Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях

Обновлено: 28.04.2024

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой ин­ститут, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская кон­венция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в стать­ях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственно­сти за международные отношения какой-либо территории". В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внут­ренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к дру­гому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным из­менением социально-экономического и политического строя го­сударства-предшественника; 2) при возникновении нового го­сударства на месте колониального владения государства-мет­рополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части терри­тории и образовании на ней самостоятельного государства. Су­ществуют несколько объектов правопреемства: права и обязан­ности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государствен­ные архивы; долги.

Основой правопреемства является юридический факт воз­никновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения но­вых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего ре­шать путем соглашения заинтересованных государств, приня­тия соответствующего акта международной организацией, вы­несения решения международным судебным органом. Так, по­сле распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Ав­стрии и Венгрии; после второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х годов в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся но­вых государств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII—XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Грoция, государство-преемник полностью наследует между­народную личность государства-предшественника. Своими кор­нями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественно­сти), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остает­ся одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и у государства-предшественника; государство-преемник про­должало оставаться тем же юридическим субъектом, олице­творяющим единство территории, населения, политической вла­сти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наи­большее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет междуна­родной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью дру­гого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государ­ство начинает свои договорные связи с "чистого листа".

Эти теории не получили подтверждения в практике право­преемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику, зависит от многих факто­ров, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, опре­деляющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия, захват чужой территории.

196. Отраслевые принципы международного экономического права:
• принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим

197. Отрасль международного права, — регулирующая отношения субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров, — это право .
• международных договоров

198. Отрасль международного права, регламентирующая статус и функции государственных органов внешних сношений, — это право .
• дипломатическое

199. Официальная деятельность государства, его органов внешних сношений по защите интересов страны и ее граждан, поддержанию и укреплению мира и добрососедских отношений с другими государствами — это:
• дипломатия

200. Переговоры, консультации, добрые услуги — это средства разрешения международных споров .
• согласительные

201. Переход определенных прав от одного государства к другому — это:
• правопреемство

202. Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
• при возникновении нового субъекта международного права
• при объединении нескольких государств в одно
• при разделении одного государства на несколько новых

203. По международному воздушному праву на воздушное пространство, находящееся в пределах сухопутной и водной территории государства, распространяется:
• полный и исключительный суверенитет

204. По международному морскому праву на континентальный шельф распространяется:
• суверенное право прибрежного государства

205. По Уставу ООН на Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) возлагается задача:
• координации экономической и гуманитарной деятельности ООН

206. Под геноцидом в международном праве понимается:
• действия, направленные на уничтожение расовой группы

207. Под международно-правовым обычаем понимается:
• сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты признают юридически обязательный характер. Это основной источник международного права

208. Политическими правами и свободами являются:
• избирательное право
• личная безопасность
• право на участие в управлении обществом
• право объединения (свобода союзов)
• свобода информации
• свобода собраний и манифестаций

209. Полное официальное признание государства или правительства с установлением дипломатических отношений — это признание .
• де-юре

210. Полномочия международной организации ограничены:
• ее учредительными документами

181. Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
• при возникновении нового субъекта международного права
• при объединении нескольких государств в одно
• при разделении одного государства на несколько новых

182. По международному воздушному праву на воздушное пространство, находящееся в пределах сухопутной и водной территории государства, распространяется:
• полный и исключительный суверенитет

183. По международному морскому праву на континентальный шельф распространяется:
• суверенное право прибрежного государства

184. По Уставу ООН на Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) возлагается задача:
• координации экономической и гуманитарной деятельности ООН

185. Под международно-правовым обычаем понимается:
• сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты признают юридически обязательный характер. Это основной источник международного права

186. Под международным терроризмом понимается(-ются):
• противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать население

187. Политическими правами и свободами являются:
• избирательное право
• личная безопасность
• право на участие в управлении обществом
• право объединения (свобода союзов)
• свобода информации
• свобода собраний и манифестаций

188. Полное официальное признание государства или правительства с установлением дипломатических отношений — это признание .
• де-юре

189. Полномочия международной организации ограничены:
• ее учредительными документами

190. Понятие «международно-правовая ответственность» — это:
• юридическая обязанность субъекта правонарушения ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате правонарушения

191. Пост Верховного комиссара ООН по правам человека учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в:
• 1993 г

192. Постоянный орган, призванный решать международные споры путем судебной процедуры, — это:
• международный суд

193. Права человека, согласно принятой в международно-правовых документах классификации, в частности, подразделяются на:
• гражданские, политические, экономические, социальные и культурные

194. Право всех народов (согласно Уставу ООН) свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и обязанность каждого государства уважать это право — это принцип .
• мирного разрешения споров

195. Право международных организаций, — это:
• самостоятельная отрасль международного права

181. Основными источниками права ООС являются:
• международные договоры, международные обычаи, принципы международного права, а также решение международной организации

182. Основными направлениями деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) являются:
• населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды
• образование, профессиональная подготовка
• океаны
• охрана земель, вод, предотвращение опустынивания
• охрана природы, диких животных
• торговля, экономика, технология
• энергия

183. Особо опасные деликты, нарушающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и негативно воздействующие на всю систему международных отношений
• международное преступление

184. Особый вид санкций, представляющий собой ответные вооруженные принудительные меры
• самооборона

185. Ответные принудительные меры в международном праве, призванные обеспечить привлечение нарушителя к ответственности
• санкции

186. Отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условие прямо предусмотрены договором
• денонсация

187. Отказ государства от международного договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания
• аннулирование

188. Открытым морем считается морское пространство за пределами
• национальной юрисдикции, открытое для использования всеми государствами

189. Отношения, регулируемые международным правом, — это отношения между:
• государствами
• государствами и государствоподобными образованиями
• государствами и международными межправительственными организациями
• международными межправительственными организациями

190. Отрасль международного права, регламентирующая статус и функции государственных органов внешних сношений
• дипломатическое право

191. Отрасль международного права, регулирующая отношения субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров
• право международных договоров

192. Официальная деятельность государства, его органов внешних сношений по защите интересов страны и ее граждан, поддержанию и укреплению мира и добрососедских отношений с другими государствами
• дипломатия

193. Пересечение иностранным летательным аппаратом государственной границы какой-либо страны может быть совершено только по получении разрешения
• компетентных властей страны

194. Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
• при возникновении нового субъекта международного права
• при объединении нескольких государств в одно
• при разделении одного государства на несколько новых

195. Переход, с учетом основных принципов международного права, определенных прав от одного государства к другому, — это:
• правопреемство

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В настоящее время нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Поскольку указанные Конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника;

2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;

3) при разделении одного государства на несколько новых государств;

4) при объединении нескольких государств в одно государство;

5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Существуют несколько объектов правопреемства:

- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII—XIX вв. и проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что при смене власти одного государства властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с «чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.

Правопреемство в отношении международных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

а) они явственно договорились об этом;

б) своим поведением они выразили такую договоренность.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином.

Когда же часть территории государства отделяется и образует одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, действуют следующие правила:

а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного государства-преемника;

б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Правопреемство в отношении государственной собственности.

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;

г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных долгов.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику.

В остальных случаях, т.е. при передаче части территории государства, отделении части территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами и подрывать основ экономического благосостояния данного государства.

Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части территории либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие, виды и основные свойства субъектов международного права.

2. Государство как основной субъект международного права

3. Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость.

4. Особенности правосубъектности международных организаций.

5. Институт международно-правового признания.

6. Особенности признания государств.

7. Институт правопреемства в международном праве.

8. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и архивов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: