По международному воздушному праву на воздушное пространство, находящееся в пределах сухопутной и водной территории государства, распространяется:
• полный и исключительный суверенитет
204. По международному морскому праву на континентальный шельф распространяется:
• суверенное право прибрежного государства
205. По Уставу ООН на Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) возлагается задача:
• координации экономической и гуманитарной деятельности ООН
206. Под геноцидом в международном праве понимается:
• действия, направленные на уничтожение расовой группы
207. Под международно-правовым обычаем понимается:
• сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты признают юридически обязательный характер. Это основной источник международного права
208. Политическими правами и свободами являются:
• избирательное право
• личная безопасность
• право на участие в управлении обществом
• право объединения (свобода союзов)
• свобода информации
• свобода собраний и манифестаций
209. Полное официальное признание государства или правительства с установлением дипломатических отношений — это признание .
• де-юре
210. Полномочия международной организации ограничены:
• ее учредительными документами
181. Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
• при возникновении нового субъекта международного права
• при объединении нескольких государств в одно
• при разделении одного государства на несколько новых
182. По международному воздушному праву на воздушное пространство, находящееся в пределах сухопутной и водной территории государства, распространяется:
• полный и исключительный суверенитет
183. По международному морскому праву на континентальный шельф распространяется:
• суверенное право прибрежного государства
184. По Уставу ООН на Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) возлагается задача:
• координации экономической и гуманитарной деятельности ООН
185. Под международно-правовым обычаем понимается:
• сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты признают юридически обязательный характер. Это основной источник международного права
186. Под международным терроризмом понимается(-ются):
• противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать население
187. Политическими правами и свободами являются:
• избирательное право
• личная безопасность
• право на участие в управлении обществом
• право объединения (свобода союзов)
• свобода информации
• свобода собраний и манифестаций
188. Полное официальное признание государства или правительства с установлением дипломатических отношений — это признание .
• де-юре
189. Полномочия международной организации ограничены:
• ее учредительными документами
190. Понятие «международно-правовая ответственность» — это:
• юридическая обязанность субъекта правонарушения ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате правонарушения
191. Пост Верховного комиссара ООН по правам человека учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в:
• 1993 г
192. Постоянный орган, призванный решать международные споры путем судебной процедуры, — это:
• международный суд
193. Права человека, согласно принятой в международно-правовых документах классификации, в частности, подразделяются на:
• гражданские, политические, экономические, социальные и культурные
194. Право всех народов (согласно Уставу ООН) свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и обязанность каждого государства уважать это право — это принцип .
• мирного разрешения споров
195. Право международных организаций, — это:
• самостоятельная отрасль международного права
181. Основными источниками права ООС являются:
• международные договоры, международные обычаи, принципы международного права, а также решение международной организации
182. Основными направлениями деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) являются:
• населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды
• образование, профессиональная подготовка
• океаны
• охрана земель, вод, предотвращение опустынивания
• охрана природы, диких животных
• торговля, экономика, технология
• энергия
183. Особо опасные деликты, нарушающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и негативно воздействующие на всю систему международных отношений
• международное преступление
184. Особый вид санкций, представляющий собой ответные вооруженные принудительные меры
• самооборона
185. Ответные принудительные меры в международном праве, призванные обеспечить привлечение нарушителя к ответственности
• санкции
186. Отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условие прямо предусмотрены договором
• денонсация
187. Отказ государства от международного договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания
• аннулирование
188. Открытым морем считается морское пространство за пределами
• национальной юрисдикции, открытое для использования всеми государствами
189. Отношения, регулируемые международным правом, — это отношения между:
• государствами
• государствами и государствоподобными образованиями
• государствами и международными межправительственными организациями
• международными межправительственными организациями
190. Отрасль международного права, регламентирующая статус и функции государственных органов внешних сношений
• дипломатическое право
191. Отрасль международного права, регулирующая отношения субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров
• право международных договоров
192. Официальная деятельность государства, его органов внешних сношений по защите интересов страны и ее граждан, поддержанию и укреплению мира и добрососедских отношений с другими государствами
• дипломатия
193. Пересечение иностранным летательным аппаратом государственной границы какой-либо страны может быть совершено только по получении разрешения
• компетентных властей страны
194. Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
• при возникновении нового субъекта международного права
• при объединении нескольких государств в одно
• при разделении одного государства на несколько новых
195. Переход, с учетом основных принципов международного права, определенных прав от одного государства к другому, — это:
• правопреемство
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.
Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В настоящее время нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Поскольку указанные Конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника;
2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;
3) при разделении одного государства на несколько новых государств;
4) при объединении нескольких государств в одно государство;
5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.
Существуют несколько объектов правопреемства:
- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;
Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.
Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII—XIX вв. и проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника.
Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что при смене власти одного государства властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с «чистого листа».
Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.
Правопреемство в отношении международных договоров.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.
Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:
а) они явственно договорились об этом;
б) своим поведением они выразили такую договоренность.
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином.
Когда же часть территории государства отделяется и образует одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, действуют следующие правила:
а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного государства-преемника;
б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.
Правопреемство в отношении государственной собственности.
Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику.
Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику.
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.
Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе:
а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;
б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;
в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;
г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.
Правопреемство в отношении государственных долгов.
Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику.
В остальных случаях, т.е. при передаче части территории государства, отделении части территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами и подрывать основ экономического благосостояния данного государства.
Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части территории либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Понятие, виды и основные свойства субъектов международного права.
2. Государство как основной субъект международного права
3. Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость.
4. Особенности правосубъектности международных организаций.
5. Институт международно-правового признания.
6. Особенности признания государств.
7. Институт правопреемства в международном праве.
8. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и архивов.
Автор статьи
Читайте также:
- Это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства
- Как приводили в движение суда
- Денежная компенсация работникам государственных учреждений для организации отдыха и оздоровления
- Проблема нравственной оценки лжи и принцип правдивости в этике судебных прений
- Медаль 150 лет судебной системы что она дает