Денежная компенсация работникам государственных учреждений для организации отдыха и оздоровления

Обновлено: 24.04.2024

Вопрос: О страховых взносах при компенсации (оплате) стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 07.10.2019 по вопросу обложения страховыми взносами сумм компенсации расходов работников на приобретение путевок детям в детские оздоровительные лагеря и сообщает следующее.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат в пользу физических лиц, приведенный в статье 422 Налогового кодекса, является исчерпывающим.

В случае если организация производит выплату работникам в виде компенсации их расходов на оплату стоимости путевок детям в детские оздоровительные лагеря, то, учитывая, что данная выплата не поименована в перечне не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, приведенном в статье 422 Налогового кодекса, такая выплата облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата, производимая в пользу работника, в рамках трудовых отношений.

При этом в случае если организация производит оплату стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря непосредственно за детей работников, т.е. перечисляет средства по оплате стоимости путевки в организацию, осуществляющую ее предоставление, то данная выплата на основании пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку такая выплата осуществляется в пользу физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения страховыми взносами выплат в виде дополнительных мер социальной поддержки, производимых в пользу работников государственных учреждений, и сообщает.

1. По вопросу начисления страховых взносов на суммы ежемесячных денежных выплат социальным и медицинским работникам, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с разъездами.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Согласно абзацу десятому подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, в целях освобождения от обложения страховыми взносами вышеуказанных сумм законодательство предусматривает необходимость предоставления работником соответствующих подтверждающих расходы документов.

Согласно положениям статьи 168.1 Трудового кодекса, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размер и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, если работа социальных и медицинских работников носит разъездной характер, и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то ежемесячная денежная выплата указанным лицам, направленная на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежит обложению страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса.

2. По вопросу начисления страховых взносов на суммы ежегодной компенсационной выплаты в размере 0,4 базовой единицы отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения.

3. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций затрат на проезд молодым специалистам, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), педагогическим работникам предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В частности, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений и работниками государственных учреждений, расположенных в сельской местности.

Однако следует учесть, что при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат (например, при отсутствии чеков на покупку проездных билетов) теряется их компенсационный характер, и они рассматриваются как выплаты в рамках трудовых отношений и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

4. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций на организацию отдыха педагогическим работникам государственных образовательных учреждений.

В соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса отпуск является одним из видов времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Поскольку физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей, то оно не несет затрат, связанных с их выполнением.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.

Специальной нормы о включении в указанный перечень сумм компенсационных выплат, производимых педагогическим работникам государственных образовательных учреждений для возмещения затрат для организации их отдыха и оздоровления, в статье 422 Кодекса не предусмотрено.

5. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных учреждений, расположенных в сельской местности.

Согласно абзацу третьему подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.

На основании части 8 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные плательщикам страховых взносов и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют плательщикам страховых взносов, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

Обзор документа

В соответствии с законодательством Санкт-Петербурга некоторым категориям граждан, работающим в госучреждениях, предоставляются дополнительные меры социальной поддержки. В связи с этим разъяснено следующее.

Если работа социальных и медицинских работников носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то ежемесячная денежная компенсация не облагается страховыми взносами.

Отдельным категориям медицинских и социальных работников установлена ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы. Поскольку ее целевое назначение в Законе Санкт-Петербурга не указано, то она не может быть признана компенсационной и облагается страховыми взносами.

В отношении компенсаций затрат на проезд молодым педагогам разъяснено следующее. Они не облагаются страховыми взносами. Но при отсутствии документального подтверждения целевого использования (например, если нет чеков на покупку проездных билетов) теряется их компенсационный характер. Тогда они облагаются страховыми взносами.

Компенсационные выплаты педагогам для организации их отдыха и оздоровления облагаются страховыми взносами.

Ежемесячные компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не облагаются страховыми взносами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В отношении работников государственных учреждений, указанных в статье 44 настоящего Кодекса, устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки:

1) не действует с 1 января 2016 г.

Информация об изменениях:

2) ежемесячная денежная выплата в размере 886 рублей 72 копеек следующим социальным и медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения и государственных учреждений социального обслуживания населения, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с разъездами:

врачам общей практики (семейным врачам);

медицинским сестрам (братьям) общей (семейной) практики;

врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым;

медицинским сестрам (братьям) участковым;

социальным работникам отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделений срочного социального обслуживания государственных учреждений социального обслуживания населения;

медицинским сестрам (братьям) специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов государственных учреждений социального обслуживания населения;

3) ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы следующим медицинским и социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания населения:

социальным работникам отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделений срочного социального обслуживания государственных учреждений социального обслуживания населения;

медицинским сестрам (братьям) специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов государственных учреждений социального обслуживания населения;

4) исключен с 1 января 2014 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 4 ноября 2017 г. - Закон Санкт-Петербурга от 24 октября 2017 г. N 605-106

5) ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге - молодым специалистам со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, или молодым специалистам со стажем работы по специальности до 3 лет, являющимся специалистами, осуществляющими подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 4 ноября 2017 г. - Закон Санкт-Петербурга от 24 октября 2017 г. N 605-106

6) денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в 5 лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения;

7) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной нормативной площади жилого помещения, в том числе нетрудоспособным членам семей работников, совместно с ними проживающим и находящимся на их иждивении, - работникам государственных учреждений, расположенных в сельской местности;

8) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных действующим законодательством) - работникам государственных учреждений, расположенных в сельской местности;

9) денежная компенсация расходов на приобретение и доставку топлива в размере 100 процентов работникам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, в пределах норм, установленных органами местного самоуправления для продажи населению, - работникам государственных учреждений, расположенных в сельской местности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

В целях сохранения уровня социальной поддержки и социальной стабильности и в соответствии с полномочиями Правительства Москвы, установленными правовыми актами города Москвы в сфере социальной защиты населения, Правительство Москвы постановляет:

1. Установить размеры отдельных социальных и иных выплат на 2022 год (приложение 1).

2. Утвердить перечень единовременных социальных выплат на 2022 год, размеры которых устанавливаются отдельными правовыми актами Правительства Москвы (приложение 2).

4. Признать утратившими силу:

4.4. Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. N 816-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2017 год".

4.5. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 956-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП и от 6 декабря 2016 г. N 816-ПП".

4.6. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2017 г. N 56-ПП "Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

4.7. Постановление Правительства Москвы от 24 мая 2017 г. N 273-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. N 816-ПП".

4.8. Пункты 1-3, 5 постановления Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. N 805-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2018 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП".

4.10. Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2017 г. N 881-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. N 805-ПП".

4.11. Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2018 г. N 675-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. N 805-ПП".

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Размеры отдельных социальных и иных выплат на 2022 год

Перечень
единовременных социальных выплат на 2022 год, размеры которых устанавливаются отдельными правовыми актами Правительства Москвы

N
п/п
Наименование единовременной социальной выплаты
1 2
1 Единовременная материальная помощь в связи с 77-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве
2 Единовременная материальная помощь в связи с 77-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов отдельным категориям граждан, проживающих в городе Севастополе
3 Единовременная материальная помощь в связи с 81-й годовщиной начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой
4 Единовременная материальная помощь гражданам, пострадавшим вследствие радиационных воздействий

Обзор документа

С 1 января 2022 г. на 4,8% увеличиваются размеры отдельных социальных выплат. Так, например, дополнительное пособие по беременности и родам теперь составит 1722 руб. (было 1643 руб.), единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) одновременно трех и более детей - 57383 (ранее - 54754 руб.), единовременная материальная помощь вдовам Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - 3444 руб. (вместо 3286 руб.) и т.д.

Величина городского социального стандарта в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии и назначения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии некоторых категорий работающих пенсионеров установлена в размере 21193 руб. (было 20222 руб.)

Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, родившимся в период с 4 сентября 1927 г. по 3 сентября 1945 г. ("детям войны"), установлены в размере 1722 руб. (ранее - 1643 руб.).

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений. Кроме того, работникам учреждений осуществляются различные выплаты социального характера. Нужно ли их облагать страховыми взносами? Давайте разбираться.

Какие выплаты относятся к социальным?

В Налоговом кодексе не дано понятие «социальные выплаты». На практике к таким выплатам относятся:

компенсация, выплачиваемая работникам за проезд к месту работы и обратно;

разовые премии работникам за участие в конкурсах профессионального мастерства, премии в связи с праздничными и юбилейными датами;

дотации работникам на питание;

компенсация работникам стоимости путевок;

возмещение работникам стоимости лечения и медикаментов, платы за детей в дошкольных учреждениях и т. д.

Основные признаки социальных выплат сформулировал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:

выплаты социального характера осуществляются на основании коллективного договора;

не являются стимулирующими;

не зависят от квалификации работников;

не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы;

не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Соответственно, все виды выплат, которые обладают пеерчисленными признаками, относятся к социальным.

Минфин об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщикам страховых взносов важно знать, облагаются ли страховыми взносами социальные выплаты работникам или нет?

Представители финансового ведомства давно и последовательно придерживаются мнения о том, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке. Чиновники основываются на следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Статьей 422 НК РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

И если в данной норме прямо не указаны те виды социальных выплат, которые осуществляет работодатель, то они облагаются страховыми взносами (см. таблицу).

Реквизиты письма Минфина

Виды социальных выплат, которые, по мнению Минфина, облагаются страховыми взносами

От 21.03.2017 № 03-15-06/16239

Оплата дополнительного дородового отпуска.

Компенсация работникам стоимости путевок.

Компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.

Оплата выходных дней за участие в добровольной народной дружине.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников

От 23.04.2019 № 03-15-06/29511

Компенсация стоимости путевок.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение стоимости лечения и медикаментов

От 14.12.2020 № 03-15-06/109203

Единовременная премия при выходе на пенсию.

Единовременное поощрение в связи с праздничными и юбилейными датами.

Возмещение платы за детей в дошкольных учреждениях.

Единовременное вознаграждение при поступлении на работу работникам в возрасте до 35 лет.

Частичная компенсация работникам стоимости путевок.

Оплата питания донорам в дни сдачи крови.

Доплата работнику, осуществляемая за время декретного отпуска его супруги.

Ежемесячное дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет

От 15.02.2021 № 03-15-06/10032

Дотации на питание работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также работникам, занятым в многосменном режиме работы, в дни фактической занятости на работе.

Компенсация работникам за проезд к месту работы и обратно.

Разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства.

Премии в связи с праздничными и юбилейными датами

Из приведенных разъяснений Минфина следует, что не облагаются только те выплаты, которые прямо указаны в ст. 422 НК РФ. Все остальные выплаты, и социальные в том числе, облагаются страховыми взносами. Никакому расширительному толкованию перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подлежит.

Данный подход представители финансового ведомства демонстрируют с 2017 года, когда порядок уплаты страховых взносов стал регулироваться нормами НК РФ. До этого их коллеги из Минтруда придерживались аналогичных взглядов относительно обложения страховыми взносами социальных выплат. Еще в Письме Минтруда РФ от 08.10.2014 № 17-3/В-473 было сказано, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ[1], является исчерпывающим. В данной статье не поименованы выплаты в виде:

ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

компенсации стоимости санаторно-курортных путевок;

компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (работника) к месту оздоровления или лечения и обратно;

компенсации проезда работнику в ближайший территориальный центр профпатологии для установления диагноза профзаболевания.

Следовательно, перечисленные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке как выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.

Судьи об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщики страховых взносов, не соглашаясь с позицией контролирующих органов в лице Минфина и ФНС, оспаривают доначисления страховых взносов, штрафов и пеней по налоговым проверкам и обращаются в суды. Интересно, что арбитры, основываясь все на тех же нормах НК РФ, приходят к прямо противоположному мнению. Рассмотрим конкретные решения.

Постановление АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020 по делу № А12-47264/2019

Организация в расчете по страховым взносам за I квартал 2019 годы указала выплаты в пользу физических лиц, не подлежащие обложению страховыми взносами, в числе которых была частичная компенсация расходов за содержание в дошкольном учреждении детей работников в сумме около 74 000 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция пришла к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов в I квартале 2019 года на указанную сумму и доначислила страховые взносы и пени.

Организация не согласилась с налоговиками и обратилась в суд. Все три судебные инстанции поддержали плательщика страховых взносов.

Судьи, проанализировав положения ст. 15, 16, 129 ТК РФ, признали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. В проверяемом периоде в соответствии с коллективным договором организация компенсировала работникам расходы за содержание детей в дошкольном учреждении. При этом в материалы дела не было представлено доказательств того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от их трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, трудового стажа.

Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), поэтому не выступают объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, учитывая данные факты, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, связанные с компенсацией за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера, не считаются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с данным работодателем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поэтому основания для включения компенсации расходов за содержание в дошкольном учреждении детей в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.

К аналогичному выводу пришел суд и в Постановлении АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020, в котором в качестве социальных выплат признал в том числе компенсацию стоимости путевки на оздоровительный отдых семьи работника, также не подлежащую обложению страховыми взносами.

Постановление АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020 по делу № А19-6508/2020

Как и в предыдущем случае, по результатам камеральной налоговой проверки представленного организацией расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года налоговый орган обнаружил факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества, в размере 1,7 млн руб. Организации были доначислены страховые взносы. Не согласившись с таким решением, она обратилась в суд, при этом досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

По мнению налогового органа, оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, субъектом РФ, решением представительных органов местного самоуправления. Пределы норм спорных выплат законодательно не регулируются. Поскольку спорные выплаты осуществлялись обществом на основании локальных нормативных актов, они подлежали обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019).

Суды применили положения ст. 8, 18.1, 420, 422 НК РФ, ст. 5, 15, 56, 129, 164, 165 169 ТК РФ а также правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, и пришли к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ.

Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Исходя из данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судьи решили: организация производила спорные выплаты и дотации на питание работников за счет собственных средств на основании коллективного договора.

Установив, что указанные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, арбитры пришли к обоснованным выводам, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Отметим также, что, по мнению суда, ссылки налогового органа на письма Минфина не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные письма нормативными правовыми актами не являются.

Аналогичное решение было вынесено и в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019: выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Постановление АС СЗО от 15.03.2021 № Ф07-521/2021 по делу № А56-68702/2020

Основанием для принятия спорного решения налоговым органом в этом деле послужили выводы о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха работникам государственных учреждений. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, повлекло занижение суммы страховых взносов.

В соответствии с п. 6 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений предусмотрена следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление учреждения, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга и являются мерой социальной поддержки. Это свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должны начисляться страховые взносы по правилам гл. 34 НК РФ.

Судьи также обратили внимание на то, что учреждение, перечисляющее работнику спорные выплаты, выступает в данных отношениях не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а администратором в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Поскольку в спорных выплатах учреждения отсутствовал элемент трудовых отношений, арбитры пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам ст. 420 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.

Вывод о том, что суммы предоставленных работникам и их детям в возрасте до 15 лет льготных путевок санаторно-курортного лечения являются социальными выплатами и не облагаются страховыми взносами, был сделан также в постановлениях АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020, от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.

В настоящее время под социальными выплатами понимаются выплаты работникам учреждения, которые производятся на основании коллективного договора, при этом не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, а также от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников.

Представители Минфина и ФНС считаются, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Однако судьи думают иначе и выносят решения по спорным выплатам социального характера в пользу плательщиков страховых взносов. Отметим, что суды придерживались такого же мнения и в отношении страховых взносов, когда их уплата регулировалась Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2017).

В судебных решениях указывается, что правовые позиции судей относительно социальных выплат, сформированные исходя из толкования действовавшего прежде Федерального закона № 212-ФЗ, актуальны и сегодня, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.

[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: